Научная статья на тему 'Гипертекстуальность блогов: медиасреда как посредник'

Гипертекстуальность блогов: медиасреда как посредник Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
715
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / СЕТЕВОЙ БЛОГ / АВТОР / ЧИТАТЕЛЬ / МЕДИАСРЕДА / HYPERTEXT / WEBLOG / AUTHOR / READER / MEDIASPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Косарева М. А.

Посвящена анализу гипертекстовой структуры сетевых блогов и рассмотрению изменения роли автора и читателя в традиционном понимании в связи с участием медиасреды в качестве посредника между адресантом и адресатом. Предлагается классификация сетевых блогов на основании технических характеристик сервисов, на которых они размещены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hypertextuality of weblogs: mediasphere as a mediator

The article deals with the analysis of hypertext structure of weblogs and examination of changing role of author and reader in traditional comprehension in connection with mediasphere's participation as a mediator between addresser and addressee. The author offers classification of weblogs on the basis of technical characteristics of ervices where blogs are located.

Текст научной работы на тему «Гипертекстуальность блогов: медиасреда как посредник»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 105-108.

УДК 681.3 М. А. Косарева

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ БЛОГОВ: МЕДИАСРЕДА КАК ПОСРЕДНИК

Посвящена анализу гипертекстовой структуры сетевых блогов и рассмотрению изменения роли автора и читателя в традиционном понимании в связи с участием медиасреды в качестве посредника между адресантом и адресатом. Предлагается классификация сетевых блогов на основании технических характеристик сервисов, на которых они размещены.

Ключевые слова: гипертекст, сетевой блог, автор, читатель, медиасреда.

Учёные, интересующиеся виртуальной реальностью, в один голос утверждают, что появление компьютера и Интернета сравнимо по своему влиянию на мышление человека и восприятие им действительности с изобретением печатного станка И. Гутенбергом и знаменует собой начало новой эры - постгутенберговой [1]. Интернет актуализировал понятие гипертекста (далее - ГТ), изучение которого сегодня становится актуальным во многих научных областях. Лингвисты, до конца не определившись с тем, что они понимают под текстом, встали перед задачей с новыми условиями.

«Электронная культура» уникальна в том смысле, что чем больше её изучают, тем многочисленнее становятся направления исследования. Научные работы об электронном гипертексте кажутся безграничными. Являясь объектом изучения в различных областях знания, гипертекст имеет широкое употребление и неопределённое значение. В области информационных наук под ним понимают текст, представленный в виде ассоциативно связанных блоков. Основным свойством ГТ здесь считается его электронная форма и принадлежность компьютерной среде. В литературоведении распространена широкая общегуманитарная трактовка этого понятия, рассматривающая электронную форму гипертекста лишь как одну из возможных и делающая акцент на его нелинейности.

В связи с тем, что предметом нашего исследования является изменение роли автора и читателя в традиционном понимании и участие меди-асреды1 в качестве посредника между адресантом и адресатом в гипертексте сетевых блогов, нас будет интересовать коммуникативная природа этого понятия. Ученые, отмечающие коммуникативную значимость гипертекста, при определении данного термина обращают внимание на особенности процесса чтения и письма в нелинейном тексте, кото-

* Работа выполнена по гранту «Разработка концепции многовариантности медиаобразования» (государственный контракт № П1310) в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.».

© М.А. Косарева, 2010

рые приводят к изменению функций адресанта и адресата.

Лингвисты О.В. Дедова и Т.И. Рязанцева в дефинициях гипертекста объединяют разные научные подходы. Так, О.В. Дедова считает, что ГТ - «это модель организации электронного текста, характеризующаяся специфической структурированностью и разветвлённой системой программно поддерживаемъж внутритекстовъж и м.еж-текстовъх переходов, предлагающая возможность читательского интерактивного воздействия на последовательность воспроизведения композиционнъх: единиц» [2]. В настоящей статье мы будем пользоваться более лаконичной дефиницией гипертекста Т.И. Рязанцевой. Под гипертекстом мы будем понимать «особую форму организации письменного текста, опосредованную компьютерной средой и характеризующуюся процессом нелинейного письма и чтения> [3].

