обходимо сделать все, чтобы он сочетался с хозяйским отношением к природным ресурсам, не служил опасным источником загрязнения воздуха и воды, истощения земли». В разделе IV Директив XXIV съезда КПСС говорится об усилении охраны природы и повышении ответственности министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций «за рациональное использование природных ресурсов — земли, вод, атмосферы, полезных ископаемых, а также за воспроизводство растительного и животного мира». Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик дают органам санитарно-эпидемиологической службы правовую основу для эффективной борьбы с загрязнением водоисточников. Представителям санитарной службы не следует, однако, забывать, что их деятельность не будет успешной без опоры на общественность, без содействия партийных и советских органов.
За рубежом нередко встречаются работы, в которых осуждается цивилизация, а научно-технический прогресс объявляется враждебным природе и человеческому обществу. Высказывается мнение о якобы неизбежном разрушении естественной среды в результате научно-технического развития.
Советские гигиенисты не могут принять такую точку зрения. Развитие науки и техники само по себе не обязательно ведет к губительным последствиям. Суть проблемы заключается в том, как использовать в интересах человечества плоды научно-технического прогресса без грубого нарушения экологического равновесия в природе.
Поступила 26/1 1972 г.
УДК 614:711.168:65.012.2(47-25)
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ МОСКВЫ
Проф. К■ Г. Берюшев (Москва)
В июне 1971 г. Центральным Комитетом партии и Советом Министров СССР утвержден новый Генеральный план развития Москвы на период до 1985—1990 гг. В постановлении по этому поводу отмечается, что Москва стала крупнейшим современным центром социалистической промышленности, науки, техники, культуры и искусства, одним из наиболее благоустроенных городов мира. Этому в значительной мере способствовал самоотверженный труд москвичей и всего советского народа. Партия и Правительство многое делали и делают для дальнейшего развития и благоустройства города, улучшения жилищных условий и культурно-бытового обслуживания населения.
Благодаря реконструкции Москвы, осуществляемой на основе Генерального плана, утвержденного в 1935 г., улучшены санитарно-гигиениче-ские условия жизни москвичей. Об этом свидетельствует прежде всего то, что обеспеченность жилой площадью превзошла ранее принятую минимальную норму 8,25 м2 на 1 человека и достигла теперь 9,2 м2, несмотря на увеличение численности населения города в 4 раза. Это стало возможным вследствие небывало высоких темпов массового жилищного строительства капитальных многоэтажных домов. К 1966 г. центральным водоснабжением было обеспечено 95% всего жилого фонда, канализацией — 94% и центральным теплоснабжением — 43%.
Заметны успехи в снижении загрязненности атмосферного воздуха города промышленными газами, дымом, сажей, пылью. Здесь видную роль сыграло плановое снабжение ТЭЦ, крупных промышленных и коммунальных котельных газовым топливом. Ликвидировано огромное количество домовых котельных в связи с переводом жилых домов на централизованное отопление по линии ТЭЦ. Многие промышленные предприятия и тепло-
электроцентрали оборудованы пыле-газоуловнтелями. Контрольными исследованиями, проводимыми органами городского санитарного надзора, установлено, что загрязнение атмосферного воздуха дымом снизилось в 3 раза и сернистым газом — в Р/г раза.
Отмечая большие успехи, достигнутые в результате выполнения первого Генерального плана реконструкции Москвы, ЦК КПСС и Совет Министров СССР указывают, что назрела необходимость приступить к осуществлению нового этапа развития города с тем, чтобы, используя достижения отечественной и зарубежной науки, техники и архитектуры, превратить столицу Советского Союза в образцовый коммунистический город. Путем применения удобной планировки и обеспечения высокого уровня благоустройства города должны быть созданы наиболее благоприятные санитарно-гигиенические условия жизни населения. В развитии города должны найти отражение идеи нашего общества, социальный и научный прогресс Советского государства.
