Научная статья на тему 'УРАЛЬСКИЙ СЛЕД В АКАДЕМИЧЕСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

УРАЛЬСКИЙ СЛЕД В АКАДЕМИЧЕСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ПЕТЕРБУРГСКОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / УРАЛЬСКИЕ КОРНИ / СХУ ИМЕНИ И. Д. ШАДРА / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ ИМЕНИ ИЛЬИ РЕПИНА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грачёва Светлана Михайловна

В статье рассматривается творчество художников Санкт-Петербурга, выпускников Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра (СХУ), а затем Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина. Они являются представителями разных поколений. Некоторые из них, в частности И. В. Кожевников, И. А. Пьянков, С. А. Мирошников, В. А. Мирошников, В. В. Егоров, прочно вошли в художественную жизнь Северной столицы, участвуют во многих выставках и сформировали свой уникальный творческий почерк. Другие только начинают путь в искусстве. В статье впервые предпринята попытка ввести их произведения в научный оборот, подробно исследовать, сделать сравнительный анализ и вписать этих мастеров в контекст петербургской художественной жизни, выявив особенности их стиля. В результате делается вывод, что исследуемых художников объединяет серьёзный академический бэкграунд, любовь к своей земле, склонность к глубоким размышлениям и переживаниям, тяготение к нарративу и сохранение в целом реалистической изобразительной манеры. Их творчество дополняет культурное пространство Петербурга, расширяя географические границы, обогащая зрителей полифонией чувств и переживаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE URAL TRACE IN THE ACADEMIC FINE ART OF ST. PETERSBURG

The article presents the creative activity of St. Petersburg artists, graduates of the Sverdlovsk Art School named after I. D. Shadr and then the Ilya Repin Academy of Arts. They are representatives of different generations. Some of them, such as I. Kozhevnikov, I. Pyankov, S. Miroshnikov, 1/ Miroshnikov, К. Egorov, have firmly entered the artistic life of the Northern Capital. They participate in many exhibitions and form their own unique creative style. Others are just starting their way in art. For the first time the article attempts to analyze their works, makes a comparative analysis and tries to fit these masters into the context of St. Petersburg artistic life, revealing the peculiarities of their style. As a result, it is concluded that the artists under study are united by a serious academic background, love for their land, a penchant for deep reflection and emotions, a gravitation to narrative and the preservation of a realistic pictorial manner in general. Their creativity complements the cultural space of St. Petersburg, expanding geographical boundaries, enriching the audience with polyphony of feelings and experiences.

Текст научной работы на тему «УРАЛЬСКИЙ СЛЕД В АКАДЕМИЧЕСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ТЕМА НОМЕРА

ISSUE SUBJECT

THE URAL TRACE

IN THE ACADEMIC FINE ART OF ST. PETERSBURG

Svetlana M. Gracheva

Ilya Repin St. Petersburg Academy of Arts Saint-Petersburg, Russian Federation

Abstract: The article presents the creative activity of St. Petersburg artists, graduates of the Sverdlovsk Art School named after I. D. Shadr and then the Ilya Repin Academy of Arts. They are representatives of different generations. Some of them, such as I. Kozhevnikov, I. Pyankov, S. Miroshnikov, K Miroshnikov, V^ Egorov, have firmly entered the artistic life of the Northern Capital. They participate in many exhibitions and form their own unique creative style. Others are just starting their way in art. For the first time the article attempts to analyze their works, makes a comparative analysis and tries to fit these masters into the context of St. Petersburg artistic life, revealing the peculiarities of their style. As a result, it is concluded that the artists under study are united by a serious academic background, love for their land, a penchant for deep reflection and emotions, a gravitation to narrative and the preservation of a realistic pictorial manner in general. Their creativity complements the cultural space of St. Petersburg, expanding geographical boundaries, enriching the audience with polyphony of feelings and experiences.

Keywords: academic school; St. Petersburg contemporary art; Ural roots; I. D. Shadr Art School; Ilya Repin St. Petersburg Academy of Arts; artistic traditions.

Citation: Gracheva, S. M. (2022). THE URAL TRACE IN THE ACADEMIC FINE ART OF ST. PETERSBURG. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 3 (12), p. 8-19.

С. М. Грачёва

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина Санкт-Петербург, Российская Федерация

УРАЛЬСКИЙ СЛЕД В АКАДЕМИЧЕСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

И. В. Кожевников. Протопоп Аввакум. Двуперстие. 2017. Холст, масло. 120x100

Собственность автора

I. К Kozhevnikov. Protopop Avvakum. Two-finger crossing. 2017. Canvas, oil. 120x100

Author's property

В статье рассматривается творчество художников Санкт-Петербурга, выпускников Свердловского художественного училища имени И. Д. Шадра (СХУ), а затем Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина. Они являются представителями разных поколений. Некоторые из них, в частности И. В. Кожевников, И. А. Пьянков, С. А. Мирошников, В. А. Мирошников, В. В. Егоров, прочно вошли в художественную жизнь Северной столицы, участвуют во многих выставках и сформировали свой уникальный творческий почерк. Другие только начинают путь в искусстве. В статье впервые предпринята попытка ввести их произведения в научный оборот, подробно исследовать, сделать сравнительный анализ и вписать этих мастеров в контекст петербургской художественной жизни, выявив особенности их стиля. В результате делается вывод, что исследуемых художников объединяет серьёзный академический бэкграунд, любовь к своей земле, склонность к глубоким размышлениям и переживаниям, тяготение к нарративу и сохранение в целом реалистической изобразительной манеры. Их творчество дополняет культурное пространство Петербурга, расширяя географические границы, обогащая зрителей полифонией чувств и переживаний.

