DOI: 10.17516/2713-2714-0079 УДК 75.047
THE HYMN ТО YARUTA IN THE LANDSCAPES OF ALEXEY AND IVAN BURLAKOV
Marina S. Kosenkova
Ural State University of Architecture and Art
Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract: The article reveals the features of the author's self-expression of two famous Ural landscape artists by comparing their paintings. The main factors that influenced the artists' formation are highlighted. The content of the works, their architectonics and artistic means are analyzed. The landscapes of Alexey and Ivan Burlakov, made in joint creative expeditions in the Northern Urals, in the same conditions, with all the common views, expressively demonstrate the different ways of the authors' artistic searches. The creativity of each master reflects an individual pictorial embodiment of the Ural Mountains' image.
Keywords: painting; Ural landscape; Alexey Burlakov; Ivan Burlakov; Yekaterinburg artists; Yaruta Mountain.
Citation: Kosenkova, M.S. (2022). THE HYMN TO YARUTA IN THE LANDSCAPES OF ALEXEY AND IVAN BURLAKOV. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 4 (13), pp. 158-167.
М. С. Косенкова
Уральский государственный архитектурно-художественный университет Екатеринбург, Российская Федерация
И. И. Нурлакоо. Речка, скала и осень.
Фрагмент. 1995. Холст, масло. 130x150
Собственность автора
1.1. Burlakov. River, rock and autumn. Fragment. 1995. Canvas, oil. 130x150 Author's property
ГИМН ЯРУТЕ
В ПЕЙЗАЖАХ АЛЕКСЕЯ И ИВАНА БУРЛАКОВЫХ1
Статья раскрывает особенности авторского самовыражения двух известных уральских художников-пейзажистов путем сравнения их живописных произведений. Выделяются основные факторы, повлиявшие на становление художников. Анализируются содержание произведений, их архитектоника и художественные средства. Пейзажи Алексея и Ивана Бурлаковых, выполненные в совместных творческих экспедициях по Северному Уралу, в одинаковых условиях, при всей общности взглядов выразительно демонстрируют различные пути художественных исканий авторов. Исследуется, как в творчестве каждого мастера отражается индивидуальное видение образа Уральских гор.
Ключевые слова: живопись; уральский пейзаж; Алексей Бурлаков; Иван Бурлаков; художники Екатеринбурга; гора Ярута.
Творчество братьев Алексея и Ивана Бурла-ковых является яркой страницей в истории уральской пейзажной живописи. Каждый из художников достоин отдельного рассмотрения, что подтверждают многочисленные публикации в искусствоведческой литературе. Но, думается, при сопоставлении художественных произведений этих авторов острее и выразительнее определится индивидуальность самовыражения каждого. К тому же предлагаемый анализ предоставляет уникальную возможность сравнить работу над одним мотивом во время совместных поездок двух близких по художественным взглядам и интересам живописцев.
Добиваясь в своих работах точности воспроизведения существующего ландшафта, художники, изображая один и тот же мотив, создали совершенно разные пейзажи. Каждый по-своему воссоздал на полотне увиденную им реальность. Что повлияло на перерождение объективной картины природы в художественный образ, как не субъективный взгляд художника? К.Г. Богемская, рассматривая разнообразие художественного решения в пейзажах, отмечает, что в каждой картине воплощено не только изображение городского или сельского вида, но и восприятие его художником [5, с. 9].
Восприятие прежде всего связано с чувствами, а у художника оно связано с его чувством прекрасного. Каждый живописец, изображая то, что его впечатлило, в той форме, которая предпочтительна для него, преобразует воссоздаваемое на холсте в соответствии со своими внутренними критериями красоты, порой не совпадающими с эстетическими взглядами зрителя. Поэтому М. Бахтин определяет первым объектом для эстетического анализа содержание эстетической деятельности (созерцания), направленной на произведение [4, с. 289], следующим объектом для исследования, по его мнению, является композиция произведения, которая есть не что иное, как совокупность факторов художественного впечатления.
