Там же, 1973, № 10, с. 54. — Ч е р к и н с к и й С. Н., Габрилевская Л. Н., Л а с к и н а В. П. и др. Гиг. и сан., 1972, № 5, с. 12. — Ш т а б с к и й Б. М. Там же, 1973, ЛЪ 8, с. 24.— Яковлеве. В., Л а с к о в Ю. М. Очистка сточных вод предприятий легкой промышленности. М., 1972.
Поступила 21/VI 1974 г,
A HYGIENIC ASSESSMENT OF THE DESTRUCTION PRODUCTS OF SURFACE ACTIVE AGENTS IN WATER OZONIZATION
• A. A. Korolev, M. V. Bogdanov, B. R. Vitvitskaya
In the course of ozonization of water, contaminated with surface active agents at concentrations above the level of 2—3 mg/I, destruction products are formed, as the result of which the water acquires odours. The finding was, that the products of destruction of surface active agents with ozone are less toxic and less cumulative than the original agents and they have no allergenic properties. The organoleptic index (the smell) should be considered as the most important one in hygienic assessment of water containing products of destruction of surface active agents with ozone.
УДК 613.77(470.3! 1.2)
Канд. мед. наук Т. М. Маркосян, С. С. Криштофова
I
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАГОРОДНОГО КРАТКОВРЕМЕННОГО ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Массовый характер выездов за город в выходные и праздничные дни диктует необходимость социологического подхода к решению проблемы отдыха населения. Применение такого подхода позволяет выявить не только существующее положение, но и пожелания жителей города в отношении организации досуга на будущее, что в свою очередь может служить научной базой для прогнозирования основных перспективных тенденций развития отдыха с учетом запросов различных социально-демографических групп населения.
В связи с этим по специально разработанной нами анкете был проведен опрос москвичей (свыше 1500 человек) в 5 административных районах Москвы с различной степенью озеленения и плотностью застройки. Социально-демографическая структура опрошенных была близка к фактической для Москвы. Первичная социологическая информация обработана на ЭВМ М-220 На первом .этапе исследования рассматривались такие общие вопросы, как формы отдыха, его частота, продолжительность, сезонность, транспортная доступность и культурно-бытовое обслуживание рекреационных территорий.
Предварительные результаты опроса показывают, что летом свыше 80% опрошенных проводят свой отдых в конце недели за городом. Зимой соотношение отдыхающих в городе и за городом меняется в сторону уменьшения количества последних, составляя в субботу и воскресенье около 30—40%. В переходные сезоны года москвичи предпочитают проводить свой досуг также в городе, однако число выезжающих на природу по сравнению с зимним периодом увеличивается почти до 50%..
Основная масса жителей отдыхает за городом в среднем 1 раз в месяц. Летом поездки совершаются регулярнее: 51 % населения .выезжает более 3 раз в месяц. Большинство отдыхающих летом в субботу и воскресенье проводят за городом целый день', причем сЁыше 60%— с ночлегом. Весной и осенью число остающихся на ночь снижается в 2 раза, а зимой —в 6 раз. Продолжительность зимнего отдыха составляет, как правило, 1—6 ч.
Во все сезоны года велика доля неорганизованно отдыхающих; летом она достигает максимума — свыше 80%. Выезжающие за город в основном
1 Вычислительный центр АМН СССР.
отдыхают в лесу, на даче и в лесопарковом поясе. В оздоровительных учреждениях отдыхает не более 20%. Самыми доступными из этих учреждений являются туристские базы, дома 1—2-дневного отдыха, пансионаты, зимой еще и лыжные базы. Такими учреждениями отдыха, как мотели, кемпинги, плавучие базы отдыха, охотничьи, рыболовные базы, трейлер-ные лагери, москвичи пользуются редко.
Популярными формами загородного отдыха, оказывающими наиболее благотворное влияние на самочувствие отдыхающих, являются прогулки пешком (в лесу, по живописным местам и т. д.), отдых у водоема (купание, солнечные ванны), сбор грибов и ягод, тихий .отдых в лесу (чтение, настольные игры), занятия физкультурой и спортом, рыбная ловля, посещение исторических и архитектурных достопримечательностей. Мало занимается население охотой (около 1 %), сбором растений для гербариев, лекарственных трав и т. п. (1%). Около 10% предпочитают недеятельный отдых («ничегонеделание»). Улучшение самочувствия субъективно проявляется прежде всего исчезновением усталости, возникшей в конце рабочей недели, улучшением работоспособности, сна, исчезновением раздражительности.
