УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25
Д. Л. КАРПОВ
Ярославль
РУССКИЙ РЭП И ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ (VERSUS/ВЕРСИЯ)
Аннотация. Рэп-поэзия в России всё ещё воспринимается как нечто нелитературное, он даже не включён в область массовой литературы. При этом экспансия рэпа в культуре и молодёжной поэзии крайне значительна. По этой причине актуальна проблема отношения рэпа к литературной традиции и наоборот. Решением её становится поиск истоков рэп-поэзии не только в современной поп-культуре, но и в западной поэтической традиции.
Ключевые слова: современная русская литература; рэп-поэзия; литературные традиции; хип-хоп; рэп; битники; американская поэзия; массовая культура; массовая литература.
Сведения об авторе: Карпов Денис Львович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной филологии ФГБОУ ВО «Ярославский университет им. П. Г. Демидова».
Контакты: 150001, г. Ярославль, ул. Златоустинская, д. 14, кор. 2; [email protected]
D. L. KARPOV
Yaroslavl
RUSSIAN RAP MUSIC AND LITERARY TRADITION
Abstract. Rep poetry be perceived as nonliteraly phenomen in Russia and it is not include in mass literature sphere. Nevertheless rap expansion is considerable in culture and the youth poetry. For this reason the problem of the attitude between rap and literary tradition and vice versa is relevsant. The solution of the problem became the search of the roots of rap poetry in the modern pop-culture and west poetry tradition.
Keywords: modern Russian literature; rap poetry; literary traditions; hiphop; rap; beatniks; American poetry; mass culture; mass literature.
About the author: Karpov Denis Lvovich, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Applied Philology of Demidov State University (Yaroslavl, Russia).
Хип-хоп культура в России. В современном пространстве массовой культуры рэп в последнее время занял весьма существенное место: с одной стороны, мейнстримного направления массовой культуры, с другой стороны, главной контркультурной зоны современного искусства. В определённом смысле мы можем говорить, что именно современный рэп занял те
© Карпов Д. Л., 2020
позиции, которые уже традиционно в зрительском и научном сознании занимали всевозможные направления рок-музыки. При этом в сознании исследователя и в какой-то мере слушателя, новая поэзия/музыка не приобретает ценностного значения, которым изначально наделяется рок, в частности русский рок, в отличие от которого рэп уже на стадии своего зарождения явно испытывает тяготение к эстрадной, массовой песне и массовой культуре. Русский рок достаточно медленно публично приходил к снятию антитезы «поп»/«рок», однозначно по этому вопросу одними из первых высказался Вадим Самойлов в 1995 году в программе «Рок-урок» [10]. Без стеснения об этом стал говорить Евгений Фёдоров уже в 2000-е годы, уверяя, что был бы рад, если «Оптимистик оркестра» звучала на свадьбах [9].
Хип-хоп, у которого не было такой укоренённости в массовой культуре СССР/России, как у завоевавшего широкую аудиторию рока, изначально смотрел на эстрадный путь развития не просто как на возможный (а в случае с рок-культурой - компромиссный), но как на необходимый [11].
Безусловно, такая направленность поисков (успеха, зрителя, признан-ности), влекла за собой и определённые изменения в поэтике текста. При этом нужно иметь в виду, что рэп-текст получает две существующие параллельно, почти без пересечений, реализации, отличающиеся и поэтическими параметрами.
Если обратится к истории рецепции хип-хопа в России, то следует наметить два пути: первый - это заимствование элементов рэп-исполнения рокерами. Начиная от популярных экспериментов Кинчева до увлечения гангста-рэпом Е. Фёдорова и его круга. Видимо, последнее повлияло и на более поздние эксперименты Рикошета, с которым Фёдоров играл в группе «Объект насмешек», и, конечно же, молодой русский хард-кор, получивший развитие в группе Андрея Машнина. К этому, безусловно, потом примыкает и поколение музыкантов, воспитанное в России на музыке «Rage Against the Machine».
