Научная статья на тему 'ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКОВ СВЕРДЛОВСКА – ЕКАТЕРИНБУРГА'

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКОВ СВЕРДЛОВСКА – ЕКАТЕРИНБУРГА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
живопись / городской пейзаж / образ Свердловска / художники Свердловска – Екатеринбурга / painting / urban landscape / image of Sverdlovsk / artists of Sverdlovsk-Yekaterinburg

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — М С. Косенкова

В статье рассматриваются становление и развитие городского пейзажа в живописи Свердловска – Екатеринбурга. Автором выделяются имена художников, повлиявших на развитие жанра, осуществляется композиционный анализ пейзажей, посвященных родному городу, проводится систематизация по мотивам изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN LANDSCAPE IN THE PAINTING OF ARTISTS OF SVERDLOVSK – YEKATERINBURG

The article considers the formation and development of the urban landscape in the painting of Sverdlovsk-Yekaterinburg. The author highlights the names of artists who influenced the development of the genre, makes a compositional analysis of landscape works dedicated to their native city, systematizes them basing on the motifs of the images.

Текст научной работы на тему «ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКОВ СВЕРДЛОВСКА – ЕКАТЕРИНБУРГА»

УДК 75.03:75.047 М. С. Косенкова

Уральский государственный архитектурно-художественный университет Екатеринбург, Россия

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКОВ

СВЕРДЛОВСКА -ЕКАТЕРИНБУРГА

В статье рассматриваются становление и развитие городского пейзажа в живописи Свердловска - Екатеринбурга. Автором выделяются имена художников, повлиявших на развитие жанра, осуществляется композиционный анализ пейзажей, посвященных родному городу, проводится систематизация по мотивам изображения.

Ключевые слова: живопись; городской пейзаж; образ Свердловска; художники Свердловска - Екатеринбурга.

Екатеринбург,расположившийся вдоль небольшой уральской реки Исети, по сей день продолжает стремительно расти, несмотря на свое приближающееся трехсотлетие. Постепенно меняется его архитектурный облик, в котором нашла свое отражение история. Время оказалось беспощадно даже к каменным строениям: вместо разрушившихся особняков с уютными двориками и скверами вырастают из стекла и бетона высотки, наполненные энергией крупного торгового мегаполиса. Но на лице города все еще можно найти отпечатки прошлых столетий - архитектурное наследие, без которого Екатеринбург потерял бы своеобразие.

В статье говорится не о самих памятниках архитектуры и современном градостроительстве, а о живописных работах художников, в пейзажах которых отражается не только городская среда, но и отношение к ней авторов и горожан. В работах можно увидеть, как изменялись городской ландшафт и его отражение в живописи. По излюбленным художниками городским мотивам можно систематизировать произведения разных лет, проанализировать их композиционный строй, художественные и технические средства, используемые живописцами для создания эмоционально наполненного образа родного города. Изучение перечисленных аспектов позволяет выявить особенности развития городского пейзажа

в живописи художников Свердловска - Екатеринбурга.

Формирование архитектуры города можно разбить на три основных этапа: дореволюционный, советский и постсоветский. Все эти периоды внесли значительные изменения в облик города, а соответственно отразились и в пейзажной живописи.

Первые живописные работы относятся к концу XIX века и принадлежат кисти талантливого екатеринбургского масте-ра-камнереза и живописца А.К. Денисо-ва-Уральского. Полотно «Вид на Екатеринбург с юго-восточной стороны» не является лучшим произведением художника - подобная композиция встречается в ряде его работ с изображением видов поселков-заводов. Прием кулисного построения - роль кулис выполняют деревья, расположенные на первом плане, через которые открывается вид на город, обнесенный забором, -становится типичным, по мнению Б. Павловского, для А.К. Денисова-Уральского [8, с. 33]. На втором плане зрителя встречают

Г. С. Метелёв. Осень 1981 года. 1981.

Холст, масло. 66,5x69

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

деревянные избы, за которыми можно разглядеть каменные особняки, утопающие в зелени. Доминируют над всем пространством белые церкви с их высокими колокольнями. А.К. Денисов-Уральский пишет и лирические этюды природы в окрестностях Екатеринбурга: «Вечер на Шарташском озере», «Окрестности Шарташа» и «Каменные палатки».

