УДК 711.432(t47+57]-25):712:796.5
Канд. мед. наук Т. М. Маркосян
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН МОСКВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАГОРОДНОГО ОТДЫХА МОСКВИЧЕЙ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В проекте Генерального плана развития Москвы и намеченных мероприятиях по улучшению условий отдыха ее'жителей ярко выражена забота партии и правительства об охране здоровья советских людей.
По новому Генеральному плану столицы, московский район отдыха охватит междуречье Волги и Оки в радиусе до 150 км от Москвы с отдельными выходами за границу Московской области в смежные с нею районы общей площадью 620 тыс. га. Это даст возможность отдыхать за городом летом в выходные дни 5,7 млн. человек (в настоящее время отдыхают 2,5 млн. человек), в том числе в учреждениях и местах кратковременного отдыха — 3 млн. человек, а в учреждениях длительного отдыха •— 2,7 млн. человек.
Проект организации отдыха москвичей предусматривает создание многообразия его форм, способных удовлетворить все возрастные группы, проявляющие во время досуга различные склонности и интересы. В соответствии с этим потребность в местах и учреждениях отдыха рассчитывается дифференцированно для населения столицы, городов промышленного профиля, расположенных в ее пригородной зоне, и сельских населенных мест с учетом демографического прогноза и баланса свободного времени каждой возрастной группы. Такое проектное решение заслуживает положительной оценки. Однако характер проведения отдыха, предпочтение тех или иных форм его определяются не только возрастом отдыхающего, но и его профессией, образованием и полом, составом его семьи и т. д. Отсюда первостепенная задача гигиенистов •— совместно с другими специалистами разработать дифференцированные нормы потребности в различных формах отдыха с учетом всего многообразия социально-демографических признаков. В процессе доработки и корректировки Генерального плана города и на дальнейших стадиях проектирования необходимо шире и полнее использовать результаты социологических исследований в этом направлении, проводимых различными научно-исследовательскими институтами.
Как известно, большое гигиеническое значение имеют зеленые насаждения пригородной зоны, основным элементом которых является лесопарковый защитный пояс, непосредственно окружающий город. Зеленые насаждения этого пояса ввиду его близости к городу оказывают наиболее ощутимое оздоровительное действие на микроклимат последнего. Свежий и чистый воздух, поступая по зеленым коридорам (городские парки, сады, бульвары), способствует оздоровлению воздушного бассейна города.
В то же время по мере увеличения численности населения столицы все явственнее стала проявляться тенденция к слиянию с нею населенных пунктов пригорода, а это может привести к образованию гигантского по площади города, исчезновению свободных, озелененных пространств и самого лесопаркового пояса со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Серьезным препятствием такому процессу будет служить всемерное повышение роли лесопаркового пояса, площадь которого предполагается увеличить до 275 тыс. га (в современных границах он занимает 172,5 тыс. га). Одновременно намечается провести большие работы по сохранению, улучшению и увеличению озелененных пространств. Дополнительное озеленение будет осуществлено на территории площадью 38,6 тыс. га за счет создания приовражных и прибалочных полос (в целях борьбы с эрозией), водорегулирующих и водоохранных насаждений, защитных насаждений вдоль автомобильных и шоссейных дорог, рекультивации ландшафтов на
территориях отработанных карьеров и неудобных земель, увеличения площади питомников. Площадь садов и ягодников возрастет здесь с 5,3 до 14 тыс. га. На территории лесопаркового пояса должны получить преимущественное развитие садоводство, цветоводство и овощеводство закрытого грунта. Из гигиенических соображений намечается перенести отсюда все свинооткормочные хозяйства и звероводческие фермы, имеющие большие зоны санитарных вредностей. Кроме того, возникнет дополнительно 13,5 тыс. га озелененных территорий за счет вновь сформированных загородных парков и лесопарков, предназначенных для кратковременного отдыха. В целях охраны дендрологических памятников природы предполагается создать заповедники на площади 0,7 тыс. га и заказники на площади 4,3 тыс. га. Все это вместе взятое позволит увеличить площадь зеленых насаждений со 109,5 до 148 га.
Таким образом, лесные насаждения в сочетании с сельскохозяйственными угодьями сформируют непрерывную цепь озелененных пространств вокруг столицы, берущих свое начало в пригородной зоне и заканчивающихся зелеными клиньями лесопарков и городских парков, создавая единую зеленую систему, имеющую огромное санитарно-гигиеническое значение. При этом для отдыха будет использовано 106 тыс. га, т. е. 72 % всей озелененной территории лесопаркового пояса, что обеспечит нахождение здесь 1,2 млн. человек единовременно летом и 840 тыс. зимой (при средней плотности 8 человек на 1 га).