Второй - зарождение собственно рэпа в России. В начале своего развития это был бизнес-проект (например, «Мальчишник»), но позже хип-хоп на постсоветском пространстве превращается в отдельную самодостаточную субкультуру, получив и особое «российское» звучание. Видимо, диссонанс между стереотипным художественным миром западного исполнителя (а также его образа жизни, гонораров и пр.) и реалий России конца 80 - начала 90-х сразу же порождает ироническую поэтику русского рэпа: «Мальчишник», Мистер Малой, даже Титомир, который активно пользовался элементами хип-хоп-культуры, сформировали особый тип взаимодействия со зрителем и поклонником - эпатаж, открытая сексуальность, асоциальность, криминальная тематика, а также саморазрушение. При этом всё это смешивалась с карнавальным ёрничаньем, несерьёзностью, игрой. Уже более поздняя формация, пробившись в шоу-бизнесе, стала относиться к себе более серьёзно, продолжая испытывать интерес к практикам ТВ-формата.
Если русский рок в своё время прошёл этап «бури и натиска» (80-е годы), то русский рэп определённо зарождается в состоянии синкретизма протестности и успешности. Протестный потенциал хип-хопа уже активно обсуждался старшим поколением музыкантов в 90-е годы (интервью Алексея Козлова одной из молодёжных передач на ЦТ1). И в то же время появляются «тёлки, тачки, бабки, пушки», все атрибуты успешной жизни, в клипах «отцов основателей», например, Шефа, или известной и распиа-ренной «Вечеринке у Дэцела», которая является примером преломления стандартного рэп-сюжета в жизни школьника. По этой причине сильного когнитивного диссонанса не вызывает и то, что в фильме Жигана «Биф» контркультурную составляющую хип-хопа эксплицирует Тимати.
Таким образом именно рэп в современном русском варианте оказался в наибольшей степени удобен для выражения основных идей современности: индивидуализма, успешности, протеста детей-миллениалов против идеалов эпохи до-айфона.
Рэп, вербально сохраняя своё тяготение к асоциальности и радикальности, значительно сдабривает его визуальной символикой успешности, как это показано в клипе Фараона «Дико, например». Рэп буржуазно радикален:
Кто-то зовёт бухать, кто-то зовёт в кровать, Кто-то зовёт курить, кто-то зовёт умирать. Я и сам нормально продержусь -Так что я, пожалуй, воздержусь (Фейс).
Несмотря на то, что рэперы любят о себе говорить как о рок-звёздах, буржуазный образ жизни не позволяет совершать радикальных асоциальных поступков. Пафос рок-н-ролла - саморазрушение, современный исполнитель выступает в свою очередь за то, чтобы сохранить себя - счастливым и здоровым.
Если в рок-традиции сообщество - это коммуна, то сейчас - это бизнес-корпорация, достаточно послушать, как живут современные исполнители: в домах-студиях, вместе с продюсером, для непрерывности рабочего процесса [3; 5]).
В итоге, как представляется на данный момент, русский рэп, каким он стал сегодня, формирует особый тип текста (сюжета, героя, предметного мира, модели мироздания), в частности, отличный от рок-текста, например, и требует специфического подхода.
На это указывает также статус хип-хопа в русской культуре. Рэп явно, как и русский рок, перерос границы субкультуры, но рэп-поэзия редко воспринимается как часть литературного пространства. При этом, применяя к рэп-поэзии представления о поэтическом языке Р. О. Якобсона, А. Н. Черняков [12] успешно доказывает, что всем формальным требова-
1 Запись не найдена, следует предположить, что интервью было дано программе ОРТ «Рок-урок».
ниям, применяемым к поэзии, рэп отвечает. Можно предположить, что рэп вошёл в противоречие с нашим традиционным представлением о поэзии и исполнительской традицией.
Ещё на заре хип-хоп движения Вася Васин, классик ироничного рэпа, написал:
Рэп - это стихи, Рэп - это литература. Вот до чего докатилась Современная культура.
Современный рэпер ST предложил свой вариант видения проблемы:
Тютчев и Фет вот это были поэты А я на танцполе по пояс раздетый
О противостоянии двух традиций, двух культур клип-боевик в духе Квентина Тарантино группы «Бульвар Депо» «No Flag».
Интересно, что, идентифицируя себя в культурном контексте, рэперы включают своё творчество не в контекст поэзии, а в контекст рок-н-ролла, причём в его поведенческом, собственно масскультурном, изводе. Желание не быть причисленными к литературе выражают многие рэперы и сложно сказать, насколько это лишь кокетство. Как заявил А. Машевский, деньги - это единственный критерий успешности у современного поколения людей, и выгоднее быть не поэтом, а звездой.
Конечно же, всё это влияет на поэтику рэп-текста.
