if. КУ1
DOI: 10.17516/2713-2714-0051 УДК 7.067
ON THE ROAD TO THE ACADEMY: HISTORICAL EXCURSUS
Liliya I. Ovchinnikova
Tomsk Regional Art Museum Tomsk, Russian Federation
Abstract: The article is devoted to the main stages of the formation and development of fine arts in the territory from the Urals to the Far East. It notes the contribution made by the expeditionary artists to the artistic development of the region since the time of Peter the Great. It also considers the versatile activities of the artists of the next generations including graduates of the Imperial Academy of Arts: teaching, organizational, holding exhibitions, in the f ormation and work of creative associations; the particular attention is paid to the controversial post-revolutionary artistic processes; the 1960-1980s are highlighted as the most fruitful years; the events preceding the opening of the regional branch of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk are indicated.
Keywords: draftsmen of scientific expeditions; drawing classes; creative associations of artists and art lovers; Fine Arts Sections; Association of Artists of Revolutionary Russia; society "New Siberia"; exhibitions.
Citation: Ovchinnikova, L.I. (2022). ON THE ROAD TO THE ACADEMY: HISTORICAL EXCURSUS. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 3 (12), p. 98-109.
Л. И. Овчинникова
Томский областной художественный музей Томск, Российская Федерация
ПУТЬ К АКАДЕМИИ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Г. Н. Завьялов. В золотой тайге. Фрагмент. 1969. Холст, масло. 100x100
Томский областной художественный музей
G. N. Zavyulov. In the golden taiga. Fragment. 1969. Canvas, oil. 100x100 Tomsk Regional Art Museum
Статья посвящена основным этапам становления и развития изобразительного искусства на территории от Урала до Дальнего Востока. В ней отмечается вклад в художественное освоение края экспедиционных художников со времени правления Петра I. В работе анализируется разносторонняя деятельность (преподавательская, организационная, выставочная) художников следующих поколений, в том числе выпускников Императорской Академии художеств, роль живописцев в формировании и работе творческих объединений. Также уделяется внимание противоречивым послереволюционным художественным процессам. Как наиболее плодотворные выделяются 1960-1980-е годы; указываются события, предшествующие открытию Регионального отделения Российской академии художеств в Краснояр-
Ключевые слова: рисовальщики научных экспедиций; рисовальные классы; частные студии; творческие объединения художников и любителей искусств; выставки; секции ИЗО; АХРР; общество «Новая Сибирь»; краевые, областные, зональные выставки.
тмечаемая Региональным отделением Российской академией художеств в г. Красноярске круглая дата предполагает обращение к пройденному пути. В данной статье рассматривают основные этапы развития художественной жизни от Урала до Дальнего Востока, связанные с развитием академической науки.
Пребывание огромной территории на обочине культурного развития со всей определённостью было обозначено в письме, отправленном 18 февраля 1911 года членами правления Томского общества любителей художеств в канцелярию Императорской Академии художеств (далее - ИАХ, АХ). В нём, кроме проекта Устава Школы живописи и рисования, имелась докладная записка, в которой после преамбулы об успешном развитии художественного образования не только в европейской части страны, но и за её пределами, отмечалось, что «... громадная Сибирь, могущая вместить в себя несколько раз Европейскую Россию, не имеет ни одной художественной школы, ни одного художественного музея, ни одной картинной галереи; <...> отсутствие этих учреждений и дальность расстояния от художественных центров вредно отражается на преподавании рисования в средних учебных заведениях Сибири и даже в Томском технологическом институте; <...> зная страстное желание учиться рисованию и живописи, <...> невозможность за недостаточностью у большинства средств получать художественное образование в Европейской России, зная любовное отношение ко всем произведениям искусства, выразившееся в большой посещаемости выставок картин <...> просим оказать просвещённую помощь в открытии в Томске как умственном центре Сибири Школы живописи» [21].
Художественное освоение территории за Уралом началось в конце XVII века. В «Краткой Сибирской (Кунгурской) летописи» С. У Ремезова, наряду с иллюстрациями, в чертёжной книге воспроизводятся почти все сибирские города. В эпоху Петра I в состав первых экспедиций Академии наук, осуществлённых в эту часть страны, входили рисовальщики, изобразительные материалы которых дополняли научные отчёты. Известно, что в Сибирской экспедиции Д. Е Мессершмидта (1719-1747) участвовал непрофессиональный художник Карл Густав Шуман, впервые зафиксировавший наскальные рисунки с научной целью, которые, в отличие от копий
рисовальщиков следующих экспедиций, не отличались точностью.
В составе Камчатских экспедиций (1725-1730, 1733-1741) под командой В. И. Беринга, организованных Академией наук, принимали участие профессиональные художники: И. X. Беркан (живописец); И. В. Люрсениус, И. К. Декер (рисовальщики). Они выполняли функции геодезистов и вместе с тем достоверно передавали увиденное: растения с указанием размеров, представителей коренных народов, их повседневные предметы, костюмы, интересные с этнографической точки зрения. Успешно ими были выполнены изображения видов сибирских городов по заданию И. Е Гмелина, Е Ф. Миллера, С. П. Крашенинникова - крупнейших учёных своего времени. Изображения были созданы с протокольной точностью и представлены с высоты птичьего полёта, что до сих пор сохраняет не только историческое, но и художественное значение в силу высокого профессионализма исполнения. Важны сделанные ими копии ряда древних наскальных изображений, могильных курганов, крепостей, так как большинство из них не дошло до нашего времени.
