Научная статья на тему 'РОК И РЭП - БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ - КТО БОЛЕЕ МАТЕРИ-ИСТОРИИ ЦЕНЕН? РЕПУТАЦИИ РОК- И РЭП-ПОЭТОВ ГЛАЗАМИ ДРУГ ДРУГА'

РОК И РЭП - БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ - КТО БОЛЕЕ МАТЕРИ-ИСТОРИИ ЦЕНЕН? РЕПУТАЦИИ РОК- И РЭП-ПОЭТОВ ГЛАЗАМИ ДРУГ ДРУГА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
455
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ РОК / РУССКИЙ РЭП / РОК-ПОЭЗИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ РЕПУТАЦИЯ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКИЕ ПОЭТЫ / RUSSIAN ROCK / RUSSIAN RAP / ROCK POETRY / CREATIVE REPUTATION / POETRY / RUSSIAN POETS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитина Елена Эдуардовна, Никитина Ольга Эдуардовна

На основе анализа тех оценок, которые рок - и рэп - поэты дают творчеству друг друга, в статье рассматривается вопрос взаимоотношений русского рока и русского рэпа. Устойчивость оценок указывает на наличие определённых творческих репутаций, которые сложились у рэперов в рок - среде и у рокеров в рэп - среде. Следуя логике смены литературных эпох, специфика этих репутаций позволяет предположить, что русский рэп является эпохой переходной от русского рока к новой, пока никак не обозначившей себя, эпохе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROCK AND RAP - TWIN BROTHERS - WHO ARE MORE VALUABLE THAN MOTHER HISTORY? REPUTATIONS OF ROCK AND RAP POETS THROUGH EACH OTHER'S EYES

The article discusses the relationship between Russian rock and Russian rap. The material for analysis was the estimates that rock and rap poets give each other's work. The stability of the ratings indicates the presence of certain creative reputations that have developed among rappers in the rock environment and among rockers in the rap environment. If you follow the logic of the change of literary eras, the specificity of these reputations suggests that Russian rap is an era of transition from Russian rock to a new era, which has not yet defined itself.

Текст научной работы на тему «РОК И РЭП - БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ - КТО БОЛЕЕ МАТЕРИ-ИСТОРИИ ЦЕНЕН? РЕПУТАЦИИ РОК- И РЭП-ПОЭТОВ ГЛАЗАМИ ДРУГ ДРУГА»

УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Е. Э. НИКИТИНА, О. Э. НИКИТИНА

Тверь

РОК И РЭП - БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ - КТО БОЛЕЕ МАТЕРИ-ИСТОРИИ ЦЕНЕН?

РЕПУТАЦИИ РОК- И РЭП-ПОЭТОВ ГЛАЗАМИ ДРУГ ДРУГА

Аннотация. На основе анализа тех оценок, которые рок- и рэп-поэты дают творчеству друг друга, в статье рассматривается вопрос взаимоотношений русского рока и русского рэпа. Устойчивость оценок указывает на наличие определённых творческих репутаций, которые сложились у рэперов в рок-среде и у рокеров в рэп-среде. Следуя логике смены литературных эпох, специфика этих репутаций позволяет предположить, что русский рэп является эпохой переходной от русского рока к новой, пока никак не обозначившей себя, эпохе.

Ключевые слова: русский рок; русский рэп; рок-поэзия; творческая репутация; поэтическое творчество; русские поэты.

Сведения об авторах: Никитина Елена Эдуардовна, старший преподаватель кафедры управления персоналом Института экономики и управления, Тверской государственный университет;

Никитина Ольга Эдуардовна, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин ГБПОУ «Тверской колледж культуры им. Н. А. Львова».

Контакты: 170100, Тверь, Студенческий пер., д. 12, корп. «Б»; Nikiti-na.EE@tversu.ru;

170002, г. Тверь, просп. Чайковского, д. 19; nik-ol8@yandex.ru.

E. E. NIKITINA, O. E. NIKITINA

Tver

ROCK AND RAP - TWIN BROTHERS - WHO ARE MORE VALUABLE THAN MOTHER HISTORY?

REPUTATIONS OF ROCK AND RAP POETS THROUGH EACH OTHER'S EYES

Abstract. The article discusses the relationship between Russian rock and Russian rap. The material for analysis was the estimates that rock and rap poets give each other's work. The stability of the ratings indicates the presence of certain creative reputations that have developed among rappers in the rock environment and among rockers in the rap environment. If you follow the logic of

© Никитина Е. Э., Никитина О. Э., 2020

the change of literary eras, the specificity of these reputations suggests that Russian rap is an era of transition from Russian rock to a new era, which has not yet defined itself.

Keywords: Russian rock; Russian rap; rock poetry; creative reputation; poetry; Russian poets.

About the author: Nikitina Elena Eduardovna, Senior Lecturer of the Department of HRM of Institute of Economics and Management, Tver State University;

Nikitina Olga Eduardovna, PhD of Philological Science, Head of Department of humanities at Tver College of Culture named after N. A. Lvov.

