Научная статья на тему 'Трансгуманизм как идеология нового социального порядка'

Трансгуманизм как идеология нового социального порядка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2264
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГУМАНИЗМ / ПОСТГУМАНИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крайнов Андрей Леонидович

Статья посвящена анализу влияния ценностей информационного общества на формирование нового социального порядка. Новый социальный порядок ориентирован на идеалы трансгуманизма и преследует своей целью создание постчеловечества. Кибернетическое бессмертие, а не естественное продолжение рода, является главной целью информатизации общества. Возникает новая система социальных ценностей, основанная на владении средствами, технологиями и каналами информатизации. Все вышеуказанные изменения, в свою очередь, приводят к формированию нового социального порядка, в котором актуализируется симуляция как способ существования жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансгуманизм как идеология нового социального порядка»

УДК 101.1:316

ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА

Крайнов Андрей Леонидович - кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук, Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова. E-mail: krainoval@sgau.ru

Статья посвящена анализу влияния ценностей информационного общества на формирование нового социального порядка. Новый социальный порядок ориентирован на идеалы трансгуманизма и преследует своей целью создание постчеловечества. Кибернетическое бессмертие, а не естественное продолжение рода, является главной целью информатизации общества. Возникает новая система социальных ценностей, основанная на владении средствами, технологиями и каналами информатизации. Все вышеуказанные изменения, в свою очередь, приводят к формированию нового социального порядка, в котором актуализируется симуляция как способ существования жизни. Ключевые слова: трансгуманизм, постгуманизм, социальный порядок, информационное общество, информационная культура.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2017-17-1 -23-27

Понятие «социальный порядок» является стержневым понятием всей социальной сферы, отражающим основополагающие устои и нормы социального бытия. Оно начало формироваться в Античности вместе с возникновением социально-философских концепций Платона и Аристотеля. Согласно Платону, порядок основан на добродетели, которая заложена как основа государственного устройства [1, с. 302], у Аристотеля опорой социального порядка выступает средний класс, который стабилизирует общество [2, с. 507]. Дальнейшее развитие это понятие получило в договорных концепциях Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, порядок в обществе может быть достигнут только посредством заключения договора между гражданами и государством, которому каждый гражданин уступает свою власть, получая взамен защиту жизни и собственности [3, с. 133]. Дж. Локк видел социальный порядок в следовании природным законам, в качестве его основы он рассматривает разделение властей и подчинение правительства закону [4, с. 150]. Согласно договорной теории Ж.-Ж. Руссо, социальный порядок устанавливается в силу потребностей отдельных людей, осознавших, что в их интересах договориться между собой относительно создания определенных коллективных правил [5].

Не вдаваясь в дальнейший анализ формирования и развития теорий социального по-

рядка, можно выделить существенный момент, характеризующий данный феномен, связанный с наличием социальных классов, подчинения, нормативности. Любой порядок предполагает наличие четкой структуры, иерархии, субординации, закона, которые вместе образуют единую систему, в данном случае - социальную. Ядром общества при социальном порядке выступает средний класс с присущими ему ценностями стабильности, равновесия, упорядоченности, прогнозируемости и меры.

Сегодня, в эпоху господства информационной культуры, глобальных процессов информатизации и компьютеризации всех сфер общественной жизни, происходит постепенное изменение ценностного основания социального порядка. На смену ценностям «умеренность», «упорядоченность», «структурированность», «законность» приходят ценности «безграничность», «безмерность», «бесконечность», «де-структурированность». Более того, постепенно исчезает само понятие классов и социальных слоев, чему способствует всех уравнивающая глобальная информатизация. В Интернете все равны - нет ни бедных, ни богатых, ни директоров, ни подчиненных, ни среднего класса [6, с. 56]. Главная ценность информационного общества - умение владеть информационными технологиями и получать с их помощью доступ к нужной информации, которая является самоцелью и самоценностью и имеет свойство бесконечно экспоненциально накапливаться, постоянно преодолевая саму себя. Этот безудержный рост информации уже породил новый информационный мир с новыми ценностями и правилами, которые, являясь частью социального бытия, порождают новый социальный порядок.