Во второй половине XVIII века фиксировали древние петроглифы рисовальщики экспедиций по Поволжью, Уралу и Сибири, проходивших под руководством учёных П. С. Палласа, И. П. Фалька и др. Кадры для них стала поставлять основанная в 1764 году Императорская Академия художеств. Круг отображаемого дополнился жанровыми сценами, маринами, изображениями животных. Самостоятельное значение обрел «чистый пейзаж», что подготовило ведущее место этой разновидности жанра в искусстве Сибири в будущем.
В следующем столетии художники неизменно включались в состав экспедиций. Малоизвестен факт работы преподававшего в Томске после учёбы в АХ П. М. Кошарова в группе исследователей горного Алтая в 1856 году: он составил этнографический альбом и написал два живописных алтайских пейзажа. В следующем году он был приглашён П. П. Семёновым участвовать в экспедиции на Тянь-Шань. По её итогам было создано три альбома видов и типов коренного населения, ряд этнографических рисунков и этюдов [14, с. 10-14].
Созданное экспедиционными художниками хранилось в архивах в виде приложений к научным отчётам и было не только недоступно
О
В. I. Гроховский. Тым. 1963. Холст, масло. 155x264
Томский областной художественный музей
V. (i. Crokhovsky. Тут. ¡963. Canvas, oil. 155x264 Tomsk Regional Art Museum
широкой публике, но и на долгие годы оставалось засекреченным, только некоторые из них позднее иллюстрировали труды исследователей. Малоизвестными были гравюры (всего 17), выполненные позднее на основе видовых рисунков сибирских городов и населённых пунктов в лучших традициях своего времени.
Интерес к открытым петроглифам (Томской писаницы и других, в значительной мере несо-хранившихся) возродился через столетия. Памятники неолита и предшествующих периодов неожиданно породили такое заметное направление в искусстве наших дней, как «сибирская неоархаика».
Насущной проблемой для отдалённых территорий была подготовка собственных кадров. Пребывание в крае второй группы художников, приглашённых для преподавания рисования в учебных заведениях за редким исключением было временным, хотя их роль в создании художественной среды было значительной. В частности, в Омске в Сибирском кадетском корпусе в 1849 году преподавал выпускник ИАХ В. И. Емельянов, в Томске - упоминавшийся ранее П. М. Кошаров.
Творческие импульсы любители и будущие художники могли реализовать в частных студиях и школах. В Омске в 1904 году одними из первых с такой инициативой выступили преподаватели рисования Н. К. Молочников, Е Е Платонов,
Н. М. Швецов. Они обратились в ИАХ с просьбой разрешить открытие частной художественной школы рисования с классами черчения, что было поддержано, но не реализовано в связи с Русско-японской войной. В Томске практически все крупные художники: А. Э. Мако, Л. П. База-нова, А. С. Капустина, В. Д. Вучичевич-Сибир-ский - вели студии.
Постепенно набиравшая силу в дореволюционные годы выставочная жизнь в регионе началась с отчётных ученических выставок. В Томске они проходили постоянно в 1880-е годы в реальном училище по инициативе П. М. Кошарова, причём лучшие работы отправлялись в АХ и получали награды.
Событием в художественной жизни Сибири в 1903 году стала Первая передвижная выставка произведений петербургских художников, показанная в Красноярске, Иркутске, Томске. В каждом из городов экспозиция дополнялась работами местных художников. В каталоге, выпущенном, видимо, в Томске, в числе авторов 210 работ указаны имена В. Д. Вучичевича-Си-бирского, Е И. Гуркина, А. С. Капустиной, М. П. Черепановой [13]. Следующими экспонировались работы французских художников, познакомившие посетителей с салонно-академической живописью. Последующие групповые выставки проводились местными силами. В 1907 году свои произведения показали омичи И. В. Волков, В. А.
Конева, А. С. Михийлов, Н. К. Молочников, Г. Г. Платонов.
Помимо групповых выставок, художники организовывали персональные. Сохранились сведения, что в Томске первое такое мероприятие в 1860 году провёл П. М. Кошаров, в 1902 показала свои работы Л. П. Базанова. Неизменным успехом пользовались экспозиции Г. И. Гуркина, открытые в Томске (1907,1910,1915), Красноярске, Иркутске (1910), Барнауле (1911), Бийске (1913). Активностью отличалась выставочная деятельность В. Д. Вучичевича-Сибирского, экспонировавшего свои произведения в Томске (1906,1908, 1911, 1912, 1915, 1916), Иркутске (1908, 1911, 1914), Омске (1912), Петербурге (1914) и др.
Другим признаком зарождения художественной жизни стало появление камерных групп любителей искусства, собиравшихся по квартирам в Омске по инициативе Н. К. Молочников а, в Томске - семьи Базановых. Постепенно на их основе возникли Общества, в которых преобладали любители, преподаватели учебных заведений, чиновники и прочие заинтересованные. Одним из первых за Уралом в 1895 году по инициативе художников при участии местной интеллигенции и купечества возникло Общество любителей изящных искусств в Екатеринбурге. Оно состояло из нескольких отделов, живописным руководил выпускник АХ Н. М. Плюснин, с 1913 года
- скульптор В. А. Алмазов. С конца 1890-х годов они устраивали выставки с участием москвичей и петербуржцев. В 1896 году под руководством И. С. Ушакова начали работать вечерние рисовальные классы, на основе которых в 1902 году открылась художественно-промышленная школа, в числе её выпускников были известные художники А. А. Кудрин, И. К. Слюсарев, И. Д. Шадр.
