УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 10.02.01 ГРНТИ 17.07.25
И. А. АВДЕЕНКО
Комсомольск-на-Амуре
ГИПЕРОБРАЗ ЭПОХИ В ЯЗЫКЕ РУССКОГО РЭПА, ИЛИ ЗАМЕТКИ РОК-ФИЛОЛОГА НА ПОЛЯХ РЭП-ЛИРИКИ
Аннотация. В статье рассмотрены основные характеристики гиперобраза эпохи, отражённые в специфике языка русского рэпа: крайне выраженная конкуренция, коммуникативный шок, аксиологический и когнитивный хаос, максима изменённого состояния сознания. Проводится параллель между названными чертами гиперобраза эпохи русского рэпа и представлениями о них в русской рок-поэзии.
Ключевые слова: гиперобразы; русский рэп; рэп-лирика; поэтическое творчество; рок-поэзия; лирические жанры.
Сведения об авторе: Авдеенко Иван Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет».
Контакты: 601000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 17, корп. 2; [email protected].
I. A. AVDEENKO
Komsomolsk-on-Amur
HYPERIMAGE OF THE ERA IN THE LANGUAGE OF RUSSIAN RAP
Abstract. The article describes the main characteristics of the hyperimage era, reflected in the specifics of the Russian rap language: extreme clear competition, communicative shock, axiological and cognitive chaos, maxim of an altered mental state. A parallel is drawn between the characteristics of the hyperimage era of Russian rap and the ideas about them in Russian rock poetry.
Keywords: hyperimages; Russian rap; rap lyrics; poetry; rock poetry; lyric genres.
About the author: Avdeenko Ivan Anatolievich, Candidate of Philology, Associate Professor of the Departament of Russian Language and Literature Studies of the Amur State University of Humanities and Pedagogy.
Актуальность обращения к изучению рэпа с филологической точки зрения определяется рядом причин, среди которых, пожалуй, первое место занимает его чрезвычайная продуктивность, связанная с фактором молодёжной моды, который в свою очередь, является следствием социально-коммуникативной потребности эстетического отражения (понимания, преображения) современного мира. Значима для актуальности и своеобразная
© Авдеенко И. А., 2020
напряжённость, возникшая вокруг этого явления: большому числу сторонников рэпа противостоит не меньшее число его противников. Научное рассмотрение данного явления, уже начатое в работах ряда исследователей [1; 6; 9 и др.], на наш взгляд, позволит в дальнейшем определить место рэпа в культуре и причины его продуктивности.
Не претендуя на исчерпывающее решение связанных с рэпом филологических проблем, выскажем ряд наблюдений с позиции рок-филолога, поскольку рок-поэзия довольно долго (и эта позиция полностью не преодолена до сих пор), на фоне реальной популярности, воспринималась филологической наукой в штыки.
Как люди, занимающиеся изучением русской рок-поэзии, мы общаемся с кругом её сторонников, которым не чужда и поэзия классическая. В большинстве своём этот круг образуют противники рэпа, которые выдвигают претензии и к форме, и к содержанию рэп-произведений. Среди них - чрезмерная агрессивность, исключительное внимание к «низким» темам, обилие нецензурной лексики, игнорирование целостности и связности текста, ощущение бессмысленного словесного «треска», крайняя «нестройность» самой ткани поэтического текста, «нелепые» ритмы, неясность мысли и невнятность её выражения, отсутствие музыкальной составляющей при наличии претензий на песенную природу текста. Практически те же претензии предъявляются и рок-поэтам. И если внимательное рассмотрение феномена русской рок-поэзии позволило хотя бы относительно точно определить её как закономерный этап развития русской поэзии [2; 3], то, возможно, рэп-лирика также может быть встроена в логику развития литературы.
Предварительно стоит отметить, что рэп-лирика как живое явление очень разнообразна, поэтому наши наблюдения не претендуют на универсальность, но, тем не менее, представляются вполне показательными в плане характеристики всего явления.