Укоренению в человеческом сознании ценностей нового социального порядка способствуют такие феномены информационного общества, как безлимитный Интернет, децентрализованные пиринговые сети, возможность бесплатно общаться посредством видеосвязи в ряде мессенджеров и анонимно совершать различные действия в разных точках планеты,

© Крапнив Л. Л, 2017

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1

возможность создать абсолютно любую вещь с помощью 3Б принтеров. Итогом данного процесса является возведение вседозволенности и безнаказанности в ранг нормы, что совершенно неприемлемо для традиционного социального порядка. Входя в нашу жизнь, ценности нового социального порядка вызывают когнитивный диссонанс - противоречия в сознании, понимании, действовании.

Ценности безмерности и безграничности, берущие свое начало в процессах информатизации, проникают в сферу вопросов жизни и смерти с целью отодвинуть границы последней как можно дальше, жизнь человека сделать безграничной, а его - бессмертным. Наиболее основательно данные ценности представлены в современном мировоззрении трансгуманизма. Сама приставка «транс» переводится как: 1) движение через пространство, пересечение его; 2) находящийся за пределами чего-либо [7].

Таким образом, трансгуманизм по сути есть попытка выхода человека за пределы своей человечности, то есть гуманности. Следовательно, в основе мировоззрения трансгуманизма лежат античеловеческие негуманные ценности. Недаром в практической сфере социального бытия трансгуманистическое мировоззрение сопровождается такими негативными феноменами, как трансгендерность, трансгенность, трансперсо-нальность, транскультурность, транснациональность. Все они в своей сущности выходят за пределы естественного, привнося угрозы в бытие человека, такие как утрата самоидентичности от неопределенности в выборе своего пола и свойственных ему социальных ролей, риск получить заболевания в результате употребления в пищу трансгенных продуктов, деперсонализация как следствие растворения индивида в виртуальном пространстве и слияния с массой ников-авата-ров, утрата собственной культуры в процессе глобализации.

Согласно философской концепции трансгуманизма, достижения современной науки и техники надо максимально использовать для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения таких нежелательных аспектов человеческого существования - страданий, болезней, старения и смерти [8]. При этом допускаются еще недавно казавшиеся фантастическими варианты человеческого бессмертия: существование в киберпространстве, портирование сознания в другое - более молодое - тело или крионизация.

Сегодня активно ведутся разработки в области крионизации, автором идеи которой и основателем крионики был американский ученый

Р. Эттингер. В своем главном труде «Перспективы бессмертия» он не только научно обосновывает различные варианты воскрешения тела и максимального отодвигания процессов его старения и умирания, но затрагивает вопросы сохранения информации человеческого мозга: «Непременно придет время, когда методы кодирования памяти мозгом будут детально изучены, и информацию можно будет "считывать" прямо из нервной ткани и "записывать" в нее» [9]. Причем данный вариант работы с информацией способен в дальнейшем обеспечить бессмертие человека вне его тела. Если разработки в области портирования информации человеческого мозга на электронный носитель или в другой человеческий мозг увенчаются успехом, то с большой долей вероятности можно утверждать, что сознание телесно умершего человека будет жить в виртуальности либо воскреснет в другом человеческом теле - молодом и здоровом.

Таким образом, ценности трансгуманизма постепенно, но неуклонно формируют новый социальный порядок, базирующийся не на нуждах человека и человечности, но ориентирующийся на постчеловеческое роботизированное бытие, для которого человек, скорее, необходимый придаток, нежели ценность. Согласно докладу Всемирного экономического форума «The future of jobs», сокращение рынка труда станет результатом роботизации производства в крупнейших странах мира. Сильнее всего пострадают женщины, так как они меньше всего заняты в инженерно-технических, математических и научно-технологических специальностях [10].

Тенденция сокращения рабочих мест в пользу роботов уже отчетливо видна во многих странах и отраслях производства, что приводит к возникновению такого вынужденного способа удержания и занятости персонала (человеческих ресурсов), как неполный рабочий день. И мера эта - отчасти одолжение со стороны работодателя, который с удовольствием бы заменил весь персонал роботами. По мнению аналитиков института Nomura Research Institute (Япония), к 2035 г. роботы освоят половину специальностей в Японии [11]. Например, в одном из отелей задействованы роботы-администраторы, перевозчики багажа, уборщики, роботы, ответственные за приготовление кофе, уборку и доставку свежего белья, все они владеют несколькими иностранными языками, они вежливы, учтивы, исполнительны, ответственны, не нуждаются в зарплате, социальных гарантиях, сне, пище, отпуске.