Что касается блогов, то определение этого понятия является одним из актуальных вопросов современной науки, ещё не нашедших своего ответа, - эта проблема требует подробного рассмотрения в рамках отдельной статьи. В данной работе к блогам мы будем относить интернет-страницы с датированными записями, расположенными в обратном хронологическом порядке, имеющими возможности для оставления комментариев. В своём исследовании мы обратились к блогам одного автора, оставив за рамками статьи рассмотрение коллективных блогов.

Как мы уже сказали, отношения автора и читателя меняются: философия постмодернизма объявляет о смерти автора и рождении читателя, интернет-культура приносит с собой коллективного автора. Медиасреда, в отличие от линейного бумажного текста, где читатель связан границами книжной страницы, даёт возможность адресату выстраивать свой вектор чтения, который может не совпадать с авторским замыслом.

Кроме того, в модель «автор - текст -читатель» встраивается канал передачи сообщения, т. е. техническая основа гипертекста. «Медиа ставится в один ряд с социальными и психологическими факторами, обуславливающими циркуляцию информации, а технологические характеристики, в конечном счёте, выступают на первый план как в составлении, так и в понимании текста» [3].

Считая одним из свойств гипертекста его опосредованность компьютерной средой, мы не можем не учитывать особенности, определяемые технологическими характеристиками сервиса, на котором расположен блог. На основании технических свойств можно выделить три вида блогов:

1) блоги, размещённые на блог-платформах

- специальных сервисах с программным обеспечением, уже настроенным для ведения заметок в обратном хронологическом порядке (далее - блоги-сервисы); 2) автономные блоги (stand alone blog), расположенные на личном сайте автора, программное обеспечение (далее «движок» - от англ. engine - “мотор, двигатель’) которых находится под управлением его владельца; и наконец, 3) блоги, являющиеся частью сайта каких-либо средств массовой информации (блоги-СМИ). Последний вид одновременно похож и на блоги-сервисы, так как журналистам предоставляют готовую модель их блога, а значит, в создание гипертекста вмешивается третий участник, и на автономные блоги: сайт СМИ расположен на отдельном движке и, в отличие от блог-платформ, не является специальным сервисом для ведения заметок.

Программное обеспечение блогов, с одной стороны, задаёт определённые направления чтения, с другой - даёт возможность автору выстроить свой путь следования в гипертекстовом пространстве. В зависимости от вида блога автор имеет большую или меньшую степень свободы в создании внешней гипертекстовой структуры (во внешнюю структуру мы не включаем гиперссылки, встречающиеся непосредственно в записях).

Первый тип блогов - блоги-сервисы, такие как livejournal.com, liveinternet.ru, blogs.mail.ru и др., настроенные для ведения записей, - отличаются заданной гипертекстовой структурой, т. е. автор и читатель изначально ограничены установками сервиса. Так, ресурс livejournal.com имеет обязательные разделы: Профиль (Profile, User Info)

- информация о пользователе; Журнал (Recent Entries) - собственно записи автора; Френдлента (Friends) - заметки френдов (от англ. friend - ‘друг’) пользователя; Архив -календарь с датами «постов» (от англ. post -‘сообщение’), т. е. записей [4; 5; 6].

Раздел Профиль предлагает владельцу журнала указать свои имя и никнейм (от англ. nickname - “прозвище, кличка’), дату и

Гипертекстуальность блогов: медиасреда как посредник

107

место рождения, интересы и дополнительную информацию о себе в любой форме (текст, картинка, видео). Помимо этого, автор может дать ссылку на свой сайт и сделать видимыми либо для всех пользователей, либо для определённой группы читателей списки френдов журнала и списки сообществ, членом которых он является.

