Научная статья на тему 'Развитие умений чтения посредством интернет-технологий'

Развитие умений чтения посредством интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ / ВИКИ-ТЕХНОЛОГИИ / ГИПЕРТЕКСТ / READING / BLOG-TECHNOLOGIES / WIKI-TECHNOLOGIES / HYPERTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова Альбина Юрьевна

Рассматривается влияние гипертекста на развитие умений чтения. Выделены специфические характеристики влияния блог-технологии и вики-технологии на развитие умений чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF READING SKILLS VIA INTERNET-TECHNOLOGIES

The influence of hypertext on development of reading skills is considered. The specific characteristics of influence of blog-technologies and wiki-technologies on development of reading skills are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие умений чтения посредством интернет-технологий»

УДК 372.4

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

© Альбина Юрьевна КУЛЕШОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: albinalovel4@rambler.ru

Рассматривается влияние гипертекста на развитие умений чтения. Выделены специфические характеристики влияния блог-технологии и вики-технологии на развитие умений чтения.

Ключевые слова: чтение; блог-технологии; вики-технологии; гипертекст.

За последние несколько лет появился целый ряд диссертационных и монографических работ, посвященных использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении видам речевой деятельности, аспектам языка, формировании социокультурной и межкультурной компетенции [1-6]. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности не является исключением и, в свою очередь, подвергается эффективному влиянию интернет-пространства на развитие соответствующих умений. Ресурсы Интернета являются необъятной базой для образования и самообразования [7-9]. Положительное влияние интернет-технологий на развитие коммуникативно-речевых умений получило свое освещение в работах отечественных авторов. В методике виды чтения выделяются на основе психологической стороны, педагогических и собственно методических факторов. В основе методической классификации лежит деление на учебное чтение и коммуникативное чтение. Бесспорной является мысль о том, что все виды чтения тесно связаны между собой, они переплетаются и дополняют друг друга.

Существует достаточное количество определений чтения. Так, в словаре методических терминов под редакцией Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина чтение определяется как один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста [10].

Для того чтобы ближе ознакомиться непосредственно с развитием умений чтения, мы рассмотрели влияние современных интернет-технологий (блог-технологии и викитехнологии) на развитие умений чтения. Для начала рассмотрим их особенности отдельно.

Дидактические свойства и методический потенциал блог-технологии достаточно подробно описан в работах П.В. Сысоева и М.Н. Евстигнеева [11; 12]. Блог-технология -это одна из технологий Веб 2.0, позволяющая любому пользователю сети Интернет создать свою личную страничку, блог (от английского blog или weblog) в виде дневника или журнала. Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое распространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs из

Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com. который стал первой бесплатной блоговой службой. В настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей, но и в простоте добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, проходит процесс идентификации пользователя, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет информацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции напоминает привычную последовательную структуру дневника или журнала.

Блог обычно создается и модерируется одним человеком, который может размещать на своей страничке различные виды файлов: текстовый материал, фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие ресурсы сети Интернет. Любой посетитель блога, ознакомившись с содержанием сайта, может разместить в блоге свои комментарии. Для блогов характерна линейная структура: все сообщения располагаются хронологически одно за другим на одной странице. Блоги выполняют ряд функций (коммуникативная, функция самопрезентации, функция развлечения, саморазвития и рефлексии, психотерапевтическая функция и т. д.), способствующих развитию ряда навыков чтения и письма как у владельцев блогов, так и у посетителей.

Блоги являются универсальной технологией для их использования не только в классе, но и во внеаудиторное время. В работах современных авторов были выделены следующие дидактические свойства, позволяющие развивать навыки / умения письма и чтения, а также формирование лексических и грамматических навыков.

К дидактическим свойствам блог-технологии относятся:

- линейность (изменения и дополнения размещаются в хронологическом порядке одно под другим);

- публичность (блоги доступы всем участникам проекта, находящимся на расстоянии друг от друга);

- авторство (блогам присуще единоличное авторство);

- мультимедийность (возможность использования при создании контента блога

материалов разного формата: текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала).

На основе предложенных дидактических свойств, рассмотрев работы посвященные блог-технологиям [11; 12], представляется возможным определить номенклатуру умений чтения развиваемых при использовании блогов.

Перечень умений чтения, развиваемых на основе блог-технологии:

- выделять необходимые факты / сведения;

- отделять основную информацию от второстепенной;

- определять временную и причинноследственную связь между событиями и явлениями;

- обобщать описываемые факты / явления;

- оценивать важность / новизну / достоверность информации.