Ключевые слова: академическая школа; петербургское современное искусство; уральские корни; СХУ имени И. Д. Шадра; Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина; художественные традиции.

В современном петербургском академическом искусстве есть достаточно большая группа художников - выходцев из Екатеринбурга, окончивших знаменитое Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра (СХУ). Это мастера разных поколений - И. В. Кожевников, И. А. Пьянков, В. В. Егоров, И. Н. Баталов, Е. В. Кашникова, Ю. В. Косцова, С. А. Ми-рошников, В. А. Мирошников, Е. Р. Давлетшина, М. С. Добровольская, Е. В. 11осовец и др. И при этом все они усовершенствовали своё профессиональное образование, окончив живописный и графический факультеты Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, и продолжают свою творческую карьеру в Северной столице, не порывая с родиной и сохраняя некую единую «уральскую» общность. Действительно, если всматриваться в произведения этих мастеров, мы увидим в них черты как уральской, так и петербургской академической школ.

Целью данной статьи - рассмотреть творчество указанных художников и выделить наиболее значимые особенности их индивидуального стиля.

Игорь Владиславович Кожевников - живописец и график - родился в 1967 году в Свердловске. С 1988 года работал художником-оформителем и графиком. В 1997 году окончил Екатеринбургское художественное училище имени И. Д. Шадра по специальности «художник-педагог». В 2005 году завершил обучение в Институте имени И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина), в мастерской профессора В. В. Соколова, по специальности «художник-живописец». Его дипломная работы - «Солдаты» - была оценена на «отлично». Творческая биография И. В. Кожевникова включает и педагогическую деятельность: с 2016 по 2020 год он преподавал рисунок в Санкт-петербургской академии художеств. В настоящее время он является художественным руководителем Студии военно-исторической живописи имени Александра Невского при Региональной творческой общественной организации «Санкт-Петербургский союз художников» (РТОО «СПб СХ»).

И. В. Кожевников работает в рамках сюжетной живописи, сочетая в ней традиции академической школы с элементами символизма, поп-арта, сюрреализма и китча. Принцип интермедиальности, столь распространённый в современном искусстве, включение в живопись приёмов кинематографического пространства, музыкальных аллюзий, перформативных элементов позволяет ему

расширить диапазон художественных средств. Он провоцирует зрителя на активный диалог, иногда сначала вызывая негативные эмоции, желание отторгнуть увиденное, но затем возвратиться к созданным художником образам и домыслить их, интерпретируя по своему его идеи. Такие приёмы роднят живопись И. В. Кожевникова именно с современным искусством, стремящимся к многозначности решений и иммерсивности.

Картины «Ангелоносец» (2017), «Вечный бой» (2018), «Русское поле» (2021) направлены на осознание связей исторического и религиозного начал в русской культуре, на соотнесение важных моментов истории с событиями сегодняшнего дня. Сплав библейской истории и кровавых эпизодов XX века ощущается в полотне И. В. Кожевникова «Вечное возвращение» (2021), в котором четыре красноармейца-кавалериста воспринимаются как четыре всадника Апокалипсиса, над которыми перевернутое вниз головой распятие - символ вечного повторения человеческих грехов и невозможности их полного искупления. Ощущение бесконечной скорби и неутешного материнского горя наполняет картину «Русское поле» (2021). Женщина-мать, мать-родина, мать-земля, выносившая в своем чреве сыновей, вскормившая их, вырастившая в трудах и заботах, оплакивает их гибель. Этот аллегорический образ, неоднократно

И. В. Кожевников. Вечное возвращение. 2021.

Холст, масло. 200x180 Собственность автора

I. V. Kozhevtiikov. Eternal return. 2021. Canvas, oil. 200x180 Author's properly

issun SUBJECT I ТНМЛ HOMEPA|

И. В. Кожевников. Автопортрет на фоне красного холста. 2017. Холст, масло. 120x100

Собст венткт t> автора

/. V. Kozhevnikov. Self-portrait on the red canvas background. 2017. Canvas, oil. 120x100 Author's property

воспетый в самых разнообразных художественных формах, возникающий в живописи И.В. Кожевникова, заставляет содрогнуться от прямоты и отчаяния, обрушенной на зрителя вселенской трагедии. Фигура матери ушла по колено в землю от тяжести утраты, лицо её искажено болью. Её страдания столь велики, что над ней появляется ореол свечения, а в руках она держит рушник с орнаментальным изображением Мокоши. Силы всех богов не способны утешить Мать, потерявшую своих сыновей и плачущую над их могилами.