Следует отметить, что в новом Генеральном плане в значительной мере учтены рекомендации научной экспертизы, проведенной Государственной экспертной комиссией Госплана СССР, в которой участвовали специалисты многих учреждений, в том числе гигиенисты кафедр и институтов и санитарные врачи Москвы. Предусматривается решение большого и сложного комплекса важнейших градостроительных проблем. Значительно увеличивается общая площадь селитебных территорий. Из 87 500 га всей площади города селитебная территория составит 64 200 га (вместо 42 600 га в настоящее время). Это позволит отказаться от излишне высокой плотности застройки и заселения. Впервые так обстоятельно разработаны указания о наиболее рациональной планировочной структуре городской территории, об улучшении функционального использования ее. Планировочной структурой Москвы проектируется организация 7 планировочных зон вокруг общегородского центра, исторически сложившегося в пределах Садового кольца. Зоны имеют сбалансированное соотношение трудовых ресурсов и мест приложения труда для различных профессий. Жители смогут работать на предприятиях и в учреждениях преимущественно в своей зоне и повседневно проводить свободное время в местах отдыха в пределах той же зоны. Планировочные зоны с населением от 600 000 до 1 000 000 человек состоят из 3— 4 районов с численностью населения по 250 000—400 000 человек. Каждый из них включает несколько жилых районов, являющихся основными элементами селитебной территории. Численность населения жилых районов устанавливается в пределах 30 000—70 000 человек. Несколько жилых районов объединяются общегородскими и районными центрами с обслуживающими их учреждениями периодического пользования и парками. В свою очередь каждый жилой район состоит из нескольких микрорайонов, кварталов и жилых групп. На их территориях, кроме жилых зданий, размещаются первичные культурно-бытовые учреждения повседневного пользования.
Обширные мероприятия по жилищному строительству, намечаемые Генеральным планом, находятся в полном соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС, в которых предлагается предусмотреть дальнейшее улучшение жилищных условий населения, повышение благоустройства жилых домов, облегчение труда в домашнем хозяйстве путем широкого использования электроэнергии в быту.
Большое социально-гигиеническое значение имеет намечаемое улучшение комплексного обслуживания населения. Ясли и детские сады рассчитываются на 85% всех детей дошкольного возраста. Количество детей в группах детских садов не будет превышать 15—16, а в яслях — 10—12, в связи с чем улучшатся гигиенические условия и воспитательная работа в детских учреждениях. Общеобразовательная сеть рассчитывается на обучение всех детей школьного возраста в 10-классных школах при занятиях в 1 смену. Размещение детских дошкольных учреждений, школ, магази-
нов, столовых и других повседневно обслуживающих население объектов намечается в микрорайонах, кварталах и жилых группах с учетом наиболее удобного пользования ими. Обслуживающие учреждения периодического пользования (крупные и специализированные магазины, универмаги, рестораны, кинотеатры, библиотеки, аптеки и др.) будут строиться в районных центрах.
Широкое развитие получат учреждения общественного питания — столовые, кафе, рестораны и домовые кухни, магазины по продаже полуфабрикатов. Имеется в виду освободить 80% населения от повседневного длительного стояния у кухонной плиты. Большие удобства получат жители Москвы в связи с расширением в 2—2г/2 раза сети таких учреждений коммунально-бытового обслуживания, как прачечные, приемные пункты химической чистки, мастерские ремонта одежды и обуви и др. Все это позволит освободить население от непроизводительной затраты времени и сил в домашних условиях, устранить повышенную влажность воздуха и неприятные запахи в квартирах.
Будет улучшено обслуживание населения лечебно-профилактическими учреждениями. Намечаемое строительство крупных многопрофильных больниц с удобной планировкой, оснащенных современной аппаратурой, даст возможность увеличить обеспеченность койками в стационарных учреждениях. Не менее 60% посещений поликлиник, диспансеров и консультаций, обслуживание на дому будут осуществляться в порядке диспансеризации населения. В связи с большим развитием обслуживающих учреждений значительно повысится удельный вес работающих в них (с 19 до 25% общей численности городского населения).