И наконец, предварительно необходимо определить понятие гиперобраза. Под гиперобразом в данном случае понимается следующий за макрообразом уровень художественного отражения действительности. Если макрообраз выражается всем литературным произведением или даже творчеством автора, то гиперобраз - это объект, возникающий вследствие попытки творческого осмысления мира множеством авторов. Гиперобраз (означаемое) находит своё выражение в языке (означающем) целого направления, поэтому важным шагом филологического понимания феномена рэпа является соотношение этих единиц. Гиперобраз эпохи - это эстетическое отражение действительности в актуальное для рассматриваемого художественного направления время, выражаемое в характерных языковых особенностях.
1. Эпоха рэпа - это эпоха крайне выраженной конкуренции. И если предыдущие направления поэзии так или иначе (в разной степени радикально, в манифестах или в практике творчества) противопоставлялись другим, предыдущим, то в рэпе каждый сам за себя и каждый против всех. Отсюда один из жанров рэпа - баттл. При этом чёткого разграничения баттла (сло-
33
весной дуэли) и лирики (самостоятельных произведений) внутри рэпа нет. В частности, общим местом рэп-лирики является радикальное неприятие других представителей рэп-поэзии. Например: «Типа рыцари, их любят курицы. / Давно скурвились эти солдаты улицы» (Ноггано feat. Jeeep - «Голос андеграунда»1); «Ох...енно приколол, Петросянчик! / Сядь на диванчик, заряди шансончик / И посади с собой несколько девочек, / Ведь рэп для тебя, это "Йо, камон, а чек-чек..."» (АК-47 - «АК-47»). «Чо вы возникаете!? Чего добились сами, / Галимые текста читая на кухне своей маме» (Centr -«Про любовь»). «Ты веришь в крестик, а не в бога, ты тупой! / Ваша пустота заражает пустотой! / С такой культурой нас ожидает застой» (Чёрная Экономика feat. Рыночные Отношения - «Жизнь прекрасна»).
Отсюда и подчёркнутая агрессивность, выражаемая предназначенными для этой цели бранными, оскорбительными словами и выражениями. Впрочем, жанр баттла - это своего рода развитие эпиграммы, предполагающее, что оппонент ответит тем же, причём обмен «пощёчинами» произойдет лично, в присутствии зрителей, получающих удовольствие от созерцания взаимного оскорбления. При этом тонкость сарказма эпиграммы трансформируется в максимальную экспрессивность. В терминологии рэп-культуры каждая формулировка такого оскорбления (независимо от того, является он частью лирики или баттла) представляет собой «панч» - меткий, сокрушительный словесный удар. Объединение рэп-исполнителей в так называемые «лэйблы», как и приглашение для записи или выступления другого исполнителя (feat) не снимает личной конкуренции, поскольку преследует цели «продакшна» - продвижения.
В русской рок-поэзии (панке) резкие выпады возможны только в отношении конкурирующего мировидения и творческого метода, например, у Е. Летова [7]. В остальных же случаях неприятие выражается довольно деликатно. Например: «Я не люблю "Землян"! / Я люблю только любительские группы!» (М. Науменко «Песня простого человека» [8]).
2. Эпоха рэпа - это эпоха коммуникативного шока: потоки разнородной информации накладываются друг на друга, не позволяя человеку в полной мере понять их содержание. Отсюда другая черта рэп-лирики -фрагментарность. Содержание (развитие сюжета) рэп-текста напоминает вращение ручки радиоприемника, которое периодически настраивает на волну, вырывая фразу из контекста, но сразу же уходит на другую волну. Иначе, оно строится как результат непрерывного зеппинга (переключения каналов во избежание восприятия продолжения). Но и в том, и в другом случае переход от одного фрагмента к другому осуществляется не автором, который определил бы логику перехода, а чем-то находящимся вовне. Этим обеспечивается парадоксальная целостность рэп-текста: сделанный из неподогнанных кусочков, он представляет собой пёстрое одеяло, в художественной форме отражающее коммуникативную действительность.
1 Все цитируемые рэп-тексты приведены по источнику Rap-text.ru [12] в соответствии с используемыми в нём заголовками.
Вместе с тем, использование музыкального сопровождения, жестов, световых эффектов достаточно высокий темп речи осложняют восприятие текста в целостности. Адресатом может быть актуально выхвачена лишь его часть. Это также определяет отсутствие в рэп-лирике содержательно развернутых композиционных элементов.