Выделяется в творчестве И. В. Кожевникова и картина «Протопоп Аввакум. Двуперстие» (2017), столь нечастый в современном искусстве. Он приобрел особое значение в период, когда отмечался 400-летний юбилей протопопа. А в 2022 году исполняется 340 лет со дня его трагической кончины - сожжения в Пустозерске. Аввакум известен не только как противник церковной реформы Никона и главный идеолог русского старообрядчества, но и как замечательный писатель, автор знаменитого «Жития», о котором так ярко сказал Д. С. Лихачёв: «Он - „живой мертвец", он - „жив погребён", ему не пристало дорожить внешнею формою своих произведений: „Ох, светы мои, всё мимо идёт, токмо душа вещь непременна" [2, с. 308-309]. Несмотря на некоторую плакатность и условность живописного языка, избранного художником, создан запоминающийся образ Авва-

кума. Интерес к этому персонажу возник у художника ещё в студенческие годы, когда он некоторое время обучался в мастерской А. К. Крылова. С тех пор И. В. Кожевников нередко возвращался в своих мыслях к нему. По словам автора, в работе сделан акцент на том, что «особенно важен пример духовной стойкости старообрядцев и протопопа Аввакума - людей, которые ради своей веры и убеждений готовы были идти на костёр, на жуткие мучения и смерть...» [4, с. 172]. Экспрессивность живописи И. В. Кожевникова вполне соответствует современным представлениям о трагической миссии Аввакума.

Склонность к трагическому мироощущению И. В. Кожевников демонстрирует и в «Автопортрете на фоне красного холста» (2017), изображая свою одинокую, замкнутую, даже несколько потерявшуюся фигуру, крепко сжимающую палитру, на фоне огромного огненно-красного холста, напоминающего земной шар, объятый пламенем. Огненные языки подступают к художнику, который, как и представители веры, сжигает себя на костре во имя искусства. Эта несколько высокопарная метафора тем не менее отражает тот мятежный дух и постоянные сомнения, которые свойственны творческим людям, приносящим себя в жертву Аполлону.

Илья Александрович Пъянков родился в 1972 году Казани, затем учился в Челябинском художественном училище (1989-1994). В 1998 году поступил в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, где с 2003 года обучался в мастерской станковой живописи под руководством С. Д. Кичко и В. В. За-гонека. В 2006 году окончил Институт имени И. Е. Репина. Дипломная работа «Покой» была оценена на «отлично». С 2006 года жил и трудился в Екатеринбурге, где с 2011 по 2020 год преподавал в Свердловском художественном училище и являлся заведующим отделением живописи и композиции. С 2020 года И. А. Пьянков проживает в Санкт-Петербурге и преподает в мастерской под руководством профессора В. В. Загонека, в своей Aima mater. Он пробует себя в разных жанрах -пейзаж, портрет, сюжетная картина. Есть опыт работы в монументальной живописи. Среди значимых объектов в этой области можно отметить роспись Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга (совместно с О. Е Вострецовым и С. А. Поляковым) и роспись храма Целителя Пан-

телеймона (совместно с О. Г. Вострецовым и С. А. Поляковым).

Проанализировав биографию И. А. Пьянкова и его творчество, мы видим, что художник крепко привязан к уральской земле, но при этом не мыслит себя и без города на Неве. Он живёт между Екатеринбургом и Петербургом, находя общее между ними. Со студенческих лет живописец оказался погружённым в особое пространство Северной столицы и его метафизику, пытался постичь культурный феномен этого города, о котором известный учёный В. Н. Топоров писал: «И призрачный миражный Петербург („фантастический вымысел", „сонная грёза"), и его (или о нём) текст, своего рода „грёза о грёзе", тем не менее принадлежат к числу тех сверхнасыщенных реальностей, которые немыслимы без стоящего за ними целого и, следовательно, уже неотделимы от мифа и всей сферы символического» [5, с. 7]. Непосредственно феномен «петербургского текста», с его оппозициями реальное/ирреальное, религиозное/мифическое, прекрасное/безобразное становится смыслом живописных размышлений И. А. Пьянкова. Он формулирует это так: «Питер. Днём строгий и серьёзный, ночью - таинственный, но подпускающий к себе ближе и открывающий многое готовым слушать... Как об этом рассказать в картине, чтобы и зритель почувствовал?» [3].

Именно петербургскую таинственность, непостижимость, глубину и пытается раскрыть И. А. Пьянков, формируя свой индивидуальный стиль. Его своеобразной визитной карточкой стала картина «Раздумья» (2005), в которой представлен романтический ночной вид на крыши, брандмауэры, печные трубы старого города из окна петербургской мастерской. На одной из высоких труб вдруг, как на экране, возникает силуэт самого художника, падающая тень в световых потоках, идущих из окна. Он сливается с общим «парадом» архитектурных объемов и при этом становится знаковым в гармоничном мистически-романтичном единении города и человека. Автор вспоминает: «В реальности своей тени на этой трубе никто, кроме меня, не видел! Да и я увидел её только один раз, когда как-то зимой из-за аварии на подстанции на всём Васильевском отключили свет и кто-то из соседей шёл по коридору с мощным фонарем. Тогда буквально на секунду я и увидел свою тень на противоположной стене» [3]. Так сиюминутное состояние стало поводом для создания образа.