Анализ данных показывает, что на выбор того или иного места отдыха в первую очередь оказывают влияние природные условия (наличие водоема, леса), красивые живописные места (соответственно 54 и 40%), тишина, покой, уединенность (20%), удобная транспортная связь с домом (18%), возможность заниматься своим любимым делом — играми, рыбной ловлей, охотой и т. п. (14%), наличие условий для ночлега (12%), близость места отдыха к дому (12%). В меньшей степени влияют такие моменты, как материальные затраты, возможность удовлетворить свои познавательные интересы, развитие культурно-бытовой сети (наличие пунктов проката спортивного инвентаря, спортивных и игровых площадок, пунктов питания, культурно-массовых учреждений, путевок). Менее всего выбор места отдыха зависит от наличия стоянок для автомашин (около 2%).
По данным опроса, наибольшее количество поездок совершается на расстояние от 10 до 30 км от центра города (60%), что по времени занимает у отдыхающих от 30 мин до 1х/2 ч. Незначительная часть опрошенных выезжает на расстояние 30—40 км (16%), еще меньше — на расстояние 40— 60 км и только около 6% отдыхает на расстоянии свыше 3 ч езды от центра города. Среди опрошенных 3,5% отдыхают в районе пешеходной доступности. Во время передвижения коммунальным или железнодорожным транспортом 33% выезжающих отмечают возникновение чувства усталости, а при возвращении в город — 48%. «Транспортную» усталость отдыхающие склонны объяснить переполненностью вагонов (53%), дальностью поездки (20%), большими интервалами в движении (18%), пересадками с одного вида транспорта на другой (17%), частыми остановками транспорта (11 %), неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием вагонов (6%).
Анализ высказанных требований к организации мест отдыха указывает на большую заинтересованность населения в улучшении транспортного обслуживания (71 % опрошенных). Кроме того, многие пожелали, чтобы районы отдыха были расположены ближе к месту жительства (23%). Остальные требования касались увеличения пунктов питания, уменьшения числа отдыхающих в местах отдыха, увеличения количества оздоровительных учреждений, рассчитанных на 1—2-дневное пребывание с ночлегом и без ночлега, и улучшения культурно-массовой работы в местах отдыха.
В качестве причин, мешающих удовлетворить потребности в еженедельном загородном отдыхе, прежде всего были названы домашние заботы и учеба. Время отдыха у 12% опрошенных сокращает внеурочная работа, в 8% случаев — общественная работа. В последнюю очередь были названы такие причины, как отсутствие интересных попутчиков, плохое куль-турно-бытовое обслуживание и неудовлетворительное санитарное состояние рекреационных территорий. Таким образом, все указанные выше при-
чины, мешающие полноценному отдыху, находят отражение в требованиях, предъявляемых к его организации.
Как показали результаты исследования, потребность в загородном кратковременном отдыхе на перспективу значительно возрастет, особенно летом (93% опрошенных). В другие сезоны года количество желающих отдыхать за городом также велико: весной — 67%, осенью — 65%, зимой— 61 %. Интересно отметить, что многие в своих планах на будущее отдали предпочтение неорганизованному отдыху (53%); 45% населения пожелали отдыхать в оздоровительных учреждениях с ночлегом и только 6%— в учреждениях без ночлега.
Можно ожидать, что в дальнейшем возрастет значение туризма: почти 42% опрошенных высказались за отдых с переменой места пребывания. Из'различных видов туризма предпочтение оказывается пешему (41%), на пароходе (30%), на лодке, байдарке (17%), автотуризму (16%), в меньшей степени — на велосипеде, яхте, мотоцикле, поезде (8%). 50% опрошенных заинтересованы в стационарном отдыхе (на одном месте). При этом было отдано предпочтение прогулкам пешком, отдыху у водоемов, сбору грибов и ягод, занятиям физкультурой и спортом, тихому отдыху в лесу, осмотру достопримечательностей, рыбной ловле.
Данные опроса указывают на стремление большинства выезжающих проводить свободное время с друзьями, со знакомыми семьями и только с семьей (с детьми). За индивидуальный отдых и семейный без детей высказались соответственно около 12 и 10%. Мала заинтересованность в коллективном отдыхе с сослуживцами и с незнакомыми людьми (около 4—5%).
Определенный интерес представляло изучение тяготения к различным типам ландшафта. Предпочтение было отдано трем категориям: лес и водоем (свыше 50%), смешанный лес (около 40%), водоем (20%). Незначительное тяготение можно отметить к открытым луговым участкам (6%) и лесопарковым аллеям и дорогам (5%).