В последнее время довольно часто, если не сказать навязчиво, стал повторяться тезис «Русский рэп - это новый русский рок», который как бы говорит о том, что рэп в нашей стране занял ту нишу, которую совсем недавно занимал рок. По сути, это довольно громкое и безапелляционное указание на то, что на наших глазах произошла смена культурных или поэтических эпох, творческих поколений, в конце концов, смена модных музыкальных и поэтических тенденций. Исходя из логики этого тезиса, получается, что рэп-исполнители стали той самой «молодой шпаной», которая смела рокеров с лица земли. Однако история взаимоотношений рока и рэпа в нашей стране гораздо глубже и сложнее, чем это следует из данного тезиса.

Сложившейся хип-хоп-культуры в нашей стране ещё не было, а рэп уже был. Как приём или музыкальную форму в 80-е годы прошлого века его уже использовали многие рок-музыканты, в числе которых Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Константин Кинчев, Михаил Борзыкин, Александр Аксёнов и др. Сегодня Константин Кинчев небезосновательно и со всей присущей ему скромностью заявляет, что он первым начал читать рэп в нашей стране [29]. Неудивительно, что многие рокеры на правах «старших» стали инициаторами совместных записей и выступлений с рэперами. Есть примеры и ответных инициатив, получивших положительный отклик со стороны рокеров. В частности, Миша Маваши записал с согласия Владимира Шахрина трек с использованием гитарного рифа и припева песни «Псы с городских окраин». А совсем недавно Борис Гребенщиков дал согласие на запись совместной с Оксимироном песни, осталось лишь дождаться вдохновения [36]. Кроме того, наблюдается тяготение рэпа к року вплоть до появления пограничных явлений, когда сложно идентифицировать творчество группы или исполнителя как рок или рэп в чистом виде. К таковым можно отнести, например, группы «25/17», «2rbina 2rista», «Anacondaz». Получается, что мы наблюдаем сейчас не столько кардинальную смену эпох, сколько активное взаимодействие и взаимовлияние двух музыкально-поэтических направлений.

На том, что рок не был вытеснен рэпом, что между ними нет «поко-ленческого разлома», и, по сути, «мы живём в эпоху победившего русско-

го рока» настаивает и музыкальная критика в лице Артемия Троицкого [31] и Александра Морсина [17].

Говоря о ритме литературных эпох, Иван Никанорович Розанов отмечал, что «притяжение может быть только к тому, что отдалено от нас некоторым расстоянием» [28, с. 20], а отталкивание, которое является определяющим в смене поэтических тенденций, происходит от того, что максимально близко по времени. Сегодня рок и рэп существуют как два самостоятельных направления, однако поколенчески рок-поэты - это всё же «отцы», а рэп-поэты - «дети», то есть должно происходить отталкивание, причём отталкивание, «в самом творчестве, а не в декларациях» [28, с. 20]. В случае с рэпом мы наблюдаем одновременно и притяжение, и отталкивание, и инерцию по отношению к року.

Интересна в этом отношении статья Ольги Родионовой [27], в которой она проводит параллели между творчеством рок- и рэп-поэтов и приходит к парадоксальным выводам о том, что Александр Башлачёв - это Oxxxymiron (Оксимирон) 80-х, Егор Летов - Face (Фейс) на закате СССР, а Борис Гребенщиков - юный Pharaoh (Фараон).

Обычно поэт-новатор получает в критике или среди коллег статус поэта былой эпохи. Так, Александр Кушнир в своей книге «100 магнитоаль-бомов русского рока» называет Михаила Борзыкина Маяковским от рока [14], сравнивали с Маяковским и Рикошета (Александра Аксёнова). Постоянно встречается мысль о том, что Башлачёв был Пушкиным для современников (например, это можно обнаружить у Сергея Шаулова в статье «А. С. Пушкин и А. Н. Башлачёв: этика слова» [39], в статье Дмитрия Родионова, посвящённой 30-летию со дня гибели рок-поэта [26]). Вторым Пушкиным нашего времени обычно называют Бориса Гребенщикова.

В статье Ольги Родионовой только рэпер Matrang (Матранг) в соответствии с привычной логикой назван новым и живым Цоем. Все остальные формулировки имеют обратную логику, что, во-первых, указывает на живучесть рока и подчёркивает сам факт притяжения рэпа к року, а, во-вторых, словно предлагает тем, кто ненавидит русский рэп (а именно им адресована статья), посмотреть на него с другой стороны.

Для определения актуального культурного статуса рока и рэпа как музыкально-поэтических явлений интересно посмотреть ещё и на то, какие оценки их представители дают друг другу.

Сначала обратимся к репутации рэп-поэтов, которая сложилась в рок-кругах.

Отношение рок-поэтов к рэпу и рэперам можно условно разделить на три типа. Первый тип заключается в проявлении интереса к творчеству отдельных рэп-поэтов и направлению в целом, но при этом не исключает ироничных оценок. Второй тип - это критическое отношение к рэпу, близкое по своей сути к тому, что Розанов называл «брюзжанием стариков». Третий тип можно определить, как отсутствие какого бы то ни было интереса к рэпу. Но в чём все рок-поэты единодушны, так это в том, что не

43

считают, будто рэп вытеснил рок и занял его место. Ещё одно общее место в интервью рок-музыкантов - это неприятие эстетики рэп-баттлов и мата в текстах рэперов. Не упрекнули их за это разве что Александр Васильев и Глеб Самойлов.

