Научная статья на тему 'Устойчивое развитие городского лесного хозяйства'

Устойчивое развитие городского лесного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
513
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие городского лесного хозяйства»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Е.Г. МОЗОЛЕВСКАЯ, зав. кафедрой экологии и защиты леса, академик РАЕН и ЖКА , Е.Г. КУЛИКОВА, доцент

В целях восстановления и рационального использования природного и историко-культурного потенциала г. Москвы и ее пригородных территорий, выполняющих средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные задачи и способствующие осуществлению Москвой функций столицы Российской Федерации, Правительство Российской Федерации по предложению Правительства Москвы и администрации Московской обл. приняло решение о создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области (Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 727).

В терминологическом справочнике ВНИИЦлесресурс среди определений лесов разных категорий имеется определение городских лесов: это «участки леса, расположенные в пределах городской черты, выполняющие важные средоза-

щитные, климаторегулирующие, санитарно-гигиенические и рекреационные функции, оказывающие положительное влияние на экологическую обстановку городов и обеспечивающие благоприятные условия отдыха людей в лесной обстановке».

В Лесном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 22 января 1997 г., содержатся основополагающие положения по режиму ведения хозяйства в городских и пригородных лесах. Так в статье 10 сказано, что выделена специальная категория лесов, так называемые леса, не входящие в лесной фонд. В их числе значатся леса, расположенные на землях городских поселений -городские леса, в которых купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков леса, не входящих в лесной фонд, не допускаются (Ст. 12)

Известно, что участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица (Ст. 13), а лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд (Ст. 17). Законом предусмотрено безвозмездное пользование и краткосрочное пользование участками лесов, не входящими в лесной фонд. Содержание прав пользования определяется федеральным законом (Ст. 22). При этом государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов распространяется и на не входящие в лесной фонд леса и основывается на принципах устойчивого развития и рационального, непрерывного, неисто-щительного лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (Ст. 50). Поэтому государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляют органы государственной власти субъектов РФ, федеральный орган управления ЛХ, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды.

Как известно, леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. Поэтому в лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления и прочих рубок специального назначения (Ст. 133).

Городские леса и зеленые насаждения Москвы и ее пригородной зеленой зоны можно рассматривать, как фактор стабилизации и сохранения жизненной среды человека и как средство, повы-

шающее безопасность функционирования важнейших структур и систем города -промышленных, коммунальных и культурных объектов, транспортных, энергетических, топливных магистралей и сооружений и проч. Кроме того, следует иметь ввиду возможность использования лесов и зеленых насаждений в городе для рекультивации территорий, загрязненных промышленными и бытовыми отходами, как маскирующий и облагораживающий элемент ландшафта, а лесоразведение и озеленение - как первый этап освоения территорий в местах катастроф и нарушений, в том числе в геоактивных и геопатогенных зонах.

Городские леса являются принадлежностью многих крупных городов мира и представляют собой своеобразные лесные экосистемы, по составу и структуре биоценозов промежуточные между естественными пригородными лесами и городскими парками. Доля озелененной, в том числе лесопокрытой территории в городах мира колеблется в значительных пределах: от 60 % в г. Братиславе до 5 % в г. Мадриде и 2,2 % в г. Мехико. В среднем на одного городского жителя приходится 1,94 м2 озелененной площади при том, что по рекомендации Всемирной организации здоровья этот показатель равен 9 м2. В отдельных странах, например, в Турции она колеблется от 0,03 до 10 м2, а в г. Копенгагене - достигает 43 м2 на одного жителя. Для поддержания озелененных территорий в развитых странах на одного жителя там тратится примерно 16 долларов в год.

В связи с глобальными процессами урбанизации территорий и возрастанием средоформирующей и средосберегающей роли городских и пригородных лесов и зеленых насаждений городов в мировой практике ведения лесного хозяйства появилась сравнительно новая ветвь. Для ее обозначения в последнее время в зарубежной литературе все чаще употребляется термин «urban forestry», что означает «городское лесное хозяйство».

Перечень полезных свойств насаждений города и пригородной зоны очень

велик: они осуществляют секвестр углерода, что оказывает решающее влияние на глобальные изменения климата; обладают поглотительной способностью и служат зеленым фильтром города; смягчают воздействие выбросов ТЭЦ, промышленных, транспортных, коммунально-бытовых предприятий; выполняют градостроительные, ландшафтообразующие и архитектурные функции и изолируют дороги; снижают шум; способны затенять и охлаждать городскую среду, улучшать почву и перераспределять и накапливать осадки, осуществлять водоохранные функции, блокировать штормовые ветры, служить местом концентрации естественной флоры и фауны и поддерживать и сохранять биоразнообразие в живой природе и окружающей среде. Установлено, что биоразнообразие максимально сохраняется в давно сложившихся старых лесных массивах, которые являются относительно богатыми сообществами.