По нашему мнению, в наибольшей степени специфика рэп-текста выражается у современных популярных хип-хоп исполнителей, которых называют молодым поколением: это исполнители, сформировавшиеся полностью в нулевые, оторванные от традиций русского рока, имеющие отличную от более старшего поколения идентификацию, как личную, так и музыкальную. Для них всё, что было до 2000 года, - прошлый век не только с точки зрения летоисчисления, но прежде всего эпистемологиче-ски. Культурный контекст, в котором рос и формировался новый исполнитель, совершенно иной, чем у человека, выросшего в 90-е. Это отличие подчёркивает и А. Горбачёв, говоря о тяготении нового исполнителя не к рок-сцене, а поп-музыке постсоветского периода, обладающей определённым культурным потенциалом [6].
По этой причине внимание в статье будет сосредоточено лишь на рэперах молодого поколения.
Структура поэтического текста
Сюжет. Сюжет рэп-текста наполнен событиями, они могут не складываться в целостный, связный эпический сюжет, могут характеризоваться фрагментарностью, но событийная составляющая всегда значительна. Рэп-текст в определённом смысле (это, безусловно, не всегда так) лишён лири-
ческого сюжета, сосредоточенности на образном сюжете и проговарива-нии чувства: монтаж, предлагающий ряд сменяющихся картин без сюжетных связок, в то же время придаёт тексту лирическую эмоциональность:
Говоришь за меня, ты очередной мудак
Я не тусуюсь с болванами, мы наводим мрак
Я не хочу быть грустным и богатым
Да, мы рш^им дурь от рассвета до заката (Кизару).
Мои люди знают, чего стоит твой понт
Они над тобой смеются, потому что ты лишь клоун
Потому что ты лишь клон тех ублюдков за бугром
Что на ужин своим сукам подают целый сугроб (Фараон).
Сюжет в рэп-тексте - это рассказанная история в картинках, это комикс, где повествование визуализировано, и в то же время каждая сцена обособлена от других:
Ещё одной тёмной ночью, каждый твой вдох И каждый твой выдох кричит об одном Ещё одним холодным утром, руки без слов Кричат об одном: «Это любовь» (Скриптонит).
По этой же причине так часто встречаются ряды событий, однородные члены или предложения:
Я проснулся, почистил свои зубы. Заказал еды, поцеловал тебя в губы (Фэйс).
По сути рэп-текст оказывается последовательностью действий. Я рассказываю о том, как живу, что у меня случилось: «я торгую - я рискую - я развлекаюсь»; «ты поступаешь плохо (ты мне не нравишься) - я сделаю так, что тебе будет плохо - я хороший»; «я очень популярный - я живу как звезда - я общаюсь с людьми».
Часто сюжет - это фиксация происходящего.
В связи с этим на грамматическом уровне мы можем наблюдать преобладание глаголов, отглагольных форм, существительных обозначающих активное действие.
Герой. Герой - как можно предположить, это центральная категория рэп-поэзии, весь мир показан зрителю сквозь призму восприятия героя: герой в рэп-тексте - мера всех вещей.
Это не ново, и вообще характерно для лирики, особенно в XX веке. Культ Я, созданный поэтами-модернистами, и доведённый до абсурда постмодернистами, вполне характерен и для рэп-текста.
Модернист предлагает Я как сумму определённого опыта, в том числе присвоенного чужого: «Я - конквистадор в панцире железном» (Гумилёв),
«Я гений - Игорь Северянин», «Я» Маяковского и т. д. Переживание себя в мире становится очень важным сюжетом, культ Я есть отражение модернистского пафоса, который потом естественным образом трансформируется в мерцание субъекта в системе постмодернизма. В свою очередь рэп-текст, видимо, предлагает одновременную реализацию этих двух стратегий: герой - это и лирическое Я, и маска одновременно, он и я и не-я, эти две субъектные ипостаси нельзя путать, но они одновременно и близки друг другу до полного неразличения.
Отсюда и основной троп рэп-поэзии - сравнение в разных формах, чаще с союзной или с нулевой связкой.
Основной объект сравнения - герой, он примеряет различные роли: гангстер, наркоторговец, богема, бунтарь и пр. Часто именно сравнение задаёт сюжет, разворачивающийся в тексте: «Я истребитель, - моя обитель, да, я прибыл» (Кизару), «Я - юморист» (Фейс), «Мои треки - это вирус» (Фейс), «Я не спасательный круг» (Фейс), «Мои дети - солдаты карательных батальонов» (Фейс), «Я - прибитый на кресте» (Фейс) и пр.