Особого внимания заслуживают высказывания Бориса Гребенщикова, который в целом относится к рэпу с большим интересом, но при этом допускает диаметрально противоположные оценки. В интервью 2018 года он воздерживается от того, чтобы назвать имена рэперов, которые ему интересны, поскольку не хочет обижать тех, кого не знает, ведь они тоже могут быть хорошими [13]. Однако из других интервью мы узнаём, что Оксими-рона он слышал, поскольку в детстве тот был другом его детей, и, судя по тому, что Гребенщиков дал своё согласие на запись совместной с Оксими-роном песни, рэпер ему интересен и нравится. Гребенщиков слышал Фей-са, но тот его не впечатлил, а вместо того, чтобы слушать Басту и Фараона, БГ изучает краут-рок, потому что там «есть в чём покопаться и есть, что услышать, чему научиться» [37]. Получается, что в рэпе, по крайней мере, в русском рэпе Гребенщиков не видит того, чему там можно поучиться. Упоминая увиденный им в интернете клип группы «Каста», Гребенщиков говорит, что нашёл в нём полное совпадение с тем, что происходило в начале 80-х годов в ленинградском рок-клубе [13]. Исходя из этого сходства, он выражает надежду, что когда-нибудь рэперы вырастут из изобилующих матом песен о наркотиках, перестанут веселиться и переходить допустимые границы и «будут делать то, что нужно людям» [24]. Гребенщиков называет рэп «новой формой поэзии» и ждёт, когда в России это осознают [22]. Однако он не считает русских рэперов современными поэтами, поскольку Пушкин, Ахматова и Бродский писали «всё-таки чуть-чуть лучше» [30], при этом Маяковского и Бродского, особенно последнего, который был «мастером внутренних кольцевых рифм», называет лучшими русскими рэперами [22]. Отношение Гребенщикова к рэп-баттлам превратилось в повторяемый им из интервью в интервью анекдот. Один из его вариантов звучит так: «В моём питерском дворе была хоккейная коробка и стояла беседочка, где всегда валялись алкаши, которые, постепенно приходя в себя, устраивали прекрасные баттлы! Поскольку драться они уже не могли, они изъяснялись на русском языке хорошо, красиво, образно и попадали в самую цель. Думаю то, что я слышал тогда, было качеством выше, потому что в этом не было коммерции, да и фразы их были очень изобретательны. Когда теперешние баттлы достигнут этого высокого уровня, я начну их смотреть и слушать» [30]. В другом варианте Гребенщиков упоминает чуть меньше подробностей из жизни питерских алкоголиков, но сохраняет постоянство в оценках: «Я рос на окраине Петербурга. У нас был огромный двор, была детская площадка и беседочка из дерева. И в этой беседочке вместо детей все время отдыхали алкоголики. Когда мне было лет 6-7, я рэп-баттлов там наслушался. Я в курсе, что они говорят друг другу, в курсе посыла. То, что алкаши у нас во дворе говорили, чуть лучше, чем эти баттлы. А некоторые были очень изобретательны.

44

Зачем я буду второсортное слушать, когда уже получил первосортное» [23].

О своём интересе к рэпу говорит Александр Васильев. А его критические оценки во многом перекликаются с тем, как оценивает рэп Гребенщиков. В частности, Васильев говорит о рэпе: «Там много текста. Но у нас никто и двух слов не может связать в стране! Всё это слабо по части литературы» [4]. Рэперами, у которых «сильная литературная подготовка» он считает только Гуфа и «Кровосток»: «Для меня самый классный из них - это Гуф. Альбом "Город дорог" - это вообще без вопросов, классика, шедевр. Там прекрасная литературная речь. "Так мы и сидели на крыше, я и два бокса шишек" - какая рифма, какой образ! Сразу представляешь, что это за пацан, и сразу понимаешь, что он твой друган. Это попадёт в вечность. Ну и "Кровосток", конечно, - это вообще вышак, отрыв башни. А у остальных слабая литературная подготовка. Но поколение очухается. Обязательно, обязательно!» [4]. Несмотря на то, что Васильев не без иронии восторгается литературными достоинствами текстов Гуфа, его высказывание о том, что Гуф - лучший рэпер, процитировали многие ресурсы, посвященные русскому рэпу. Этот факт, несомненно, говорит о том, что такая оценка со стороны известного рок-музыканта очень значима для рэперов и их поклонников, а Васильев в этом контексте фигурирует как человек авторитетный и уважаемый, эдакий «старик Державин», благословляющий своего более юного коллегу по сцене.

Константин Кинчев выделяет только тех рэперов, в творчестве которых видит настоящую литературу, «новый, интересный и сочный язык». Это Оксимирон, «Саграда», «25/17», Фейс [12; 16]. А вот Басту он считает ненастоящим: «Басту я не знаю вообще. Он для меня человек-загадка. Я не понимаю, кто он. То ли он этот... Ноггано, то ли он Баста. Где настоящий, не знаю» [16].

Эдмунд Шклярский признаётся, что не следит за русским рэпом и не может представить себе ситуации, в которой ему был бы нужен рэп, поскольку для себя ничего почерпнуть из него не может. Более того -Шклярский считает, что рок вообще не следит за рэпом, как и рэп за роком [6; 18]. При этом рок-музыкант прекрасно осведомлён в том, что в текстах русского рэпа много мата, который, судя по всему, Шклярский воспринимает как обязательную составляющую этого направления, и это ему в рэпе не нравится [8].

