Научная статья на тему 'ИМАГИНАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ (студенческая публикация)'

ИМАГИНАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ (студенческая публикация) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуализация / имагинация / симуляция / виртуальность / реальность / общество / візуалізація / імагінація / віртуальність / реальність / суспільство

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Р. А.

В статье исследуются некоторые аспекты феномена визуализации общественных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Імагінація суспільної ментальності

У статті досліджуються деякі аспекти феномена візуалізації суспiльних взаємин

Текст научной работы на тему «ИМАГИНАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ (студенческая публикация)»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (63). 2011. № 3-4. С. 265-271.

УДК 140.8: [316.422.4: :316.42]

ИМАГИНАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ (студенческая публикация)

Иванова Р.А.

В статье исследуются некоторые аспекты феномена визуализации общественных взаимоотношений.

Ключевые слова: визуализация, имагинация, симуляция, виртуальность, реальность, общество.

Объектом исследования является социальная реальность. Цель исследования -раскрыть визуальный характер социальной реальности.

Прежде чем перейти к основному тексту статьи, полагаю необходимым предварительно пояснить некоторые вводные термины, которые не один раз будут упоминаться далее в работе. Их можно увидеть в названии: имагинация, ментальность, имагинация ментальности. Последующая их расшифровка скорее контекстуальная, нежели классическая, однако без претензий на новизну и неповторимость смыслов. Итак, под «ментальностью» я подразумеваю относительно устойчивую совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы к восприятию мира определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует. «Общество» я подразумеваю в самом широком смысле слова, как совокупность всех форм взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Соответственно, словосочетание «общественная ментальность» содержит в себе смыслы основных тенденций направленности мышления, бытующих в обществе, и формирующих мировоззрение каждого отдельного индивида и общества в целом. Под термином «имагинация» я понимаю взаимосвязь чувственного и мысленного визуализирования в их сплошном слиянии в процессах мировосприятия, мироощущения и формирования мировоззрения. Таким образом, в данном докладе речь будет идти об усиливающейся в современном обществе тенденции к жизни в атмосфере тотальной визуализации (как чувственной, так и мыслительной), и о вытекающих из этого последствиях.

Ментальные образы непосредственно влияют на восприятие окружающего мира и определяют, что человек замечает, а что он упускает из поля зрения, что он вспоминает или забывает. Внутренние потоки образов обусловливают не только то, что вовне становится внутренними образами, но и то, какие образы, помимо внимания, внедряются в сознание человека и укрепляются в нем. Каждое отдельное человеческое сознание продуцирует образы, ассоциации, идеи, но эти самые образы, ассоциации, идеи обладают способностью оказывать влияние как на сознание, в лоне которого они повяились, так и на другие индивидуальные

сознания. В свою очередь, уже имеющиеся умственно-чувственные элементы порождают новые, себе подобные. Появляется некоторая самовозобновляющаяся и саморегулирующаяся система, с одной стороны, закреплённая на каждом отдельном индивиде и формирующая общественное мировоззрение, а с другой стороны, обладающая обратной силой формирования отдельных индивидов неким общественным мировоззрением. Внутренние образы в значительной мере представляют собой следствие внешних образов. Как продукт нашей культуры они являются её выражением и отличаются от образов других культур и других исторических эпох. В своем пути от овеществленных форм во внешнем мире к внутреннему миру человека и благодаря наслоению на уже существующие там образы коллективный характер этих образов получает индивидуальное оформление.