На Дальнем Востоке после первой выставки местных художников в 1902 году (вторая открылась в 1908 году и по замыслу организаторов должна была принять характер передвижной
- в Никольск-Уссурийский и Владивосток) возник Хабаровский кружок любителей изящных искусств, объединивший учителей рисования и любителей. На второй и последней в 1908 году экспонировалось около ста работ, включая пейзажи А. А. Сахарова (много работал в батальном жанре) и М. С. Латернера (работал в пейзажном жанре, писал природу Дальнего Востока, с натуры в Хабаровске, Благовещенске, выезжал в Порт-Артур). В свою очередь Латернер стал од-
ним из учредителей Владивостокского общества поощрения изящных искусств (ВОПИИ, действовало с 1900 по 1910 г.), первым председателем которого был военный губернатор, генерал-майор Чичагов [7, с. 16]. При Обществе была открыта рисовальная школа по инициативе Латернера, которой руководил П. В. Николин, выпускник Академии художеств: он обеспечил «строгий порядок в обучении от гипса к натуре» [7, с. 61]. Но ещё ранее, в 1896 году, во Владивостоке прошла первая на Дальнем Востоке групповая выставка произведений местных художников. Идея её проведения принадлежала Обществу изучения Амурского края (ОИАК) [7, с. 36]. Владивосток стал центром художественной жизни в начале XX века. В этот же период аналогичную функцию начинает выполнять и Благовещенск. Здесь с 1900 года работал в Благовещенском городском шестиклассном и ремесленном училищах известный мастер В. Г. Шешунов, окончивший обучение в Академии художеств по классу пейзажной живописи у Шишкина и Куинджи. Шешунов становится организатором художественных выставок, педагогом и активно работает как художник. Из Благовещенска он переезжает в
/.' //. Завьялов. Бакенщик. 1970-1971. Холст, масло. 120x90
Томский областной художественный музей
G. N. Zavyalov. Bakenshchik. 1970-1971. Canvas, oil. 1 20x90 Tomsk Regional Arl Museum
Никольск-Уссурийский, где также содействует развитию художественной жизни и активно работает творчески: после его смерти в описи зафиксировано 1500 картин, этюдов, эскизов, набросков [7, с. 41, 72].
В 1907 году в Омске было основано Общество любителей Степного края по инициативе учителей рисования А. Н. Клементьева и И. В. Волкова, писателя Г. А. Вяткина, художника и литератора А. С. Сорокина. Они регулярно вместе работали, ежегодно проводили выставки при поддержке Восточно-Сибирского отделения географического общества, в том числе передвижные при участии живописцев из соседних городов.
Значительный вклад в объединение творческих сил региона внесло Томское общество любителей художеств (далее - ТОЛХ), созданное в 1909 году [17; 23; 25]. К 1912 году оно насчитывало около 120 человек, включая известных сибирских художников из разных городов: Г. И. Гуркина. А. О. Никулина, И. В. Волкова, Н. Г. Зла-тогорского, В. А. Конева, А. С. Михайлова и др. Почётными членами Общества были избраны И. Е. Репин и В. И. Суриков.
Первым председателем правления стала Л. П. Базанова, член одноимённого объединения в Москве, по образу и подобию которого разворачивалась деятельность томских инициаторов. За время своего существования (1909-1919) ТОЛХ провело десять периодических выставок, в которых, помимо томичей, участвовали художники из Красноярска, Омска, Иркутска и Барнаула. Наибольший успех имела Пятая периодическая выставка (1912-1913), в экспозицию которой были включены работы московских и петербургских художников. При поддержке Общества были проведены персональные выставки Е И. Гуркина, А. О. Никулина, С. М. Прохорова, К. Н. Каля.
В 1910 году Общество организовало классы рисования и живописи, которые посещало до 50 человек, в их числе известные в будущем художники М. М. Черемных, Н. Г. Котов, продолжившие образование в Москве. В классах преподавали выпускники ИАХ С. М. Прохоров (1910-1913), Н. К. Горенбург (1914-1915), приехавшие в Томск по рекомендации И. Е. Репина, затем сменивший их В. Д. Малько (1915-1916), учившийся в МУЖВЗ у К. А. Коровина, в отдельные годы - другие томские художники. Помощь в организации учебного процесса оказала АХ,
приславшая гипсы. Традиционными стали отчётные ученические выставки.
При поддержке Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества в 1910 году Иркутское общество художников (Иркутское художественное общество) объединило художников и учителей рисования. Они проводили периодические и областные выставки, в которых участвовало не менее 10 человек.
Первая мировая война и ряд сопутствующих ей событий оказали негативное воздействие на деятельность Обществ. С отъездом самых активных членов не лучший период переживало ТОЛХ, в связи с материальным положением на грани закрытия оказались классы. Не увенчался успехом в Омске опыт организации кружка, а затем Художественно-промышленной школы имени Врубеля членами Общества художников и любителей искусства Степного края.
Всколыхнувшие жизнь страны революционные преобразования докатились до окраин с некоторым опозданием. Перед деятелями культуры открывались небывалые возможности реализации давних идей.
В начале 1918 года в Омске было учреждено Алтайское художественное общество по инициативе В. В. Карева, Е. Л. Коровай, М. И. Курзина, К. Ларионова, С. Р. Надольского, А. О. Никулина, М. И. Трусова и др. Оно объединило художественные силы края, организовало студию с классами живописи, рисования и лепки, которую посещало от 20 до 40 человек, весной 1918 года вместе с томичами была проведена выставка.
После провозглашения советской власти в Томске 6 декабря 1917 года сложилась уникальная ситуация для решительных новаций в области культуры и искусства. В последний день марта 1918 года в газете «Знамя революции» в заметке К. К. Зеленевского «К открытию в Томске народной художественной академии» впервые прозвучало слово «Академия» [5; 22]. По воспоминаниям Г. Д. Лаврова, с инициативой её создания выступила молодёжь из студии К. К. Зеленевского, что встретило поддержку в Отделе народного просвещения, затем на заседании Губисполкома1 [3; 6]. Далее события разворачивались стремительно. Сибирская народная художественная академия открылась 1 мая 1918 года, об этом значительном событии своего времени проинформировал в своем последнем номере журнал «Аполлон» [1, с. 93].