Андрей Макаревич, слышавший Оксимирона, Басту и Ногга-но (причем непонятно, знает ли рок-музыкант, что двое последних - это один человек), говорит о том, что у них плохой поэтический уровень, и рэп на русском звучит смешно [20]. При этом он отмечает, что рэп, как и рок-н-ролл, музыка изначально свободная, которую невозможно запретить или поставить в какие-то рамки [10].

Юрий Шевчук, как и Борис Гребенщиков, сравнивает сообщество отечественных рэперов с Ленинградским рок-клубом [11]. Хорошим по-

45

этом Шевчук считает Оксимирона и даже высказал предложение пригласить его на фестиваль «Нашествие»: «Хочется какого-то свежака, нового взрыва музыкального... Я сегодня спрашивал, почему "Оксимирона" нет на "Нашествии". Хорошая группа, достаточно актуальная. Мне кажется, в следующем году нужно разнообразить программу: больше жанров. Хорошо, если "Нашествие" станет кухней нового звука и новой музыки» [40].

Владимир Шахрин говорит, что относится к рэпу спокойно, поскольку юношеская тематика его уже не интересует и вызывает у него улыбку. Однако он высоко оценивает творчество Василия Вакуленко и «Касты», но в текстах рэперов ему не хватает самоиронии, а вот слов, наоборот, слишком много и далеко не все несут смысловую нагрузку, выполняя лишь функцию ритмической основы «Я ходил на Ноггано - так он же нереально крутой чувак, у него слова, тексты интересные! И у "Касты", его земляков. Но в рэпе меня смущают две вещи: первое - отсутствие самоиронии, второе -там для меня слишком много слов. Там одна мысль развита складыванием слов до бесконечности» [38]. Смущает Шахрина и обилие нецензурной лексики в рэп-текстах, особенно во время баттлов: «Баттлы - это, по сути, публичное унижение. В наше время за оскорбления, которые сегодня произносят в баттле, сразу били в морду. А они в течение часа друг друга поливают грязью, и я не удивлюсь, если в финале они делят деньги и вместе ещё и выпивают, обсуждая, как круто они друг друга уделали» [25].

Вадим Самойлов критикует рэперов за хайп и антипатриотическую тематику песен. В частности критике со стороны рок-музыканта подвергся Фейс, которого, по мнению Вадима Самойлова, через 30 лет никто не вспомнит [21]. С творчеством Оксимирона Самойлов не знаком, не видит смысла в рэп-баттлах и вообще не сильно погружался в рэп-культуру [21]. Искренним, близким к фольклорным первоосновам поэзии Вадим считает тольяттинского рэпера Честера Нербу: «Есть такой в Тольятти, Честер Нер-ба называется, рэпер, он трушный пацан, который живет на улицах Тольятти, а не рэпер Фейс, который сидит у Дудя и что-то там рассказывает. Это трушный парень из трушного маленького города, который поёт о своей трушной жизни. Одно из направлений искусства - это прикладное искусство, это те песни, которые пели за сбором урожая, откуда музыка пошла. Вот это пример такого провинциального искусства, которому веришь, не для хайпа. Слушаешь и слышишь там человека» [21]. Подобно Гребенщикову, в числе первых русских рэперов Вадим называет Маяковского [21].

Отличился в своих оценках рэперов Глеб Самойлов. Среди всех он выделяет Хаски, «25/17» и Васю Обломова за свойственные им лиризм и трагизм, а также за отсутствие стремления «срубить побольше денег», которое он считает основной целью гангста-рэпа. И по этой причине Глеб не может в полной мере отнести их к рэп-культуре [34].

Итак, рок-поэты видят в рэпе родственное контркультурное течение, однако не вытеснившее рок и не доминирующее в современной культуре. Многие рок-поэты отмечают литературные достоинства текстов некоторых рэперов, но при этом категорически не приемлют наличие мата в пес-

46

нях. С точки зрения рок-поэтов рэп - это культура молодых, отсюда подчёркнутая дистанцированность некоторых рок-поэтов и выборочный интерес к творчеству отдельных рэперов, среди которых лидирует Оксимирон.

На основе анализа интервью представителей русского рэпа также можно выделить три основных типа отношений их к русскому року.

Первый тип отношений: музыканты говорят, что в молодости слушали русский рок, перечисляют представителей рока, которые оказали на них влияние. Причём эту категорию русских рэперов можно разделить на две группы.

К первой группе таких музыкантов можно отнести тех, кто до сих пор эту музыку слушает, уважительно относится к кумирам юности, кто-то либо планирует, либо уже реализовал дуэты с русскими рок-музыкантами.

Так, например, Оксимирон неоднократно в интервью говорил о том, что вырос на русском роке и называл среди своих любимых рок-исполнителей и «Аквариум», и «Гражданскую оборону», и Янку Дягилеву. По его словам, любовь к русскому року у него идёт от родителей [5]. А инициатива записать с Гребенщиковым совместный трек исходила именно от него.