Попытаемся проследить то, как это происходит, в основных сферах жизнедеятельности людей. Но прежде следует упомянуть Ж. Бодрийяра и его теорию симуляции, плотно соприкасающуюся с рассматриваемой темой. Бодрийяр рассматривает современное европейское общество как гиперреальное поле взаимодействия симулякров различных уровней. Под симуляцией подразумевается даже не имитация, а субституция реального знаками реального и образование некоторого гиперреального пространства , характеризующегося приобретением большей реальности, нежели само реальное в силу своего слияния одновременно и с реальным, и с самим собой как с чем-то отделившимся от существующего и ведущего самостоятельное существование. Автор концепции мыслит опасность в нарушении самим новоявлением гиперреальности принципа реальности: притворство данный принцип не затрагивает, оно лишь его замаскировывает, симуляция же ставит под сомнение само различие между истинным и ложным, между реальным и мнимым. Нарушается глобальная причинно-следственная связь между реальным и его порождениями, рушится связь означаемого с означающим, существующее по сути становится лишь своеобразным алиби для существования симулируемого.

Сфера экономики. Если раннее существовали проблемы, сопряженные с производством товара, то сегодня произвести товар - не проблема: прилавки магазинов просто завалены разнообразными предметами. Новая задача - этот товар продать, и чем шире ассортимент, тем острее становится эта проблема для каждого из конкурирующих производителей. А для того, чтобы товар продавался, он необходимым образом должен привлекать покупателя. А как этого достигнуть? И здесь на помощь приходят маркетинговые технологии, обрабатывающие произведенный товар на всякий лад, дабы он был привлекательным для потребителя, да не просто привлекательным, а привлекательнее, чем другие товары этого же ряда. Такое положение дел приводит к тому, что продаётся уже не столько сам товар как результат производства, а образ товара, созданный рекламой. Если в определенный момент товар был своей собственной рекламой (другой не было), то сегодня реклама стала своим собственным товаром [1].

Продаётся не пивной напиток, а образ счастья и социальной популярности, не автомобиль как средство передвижения, а образ стильности и успешности и т.д.

Сфера политики и закона. Что бы ни говорилось о демократии и абстрактной власти народа, политика всегда осуществлялась конкретными личностями. Сегодня же происходит вытеснение характеристик конкретных

личностей специально создаваемыми имиджмейкерами образами. «Искусство политики ныне состоит не в управлении «polis», а в придумывании «petites phrases», по которым политик будет увиден, понят и поддержан на плебисците, ровно как и избран или не избран на предстоящих выборах» [2, с. 64]. Политические деятели превращаются из персон в персонажей.

Что касается закона, чьей основной функцией является регуляция общественных взаимоотношений методом «маячащего наказания», то, пользуясь языком Бодрийяра, «пародия уравнивает друг с другом покорность и нарушение, и вот в этом-то кроется наибольшее преступление, поскольку оно аннулирует различие, на котором основывается закон. Симуляция располагается по ту сторону истинного и ложного, по ту сторону рациональных различий, на которые полагается любое социальное и любая власть» [1].

Наука, образование. Что касается науки, то ничтожно малый процент людей занимается целенаправленными серьёзными поисками существующего, той самой известной научной «объективной истины». В науку играют. В науку может пойти любой, кто хочет поиграть в неё, это что-то вроде новой разновидности социальной игры, со своими, тем не менее, социальными преимуществами, вроде степеней, грантов и всему тому, что способствует созданию образа компетентности. Образование помогает получить образ образованного человека, по крайней мере, в нашей стране, посредством непомерного количества негосударственных ВУЗов и нещадной коррупцией.

Искусство. Касательно изобразительного искусства можно согласиться с мнением Р. Дебре: «Исследователи изощрялись в пустых тонкостях, пытаясь определить, искусство ли фотография или нет, не задавшись предварительно вопросом, не перевернуло ли само изобретение фотографии основополагающий характер искусства» [3, с. 136].

Относительно музыки можно отметить, что мы чаще слушаем синтетическую музыку, отретушированный образ музыки реальной. Если раньше слушали органную музыку Баха в кирхе и только так, то сейчас это возможно осуществить при помощи специальной техники, но тем самым, это уже не та музыка, которую бы мы слушали в непосредственном исполнении, а изменённая. Возникает некоторый новый образ, например, Баха, который видоизменяет способы прослушивания и музыкальные вкусы слушателей. В литературе же это может проявляться как акцентирование на форме подаче произведения, а не его содержании.