Еще один этюд с изображением екатеринбургского пейзажа, написанный в конце XIX века К.А. Артемьевым, - «Екатеринбург зимой». В нем изображена уходящая от зрителя улица с добротными деревянными избами, к которым примыкают заборы огородов. Выбранный автором мотив типичен не только для уральского поселения.

В начале XX века пейзажная живопись Екатеринбурга получила свое развитие в творчестве Л.В. Туржанского. В его этюдах встречаются анималистические и сельские мотивы, усадьбы. Изображения носят, как правило, фрагментарный характер, но, несмотря на такую ограниченность композиции, отличаются точной передачей состояния природы и эмоциональной насыщенностью благодаря цветовым отношениям и фактурному живописному мазку. Говоря о его манере письма, В. Манин отмечает: «Туржанский любит живописное месиво... Активность цветового теста задает пейзажу экспрессивный тон» [7, с. 339-340]. Преподавательская деятельность в Екатеринбургской художественной школе позволила Леонарду Туржанскому привить любовь к пейзажу Ивану Слюсареву, Николаю Сазонову, Александру Минееву, Олегу Бернгарду. Так начинает складываться в Екатеринбурге собственная линия пейзажной живописи [1, с. 8].

Для творчества И.К. Слюсарева, вдохновленного пленэрной живописью своего учителя, в первые десятилетия XX века характерны красочные темпераментные этюды. Лирический пейзаж «Сумерки. Монастырская роща» (1902) отличается энергичным письмом, точной передачей состояния природы.

Качественно новый шаг в развитии искусства был сделан уральскими живописцами с приходом советской власти. Но темы современности, как отмечает Б. Павловский, далеко не сразу нашли себе выражение в произведениях уральских художников [9, с. 17]. В первые десятилетия художниками было создано множество этюдов, где лирически изображены уголки старого города с домами рабочих и ремесленников.

Городские этюды A.M. Минеева «Старый Екатеринбург» и «Старый Екатеринбург. Механическая улица» возвращают нас в дореволюционное время, этому настроению близки работы «Улица Спартака» и «Окраина Екатеринбурга». Зимний пейзаж «Старый Екатеринбург» безлюден. Дома, сараи и баня, образующие первый план, служат кулисами для второго плана, который отделяется незамерзшей рекой. Перспектива в пейзаже выстраивается за счет уменьшения предметов дальнего плана. Сдержанные цветовые отношения передают пейзажу чувство меланхолии.

Подобные уголки с деревянными избами можно встретить и в этюдах K.M. Голикова.

Пейзаж П.А. Радимова «Дом Ипатьева» (1932) по переданной атмосфере уносит нас в царскую Россию.

Начиная с 1940-х годов для свердловских живописцев не было характерно обращение к подобным мотивам. Хотя в творчестве A.A. Калашникова пейзаж «Красный дом» (1982) уводит нас в далекое прошлое, но он более мрачен и трагичен, чем произведения 1920-30-х годов. Кусок света выхватывает часть кирпичного дома, расположенного в центре, из темного пространства полотна. На небе, высветляющемся к горизонту, вспыхивают отсветы заката. В этой зловещей среде на первом плане баба полощет в реке белье. Отсутствие взаимосвязи эмоционального содержания полотна и сюжета будет характерно и для последующего этапа развития пейзажной живописи.

Славу Свердловску принесли его заводы, поэтому их изображения можно встретить в творчестве многих живописцев, которые выступали и как документалисты, фиксируя в своих работах строительство промышленных объектов, и как создатели образа освоенной человеком природы.

Этот мотив впервые встречается в большом полотне И.К. Слюсарева «Верх-Исетский завод» (1927).