Сравнение задаёт сюжет текста или фрагмента, подразумевая нерав-ность объекта и средства сравнения, в то же время нельзя сказать о непроницаемости границ на субъектном уровне: я-поэта и я-героя/другого предельно сближены. Скорее герой - это не Другой в полном смысле, а лишь гиперболизированная версия Я поэта. Эта гиперболизация рождает и гиперболизированные сюжеты, например, в тексте «Юморист», написанном Фейсом для одноимённого фильма.
Редко можно заподозрить автора и в изучении другого, чужого сознания. Ролевая маска сливается с лицом исполнителя, по сути, являясь лишь гиперболизированным образом последнего (см. например, цитировавшийся текст Кизару). Это, конечно, можно связать с прагматикой рэпа, его диалогическим, по сути, характером, с соревновательностью, агрессивностью и т. д. Даже рэперы не участвующие в батлах используют унижение соперника как один из центральных приёмов текста: другой всегда присутствует, но он почти всегда абстрактен:
Я не жму твою руку, если знаю: ты snitch.
Мне охота пристрелить тебя, ведь ты
Ведёшь себя, как дичь.
Мои люди знают, чего стоит твой понт
Они над тобой смеются, потому что ты лишь клоун
Говоришь за меня, ты очередной мудак (мудак)
Я не тусуюсь с болванами, мы наводим мрак (Фейс).
Особенности языка. Как было сказано, основа рэп-текста - это самопрезентация, центром которой является сравнение с нулевой связкой; уверенно можно говорить о присутствии гиперболы в текстах; при этом собственно семантическая, когнитивная функция тропа, и, в частности, мета-
форы, уходит на второй план, на самом деле рэп-тексты не так богаты на яркие образы. Метафорика часто обедняется именно по причине сфокусированности на действии. Троп часто подменяется языком улицы - главного пространства рэп-текста, жаргон становится важным средством самоидентификации, инструментом познания и мифотворчества.
В рэп-тексте небольшая концентрация тропов и в частности метафор, например, «Это любовь» (Скриптонит) - 270 слов - 5 метафор; «Дежа-вю» (Kizaru) - 477 слов - 4 метафоры; «Юморист» (Фейс) - 307 слов -8 метафор; «Мой кайф» (Pharaoh) - 412 - 15 метафор.
При этом нужно учесть, что некоторые образы являются повторяющимися, и это весьма характерно для рэп-поэзии.
Рэп-текст строится на повторе, в частности на тавтологии: «Меня не встречает утро, но встречает аэропорт», «Я выхожу из дома, из дома мне не нужно», «Руки-петли, руки прямо как узлы, руки на замок / Руки в пепле...» и т. д. Эдлибы также часто строятся на повторении финальной части строчки, увеличивая объём повторов в рэп-тексте. Впрочем, это также может быть связано с каламбурностью языка рэпа: «Жизнь заставит стоять в стойке, но я не у стоек барных». В итоге повтор как бы подменяет собой тропику поэтического языка, поэтому появляется ощущение разрушения художественности. А троп теряет собственно эстетическую функцию, проявляясь как общее свойство языка.
В целом можно говорить о формульности текста, так как часто всё произведение строится на повторе определённого словосочетания, рефрена, который, при определённой музыкальной акцентировке, кажется более значимым, заметным, чем сами куплеты.
В целом всё перечисленное не противоречит представлениям о языке литературы, так как ещё Александр Пешковский отмечал, что наличие тропов не является главным признаком поэтического языка [4, с. 38], но ощущение иной поэтической речи всё равно не оставляет слушателя, воспитанного на классических текстах русской поэзии. Отметим, что это вряд ли заметно тем, кто воспитан на современной эстрадной песне.
Ритм и бит. Исследователи и музыкальные критики, сами музыканты многократно говорили о важности вербальной, литературной составляющей русского рока: при создании песни прежде всего автор отталкивается от текста. Кажется, ситуация в русском рэпе изменилась, музыкальный ритм является основой поэзии и стихотворного ритма или же подчиняет его себе, по этой причине особую ценность представляет бит, основа музыкального трека, об этом много говорят сами музыканты [1].
