Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ПО ПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ'

ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ПО ПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ПО ПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ»

Длительность перерывов между отметками уровня у-фона может изменяться в зависимости от количества регулировочных винтов или счетчиков, установленных на стекле часов, а также будет обусловливаться использованием не только минутной стрелки, но и других.

Прибор ПГС-6 с реле времени может быть размещен и вне лаборатории, что расширяет возможности его использования для систематических ре-гистраций уровня 7-фона при прохождении радиоактивных облаков, проведении дезактивационных работ в аварийных зонах и т. п.

Автоматическая станция, изготовленная на базе прибора ПГС-6 без затраты дополнительных средств, способна обеспечить в необходимых случаях достаточную информацию для достоверных выводов в вариациях в динамике -у-фона, что, по нашему мнению, существенно увеличивает практическую ценность лаборатории ПРЛ-60-Э. Кроме того, станция с бесконтактными реле может решать и другие практические задачи. Так, используя счетчик реле времени в качестве дежурного датчика и задавая ему определенный порог срабатывания, можно автоматически включать ПГС-6 с одновременной подачей звукового или светового сигнала при движении лаборатории или на ее стоянке, если 7-фон превысит некоторый наперед заданный уровень. Это будет иметь смысл при поисках утерянных источников, определении границ аварийных зон, приближениях радиоактивных облаков и во всех других случаях, когда требуется срочная или внеочередная информация.

Описанные нами программные реле времени могут управлять включением не только прибора ПГС-6 лаборатории ПРЛ-60-Э, но и других радиометров с самописцами. Это позволяет использовать автоматические станции для регистрации 7-фона и записей уровня других радиоактивных излучений в целях получения объективной информации, которая поможет дать гигиеническую оценку степени загрязненности радиоактивными веществами различных объектов внешней среды.

Поступила 16/1V 1966 г.

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГ ИЕНА. ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА - =¿¿1-

УДК 614.37 : 69+614.

ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ ПО ПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Доктор мед. наук проф. К Г. Берюшев (Москва)

Новые строительные нормы и правила утверждены 7/V 1966 г. Госкомитетом по строительству Совета Министров СССР. С введением в действие новых правил с 1/1 1967 г. утрачивают силу СНиП — 1954 г. и Правила

и нормы планировки и застройки городов (СН-4Р— 58 г.). Применение Правил и норм 1958 г. оказало положительное влияние на практику градостроительства по сравнению с предыдущим периодом. В настоящее время основной линией в градостроительстве должно стать выполнение Директив XXIII съезда КПСС о повышении качества планировки и застройки городов и поселков, о более решительной борьбе с загрязнением воздушного и водного бассейнов и почвы, усиление охраны природы. Следует учитывать при этом возросшие культурные требования населения.

Новые правила в отличие от прежних распространяются на всю территорию СССР, включая районы холодного Крайнего Севера и Северо-Востока и жаркого юга. Предлагается одновременно руководствоваться требованиями других нормативных документов, перечисленных в приложении к правилам и имеющих санитарно-гигиеническое значение. Важнейшей особенностью новых правил является то, что в них впервые сформулированы указания по планировке и застройке не только городов, но и сельских населенных мест и курортов.

Одним из наиболее существенных с санитарно-гигиенической точки зрения положений новых правил является следующее. Планировка и застройка населенных мест должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям в отношении прямого солнечного облучения, естественного проветривания в соответствии с природно-климатическими условиями, а также предусматривать проведение мероприятий по санитарной охране воздушного бассейна, водоемов и почв от производственных вредностей промышленных предприятий, по ограничению шума от транспортных средств. Это положение дает санитарным органам широкие возможности осуществления оздоровительных мероприятий в населенных местах.

Заслуживают внимания указания о размещении промышленных предприятий. Предлагается объединять их в группы в целях кооперирования вспомогательных производств, энергетических и транспортных хозяйств, водоснабжения и канализации, а также для осуществления более эффективных комплексных мероприятий по инженерной подготовке и благоустройству территории. При реконструкции ранее сложившихся промышленных районов и населенных мест требуется предусматривать упорядочение размещения предприятий, применение более совершенной технологии производства и наиболее эффективных средств улавливания и устранения производственных вредностей.