И. И. Бурлаков. Верх-Исетский завод. 1982. Холст, масло. 80x100

Собственность автора

С. В. Тарасова. ВИЗ - старейший из заводов. 1979. Холст, масло. 120x130

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

А. Ф. Бурак. Индустриальный Свердловск. 1974. Холст, масло. 124,5x204,5

Музей архитектуры

и дизайна

Уральского

государственного

архитектурно-

художественного

университета

(Екатеринбург)

Радостными эмоциями наполнен пейзаж Александра Минеева «Окраина Екатеринбурга» (1935) с изображением заводского поселка Верх-Исетского завода, основанного в 1725 году Рабочих наделяли землей для строительства жилых домов, поэтому завод был окружен деревянными избами с небольшими огородами. Дорога, идущая вдоль построек в глубину картины, направляет взгляд зрителя к заводу, расположившемуся у пруда. Все залито солнечным светом: лужайка, дорога, крыши домов, белое каменное здание заводоуправления. По лазурному небу бегут редкие облака. Стаффажная фигурка бабы с коромыслом становится последним штрихом к этой пасторали.

Через полвека подобный мотив выбирает для своего зимнего пейзажа «Верх-Исетский завод» И.И. Бурлаков. Художник делает главным героем картины разросшийся к тому времени завод, создавая переплетение горизонталей из крыш корпусов и вертикалей из заводских труб и многоэтажных зданий виднеющегося вдалеке нового микрорайона города, выделенного автором светом. Оставляя первый план пустым, живописец за заснеженным полем изображает деревянные домики, сплетая в узор их белые наличники и сползающий с крыш снег. Такой контраст делает формы заводских построек еще более лаконичными. Выстроенность композиции придает работе особую монументальность, напоминающую о влиянии сурового стиля, но в пейзаже настолько точно передано состояние морозного зимнего дня, когда в воздухе висит белая кисея, сливающаяся с дымом работающего завода, что отдаляет пейзаж от условности цветового решения, присущей этому стилю. «Верх-Исетский завод» - не единственная работа Ивана Бур-лакова, посвященная этому заводу. Одно из лучших его произведений - «Завод на Исе-ти» (1984) - отличается сложной ритмической структурой, выверенной композицией и графичностью цветового решения.

Собирательный образ Свердловска как индустриального города передан в полотне Светланы Тарасовой «ВИЗ - старейший из

заводов». Перед зрителем предстает коллаж из различных жилых домиков, памятников архитектуры, заводских корпусов, труб, железных дорог, ангаров, вагонов, элементов ландшафта. Над всем этим пестрым ковром доминируют градирни Верх-Исет-ского завода. Автор не ставит перед собой задачу показать ни время года, ни время суток. Здесь мы видим и радугу, и покрытую снежком землю, и голубое небо, и светящиеся прожектора, освещающие улицы. Такой же условный подход виден и в рисунке, где каждое здание имеет свои перспективные сокращения, не привязанные к линии горизонта. Здесь нет еще трансформации предметов, которую ждет живопись рубежа XX-XXI века, но сам подход к композиционному построению как к некоему коллажу вскоре станет распространенным явлением среди екатеринбургских художников.

Развитию индустриального пейзажа способствовало и обращение к мотиву Урал-машзавода. В пейзаже-картине А.Ф. Бурака «Индустриальный Свердловск» мы видим панорамный вид района Уралмаша, который заканчивается цехами завода, из труб которого валят разноцветные дымы. Перспектива улиц тщательно вычерчена художником, но из-за повышенного внимания к детализации и выхолощенной композиции художник упустил эмоционально-чувственную сторону произведения. Свердловские живописцы посвятили Уралмашзаводу множество полотен, поэтому эту тему стоит рассмотреть отдельно.

Возвращаясь к теме городской архитектуры, необходимо выделить такие ее инженерные сооружения, как мосты. Эти каменные труженики по праву заняли свое почетное место в работах художников.

Первый каменный мост Екатеринбурга через реку Исеть, протекающую через центр города с севера на юг и образующую главную композиционную ось планировочной структуры города, был построен по улице Малышева (Покровский проспект) по проекту архитектора Э.Х. Сарториуса в 1839-1841 годах. Мост выкладывали из

бута и гранитного плитняка. Два мощных каменных быка в русле реки поддерживали полуциркульные арочные своды, а грубые гранитные блоки, из которых был сложен мост, придали ему живописность и черты монументальности [5, с. 70].