В этом отношении рэп-лирика очень похожа на рок-поэзию, свойством которой является афористичность, относительная самодостаточность фразы, широта интерпретационной перспективы каждого высказывания, составляющего текст. Сходно и доминирующее соотношение высказывания и такта. И рок и рэп стремятся к тому, чтобы отдельно взятая фраза совпадала с границами стиха, такта и имела законченный смысл. В то же время если в русской рок-поэзии количество текстов с внешне крайне ослабленной целостностью невелико («На чёрный день» Я. Дягилевой [4], «Просвистела» «ДДТ» [10]), то в рэп-поэзии смысловая (в строгом смысле) целостность текста скорее редкость, чем закономерность: она обеспечивается именно гиперобразом эпохи. Например:
Теряюсь во времени и буду ходить с посохом.
От пороха высох мозг, в магазе работа на вынос.
Текст с больной головы вымысел.
Плыву по течению реки без вёсел. Поняли смысл?
(Принцип feat. Чёрная Экономика - «Темп Московский»)
Слышь, в рэпе смысла больше, чем в скрижали дали.
Ковчег откопали, потом закопали.
Теперь бьём, как электрошок, шок.
Мы и гранит стираем в порошок.
Осади, иди - туда, куда-нибудь -
Наш путь - ваш мир ударами погнуть.
Суть не ловишь, значит, мозга нет. Совет:
Время в школу поучиться пару лет, дед.
Не чувствую урона, Рома.
А кома настигла, нагрубила в полтона.
Знай: спички это детям не игрушки.
Не ставят в Шаттл автомобильные подушки, кружки.
Кто сказал, что рэп про хрень и наркоту?
Пройтись по аду в космос на плоту
(Ыгеон - «Бредовый RAP»)
Если говорить о связности рэп-текста, то основным средством её обеспечения, как и средством воплощения гиперобраза эпохи, является созвучие. При этом одно созвучие цепляется за другое, семантическая связь возникает, как призрак, по принципу: если смысла нет, то смысл в отсутствии смысла. Например:
Тебя не полюбит, как Эма нация. Пацаны, вы не Эм, даже не его эманация. Вы мне близки, как будто эмо наци. Я Должен придумать еще рифму - эмм... она цианид
От неё упали пять человек из окон,
Об этом сказали в программе «Человек и закон»
(Oxxxymiron - «Operation Payback»).
Сначала, не обвешивают, Но на второй день уже все мы грешные. Все замешаны, схемы в основном всё те же: Какие-то реже. От дыма глаз режет. Отсутствие денег прерывает замкнутый круг, что на манеже.
Хорошо, ежели есть какой-то Лексус подержанный. Отверженный с восточного побережья тут Застелет вежливо
(Slim feat. Константа - «Пасмурно»).
3. Эпоха рэпа - это эпоха аксиологического и когнитивного хаоса. Информационные потоки воспринимаются как шум, треск. Но если с подобным явлением аксиологических и когнитивных диссонансов рок-поэзия пыталась справиться, вписывая смысл в плюралистическую полифонию лексики, произвольно сочетая составляющие её элементы, то рэп-лирика пытается вычитать смысл из самого хаоса звука. Этому служит её внешняя и внутренняя ритмическая организация.
Внешнюю организацию, казалось бы, должен обеспечивать бит, внутреннюю - рифма.
Бит как внешняя форма организации информационного хаоса представляет собой воплощённую в звуке ритмическую разметку, которая приводит акцентный стих к упорядоченному ритму (как правило, 4/4, где 1, 2, 3, 4 соответствуют ударным слогам, а «и» - безударным), дополнительные же слоги, смещения икта относительно метра, а также пропуски создают ритмические нюансы, превращают чтеца в солирующего на фоне ровного ритма барабанщика.
Однако рационально оправданное использование упорядочивающего бита, в отличие от аналогично используемого музыкального размера в русской рок-поэзии, в рэп-поэзии регулярно нарушается, в результате бит используется как ритмический эталон, на фоне которого манера чтения (флоу) ещё более отчётливо отражает хаос действительности.