Рассматривая творчество двух уральских художников-пейзажистов Алексея и Ивана Бурла-ковых и находя в нем точки соприкосновения, необходимо проанализировать восприятие и содержание эстетического объекта - картины, - ее архитектонику и применяемые авторами художественные средства. Такое направление исследования позволит выявить индивидуальность мышления как основного инструмента творческого процесса, понять своеобразие эстетическо-
го взгляда художников на природу, определить основные черты изобразительного языка каждого пейзажиста. Для сравнительного анализа произведений Алексея и Ивана Бурлаковых были выбраны работы, выполненные ими в совместных поездках на Северный Урал, а точнее на гору Яру-ту (Печоро-Илычский заповедник), в 1993 и 1995 годах.
Алексей (1940-1999) и Иван (1951) родились в большой семье рабочего Ивана Харитоновича Бурлакова в Серове. Алексей был пятым ребенком, а Иван - девятым из десяти детей. Рабочий поселок, в котором проживала семья, находится на окраине города, гранича с дикой уральской природой. Летние покосы, походы в лес за ягодами и грибами заполнили детство будущих художников. Неслучайно приоритетом в творчестве двух братьев стал пейзаж.
Отец будущих художников считал, что человека воспитывает труд, и находил для каждого члена семьи посильную работу. Много трудиться приходилось всем от мала до велика. Такое воспитание сыграло важную роль в профессиональной деятельности братьев, ведь мастерство достигается накоплением определенного опыта, поэтому трудолюбие братьев в рисовании принесло свои плоды. Так, творческое наследие Алексея Бурлакова составляет более 300 крупномасштабных полотен прекрасной живописи [2, с. 15].
В 1957 году Алексей Бурлаков поступает в Свердловское художественное училище, по окончании которого в 1962 году он по распределению едет в Тавду. Затем художник несколько раз меняет место жительства: Североуральск, Новосибирск, Севастополь. В 1967 году он возвращается в Свердловск уже сформировавшимся живописцем. К этому времени брат Иван, который младше его на одиннадцать лет, оканчивает школу и поступает в Свердловское художественное училище, решив также посвятить свою жизнь живописи.
Влияние старшего брата на Ивана, творческий путь которого только начался, велико. Младший брат постоянно бывает у Алексея в мастерской, где художники в красках реализовывают свои замыслы. Благодаря Алексею Иван знакомится с творчеством таких художников, как Сезанн, Ван Гог, Дерен. Отзвук их живописных принципов можно встретить в ранних работах обоих братьев, творчество которых быстро приобретает индивидуальные черты, оставив достижения прошлого в качестве отправной точки.
А. И. Бурлаков. Эхо веков. 1993. Холст, масло. 200x215
Собственность семьи художника
А. 1. Burlakov. An echo of the centuries. 1993. Canvas, oil. 200x215
Property
oj the arttsl's family
В 1972 году Алексей и Иван совершают первую совместную пленэрную поездку на Южный 'Урал в Сибай, расположенный в отрогах хребта Ирен-дык. Затем в 1974 году братья снова отправляются в творческую экспедицию на Южный Урал, но уже в Сим. Пейзажи Ивана начала 1970-х годов стилистически близки полотнам старшего брата. Похожесть прослеживается не только в мотивах, послуживших художникам натурой, но и в получившихся образах пышущей силой и свежестью природы, фрагментарности композиции, повышенной яркости цветового решения и темпераментном экспрессивном мазке, получаемом при работе мастихином.
В 1975 году Иван возвращается в Свердловск после двухгодичной работы преподавателем в Серовской художественной школе. В ежегодных поездках на творческие дачи постепенно складывается его собственный художественный язык. Говоря о влиянии старшего брата, надо отметить, что оно значительно ускорило процесс формирования индивидуального творческого лица молодого художника, но не благодаря, а вопреки этому воздействию. Каждая работа, считал Иван, должна в своем изначальном замысле отличаться от работы брата, поэтому для одного и того же натюрморта,
поставленного в мастерской, художники находили собственное решение.
Так началось творческое состязание Алексея и Ивана Бурлаковых, подпитываемое спорами поклонников о том, кто из них талантливее. Искусствоведы отдавали пальму первенства Алексею, в силу его старшинства, к тому же он в 1974 году стал членом Союза художников СССР [9, с. 240]. Младшему брату приходилось постоянно доказывать свое мастерство и индивидуальность, создавая неповторимые произведения пейзажной живописи, которые позволили ему в 1987 году вслед за братом вступить в Союз художников СССР [9, с. 240].