И. Войчек в этюде «Екатеринбург. Улица» передает оживленность проспекта, фиксируя все происходящее вокруг моста. Пожалуй, это первый живописный этюд с изображением екатеринбургских мостов. В этюдах 1930-х годов встречаются изображения двух других каменных мостов, расположенных ниже по течению реки. Это мост по улице Куйбышева, построенный уже при советской власти в 1930 году. Этюд Б.И. Цветкова «Стройка трамвайного моста» (1930-е годы) рассказывает с документальной точностью зрителю о прокладке трамвайных путей.

Следующий мост - «Царский», построенный в 1824 году к приезду Александра I. До 1889 года мост оставался деревянным, позже по проекту архитектора С.С. Козлова был возведен каменный мост. В зимнем пейзаже Н.Я. Белянина «Старый Екатеринбург. Каменный мост через р. Исеть» мост отделяет заснеженный берег реки Исети от жилых и производственных зданий на дальнем плане. Сдержанный колорит этюда в се-ро-коричневой гамме подчеркивает будничность происходящего. Знакомые очертания мы встретим и в пейзаже Ивана Слюсарева «Мост в Свердловске» (1940-е).

Анатолий Калашников в пейзаже «Старый мост» (1982), изображая первый каменный мост, передает его как неотъемлемую часть природы. На первом плане расположился нетронутый цивилизацией уголок городской среды - берег, живописно украшенный опавшей листвой, поросший небольшими деревцами с извилистыми ветвями. Вглядываясь сквозь них, зритель узнает знакомые быки моста, входящие в сверкающую воду. Художник с любовью наполняет холст веточками, сучками, камешками, и, если бы не силуэты домов за мостом, можно было бы подумать, что этот мир дикой при-

роды принадлежит какой-то заброшенной усадьбе на окраине города.

Свердловские живописцы всегда искали уголки первозданной природы в городской среде. Подобные мотивы встречаются во все периоды развития пейзажа. Окрестности города запечатлел И.К. Слюсарев в этюде «Речка Патрушиха» (1920). Этюд А.Ф. Бурака «Зима в Екатеринбурге» (1948) написан в лучших традициях передвижников. Изображение незамерзшей реки с покрытыми снегом берегами занимает большую часть полотна, на втором плане расположились отражающиеся в воде деревья и избы, а вдали виднеется завод. Художника не волнует образ современного города. Он выбрал этот мотив, чтобы воссоздать в своей работе состояние зимней природы, купающейся в лучах закатного солнца.

В начале 1950-х годов П.А. Витомский пишет ряд этюдов, в которых его также волнует состояние природы. Например, в небольшой работе «Бульвар культуры» художник передает розовую дымку морозного дня, идущего к закату. Отголосок творчества Головина можно уловить в березках на полотне «Парк Победы на Уралмаше» (1970) В.О. Мамонтова, композиция которого напоминает декорацию к спектаклю.

Характерной чертой пейзажной живописи последней трети XX века становится стремление уйти от этюдности, что приводит к созданию сочиненных пейзажей.

Работа Г.С. Мосина «Апрельский день», характерная для периода 1970-80-х годов, представляет собой картину с изображением кладбищенской стены, за которой расположились светлые березы с раскинутыми ветвями и темные коренастые сосны с изогнутыми лапами. Излишний контраст, чрезмерно извилистые ветви деревьев и детализация всех элементов придают работе некоторую декоративность. Цветовые же отношения голубого неба, затянутого полупрозрачной дымкой облаков, деревьев с набухающими почками, освещенных лучами апрельского солнца, земли, только освободившейся от снега, со следами прошлогод-

Н. Я. Белянин.

Старый Екатеринбург. Каменный мост через р. Исеть. 1930-е. Холст, масло.

61x79,5 Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

В. П. Елисеев. Городской пруд в Свердловске. 1943. Холст, масло. 120x200

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

А. Ф. Бурак. Вознесенский собор. 1981. Холст, масло. 81x81

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

ней листвы, взяты настолько точно, что не вызывают сомнения у зрителя в достоверности изображенного. Геннадий Мосин, автор больших сюжетных полотен, безусловно, тонко чувствует уральскую природу. Это можно наблюдать в его натурных этюдах, близких к левитан овскому пейзажу-настроению.