Важное значение будут иметь преобразования промышленных предприятий, направленные на создание оптимальных санитарно-гигиенических условий в производственных зонах и прилегающих к ним жилых районах. Предусматривается образование 66 производственных зон, отделяемых са-нитарно-защитными разрывами от жилых территорий. Промышленные предприятия организуются в специализированные группы, близкие по характеру производств, объединяемые единым вспомогательным хозяйством, общими энергетическими сооружениями, инженерными коммуникациями и транспортными устройствами. Отдельные предприятия, не представляющие вредности в санитарно-гигиеническом отношении, сохранятся в селитебных частях города. Строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий и цехов, как правило, запрещаются. Некоторое развитие получат специализированные производства, необходимые для непосредственного обслуживания нужд городского населения и жилищного строительства Москвы. Не получат развития промышленные предприятия, связанные с потреблением большого количества воды, топлива, электроэнергии и требующие больших перевозок сырья и готовой продукции (черная и цветная металлургия, химия, тяжелое машиностроение и др.).
Предусмотрен вывод из города промышленных предприятий, вредных в санитарном отношении, а также предприятий технически отсталых, не связанных с народнохозяйственным профилем Москвы и расположенных в неприспособленных помещениях. Списки предприятий, подлежащих выводу из города и оставляемых на занимаемых ими участках, обсуждены и согласованы Институтом Генплана Москвы с Московской городской санэпидстанцией. Допускается сохранение в городе лишь таких промышленных предприятий, которые путем проведения необходимых мероприятий, изменения профиля производства или усовершенствования технологического процесса способны устранить или резко снизить вредное влияние на внешнюю среду.
Оздоровление воздушного бассейна города будет достигнуто в связи с заменой твердого и жидкого топлива на ТЭЦ, ГЭС природным газом. Потребление газового топлива в общем топливном балансе увеличивается с 70 до 95% на расчетный срок. Следует отметить, что в Государственной
экспертной комиссии было высказано предложение о том, чтобы предусмотреть дальнейшее развитие электро- и теплоснабжения столицы нашей Родины за счет строительства атомных станций соответствующей мощности на значительном удалении от Москвы. Надо полагать, что это предложение в недалеком будущем может приобрести реальную основу, тем самым будет исключена необходимость использования ТЭЦ и ГЭС, расположенных в городе.
Проектируется широкое развитие зеленых насаждений. Внутригородская сеть бульваров, садов, скверов, городкие и районные парки широкими зелеными клиньями с разных сторон соединятся с загородными лесопарками и лесами в единую, непрерывную систему. Такая схема озеленения явится мощным фактором улучшения санитарно-гигиенического состояния воздушной среды в городе. Одновременно создадутся удобные и благоприятные в микроклиматическом отношении условия для повседневного отдыха населения в пределах города. Площадь городских озелененных территорий возрастет до 22 мг на 1 человека, а с учетом лесопарков — до 30 м2. Площадь территорий для занятий физкультурой и спортом увеличится в 37а раза, что позволит обеспечить участие в этих занятиях до 55% всего населения города.
Важным элементом санитарно-гигиенического значения является лесопарковый защитный пояс вокруг Москвы, общая площадь которого увеличится до 275 ООО га существующих 172 500 га. Намечено развитие зеленых насаждений в этом поясе путем увеличения озелененной площади с 109 500 до 148 100 га. Основная часть озелененных территорий предназначается для организации мест кратковременного отдыха. Создается 7 районов отдыха, равномерно размещаемых в лесопарковом поясе вокруг Москвы на площади 106 000 га. Тем самым будет обеспечен отдых вблизи города 1,2 млн. человек в летний выходной день и 840 000 человек в зимний день.
Предусматривается создание пригородной зоны в пределах 50—60 км от границ Москвы. Территориальный рост городов в лесопарковом защитном поясе и пригородной зоне строго ограничивается. Число существующих населенных мест в лесопарковом поясе значительно сокращается за счет укрупнения некоторых из них. Численность населения в защитном поясе стабилизируется на уровне 1,5—1,7 млн. человек. Строительство новых и развитие существующих промышленных предприятий в этом поясе запрещаются.