Ввиду близкого расположения лесопаркового пояса от столицы следует считать совершенно правильным использование его в основном для кратковременного отдыха. Вместе с тем нельзя согласиться с тем, что в будущем здесь сохранятся (хотя и в небольшом объеме) места длительного отдыха на базе уже существующих учреждений. Поскольку размещение санаториев и домов отдыха связано прежде всего с наличием естественных лечебных факторов и не ограничивается временем поездки к здравницам, то и строиться они могут в наиболее удаленных районах пригородной зоны и даже вне ее. В связи с этим следует подумать о перепрофилизации имеющихся объектов в учреждения кратковременного отдыха с учетом слабо развитой материальной базы и перспектив его развития.
Первостепенное значение имеет проектное решение о введении строгой градостроительной дисциплины на территории внутренней зоны лесопаркового пояса (ограничение строительства, не связанного с организацией отдыха, запрещение строительства новых и расширение существующих промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, вузов) и об использовании ее в основном для кратковременного отдыха. Предлагаемые мероприятия позволят локализовать застройку лесопаркового пояса, упорядочить организацию его территории, ограничить рост города, способствуя тем самым созданию наиболее оптимальных условий для отдыха населения.
К сожалению, это решение не распространяется на внешнюю зону лесопаркового пояса, которую даже в отдаленном будущем предполагается использовать для размещения народнохозяйственных объектов, не говоря уже о том, что значительная ее площадь занята сейчас промышленными и коммунальными сооружениями, городами и прочими населенными пунктами. Проектируемой системой расселения намечено сократить число населенных пунктов, однако следует отметить, что лесопарковый пояс сможет полностью отвечать своему назначению лишь при условии, если с его территории будут удалены все объекты, не связанные с организацией отдыха.
С гигиенической точки зрения очень важно предусматриваемое проектом функциональное зонирование рекреационных территорий. Основным структурным элементом является специализированная зона отдыха. В зависимости от преобладающего вида отдыха, определяемого природными условиями, создаются зоны кратковременного и длительного отдыха, зоны
туризма, детские зоны, местные зоны городов области и зоны сезонного отдыха на базе сложившихся дачных поселков. В состав зон входят несколько кустов (баз), которые в свою очередь образованы рядом учреждений, близких по функциям. Разобщение территорий, предназначенных для детей, взрослых, кратковременно и длительно отдыхающих, отвечает интересам медицины, санитарии и педагогики.
На основе мощных природных факторов зоны формируются в 7 комплексов отдыха, начинающихся от Москвы и выходящих в ряде мест за пределы области. Например, северный комплекс развивается из систем водохранилищ канала им. Москвы, охватывая Икшинскую, Пестовскую, Пяловскую и Клязьминскую зоны отдыха. Его единовременная емкость —340 тыс. человек летом и 260 тыс. человек зимой. Богатый природный ландшафт способствует развитию здесь всех видов отдыха. На базе Мытищинского лесопарка и водохранилища проектируется создание северо-восточного комплекса с емкостью 180 тыс. человек летом и 140 тыс. человек зимой. На территории комплекса будет построен спортивный парк с водной станцией. Основным элементом юго-восточного комплекса, емкость которого летом и зимой составляет соответственно 80 тыс. и 60 тыс. человек, предполагается сделать Ленинский заповедник.
Хорошо известно, какую исключительную роль в оздоровлении окружающей среды играют водоемы и какой огромной популярностью пользуется отдых возле них у населения. Согласно принятой системе обводнения, площадь водоемов для рекреации будет доведена в перспективе до несколько тыс. га. Развитие водоемов в юго-западной части лесопаркового пояса на притоках р. Пахры, создание каналов р.Москвы'—Ока и Восточного увеличит ценность южного и восточного секторов, снизит неравномерность использования для отдыха загородных территорий, позволит расширить сеть пляжей, лодочных станций и других водно-спортивных комплексов.