Полемика о том, что есть живопись, ничуть не мешала плодотворному союзу братьев. Выросшие в одной семье и получившие одинаковую школу они понимали друг друга, отстаивая в работах каждый свою позицию. С 1981 года Алексей и Иван возобновляют совместные поездки на этюды. Теперь они направляются в более дикие места Северного Урала. Каменная страна становится излюбленным мотивом в живописи братьев. Год за годом художники продвигаются все дальше на север, и в 1993 году они облюбовывают безлесые со скальными останцами склоны горы Яруты.
Для тех, кто связан с природой Урала, горы имеют не только свои названия, точно характеризующие их, но и лицо. Так, Ярута в переводе с ненецкого означает «край, поросший тальником» [8]. С вершины горы, на которой расположились огромные нерукотворные изваяния - останцы, окруженные низкой растительностью, открываются обширные дали, напоминающие бушующее море. Волнами встают друг за другом силуэты уральских хребтов. Относительная транспортная доступность Яруты, расположенной в 80 километрах от поселка Приполярного, и красота окружающей природы подтолкнули братьев в 1995 году вернуться на то же самое место.
Художники выезжали в горы в июне, когда устанавливалась летняя погода, и рисовали непосредственно с натуры до сентябрьских заморозков. Но писали они не этюды: в течение трех месяцев живописцы создавали двух-трехметро-вые пейзажи-картины, отличающиеся не только монументальными размерами, но и своей законченностью. Огромное полотно, в отличие от небольшого этюда, необходимо было задумывать заранее. Чтобы начать работать на большом холсте, надо ясно представлять, что должно получиться в итоге. В этом творческом акте, несмотря на всю
экспрессивность произведений, созданных братьями, почти отсутствовал элемент случайности или простой фиксации увиденного состояния и мотива. Для художников был важен поиск такого решения, которое смогло бы наиболее полно выразить их замысел. Неиссякаемым источником идей служила сама природа, пропущенная через фильтр восприятия живописцами мира, через их идеал красоты.
Созданные в этот период пейзажи поражают множеством образно-композиционных решений. Было ли в этом соревнование между братьями? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Скорее всего, каждый из художников стремился передать свое представление и ощущение уральской природы, недаром работы, посвященные Яруте, получились предельно эмоциональными и выразительными. В 1993 году Алексей Бурлаков пишет три пейзажа: «Полярный Урал» (180x200), «Эхо веков» (200x215) и «ГораЯрута» (160x190) [4, с. 51].
«Эхо веков» - полотно, в котором ясно выражено мироощущение художника. Работа наполнена восторгом перед созидательной мощью природы, изваявшей каменного великана на вершине горы, борющегося с неведомыми силами. Эта борьба есть постоянная величина, всё остальное меняется под натиском ветра: рвутся в клочья облака, обрывки их катятся с гор, укрывшись от бушующей стихии, трепещет кустарник. Всё это неистовство передается композиционным строением произведения. Изображенная на первом плане скудная растительность отделяет зрителя от главного героя пейзажа - останца, который своим клювооб-разным силуэтом усиливает круговое движение в композиции холста, а монументальными размерами раздвигает границы полотна. На дальнем плане художник изображает силуэты горного массива и очертания проигравших в битве облаков. Они в противовес динамике каменного изваяния устремляются по диагонали в правый нижний угол работы. Контраст масс и нарушение равновесия в полотне создают образ неуправляемой, изменчивой стихии, сходной с бунтарским характером самого живописца.
Необходимо отметить особое отношение Алексея Бурлакова к выразительным качествам цвета. Живописец отдает главенствующую роль его звучанию в картине. Улавливая цветовой отзвук каждого предмета, он разлагает его на множество оттенков. Из этого цветового многоголосия перед зрителем появляется то освещенный солнцем камень, парящий на фоне светящегося неба, то тя-
желые облака, летящие булыжниками к земле. Вся композиция в пейзаже строится на соотношении красочных масс, их звучности, насыщенности, плотности и движении. Для получения разнообразных оттенков художник пользуется холстом как палитрой, на которой и производит свой красочный замес, передающий не только состояние природы со всеми нюансами, но и ее эмоциональное восприятие. Яркости палитры Алексей добивается путем создания сложного сплава тонов, усиливающих интенсивность друг друга. Прибегая к оптическому смешению, художник работает темпераментным густым мазком, движение которого наделяет полотна особой живописной энергией. Так, Н. Горбачева, говоря о пейзажной живописи Алексея Бурлакова, отмечает, что в его работах все мелкие композиционные недочеты всегда компенсируются повышенной эмоциональностью его художественного взгляда и темперамента [1, с. 5].