В Европе при свойственной её странам высокой плотности населения выделяется Германия, как страна уделяющая большое внимание озелененным территориям в инфраструктуре городов. Это выражается в сложившейся там концепции эффективного планирования и управления системой озеленения городов. Такие концепции специфичны и зависят от истории, планировки, ландшафтов и природных особенностей крупных городов. При этом лесопарки и парки не рассматриваются как заповедные территории и элементы дикой природы, в условиях города они прежде всего удовлетворяют рекреационные и социальные потребности населения.

Так, в г. Ганновере планирование озелененных территорий проходит 2 фазы: сначала проводится ландшафтный анализ территории, когда анализируются все виды и формы территорий, подлежащей преобразованию, следующая фаза -это процесс комбинирования ландшафтного плана с планами градостроительства. Перед строителями выдвигается требование: не ухудшать природную среду, а улучшить условия существования город-

ских лесных и парковых насаждений. При нарушении этих условий взимается денежная компенсация.

В г. Мюнхене с 1992 г. принят план по созданию 14 зеленых полос (коридоров) общей площадью 584 га для соединения города с зелеными территориями окружающего ландшафта, он рассчитан на 25 лет и потребует затрат в 430 млн. долларов.

Приоритетным свойством городских и пригородных лесов и зеленых насаждений мировая общественность считает благотворное воздействие на психику человека, снижение агрессивности городской среды и обеспечение благосостояния населения.

На XI Мировом лесном конгрессе (Анталия, 1997) среди других важных для мирового лесного хозяйства вопросов большое внимание уделялось городскому лесному хозяйству. Развивающаяся в настоящее время в сознании мирового сообщества идея устойчивого развития стремится представить проблемы развития как взаимодействие природных, экономических и социальных систем.

Экологически устойчивое развитие городских и пригородных территорий, по мнению Г. Цоловой (1996), может быть реальным при соблюдении следующих требований:

1) восприятии пригородных зон как динамических экосистем с учетом влияния на них человеческой деятельности; 2) оценки емкости городского и пригородного ландшафта; 3) применении правил и норм при планировании и создании экологических, культурных и экономических систем; 4) использовании динамических нормативов и результатов оценки возобновляющихся и не возобновляющихся ресурсов пригородных зон, в том числе лесных ресурсов; 5) соблюдение социальной и экологической этики при принятии решений.

В настоящее время в ведении Москвы находится 8 леспаркхозов и 39 лесопарков, в том числе Природно-истори-ческий лесопарк «Горки», Природный парк «Битцевский лес», уникальные про-

изведения садово-паркового искусства -лесопарки Измайлово, Кузьминки, Кусково, Покровско-Стрешнево, Фили-Кун-цево, Сокольники, Царицино. Территория лесопаркового пояса Москвы в настоящее время включает 72 тыс. га лесной площади. Из положений Лесного кодекса вытекает ответственность пользователей лесами лесопарков Москвы за осуществление целого комплекса мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие этих лесов и поддержание их устойчивости и полезных функций.

Зеленые насаждения города составляют вместе с лесами зеленого кольца Москвы единую систему, имеют в своем составе те же самые или сходные комплексы видов живых организмов, испытывают влияние тех же или сходных факторов неблагоприятного воздействия окружающей среды и нуждаются в единой, отличающейся лишь в деталях, системе лесохозяйственных и в том числе защитных мероприятий.

По мнению И.В. Лазаревой, о требуемом соответствии качественных характеристик территорий города можно судить по их естественному маркеру - сохранности и жизнеспособности зеленых насаждений. Поэтому важно иметь представление не только о случаях массового усыхания зеленых насаждений и лесов на контролируемой территории, но и о медленных процессах их деградации или повреждения, которые могут служить сигналами экологического неблагополучия территорий.

На основании многолетних исследований специалистов кафедры экологии и защиты выявлены и классифицированы естественные и антропогенные факторы нарушения устойчивости и снижения полезных функций зеленых насаждений и городских лесов г. Москвы. Часто они действуют как комплексные и в этих случаях, особенно губительны. Все выявленные факторы неблагоприятного воздействия на зеленые насаждения и леса города классифицированы по масштабу и периодичности проявления и оценены по степени воздействия и его последствиям

(Мозолевская и др., 1992, 1994, Мозолев-ская, 1996).