«Гражданскую оборону» и Егора Летова упоминают среди музыкантов, оказавших на них особое влияние, и Хаски, и Слава КПСС (Гнойный, Вячеслав Машнов). В частности, у Славы КПСС есть песня «Егор Ле-тов» [32], припев которой состоит из многократно повторяемого «Я Егор Летов», в тексте присутствуют разного рода отсылки к творчеству Летова: «русское поле экспериментов», «пластмассовый мир», «моя оборона», «всегда против» и т. п., есть типичное панковское «хой!», строка «хип-хоп - новый панк-рок». В самом начале рэпер заявляет: «Я единственный заслуживаю этого здания» и как бы поправляется: «этого звания». То есть Летов для Гнойного - это не просто культовая фигура, это звание. Гнойный говорит, что Летов оказал на него в своё время сильное музыкальное влияние. Рэпер делал каверы на песни «Гражданской обороны» «Отряд не заметил.» и «Товарищ Горбачёв».

Особого внимания в данном случае заслуживает группа «25/17», музыканты которой теперь соотносят себя скорее с рок-музыкой, а не с рэпом: «Мы в рэпе давно уже одной ногой. Нам всегда там было тесно. Мы никогда не ставили себе главной задачей делать песни, похожие на творчество негров. Это же скучно. Мы всегда с разной степенью успешности делали что-то своё. Как это называть, какие ярлыки вешать - это не наше дело. Пусть музыкальные критики таким занимаются. Хочу сказать одно: в нас нет того, что делает рэп рэпом. Мы страшно далеки от тех аф-роамериканцев и ментально, и культурно. Мы не хотим играть в рэп, играть в негров. И если мы и имели к этой культуре какое-то отношение, то это было слишком давно. Есть речитатив в песнях - и всё. Махать руками в камеру, коверкать слова, чтобы это максимально походило на речь негров, корчить страшные и пафосные рожи мы не будем. Извините» [41].

47

Лидер группы Андрей Бледный в одном из интервью вообще отказывает русскому рэпу в самостоятельности, в отличие от русского рока, у которого эту самостоятельность приобрести получилось [7]. При этом в том же интервью Бледный говорит, что он всегда стремился делать в творчестве что-то своё, не копируя других, таким образом сближая собственное творчество именно с роком. «25/17» гораздо активнее, чем другие рэперы, сотрудничают с русскими рок-музыкантами. Они же в интервью упоминают гораздо больше групп русского рока, которыми увлекались в юности и которые слушают до сих пор.

Интерес к русскому року не зависит от возраста рэп-исполнителя. В частности, рэпер Фейс (Иван Дрёмин), которому чуть больше двадцати лет, среди любимых русских музыкантов называет «Гражданскую оборону», «Короля и шута» и Виктора Цоя. Возможно, именно по этой причине Фейса называют «панком от рока» [3]. Виктора Цоя Фейс называет своим любимым русским артистом [19], и, видимо, в каком-то смысле на него равняется.

При этом некоторые русские рэперы весьма скептически относятся к сравниванию русского рока и русского рэпа, к утверждению, что рэп - это новый рок. Показательным в этом смысле может стать фрагмент интервью Гнойного и Замая порталу «Бумага»:

«— Появится в русском рэпе свой Цой?

Гнойный: Face - это новый Цой: приходят девочки на его концерты и плачут. Я встречался с ним в "Камчатке" и опоздал на час. И всё это время он не входил в бар, потому что не может заходить в бар один. Он фотографировался с фанатами и получал от этого удовольствие.

Замай: Face не новый Цой. Это новый Шевчук. Возникает вопрос: кто новый Кинчев?

Гнойный: Давай я буду новым Кинчевым. Я слушал Кинчева в детстве» [1].

Другие представители этой категории русских рэперов со временем разочаровались в кумирах юности, говорят об изменении функции русского рока в искусстве, о том, что теперь именно рэп пришёл на смену року, поскольку тот честнее отражает происходящее в общественной жизни. В частности, такое разочарование в русском роке можно встретить во многих интервью с участниками группы «Каста», фактически, ветеранами русского рэпа. Причём интересно, что отличительной особенностью русского рока Влади и Шым называют честность, наличие «голоса», то есть отражение общественных проблем, времени. И разочарование вызвало как раз «онемение русского рока», «потеря голоса», то есть прежде всего смысловая составляющая песен [см. например: 33].

Второй тип отношений: представители русского рэпа критически относятся к русскому року, говорят о его коммерциализации, но при этом обычно не вспоминают об увлечениях русским роком в юности. Так, например, Баста (Василий Вакуленко) никогда не говорил в интервью о

своём увлечении русским роком, хотя уважительно отзывается, например, о Шевчуке [15]. При этом Вакуленко достаточно часто рассуждает о функциях рока и рэпа в современном обществе. Так же, как и музыканты «Касты», он считает, что русский рок коммерциализировался, превратился в машинку для зарабатывания денег и утратил свою функцию «честной музыки» [2]. При этом Вакуленко отмечает поколенческую связь между бардовской музыкой, русским роком и русским рэпом: «Наш русский рэп - он как наш русский рок. Он такой глубокий, до говнокопания. В нём чувствуется преемственность наших литературных традиций с того момента, как барды взяли электрогитары и стали играть русский рок» [2] Русский рэп Баста называет «русским роком», хотя бы потому, что, по его мнению, никто из ведущих представителей русского рэпа не является рэпером в полной мере: «Среди популярных русских рэперов ведь нет рэперов в чистом виде. Оксимирон - панк, анархист; Скриптонит - очень круто читает, но то, что он делает, это скорее рок; АТЬ -я вообще его фанат. Да кого ни возьми, любой к рэпу имеет опосредованное отношение, все разные. Просто людям интересны явления, а каждый из этих артистов - явление. И эта культура останется, я уверен, как золотая эра русского рока. Ну да, это же всё русский рок, на самом деле» [9].