Сравним использование упорядочивающего музыкального размера в исполнении песни К. Кинчева «Жар-бог-шуга» (Таблица 1) и использование бита Oxxxymironом (Таблицы 2, 3. В таблицах каждый столбец соответствует 1/16 такта, 1, 3 (сильные) доли отмечены знаком «+», 2, 4 (слабые) доли - знаком «-»).
Таблица 1. Ритмическая организация песни «Жар-бог-шуга» (К. Кинчев) [5]
1 + 2 3 4 5 6 7 8 9 + 10 11 12 13 14 15 16
Я о и о С § § а « В д 1) л в 3 о о в
Пля шет о С пням о е и й н
« Г) @ о ман й и вью Й 1ч Пур й 1ч что « в
Й й й к й и Я и ёУ к о й и
Таблица 2. Ожидаемая ритмическая организация песни «Колыбельная» (Охххутшп) [11]
1 + 2 3 4 5 6 7 8 9 + 10 11 12 13 14 15 16
у стал к О К щил я с е в чер
£ спишь с е б е с чен ы в Слив о и и н е ч ство о
1) т чек о 1ч род как й Л д дка к о и
е чек каж дый е о н е в чек в нём а н о с о н
Вин о к й и и н чен мол Чит дис пет чер
Пуст а В в т о Й в чик к е к с Свеч а Л 2 л в бит е к
бит в чёт к е к чет
Таблица 3. Фактическая ритмическая организация песни «Колыбельная» (Oxxxymiron) [11]
1 + 2 3 4 5 6 7 8 9 + 10 11 12 13 14 15 16
о ^ н и с и о т щил « с е т чер ты спишь с е б
1) с чен Я и чис лив о к @ о 1) ч Тво о и в чек
о 1ч д сЗ Л как в СЗ Л мид сз к к о к е л чек
каж дый е ч о н е и чек в нём СЗ н о с о л Вин & с и а к е л
чен мол чит дис Пет чер пуст а в в н о
Й и чик и 1) н в о свеч сЗ Л 2 н в Бит и н 2 л бит в чёт и
1) н чет
Как видно из представленных таблиц 1-3, К. Кинчев подстраивает стих под музыкальный размер, Oxxxymiron, напротив, смещает его относительно упорядоченного ожидания.
На характере рифмы остановимся несколько позже, поскольку для её характеристики необходимо рассмотреть ещё один признак эпохи рэпа.
4. Эпоха рэпа - это эпоха изменённого состояния сознания. Разум рассматривается как нечто отжившее, не позволяющее понять суть происходящего. Однако при этом человек не стремится к эзотерическому знанию, а отказывается от него в пользу бытовой экзальтации. Отсюда культ насилия, наркотиков, беспорядочного секса (примеры можно в большом количестве найти без труда). Но наиболее интересна для характеристики гиперобраза эпохи сфера творчества. В частности с возможностью изменения сознания связано использование бита (монотонного музыкального сопровождения) и речи. Они вводят автора и адресата в состояние транса, причём далеко не обязательно по доброй воле последнего. Например: «Как бронепоезд, готовый к бою, хип-хопом болен» (Крипл - «На порядок выше»); «Ведь меня давно ничего не прёт так как удары бита, / Пропитайся
ими и расти подобно стеблю. / Дай мне быстрые крылья, чтоб они унесли меня / Как можно выше, без всяких там обстоятельств» (Loc-Dog -«3 минуты»); «Дамы и господа, я наконец-то на сцену вышел, / Для того чтобы каждому из вас сорвать крышу» (Noize MC - «Заполняйте зал»).
На изменение состояния сознания влияет специфический для рэп-произведения способ рифмовки, при котором созвучны не концовки стиха, а максимально возможное количество слов в объёмных фрагментах с учётом ассонансов. При этом возможно построение нескольких параллельных рифмующихся рядов. В этом случае внутреннего упорядочивания стиха обращается в свою противоположность: он не организует, а дезориентирует восприятие:
Эй, я видел цирк ваш с виселицы,
Забудьте Сунь-Цзы и Лао-Цзы.