К естественным факторам нарушения устойчивости городских лесов и лесов лесопарковой защитной зоны г. Москвы относятся периодически наблюдающиеся неблагоприятные погодные условия и стихийные бедствия (ураганные ветры, обильные снегопады, поздневесенние и летние заморозки, годовой или сезонный недостаток осадков, экстремально высокие или низкие температуры и т.п.); высокий возраст (перестойность) части насаждений, сопровождающийся снижением их устойчивости и увеличением распространения в них комплекса гнилевых болезней; комплекс гнилевых и некрозно-раковых болезней, способных развиваться на живых деревьях и образовывать очаги, среди которых наибольшее значение имеют корневая губка и опенок в сосняках и ельниках, стволовые и корневые гнили в насаждениях всех лесообразующих хвойных и лиственных пород, тиростромоз липы, смоляной рак сосны, голландская болезнь ильмовых пород; периодические повреждения лесов насекомыми (хвое- и листогрызущими и стволовыми вредителями и др.); повреждения лесов дикими копытными, способствующие ослаблению и поражению деревьев стволовыми гнилями.

К числу антропогенных факторов неблагоприятного воздействия на леса зеленой зоны г. Москвы относятся такие факторы, как загрязнение атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, почвы промышленными и бытовыми отходами; избыточное рекреационное воздействие, сопровождающееся уплотнением почвы, нарушением естественного живого покрова, многочисленными механическими повреждениями комлевой части деревьев, уничтожением и повреждением подроста и подлеска, образованием непланируемых дорог и заездов по границам насаждений леспаркхозов, расположенных вблизи от населенных пунктов и вдоль трасс; нарушение гидрологического режима и эрозионные процессы, вызванные неправильными хозяйственными мероприятиями и промышленной деятельностью; лесные

пожары, связанные с нарушением пожарной безопасности населением в засушливые сезоны и годы; несовершенство режима ведения хозяйства, при котором из-за необоснованного запрета на активные лесохозяйственные мероприятия, из-за отсутствия или запаздывания санитарных и лесовосстановительных рубок, создаются условия для нарушения оптимальной возрастной структуры лесов, увеличения площади перестойных насаждений, роста очагов гнилевых болезней.

Как уже говорилось выше, в большинстве случаев факторы неблагоприятного воздействия на леса и урбоэкосисте-мы действуют как комплексные. Так например, в связи с периодическими, хотя и не часто повторяющимися ветрами ураганного характера, в особенности в многоснежные зимы, в лесах зеленой зоны г. Москвы наблюдаются массовые вывалы деревьев. Этому способствуют комлевые и стволовые гнили, распространение которых особенно широко в перестойных насаждениях, а также в участках леса, где массовыми являются поранения стволов деревьев лосями, механические повреждения стволов и корней и морозобойные трещины. Комплексное неблагоприятное воздействие на леса и зеленые насаждения г. Москвы обычно оказывают и такие природные факторы как обильные снегопады, поздневесенние и летние заморозки, годовой или сезонный недостаток осадков, экстремально высокие или низкие температуры.

Как показали исследования кафедры экологии и защиты леса МГУЛа, в последние два года размер отпада в лесных насаждениях г. Москвы в среднем не превышал размера естественного (см. статью «Итоги мониторинга ...» в настоящем номере журнала). Это говорит о сравнительном благополучии их состояния и сохранении биологической устойчивости даже в условиях высокой степени антропогенного воздействия. Случаи полного усыхания насаждений наблюдаются в лесопарках лишь в локальных участках лесов, скорее это группы или куртины усыхания деревьев, связанные с поражением

болезнями, перестойностью, лесными пожарами, с транспортным загрязнением или нарушением гидрологического режима из-за дорожного или промышленного строительства.

Исследования показали, что в лесопарках г. Москвы, даже расположенных в районе города с сильным фоновым загрязнением окружающей среды, например, в насаждениях лесопарка «Измайлово», тем не менее наблюдалось естественное затухание вспышки массового размножения листогрызущих насекомых без вмешательства человека под влиянием естественных факторов (Сураппаева, 1996). Это указывает на достаточно высокую устойчивость взаимоотношений между видами живых организмов в лесных биоценозах города, обычно свойственных и закономерных для естественных и антропогенно не нарушенных лесов. Поэтому при выборе и осуществлении стратегии защиты городских лесов и лесопарков от листогрызущих насекомых можно рассчитывать на возможность затухания их очагов под воздействием регулирующей роли их энтомофагов и болезней и обходиться без применения химических мер защиты, что особенно важно в условиях города.

Одним из главных экологических критериев устойчивого развития города является длительное во времени проживание населения города практически на одном и том же месте в течение столетий (к таким городам относится и Москва). Это единственный обобщающий показатель пригодности территории для расселения, размещения селитебных функциональных зон. При этом важно знать внутренние и внешние пределы такой устойчивости. Количественной мерой этих пределов служат с одной стороны критерии здоровья человека, а с другой - нормальное произрастание древесных насаждений (Лазарева, 1996).