Решается важная проблема обслуживания удобным транспортом городского населения, огромного количества людей, ежедневно прибывающих в Москву пригородными поездами, и свыше 200 000 человек, прибывающих дальними пассажирскими поездами и самолетами. Разработано комплексное и взаимоувязанное развитие всех видов городского и внешнего транспорта. Наибольшее значение придается строительству метрополитена, линии которого свяжут город с аэродромами, местами загородного отдыха и крупными населенными пунктами лесопаркового пояса. Общая протяженность линий метро увеличится до 320 км на расчетный срок, а в дальнейшем до 450 км (вместо 140 км в настоящее время). В отдаленном будущем намечается создание второго кольца метрополитена. Трамвай постепенно будет заменен безрельсовым, менее шумным транспортом. Дальнейшее развитие получит троллейбусное, автобусное и автомобильное обслуживание населения.
Развитие сложной системы городских улиц с реконструкцией радиально-кольцевой сети будет дополнено устройством скоростных автомобильных магистралей. Система скоростных дорог, проектируемых в обход городского центра, пройдет преимущественно вдоль железных дорог и высоковольтных линий в выемках и тоннелях, главным образом через промышленные районы, связанные с большими грузовыми потоками. При такой системе селитебные территории будут избавлены от интенсивного грузового движения, снизятся уровни уличного шума.
Предусматривается разработать схему освоения подземного пространства Москвы, в первую очередь для размещения гаражей, стоянок автомашин, складов, возможно для движения транспорта, для устройства выставочных залов и др. Все, что ныне загромождает город и без особой нужды занимает городскую территорию, станет целесообразным убрать под землю.
Проект Генерального плана развития Москвы является исторически важным документом, направленным на то, чтобы сделать его самым образцовым из городов мира. План мероприятий, намеченных партией и правительством, коренным образом улучшает социальные и санитарно-гигиенические условия жизни и удобства населения столицы Советского Союза.
Поступила 5/1 1972 г.
УДК 613.5:711.168:65.012.2(47-25)
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ МОСКВЫ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Проф Г. И. Сидоренко, канд. мед. наук Ю. Д. Губернский Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В 1971 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили основные положения нового Генерального плана развития Москвы, охватывающего период до 1985—1990 г., с учетом прогнозов и на более отдаленный срок. Этот план означает новый значительный шаг вперед. Предусматривается широкое использование в городском строительстве самых прогрессивных достижений отечественной и зарубежной науки и техники, что позволит превратить Москву в городе рациональной планировкой, высоким уровнем благоустройства и санитарно-гигиенических условий жизни населения.
Особое внимание уделяется планировочной структуре города, способствующей улучшению социальной организации и условий жизни населения. Создание благоприятных условий для отдыха и физического развития населения настоятельно требует обязательного наличия в каждом жилом квартале и микрорайоне собственных озелененных территорий (микрорайонный сад), участков для тихого и активного отдыха, стадиона и бассейна, поскольку постоянная интеллектуализация труда, уменьшение физических нагрузок на работе и в быту вызывают опасность физического ослабления человека, тем более, что в условиях города-гиганта возможность общения человека с природой уменьшается до минимума. Чтобы отвести от человека известную угрозу для его физического и психического здоровья, необходимо широкое развертывание строительства массовых спортивных сооружений, а значит нужны социолого-гигиенические разработки по регламентации набора, количества и места размещения спортивных сооружений и мест для отдыха в микрорайоне.
Особое место в Генеральном плане занимают вопросы дальнейшего роста и повышения качества жилищного строительства. На конец расчетного срока принят размер такой площади в квартире 13,5 м2 и общей жилой площади 20 м2 на 1 человека. Количество комнат в квартире будет соответствовать числу членов семьи. Следует подчеркнуть, что гигиеническое обоснование оптимальной жилой площади на 1 человека является важной задачей.
Доминирующая высота жилых зданий принимается в 9—16 этажей, а в отдельных случаях и выше. Вместе с тем изучение условий размещения зданий повышенной этажности в сложившихся районах города показало, что в целях чисто архитектурного оформления улиц и площадей жилые дома располагаются зачастую по красной линии городских автомагистралей, что обусловливает повышенный уровень шума и загазованности в квартирах. В ряде случаев новые жилые здания возводились при сохра-