ft Jff

Шй? I

1

Подобные эффекты ночного освещения трансформировались и получили дальнейшее развитие в других произведениях художника. Романтически таинственный район Коломны, воспетый ещё А. С. Пушкиным, предстает в свете ночных фонарей в зимнем пейзаже «Набережная реки Пряжки» (2018). Только что выпавший белый пушистый снег запорошил дома, машины и деревья, сделав город волшебно уютным. Свет уличных фонарей усиливает мистический эффект и загадочность этого места. Художник описывает свое состояние, пережитое однажды: «Зимой, когда мосты не разводят, я часто ночами после работы в мастерской гулял там. Много раз проходил мимо этого места и не замечал ничего особенного. В тот вечер задержался в

И. А. Пьянкой. Набережная реки Пряжки. 2018. Холст, масло. 95x100

Собственность автора

I. Л. Pyankov. The embankment of the Pryazhka River. 2018. Oil on canvas. 95x100 Author's property

И. А. Пьянков. Ожидание весны. 2005. Холст, масло. 85x90

С.обственноат: автора

I. A. Pyankov. Waiting for a spring. 2005. Oil on canvas. 85x90

Author's property

issun SUBJECT I THMA HOMEPA|

В. В. Егоров. Летний день на Английском проспекте. 2015. Холст, масло. 130x180

Собственность автора

V. V. Egorov. Summer Jay on the English Avenue. 2015, Canvas, oil. 130x180 Author's properly

В. В. Егоров. В глубине двора. Фонарный переулок. 2016. Холст, масло. 110x100 Собственность автора

V. V. Egorov. In the back of the yard. Eonarny Lane. 2016. Canvas, oil. 110x100

Author 's properly

мастерской: что-то дописывал. На улице было очень тепло, наверное, даже плюс, и шёл снег. Я решил пройтись по привычному маршруту, и всё было как обычно... Городские службы заменили давно погасшую лампочку фонаря, а как всё изменилось: свет выхватил часть мостовой и стволов деревьев, под фонарем тихо падал снег, а всё остальное таинственно таяло за пределами пятна света. Час я, наверное, стоял, стараясь запомнить это состояние: телефонов тогда не было, и я ручкой на какой-то квитанции сделал эскиз» [3]. Так, по мнению автора, «от какого-то импульса, искры, незначительной детали часто рождается об-

раз». Петербургскую тему представляют и такие полотна И. А. Пьянкова, как «Ожидание весны» (2005), «Двое не спят» (2017), «Хранители Литейного двора» (2018). Все они построены на сочетаниях контрастного ночного или вечернего освещения, на сложных переживаниях пограничных состояний, на всматривании в загадочную «душу Петербурга».

Раскрыть своеобразие Северной столицы, постичь её образ стремятся многие художники. Но, как пишет в своей знаменитой книге Н. П. Анциферов, «только наиболее чуткие из них познают лицо города. Нужно помнить, что познание является отчасти самопознанием, так как город открывает свое лицо только тому, кто хоть ненадолго побывал его гражданином, приобщился к его жизни, таким образом сделался частицей этого сложного целого» [1, с. 27].

Свой узнаваемый Петербург, с «урбанистической» душой, есть и у уроженца Урала Виктора Валерьевича Егорова (р. 1972), окончившего сначала художественное училище имени И. Д. Ша-дра (1988-1994), а затем Институт имени И. Е. Репина (1998-2005). Вдохновившись таинственным миром парков и пригородов Петербурга, он писал серии парадных пейзажей Ораниенбаума, Пушкина, Павловска и др. И даже свою дипломную работу он посвятил Ораниенбауму (2005). Петербургский пейзаж и сейчас остаётся главной темой творчества художника, но его взгляд существенно изменился.

В последние десять лет он стал уделять больше внимания непарадным видам города, воспевая меланхолическую красоту питерских пустынных дворов-колодцев, старых брандмауэрных стен с облупившейся штукатуркой, заброшенных домов с зияющими пустыми глазницами окон, мусорных контейнеров, безлюдных промзон. Пессимистическими настроениями пронизаны его картины, которые соединились в своеобразную серию: «Летний день на Английском проспекте»

(2015); «В глубине двора. Фонарный переулок»

(2016); «Низкое небо. Двор на Суворовском проспекте» (2018); «Двор-колодец на Литейном проспекте» (2019); «Закрытый двор. Верейская ул., 33» (2020); «Заброшенный дом на улице Розен-штейна (дом Лялевича)» (2021).