Природные массивы городских и пригородных лесов органично входят в архитектурно-планировочную структуру города, если они функционально, композиционно и планировочно связаны с различными моно- или полифункциональны-

ми зонами города и сопредельных с ним территорий. Потому так важно назначать мероприятия по сохранению и восстановлению таких массивов и развитию зеленых насаждений, четко различая специфику схемы охраны озелененных пространств города, их функционального использования в зависимости от природообусловленных границ биогенных территорий. В случае необходимости поддержания здоровья населения в каждой функциональной зоне города: селитебной, производственной, в пределах мест массового посещения, больничных комплексов и пр., важно расширить число озелененных территорий. С позиций экологообеспеченной и эстетически ценной среды города необходимо выявить и сформировать, как целостную систему, все крупные лесные и озелененные массивы города; они послужат ядрами его планировочной структуры.

Городское лесное хозяйство за рубежом - это управление общественными и частными землями, находящимися внутри городских территорий или по соседству с ними. Как и у нас в стране, категории земель и открытых пространств, относимые к городским насаждениям, включают в себя различные типы городских территорий: зеленые пояса, парки, скверы, уличные посадки, жилые кварталы, заповедные земли, промышленные и коммерческие парки, неразработанные участки, затапливаемые равнины, стоянки, смежные с городскими сельскохозяйственные угодья, реки и водоразделы. Управление этими участками координируется с управлением «застроенной» средой внутри городов.

Определение общих ресурсов зеленых насаждений, взаимоотношения между их компонентами, сложность прав собственности и интересов групп, и прямая роль городских насаждений в сохранении здоровья и экономического благосостояния городских жителей являются основным содержанием программ управления городскими насаждениями за рубежом. Городским насаждениям придаются две основные функции, это:

1) поддержание естественных процессов (круговороты воды, газообразных и питательных веществ, поддержание флоры и фауны); 2) обеспечение экономических и социальных благ населения.

Осуществление этих функций включает в себя традиционные по нашим понятиям направления, такие как улучшение внешнего вида городов, смягчение экстремальных температур, шумового, воздушного и водного загрязнений, контроль стоков, улучшение качества воды, повышение рекреационных возможностей, обеспечение местообитаний для птиц и зверей и т.д. Вместе с тем, это и решение таких нетрадиционных для нас задач, как максимизация отдачи от расходов на городские насаждения, привлечение бизнеса и постоянных жителей в те или иные города или районы города, поддержание общественной гордости населения и стабильности социальной обстановки, увеличение ценности собственности, поощрение этики сохранения природы в сознании городской общественности.

В соответствии со сказанным, сама служба городского лесного хозяйства включает в себя самые разные аспекты деятельности: от управленческих и правовых до чисто практических.

Одним из самых важных аспектов административной работы в городском лесном хозяйстве является обеспечение правовых норм. Это связано с теми обязательствами, которые берет на себя администрация по обеспечению надлежащего ухода за насаждениями. Они не должны быть источником угрозы повреждений для жителей городов (при ветрах, дождях, ливнях и т.д.) с одной стороны, а с другой

- быть безопасными для тех, кто работает с ними. В связи с этим разработана система обязательного страхования.

Сертификация и лицензирования широко применяются для работ и работников, связанных с обработками пестицидами, поставкой посадочного материала и другими работами по озеленению и содержанию зеленых насаждений и городских лесов. В городском лесном хозяйстве широко используется система контрактов

на выращивание и поставку посадочного материала и осуществление ухода за насаждениями.

Особое значение в системе городского хозяйства уделяется проблеме защиты растений от вредителей и болезней в связи с высокой ценностью городских насаждений и большими затратами на уход за ними. При этом к числу наиболее опасных и для лесных, и для городских насаждений относят короедов на хвойных, непарного шелкопряда, вилт дуба, корневую губку, голландскую болезнь ильмовых пород. К важным именно в городских условиях вредителям и болезням относят сосущих вредителей (в том числе тлей и кокцид), минеров, трубковертов, некрозно-раковые болезни и болезни типа ржавчины и мучнистой росы.

При разработке стратегии борьбы в зеленых насаждениях, в отличие от лесных, руководствуются состоянием каждого дерева, а не насаждения в целом. Поэтому часто применяются индивидуальные методы ухода за деревьями (вплоть до инъекции пестицидов в ствол дерева, механического сбора насекомых и обрезки отдельных ветвей), и редко проводится массовая обработка пестицидами. Для назначения обработки требуются профессионально установленный диагноз и всесторонняя оценка последствий. Разработаны специфические для города техника обработки насаждений и меры по обеспечению безопасности.