Работа «Полярный Урал» не менее драматична, чем «Эхо веков». В ней тот же образ только что сотворенной из хаоса природы, где глаз создателя любуется своим детищем. В полотне все дышит в полную силу, все пронизано стремлением к жизни.
А. И. Бурлаков. Приполярный Урал. 1993. Холст, масло. 180x200 Собственность семьи художника
А. I. Burlakov. Tlie circumpolar Urals. 1993. Cativas, oil. 180x200 Pwperly
o/tht arlist's Jamily
А. И. Бурлаков. Гора Яру та. 1993. Холст, масло. 160x190
Собственность семьи художника
A. I. Burlakov. Mount Yaruta. 1993. Canvas, oil. 160x190
Properly
of the artist's family
По необъятному простору гуляет ветер, покачивая макушки гор. В центре картины из тверди земли вырастает величественный каменный исполин. Пейзаж наполнен мистическим, одухотворенным отношением к природе, похожим на верование диких предков, которое характерно, по мнению B.C. Манина, для живописи художников периферии России [7, с. 546]. Первый план картины играет многокрасочными переливами камней, хаотично рассыпанных у подошвы монументального останца, фоном для которого становится сплетение зубчатых вершин с нависшими облаками, цветовые пятна которых, вращаясь, по спирали уводят взгляд зрителя вглубь полотна.
Характеризуя пейзажную живопись Алексея Бурлакова, А. Степанов отмечает, что композиции его работ преимущественно фрагментарные [3, с. 5]. Но необходимо дополнить, что такое портретное изображение в пейзажах построено на активном взаимодействии главного объекта с окружающей средой через многочисленные рефлексы, и он воспринимается зрителем через воздушную прослойку, умело созданную художником. Изображенный объект то отчетливо и ясно виден, то растворяется в иллюзорном пространстве. Кроме этого удивительного свойства живописи, в каждом пейзаже Алексеем предлагается свое колористическое решение. В работе «Полярный Урал» оно выстроено на противоборстве желто-зеленых и фиолетово-синих оттенков, поднимающих тревожную тональность произведения. Художник до-
бивается экспрессии разнообразными приемами письма: оптическим смешением, наложением друг на друга красочной массы, лессировками.
В пейзаже «Гора Ярута», несмотря на разворачивающееся перед зрителем большое пространство, изображение которого можно отнести к влиянию младшего брата, Алексей Бурлаков остается верен себе. Он отдает предпочтение портрету останца - корабля, бороздящего уральские просторы и противостоящего напористым ветрам, уносящим вдаль облака, вслед которым плывут очертания гор. Безусловно, цвет играет ключевую роль и в этом пейзаже Алексея. Со склона-пьедестала скатывается оранжево-красными струйками низкорослый кустарник. Огненные отсветы умирающих лиственных лесов вспыхивают на склонах гор. Синие дали бросают рефлексы в небо, которое отражается в ручье, пробирающемся сквозь тальник у подножья Яруты.
Эпический пейзаж «На Крайнем Севере» (150x200) Ивана Бурлакова, в котором зритель узнает все те же останцы, воплощает в себе иной образ Урала - с уходящими вдаль синими караванами горных вершин, каждая из которых имеет свое неповторимое очертание. Богатством пластики абрисов и любуется автор. Иван так же, как и его старший брат, преклоняется перед красотой и мощью родных Уральских гор. Работы младшего брата наполнены любовью и драматизмом, но в них нет непокорного, противостоящего духа, свойственного Алексею. В пейзажах Ивана отражается его волевой характер, придающий эпический, возвышенный строй произведениям. Особенность мышления художника проявляется и в композиционном построении обширного пространства с четким решением каждого плана.