Масштабность достойных эпохи замыслов получила продолжение в создании при Академии картинной галереи, торжественно открытой в тоже время, что было начальным опытом музейного экспонирования художественной коллекции [2; 5]. Возглавивший художественную комиссию при Совете народных комиссаров К. К. Зеленевский, также бывший председателем Временного совета СНХА, отмечал важность изучения будущими художниками оригиналов и приводил в пример Флорентийскую и Венецианскую академии, где они всегда доступны студентам. Почти одновременно в Иркутске открылся Народный университет изящных искусств.
В следующие годы художественные процессы по своей динамичности и противоречивости не уступали тем, что развивались в центральной части страны и носили взрывной характер. Регион пережил мятеж Чехословацкого корпуса, период власти Временного сибирского правительства, затем правительства Колчака. С началом Гражданской войны в Томске в ряду других учреждений, созданных «первыми большевиками», были закрыты Академия и галерея. Из города уехали многие единомышленники большевиков, в том числе художники, из оставшихся представителей творческих профессий одни приветствовали новую власть, другие ушли в подполье. По этой же причине была приостановлена деятельность Алтайского художественного общества.
Художественная жизнь везде сначала замерла, потом установилась диктатура левых направлений. Сначала культурную жизнь региона всколыхнул во время шумного турне «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, затем в массе беженцев и эвакуированных прибыли другие многочисленные «пионеры нового мира». Впервые за Уралом оказалось такое количество профессиональных художников. Это не могло не оказать влияния на общий уровень художественной активности.
С обоснованием правительства Колчака в Омске, одном из центров белого движения, разворачивались наиболее яркие события [24]. Число его жителей увеличилось в пять раз. По инициативе представителей творческих профессий при отделе Союза Возрождения России возник кружок литературы и искусства, на собраниях которого проходили лекции и доклады, музыкальные вечера, чтение стихов и прозы. Его участниками были искусствоведы Н. Тарабукин, Б. Денике, скульптор И. Шадр, лидер казанских
новаторов К. Чеботарёв. Средоточием культурной жизни был дом писателя и художника А. С. Сорокина, где собирались местные и приезжие деятели вне зависимости от политических взглядов. Его хозяина во время памятного визита в город Д. Д. Бурлюк объявил «королем писателей».
Продолжало свою деятельность Общество художников и любителей изящных искусств, но оно сократилось количественно, что не помешало с успехом провести весеннюю выставку, на которой было представлено 400 произведений разных видов искусства 51 авторов, местных и приезжих. На совещании представителей Общества в июле 1919 года было принято решение об открытии художественно-промышленного училища памяти художника Врубеля, но оно было реализовано позднее в других социально-политических условиях.
В Забайкалье пульс художественной жизни поддерживало Читинское общество любителей искусств, созданное в 1919 годуй просуществовавшее до конца Гражданской войны. Его члены, кроме выставок с участием Н. И. Верхотурова, И. Н. Жукова, В. Н. Пальмова, провели несколько персональных.
Одновременно во Владивостоке художники, поэты и журналисты, оказавшиеся в регионе в годы Гражданской войны, основали Литературно-художественное общество Дальнего Востока (ЛХО), «вызвавшее к жизни многие и многие литературные и художественные силы» [7, с. 86], где художники создали отдельную секцию и регулярно проводили тематические вечера, конкурсы, выставки с участием Д. Д. Бурлюка, А. Н. Клементьева. В. Н. Пальмова и др.
В других городах приверженцы левого искусства были единичны и не оставили следа в их развитии, хотя продолжали работать творчески (в частности Л. А. Бруни, Д. П. Мощевитин в Новосибирске).
Художественная жизнь региона этих лет отличалась пестротой, хаотичностью, разрозненностью, сосредоточившись в нескольких городах.
Особое место в потоке событий этих лет принадлежит художникам из числа военнопленных Первой мировой войны. В Томске они включились в художественную жизнь после установления советской власти, заявив о себе участием в выставке; при колчаковском правительстве 8-19 января 1919 года показали свои работы вместе с местными художниками, в 1921 году по ини-
циативе Г. Франта состоялась их последняя выставка перед отъездом на родину. Всего в экспозиции было представлено 105 работ 14 авторов [10; 12; 16]. В городе остались работы Г. Франтаи Р. Ваккера, представителей австрийской школы, получивших впоследствии широкое признание в Европе (ныне работы находятся в собраниях областных музеев - художественного и краеведческого). Военнопленные также участвовали в культурной жизни Красноярска, Иркутска и других городов.
После окончательного установления советской власти в крае большинство «пришельцев» из центральной части России не могли уехать на родину до 1921 года из-за перегруженности транспорта: для этого нужно было получить разрешение Губревкома. Члены прежних обществ и объединений вошли в состав секций ИЗО Нар-компроса, что в условиях борьбы с трудовым дезертирством давало право на продуктовую карточку. Они были востребованы прежде всего в пропагандистских целях: писали плакаты, портреты вождей, готовили театральные декорации для губернских и городских театров, реализо-вывали планы монументальной пропаганды, оформляя интерьеры общественных зданий [15].
Почти одновременно возникли Союзы деятелей искусства при Губсоветах профсоюзов (Рабис). Активную деятельность развернули красноармейские клубы, организованные Политотделом Реввоенсовета 5-й армии. В ряде городов им были созданы красноармейские студии, открывшие двери для всех желающих. В Томске
Ал. А. Шумнлкип. Белая ночь на Самотлоре. 1972-1973. Холст, масло. 90x129
Томский областной художественный музей
Л1. A. Shumilkin. Л white night on Samotlor. ¡972-1973. Canvas, oil. 90x129
Tmnsk Regional Arl Museum
их работой руководил И. Я. Хазов, в Омске - В. К. Молчанов.