Исключительно важной частью деятельности городской службы зеленых насаждений является работа по сохранению фауны животных и птиц. В первую очередь, это связано с сохранением их местообитаний (мертвых дуплистых деревьев, подлеска, неизменяемых границ городских лесов и парков, соединительных коридоров между объектами озеленения и т.д.). Такое же значение придается работе по сохранению и очистке больших и малых рек и развитию рыболовства и сохранению местообитаний рыб (прудов, теплых и холодных речных потоков И Т.Д.).

Урбанизация изменяет естественную топографию, приводит к изменениям

в напочвенном растительном покрове, ведет к увеличению застроенных территорий. Результатом этого является загрязнение воды и почвы, эрозия, осадочные загрязнения и т.д. В связи с этим в каждом городе имеется всесторонний план развития, который включает меры по контролю за эрозией и загрязнением почв, за городскими стоками, за использованием почв в соответствии с их физико-химическими особенностями и эстетической ценностью.

Инвентаризация с целью оценки возможностей управления всеми ресурсами зеленых насаждений включает стандартные методы лесной таксации. При этом может применяться и дистанционное зондирование, и аэрофотосъемки в инфракрасном излучении. Информация обычно включает общие данные о площади насаждений, о породном составе, о вредителях и болезнях и возможностях получения древесной продукции. Периодические инвентаризации обеспечивают информацию обо всех уличных и парковых популяциях деревьев и обычно эта информация используется для начальных этапов планирования, в особенности уличных посадок. Главный акцент делается на том, чтобы получить идеи относительно состава, условий местопроизрастания и денежной оценки деревьев (посадок) вдоль шоссе, зданий, в парках. Главная функция таких инвентаризаций -обеспечить обоснование для программ, связанных с уличными насаждениями. Такого типа инвентаризации нуждаются в точной местной информации, которая включает новые или восстановленные данные на каждое дерево. Деревья оцениваются по классам состояния и эта информация затем суммируется. Периодические инвентаризации могут быть полными (100 %) или частичными в зависимости от числа обследуемых деревьев. Частичная инвентаризация требует закладки проб в предварительно определенной выборке деревьев так, чтобы они характеризовали всю популяцию, которая должна быть оценена. Непрерывная инвентаризация обеспечивает данные об индивидуальных деревьях и обычно более детальна, чем

периодическая. С течением лет история каждого дерева может быть восстановлена и использована для рекомендаций по практическому уходу и назначения схемы работ. Эти учеты позволяют также сравнительно легко получить текущие данные. Непрерывная инвентаризация обычно включает все деревья внутри определенной популяции (т.е. все деревья улицы, все деревья парка, все зарегистрированные деревья). Данные учетов описывают множество аспектов расположения дерева, видовых особенностей древесной породы, условий местообитания.

К числу исключительно важных факторов, влияющих на общее состояние дерева в городских условиях, относят происходящее постепенно уплотнение почвы и заглубление корневой системы. Это влечет за собой значительное снижение газо- и водообмена, ухудшение питания. Наиболее типичные способы защиты насаждений от подобных явлений включают в себя освобождение (очистку) стволов деревьев до корневой шейки, создание дренажных систем и установку устройств для дополнительного полива и подкормки растений, а также компенсаторную обрезку кроны пропорционально степени деградации корней.

Специальными разделами работы городского лесного хозяйства за рубежом является работа с населением и проведение образовательных акций. Существуют образовательные программы для разных категорий населения (школьники, группы молодежи, постоянные жители городов, деловые люди, представители промышленности и т.д.) (12).

Переработка древесных отходов городских насаждений - другой важный аспект деятельности. Эти отходы и продукты их переработки находят самое разное применение. Они могут применяться и для получения лесопильных материалов, и для получения щепы, которая находит чрезвычайно широкое применение как мульчирующий материал повсеместно в городах.

Таким образом, городское лесное хозяйство за рубежом, в том числе под-

разделения, отвечающие за защиту зеленых насаждений и поддержание их устойчивости, декоративности и функциональной роли, проводит чрезвычайно разнообразную, многопрофильную работу для сохранения и поддержания городских насаждений, естественных процессов в них для обеспечения социальных благ городских жителей.

Стратегия и режим ведения лесного хозяйства в городских и пригородных лесах Москвы должны обеспечивать их сохранность, биологическое разнообразие ценозов и устойчивость (устойчивое развитие).

Очевидно, что общепризнанным является приоритетность средообразующих и средоохранных функций городских и пригородных лесов, как поглотителей и накопителей углерода и аккумулятора загрязнений. При этом аккумуляция углерода - пропорциональна площади и фитомассе лесных насаждений, следовательно, чем больше доля территории города и пригорода, занятая лесами, тем больше степень очищения среды в непосредственной близости от источника загрязнений, каким является крупный город.