Третий тип отношений: представители русского рэпа вообще не высказывают своего мнения о русском роке, отчасти в силу юного возраста. Так, весьма показателен пример рэпера Фараона и рок-музыканта Сергея Шнурова. Нам не удалось найти интервью, где Фараон говорил бы о том, что когда-то увлекался русским роком. Однако при этом он общается со Шнуровым, музыканты записали дуэт, вместе появлялись на одном из шоу Ютьюба. Инициатива знакомства исходила от Шнурова, а Фараон сейчас считает рок-музыканта «человеком, у которого можно много чему поучиться» [35]. Нужно также отметить, что сам Фараон называет Шнурова просто музыкантом, а не рок-музыкантом. Видимо, для рэпера в данном случае неважно, в каком направлении работает его коллега; его скорее привлекает опыт и знания Шнурова [35].

Опираясь на приведенные выше высказывания, можно сказать, что «картина отношений» рэперов к русскому року достаточно разнообразна: кто-то слушал русский рок в юности, кто-то слушает его до сих пор, кто-то вообще дистанцируется от этого понятия. Число персоналий русского рока, которых вспоминают рэперы, довольно ограничено: Гребенщиков, Шевчук, Летов, Цой, реже - Янка, Башлачёв. Но объединяет эти персоналии одно: в их творчестве основным является слово. Видимо, именно этот момент и определяет интерес к ним со стороны русского рэпа. Есть и элементы противостояния: рэперы иногда упрекают русский рок в продажности, в утрате голоса и т. д.; некоторые представители русского рэпа против того, чтобы рокеры использовали в своём творчестве «читку», речитатив. Однако это не мешает им записывать или планировать дуэты вместе с рокерами.

Таким образом, взаимоотношения русского рока и русского рэпа по большей части соответствует описанной Розановым смене литературных эпох. Однако Розанов писал: «Степень отталкивания определяет основной характер эпохи. Малая степень создаёт эпохи переходные, сильная и заметная - эпохи ярко выраженные, эпохи сдвигов» [28, с. 21]. В случае русского рэпа и рока мы наблюдаем отталкивание небольшое, незначительное, следовательно, мы можем говорить о том, что перед нами переходная эпоха. Тем не менее, основываясь опять же на мысли Розанова, мы должны оценить не только, и, может быть, не столько репутацию, сколько отталкивание и притяжение в творчестве, в песнях. Это может стать темой для дальнейших исследований взаимоотношений русского рока и русского рэпа.

Литература

1. Антоновский, А. «Это **********, что рэп может делать любой калека». Интервью с Гнойным и Замаем / А. Антоновский // Бумага [Сайт]. -10.10.2017. - URL: https://paperpaper.ru/fullscreen/antihype/ (дата обращения 20.08.2019). - Текст : электронный.

2. Баста: «Хип-хоп заменил рок-н-ролл после того, как тот умер : интервью // Сноб [Сайт]. - 14.04.2014. - URL: https://snob.ru/selected/ entry/74775/ (дата обращения 20.08.2019). - Текст : электронный.

3. Бояринов, Д. Враг государства / Д. Бояринов // Colta.ru: Все о культуре и духе времени [Сайт]. - 04.09.2018. - URL: https://www.colta.ru/ articles/music_modern/18996-vrag-gosudarstva/ (дата обращения 20.08.2019). -Текст : электронный.

4. Горбачёв, А. Александр Васильев о новом альбоме «Сплина», 38-м годе, юморе, рэпе и грибах : интервью / А. Горбачёв // Афиша Daily [Сайт]. - 04.03.2014. - URL: https://daily.afisha.ru/archive/volna/heroes/ aleksandr-vasilev-o-novom-albome-splina-38m-gode-yumore-repe-i-

gribah/ (дата обращения 22.03.2019).

5. Горбачёв, А. Оксимирон об Оксфорде, траве, идеологии и проблемах русского рэпа : интервью / А. Горбачёв // Афиша Daily [Сайт]. -URL: https://daily.afisha.ru/archive/volna/archive/rusrap_oxxxymiron/ (дата обращения 20.08.2019).

6. Горцев, С. Интервью с Э. Шклярским : интервью / С. Горцев // Про-за.ру [Сайт]. - 2018. - URL: https://www.proza.ru/2019/01/09/1053 (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

7. Дулевская, А. Андрей Бледный: «Путь есть Христос» : интервью / А. Дулевская // Официальный сайт группы «25/17» - 24.12.2014. - URL: https://www.2517.ru/put-est-hristos 3/3 (дата обращения: 20.08.2019).

8. Жигач, А. «Пикник» не на обочине. Лидер группы «Пикник» Эдмунд Шклярский о моде на рэп и внуках : интервью / А. Жигач // DP.RU: Новости экономики и финасов СПб [Сайт]. - 06.04.2019. - URL: https://www.dp.ru/a/2019/04/04/Piknik_na_obochine_ne?fbclid=IwAR3D8u1w 3Pg98M0MOCiqJFhiWcKbLfqpJguyvD-sKgeMLNzwqrLBbXUKBjI (дата обращения: 20.08.2019).