Вики-технология - это один из видов сервисов Веб 2.0, позволяющий одному человеку или группе людей, находящихся на расстоянии друг от друга, работать над созданием единого документа, внося в него изменения и дополнения [3]. Впервые термин «вики» для описания веб-сайта был использован в 1995 г. У. Каннингемом, разработчиком первой вики-системы WikiWikiWeb. Каннингем первоначально описал вики как «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать» [4]. Позже этому слову был придуман английский бэкроним “What I Know Is...” («то, что я знаю, это...») / Уорд Каннингем и его соавтор Бо Леуф в их книге The Wiki Way: Quick Collaboration on the Web описали сущность концепции ‘вики’ следующим образом:

- вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений;

- вики поддерживает связи между разными страницами за счет почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет;

- вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и

сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Анализ работ [13; 14], посвященных использованию вики-технологии в обучении иностранному языку, позволил выделить ряд дидактических свойств и методических функций этой технологии:

- мультимедийность (возможность использования при создании вики-документа материалов разного формата: текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала);

- гипертекстовая структура (возможность создания внутренних и внешних гиперссылок);

- публичность (вики-документ доступен всем участникам проекта, находящимся на расстоянии друг от друга);

- нелинейность (изменения и дополнения размещаются не в хронологическом порядке одно под другим (как в блоге или на веб-форуме), а каждый участник проекта может внести изменения в сохраненную ранее версию документа);

- возможность доступа к истории создания документа (все версии документа и все изменения фиксируются на сервере; при необходимости каждый участник проекта может вернуться к ранней версии документа, а также проследить, кто из участников проекта и когда внес в документ изменения).

Вики-технология может использоваться для развития умений чтения на иностранном языке как непосредственно на занятиях по иностранному языку, так и на языковых элективных курсах и факультативах. На занятиях по иностранному языку, где одной из целей обучения является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, для развития умений чтения учащихся учителя могут использовать традиционную трехфазовую модель: 1) задания до чтения; 2) задания во время чтения; 3) задания после чтения. Данная модель способствует эффективному развитию необходимых умений чтения.

Опираясь на предложенные дидактические свойства и особенности вики представляется возможным определить номенклатуру умений чтения развиваемых при использовании вики-технологий.

Перечень умений чтения, развиваемых на основе вики-технологии:

- выделять необходимые факты / сведения;

- отделять основную информацию от второстепенной;

- определять временную и причинноследственную взаимосвязь событий;

- прогнозировать развитие / результат излагаемых фактов / событий;

- обобщать описываемые факты / явления;

- определять замысел автора, оценивать важность / новизну / достоверность информации;

- понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста;

- отбирать значимую информацию в тексте / ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности.

Благодаря гипертексту читатель независимо от используемого вида чтения имеет возможность развития своих умений, решая индивидуальные коммуникативные задачи. Следовательно, любой читатель (независимо от уровня образования, интеллекта и других внутренних и внешних факторов) способен выбирать свой собственный сценарий использования гипертекста, развивающий умения чтения. Документы гипертекста, образуя узлы перехода между собой, позволяют избирать сведения и последовательность чтения. Эти факторы главным образом влияют на повышение мотивации, которая подталкивает читателя к саморазвитию, в конкретном случае к развитию умений чтения посредством гипертекста.

Специфические умения, характерные для чтения гипертекста:

- определять ключевые слова по гиперссылкам (читатель имеет возможность обнаружить ключевые слова в гипертексте, а также при необходимости перейти по гиперссылке и ознакомиться с информацией по конкретному ключевому слову);

- устанавливать причинно-следственную связь между фрагментами гипертекста, переходить на которые можно по гиперссылкам;

- предвосхищать и прогнозировать возможные развития комментариев, избегать не интересующую информацию (благодаря предложенным интернет-технологиям появляется возможность более эффективного и легкого способа отбора необходимой информации, избегая и пропуская информацию,

которая не несет для читателя смысловой нагрузки);

- восстанавливать целостность текста путем добавления пропущенных фрагментов гипертекста;

- расширять содержания гипертекста. переходя по гиперссылкам;

- предугадывать значение некоторых слов с опорой на контекстуальную догадку;

- выделять главную информацию от второстепенной;

- устанавливать логическую последовательность события благодаря сноскам и ссылкам;

- выражать свое отношение к прочитанному путем корректировки информации или комментируя ее. а также оценивать ее важность, новизну и достоверность;

- пользоваться сносками и гиперссылками.

Предложенная номенклатура специфических умений чтения демонстрирует эффективность использования выбранных интернет-технологий (блог-технологии, вики-технологии). Следовательно, развитие умений чтения посредством блог-технологии и викитехнологии имеет свои отличительные характеристики, опираясь на специфику отдельно выбранной технологии, отличается эффективностью и простотой в использовании, подходит для пользователя с любым уровнем подготовки, независимо от возраста и гендерных признаков и интеллектуальных данных.

1. Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013.

2. Пустовалова О.В. Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса «Твиттер» (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2012.

3. Забродина И.К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством современных интернет-технологий (немецкий язык, специальность «Перевод и перево-доведение»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.

4. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.

5. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.

6. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 12-21.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С. 1-10.

8. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Учебные интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся // Иностранные языки в школе. 2008. № 8. С. 11-15.

9. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 8-16.

10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.

11. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.

12. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4. С. 115-127.

13. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательный среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3. С. 26-31.

14. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.

Поступила в редакцию 14.03.2013 г.

UDC 372.4

DEVELOPMENT OF READING SKILLS VIA INTERNET-TECHNOLOGIES

Albina Yuryevna KULESHOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: albinalove14@rambler.ru

The influence of hypertext on development of reading skills is considered. The specific characteristics of influence of blog-technologies and wiki-technologies on development of reading skills are presented.

Key words: reading; blog-technologies; wiki-technologies; hypertext.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.