научных исследований. Контакт ученых и практических врачей санэпидстанций позволяет апробировать такие важные формы внедрения, как санитарные правила, ГОСТы и др. Все это на современном этапе гигиенической науки вполне естественно и необходимо. Научная разработка задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой, при методическом руководстве и помощи ученых научно-исследовательских институтов будет содейсвовать повышению эффективности государственного санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий.
Для более широкого привлечения работников практического здравоохранения к научным иссле-
дованиям необходимо следующее. Научно-исследовательские институты гигиены и кафедры гигиены медицинских вузов должны шире привлекать санитарных врачей к научным исследованиям, развивать и углублять комплексные исследования. Особое внимание нужно уделять выбору комплексных тем, имеющих народнохозяйственное значение, поручив разработку специальных разделов ч санитарным врачам. Активизировать работу гигиенического общества по привлечению врачей к научно-практической работе. Научно-практическая работа врачей должна являться органической частью деятельности санэпидстанций.
Поступила 14/11 1980 г.
УДК 613.74/.76:71 1.582.5
Канд. мед. наук Т. М. Маркосян, Ю. И. Караваева
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКА В ЗАГОРОДНОМ КРАТКОВРЕМЕННОМ ОТДЫХЕ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва; Свердловский медицинский институт
Прогнозы свободного времени и углубление процесса урбанизации дают основание предполагать, что потребность в загородном кратковременном отдыхе на ближайшую, а тем более отдаленную перспективу будет неуклонно расти. Об этом свидетельствуют и результаты исследований, проведенных нами ранее в некоторых городах СССР — Москве, Братске, Тбилиси (Н. Н. Литвинов и Т. М. Маркосян; Н. Н. Литвинов и соавт.; Т. М. Маркосян и соавт). Необходимые в связи с этим увеличение и резервирование рекреационных территорий, расширение сети оздоровительных учреждений требуют количественного выражения потребности населения в различных видах отдыха и соответствующих рекреационных объектах, что явилось целью настоящего исследования.
По специально разработанной Институтом общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР анкете опрошено 850 жителей Свердловска. Для обеспечения репрезентативности данных выборку лиц, подлежащих опросу, проводили многоступенчатым способом на основе вероятностного отбора, а социально-демографическая структура опрошенных соответствовала таковой генеральной совокупности. Первичная социологическая информация обоаботана на ЭВМ М-220 вычислительного центра АМН СССР.
Результаты опроса показали, что в настоящее время в пригородную зону Свердловска в разные сезоны года выезжает на отдых от 22 до 73% взрослого населения города. Максимум посещаемости загородных рекреационных территорий приходится на летний воскресный день. Наибольший удельный вес среди отдыхающих имеют мужчины, которых летом в воскресенье на 12% больше, чем женщин. Во все сезоны года в субботу преобладают лица
от 25 до 49 лет, в воскресенье к ним присоединяются 16—24-летние. Обращает на себя внимание достаточно выраженная активность лиц в возрасте ** 40—49 лет, приближающаяся летом по количеству участников в рекреации к группе 25—29-летних, а в переходные сезоны года она даже ее превосходит. Наибольшую долю среди отдыхающих составляют учащиеся (в воскресенье) и служащие (в субботу), наименьшую — пенсионеры и домохозяйки. Реже других участвуют в рекреации группа «один (одна) с детьми». С повышением уровня образования число выезжающих на отдых за город возрастает.
В настоящее время преобладает неорганизованный отдых — на даче, в лесу и лесопарках, что свидетельствует о недостаточном развитии материальной базы в пригородной зоне Свердловска. Этим, очевидно, объясняется и то, что выезжающие I за город чаще отдыхают без ночлега, особенно в зимний и переходные сезоны года. Например, если летом отдыхающих с ночлегом 34,4%, то зимой— всего лишь 2,4%. Продолжительность пребывания за городом в зимний и переходные сезоны года составляет в основном 1—6 ч. Летом более х/3 поездок совершается на весь день и одновременно увеличивается число выездов на 7—10 ч (14— 17 %).