После периода адаптации постепенно оживилась художественная жизнь в Омске. Актуальным было открытие в городе в сентябре 1921 года большой выставки, в экспозицию в состав которой вошёл музейный раздел, где были представлены собранные художественные ценности. Они стали впоследствии частью коллекции художественно-промышленной школы (Худпрома). Это учебное заведение на протяжении 1920-х - 1930-х годов, наряду с подготовкой специалистов, продолжало выставочную деятельность и оставалось центром сплочения творческих сил.
В начале 1920-х годов уверенно заявили о себе сторонники футуризма, открыв выставку с эпатирующим названием «Червонная тройка». Её организаторами были В. Уфимцев, Б. Шабль-Та-булевич и Н. Мамонтов. Вскоре у них нашлись сторонники в лице студентов Худпрома П. Осо-лодкова и А. Бах, поэтов Л. Мартынова, Н. Калмыкова, Б. Жеглова, В. Берникова, музыканта В. Шебалина. Омские новаторы до 1923 года провели несколько выставок, последние не в полном составе и уже не под знаменем объединения.
В Барнауле бывшие члены Алтайского художественного общества снова определяли ритм художественной жизни. Ведущую роль в Иркутске играли М. И. Авилов, И. А. Андреев, И. В. Ло-дейщиков, К. И. Померанцев, А. Д. Фатьянов под председательством Б. И. Лебединского. В 1920 и 1922 году они провели две очередные выставки, в 1921 году - передвижную в помощь голодающим, в ноябре 1925 году организовали Первую Всесибирскую художественную выставку под лозунгом «Искусство в массы», предварив таким образом одноименную выставку общества «Новая Сибирь» в 1927 году, в устройстве которой приняли деятельное участие. Независимо от секции ИЗО продолжала работать знаменитая студия-мастерская Копылова, где студийцы получали хорошую профессиональную подготовку.
В 1920-е годы во всех крупных городах началось культурное строительств под флагом возвращения ценностей народу. В деятельности секций ИЗО важное место занимали организация музеев, формирование музейных коллекций, выявление и передача в фонды немногочисленных художественных ценностей, рассеянных в годы Гражданской войны. В Иркутске провели опись национализированной галереи В. П. Сукачёва, председатель секции ИЗО Б. И. Лебединский
возглавил совет галереи. В Томске открылся музей в особняке купца Асташева, куда со временем удалось возвратить несколько работ из закрытой в 1918 году картинной галереи.
Произведения художников левых направления в коллекциях практически отсутствовали. Эта лакуна была восполнена благодаря Музейному бюро Музея живописной культуры, созданном при отделе ИЗО Наркомпроса. Часть работ из большого, сформированного его сотрудниками фонда произведений художников-новаторов передавалась в коллекции создаваемых провинциальных музеев, что было первым опытом распространения новых идей за пределами столиц. В 1920-е годы не остались без внимания и сибирские музеи.
В Барнаул поступило 25 произведений, в том числе К. С. Малевича, О. В. Розановой (оба с названием «Супрематизм»), Н. С. Гончаровой («Натюрморт с виноградом»). Их судьба неизвестна за исключением четырёх работ, находящихся ныне в художественном собрании города [18]. Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова сохранил 15 работ, в их числе принадлежавшие вышеперечисленным художникам, а также В. В. Кандинскому [19]. Из переданных в Тобольск 13 работ осталось только две картины, находящиеся ныне в собрании Тобольского историко-архитек-турного музея-заповедника [20].
Во второй половине 1920-х годов художественные процессы определяли новые творческие структуры - отделения АХРР и общество «Новая Сибирь». Первые были созданы по примеру московской организации, учреждённой в 1922, опирались на традиции передвижников и декларативно заявляли о стремлении «художественно-документально запечатлеть величайший
?
момент истории в ее революционном развитии» . Одними из первых филиалы АХРР возникли Свердловске, Томске, Омске, Красноярске, Владивостоке и Новосибирске (впоследствии присоединился к Обществу «Новая Сибирь»).
В Томске его создание было инициировано Н. С. Смолиным, в состав в январе 1926 года вошло 10 человек. Как и в центре, основным направлением работы стала выставочная. Первая выставка открылась в декабре 1927 года при участии известных московских художников В. В. Карева, В. Н. Перельмана, Г. Г. Ряжского, Н. Б. Терпсихорова. Во второй выставке в мае 1929 года участвовало сто работ 16 местных художников [9; 11].
Ахрровцам противостояли члены общества «Новая Сибирь». Оно возникло по инициативе
новосибирцев в 1926 году и стремилась объединить основные художественные силы Сибири. Успешным был опыт организации Первой Всеси-бирской выставки, открытой в первый день 1927 года и ставшей крупным событием в культурной жизни региона. Наиболее значительным оказалось представительство Новосибирска - 32 человека, Иркутска - 19. Экспозиция включала более 600 произведений 73 авторов из Новосибирска, Красноярска, Омска, Томска, Барнаула, Бийска, Минусинска и Вернеудинска. Её увидели жители Омска, Томска, Красноярска, Иркутска, в каждом из них выставка сопровождалась каталогом и широко освещалась прессой [8]. Некоторые из работ составили в основу будущей Новосибирской картинной галереи, многие были приобретены организациями. В дни работы выставки в Новосибирске прошёл Первый Всесибирский съезд художников с участием 37 человек из всех филиалов. В следующие годы состоялись самостоятельные выставки Минусинской (1927 и 1928) и Красноярской группы (1928 и 1929), Ачинского (1928 и 1929), и Барнаульского (1930) филиалов.