Пейзажи В. В. Егорова нарочито безлюдны, и кажется, что все жители покинули печальный город-призрак. Одинокие деревья никогда не покрываются листвой и тянут к небу свои голые ветви. Воздух словно спрессован, и невоз-

можно дышать не то от пыли, не то от влаги, не то от полного отсутствия кислорода... И лишь иногда в монотонной череде оконных проёмов прорисовывается белоснежный пластик нового переплета или стоящий на подоконнике цветочный горшок. Реалистичность этих пейзажей пугающе убедительна и, к сожалению, знакома многим петербуржцам, живущим вне парадной части старого города. Это даже не Петербург Достоевского, это страшнее и тягостнее. Жуткий город-антиутопия. Кажется странным, что речь в этих произведениях идёт именно о Северной столице, но, изображая оборотную сторону жизни-смерти блистательного Петербурга, Егоров словно заставляет глубже проникнуться его сложной судьбой и многообразием обликов, воспетых поэтами. Он словно смотрит сквозь эти полуразрушенные дома и видит их былое величие. Как у А. Ахматовой: «Это наши проносятся тени над Невой, над Невой, над Невой. Это плещет Нева о ступени, это пропуск в бессмертие твой»2. И здесь, вспоминая отношение к Петербургу классиков, можно согласиться с И. Бродским: «...То, что мы можем назвать „петербургской гнилью" - это, может быть, единственный воздух, который достоин того, чтобы попадать в человеческие легкие»3.

Станислав Александрович Мирошников (р. 1985) окончил СХУ имени И. Д. Шадра в 2006 году, а в 2012 г. - Институт имени И. Е. Репина, мастерскую профессора С. Н. Репина, а также творческую мастерскую Российской академии художеств под руководством В. А. Мыльниковой. В 2017 году он становится одной из заметных фигур в искусстве Петербурга. В настоящее время С. А. Мирошников по-прежнему принимает активное участие в разных выставках, а сейчас ещё и преподает на подготовительных курсах Академии художеств.

Для С. А. Мирошникова Петербург - город романтических мечтаний, незабываемых белых ночей, почти ирреальной жизни, гармонии архитектуры и природы. Он не столь мрачен, как у В. В. Егорова, и не так тревожно-драматичен, как у И. А. Пьянкова. При этом в его Петербурге присутствует особая метафизическая засты-лость, и таинственность, и невероятная тишина. В пейзажах молодого художника есть ощущение современного ритма и вместе с тем удивительное погружение в далёкое прошлое. Зритель будто присутствует на встрече двух времён, от которой город замер, предчувствуя что-то значимое. Так,

«Утро на Карповке» (2019) создаёт эффект пустоты и звенящей тишины, когда шумный и многолюдный, особенно в период белых ночей, мегаполис ненадолго утихает на рассвете, чтобы вскоре вновь окунуться в утреннюю суету. Вспоминаются известные строки А. С. Пушкина: «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»4. Свет ночных фонарей ещё отражается в воде и на домах, но контрастные цвета постепенно бледнеют, растворяя в утренней дымке жёсткие контуры и объёмы архитектуры.

В петербургском пространстве С. А. Мирошникова иногда присутствуют люди, но они будто растворены в нём, подчинены ритму архитектуры и природы и словно превращаются в часть городской среды, одухотворяя её, наполняя

С. А. Мирошников. Утро на Карповке. 2019. Холст, масло. 170x180

Собственность авторы

S. Л. Miroshnikov. Morning on the Karpovka. 2019. Canvas, oil. 170x180 Author's property

С. А. Мирошников. Покров. 2022. Холст, масло. 170x170

Собственность автора

S. A. Miroshnikov. Pokrov. 2022. Canvas, oil. 170x170 Author '> properly

ISSUE SUB|ECT | ТЕМА IIOMEPA|

В. А. Мироишикоа. После грозы. 2020. Холст, масло. 124x100

Собственность автора

V. A. Miroshnikov. After the storm. 2021. Canvas, oil. 110x90 Author 's properly

В. А. Мирошников. Бурная река. Урал. 2021. Холст, масло. 110x90

Собственность автора

V. A. Miroshnikov. Stormy river. Ural 2021. Canvas, oil. 110x90

Author's properly

жизнью. Художник добивается вневременного эффекта. И мы понимаем, что если мысленно уберём человеческие фигуры из этих пейзажей, то ничего не произойдет. Мироздание сохранит свой темп и ритм, и перемены будут совершенно не ощутимы. В этом слиянии времени и пространства люди тоже вечны, они могут носить одежды XVIII, XIX или XXI веков, оставаясь прежними и не изменяя ничего вокруг: «Полночь в городе» (2020); «Северная ночь» (2021).

Особое место в творчестве художника занимает монументальное полотно «Покров» (2022), решённое очень лаконично. Изображен берег Невы в районе печально знаменитого Невского пятачка, изувеченного снарядами в период блокады Ленинграда. Художник признается, что, оказавшись там, пережил сильное эмоциональное потрясение. Мысли об этом плацдарме, где

в битве за Ленинград погибли десятки тысяч человек, где земля не родит до сих пор, потому что усеяна снарядами, не покидают его. Лаконизм художественного решения сближает полотно С. А. Мирошникова с классикой отечественного искусства - со знаменитыми «Безымянными высотами» Т. Н. Яблонской, пейзажами П. П. Ос-совского. Однако здесь выработан свой визуальный язык, отличающийся от предшественников. И даже несколько суховатая, «графическая» манера живописи делает более звучным изобразительный язык и усиливает состояние скорби. Не случайно и символическое название - «Покров», отсылающее нас к истории христианства.