Рэпер при исполнении членит текст в соответствии с музыкальными тактами, музыкальный ритм оказывается ведущим, подчиняя себе и ритм речи и поэтический ритм. При этом ритм стиха, как можно предположить, в русском рэпе не очень разнообразен. Он тяготеет к тактовику, с тенденцией к акцентному стиху с небольшими междуиктовыми интервалами (4-5), которые, впрочем, встречаются не очень часто.
Музыкальный ритм позволяет включать в ритмическую структуру текста дополнительные сильные доли, часто акцентируются односложные слова, искусственно увеличивается долгота звука, наблюдается перенос ударения в словах (яркий пример такого текста ставшая популярной в 2018 году песня Айгел «Татарин»). Всё это указывает на то, что в рэп-тексте преобладает музыкальный ритм, замещая собой ритм стихотворный.
По этой причине вряд ли можно говорить о традиционности ритма в русском рэпе [8], скорее мы сталкиваемся с механизмом ритмообразования, который был характерен и для традиционной поэзии: раёшный стих определяется скорее интонированием, особой музыкальностью, а не просто конкретной ритмической структурой. То есть при сравнении традиционных размеров и ритмики рэп-поэзии мы имеем дело скорее с явлением типологическим, а не генетическим. А для изучения ритмики рэп-текста следует обратиться к исследованиям произносительно-слухового аспекта звучащей поэзии [4, а 24], менее популярной в русском литературоведении.
Поиск традиции. Опираясь на описание рэп-текста, можно сформулировать следующие его характеристики:
• Ориентация на внешний сюжет.
• Стремление к повествовательности.
• Эмфатический характер образности.
• Ослабленная метафорика.
• Повтор как основа текста.
• Ориентация на музыкальный ритм.
• Деэстетизация.
• Асоциальность.
В истории литературы достаточно легко найти поэтические переклички: всем этим признакам отвечает американская бит-поэзия. Это та линия традиции, которая имеет большое распространение на Западе, а в России, по причине влиятельности классической формы стиха, мало известна, и, если находит себе продолжение, то чаще в текстах, которые традиционно выносятся за рамки «высокой поэзии».
При этом структура образа, интонация (нацеленность на звучание), синкретический характер, - всё это, опираясь на модернистские традиции, окончательно легитимизировали в литературе именно битники, значительно изменив само представление о поэте и поэзии, идеологическое, эстетическое и этическое. Это изменение можно признать кардинальным в истории мировой поэзии, а также, что не менее важно, массовой культуры XX века.
Прежде всего битники изменили само представление о поэте и поэтическом материале, не просто включив в тематический диапазон маргинальное, но переместив его в центр, как говорил Берроуз, «никакие мысли не являются слишком личными, шокирующими или непристойными, чтобы не быть опубликованными, ни одна идея не является слишком безумной, чтобы нельзя было о ней думать» [7].
Безусловно, это вызвало отторжение читателей, что весьма характерно и в ситуации с распространением хип-хоп-культуры в современной России. Например, репортёр Time, пожелавший остаться неизвестным, написал: «Главный героем для битников стал психопат, они почему-то специально преувеличили некоторые стороны человеческой натуры. Хипстер испытывает ужас, как только задумывается о семейной жизни и длительных взаимоотношениях, - "будущее" разбитого поколения можно увидеть в прошлом -романтические герои Джеймса Дина, Дилана Томаса и Чарли "Берд" Паркера с ужасающей скоростью превратились в мучеников» [7].
Традиции битничества объясняют во многом асоциальность тематики, в том числе тему наркомании, хотя в отличии от битников у молодых рэперов она оказывается вряд ли чем-то большим, чем эпатажем, о чём также можно слышать в их интервью [1]. Современная поп-культура в большей степени направлена на потребление социальных и материальных благ, нежели это было в контркультуре XX века, это очень ярко подчёркивается в продолжении экранизации романа И. Уэлша «На игле», монолог главного героя которого можно назвать главной отповедью культуре потребления, захватившей героев фильма «T2».
Развивая идею восприятия поэтики западной литературы рэп-исполнителями, можно сделать вывод о том, что рэп-культура не просто часть субкультур в современном пространстве искусства, но связующее звено, которое соединяет контркультуру прошлого и культуру потребления настоящего, делая их неразличимыми.