В работе «На Крайнем Севере» живописец помещает на первый план каменные фигуры исполинов, отделяя их от далей уходящим вниз склоном Яруты. Синеву вырастающих из земли хребтов то здесь, то там пронзают лучи солнца, подчеркивая ритмический строй произведения. Холодный колорит полотна обусловлен превалирующим изображением далей. Художник явственно передает не только собственный цвет каждого предмета, но и его освещенность, взаимодействие со средой. К влиянию старшего брата на творчество Ивана Бурлакова можно отнести повышенную напряженность цветовых отношений и отчасти технику смешения красок непосредственно на холсте. Но рельефный мазок у Ивана всегда служит для выявления материи как сущностного качества пред-
мета, в то время как у Алексея он более направлен на передачу эмоционального состояния автора от увиденного.
В 2013 году Иван дорабатывает пейзаж, помещая рисующего художника между останцами, вокруг которого образуется некое мистическое действо. Тем самым живописец сближает первозданную природу и человека. Если для Алексея Бур-лакова было неприемлемо вносить значительные изменения в работу без натуры, так как главной ценностью в живописи он считал передаваемое впечатление, то для младшего брата важным качеством произведения являлась его завершенность.
Пейзаж-картину «Осень на горе Ярута. Приполярный Урал» (148,5x200) Иван Бурлаков вновь посвятил останцам. Их колючие силуэты диссонируют с плавными очертаниями склонов, покрытых разноцветным ковром мелкого кустарника, на которых разбросаны огромные булыжники, напоминающие застывших в движении медведей. Острые силуэты нерукотворных изваяний, взгромоздившихся на вершине, вторят рваным абрисам тяжелых облаков, через которые пытается пробиться солнце. Живописец переносит центр композиции на дальний план полотна с изображением бескрайнего пространства. Там волнуются морским прибоем горы, на которых тени от низко плывущих облаков играют с солнечными бликами. Художник лепит форму сложного рельефа, где гряда за грядой по мере приближения поднимается все выше к небу. Не менее драгоценным живописец делает и первый план, превращая его в красочную палитру. Противоборство оранжево-красных и иссиня-черных тонов способствует раскрытию драматургии пейзажа. Играя на контрасте форм и цветовых отношений, художник, благодаря стремлению к точной передаче состояния природы, не нарушает общей гармонии в пейзаже.
Полотно «Приполярный. Золотая осень» (148x200) Ивана Бурлакова - гимн осени. Это, пожалуй, самое радостное произведение из цикла работ, посвященных Яруте. Природа красуется в золотых одеждах, лишь изумрудные фраки кедрача выделяются из общей гаммы. Перед зрителем фронтально разворачивается склон, который пересекает сверху вниз горная речка, непринужденно извивающаяся средь камней и поблескивающая на солнце каплями-чешуйками. Ей художник отводит главную роль в этом сюжете. Первый план организуют поросшие пестрыми мхами массивные валуны, служащие смотровой площадкой живописцу. Второй и третий планы насыщены
И. И. Бурлаков. На Крайнем С.евере. 2013. Холст, масло, акрил. 150x200
Собственность автора
1.1. Burlakov. In the Far North. 2013. Canvas, oil, acrylic. 150x200 Author s properly
И. И. Бурлаков. Приполярный. Золотая осень. 1993. Холст, масло. 148x200
Собственность автора
1.1, Burlakov, 'Ihe circumpolar. Golden autumn. 1993. Canvas. 0Ü. 148x200 Author '< properly
И. И. Бурлаков. Осень на горе Яру-та. Приполярный Урал. 1993. Холст, масло. 148,5x200 Собственность автора
1.1. Burlakov. Autumn on Mount Yaruta. 'Ihe Circumpolar Urals. 1993. Canvas, oil. 148,5x200 Author's properly
вертикалями направленных к небу деревьев. Засмотревшиеся на речку темные профили лысых камней поддерживают ритмический строй полотна. Обилие различных элементов в пейзаже ставит перед художником задачу по их отбору и обобщению, с которой уральский мастер справляется с кажущейся легкостью. Живописец, выявляя характерные черты природных форм, собирает их в целостную картину. Цветовое решение пейзажа не менее сложное, чем композиционное. Множество огненно-рыжих оттенков флоры переходят в сиреневые тени, доходящие до чернильных тонов в камнях и воде.