Поводом для создания картины «Весна» (2020), которая входит в серию «Белые ночи», послужила ситуация, в которой оказалось человечество в 2020 году, а именно пандемия СОУГО -19. По словам художника, «эта картина о том, как люди даже в такой сложной ситуации не теряют самообладания и стойко переносят все невзгоды, выпавшие на жизненном пути, сохраняя человечность и мужественность перед нависшей угрозой... Две девушки стоят на медленно разводимом Тучковом мосту, в месте соединения его Василеостровской и Петроградской частей. Мост является символом соединения и пересечения судеб людей. Состояние тревоги, эмоциональный барьер между ними усиливает красный светофор, добавляя тревожности произведению. Но в то же время фигуры стоят рядом, на безопасном расстоянии, в статичных позах, смотрят приветливо друг на друга, и это придает оттенок спокойствия, уверенности и доброжелательности, ведь в любой ситуации друзья остаются друзьями и человеческие отношения ничто не в силах изменить. Неспокойная поверхность воды усиливает тревожность ситуации, но в то же время она контрастирует со спокойным небом белой ночи, как бы передавая зрителю: внутренние переживания меркнут в масштабе глобального осмысления человеческой жизни. Городские огни в картине как символ того, что жизнь продолжается, а образ взлетающего самолета даёт надежду на лучшее» Такое подробное описание сюжетной программы этого произведения помогает глубже интерпретировать его и понять переживания автора, который не только стремится к совершенству художественной формы, но и постоянно работает над проблемой содержания в живописи.

Родной брат Станислава Мирошникова - Владислав Александрович Мирошников (р. 1986) об-

учался в 2002-2007 в СХУ имени И. Д. Шадра, которое окончил с отличием, в 2004 году вступил в молодёжное отделение Союза художников России. В 2007-2012 годах обучался в Академии художеств имени Ильи Репина. Окончил мастерскую под руководством Ю. В. Калюты, его дипломная работа - картина «Философский пароход». С 2016 года он преподаватель живописи и рисунка в СПбГУ. В. А. Мирошников - активный путешественник: он всё время находится в движении, поездках, странствиях. Он то отправляется во Францию на пленэр, то едет на Кавказ, то на Чусовую, то на Соловки... Его излюбленный жанр - пейзаж, в котором он достигает большой степени убедительности. В его живописи выделяются пейзажи Соловков - «После грозы» и «Соловки» (2020), а также среднерусской полосы «Осенняя гроза» (2019) и «Июль» (2020) и Урала «Бурная река. Урал» (2021). Можно отметить не только широту географического охвата, но и уровень мастерства художника, владеющего реалистическим методом в живописи и умеющего в высокой степени убедительности передать и древность соловецких стен с поистине «стожа-ровской» фактурностью, и стремительный поток уральской реки, и мощные световые контрасты грозового неба, и свечение золотых куполов. Для живописи В. А. Мирошникова характерны декоративность в сочетании с тональными приемами, пастозность в наложении мазков и разнообразие композиционных решений.

Уроженка Екатеринбурга Юлия Владимировна Косцова (р. 1983) окончила живописно-педагогическое отделение Екатеринбургского художественного училища имени И. Д. Шадра (19992004), а затем Санкт-Петербургскую академию художеств, мастерскую монументальной живописи под руководством С. Н. Репина (2005-2011). Некоторое время она даже успела поучиться у знаменитого петербургского профессора А. А. Мыльникова. Защитила дипломную композицию на тему «Гулливер». Ю.В. Косцова с благодарностью вспоминает своих академических наставников - И. М. Кравцова, С. А. Пичахчи, А. В. Чуви-на. Карьера Ю. В. Косцовой складывается весьма успешно: она стипендиат Министерства культуры РФ, награждена золотой медалью PAX, премией Российского Императорского Дома и медалью «Юбилей Всенародного Подвига. 1613-2013». С 2014 года является преподавателем художественного университета (Hunan Woman's University) в г. Чанша (КНР). С 2015 года ведет обучающие кур-

Ю. И. Косцова. Академический сад. 2009. Холст, масло. 100x120

Собственность автора

Yu. V. Kostsova. Academic Garden. 2009. Canvas, oil. 100x120 Author's properly

Ю. В. Косцова. Солнечный день. 2019. Холст, масло. 100x130

Собственность автора

Yu. V. Kostsova. Л sunny day. 2019. Canvas, oil. ¡00x130 Author's property

сы живописи в Форт-Майерсе (США, штат Флорида), а также с этого же времени сотрудничает с Russian American Museum of Art (RAMA), который находится в США.