При этом на уровне поэтики есть явные признаки, объединяющие современный хип-хоп и эстрадную песню: стремление к коллажированию, самоирония, направленность на внутреннюю синтетичность текста, то есть неразделимое сочетание литературы, музыки, кино1, также освоенную на практике битниками.
Битники, под влиянием джаза, сделали чёрную культуру источником своего вдохновения. Рэп-культура питается от него, возвращая дань историческим и литературным корням.
Связь с русской традицией. В западной массовой культуре сложно переоценить влияние А. Гинзберга и других бит-поэтов; есть ли подобный аналог, при этом актуальный для молодого поколения исполнителей, в России, сказать сложно. По этой причине совершенно логичным кажется предположение о влиянии именно бит-поэзии на современный, в том числе русский хип-хоп. Это не означает, что исключаются прямые влияния хип-хоп культуры Запада, а также современной популярной песни.
Точно также невозможно не учитывать и влияние русской литературной традиции.
1 На настоящий момент уже появились клипы молодых исполнителей, в которых нельзя разделить видеоряд, музыку и текст, они взаимодополняют друг друга, являясь единым целым, а не просто способом презентации песенного материала (Хаски «Иуда», «Short Paris» «Страшно», «Бульвар Депо» «No flag»).
Русский рэп не обращается к битничеству через голову западной, американской прежде всего, рэп-музыки, точно также, как не избежал он влияния ближайшего контркультурного влияния - русского, и не только, рока. Не даром молодые рэперы так любят майки с изображением «монстров» рока, а себя сравнивают именно с рок-звёздами. Безусловно, невозможно отрицать влияния на них и более традиционной афро-американской музыки.
О традиции русского рока в рэп-поэзии уже на этот момент есть работы [13]. Русский рэп оказывается во многом зависим от этой традиции ли-тературоцентричной, текстоцентричной, что уже не нуждается в дополнительных доказательствах. Ближайшим контекстом для многих современных исполнителей становятся Летов, Башлачёв, Гребенщиков и пр. Сложно исключить влияния на становления самого мировоззрения современной рэп-сцены С. Шнурова, собственно предложившего и популяризировавшего образ радикально иного/чужого, низового в границах поп-сцены России.
Опираясь на изыскания А. Чернякова, можно говорить, что рэп легко апеллирует к рок-поэзии, трансформирует её под свои нужды, предлагает новые вариации на известные сюжеты (Летов «Дурачок»), применяет специфические поэтические принципы к поэзии предшественников («Имя имён» А. Башлачёва и «25/17»).
В то же время некоторые исполнители совершенно осознанно стремятся к сближению с литературной традицией: «Оксимирон» - проект, который вообще должен был вывести русский рэп на литературный уровень, один из последних проектов Оксимирона, посвящённый московскому делу, это прямо доказывает. Также, например, «Макулатура» определённо ориентирована на литературную традицию, именно поэтому так часто встречаются в русской хип-хоп культуре упоминания или цитирования русских поэтов. Кажется, лидерами по интертекстуальным связям могут считаться О. Мандельштам и В. Маяковский. Сами способы включения поэтического текста прошлого (цитирование, упоминание, развитие сюжета, комментирование) достойны отдельной работы.
Выводы. Подводя итог размышлениям о современной русской рэп-поэзии, в первую очередь отметим ориентацию не на русскую поэтическую традицию, а на традиции западной поэзии, а также популярную песню, разработка поэтики которой, вследствие непризнанности филологической наукой материала, остаётся на весьма низком уровне.
Безусловно, когда речь идёт о влиянии традиции битников на русскую рэп-поэзию, невозможно говорить о прямых контактах, это происходит опосредованно и через афро-американскую поэзию, и через эстрадную песню.
Этот синкретизм традиций отметил ещё патриарх русского рэпа Шэф, заметивший, что хип-хоп - это «смесь чёрного животного начала с белым интеллектом». Под последним следует ещё понимать и особую прагматику современной массовой культуры, которая во многом является продуктом упомянутого «белого интеллекта».
Кроме того, очень часто отмечают особый игровой характер рэп-поэзии, поэтому, возможно, следует учитывать и традиции комбинаторной поэзии, которая распространилась в России благодаря интернету.
Также следует отметить музыкальный примат в рэп-тексте, что в очередной раз акцентирует конец эпохи литературоцентризма в истории русской культуры. Рэп-текст, как представляется, изначально нацелен на музыкальную составляющую, а не на ритмический диапазон поэзии, в отличие от «классического» русского рока.