Читатель имеет возможность из раздела Профиль перейти либо на другой сайт автора журнала, либо на страницу любого из френдов или сообществ, либо, наконец, к собственно журналу владельца.

Первая страница журнала представляет собой собственно записи в обратном хронологическом порядке и ссылки на разделы живого журнала (далее - ЖЖ) - Профиль, Френдленту и Архив. Кроме этого, некоторые авторы в отдельном фрейме2, расположенном слева или справа от основного, размещают календарь с ссылками на записи текущего месяца, список заголовков последних постов (Page Summary), список меток (tags), тематически объединяющих записи и задающих альтернативное направление чтения - не в хронологическом порядке, а в тематическом, реже - ссылки на журналы интересных, по мнению автора, пользователей или на внешние сайты.

Френдлента состоит из постов пользователей, которых автор добавил в друзья, размещённых также в обратном хронологическом порядке, стандартных разделов (Профиль, Журнал и Архив) и тех же, что на первой странице ЖЖ, фреймов с дополнительными ссылками.

И наконец, Архив представляет собой календарь с отмеченными датами записей автора и уже описанную внешнюю гипертекстовую структуру дневника.

Итак, медиасреда задаёт типичную структуру журнала, в рамках которой автор может варьировать количество внутренних и внешних гиперссылок. Техническая основа блогов-сервисов связывает разделы между собой и таким образом даёт возможность перемещаться внутри дневника; кроме того, блоги-сервисы представляют собой социальную сеть, т. е. структуру дневников, объединённых гипертекстовой системой, - в силу чего читатели могут «путешествовать» внутри этой социальной сети. И естественно, что, как любой гипертекст, блоги-сервисы содержат внешние ссылки, позволяющие выйти за пределы данного сервиса.

Автономный блог может являться частью сайта автора (как, например, блоги Леонида Каганова [7] и Алекса Экслера [8]) либо иметь свой независимый адрес (блог Максима Кононенко [9]). И в том и в другом случае автор самостоятельно (либо при посредничестве программиста) может выстраивать свои взаимоотношения с читателями. В зависимости от авторской интенции гипертекст в таком случае может иметь несложную структуру гиперссылок. Так, например, Алекс Экслер в своем блоге предоставляет адресату несколько векторов чтения: помимо перехода к разделам основного сайта, он может знакомиться с записями или в типичном для дневникового жанра направлении, когда записи расположены в обратном хронологическом порядке, или отсортировать посты по тематическим рубрикам, или, наконец, перейти к тем же записям, но уже размещённым на блог-платформе www.livejoumal.com.

Внешняя гипертекстовая структура автономного блога может быть сложной, представленной множеством пересекающихся и непересекающихся между собой ответвлений. На наш взгляд, автор такого блога, создавая запутанную систему ссылок, с одной стороны, даёт адресату большую свободу в выстраивании своего пути чтения, с другой - помещает читателя в лабиринт, где нужно сделать немало шагов и попасть не в один тупик, чтобы понять, как он устроен. Так, блог Леонида Каганова состоит из двух непересекающихся частей. Первая часть - это основные заметки (мы называем их основными, так как к ним ведёт гиперссылка с сайта автора). Первая страница представляет собой последнюю запись автора со списком комментариев к ней, скрытым или открытым (в отличие от рассмотренных выше блогов, где на одной странице отображается несколько записей). В конце поста расположены ссылки на понравившиеся интернет-страницы, причём эти ссылки регулярно меняются, что служит подтверждением того, что векторы чтения автора и читателя, читателя и читателя и даже автора сегодня и автора завтра не совпадают. Слева расположен фрейм со ссылками на Содержание блога, раздел «Движок блога» и календарь за текущий месяц с отмеченными датами заметок.

В Содержании отображены даты и заголовки заметок, которые можно сортировать по заданным автором параметрам:

стихи f5.ru, статьи razgovor.org, статьи soli-darnost.org, по дате, нецензурные, цензурные и по рейтингу.