При анализе мнений в отношении дальности поездок следует указать, что большинство опрошенных заинтересованы в расположении мест отдыха на расстоянии не более 1 ч езды от центра города (до 20 км), меньшее число — на расстоянии 20—30 км < 1 -— 1в ч езды от центра города). В пределах пешеходной доступности пожелало отдыхать 8%, на расстоянии 2—3 ч езды около 3%, более 3 ч — 5%.
В планах на перспективу опрошенные отдали предпочтение тем или иным оздоровительным учреждениям в следующей последовательности: 1—2-дневные дома отдыха, дачи, пансионаты и гостиницы, туристские базы выходного дня, спортивные и молодежные лагеря, рыболовные базы, плавучие базы отдыха, кемпинги и мотели, охотничьи базы, трейлерные лагеря, лыжные базы. При этом можно отметить сезонные особенности. Так, летом наибольшей популярностью пользуются дачи и дома отдыха, зимой — лыжные базы и дома отдыха (дачи занимают шестое место), а весной и осенью — дома отдыха и дачи. Третье, четвертое и пятое место поделили между собой зимой и осенью пансионаты, туристские базы, спортивные и молодежные лагеря, в то время как летом и весной — соответственно спортивные и молодежные лагеря, туристские базы и пансионаты. Летом, весной и осенью возрастает популярность плавучих баз отдыха. Наблюдаются и другие сезонные отличия. Например, если летом и весной автотуристы отдают предпочтение кемпингам, то зимой и осенью — мотелям; во все времена года рыболовные базы пользуются большим спросом, нежели охотничьи, за исключением осени, когда последним оказывается предпочтение.
По мнению опрошенных, оздоровительные учреждения должны представлять собой коттеджи, рассчитанные на 1—2 семьи (37%). Многие испытывают интерес к отдыху в палатках (около 25%), меньшее число — к малоэтажному зданию городского типа (11%) и многоэтажным корпусам (8%); 18% опрошенных отнеслись индифферентно к данному вопросу.
Таким образом, предварительные результаты анкетного опроса населения Москвы позволяют сделать следующие выводы:
1. В настоящее время большинство москвичей предпочитает проводить свой отдых в конце недели за городом. При этом следует отметить значительную долю неорганизованно отдыхающих. Резко выражена также сезонность загородного кратковременного отдыха, что, очевидно, связано с недостаточным развитием его материальной базы.
2. В современной структуре отдыха преобладают активные формы, которые сохранят свое значение и в будущем (прогулки пешком, отдых у водоемов, сбор грибов и ягод, занятия физкультурой и спортом, осмотр архитектурных и исторических памятников). При организации еженедельного отдыха следует учитывать возрастающее значение туризма, особенно пешего и водного.
3. В перспективе удельный вес отдыхающих за городом, в частности с ночлегом, резко возрастет, что потребует увеличения количества оздоровительных учреждений.
4. Возрастающая тенденция населения отдыхать вместе с семьей диктует необходимость создания оздоровительных учреждений соответствующего типа.
5. К задачам, требующим решения в первую очередь, относится улучшение транспортного обслуживания рекреационных территорий, плохая организация которого оказывает отрицательное влияние на эффективность отдыха. Места загородного кратковременного отдыха должны размещаться на ближайших к городу территориях пригородной зоны на расстоянии не более 20 км (1 ч езды от центра города).
6. При размещении объектов загородного отдыха следует использовать лучшие участки пригородной зоны с учетом наиболее популярного у населения ландшафта — сочетания леса и водоема.
Поступила 20/VI 1973 г.
CERTAIN ASPECTS OF THE SHORT-TERM COUNTRY REST OF THE POPULATION
OF MOSCOW
Т. M. Markosyan, S. S. Krishtofova
The paper deals with the modern arrangement of the short-term country rest and the per-spestive trends of its future development, that were determined on the basis of sociological interrogation of the inhabitants of Moscow. The author describes the following aspects of the short-term rest in the country: its forms, frequency and length, the lay out of the rest accomodations in the plan of the suburban rone, the transport and the provision of the cultural and living facilities.
% УДК 614.37:678.7
Канд. мед. наук А. Г. Пестова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ МИГРАЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ИЗ ПЕНОПЛАСГОВ МАРОК ФРП-1, ФРП-4 и ППУ-309
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Пенопласты — новые полимеры, применяемые за рубежом в качестве звукоизоляционного материала на подводных лодках и теплоизоляционного слоя в конструкциях самолета (Домброу). В Советском Союзе пенопласты используются в пищевой промышленности и строительной технике. По мере расширения области применения пенопластов выявлены их недостатки — выделение из них химических компонентов, которые являются биологически активными веществами. Так, А. Н. Бойцов и В. Г. Муленко-