Ещё одно свойство рэп-текста - особый синтетизм текста, характеризующийся нераздельным взаимопроникновением в рамках одного произведения средств различных видов искусств - литературы, кино, театра, музыки. Это также связано и с применением коллажных техник, которые легли в основу сэмпловой музыки, а также значительно повлияли на особенности поэтического языка русского рэпа.
Важна специфика конструирования героя в рэп-тексте: герой русской рэп-поэзии - гиперболизированная маска исполнителя, а не роль; исключением, конечно же, являются персонажи текстов группы «Макулатура» и подобных.
Таким образом, при условии того, что рэп останется предметом научного осмысления, как часть литературы, поэзии, можно говорить о целом ряде направлений в исследованиях, которые помогут изучить современную массовую культуру, а также её аудиторию.
Литература
1. ВДудь: Face - почему от него фанатеет молодежь : видеозапись // Youtube: сайт. - 11 октября 2017 г. - URL: https://www.youtube.com/watch? v=mmid_NMUoFg (дата обращения: 11.11.2019).
2. ВДудь: Pharaoh - суки, слава, стиль : видеозапись // Youtube: сайт. -02 октября 2018 г. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=VXK12Uaxt9M (дата обращения: 11.11.2019).
3. ВДудь: Скриптонит - большое откровенное интервью : видеозапись // Youtube: сайт. - 06 июня 2017 г. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=erg5QTkY4xI (дата обращения: 11.11.2019).
4. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. - Москва, 1959. - 656 с.
5. Время пафосного уходит: Как Тиме Белорусских всего за год удалось стать одним из самых популярных артистов в СНГ / Саша Сулим // Медуза : сайт. - 04 сентября 2019 г. - URL: https://meduza.io/feature/ 2019/09/04/vremya-pafosnogo-uhodit (дата обращения: 11.11.2019). - Текст : электронный.
6. Горбачёв, А. Эпоха Земфиры и «Мумий Тролля» закончилась. Теперь всё иначе / А. Горбачёв // Медуза : сайт. - 02 января 2019 г. - URL: https://meduza.io/feature/2019/01/02/epoha-zemfiry-i-mumiy-trollya-zakonchilas-teper-vse-inache (дата обращения: 11.11.2019). - Текст : электронный.
7. Майлз, Б. Бит Отель Гинзберг, Берроуз и Корсо в Париже, 19571963 / Б. Майлз // ЛитРес : сайт. - URL: https://www.litres.ru/barri-maylz/bit-otel-ginzberg-berrouz-i-korso-v-parizhe-1957-1963 (дата обращения: 19.08.2017). - Текст : электронный.
8. Орлицкий, Ю. Б. «Раёк - это райский стих...» (раёшный стих в новейшей русской поэзии) / Ю. Б. Орлицкий // Журнальный зал : сайт. -URL: https://magazines.gorky.media/arion/2016/3/rayok-eto -raj skij -stih. html (дата обращения: 11.11.2019). - Текст : электронный.
9. Приключения мальчиков среднего возраста. Интервью с Е. Фёдоровым / Наталья Зайцева // Русский репортёр : сайт. - 22 августа 2011 г. - URL: http://www.rusrep.ru/article/2011/08/22/fedorov (дата обращения: 11.11.2019). - Текст : электронный.
10. Рок-урок: группа «Агата Кристи» : видеозапись // Youtub e: сайт. -02 мая 2011 г. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=L2UgZzGSZ-Y (дата обращения: 11.11.2019).
11. «Тимати не производил впечатление сильной личности»: Лигалайз дал интервью изданию Onliner.by // The Flow: сайт. - 04 июля 2019 г. -URL: https://the-flow.ru/features/ligalize-onliner-interview (дата обращения: 11.11.2019). - Текст : электронный.
12. Черняков, А. Н. Сколько поэзии в русском рэпе : видеозапись // Youtube : сайт. - 10 апреля 2018 г. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=vdVG9d7EtVU&t=777s (дата обращения: 11.11.2019).
13. Черняков, А. Н. Три «Дурачка»: об одном летовском образе в перспективе русского рэпа / А. Н. Черняков // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь, Екатеринбург, 2018. - Вып. 18 - С. 87-100.