Особого внимания заслуживает анализ содержания рекреационной деятельности, поскольку предпочтительность тех или иных занятий во время отдыха и их разнообразие должны предопределить типологию рекреационных систем в целом и оздоровительных учреждений в частности, а также характер их благоустройства. В общей структуре 4 форм отдыха свердловчан можно выделить по степени приоритетности четыре: отдых у водоема»
>
пешие прогулки, сбор грибов и ягод (47,5—42,1%), рыбная ловля, занятия физкультурой, тихие виды отдыха, садоводство (21,5—12,3%), пеший туризм, бездеятельный отдых, водный туризм, охота (9,7— 6,2%), авто-, moto-, велотуризм, познавательные формы отдыха (5,2—3,2%). Результаты внутри-группового анализа указывают на равную заинте-' ресованность мужчин и женщин в таких формах, как отдых у водоема, работа в саду, водный туризм. Существенные различия проявляются в пеших и целевых прогулках с преобладанием женщин, которые несколько больше, чем мужчины, заинтересованы в пешем туризме, тихом, бездеятельном и познавательном отдыхе. Мужчины традиционно активнее в физкультуре и спорте, рыбной ловле, охоте, авто-, мото- и велотуризме.
Значительное влияние на степень участия в рекреации оказывает возраст: во всех занятиях, связанных с физическим напряжением (различные виды туризма, физкультура, спорт, охота), с возрастом активность падает. Достаточно равномерное участие рабочих, служащих и учащихся в занятиях физкультурой подчеркивает большее зна-, чение возрастного фактора, нежели социального положения. Лица 60 лет и старше, домохозяйки и пенсионеры заинтересованы более других в пе-4 ших прогулках, сборе грибов и ягод, тихих видах отдыха, труде в саду. Следует отметить, что рабочие чаще отдают предпочтение рыбной ловле.
Результаты опроса (рис. 1) указывают на возрастающую роль загородного кратковременного отдыха на перспективу для всех контингентов населения и во все сезоны года (60—90%). На будущее можно ожидать снижения удельного веса тихих видов отдыха при возрастающем значении всех форм туризма, особенно пешего, водного и автомобильного. В перспективной структуре рекреационной деятельности различные виды туризма превышают 50%.
Потенциальные потребности свердловчан в оздоровительных учреждениях составляют около \ 68%, причем главным образом с ночлегом (54%). Анализ полученных данных позволяет прогнозировать необходимое число мест в тех или иных учреждениях отдыха с учетом сезона года и социально-демографической структуры городского населения. Наибольшим спросом в летний период пользуются дома 1—2-дневного отдыха (42,1%), турбазы выходного дня (24%), спортивные и молодежные лагери (16,2%), рыболовные базы (14,3%), пансионаты и гостиницы (8,8%). В зимний и переходные сезоны года по степени предпочтительности второе место занимают лыжные базы; параллельно возрастает значимость пансионатов и уменьшается популярность спортивно-молодежных лагерей (рис. 2). При типизации оздоровительных учреждений в зависимости от социально-демографиче-ского состава городского населения необходимо Р учитывать, что в домах отдыха в большей мере, чем представители других групп, предпочитают отдыхать женщины в возрасте от 30 лет, домохо-
Рис. 1. Потребность населения Свердловска в загородном кратковременном отдыхе на перспективу в разные сезоны года (в % от общего числа опрошенных).
1 — лето: 2 — зима; 3 — весна; 4 — осень.
зяйки, пенсионеры, рабочие и семейные с детьми, на турбазах — лица от 16 до 39 лет, учащиеся, рабочие, служащие, холостые, в спортивных и молодежных лагерях — лица моложе 30 лет, учащиеся, холостые, в пансионатах — лица 40—49 лет и 60 лет и старше, на рыболовных базах — мужчины до 60 лет, рабочие, лица с неполным средним и средним образованием, на охотничьих базах — мужчины в возрасте 30—39 лет. Предпочтительным типом застройки учреждений отдыха является коттедж (около 54%), почти в равной степени популярны палатка (15,8%) и многоэтажные корпуса (14,3%). В пользу малоэтажных зданий высказалось 4,7% опрошенных.
По мнению большинства жителей Свердловска, оптимальным для рекреационных объектов является расстояние до 20 км. Группа, предпочитающая отдых с переменой места пребывания, а также лица, желающие отдыхать в оздоровительных учреждениях с ночлегом, допускают размещение объектов отдыха и в более удаленных местах пригородной зоны (до 30 км).
В качестве факторов, влияющих на выбор рекреационных территорий, в первую очередь названы природная и эстетическая ценность местности (63,8—40,6%), удобная транспортная связь с местами отдыха (27,4%), их уединенность (23,6 %), возможность заниматься любимым делом (19,8 %) и близость оздоровительных объектов к дому (18,3%). Распределение этих факторов по приоритетности у мужчин и женщин практически одинаково. Влияние других социально-демографических характеристик проявилось в предпочтении лицами
Рис. 2. Потребность населения Свердловска в различных оздоровительных учреждениях (в % от общего числа опрошенных).