Вокруг предприятий, расположенных в пределах селитебной территории, должны создаваться санитарно-защитные зоны (разрывы) с выводом из них детских и лечебных учреждений и жилых зданий. Если почему-либо выполнение указанных требований невозможно, предусматривается ликвидация или перемещение предприятий за селитебной территории.

В крупных городах не допускаются строительство новых и расширение существующих промышленных предприятий, исключение составляют лишь объекты, необходимые для непосредственного обслуживания населения и строительства. Новые предприятия, связанные с крупным городом, следует размещать в городах-спутниках. Эти указания имеют большое значение и должны быть взяты санитарной организацией под особый контроль при рассмотрении проектов планировки и застройки городов.

В части планировки селитебной территории правила указывают, что первой структурной единицей такой территории принимается микрорайон с численностью населения 6000—12 ООО человек при 5-этажной застройке и до 18 ООО человек при повышенной этажности. В микрорайонах целесообразно предусматривать создание наиболее благоприятных условий для быта и отдыха населения. Новой является рекомендация обеспечивать инсоляцию помещений и территорий в течение 3-часового непрерывного прямого солнечного облучения на 6-месячный период с учетом Санитарных норм и правил (№ 427—63), утвержденных Главной санитарной инспекцией СССР. При реконструкции жилых кварталов, плотности которых выше

нормативов, предлагается разуплотнять застройку, выделять участки для •садов, скверов, детских учреждений, школ, магазинов и других обслуживающих учреждений.

Второй структурной единицей является жилой район, состоящий из нескольких микрорайонов, объединенных общественным центром районного значения. Численность населения жилого района принимается в 24 000—36 ООО человек.

Приведен состав учреждений культурно-бытового обслуживания, подлежащих размещению в группе жилых домов, микрорайоне, жилом районе, городе, пригородной зоне, поселках и сельских населенных местах, указаны радиусы их действия. В каждом микрорайоне должны располагаться аптека и раздаточный пункт молочной кухни. Магазины, столовые, кафе и другие помещения предлагается размещать в общем здании с другими обслуживающими учреждениями микрорайона. Полностью исключается размещение гаражей для индивидуальных автомобилей внутри микрорайонов.

Таким образом, Правила дают основание не допускать расположения в жилых домах магазинов и других объектов, являющихся источниками шума и загрязнения воздуха в микрорайоне.

Строительство в пригородной зоне подчиняется требованиям планировки и застройки города. В этой зоне допускаются реконструкция существующих и строительство новых предприятий, лишь непосредственно обслуживающих город и имеющих технологическую связь с предприятиями, расположенными в городе, при условии обязательного обезвреживания производственных вредностей. Вокруг городов предусматривается устройство лесопаркового пояса, общая площадь его определяется из расчета 200 м2 на 1 жителя крупного города, 100 м2 на 1 жителя большого города и 50 м2 на 1 жителя остальных городов. На территории лесопаркового пояса запрещаются все виды строительства, за исключением зданий и сооружений для массового отдыха, для обслуживания лесного и сельского хозяйства, железнодорожных и автомобильных устройств.

Предусматривается комплексное осуществление систем инженерных мероприятий и благоустройства в населенных местах независимо от численности населения, климатических и других факторов в целях обеспечения необходимых санитарно-гигиенических условий и высокого уровня удобств для населения.

Впервые изложенные в СНиП нормы и правила планировки и застройки сельских населенных мест вошли в общие требования об обеспечении наиболее благоприятных условий жизни во всех городах, поселках и сельских населенных местах. Отдельные указания касаются некоторых вопросов, отражающих специфику сельских населенных мест.

Приведенные выше и многие другие правила СНиП, имеющие важное санитарно-гигиеническое значение, должны лечь в основу повседневной работы санитарных органов при проведении предупредительного и текущего надзора за планировкой, застройкой и благоустройством населенных мест.