Живописная манера Ю. В. Косцовой отличается импрессионистической лёгкостью и свободой. Она много внимания уделяет пленэрной живописи, путешествуя по разным городам и странам. Этюдная свежесть присуща её картинам, в которых основное внимание уделяется передаче све-товоздушной среды, ощущению неповторимости переживаемого автором момента, например в работе «Солнечный день» (2019). С замечательной почти акварельной прозрачностью написана картина «Академический сад» (2009), в которой знакомый каждому художнику мотив превращается в нечто торжественно-неуловимое и свободно-плывущее в потоках подсознания. Огромные весенние лужи, где отражаются вековые деревья, переливаются перламутрово-серебристым светом, а классические формы строгой архитектуры портика растворяются в мареве влажного возду-

ISSUE SUBJECT I TEMA IIOMEPA|

E. P. Давлетшина. Врата к храму. 201 9. Холст, масло. 150x90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собственность автора

Е. R. Davktshina. The gate to the temple. 2019. Canvas, oil. ¡50x90 Author's property

E. P. Давлетшина. Благовест. 2020. Холст, масло. 65x70

Собственность автора

Е. R. Davktshina. Eiagovest. 2020. Canvas, oil. 65x70

Author's property

ха, пропитавшего всё вокруг и создавшего атмосферу таинственного небытия. Именно в таком неуловимом состоянии повседневность, представленная в виде прогуливающегося всадника (лошади постоянно живут в саду академии), превращается в некое видение, возникшее откуда-то из прошлых веков.

Стремление к передаче неуловимой зыбкости и скоротечности бытия прослеживается и в автопортрете Ю. В. Косцовой «В мастерской» (2019. Художница рассматривает себя в зеркале, сквозь которое словно проносятся потоки времени, растворяя пространство. Отражение сливается с пейзажными видами города за окном и с предметами в мастерской - атрибутами художника. Погружённость в этот реальный/ирреальный мир, поиск в нём гармонии и красоты («Весеннее настроение» (2021) - судьба художника, обречённого всю жизнь искать в себе и в окружающем пространстве источники вдохновения.

Евгения Рашитовна Давлетшина (р. 1988) также закончила мастерскую под руководством С. Н. Репина в Санкт-Петербургской академии

художеств, но несколько позже, в 2018 году, до этого поучившись в СХУ имени И. Д. Шадра (2005-2010). В 2021 году она завершила с отличием ассистентуру Академии художеств. Несмотря на молодой возраст, в копилке художницы много достижений и наград. Её одарённость признана жюри разных конкурсов. Она участник многих выставок, её работы хранятся в крупных коллекциях. По своему первому диплому Е. Р. Давлетшина - реставратор. Это наложило отпечаток на её мировоззрение и живопись. Она бережно относится к прошлому, погружаясь в мир старинной храмовой архитектуры, уделяя пристальное внимание деталям, испытывая волнение от соприкосновения с историей. Слой за слоем она формирует поверхности своих картин, то удаляясь на расстояние от изображаемых объектов, то приближая предметы настолько, что видны мельчайшие детали. В этой смене оптики есть своеобразный ритм, дающий зрителю возможность перейти от панорамного взгляда к рассматриванию фрагментов: «Воскресение» (2018); «Врата к храму» (2019); «Благовест» (2020). Иногда автор наполняет свои полотна лирическими переживаниями, добиваясь их особой музыкальности и даже звучности: «Двое» (2014), «Рубиновый квартет» и «Вечерняя мелодия» (обе 2020).

В картине «Воскресение» узнаётся образ Свято-Успенского храма Святогорского монастыря на Синичьей горе в Михайловском, знаменитого тем, что у его стен находится могила А. С. Пушкина. Е. Р. Давлетшина наслаждается невероятной тишиной и состоянием таинственного восторга от ощущения вневременности и красоты,

которое испытывает каждый, кто попадает в эти места, воспетые поэтом, ставшие его последним земным приютом. В картине тонко выражен переход от мирского, суетного к вневременному и наоборот, пробуждение. Такая цикличность бытия проявляется во всём: в древних каменных стенах псковского приземистого храма, возвышающегося на горке, в покрытых инеем крутых ступенях монастырской лестницы, в заснеженных кронах берез, в белом и пушистом покрове на земле, особенно ярко воспринимаемом на фоне стального сумеречного неба, в стрёкоте взлетевших чем-то обеспокоенных сорок, живущих здесь целую вечность... Сложная живописная фактура также способствует усилению зрительских впечатлений от создаваемого образа, наполняя полотно воздухом и вибрациями. Тонкость внутренних состояний, музыкальность, поэтичность и склонность к интровертности отличает живописную манеру Е. Р. Давлетшиной, чей творческий почерк пока только приобретает самостоятельные черты.

Свой творческий путь в искусстве начинают и другие выпускники СХУ имени И. Д. Шадра и Санкт-Петербургской академии художеств. Это графики Екатерина Васильевна Носовец (р. 1982), создавшая серию изящных офортов к античному буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2021) и Илья Николаевич Баталов (р. 1978), погружённый в мир петербургских грёз: «8-линия» (2019); «Зима. 2021» (2021). Мария Сергеевна Добровольская (р. 1988) - живописец, ученица X. В. Савкуева - пробует себя в сюжетной картине, обращаясь к образам древнерусской истории и современности: «Александр Невский. Выбор» (2021), «Тишина» (2020). Елене Валерьевне Кашни-ковой (р. 1983), окончившей факультет живописи, близок мир её петербургской мастерской и знакомых людей - «Весна» (2020).