а — лето: б — зима; I — дома одно-, двухдневного отдыха: 2 — туристские базы выходного дня: 3 — спортивные и молодежные лагери: 4 — рыболовные базы: 5 — пансионаты (гостиницы): 6 — плавучие базы отдыха: 7 — охотничьи базы отдыха; 8 — кемпинг; 9 — мотель; 10 — лыжные базы.
в возрасте от 16 до 29 лет рекреационных территорий, оборудованных спортивными и игровыми площадками. Для служащих имеют значение уровень культурно-массового обслуживания и возможность удовлетворения познавательных интересов. Для рабочих играют роль такие факторы, как возможность иметь ночлег и заниматься любимым делом (охотой, рыбной ловлей и др.). Уединенность рекреационных территорий, близость к дому, удобная транспортная связь имеют большое значение для лиц 50 лет и старше, домохозяек, пенсионеров и всех категорий семейных.
Основной причиной, снижающей степень участия свердловчан в загородном кратковременном отдыха, являются домашние дела (45,6%), значимые в большей мере для женщин, лиц в возрасте от 30 и старше и всех семейных групп. Плохая организация транспорта, большое скопление людей в местах отдыха, отсутствие оздоровительных учреждений беспокоят практически в равной мере все контингента отдыхающих. Удаленность мест отдыха снижает рекреационную активность прежде всего лиц пожилого возраста, домохозяек, пенсионеров и семейных. Лица в возрасте от 25 до 39 лет и семейные отмечают также неприспособленность загородных территорий к отдыху с детьми, что, естественно, снижает их рекреационный потенциал.
Предложения населения в отношении благоустройства мест отдыха свелись к устройству в первую очередь спортивных площадок, кинотеатров, библиотек, затем танцплощадок и аттракционов. При равной заинтересованности всех групп отдыхающих в пунктах общественного питания в целом потребность в них превышает 70%. Из пунктов проката наибольшей популярностью пользуются лодочные, лыжные станции и прокат спортивно-туристского инвентаря. В проекте пригородной зоны Свердловска система загородного отдыха на перспективу (2000 г.) рассчитана, исходя из предположения, что в пригородной зоне будет отдыхать 43% городского населения без указания удельного веса, приходящегося на кратковременно и длительно отдыхающих. Если же следовать приводимым в проекте расчетам, то кратковременным отдыхом предполагается охватить лишь 20% городского населения, а оздоровительными учреждениями и того меньше — не более 10%. Полученные нами результаты опроса позволяют говорить о существенном занижении проектных расчетных показателей по сравнению с существующей и тем более перспективной посещаемостью мест загородного кратковременного отдыха. При этом не исключено, что потребность в нем, составляющая в настоящее время в летний воскресный день примерно 70% от количества взрослого населения, может оказаться выше, так как в расчет не принято население пригородной зоны, которое пользуется теми же рекреационными территориями, что и жители Свердловска. Нельзя также согласиться с проектным предложением о строительстве пансионатов,
имеющих только 60% круглогодичных мест. Климатические особенности района (продолжительная холодная зима, резкие суточные и годовые колебания температуры) диктуют необходимость увеличения круглогодичных объектов в целом хотя бы до 60—70% от их общего числа с доведением, в частности, пансионатов круглогодичного функционирования до 100%, так как заинтересованность в < последних особенно возрастает в- переходные и зимний периоды года.
Поскольку данные опроса указывают на зависимость содержания отдыха, избирательности оздоровительных учреждений и характера их благоустройства от социально-демографической структуры населения, проектные расчетные показатели общей потребности в загородном кратковременном отдыхе, отдельных оздоровительных объектах, соотношение сезонных и круглогодичных мест на перспективу должны быть скорректированы с учетом не только фактической посещаемости загородных территорий, но и дифференцированного рекреационного потенциала всех групп населения Свердловска.
Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать следующее.
В настоящее время резко выражена сезонность загородного кратковременного отдыха населения Свердловска. Амплитуда колебаний между количеством отдыхающих за городом в летний и зимний периоды составляет более 50%. «Пик» рекреационной нагрузки на загородные территории приходится на летний воскресный день.
В летний период большинство отдыхающих находятся за городом в течение 7—10 ч, зимой и в переходные сезоны года продолжительность отдыха сокращается до 1—6 ч, что объясняется недостаточностью оздоровительных учреждений.
Степень участия в рекреации зависит от социально-демографических признаков личности: наибольшую долю среди отдыхающих составляют мужчины, лица в возрасте от 16 до 49 лет, учащиеся, служащие, один (одна) и семейные без детей. С по- I вышением уровня образования число выезжающих на отдых за город увеличивается.