Разобщённость творческих сил отрицательно отражалась на деятельности обществ. После 1927 года их активность заметно снизилась. В апреле 1931 одним из последних самоликвидировался томский филиал, осенью того же года завершило свою работу общество «Новая Сибирь».
С 23 апреля 1932 года деятельность творческих институций определяло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Через пять лет после Первой Все-ибирской выставки начался период краевых. Их инициатором был Оргкомитетом Союза художников Западной Сибири в Новосибирске, столице Западно-Сибирского края. Первая, в 1933 году, художественными достоинствами не отличалась. Художники этих лет, скорее, выполняли задания партии, чем занимались творческими поисками и выступали в роли оформителей политических праздников по заданиям кооперативного товарищества «Художник». Ценность выставленных работ определялась тематикой, в экспозициях преобладали произведения, воспевающие индустриализацию края и революционное прошлое. Так, среди работ Второй краевой выставки в 1934 году официальное признание получили картины «На конспиративной квартире» Г. Г. Ликмана, «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в селе Шушенском» И. И. Тютикова, отвечавшие идеологическим установкам. Третье такое мероприятие состоялась
в апреле 1937 года, художественными качествами на ней выделялись алтайские пейзажи Г. И. Гуркина.
Смена статуса Новосибирска с краевого центра на областной в 1937 году существенно ситуацию не изменила: выставки продолжались, именуясь областными.
С началом Великой Отечественной войны художники были призваны в армию или ушли добровольцами, многие не вернулись. Оставшиеся самоотверженно работали. С первых дней войны в Новосибирске группой при участии художника Г. Г. Ликмана выпускались «Окна ТАСС». Всего их было подготовлено более 300. В Томске регулярно создавали и тиражировали «Окна ТАСС» в мастерской около 30 человек во главе с мастером политического плаката М. М. Щегловым, уроженцем Томска. Кроме него, в Томск были эвакуированы деятели культуры и искусства: Е. А. Кацман, Б. Е. Желтухин, В. А. Шепелев, Л. А. Острова, Е. И. Плехан, 3. И. Азгур, М. П. Кропивницкий. Продолжалась выставочная деятельность. В Томске в мае 1942 года прошла выставка «За Родину», в Новосибирске в августе того же года - «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» и др. В Сибирь в годы войны, кроме заводов, были эвакуированы музейные ценности: в Томск из Севастопольской картинной галереи, московского музея Л. Н. Толстого, в Новосибирск - из Третьяковской галереи. Насыщенной культурную жизнь делали эвакуированные в сибирские города театры, в том числе Ленинградский драматический театр имени А. С. Пушкина в Новосибирске, Белорусский государственный академический театр имени Я. Купалы в Томске.
В послевоенные годы художественная жизнь в регионе возрождалась почти на пустом месте и за редким исключением носила провинциальный характер. В крупных городах были созданы профессиональные союзы художников, члены которых имели крайне скромные возможности для творчества, поэтому правомерным представляется замечание известного историка искусства П. Д. Муратова: «История художественной жизни Сибири в сознании её деятелей начинается с 1960-х годов» [15].
В это время существенно ряды художников пополнили выпускники столичных вузов и училищ. Сибирь переживала небывалый подъём во всех сферах: впервые в истории перед регионом с открытием природных богатств появились реальные перспективы развития. Одни выпускники,
окончив учебу, в отличие от предшественников возвратились на родину, других влекла романтика и возможности творческой реализации. Они сразу устремились в «точки кипения» - на Север, чтобы своими глазами увидеть свершения, писали огромное количество этюдов. В их работах новой была не только тематика, но и образная структура. В экспозициях выставок разного статуса выделялись работы бывших студентов Московского института имени В. И. Сурикова, последователей сурового стиля во втором поколении. Он был воспринят творчески и в отличие от центра не сдавал свои позиции заметно дольше. Его основные тенденции были изначально органичны. Сам масштаб природы Сибири при всем её разнообразии отличался монументальностью, а сдержанный сибирский характер, умение выделить главное, напряжённость жизни подготовили лаконизм форм и линий, энергичную ритмику, обобщённость художественных решений.
Работы новаторов существенно изменили характер выставок «Сибирь социалистическая». С их проведением в регионе в 1960-е - 1980-е годы появилось общее выставочное пространство, что способствовало успешному развитию художественного процесса. Первая выставка открылась в Новосибирске (1964), затем они проходили поочередно в Омске (1967), Красноярске (1969), Томске (1975), Барнауле (1980), Кемерово (1985). Работы сибиряков участвовали на республиканских и всесоюзных выставках. Лучшие из произведений художников-шестидесятников сегодня признаны классикой сурового стиля и являются достоянием не только региональных музеев.
На Дальнем Востоке в 1962 году был организован Дальневосточный педагогический институт искусств, куда приехали для преподавательской работы выпускники академических институтов -Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова - В. А. Гончаренко, К. И. Шебеко, Н. П. Жоголев, В. Н. Доронин, В.И. Бочанцев. Благодаря их деятельности, «а затем творчеству их четырёхсот учеников на протяжении долгих десятилетий художественная жизнь региона в 1970-1990 гг. стала органичной, равноправной, творчески самобытной частью общероссийской жизни. <...> ДВПИИ в росте художественной культуры Дальнего Востока сыграл исторически значительную и активную роль» [4, с. 14].
Краткое обращение к этапам развития позволяет видеть, насколько трудным и долгим был пройденный путь. Искусство региона развивалось с перерывами, скачкообразно. Культурный слой десятилетиями не отличался избыточность, его увеличение зависело от притока творческих сил из центральной части страны, что во многом определяло характер художественного процесса. Наиболее плодотворными следует признать два этапа. Художественные процессы 1918 - начала 1920-х годов, вопреки их противоречивости, кратковременно изменили направленность художественного процесса, максимально приблизив их к столичным.