В этот период многие художники, не обладающие таким поэтическим даром, как Г.С. Мосин, в своем стремлении к картинности уходят в декоративность изображения, их работы отличаются условностью цветового решения, нередко надуманностью композиции, когда замысел автора легко прочитывается зрителем.

Основные этапы развития городского пейзажа можно проиллюстрировать и работами с изображением городского пруда. Плотина в центре города Екатеринбурга - самое первое сооружение. В течение ХУШ-Х1Х веков она неоднократно ремонтировалась, а в 1960-х годах приобрела современный вид. Плотина городского пруда и набережная всегда были центральным и парадным местом в городе [6, с. 42]. Любуясь зеркалом озера, почти не замечаешь ход времени: так же плывут облака и плещется вода, только архитектурное обрамление выдает те изменения, которые произошли за последнее столетие.

П.А. Радимов в этюде «Дом союзов. Свердловск» (1935), изображая с высокой точки зрения вид на городской пруд, показывает огромное неухоженное пространство перед домом Севастьянова (Дом профсоюзов), построенным еще в 1860-1864 годах по проекту А.И. Падучева [6, с. 44].

В пейзаже Б.П. Глушкова «Городской пруд» (конец 1940-х - начало 1950-х гг.) более позднего периода мы видим уже полноценную облагороженную городскую среду. М. Ильиченко отмечает, что набережная представляла собой к концу 1930-х годов настоящий парковый ансамбль. Роскошные скульптуры, украшающие набережную на всем ее протяжении, воспроизводили едва ли не все ключевые образы эпохи [4, с. 76]. Один из них и изображен в произведении. Благодаря низкой линии горизонта фигура девушки приобретает особую монументальность и значительность, возвышаясь над акваторией пруда. За ней на противоположном берегу расположилось здание Дома физкультуры «Динамо» - архитектурный памятник конструктивизма. Художник необычайно точно передает атмосферу города Свердловска, столицы Урала, и

идею, заложенную архитекторами, преобразовывавшими городской пруд.

Картина «Городской пруд в Свердловске» В.П. Елисеева открывает панорамный вид на пруд, окованный в гранит. Военный со своей спутницей любуются небом на закате дня, мирным небом. Здесь не слышна война. Но манящий вдаль горизонт вызывает непреодолимое чувство тоски.

По своему эмоциональному содержанию работы художников 1980-х годов очень разнятся. Наполнен бытовыми сценами зимний пейзаж М.П. Вдовкина «На городском пруду». Архитектура здесь служит декорацией сценической площадки, которую образует замерзший водоем. Здесь бурлит жизнь: рыбаки ловят рыбу, общаются друг с другом, праздно гуляют горожане.

Совсем другими эмоциями обладает полотно Н.Г. Засыпкина «Городской пруд». От работы исходит ощущение праздника, некоего ликования. Все действие в пейзаже автор переносит на небо. Мы видим лучи солнца, пронзающие тучи, и проглядывающую через облака лазурь неба, и много-много воздуха. Дребезжание света и тени в трактовке ряби на воде, в облаках, в архитектуре привносит чувство зыбкости, передающее неустойчивость состояния природы. Это не единственная работа живописца, в которой он отводит столь важную композиционную роль небу, когда оно занимает большую часть формата и не уступает по материальности ландшафту В 1976 году художником написана пейзаж-картина «Город на Исети», которая имеет подобный композиционный строй. Николай Засыпкин - один из немногих свердловских живописцев, создавший образ родного города в своих многочисленных пейзажах, таких как: «Вид на г. Свердловск (с Уктуса)», «Сентябрь в парке», «Час пик», «Город на Исети», «Праздничный день», «Центр города», «Оперный театр», «Исторический сквер».

В советское время у художников не было стремления воспеть красоту дореволюционных памятников архитектуры. Среди немногочисленных работ с подобным мотивом - этюд Н.С. Сазонова «Городской пейзаж» (1930-е), где

венцом композиции становится Вознесенская церковь и екатеринбургский «акрополь» - усадьба Расторгуева-Харитонова - один из лучших образцов классицизма на Урале. Сознательно ли автор выбрал эту доминанту или сам рельеф местности вынудил его? Скорее, этюд подчинен реальному ландшафту Большую часть холста занимают типичные для дореволюционного периода строения -деревянные одноэтажные избы, рядами расположившиеся на высоком холме.