С вхождением человекоподобных роботов (роботов-андроидов) в нашу жизнь происхо-

дит актуализация постчеловеческого бытия, в котором человеку отводится роль средства, но не цели. Человек становится нужен постольку, поскольку он удовлетворяет новую трансгуманистическую систему ценностей и вписывается в новый постчеловеческий порядок. Сегодня активно идут разговоры о том, что к 2050 г. роботы прочно войдут в святая святых человека - сферу интима, заняв там места жриц и жрецов любви [12]. Причем ученые-разработчики выделяют много положительных сторон реализации данного проекта: профилактика венерических заболеваний, возможность подобрать партнера под себя по национальным характеристикам, формам тела, языку, половым особенностям, навыкам и умениям. Робот исполнителен, непритязателен, безопасен и, самое главное, чудовищно работоспособен. Вытеснив женщин из старейшей профессии, роботы смогут намного эффективнее пополнять госбюджет, как делают это в ряде государств (в Германии и Голландии, например) женщины. Вопрос внешнего вида андроидов давно решен - разработки в области искусственной кожи, мимики и жестов настолько ушли вперёд, что современные андроиды-няньки ничем внешне не отличаются от людей. Таким образом, новый социальный порядок ведет к нивелированию роли женщины и устранению каких-либо границ между полами.

Зачем нужны дети, если человек собрался жить вечно и стать бессмертным? В мире постчеловеческих ценностей нет места материнству и детству, нет места продолжению человеческого рода, так как слишком большому количеству бессмертных людей рано или поздно станет тесно на планете. Да и сама приставка «пост» свидетельствует о том, что человечество утратило статус сколь-нибудь значимого феномена, но нужно лишь для того, чтобы осуществлялся бесконечный процесс информационного и технического совершенствования.

Известный современный шведский философ, занимающийся вопросами постчеловеческой реальности, Н. Бостром в еще 2003 г. опубликовал работу «Мы все живем в компьютерной симуляции?» [13], в которой под постчеловеческой цивилизацией понимал цивилизацию настолько сильно изменившихся потомков человека, что людьми их считать уже нельзя. Под симуляцией в данной работе понимается моделирование сознания человека с помощью компьютерной программы. Таким образом, все общество, вся человеческая история есть не более чем продукт симуляции. Сегодня его прогнозы и выводы не кажутся фантастическими и лишенными доли рациональности. Гиганты

компьютерной индустрии в области онлайн-игр и особенно игр с дополненной реальностью упорно работают над тем, чтобы миллионы людей погружались в альтернативный мир и существовали в реальности только для того, чтобы продолжать самореализовываться в новом виртуальном мире.

Одной из последних новинок в области игр с дополненной реальностью, получившей скандальную известность, является «Покемон Го», детище компании Мапйс. Опасность данной игры с философской точки зрения не в том, что благодаря ей потенциальному врагу будут известны все потаенные места вашего сарая, квартиры или стратегического объекта, но в том, что в очередной раз виртуальная реальность подменяет истинно реальное бытие, уводя сознание человека в мир симуляции и симулякров. Более того, эта реальность все чаще называется дополненной, она дополняет реальное бытие человека, т. е. делает его полным, совершенным. Получается, что без дополненной реальности, актуализирующейся в подобных играх, жизнь человека будет неполноценной, лишенной истинных ценностей симуляции. Вопиющим примером - квинтэссенцией вхождения виртуальности в реальный мир - является недавнее заявление в полицию москвички о том, что ее изнасиловал покемон [14]. Каким бы смешным, на первый взгляд, данный казус не кажется, сам факт его свершения заставляет задуматься о становлении нового социального порядка. Безмерность и безграничность информационного пространства расширяет собственные границы, вторгаясь в человеческое бытие не только на гносеологическом уровне, но и на онтологическом, уверенно заявляя свои права на его распорядок дня, привычки, планы, предпочтения и ожидания.