9. Забалуев, Я. «Это такой внутренний империализм» Баста о концертах в Кремле и новом альбоме «Баста 5» : интервью / Я. Забалуев // Газетами [Сайт] - 18.04.2016. - URL: https://www.gazeta.ru/culture/2016/ 04/18/a_8183039.shtml (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

10. Интервью с Андреем Макаревичем в эфире радио «Эхо Москвы» : интервью // Эхо Москвы [Сайт]. - 21.12.2018. - URL: https://echo.msk.ru/ programs/year2018/2337381 -echo/ (дата обращения: 20.08.2019).

11. Калинников, К. Юрий Шевчук: «Когда хватает одной мысли на всех, это раздражает» - о новом альбоме «ДДТ», российском рэпе, народе, безнадеге и динозаврах : интервью / К. Калинников // Meduza [Сайт]. -09.06.2018. - URL: https://meduza.io/feature/2018/06/09/kogda-hvataet-odnoy-mysli-na-vseh-eto-razdrazhaet (дата обращения: 20.08.2019).

12. Каменченко, П. Константин Кинчев: «Мне уже по барабану, а за детей и внуков страшно» : интервью / П. Каменченко // Lenta.ru [Сайт] -26.10.2018. - URL: https://lenta.ru/articles/2018/10/26/alisa/ (дата обращения: 20.08.2019).

13. Коннова, Н. Борис Гребенщиков: «Рок-н-ролльное братство придумано» : интервью / Н. Коннова // Журнал «Артист» [Сайт]. - 11.05.2018. - URL: http://artist-magazine.ru/boris-grebenshhikov-rok-n-rollnoe-bratstvo-pridumano/ (дата обращения: 20.08.2019).

14. Кушнир, А. 100 магнитоальбомов советского рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи / А. Кушнир. - Москва : Аграф, 2003. -400 с.

15. Лаптева, Е. Баста: «Сейчас на вопросы отвечает не рок, а рэп» : интервью / Е. Лаптева // Комсомольская правда в Твери [Сайт]. -20.04.2017. - URL: https://www.tver.kp.ru/daily/26669.4/3690626/#print 3/12 (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

16. Легойда, В. Константин Кинчев: «Когда у меня был инфаркт, я умирал совершенно спокойно» : интервью / В. Легойда. - Текст : электронный // Православный журнал «Фома» [Сайт]. - 19.06.2019. - URL: https://foma.ru/parsuna-konstantin-kinchev.html (дата обращения: 20.08.2019).

17. Морсин, А. Однажды мир прогнулся под них. Как главная музыка Перестройки дожила до наших дней / А. Морсин // ТАСС [Сайт]. -27.05.2019 - URL: https://tass.ru/opinions/6468326 (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

18. Мясников, А. О готике, рэпе и Джексоне: Эксклюзивное интервью с солистом группы «Пикник» : интервью / А. Мясников // Ключ-медиа -События, Истории, Спецпроекты, Афиши во Владимире и области [Сайт]. - 14.03.2019. - URL: https://kluch.media/materials/o-gotike-repe-i-dzheksone-eksklyuzivnoe-intervyu-s-solistom-gruppy-piknik/ (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

19. Нилов, С. Face: «Люди хотят, чтобы я сдох в 27» : интервью / С. Нилов // The Village - Новости, люди, места, события [Сайт]. -

21.09.2017. - URL: https://www.the-village.ru/village/weekend/weeknd-interview/284326-face (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

20. Ортис, В. Андрей Макаревич о кандидате в президенты Собчак, о дружбе с Вакарчуком и ненависти к националистам : интервью / В. Ортис // Думская: Новости Одессы [Сайт]. - 22.11.2017. - URL: https://dumskaya.net/news/andrey-makarevich-o-kandidate-v-prezidenty-sobch-079655/ (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

21. О русском рэпе, хайпе и Балабанове - большое интервью Вадима Самойлова : интервью // Пятый канал [Сайт]. - 19.10.2018. - URL: https://www.5-tv.ru/news/224791/intervu-vadima-samojlova/ (дата обращения: 20.08.2019).

22. Палванзаде, Ф. Алфавит Бориса Гребенщикова: от Акунина до Ямайки / Ф. Палванзаде // Теории и практики [Сайт]. - 27.11.2013. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8141 -foreveryoung (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

23. Подъяблонская, Т. Борис Гребенщиков: «Баттлы алкоголиков в моем детстве были изобретательнее нынешнего рэпа!» : интервью / Т. Подъяблонская // Комсомольская правда в Воронеже [Сайт]. -

10.02.2018. - URL: https://www.vrn.kp.ru/daily/26793.5/3827458/ (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

24. Полупанов, В. Борис Гребенщиков: «Элвису Пресли и "битлам" нечего было сказать» : интервью / В. Полупанов // Аргументы и факты [Сайт]. - 14.02.2018. - URL: http://www.aif.ru/culture/person/boris_ grebenshchikov_elvisu_presli_i_bitlam_nechego_bylo_skazat (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