Отсюда вытекает первый и главный вывод - в условиях кризисного состояния уличных посадок и многих других объектов озеленения в г. Москве необходимо сохранять и ни в коем случае не уменьшать территорию, занятую лесом, и сохранять целостность лесных территорий. Следует всеми средствами внедрять в сознание общества положение о том, что леса -средство экологической безопасности и основа благосостояния государства.

Из положений Лесного кодекса вытекает ответственность пользователей лесами лесопарков Москвы за осуществление целого комплекса мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие этих лесов и поддержание их устойчивости и полезных функций.

Необходимо отдавать себе ясное представление о том, что сохранить лес в условиях города без обеспечения его охраны и защиты, лесовосстановительных, биотехнических и других специальных

лесохозяйственных мероприятий, так же как поддержание в лесопарках Москвы полного заповедного режима, невозможно.

В задачи администрации и лесной службы лесопарков должны входить: ведение эффективного экологического мониторинга, осуществление необходимых противопожарных, лесовосстановительных, зоотехнических и (биотехнических) мероприятий, выполнение санитарнооздоровительных и прочих рубок ухода и восстановления с целью формирования устойчивых насаждений, и в случае необходимости индивидуальное лечение и уход за ценными и мемориальными деревьями, обязательное благоустройство части наиболее посещаемых территорий, охрана и защита лесов и активная просветительская и образовательная деятельность.

При ведении городского лесного хозяйства в Москве должны учитываться прежде всего существующие факторы дестабилизации состояния зеленых насаждений и лесов природного и антропогенного характера, действующие в Москве и ее лесопарковом защитном поясе, и масштаб влияния и роль каждого из них. Для этого необходимо располагать методами и средствами для их диагностики при нарушении устойчивости, ослаблении и локальном и массовом усыхании насаждений. Эти данные могут быть получены лишь при внедрении в практику городского лесного хозяйства эффективной системы слежения за состоянием насаждений - системы лесопатологического мониторинга.

Необходимость организации мониторинга состояния зеленых насаждений, пригородных и городских лесов Москвы обусловлена сложившейся потребностью в восстановлении и повышении устойчивости и экологических функций зеленого фонда города в усложнившейся экологической ситуации. Это должна быть постоянно действующая система оперативного контроля за нарушением их устойчивости, повреждением вредителями, поражением болезнями и другими природными и антро-

погенными факторами среды, а также система слежения за динамикой этих процессов, обеспечивающая раннее выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций, получение материалов для обоснования и принятия своевременных законодательных, управленческих, технологических решений, выбора оптимальных вариантов стратегии защитных и природоохранных мероприятий и обеспечения экологообоснованной деятельности системы городского хозяйства с использованием эколого-экономичес-ких критериев.

Вторым важным мероприятием по поддержанию устойчивого развития лесного хозяйства в городских лесах является регулярное лесоустройство и инвентаризация насаждений зеленого фонда г. Москвы всех категорий независимо от фондодержателей с привлечением специализированного лесоустроительного предприятия и соответствующего финансирования этой работы за счет фондодержателей, Инвентаризация должна быть осуществлена на базе существующих в лесоустройстве и приспособленных для городского лесного хозяйства передовых компьютерных технологий, что позволит впоследствии обеспечить непрерывное слежение за размерами, состоянием и качеством зеленого фонда.

В перспективе необходимо стремиться к решению таких важных вопросов как усовершенствование системы землепользования в городе, при котором одной из приоритетных целей будет увеличение площади и относительной доли озелененных и облесенных территорий в пределах города и в его пригородной зеленой зоне за счет резервных площадей, в том числе и прежде всего обеспечение обязательного создания защитных зеленых зон вокруг промышленных объектов и транспортных магистралей, в том числе вдоль МКАД, и многие другие. Целесообразно ввести в систему оценки земельного фонда города и в земельный кадастр экологическую составляющую, учитывающую долю озелененной площади земельных участ-

ков, качество и состояние лесов и зеленых насаждений в районах города и пригородной зеленой зоны.

Оптимизация стратегии управления численностью популяций растительных насекомых и патогенов (возбудителей болезней) в городских лесах, парках и в пригородных лесах на основе знаний их видового состава, биологии и экологии -это одна из главных задач службы защиты растений и действенное средство поддержания устойчивости и полезных функций зеленых насаждений города.