В результате подобного воздействия информационных технологий на личностное и социальное бытие человека невольно возникает вопрос о целесообразности процесса глобальной информатизации. Те плюсы, которые она дает, с лихвой компенсируются негативными последствиями, сплошь и рядом проявляющимися в реальной жизни человека. К ним можно отнести информационное мошенничество (кража паролей банковских карт, социальных сетей, личных данных, взлом электронной почты), психологическую зависимость (игроманию, психологический стресс, наступающий без мобильного телефона под рукой), дополнительные расходы на связь и приобретение новых гаджетов, организацию сбыта наркотиков и террористических актов посредством анонимных

Философия

25

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1

мессенджеров, оказание влияния на массовое сознание определенных социальных групп с целью подчинения и контроля их, организация оранжевых революций посредством социальных сетей, проникновение в личную жизнь человека через мобильные телефоны (геоинформационное позиционирование, скрытое фотографирование и прослушивание). Вот далеко не полный перечень проблем, которые привнес в жизнь современного человека новый социальный порядок, организовав и упорядочив эту жизнь таким образом, чтобы она всецело была подчинена безмерному и безграничному процессу информатизации.

Ф. Фукуяма в своей работе «Наше постгуманистическое будущее: последствия биотехнологической революции» назвал трансгуманизм «самой опасной идеей в мире» [15]. Согласно его воззрениям, идеология трансгуманизма не обещает человечеству светлое будущее, но навсегда сделает человека придатком созданных им машин, лишив его вместе со старением и болезнями всего человеческого. Так что вопрос, останется ли человек самим собой с наступлением эры постчеловечества, когда все его органы будут заменены новыми долговечными, а сознание выгружено в информационную реальность и подключено к коллективному супермозгу, становится одним из актуальнейших философских вопросов. Не приведет ли эра постчеловечества к превращению человека в симулякр - означающее без означаемого?

Обозначенные проблемы заставляют задуматься о поиске способов сдерживания влияния информационно-технологического и научно-технического прогресса на сознание человека. Какими они будут - полный запрет Интернета, возврат к аналоговым телефонам или возрождение аграрного уклада общественной жизни, основанном на натуральном хозяйстве, - никому неизвестно, но вне всякого сомнения только формирование в сознании человека ценностной системы, в которой информационные технологии

вытеснены на второй план, способно изменить

вектор развития человечества и удержать его в

рамках гуманизма.

Список литературы

1. Платон. Собр. соч. : в 4 т. М., 1994. Т. 3. 654 с.

2. Аристотель. Соч. : в 4 т. М., 1983. Т. 4. 830 с.

3. Гоббс Т. Соч. : в 4 т. М., 1991. Т. 2. 731 с.

4. ЛоккДж. Соч. : в 3 т. М., 1988. Т. 3.668 с.

5. Руссо Ж.-Ж. Об общественном оговоре. Трактаты. М., 1998. 416 с.

6. Тихонова С. В. Коммуникационное пространство сегодня : информация и сеть // Полис. 2007. № 3. С. 53-64.

7. Иноязычные приставки в русском языке и их значение. URL: http://russkiiyazyk.ru/sostav-slova/ pristavka/inoyazyichnyie-pristavki-v-russkom-yazyike-i-ih-znachenie.html (дата обращения: 06.09.2016).

8. Сайт российского трансгуманистического движения. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/ (дата обращения: 06.09.2016).

9. Эттингер Р. Перспективы бессмертия. М., 2002. 152 с.

10. Мануйлова А. Роботы занимают рабочие места // Коммерсантъ. 2016. 19 янв. URL: http://kommersant. ru/doc/2895710 (дата обращения: 06.09.2016).

11. К 2035 году половину рабочих мест Японии смогут занять роботы. URL: http://www.artofcare.ru/top/ robotyi-zanimayut-chelovecheskie-rabochie-mesta.html (дата обращения: 06.09.2016).

12. В Амстердаме появится бордель с роботами-проститутками // BECTKRU. 2012. 22 мая. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=800441&cid=520 (дата обращения: 06.09.2016).

13. Bostrom N. Are you living in a computer simulation? // Philosophical Quarterly. 2003. Vol. 53, № 211. P. 243-255.

14. Покемон изнасиловал женщину прямо в центре Москвы // Правда.Ру. 2016. 19 авг. URL: http://www. pravda.ru/news/accidents/09-08-2016/1309344-poke-mon-0/ (дата обращения: 06.09.2016).

15. Fukuyama F. Our posthuman future: Consequences of the biotechnology revolution. N.Y., 2002. P. XIII + 256.

Образец для цитирования:

Крайнов А. Л. Трансгуманизм как идеология нового социального порядка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 23-27. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-23-27.