Медицина. Всевозможные машины, механизмы - это будто бы образы усовершенствованного человеческого тела. Изначально человек примитивно воплотил силу руки в рубиле и палке-копалке, движение ног - в колесе, кору головного мозга - в микросхемах. То есть, человеческий организм либо продлевается либо отображается в орудиях труда. Это не то, чтобы визуализация, но подобное либо усовершенствованное отображение. Тело, виртуализированное в клоны, раздробленное на прививки, имплатанты и протезы; восстановленное биотехнологиями, получившее допинг от промышленной биохимии, детерриториализованное мобильными телефонами, оно никогда не было предметом стольких интенсивных забот: бодибилдинг, диететика, пластическая хирургия, разнообразные виды спорта, эксгибиционизм здоровья и красоты. Технические средства развоплощения приводят к культуре индивидуального гипервоплощения

[3, с. 316]. Клонирование является последней стадией истории моделирования тела, стадией, на которой индивидуум, сведенный к своей абстрактно-генетической формуле, обречен на серийное воспроизводство. [1] Хотя даже теоретические работы по клонированию запрещены в ряде стран и к данному моменту времени не зафиксировано ни одного достоверного случая клонирования человека, теоретически в недалёком будущем это возможно.

Спорт. Сила спорта в способности объединения больших групп людей по всему миру, принадлежащих к разных сообществам. Спорт преодолевает языковые, возрастные, культурные, половые барьеры. Но спорт делают спортсмены, а «большой спорт» является по факту отнюдь не просто занятием, основывающемся на физиологических талантах. Ибо в нём появились зрители: именно зрители, а не болелыцики-сопереживатели, поскольку одновременно с эрой телетрансляции наблюдение за спортивными состязаниями стало доступно в любой точке планеты фактически в любое время, вне зависимости от расстояний и часовых поясов. Личное присутствие на состязании не обязательно: мы получили возможность участвовать в этом не непосредственно, а через механизм-передатчик. Спортсмены становятся публичными персонами, поскольку сейчас камера и фотоаппарат могут достать их не только во время состязания, но и в их повседневной жизни, а медиа быстренько эту информацию распространить) хотят большего. Спортсмен как дикий «плохой» парень уходит в прошлое, ведь болельщики хотят общаться с атлетами, завтрашние атлеты должны понять: чтобы добиться успеха, их поведение вне игровой площадки для зрителя является почти столь же важным, как и на ней, им нужно считать себя брендами [4, с. 15].

Интимное. Сексуальность - личностные инвестиции, которые можно успешно вкладывать в личностное развитие с целью достижения своих целей. Что-то вроде ценного личностного капитала, который находит своё выражение в визуализации и демонстрации. Кажется, реклама взяла себе на вооружение стратегию давления именно на интимную сферу жизни человека, как на одну из наиболее уязвимых.

Личностное. М. Кундера пишет: «Человек - всего лишь то, что являет собой его образ. Поскольку мы живем с людьми, мы ни что иное как то, за кого люди нас принимают. Думать о том, какими нас видят другие, и стараться, чтобы наш образ по возможности был более симпатичным, считается своего рода притворством или фальшивой игрой. Но разве существует какой-нибудь прямой контакт между моим и их «Я» без посредничества глаз? Разве мыслима любовь, когда мы не озабочены тем, каков наш образ в мыслях любимого? Когда нам становится безразлично, каким нас видит тот, кого мы любим, значит, мы его уже не любим» [2, с. 143].

«По образу и подобию моему...» - человек ни что иное, как образ, даже исходя из христианской религии. Также получается, что все люди в обществе - не некие абстрактные «Я» (да, друг для друга «Я» именно абстрактно), а образы, являющие себя друг другу и являющиеся собой. Нет, вряд ли мы теряем свое «Я», но о нем просто никто и не знает, кроме нас самих. Мы тщимся всеми способами его проявить именно поэтому. И интересуемся мы образами друг друга в лучшем случае, в худшем - образами образов других в себе.