25. Полупанов, В. Владимир Шахрин: «Америка показалась нам ветхой» : интервью / В. Полупанов // Аргументы и факты [Сайт]. -21.01.2018. - URL: http://www.aif.ru/culture/person/vladimir_shahrin_ amerika_pokazalas_nam_vethoy (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

26. Родионов, Д. Неоконченный полёт Александра Башлачёва / Д. Родионов // РЕН ТВ [Сайт]. - 18.02.2018. - URL: https://ren.tv/blog/ dmitrii-rodionov/275969-neokonchennyi-polet-aleksandra-bashlacheva (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

27. Родионова, О. Почему Face - это новый Егор Летов. Текст для всех, кто ненавидит русский рэп дней / О. Родионова // KYKY.ORG [Сайт]. - 29.07.2019. - URL: https://kyky.org/cult/pochemu-face-eto-novyy-egor-letov-tekst-dlya-vseh-kto-nenavidit-russkiy-rep (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Розанов, И. Н. Литературные репутации / И. Н. Розанов // Розанов И. Н. Литературные репутации. Работы разных лет. - Москва : Издательство «Советский писатель», 1990. - С. 16-28.

29. Садчиков, М. Константин Кинчев не интересуется теориями и делает, что хочет : интервью / М. Садчиков // Фонтанка Ру [Сайт]. -

25.11.2011. - URL: https://www.fontanka.ru/2011/11/25/003/ (дата обращения: 20.08.2019).

30. Садчиков-младший, М. Борис Гребенщиков сравнил баттл-рэперов с алкоголиками : интервью / М. Садчиков-младший // ТНТ MUSIC [Сайт]. - 17.02.2018. - URL: https://tntmusic.ru/3314-boris-grebenshikov-sravnil-battl-reperov-s-alkogolikami/ (дата обращения: 20.08.2019).

31. Сеньшин, Е. Артемий Троицкий: «В эпоху интернета все запретительные меры бессмысленны» : интервью / Е. Сеньшин. - Текст : электронный // Интернет-газета «Znak». - 12.04.2019. - URL: https ://www. znak. com/2019-04-12/smozhet_li_rezhim_priruchit_i_osedlat_ sovremennuyu_molodezhnuyu_muzyku_intervyu_s_artemiem_troickim (дата обращения: 20.08.2019).

32. Слава КПСС. Егор Летов / В. Машнов (Слава КПСС, Гнойный) // Genius [Сайт]. - URL: https://genius.com/Slava-kpss-egor-letov-lyrics (дата обращения: 20.08.2019).

33. Тагаев, Р. Шым: «Если бы меня было двое, один бы обязательно баттлился» : интервью / Р. Тагаев // RAP.RU [Сайт]. - 07.11.2013. - URL: www.rap.ru/reading/19786 (дата обращения: 20.08.2019).

34. Терехов, В. Глеб Самойлов: «Зацепило - останетесь» : интервью /

B. Терехов // Яркуб - Новости Ярославля [Сайт]. - 21.11.2017. - URL: https://yarcube.ru/interview/86497.php (дата обращения: 20.08.2019).

35. Фараон рассказал Дудю про безумных фанатов и дружбу с суперзлодеями. Но зрителям этого не хватило // Medialeaks [Сайт]. - 02.10.2018. -URL: https://medialeaks.ru/0210sda-pharaoh-vdud/ (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

36. Филимонов, А. Борис Гребенщиков: «Когда общаешься с государством, душа умирает» : интервью / А. Филимонов // Meduza [Сайт]. -02.09.2019. - URL: https://meduza.io/feature/2019/09/02/kogda-obschaeshsya-s-gosudarstvom-dusha-umiraet?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen. yandex.com&fbclid=IwAR3cnZXPdhPB_1JBsie_ctZidoT9KCw_rumomOpdK Q7XaXlIZPZab0tgZ-E (дата обращения: 05.09.2019).

37. Циплаков, О. Борис Гребенщиков: «Им приходится, чтобы их не оскорбляли, принимать законы. Это ж смешно» : интервью / О. Циплаков // Тайга.инфо [Сайт] - 28.03.2019. - URL: https://tayga.info/145692 (дата обращения: 20.08.2019).

38. Шаповалов, Е. Интервью с Владимиром Шахриным : интервью / Е. Шаповалов // MAXIM [Сайт]. - 20.04.2012. - URL: https://www. maximonline. ru/guide/music/_article/shahrin/ (дата обращения: 20.08.2019).

39. Шаулов, С. А. С. Пушкин и А. Н. Башлачёв: этика слова /

C. Шаулов // Homo Cantans - человек поющий [Сайт]. - URL: http ://www.bashlachev. spb. ru/archive/pubs/poetics/Shaulov%20 -%20Pushkin%20and%20Bashlachev.pdf (дата обращения: 20.08.2019).

40. Шевчук призвал пригласить на «Нашествие» Оксимирона // НСН -Национальная служба новостей [Сайт]. - 09.07.2019 - URL:

53

https://nsn.fm/music/music-shevchuk-prizval-priglasit-na-nashestvie-oksimirona (дата обращения: 20.08.2019). - Текст : электронный.

41. Шейк, Б. 25/17: «В нас нет того, что делает рэп рэпом» : интервью / Б. Шейк // Официальный сайт группы «25/17» - 20.10.2014. - URL: https://www.2517.ru/rapruraprapom (дата обращения: 20.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.