Transhumanism as the Ideology of a New Social Order

A. L. Kraynov

Saratov State Vavilov Agrarian University 1, Teatralnaia squ., Saratov, 410012, Russia Email: krainoval@sgau.ru

This article analyzes the impact of the information society values on the formation of a new social order. A new social order is focused on transhumanist ideals and pursues the goal of creating posthumanity. Cybernetic immortality, not a natural continuation of the species, is the main purpose of the information society. There is a new system of social values, based on the ownership of the means and information channels. All of the above changes, in turn, lead to the formation of new social order, in which simulation turns into real life.

A. P\. KpamoB. TpaHcryMaHU3M nan ngeonorrn HOBoro co^anbHoro nopngna

Key words: transhumanism, posthumanism, social order, information society, information culture.

References

1. Plato. Republic. New York, 2008. 560 p. (Russ. ed.: Platon. Sobr. soch.: v 4 t. Moscow, 1994. T. 3. 654 p.).

2. Aristotle. The Politics. Oxford, 2009. 480 p. (Russ. ed.: Aristotel. Soch.: v 4 t. Moscow, 1983. T. 4. 830 p.).

3. Hobbes Th. Leviathan. Oxford, 2008. 576 p. (Russ. ed.: Gobbs T. Soch.: v 4 t. Moscow, 1991. T. 2. 731 p.)

4. Locke J. Second treatise of government and a letter concerning toleration. Oxford, 2016. 256 p. (Russ. ed.: Lokk Dzh. Soch.: v 3 t. Moscow, 1988. T. 3. 668 p.)

5. Rousseau J.-J. The Social Contract. Oxford, 2008. 256 p. (Russ. ed.: Russo Zh.-Zh. Ob obschestvennom dogovore. Traktaty. Moscow, 1998. 416 p.).

6. Tikhonova S. V. Kommunikatsionnoe prostranstvo segodnya: informatsiya i set (Communication space today: Information and Network). Polis. (Polis), 2007, no. 3, pp. 53-64.

7. Inoyazychnyepristavki v russkom yazyke i ikh znachenie (Foreign-language consoles in the Russian language and their meaning). Available at: http://russkiiyazyk. ru/sostav-slova/pristavka/inoyazyichnyie-pristavki-v-russkom-yazyike-i-ih-znachenie.html (accessed 6 September 2016).

8. Sayt rossiyskogo transgumanisticheskogo dvizheniya (Website of Russian transhumanist movement). Avai-

lable at: http://www.transhumanism-russia.ru/ (accessed 6 September 2016).

9. Ettinger R. C. W. The prospect of immortality. Double-day. New York, 1964. 177 p. (Russ. ed.: Ettinger R. Perspektivy bessmertiya. Moscow, 2002. 152 p.)

10. Manuylova A. Roboty zanimayut rabochie mesta (Robots take jobs). Kommersant (Kommersant), 19 January 2016. Available at: http://kommersant.ru/doc/2895710 (accessed 6 September 2016).

11. K 2035 godu polovinu rabochikh mest Yaponii smogut zanyat roboty (By 2035, half of the working places of Japan will take robots). Available at: http://www. artofcare.ru/top/robotyi-zanimayut-chelovecheskie-rabochie-mesta.html (accessed 6 September 2016).

12. V Amsterdame poyavitsya bordel s robotami-prostitut-kami (A brothel with android-prostitutes will appear in Amsterdam). Vesti.ru. 22 May 2012. Available at: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=800441&cid=520 (accessed 6 September 2016).

13. Bostrom N. Are you living in a computer simulation? Philosophical Quarterly, 2003, vol. 53, no. 211, pp. 243-255.

14. Pokemon iznasiloval zhenshchinu pryamo v tsentre Moskvy (Woman was raped by a pokemon in the centre of Moscow). Pravda.ru. 9 August 2016. Available at: http:// www.pravda.ru/news/accidents/09-08-2016/1309344-pokemon-0/ (accessed 6 September 2016).

15. Fukuyama F. Our posthuman future: Consequences of the biotechnology revolution. New York, 2002, pp. XIII + 256.

Cite this article as:

Kraynov A. L. Transhumanism as the Ideology of a New Social Order. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 1, pp. 23-27. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-23-27.

Qmocotynn

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.