Перемены, начавшиеся во второй половине 1960-х годов, проходили более мягко и последовательно, с упором на традиции в условиях изменившихся ценностей и общественных установок, требующих обновления тематики и адекватных средств выразительности. Ведущие позиции занял суровый стиль. Он пришёл из столицы с опозданием, был творчески освоен и модернизирован с учётом региональных условий и традиций, достиг пика развития на рубеже 1960-х -1970-х годов и сохранил свое влияние по сравнению с центром на более длительный период. Активизировалась деятельность всех областных отделений Союза художников. Благодаря проведению зональных выставок было создано единое пространство.
Путь к сплочению творческих сил завершился открытием отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока в Красноярске 35 лет назад, на протяжении которых научно-творческую и организационную деятельности регионов направляли А. И. Алексеев, академики Л. Н. Голов-ницкий (с 1990), Ю. П. Ишханов (1994-2009), А. П. Левитин (2009-2017), С. Е. Ануфриев (с 2017). Был проведён ряд крупных выставок. На открытии одной из них, состоявшейся в год 90-летия I Всесибирской выставки, первый вице-президент Российской Академии художеств В. Е Калинин отметил, что на ней «представлены самые значительные силы, художественные, не расчлененные по отделениям, а все вместе»3. Ход истории художественной жизни не вызывает сомнений в том, что консолидация всегда приводило к значимому продвижению вперед.
Примечания
1. Лавров, Г. Д. Воспоминания. Архив автора.
2. Одно из положений Декларации Ассоциации художников революционной России
3. Выставка «Искусство Урала, Сибири, Дальнего Востока» в рамках проекта «Красный проспект - III» // Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске: сайт. - URL: http://rahusdv.ru/nskusdvl01017 (дата обращения 28.07.2022)
щ
г ж
I
Литература
1. Аполлон. - Санкт-Петербург, 1918. - № 8-10.
2. ГАТО. Постановление пленума Томского губис-полкома об организации картинной галереи в г. Томске. - Ф. 96. - Оп. 1. - Д. 16. - Л. 123.
3. ГАТО. Рассмотрение сметы на Сибирскую художественную академию. - Ф. 96. - Оп. 1. - Д. 16. - Л. 121-122.
4. Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы. - Владивосток : ДВГАИ, 2002. - Вып. 1. - 129 с.
5. Знамя революции. - Томск, 1918. - № 61. - 31 марта.
6. Знамя революции. - Томск,1918. - № 76-81. - 18-24 апреля.
7. Кандыба, В. И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (18581936). - Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 1985. - 175 с.
8. Каталог I Всесибирской выставки картин живописи, скульптуры, графики и архитектуры. - Новосибирск, 1927; Томск, 1927.
9. Каталог I выставки картин Томского филиала АХРР. -Томск, 1927. - 5 с.
10. Каталог I выставки союза томских художников. Томск, 1919.-4 с.
11. Каталог II выставки картин Томского филиала АХРР. Томск, 1929. - 7 с.
12. Каталог выставки картин западноевропейских художников. Томск, 1919. - 1 с.
К. Г. Залозный. Портрет обходчики нефтетрассы Антонюка Цезаря. 1971-1973. Холст, масло. 87,5x79
'¡'омский областной художественный музей
К. G. Zalozny. 'Ihe portrait of the oil pipeline crawler Caesar Anlonyuk. 1971-1973. Canvas, oil. 87,5x79
Tomsk Regional Art Museum
13. Каталог первой передвижной художественной выставки для Сибири. - Б. м. [Томск], б. г. [1903]. - 11 с.
14. Кошаров, П. М. Рисунок, живопись, графика: каталог-альбом / сост. Г. И. Колосова. - Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2018.- 380 с.
15. Муратов, П. Д. Секции ИЗО // Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. - Ленинград : Художник РСФСР, 1974. - 141 с. - URL: http://www.pdmuratov. org/HSS20G/3_sekzii_ISO.html (дата обращения 28.07.2022)
16. Овчинникова, Л. И. Художники в сибирском плену. 1915-1920 // Современный музей в культурном пространстве Сибири: Материалы Второй межрегион, науч.-практ. конф. / ред. С. П. Голикова, И. Р. Хамидо-ва. - Новосибирск, 2011. - С. 196-204.
17. Отчёты о деятельности Томского общества любителей художеств за 1909-1911 гг.; 1911-1912 гг.; 1912— 1914 гг. Томск, 1912-1915.
18. РГАЛИ. - Ф. 665. - On. 1. - Ед. хр. 8. - Л. 85-86.
19. РГАЛИ. - Ф. 665. - On. 1. - Ед. хр. 8. - Л. 97.
20. РГАЛИ. - Ф. 665. - On. 1. - Ед. хр. 8. - Л. 88-89.
21. РГИАЛ. - Ф. 789. - Оп. 13. - Ед. хр. 59. - Л. 11.
22. Соскин, В. Л. Народная художественная академия в Томске // Сибирские огни. - Новосибирск, 1967. -№4. -С. 157-163.
23. Томск художественный: начало XX века: К 90-летию Томского общества любителей художеств: Каталог выставки / отв. ред. И. П. Тюрина. - Томск: Раско, 2002. - 88 с.
24. Третья столица. Омск. 1918-1919: Изобразительное искусство. Литература / отв. ред. И. Г. Девятьяро-ва. - Омск: Омскбланкиздат, 2011. - 116 с.
25. Устав Томского общества любителей художеств. -Томск, 1909. - 12 с.