Этюд 1980-х годов «Вознесенский собор» А.Ф. Бурака, выполненный из окна многоэтажного дома, открывает зрителю вид с Вознесенской горки на городской пруд. На противоположном берегу пруда виден строящийся Дом советов, за ним просматриваются трубы и градирни Верх-Исетского завода. В центре полотна крупным планом изображена Вознесенская церковь - единственный сохранившийся в Екатеринбурге памятник архитектуры, несущий черты русского барокко. Автор любуется ее богатым декором.

В последней трети XX века заметны поиск новых композиционных решений в работах художников и разнообразие стилевых направлений. Кто-то изображает всем знакомые свердловские улицы, наполненные атрибутами города, с новых необычных ракурсов, кто-то сталкивает противоположные по стилю и функции архитектурные объекты между собой на картинной плоскости. Излюбленным мотивом в этот период становится вид из окна квартиры или мастерской, расположенной на последнем этаже дома, с высоты которого открываются панорамные виды на историческую часть города.

К одним из лучших пейзажей с подобным мотивом можно отнести «Осень 1981 года» Г.С. Метелёва. Для этого произведения характерно совмещение нескольких жанров. Что видит зритель - пейзаж, натюрморт или портрет дома? На первом плане художник до мельчайших деталей прорисовывает натюрморт с яблоками, лежащими на подоконнике. Материальность прозрачного мятого пакета вызывает восхищение своей правдоподобностью, но не лишена художественности и слу-

Н. Г. Засыпкин. Городской пруд.

1982.

Картон, масло.

86x97

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

жит значительным качеством для выделения первого плана. Рама окна направляет взгляд зрителя на жилой дом в неоклассическом стиле, с любовью прорисованный живописцем. Детализация первого плана позволяет увлечься художнику архитектурными элементами, полуколоннами, окнами, а на дальнем плане изобразить силуэты домов на фоне покрытого мелкими кудряшками неба. Эту архитектурную ситуацию дополняют стаф-фажные фигурки дворника и дружинников как атрибуты советского времени.

К виду из окна обращаются Николай Засыпкин в работе «Клубника на окне» (1982) и Анатолий Калашников, в коллекции которого такие произведения, как «Сирень. Гроза» (1975), «Натюрморт с подсвечником», «Сирень. Гроза» (1977). Но все эти работы принадлежат уже по своему содержанию к жанру натюрморта. На рубеже XX-XXI веков пишут виды из окон своих мастерских Н.В. Костина («Гостиница Исеть») и И.И. Симонов («Улица Ленина»).

Популярным мотивом среди советских художников оставалась улица Ленина (главный проспект), ее изображение мы найдем в каждом десятилетии XX века. В 1930-е годы - «Свердловск. Улица Ленина» A.A. Борматова; в 1940-е годы - «Свердловск зимой» В.И. Бояринцева и «Площадь 1905 года» И.С. Финкелыитейн-Нечкиной; в 1950-60-е годы - «Первомайская демонстрация», «Свердловск. Ул. Ленина перед парадом

7 ноября» А.П. Охлупина; в 1970-80-е годы - «Час пик» Н.Г. Засыпкина, «Площадь 1905 года» А.Ф. Бурака. Все перечисленные пейзажи при видимой схожести мотива имеют совершенно разное образное содержание.

Необходимо рассмотреть и наиболее эмоционально насыщенную тему в живописных пейзажах XX века - это строительство социалистического города. Одни из первых работ, посвященных этой теме, - изображения, запечатлевшие возведение жилого комплекса НКВД (городка чекистов), начавшееся в 1930 году Комплекс имеет выраженный угловой акцент в виде 11-этажного полуцилиндрического объема гостиницы «Исеть», который до настоящего времени является одной из высотных доминант главного проспекта города [10, с. 144].