Известно, что в лесах массовые размножения вредителей и эпифитотии являются одной из форм реакции экосистем на снижение или нарушение их устойчивости. Поэтому эффективное воздействие на вредные организмы возможно преимущественно опосредованно через воздействие на лесные экосистемы в целом, хотя это и не исключает применения непосредственно против них всего арсенала активных и специализированных методов и средств. В связи с этим достижение указанной выше цели реализуется по двум направлениям: сохранение биологической устойчивости лесных биогеоценозов, а в случае их дигрессии - либо восстановление, либо замена на равноценные по продуктивности и полезным свойствам; снижение ущерба от вредных организмов путем регулирования их численности и распространения на безопасном уровне.

Санитарные правила для городских и пригородных лесов Москвы должны отвечать следующим требованиям: предлагаемые мероприятия и рекомендации должны обеспечивать поддержание биологической устойчивости лесов, выполнение ими необходимых экологических (средоохранных, средоформирующих, санитарно-гигиенических) и рекреационных функций, максимальное сохранение природных комплексов и их компонентов, аборигенных видов животных и растений, а также соответствовать определенным режимам ведения хозяйства в лесах лесопаркового защитного пояса г. Москвы и в зонах разного функционального назначе-

ния. При составлении проекта правил принимались во внимание установки по ведению лесного хозяйства, регламентированные рядом директивных документов, в том числе сформулированными в них основными положениями по ведению лесного хозяйства в лесопарковом защитном поясе городов и среди них указаниями о принятых в этих лесах рубках (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные и в исключительных случаях сплошные санитарные рубки, рубки реконструкции малоценных насаждений, теряющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, рубки формирования ландшафта). Все перечисленные виды рубок имеют главной целью улучшение состояния дре-востоев, усиление их природоохранных функций, а сопутствующей (тоже достаточно важной) целью - рациональное использование запасов спелых и перестойных насаждений и снижение пожарной опасности.

Разработанные по заданию МЛПТО «Мослесопарк» кафедрой экологии и защиты леса МГУЛа «Правила» устанавливают общий порядок выполнения основных санитарных требований в городских лесах и лесах лесопаркового защитного пояса г. Москвы для поддержания биологической устойчивости лесов, эффективного выполнения ими необходимых экологических и рекреационных функций, для предупреждения и локализации очагов вредителей и болезней при установленном в лесах лесопаркового защитного пояса г. Москвы режиме ведения хозяйства и осуществлении лесных пользований, а также при производстве в вышеуказанном лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства.

Необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий рекомендуется определять на основании оценки лесопатологического и санитарного состояния лесов с учетом их территориального положения и принадлежности к определенной хозяйственной части и зоне функционального назначения, их породного состава и возраста, их транспортной доступности, а также экономиче-

ской и экологической целесообразности мероприятий.

Основной объем санитарно-оздоровительных мероприятий рекомендуется назначать и осуществлять в насаждениях, с нарушенной и утраченной устойчивостью, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, промышленными выбросами или иными неблагоприятными факторами среды, а также в очагах болезней и в очагах массового размножения вредных насекомых, вызывающих повреждение и гибель деревьев в размерах, угрожающих целостности лесных насаждений и нарушению их целевых функций.

При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий должны соблюдаться требования охраны животного мира, редких и исчезающих видов растений, уникальных растительных сообществ и природных комплексов.

Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся в лесах всех хозяйственных и функциональных зон леспаркхо-зов, в том числе в лесохозяйственной, лесопарковой и парковой. В участках леса с заповедным и заказным режимом, в мемориальных и особо охраняемых насаждениях, насаждениях и участках территории лесопарков и национальных природных парков санитарно-оздоровительные мероприятия регламентируются специальными Положениями.

Особенности проведения этих мероприятий, их интенсивность и повторяемость зависят от состояния и устойчивости лесов, функционального назначения отдельных участков леса, степени и характера антропогенной и в том числе рекреационной нагрузки.

Для сохранения устойчивости лесных территорий в непосредственной близости к городу и в его пределах необходимо проводить функциональное зонирование, структуризацию лесных территорий в зависимости от их местоположения и особенностей окружающего пространства с назначением разного режима ведения хозяйства в этих зонах от полностью регулируемого с интенсивными метода воздействия, специальным планированием

и благоустройством территории до «условно-заповедного» в глубине крупных лесных массивов или в определенных ландшафтных подразделениях, поддерживающих биологическое разнообразие биоты.

Следует предусмотреть разработку и создание особых типов культур, соответствующих определенным типам ландшафтов с особым строением опушек и дифференцированным их обустройством в зависимости от характера окружающей территории, состава, структуры и плотности населения на ней. При малой плотности населения возможен нерегулируемый доступ людей в лесопарки, при высокой плотности - обязательна регуляция потоков посетителей путем благоустройства территории и развития дорожно-тропи-ночной сети, а также создание «центров притяжения» населения вне уязвимых участков территории лесопарков.