Население Свердловска из всех форм отдыха предпочитает пляжно-купальную, пешие и целевые прогулки, рыбную ловлю, занятия физкультурой, тихие виды отдыха и садоводство.
При возрастающей в целом потребности населения Свердловска в загородном кратковременном отдыхе на перспективу в его структуре можно ожидать увеличения удельного веса активных форм, в первую очередь туризма. Приоритетность тех или иных форм определяется социально-демографическими факторами.
Потребность населения Свердловска в оздоровительных учреждениях, составляющая более 60% и главным образом с ночлегом, дифференцирована в зависимости от социально-демографических групп ^ населения.
Расчетные показатели потребности населения
Свердловска в отдыхе и соответствующих оздорови- учетом фактической и перспективной посещаемости тельных учреждениях, заложенные в проекте при- мест отдыха, а также социально-демографической городной зоны, должны быть скорректированы с структуры городского населения.
ЛИТЕРАТУРА
Литвинов Н. И., Маркосян Т. М. — В кн.: Гигиена планировки и благоустройства городов. М., 1974, с. 90— 101.
Литвинов Н. И., Маркосян Т. М., Криштофова С. С. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М., 1974, вып. 2, с. 3—6.
Маркосян Т.[М.,[Хомерики О. Я., Харадзе)Н. М. и др. -Сборник трудов НИИ санитарии, гигиены и профзаболеваний им. Г. М. Натадзе, 1977, т. 13, с. 64—70.
Поступила 11/11 1980
УДК 312.6
Проф. Е. Л. Ноткин
О МЕТОДИКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Необходимость комплексной оценки состояния здоровья населения вызывается тем, что суждение о нем на основании одного критерия (например, заболеваемости или смертности) может оказаться ошибочным, ибо этот и другие существующие критерии неравны по тяжести воздействия отрицательных факторов окружающей среды на организм человека. В то же время именно в силу этой причины достаточно сложно дать комплексную оценку состояния здоровья населения.
С первого взгляда может показаться, что таким интегральным показателем следует считать среднюю продолжительность предстоящей жизни. Однако, как известно, он зависит только от силы смертности и не учитывает других параметров состояния здоровья.
В данной работе предлагается методика комплексной оценки, охватывающая основные критерии состояния здоровья населения в следующей последовательности: общая заболеваемость (по данным первичной обращаемости за медицинской помощью), заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ), инвалидность, смертность.
Особенностью этой методики является прежде всего то, что в отличие от количественного выражения комплексной оценки (например, в баллах или по сигмальному отклонению от среднего уровня того или иного критерия) мы рекомендуем качественное.
Преимущества качественной оценки убедительно аргументирует Г. И. Царегородцев: «Изучаемый объект или процесс раскрывается через категорию качества; определение через категорию количества не несет информацию о происхождении процесса и его содержании, оставаясь формальным предметом. Мера же конкретизирует определение введением в количественное отношение качественной границы» х.
1 Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. Под ред. Г. И. Царегородцева. М., Медицина, 1975, с. 187.
Учитывая большое познавательное значение качественных оценок, мы в своей методике предусматриваем 7 качественных оценок уровня каждого из приведенных выше 4 критериев: очень высокий, высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий, очень низкий
Естественно, возникает вопрос: чем же следует руководствоваться при отнесении конкретного уровня того или иного критерия здоровья к указанным качественным категориям?
Ряд исследователей, опираясь на большой статистический материал, предложили примерные оценочные шкалы по каждому из рассматриваемых критериев (табл. 1).
Таким образом, в построении таблицы усматривается своеобразное диалектическое единство качественных и количественных категорий, выражающееся в использовании качественных оценок, базирующихся на количественной (измерительной) основе. Несомненно, что приведенные числовые границы в известной мере условны, но в статистике пользуются (при группировках) подобными условностями, ибо они, во-первых, дают возможность сопоставить и обобщить материалы, а во-вторых, эти числовые границы должны, конечно, периодически пересматриваться по мере дальнейшего улучшения социально-гигиенических условий жизни населения нашей страны и прогресса медицинской науки. В данной статье, носящей методический характер, эти оценочные шкалы нужны и для обоснования следующего принципиального положения излагаемой методики.
Дело в том, что нередко оценки уровня отдельных критериев состояния здоровья коллектива предприятия или населения той или иной административной территории даются исходя из среднего уровня, имеющегося по совокупности в целом (по отрасли промышленности или республике, области, городу), причем не учитывается, что сам этот средний уровень может оказаться неблагоприятным и тогда лучшие, чем он, объекты будут на самом