Здание, ставшее неизменным атрибутом города, с момента строительства регулярно появляется на полотнах свердловских художников. Процесс его возведения изображен в пейзаже В.В. Крайнева «Строительство городка чекистов» (1932?). Но наиболее интересной представляется картина «Городок чекистов» Б.И. Цветкова, в которой автор и композиционно, и тонально передает свое отношение к происходящему, выделяя светом здания только что возведенного комплекса. Старые деревянные строения первого плана автор изображает мрачными и полуразрушенными, в них всё еще кипит жизнь, но светлое будущее не за горами, строительство его уже началось.

Известная работа Ивана Слюсарева «Открытие трамвайного парка в Свердловске» (1930) - еще одна попытка раскрыть образ строительства нового города. На огромном поле разворачивается действо, изображенное художником с документальной точностью. Архитектура уступает место толпам горожан, пришедшим на открытие трамвайного парка. Обилие красного цвета в картине создается праздничным убранством, крышами бараков, головными уборами и, конечно, цветом самих трамваев. Художнику не хватило мастерства, чтобы композиционно вы-

строить и нарисовать панорамный пейзаж, но ему удалось передать дух времени.

Наполнен энергией молодого живописца О.Э. Бернгарда этюд «Строительство гостиницы "Большой Урал"» (1935), в котором ощутимо влияние красочного видения природы его учителя [9, с. 39].

Если в наши дни мы говорим об изображенных зданиях как о памятниках архитектуры, то в то время они воспринимались образцами технического прогресса и поражали своими масштабами, что отчетливо заметно в работах художников.

Массовое обращение к теме Свердловска, а затем и Екатеринбурга наступает во второй половине XX века [3, с. 10]. Стремление запечатлеть современный город характерно для пейзажной живописи 1970-80-х годов. Живописцы изображают широкие проспекты, площади и скверы, их привлекает возросшее движение автомобилей. Непрерывный поток транспорта предстает перед зрителем в пейзаже О.Э. Бернгарда «По дороге на Уралмаш» (1978). В работе Б.П. Глушкова «Площадь на Уралмаше» (1978) глубина пространства менее выражена, чем у О.Э. Бернгарда, но без движения автотранспорта не обошлось.

Освещение темы социалистического города хочется закончить пейзажем Н.В. Костиной «Светлая улица. Новый район УЗТМ», наполненным радостным и безмятежным настроением, вызывающим щемящее чувство грусти по ушедшей эпохе. Композиция полотна типична для творчества Нины Костиной. По краям на первом плане изображены обрезанные тополя с молодой листвой на отросших ветвях, создающие кулисную композицию, усиливающуюся фрагментом многоэтажного дома. Затененный первый план подчеркивает освещенность улицы, где в солнечном свете купаются молодые цветущие яблоньки. По аллее беззаботно прогуливаются горожане с детьми. На дальнем плане стеной расположились многоэтажные типовые дома спального микрорайона. Хотя небо и закрывается строениями, улица предстает перед зрителем светлой и просторной. Ощущению свободы помогает и манера письма

художника, отличающаяся особой темпераментностью и светоносностью. Говоря о цикле городских пейзажей, задуманных Н.В. Костиной, Т. Бондарева отмечает, что художница не ищет в родном городе живописные уголки, сохранившие приметы прошлого. Она создает город-образ, живой и яркий, но очищенный избирательным взглядом автора [2, с. 18].

В 1990-е годы начинается новый этап как для страны, так и для искусства. В постсоветский период пейзажная живопись Екатеринбурга пойдет двумя путями. Первый путь - это отказ от подражания природе, отказ от своих чувств и даже эмоций. Самовыражение художников будет направлено на поиск неординарных и шокирующих зрителя мотивов, на опыты с формой и различными техническими приемами. Второй путь - это фиксация мотива, ограниченная в художественных средствах и слабым КОМПОЗИЦИ-

ЯМ. П. Вдовкин. На городском пруду. 1984. Холст, масло. 70x124

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

Б. И. Цветков. Городок чекистов.

1935. Холст, масло. 125,5x200,5

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

онным построением, обусловленным отсутствием у авторов идеи, что характерно для общества в целом. И тот и другой путь ознаменован отказом от художественно-образ-ного воссоздания природы и от прекрасного как качества произведения искусства.