Проектируемая система отдыха рассчитана на удовлетворение потребности населения Москвы в организованном отдыхе в течение всего года. Согласно проектным разработкам, увеличатся количество и емкость оздоровительных учреждений, расширится их номенклатура. В детских дошкольных сооружениях число мест возрастет в 2 раза, причем большинство из них будет капитального типа, что позволит расширить материальную базу отдыха детей и частично взрослого населения в зимний и переходный периоды года. Наряду с санаториями и домами отдыха, количество которых увеличится почти в 5 раз, будут строиться пансионаты, гостиницы, мотели и кемпинги. Их число возрастет в 7V2 раза. Эти загородные учреждения будут обеспечивать отдых различных контингентов населения (одиночки, семьи, семьи с детьми), пребывание в них не должно ограничиваться каким-либо определенным сроком, а должно зависеть только от желания отдыхающего (от нескольких часов до месяца и больше). В первую очередь это касается пансионатов, которые в настоящее время превращены по существу в дома отдыха.
Транспортное обслуживание мест массового загородного отдыха будет улучшено путем создания единой системы скоростного городского и пригородного транспорта в виде метрополитена и электрифицированных железных дорог при минимальном количестве пересадок. Для увеличения пропускной способности железных дорог предполагается создать на головных участках дополнительные пути, а также «вылетные» линии метрополитена, соединяющие зоны отдыха между собой и с Москвой. Это даст возможность увеличить количество поездов, значительно сократить время проезда пассажиров в удаленные зоны отдыха, существенно снизить загрузку поездов в часы «пик». Роль водного транспорта повысится за счет увеличения объема пригородных перевозок пассажиров судами на подводных крыльях или воздушных подушках и судами-катамаранами. Однако, говоря о водном транспорте, нельзя забывать, что среди населения он пользуется самой ши-
рокой популярностью не только как средство передвижения, но и как форма отдыха. Поэтому развитию водного транспорта следует уделить еще большее внимание.
Значительный рост парка легковых автомобилей, в том числе и за счет увеличения количества индивидуальных машин, благоприятствует развитию автотуризма. Положительную роль сыграет проектируемая единая система скоростных городских и загородных автодорог, ведущих к местам отдыха. В условиях развития скоростного транспорта и строительства скоростных дорог актуальным становится вопрос об использовании для отдыха новых, значительно удаленных от города лесных пространств пригородной зоны, области и вне ее, что снизит чрезмерную концентрацию отдыхающих в ближайшем природном окружении Москвы.
С массовым развитием авто-, moto-, велотуризма становится необходимым создание в будущем системы прогулочных дорог. С гигиенических позиций важно, чтобы дороги трассировались с учетом восприятия окружающего ландшафта водителем и пассажирами, чтобы сам процесс передвижения был неутомительным и приятным, т. е. являлся для них отдыхом. В этом отношении не следует пренебрегать богатым зарубежным опытом.
Одновременно необходима надежная изоляция учреждений отдыха от магистралей, являющихся источником шума и загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автомобилей; это относится также к мотелям и кемпингам, чаще других располагающимся вблизи шоссейных дорог. В лесопарках и других местах отдыха должны быть выделены стоянки для автомобилей, мотоциклов и велосипедов, отделенные от других территорий зеленым экраном.
С гигиенической точки зрения вызывает возражение проектное решение о развитии вертолетного сообщения между городом и пригородными местами отдыха, так как этот вид транспорта обусловит длительное и интенсивное воздействие шума на отдыхающих, жителей города и населенных пунктов, расположенных вблизи взлетно-посадочных площадок и вертолетных трасс.
Организация зоны отдыха представляет собой часть более крупной проблемы, касающейся планировки и застройки пригородной зоны. Отечественная практика проектирования рассматривает оба компонента как единое целое, что в свою очередь требует одновременной разработки их проектов. Отсутствие проекта планировки пригородной зоны Москвы затрудняет комплексное решение вопросов, связанных с организацией ее различных функциональных зон, и оценку взаимного размещения последних, в частности промышленной и коммунально-складской, по отношению к местам отдыха. Трудно оценить также степень возможного влияния в будущем на условия отдыха отдельных промышленных комплексов и предприятий, поскольку не всегда четко обозначено, где они располагаются в пригородной зоне; подчас отсутствуют подробная характеристика их санитарных вредностей, величина и характер использования санитарно-за-щитных зон, перспективы развития производственных мощностей.
Поступила 7/1II 1973 р*
THE GENERAL PLAN OF MOSCOW AND THE PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF FACILITIES FOR RFST OF ITS [INHABITANTS IN THE COUNTRY
Т. M. Markosyan
The paper assesses the project on the development of facilities for rest of the inhabitants of Moscow in the country in the new general plan of the capital. From the hygienic point of view progressive scheming decisions were undertaken in the field. However, the author discusses certain shortcomings and proves that their elimination would contribute to further improvement of facilities for rest of the inhabitants of Moscow in the country.