СМИ, система коммуникаций. Снова ссылаясь на Бодрийяра, можно утверждать, что происходит повсеместная потеря смысла и тезис Макклюена о том, что «medium is the message», заключает в себе все особенности проявления духа

постмодернизма в системе коммуникаций: доминирующая форма медиа поглощает все контенты смысла, а также: « «медиа - это сообщение», означает не только конец сообщения, но и конец медиа. Больше нет медиа в буквальном смысле слова (я имею в виду, прежде всего электронные средства массовой информации), то есть инстанции, которая была бы посредником между одной реальностью и другой, между одним состоянием реального и другим» [1].

В итоге, можно с некоторой долей уверенности утверждать, что феномен визуализации, а вместе с ней и имагинации, действительно имеет место, хотя возможно, и не в столь утрированной форме, как это подаёт Бодрийяр. Наука превращается в оптическую технонауку. Искусственный горизонт экрана или монитора свидетельствует о превосходстве медийной перспективы над непосредственной пространственной перспективой. Всеобщая визуализация является наиболее заметной стороной виртуализации [5, с. 19].

Что подразумевается под этим словом? Обычно виртуализация рассматривается либо как технологических процесс, влекущий за собой социальные последствия, и тогда мы признаём приоритет научно-технического прогресса над социальным, либо же мы подчеркнём приоритет социального над научно-техническим прогрессом в том же случае, если будем рассматривать виртуализацию как чисто социальный процесс, однако опосредованный использованием компьютеров и без них невозможный. Действительно, роль экранчиков, именно компьютерных, с программами, в которых предусмотрена некоторая свобода действий, сложно переоценить, они если и не «виновники» ускоренной виртуализации, то точно преданные пособники: компьютеризация происходила в более ускоренном темпе, нежели автомобилизация и телеобеспечение, хотя и менее масштабно по объёмам продаж. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло около двадцати пяти лет, но телевизору потребовалась около сорока лет, а автомобилю около семидесяти для того, чтобы достичь такого же уровня распространенности, как компьютеру. Также вряд ли мы можем использовать телевизор либо автомобиль иначе, нежели по прямому назначению (телевизор -получение информации, развлечение, автомобиль - передвижение в пространстве, хотя достаточное число людей могут использовать автомобиль, например, для поддержки статусности), в то время как компьютер просто универсален, это и средство обмена информацией, и профессиональный инструмент фактически в любой сфере деятельности, средство развлечений. Компьютерная среда обвалакивает человека виртуальной атмосферой.

Существует два основных смысла понятия «виртуальное». Первый восходит к традиционному естествознанию, в котором смысл термина «виртуальное» раскрывается через противопоставление эфемерности бесконечно малых перемещений объектов или бесконечно малых периодов существования частиц и стабильной в своих пространственно-временных характеристиках реальности. Второй смысл порожден практикой создания и использования компьютерных симуляций и раскрывается через противопоставление иллюзорности объектов, создаваемых средствами компьютерной графики, и реальности материальных объектов [6, с. 18-19]. Однако в контексте общественной ментальности я буду подразумевать под виртуальностью просто любое замещение реальности образом, симуляцией, не обязательно при помощи оргтехники.