При этом целесообразно руководствоваться существующими Положениями и документами Рослесхоза о Национальных парках и особо охраняемых территориях, опытом, накопленным лесово-дственной наукой, лесо-парко- устройством и конкретным опытом отдельных леспаркхозов и национальных парков России и мира по дифференцированному и экологически обоснованному функциональному зонированию территорий и режиму ведения хозяйства в этих зонах.

Для обеспечения непрерывности зеленых коридоров между городскими и пригородными лесными массивами с целью поддержания их биологического разнообразия, а также для насыщения искусственно создаваемых зеленых насаждений города видами аборигенной лесной флоры и фауны следует рекомендовать увеличение доли озелененных территорий за счет малых участков неудобий, нарушенных земель, пустырей, полос отчуждения, свободных участков по границам лесопарков. С этой же целью, а также в качестве пояса защиты опушек лесопарка необходимо размещение вокруг границ городских лесов специфического пояса функционально-ориентированных орга-

низаций, прежде всего социальной направленности, культурно-образовательных комплексов, озелененных территорий специального назначения и вывод из этих участков источников загрязнения и беспокойства для биоты лесопарков.

Учитывая динамику и тенденции изменения экологической, социальной и экономической ситуации в России и в Московском регионе в частности необходимо обеспечить постоянную научную и проектную поддержку режима планировки и использования территорий, регулярные пересмотр и совершенствование режима ведения городского лесного хозяйства в них, их финансовое и законодательное обеспечение.

Очевидно, что зеленые насаждения г. Москвы, городские леса и леса лесопаркового защитного пояса являются частью Природного комплекса и зеленого фонда Москвы. Территории Природного комплекса г. Москвы составляют единое целое с системой природных территорий Московского региона, они включают в себя городские и пригородные леса и лесопарки, парки, озелененные территории различного назначения, водные поверхности и долины рек. Население г. Москвы и ее пригородной зоны в лице зеленого фонда города и ее пригородов располагает огромным богатством, которое необходимо сберечь для себя и будущих поколений.

Литература

1. Куликова Е.Г. Зарубежный опыт ведения городского лесного хозяйства // Науч. тр. / МГУЛ. - 1997. - Вып. 288 (2).-С. 123-134.

2. Лазарева И.В. Градостроительные основы формирования системы озелененных пространств города // Известия Жилищно-коммунальной Академии. Городское хозяйство и экология. -1996.-Т. 1.-С. 12-14.

3. Мозолевская Е.Г. Региональный вари-

ант санитарных правил в лесопарковой зоне Москвы // В сб.: Сохранение и восстановление природнокультурных комплексов Подмосковья. - М.: Изд.

УЛИСС, 1995.-С. 196-203.

4. Мозолевская Е.Г. Факторы дестабилизации зеленых насаждений и лесов Москвы и Подмосковья // В сб.: Городское хозяйство и экология. - М.: АКХ, 1996.

- № 2. - С. 3-5.

5. Мозолевская Е.Г., Белова Н,К., Кузь-

мичев Е.П. Роль дендрофильной энто-мофауны и фитопатогенных грибов в функционировании фитоценозов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г.Москвы. // В сб.: Экологические исследования в Москве и Московской области. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - С. 117-124.

6. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С, Кузьмичев Е.П., Белова Н.К., Куликова Е.Е. Факторы наружения устойчивости зеленых насаждений г. Москвы и стратегия лесозащитных мероприятий // Науч. тр. / МГУЛ. - 1996. - Вып. 283. - С. 37-64.

7. Мозолевская Е.Г., Соколова Э.С., Трофимов В.Н., Балясова Г.Г. Причины снижения устойчивости лесов ближнего Подмосковья. // В сб.: Сохранение и восстановление природнокультурных комплексов Подмосковья. - М.: Изд. УЛИСС, 1995. - С. 191-195.

8. Положение о лесопатологическом мониторинге: Утверждено Руководителем Федеральной службы лесного хозяйства России 12 сентября 1997 г. -М., 1997. -6 с.

9. Сураппаева В.М. Состав и структура филлофагов городских лесов Москвы и динамика их популяций: Автореф. дисс. ... канд. наук. - М.: МГУЛ, 1996. - 28 с.

10. Цолова Г. Устойчивое развитие ландшафтов пригородных территорий города // Известия Жилищно-коммунальной Академии. Городское хозяйство и экология. - 1996. - Т. 1. - С. 35-37.

11. Miller R.W. Urban forestry education. Traditions and pos- sibilitici J. Forestry 1994, 92(10):26-27.

12. Nilsson K., and Т. B. Randrup. Urban and peri-urban forestry) / Forest and tree resources. Proceeding of the XI Wordl Forestry Congress. 13-22 October 1997. Antalya. V. l.S. 97-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.