В заключение необходимо отметить, что городской пейзаж не был основным в творчестве ни у одного из живописцев Екатеринбурга - Свердловска. Несмотря на это, за относительно короткий период был создан ряд произведений, имеющих не только историческую ценность, но и обладающих большими художественными достоинствами. Архитектура интересовала художников чаще всего как современная жизненная среда, реже привлекала к себе как предмет культурного наследия. Развитие городского пейзажа шло от пейзажа-настроения, опирающегося на лучшие традиции реалистической школы, который отличался у свердловских живописцев этюдностью, к картине, передающей образ природы, города. Современные художники пришли к полному отказу от чувственно-об-разного познания природы, за исключением мастеров старого поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Алексеев, Е.П. Пейзажи Урала // Пейзажи Урала: живопись екатеринбургских художников : альбом / сост. В.В. Штукатуров ; вступ. ст. Е.П. Алексеева. - Екатеринбург : Екатеринбургский художник, 2006. - С. 4-9.

Н. В. Костина. Светлая улица. Новый район УЗТМ. 1985. Холст, масло. 160x170

Музей истории Уралмашзавода (Екатеринбург)

2. Бондарева, Т. Нина Костина : альбом / вступ. ст. Т. Бондарева, Н. Плаксун. - Екатеринбург : Ар-хитектон, 2004. - 192 с.: цв. ил.

3. Зайцев, ЕБ. Город мой - судьба моя // Екатеринбург глазами художника : альбом / сост. В.В. Штукатуров ; вступ. ст. ЕБ. Зайцева. - Екатеринбург : Екатеринбургский художник, 2005. - С. 8-11.

4. Ильиченко, М. От Дома связи до площади Народной мести. Маршрут № 2 // Архитектурный путеводитель. Екатеринбург. 1920-1940 / сост. А. Елизарьева, Э. Кубенский. - Екатеринбург: Изд-во TATLIN, 2015.-С. 75-113.

5. Козинец, Л.А. Каменная летопись города. -Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1989. - 160 с. : ил.

6. Лукьянов, В. Прогулки по Екатеринбургу / В. Лукьянов, М. Никулина. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 1995. - 240 с.: ил.

7. Манин, B.C. Русская пейзажная живопись. -Москва : Белый город, 2000. - 632 с.: цв. ил.

8. Павловский, Б.В. А. К. Денисов-Уральский. -Свердловск : Свердл. кн. изд-во, 1953. - 85 с.: ил.

9. Павловский, Б.В. Художники Свердловска. -Ленинград : Художник РСФСР, 1960. - 107 с.

10. Салмин, Л. От делового клуба до улицы Восточной. Маршрут № 3 // Архитектурный путеводитель. Екатеринбург. 1920-1940 / сост. А. Елизарьева, Э. Кубенский. - Екатеринбург : Изд-во TATLIN, 2015. - С. 115-170.

Об авторе

Косенкова Марина Сергеевна - доцент кафедры монументально-декоративного искусства Уральского государственного архитектурно-художественного университета, член ВТОО «Союз художников России», аспирант Уральского государственного архи-тектурно-художественного университета (50.06.01 Искусствоведение, научный руководитель - канд. искусствоведения, доцент кафедры рисунка УрГАХУ О.О. Алиева).

E-mail: [email protected]

URBAN LANDSCAPE IN THE PAINTING OF ARTISTS OF SVERDLOVSK - YEKATERINBURG

Kosenkova Marina Sergeevna Associate Professor at the Department of Monumental and Decorative Art of the Ural State University of Architecture and Art, member of the All-Russian creative public organization "Union of Artists of Russia", postgraduate student of the Ural State University of Architecture and Art.

Abstract: The article considers the formation and development of the urban landscape in the painting of Sverdlovsk-Yekaterinburg. The author highlights the names of artists who influenced the development of the genre, makes a compositional analysis of landscape works dedicated to their native city, systematizes them basing on the motifs of the images.

Keywords: painting; urban landscape; image of Sverdlovsk; artists of Sverdlovsk-Yekaterinburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.