Полотно Ивана Бурлакова с золотыми россыпями, покрывающими уральскую землю, не оставило равнодушным старшего брата. Следующую поездку на Яруту Алексей посвятил этому мотиву. «Золотой сад» (200x250) стал триумфом желтого цвета, получившего множество оттенков под кистью художника. Желтые языки пламени, охватившие плато, лишь отчасти напоминают зрителю деревья. Средь бушующего осеннего костра художник тщательно выписывает тоненькую струйку робко спускающейся к подошве Яруты горной речки. Ее движению вторят бесформенные силуэты темно-фиолетовых камней.
Про наметившуюся тенденцию к беспредметному искусству в последних работах Алексея говорили многие искусствоведы, и сами братья поднимали эту тему между собой. Рассматривая этот вопрос, нужно учесть один очень важный аспект. Для Алексея Бурлакова природа была не только источником вдохновения, она была моделью, служила образцом цветовой палитры, с которого художник внимательно переносил все нюансы на холст. Мог ли живописец уйти от предмета подражания? Яркость и обилие оттенков в природе привели Алексея к переполненному восторгом живописному языку, когда для него стали важны лишь переходы тонов, служивших ему в качестве камертонов в полотне. Но многообразная палитра не была вымыслом художника, она воссоздавала на холсте постигнутое живописцем мироустройство.
Вторая работа, написанная Алексеем Бурла-ковым в 1995 году, - «Рождение реки» (200x300). Пейзаж имеет схожую с «Золотым садом» композиционную схему, построенную на круговом движении цветовых пятен, но колорит различен в этих работах. В последнем полотне художника интересует динамика красных и лимонно-желтых тонов, усиливающих сиренево-фиолетовый отте-
нок речушки в центре холста. Живописец, выбрав высокую точку зрения на ландшафт, зрительно увеличивает глубину изображаемого пространства, ограничивая ее небольшим куском синего неба. Приподнятая линия горизонта характерна и для живописных полотен Ивана Бурлакова.
Возбужденное эмоциональное состояние произведений Алексея напрямую связано со сформировавшимся у автора представлением об уральской природе - образом потрепанного ветрами, источенного реками, необузданного богатыря, которого художник любит как родного, несмотря на его бунтарский нрав. И. Солоп, говоря о работах Алексея Бурлакова, отмечает, что благодаря удивительному сочетанию трепетности, свежести восприятия художником природы и мощной энергетике картин впервые в истории русской живописи уральский пейзаж получает такое одухотворенное мощное воплощение [2, с. 13-14].
В 1995 году Иван Бурлаков создает два совершенно разных по образному содержанию пейзажа. Камерный пейзаж «Речка, скалаи осень» (130x150) поделен художником на два плана, отличающихся между собой эмоциональным состоянием. На первом плане, выражающем спокойствие, камень своим испещренным телом защищает от бушующей стихии небольшой уголок тихой природы, где в прозрачной воде поблескивают камешки, переливаются струйки горного ручья, зеленеет травка меж камней. Эта идиллия заканчивается ощетинившимся силуэтом останца, вонзающимся в низкое осеннее небо. Наполненный тревогой второй план имеет контрастное цветовое решение, усугубляющее происходящее действо. Гуляющий по горам ветер, неся холод с арктического побережья, пытается сорвать с деревьев их золотые одежды. Пробиваясь через тяжелые облака, солнце привычно бросает свои лучи на озябшую от ледяного дождя и ветра землю, тщетно пытаясь ее согреть. Синие абрисы гор напоминают зрителю о месте данного сюжета. Пейзаж отличают не только точное воссоздание на холсте изменчивой осенней уральской погоды, но и мастерское изображение материальности различных стихий, будь то текучесть и прозрачность воды, плотность и твердь камня или легкость листвы. Нельзя не согласиться с художником, считающим этот пейзаж одним из самых завершенных среди его натурных работ.
Вторая работа посвящена Тельпосизу - вершине, расположенной на границе Приполярного и Северного Урала. Облака густой завесой закрывают ее облик от праздных взглядов туристов. Со-
гласно поверьям, гора порождает свирепые ветра, приносящие тучи со снегом и дождем. За это вершина получила свое название, которое в переводе с языка коми означает «Гора гнезда ветров» [8]. Несколько месяцев Иван ожидал, пока Тельпосиз покажет ему свое лицо. С наступлением постоянных заморозков воздух в горах стал необычайно прозрачным. Природа скинула пелену и обнажила перед Иваном желанный силуэт. Пораженный красотой открывшегося вида с возвышающимся горным массивом, художник воплотил этот образ в эпическом пейзаже «Урал Приполярный. Тельпосиз» (150x200).