Раздел «Движок» является второй частью блога Л. Каганова. Заметки этого раздела не отображены в содержании основной части - обе части ведутся параллельно, не пересекаются между собой и имеют отдельный календарь записей.

Блог Максима Кононенко также имеет значительное количество направлений чтения. В основном фрейме содержатся записи в хронологическом порядке; во фреймах, расположенных справа, можно просмотреть следующее:

1) записи с твиттера3, прокручивающиеся каждые несколько секунд;

2) комментарии к определённой записи;

3) сайт http://www.newsru.com (здесь можно выбрать новость в заголовках на странице М. Кононенко);

4) раздел «Идиотское», содержащий недатированные записи Максима Кононенко (не имеющие ссылок на другие ресурсы и позволяющие вернуться к основным записям только с помощью кнопки браузера);

5) тэги, т. е. метки постов, сортирующие записи по темам;

6) архив;

7) ссылки на интересные и полезные, по мнению автора, сайты.

Авторы автономных блогов запутаны и ограничены программным обеспечением движка, однако, разбираясь в возможностях сервиса, они выстраивают свой лабиринт для читателя. Получается, что медиа является таким посредником между адресантом и адресатом, который, с одной стороны, ограничивает свободу владельца блога, с другой - предоставляет ему возможность управлять направлением чтения своего текста. В сравнении с пользователями блога-сервиса, имеющего стандартную

структуру и являющегося частью социальной сети, авторы автономного блога на уровне гипертекстовой структуры имеют большую свободу и в меньшей степени подчинены медиасреде.

Наконец, блоги-СМИ являются частью сайта каких-либо средств массовой информации, из чего можно сделать вывод, что их структура определяется содержанием и стилем сайта. Так, деление сайта www.sports.ru происходит по видам спорта и жанровым рубрикам, что делает объяснимым создание авторами нескольких бло-

гов с разной тематической направленностью. Например, журналист Василий Уткин является основателем четырёх блогов: «ШпиЦРУтены», «Радио Уткин», «Записки амбидекстра», «Играйте в футбол» [10].

Все блоги-СМИ одного сайта имеют одинаковую структуру, не допускающую даже минимальных вариаций, которые возможны в блогах-сервисах: лента записей в обратном хронологическом порядке, ссылки на заметки других блогов по теме основных записей, а также реклама и разделы сайта.

В блогах-СМИ появляется еще один посредник - создатели сайта, которые выстраивали гипертекстовую структуру в соответствии с условиями движка, где расположен сайт. Получается, что чем больше посредников, тем меньше возможностей создания своего вектора чтения у автора и читателя.

Всё сказанное приводит нас к выводу о том, что в виртуальной реальности появляется ещё один участник создания текста -это сама медиасреда, имеющая свой цифровой язык и диктующая условия выстраивания гипертекста. В зависимости от вида технической основы блога эти условия могут быть более или менее жёсткими, а значит, автор и читатель трёх типов блогов в разной степени имеют возможность создать индивидуальный вектор чтения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Под медиасредой в статье понимается техническая основа сервисов, на которых размещены блоги.

2 Фреймы представляют собой самостоятельные фраг-

менты, расположенные на одной странице [2].

3 Twitter (от англ. twit - «щебетать», «болтать») -

интернет-сайт, представляющий собой систему микроблогов, позволяющий пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление

человека печатающего / пер. И. О. Тюриной. М., 2005. 496 с.

[2] Дедова О. В. Теория гипертекста и гипертексто-

вые практики в Рунете. М. : Пресс, 2008. 284 с.

[3] Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная комму-

никация. М., 2010. 256 с.

[4] URL: http://sv-sorokina.livejournal.com.

[5] URL: http://exler.livejournal.com.

[6] URL: http://dolboeb.livejournal.com.

[7] URL: http://lleo.aha.ru.

[8] URL: http://www.exler.ru.

[9] URL: http://idiot.fm.

[10] URL: http: // www.sports.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.