Отмечая положительное значение новых правил СНиП, необходимо обратить внимание на некоторые указания, сделанные без учета данных научных гигиенических исследований. Это касается прежде всего указаний о нормах и порядке определения ширины санитарно-защитных зон от промышленных предприятий. Материалы научных исследований свидетельствуют о необходимости пересмотра устаревших норм (СНиП М, 1—62 и СН-245-63) и значительного увеличения ширины санитарно-защитных зон (разрывов) для многих видов производств, особенно крупных металлургических, химических и ряда других предприятий. В практике планировки ряда городов в последние годы фактически применяются санитарно-защитные разрывы шириной в 5—10 км и более (Темир-Тау, Липецк, Магнитогорск и др.). Тем не менее в новых СНиП предлагается руководствоваться устаревшими нормами. Рекомендуется определять санитарно-за-щитную зону не между границами промышленных площадок и жилой

территорией, а от источника выброса до жилых и общественных зданий. При этом допускается почти всю ширину защитной зоны размещать на заводской территории, которая занята другими производственными зданиями, служащими источниками выбросов и шума.

Кроме того, до 50% ширины защитной зоны разрешается занять под строительство других промышленных предприятий и зданий. Для озеленения рекомендуется отводить лишь 40% оставшейся свободной территории, т. е. около 20%всей ширины защитной зоны. Таким образом, практически значение санитарно-защитных зон сводится к нулю, а предложения о защите от производственных выбросов носят формальный характер.

При недостаточном внимании санитарных органов и слабой их активности в осуществлении предупредительного санитарного надзора относительно размещения промышленности с санитарно-защитными зонами и проектов планировки и застройки городов могут создаться крайне нездоровые условия жизни населения в зоне шума и атмосферы, загрязненной выбросами промышленных предприятий.

Должны привлечь внимание повышенные показатели плотности жилого фонда на 1 га территории микрорайонов. Следует учесть, что известные примеры планировки и застройки микрорайонов с повышенными плотностями характеризуются нарушением санитарно-гигиенических условий.

Рекомендуется обеспечение жилых помещений и территорий прямым солнечным облучением ежедневно в течение 3 часов лишь в случае, если это не приводит у удорожанию строительства. Подобная рекомендация дает повод для создания препятствий к применению Санитарных правил № 427—63. Невзирая на это, санитарные органы обладают правом настаивать на неукоснительном соблюдении обязательных Санитарных правил, утвержденных Главной санитарной инспекцией СССР. Лишь исключительные местные условия, затрудняющие точное соблюдение этих правил, могут явиться основанием для некоторого смягчения требований.

В новых правилах отсутствуют указания о составе зеленых насаждений общего пользования. В связи с этим возможно неправильное включение санитарно-защитных зон в состав насаждений общего пользования или однорядовых уличных и других посадок, которые по площади могут явиться преобладающими, но совершенно не равноценными гигиеническому значению парков, садов и скверов.

Исключено требование о необходимости осуществления противомалярийных мероприятий в местностях, прилегающих к городу в радиусе не менее 3 км от территории застройки. Между тем это требование имеет большое оздоровительное значение.

В целом строительные нормы и правила содержат достаточно ясные указания об обеспечении лучших санитарно-гигиенических условий жизни в населенных местах. Государственные санитарные органы, руководствуясь решениями XXIII съезда КПСС, многочисленными пунктами новых СНиП и обязательными Санитарными нормами и правилами, имеют возможность не допускать нарушений санитарно-гигиенических правил и норм и своевременно предотвращать неправильное использование некоторых указаний СНиП, что может повлечь за собой создание нездоровых условий жизни для населения.

В то же время ряд указаний, выполнение которых не может способствовать созданию благоприятных условий жизни в населенных местах, должен быть возможно скорее пересмотрен в соответствии с новейшими данными гигиенической науки и градостроительной практики. Следует уделить внимание дальнейшему развитию гигиенических исследований, касающихся ряда вопросов планировки и застройки населенных мест, в целях повышения качества планировки и строительства и улучшения условий жизни населения.

Поступила 16/1 1967 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.