Ведь в этом цирке лишь два пути,
Суицид или стоицизм.
И если выбрал не суицид,
Тогда терпи, хватит ныть, дай во всю идти!
(Oxxxymiron - «Башня из слоновой кости»)
Сначала, не обвешивают, Но на второй день уже все мы грешные, Все замешаны, схемы в основном всё те же, Какие-то реже, от дыма глаз режет.
Отсутствие денег прерывает замкнутый круг, что на манеже. Хорошо, ежели есть какой-то Лексус подержанный. Отверженный с восточного побережья тут Застелет вежливо
(Slim feat. Константа - «Пасмурно»)
Глоток кислорода и обращение к народу.
Моя Россия, я не могу понять твою природу. Деленье на породы вызывает рвоту. И вот тупые уроды дают мне роль громоотвода, Козла отпущения. Не по мне это предложение. Последнее предупреждение даю перед наступлением
(Face2Face feat. Достойные Внимания - «Рэп в России»).
Если русская рок-поэзия экспериментирует с сочетаемостью слова и тем самым переключает восприятие в символический регистр (в результате описание даже бытовых ситуаций воспринимается как откровение, в этом смысле дискурс русского рока близок религиозному), то рэп-лирика стремится к переходу на древний язык фонестем, переводящий восприятие в формат суггестивных паттернов (в результате которого сознание переводится в режим транса, в этом смысле дискурс рэпа близок к шаманизму или глоссолалии).
Таким образом, наши наблюдения показывают, что эпоха, художественно отраженная в рэп-лирике, характеризуется крайне выраженной конкуренцией, аксиологическим и когнитивным хаосом, что вызывает коммуникативный шок и культ изменённого состояния сознания. Этим объясняются такие свойства рэп-языка, как агрессивность, ослабленная связность текста, использование внешних и внутренних факторов упорядочивания (бита и рифмы) в качестве дезориентирующих восприятие, своеобразный речевой шаманизм.
Литература
1. Гриценко, Е. С. Языковые особенности рэпа в аспекте глобализации / Е. С. Гриценко, Л. Г. Дуняшева // Политическая лингвистика. -2013. - № 2 (44). - С. 141-146.
2. Давыдов, Д. М. О статусе и границах русской рок-культуры и месте рок-поэзии в ней / Д. М. Давыдов // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. трудов. - Тверь, 2002. - Вып. 6. - С. 130-138.
3. Доманский, Ю. В. О культурном статусе русского рока / Ю. В. До-манский // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. трудов. - Тверь, 2000. - Вып. 3. - С. 215-225.
4. Дягилева, Я. На чёрный день / Я. Дягилева. - URL: https ://www. gl5. ru/d/dyagileva-yanka/dyagileva-yanka-na-chernij -den. html (дата обращения: 31.10.2019). - Текст : электронный.
5. Кинчев, К. Жар-бог-шуга! - URL: https://reproduktor.net/gruppa-alisa/zhar-bog-shuga/ (дата обращения: 31.10.2019).
6. Кожелупенко, Т. М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа / Т. М. Кожелупенко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 4. - С. 83-89.
7. Летов, Е. Попс. - URL: http://www.gr-oborona.ru/texts/ 1056913254.html (дата обращения: 31.10.2019).
8. Науменко, М. Песня простого человека /. - URL: http://megalyrics.ru/ lyric/mnaumienko/piesnia-prostogho-chielovieka.htm (дата обращения: 31.10.2019).
9. Фролова, Е. В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре (2009-2013 гг.) / Е. В. Фролова. - URL: https://www.hse.ru/data/2015/09/09/1088568851/ WP20_2015_02.pdf (дата обращения: 31.10.2019). - Текст : электронный.
10. Шевчук, Ю. Просвистела. - URL: https://www.gl5.ru/ddt-prosvistela.html (дата обращения: 31.10.2019).
11. Oxxxymiron. Колыбельная. - URL: https://hitmo.org/song/47828356 (дата обращения: 31.10.2019).
12. Rap-text.ru. - URL: https://rap-text.ru (дата обращения: 31.10.2019).