Планы в пейзаже, перетекая один в другой, уводят взгляд зрителя вдаль. На ближнем плане друг за другом сползают со склона останцы, их причудливые силуэты чернеют на фоне пожухлой травы. В средней части полотна покрытые бурым ковром склоны чередуются с извилистыми долинами рек. Так художник постепенно подводит зрителя к расположившемуся на горизонте своему кумиру - Тельпосизу, успевшему укутаться в снежное покрывало. Его белый силуэт, растворяющийся в небе, художник окружает зубчатыми гребнями горных массивов. Живописец, обладающий неповторимой пластикой линий, наслаждается красотой каждого абриса. Кирпично-красный цвет склонов ближних гор в сочетании с синевой далей образует характерный для сурового уральского пейзажа колорит, который оживляется желто-оранжевыми тонами освещенного первого плана.
Каждый образ в пейзажах Ивана Бурлакова, посвященных древней каменной стране на границе Европы и Азии, получился неповторимым и значительным. Величие и мощь уральской природы, благодаря сложному композиционному решению, вылились, несмотря на натурный метод работы, в эпические пейзажи-картины, поражающие зрителя глубиной пространственного решения, прочувствованным изображением состояния природы и силой эмоционального восприятия натуры. Все это достигается не только благодаря наблюдательности, техническому мастерству и экспрессивной манере, но и проникновению художником в суть явлений, духовному познанию им бытия.
Говоря о самопожертвовании в искусстве, уместно будет отнести это качество и к творчеству братьев Бурлаковых. Речь идет о самоотдаче живописцев, без которой невозможно создать значительный, трогающий зрителя образ. Художники, работая в горах, где природа неприветлива и изменчива, прикрепляли свои огромные холсты
А. И. Бурлаков. Золотой сад. 1995. Холст, масло. 200x250
Собственность семьи художника
A. I. Burlakov. Golden garden. 1995. Canvas, oil. 200x250 Property
of the artist's family
И. И. Бурлаков. Урал
Приполярный. Тельпосиз. 1995. Холст, масло. 150x200
Собственность автора
1.1. Burlakov. 7he circumpolar Urals. Telposis. 1995. Canvas, oil. 150x200
Author's property
А. И. Бурлаков. Рождение реки. 1995. Холст, масло. 200x300
Собственность семьи художника
A. I. Burlakov. A river's birth. J 995. Canvas, oil. 200x300 Property of the artist's family
к камням и деревьям, но даже это не уберегало полотна от разъярившегося ветра. Алексею нередко приходилось привязываться самому, чтобы не оступиться в пропасть, во время работы над болыпеформатным пейзажем, стоя на небольшом уступе. Такие экстремальные условия сказались на здоровье художника. 31 мая 1999 года Алексея Бурлакова не стало.
Рассматривая небольшой период творчества Алексея и Ивана Бурлаковых, посвященный малоизвестной вершине Яруте, необходимо отметить близость эстетических взглядов братьев. К общим чертам их пейзажной живописи относятся: стремление максимально выразить задуманную идею, связанную с определенными качествами уральской природы, убедительность в воссоздании увиденного, которая реализуется благодаря духовному слиянию живописцев с окружавшей средой, присутствие мощи и драматизма в образах и экспрессии в их передаче. Разница в мышлении братьев, которое служит главным инструментом творческого процесса, привела к преобладанию у них тех или иных художественных средств. Для Алексея основным изобразительным средством стал цвет, который в его работах достиг особого эмоционального звучания. Иван Бурлаков построил свои пейзажные композиции на взаимодействии форм в пространстве, их силуэтов, выявляя тем самым характер изображаемых предметов.
Произведения из представленного цикла работ Алексея и Ивана Бурлаковых уникальны и неповторимы не только из-за редкого в пейзажной живописи мотива труднодоступных мест Северного Урала, но и благодаря яркому, индивидуальному воплощению образа родного края в каждом пейзаже.
Примечание
Статья продолжает цикл публикаций, посвященных пейзажной живописи художников Урала. См. № 1 (2), 2020; №2 (11), 2022.