Идея виртуальности явно использовалась еще в схоластике, через противопоставление потенциальности субстанциональности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанционально, но реально, в тоже время не потенциально, а актуально (виртуалис - возможный). Виртуальны объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях. То есть, так или иначе, но виртуальное связано в выходом за пределы актуального, сущего, того, что есть в сферу возможного, потенциального, не того, что есть сейчас, и, также, не обыденного, чего-то такого, что не свойственно для сознания в нормальных условиях. В принципе, визуализация всегда была неотъемлемой частью человеческой культуры, начиная с древних времен. Даже примитивные религиозные представления могут являть собой пример визуализации совместно с виртуализацией: то, что метафизично и необъяснимо, приобретает, например, очертания духа (черты мысленного образа), дух в свою очередь рационально признается метафизическим и ему подыскивается некоторый образный эквивалент, мысленный либо зрительный. Например, древнегреческая дриада, дух, облаченный в образ дерева. Локализированные духи и не менее локализированные языческие боги, по сути своей статичные, позже трансформировались в образ Единого Вездесущего, нелокализованного, динамичного Бога. Теперь для контакта с ним не нужны были закрепленные статуи. Монотеистическая религия еще более образна, нежели примитивные дорелигиозные формы и язычество, образна вплоть до словесных формулировок. Однако буйство образа так или иначе сдерживается строгими моральными ограничениями: все «воображалки» «служат» целям религиозного толка. С момента «научного взрыва» XVII века и подрыва силы религиозных норм, визуализация и виртуализация продолжают существовать, только на других уровнях, охватывая также иные, нерелигиозные сферы.

Однако вряд ли можно утверждать, что предшествующие виды проявления виртуализации исчезли (либо остались лишь ступенькой некоторой «эволюции виртуального»): они существуют наряду с современными компьютерными средствами её воплощения. В компьютере - виртуальная реальность, образ реальности, но ведь и сама реальность не более, чем образ. Мы редко задумываемся над тем, что та реальность, в которой мы осмысленно проживаем наши человеческие жизни - не более, нежели набор идеальных образов-моделей в голове, поскольку каждый человек воспринимает мир только через себя и собой его искажает. Реальность человека - виртуальная реальность сущего вне человека. И, учитывая такую настойчивость в виртуализировании, на которую указано выше, возможно, стоит говорить о данном явлении как о врождённой общечеловеческой установке? А научно-технический прогресс лишь предоставляет новые способы реализации данной установки: «Мы не переставали обращаться к виртуальному» [7, с. 142].

Вывод. Имагинация является ключевой характеристикой современной западной цивилизации, однако нельзя однозначно утверждать, что она изначально присуща европейской цивилизации. Также спорно и утверждение, что современная модель западной ментальности в полной мере обусловлена виртуализацией и визуализацией.

Список литературы

1. Ж. Бодрийяр. Симуляция и симулякры [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. - Режим доступа: http://exsistencia. livei ournal. com/

2. Кундера M. Бессмертие : Роман / Кундера М. - СПб.: Азбука, 2010 - 384 с.

3. Дебре Р. Введение в медиологию / Дебре Р. -М.: Праксис, 2010. - 368 с.

4. Букингем Дж. Что дальше? Путеводитель по будущему, составленный специалистами: Прогнозы 50 самых влиятельных экспертов Америки / Джейн Букингем (при участии Тиффани Уорд): пер. с англ. М. Жуковой. - М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 351 с.

5. Поль Вирилио Информационная бомба. Стратегия обмана / Поль Вирилио. - М; 2002. - 185 с.

6. Д.В. Иванов Виртуализация общества / Д.В. Иванов. - СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2000. - 96 с.

7. Ален Бадью Делез "Шум бытия" / Ален Бадью. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика

культуры» Издательство «JIoroc-альтера». - 2004. - 184 с.

1ванова Р.А. 1магшащя суспшыки ментальное^ // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету ¿м. В. I. Вернадського. Сер1я: Фшософ1я. Культуролопя. Полтшогш. Соцюлопя. -2011. - Т. 24 (63). - №3-4. - С. 265-271.

У статп доопджуються деяю аспекта феномена в1зуал1заци суспшьних взаемин. Ключов! слова: в1зуал1защя, ¿магшащя, в1ртуальшсть, реальшеть, суспшьство.

Ivanova RA. A phenomenon of imagination of social mentality // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2011. -Vol.24 (63). - № 3-4. - P. 265-271.

This article analyzes some aspects of the phenomenon of visualization of social interrelations. Keywords: visualization, imagination, simulation, virtuality, reality, society.

Статья поступила в редакцию 10.09.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.