References
1. Apollon [The Apollo]. Saint Petersburg, 1918, no. 8-10.
2. GATO. Postanovlenie plenuma Tomskogo gubispolkoma ob organizacii kartinnoj galerei v g. Tomske [State Archive of the Tomsk region. The Tomsk Gubispolkom plenum resolution about the organization of a picture gallery in Tomsk]. Coll. 96, aids 1, fol. 16, p. 123.
3. GATO. Rassmotrenie smety' na Sibirskuyu xudozhestvennuyu akademiyu [State Archive of the Tomsk region. The consideration of the estimate for the Siberian Academy of Arts]. Coll. 96, aids. 1, fol. 16, pp. 121-122.
4. Dal'nevostochnaya gosudarstvennaya akademiya iskusstv. Vospominaniya i materialy' [The Far Eastern State Academy of Arts. Memories and materials]. Vladivostok, DVGAI, 2002, no. 1,129 p.
5. Znamya revolyucii [The banner of revolution]. Tomsk, 1918, no. 61, 31 March.
6. Znamya revolyucii [The banner of revolution]. Tomsk, 1918, no. 76-81, 18-24 April.
7. Kandyba, V. I. Istoriya stanovleniya i razvitiya xudozhestvennoj zhizni Dal'nego Vostoka (1858-1936) [The history of the formation and development of the artistic life of the Far East (1858-1936)]. Vladivostok, Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 1985,175 p.
8. Katalog I Vsesibirskoj vy'stavki kartin zhivopisi, skul'ptury', grafiki i arxitektury' [The catalogue of the First All-Russian Exhibition of Painting, Sculpture, Graphics and Architecture]. Novosibirsk, 1927; Tomsk, 1927.
9. Katalog I vy'stavki kartin Tomskogo filiala AXRR
[The catalogue of the First Picture Exhibition in the Tomsk branch of AHRR], Tomsk, 1927, 5 p.
10. Katalog I vy'stavki soyuza tomskix xudozhnikov [The catalogue of the First Exhibition of the Union of Tomsk Artists], Tomsk, 1919,4 p.
11. Katalog II vy'stavki kartin Tomskogo filiala AXRR [The catalogue of the Second Picture Exhibition in the Tomsk branch of AHRR]. Tomsk, 1929, 7 p.
12. Katalog vy'stavki kartin zapadnoevropejskix xudozhnikov [The catalogue of the Picture Exhibition of the West European Artists]. Tomsk, 1919,1 p.
13. Katalog pervoj peredvizhnoj xudozhestvennoj vy' stavki dlya Sibiri [The catalogue of the First Travelling Art Exhibition for the Siberia]. Tomsk, 1903, lip.
14. Kosharov P. M. Risunok, zhivopis', grafika: katalog-al'bom [Drawing, painting and graphics: a catalogue-album]. Compiler G. I. Kolosova. Tomsk, Izdatel'skij dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, 380 p.
15. Muratov P. D. Sekcii IZO [Fine art sections]. The artistic life of the Siberia in the 1920s. Leningrad, Xudozhnik RSFSR, 1974, 141 p., available at: http://www. pdmuratov.org/HSS20G/3_sekzii_ISO.html (accessed 28.07.2022)
16. Ovchinnikova L. I. Xudozhniki v sibirskom plenu. 1915-1920 [Artists in the Siberian captivity. 19151920]. Sovremenny'j muzej v kul'turnom prostranstve Sibiri: Materialy' Vtoroj mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ed. S. P. Golikova, I. R. Xamidova. Novosibirsk, 2011, pp. 196-204.
17. Otchyoty' о deyatel'nosti Tomskogo obshhestva lyubitelej xudozhestv za 1909-1911 gg.; 1911-1912 gg.; 1912-1914 gg. Tomsk, 1912-1915 [The reports about the Tomsk Society of Art Lovers' activities for 1909-1911, 1911-1912,1912-1914,1912-1915].
18. RGALI [Russian State Archive of Literature and Art]. Coll. 665, aids 1, item 8, pp. 85-86.
19. RGALI [Russian State Archive of Literature and Art]. Coll. 665, aids 1, item 8, p. 97.
20. RGALI [Russian State Archive of Literature and Art]. Coll. 665, aids litem 8, pp. 88-89.
21. RGIAL [Russian State Archive of Literature and Art]. Coll. 789, aids 13, item 59, p. 11.
22. Soskin V. L. Narodnaya xudozhestvennaya akademiya v Tomske [National Academy of Arts in Tomsk]. Sibirskie ogni. Novosibirsk, 1967, no. 4, pp. 157-163.
23. Tomsk xudozhestvenny'j: nachalo XX veka: К 90-letiyu Tomskogo obshhestva lyubitelej xudozhestv: Katalog vy'stavki [The artistic Tomsk: the beginning of the 20th century: to the 90th anniversary of the Tomsk Society of Art Lovers: the exhibition catalogue]. Ex. ed. I. P. Tyurina. Tomsk, Rasko, 2002, 88 p.
24. Tret'ya stolicza. Omsk. 1918-1919: Izobrazitel'noe iskusstvo. Literatura [The third capital. Omsk. 1918-1919: Fine Art. Literature]. Ex. ed. I. G. Devyatyarova. Omsk, Omskblankizdat, 2011,116 p.
25. Ustav Tomskogo obshhestva lyubitelej xudozhestv [The statute of the Tomsk Society of Art Lovers]. Tomsk, 1909,12 p.
Об авторе
Овчинникова Лилия Ивановна - кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Томского областного художественного музея, куратор выставок E-mail: ooli@sibmail.com; oli3791@mail.ru
Ovchinnikova Lilia Ivanovna
Candidate of Arts, leading researcher at the Tomsk Regional Art Museum, exhibition curator