Литература
1. Алексей Бурлаков. Живопись / вступ. ст. Н.Ф. Горбачевой. - Екатеринбург : Свердловская организация Союза художников РСФСР, 1984. - 16 с.: ил.
2. Алексей Бурлаков. Симфония цвета / вступ. ст. И. Солоп. - Омск, 2003. - 15 с.
3. Алексей Иванович Бурлаков. Живопись : каталог выставки / вступ. ст. A.B. Степанова. - Москва: Советский художник, 1992. - 36 с.: ил.
4. Бахтин, М.М. Избранное. Том I: Автор и герой в эстетическом событии / сост. Н.К. Бонецкая. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 544 с.
5. Богемская, К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - Москва : Галактика, 1992. - 336 с.: ил.
6. Виноградова, Л.А. Пленэрный пейзаж Алексея Бурлакова. Возможности жанра. - Екатеринбург : Ривера, 2008. - 88 с.: ил.
7. Манин, B.C. Русская пейзажная живопись. - Москва : Белый город, 2000. - 632 с.: цв. ил.
8. Матвеев, А.К. Вершины каменного пояса: названия гор Урала. - 2-е изд., перераб. и доп. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990. - 287 с.
9. Ярков, С.П. Художественная школа Урала: к 100-летию Екатеринбургского училища им. И.Д. Шадра. - Екатеринбург : Екатеринбургский художник, 2002. - 320 с.
References
1. Aleksej Burlakov. Zhivopis' [Alexey Burlakov. Painting]. Introduction by N. F. Gorbacheva. Yekaterinburg, Sverdlovsk branch of the Union of Artists of RSFSR, 1984, 16 p.
2. Aleksej Burlakov. Simfoniya czveta [Alexey Burlakov. A symphony of color]. Introduction by I. Solop. Omsk, 2003, 15 p.
3. Aleksej Ivanovich Burlakov. Zhivopis' : katalogvy' stavki [Alexey Ivanovich Burlakov. Painting: an exhibition's catalogue]. Introduction by A. V. Stepanova. Moscow, Sovetskij xudozhnik, 1992, 36 p.
4. Bakhtin M. M. Izbrannoe. Tom I: Avtor i geroj v e'steticheskom soby'tii [Selected works. Vol. 1: An author and a hero in an esthetic event]. Compiler N. K. Bonetskaya. Moscow, Saint Petersburg, Center for humanitarian initiatives, 2017, 544 p.
5. Bogemskaya K. G. Pejzazh. Stranicy istorii [Landscape. Pages of the history]. Moscow, Galaktika, 1992, 336 p.
6. Vinogradova L. A. Plene'rny'j pejzazh Alekseya Burlakova. Vozmozhnosti zhanra [Alexey Burlakov's plain air landscape. A genre's possibilities]. Yekaterinburg, Rivera, 2008, 88 p.
7. Manin V. S. Russkaya pejzazhnaya zhivopis' [Russian landscape painting]. Moscow, Bely'j gorod, 2000,632 p.
8. Matveev A. K. Vershiny' kamennogo poyasa: nazvaniya gor Urala [The stone belts tops: names of the Ural mountains]. The 2nd edition, revised and supplemented. Chelyabinsk, Yuzhno-Ural'skoye knizhnoe izdatel'stvo, 1990,287 p.
9. Yarkov S. P. Xudozhestvennaya shkola Urala: k 100-letiyu Ekaterinburgskogo uchilishha im. I.D. Shadra [The Ural art school: to the 100th anniversary of the Yekaterinburg school n.a. I. D. Shadr]. Yekaterinburg, Ekaterinburgskij xudozhnik, 2002, 320 p.
Об авторе
Косенкова Марина Сергеевна - доцент кафедры монументально-декоративного искусства Уральского государственного архитектурно-художественного университета, член ВТОО «Союз художников России», аспирант Уральского государственного архитектурно-художественного университета (50.06.01 Искусствоведение, научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент кафедры рисунка Алиева Ольга Олеговна) E-mail: [email protected]
Kosenkova Marina Sergeevna
Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Art of the Ural State University of Architecture and Art, member of the Union of Artists of Russia, postgraduate student of the Ural State University of Architecture and Art (50.06.01 Art History, supervisor - Candidate of Art History, Associate Professor of the Department of Drawing Olga Olegovna Aliyeva)