Что же объединяет столь разных художников? Можно ответить сначала общими словами - любовь к своей земле, склонность к глубоким размышлениям и переживаниям, серьёзный академический бэкграунд, преданность своему делу, понимаемому как «служение Аполлону», высокое профессиональное мастерство, тяготение к нарративу и сохранение в целом реалистической изобразительной манеры. Но при этом каждый из авторов сохраняет индивидуальность и идёт собственным путём в искусстве. Как и многим молодым художникам, им приходится бороться за своё место в искусстве, постоянно совершенствуя свой изобразительный язык. Такая трудоспособ-

ность молодых авторов приводит их к серьёзным результатам, наполняя культурное пространство Петербурга всё новыми и новыми яркими произведениями, расширяющими географические границы, обогащая зрителей полифонией чувств и переживаний.

Примечания

1. Грачёва, С. М. Интервью с С. А. Мирошниковым. 29.04.2022. Архив автора

2. Ахматова, A.A. Осипу Мандельштаму // Тайны ремесла. - URL: http://achmatova.velchel.ru/index. php?cnt=7&rhime=st_211 (дата обращения 15.05.2022).

3. Волков, С. Диалоги с Иосифом Бродским. - Москва : Независимая газета, 1998. - С. 288.

4. Пушкин, A.C. Медный всадник. - URL: https://www. culture.ru/poems/5072/mednyi-vsadnik (дата обращения 15.05.2022).

Литература

1. Анциферов, Н. П. Душа Петербурга. - Санкт-Петербург : РИПОЛ-Классик, 2014. - 272 с.

2. Лихачёв, Д. С. Сочинения протопопа Аввакума // Лихачёв, Д. С. Избранные работы : в 3-х т. Т. 2. Великое наследие; Смех в Древней Руси; Заметки о русском. - Ленинград : Худож. лит.: Ленингр. отд-ние, 1987.-С. 308-321.

3. Мастерская Ильи Пьянкова. - URL: https://vk.com/ publicl77139994?ysclid=l372h5xl2c (дата обращения 15.05.2022).

4. Орлова, О. В. Энергия духа. Образ протопопа Аввакума в изобразительном искусстве второй половины XX - первых десятилетий XXI века // APT. - Сыктывкар, 2020. - № 3. - С. 169-192.

Е. И. Носовец. Клятва. Из серии иллюстраций к роману «Дафнис и Хлоя». 2021. Бумага, офорт,

травленый штрих. 25x18

Собственность автора

Е. V. Nosovets. 'the oath. From a series of illustrations for the novel "Paphnis ami Chloe". 2021. Paper, etching, etched stroke. 25x18

Author's property

ISSUE SUBJECT I TEMA HOME PA |

M. С. Добровольская. Тишина. 2021. Холст, масло. 90x80

Собственность ивтора

М. S. Dohrovolskaya. Silence. 2021. Canvas, oil. 130x90

Author 's properly

И. H. Баталов. 8-я линия. 2019. Холст, масло. 90x80

Собственность автора

I. N. Batalov. The 8th line. 2019. Canvas, oil. 90x80

Author's property

E. В. Кашиикова. Весна. 2020. Холст, масло. 110x90

Собственность автора

Е. V. Kashnikova. Spring. 2020. Canvas, oil. 110x90 Author's property

5. Топоров, В. H. Петербургский текст русской литературы: Избр. тр. - Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 2003.-612 с.

References

1. AntsiferovN. P. Dusha Peterburga [St. Petersburg's soul]. Saint Petersburg, RIPOL-Klassik, 2014, 272 p.

2. Likhachov D. S. Sochineniya protopopa Awakuma [Writings of Protopop Awacum]. Likhachov D. S. Selected works in 3 vol. V. 2. The great heritage; Laugh in the Ancient Rus; Notes about Russian. Leningrad, Xudozhestvennaya literatura: Leningradskoe otdelenie, 1987, pp. 308-321.

3. Masterskaya Il'i P'yankova [Ilya Pyankov's workshop]. Available at: https://vk.com/publicl77139994?ysclid=l372h 5x12c (accessed 15.05.2022).

4. Orlova О. V. E'nergiya duxa. Obraz protopopa Awakuma v izobrazitel'nom iskusstve vtoroj poloviny' XX - pervy'x desyatiletij XXI veka [Spiritual energy. Protopop Awacum's image in visual arts of the second half of the 20th century - first decades of the 21th century]. ART. Syktyvkar, 2020, no. 3, pp. 169-192.

5. Toporov V. N. Peterburgskij tekst russkoj literatury': Izbr. tr [Petersburg text of the Russian literature: selected works]. Saint Petersburg. Iskusstvo-SPb, 2003, 612 p.

Об авторе

Грачёва Светлана Михайловна - член-корреспондент Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член Санкт-Петербургского Союза художников. E-mail: grachewasvetlana@yandex.ru

Gracheva Svetlana Mikhailovna

Corresponding member of the Russian Academy of Arts, Doctor of Arts, Professor, Dean of the Faculty of Theory and History of Art, Professor of the Department of Russian Art of the St. Petersburg Ilya Repin Academy of Arts, member of the St. Petersburg Union of Artists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.