Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1991 УДК 613.735-053.6:613.955

А. Г. Сухарев, Н. С. Фокина, М. Т. Мейбалиев

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ЦОЛИУВ, Москва

В документе февральского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС «О ходе перестройки средней и высшей школы» сформирована концепция, согласно которой среднее образование рассматривается как базовое для последующей подготовки квалифицированных рабочих, специалистов и всестороннего развития личности. Данная концепция предусматривает широкое привлечение школьников к общественно-полезному производительному труду. В этой связи особое значение приобретает повышение качества общетрудовой подготовки, которая служит основой для дальнейшего профессионального обучения.

Успешное освоение трудовых и профессиональных навыков возможно лишь при соответствии уровня развития функций и психофизиологических качеств, ключевых [5] для трудового обучения, специфическим требованиям, предъявляемым к ним содержанием труда и характером производственных процессов. Кроме того, успешность освоения трудовых и профессиональных навыков зависит от состояния здоровья и физической подготовленности учащихся [7, 8]. Одним из факторов, отрицательно влияющих на функциональное развитие и состояние здоровья растущего организма, является гипокинезия, приобретающая в современных условиях особое, социальное значение.

Целью наших исследований было гигиеническое обоснование целенаправленного физического воспитания для активного развития функций, значимых для трудового обучения школьников 12— 14 лет.

В литературе имеются данные об использовании для развития ключевых функций профессиональной прикладной физической подготовки [4, 6], а также тренажерных устройств [5]. В настоящей работе применен комплексный подход — создание оптимального, соответствующего возрасту уровня двигательной активности (ДА) школьников, использование элементов профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и применение тренажерных устройств.

Для достижения поставленной цели представлялось необходимым количественно измерить и оценить суточную ДА учащихся при различной организации физического воспитания, определить

психофизиологические функции (ПФФ), значимые для трудового обучения школьников, разработать и внедрить рациональный двигательный режим (РДР), изучить динамику ПФФ, эффективность

РДР.

Под наблюдением находилось 158 учащихся 2 школ Москвы на протяжении 3 лет обучения с 12 лет. Учащиеся были разделены на 2 группы: контрольную и опытную группу вмешательства. В контрольной группе было 44 мальчика и 48 де-' вочек, а в группе вмешательства — соответственно 32 и 34. Уровень показателей функций изучали по унифицированным методикам, разработанным

во ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, динамику ПФФ — при сравнении результатов исследования в начале и конце учебного года. Изучение и оценку уровня ДА школьников осуществляли по трем критериям: числу суточных локомоций, энерготратам и продолжительности двигательного компонента в суточном бюджете времени. Использовали следующие методики: ша-гометрию, анкетирование, хронометражно-таблич-ный метод.

Наблюдения за учащимися 5-х классов выявили, что уровень их ДА значительно ниже рекомендуемых гигиенических норм для данного возраста. Показатели уровня ДА оказались низкими по числу локомоций (11 379±380, в норме 18 ООО — 25 ООО), энерготратам (2262±52 ккал, в норме 3000—3500 ккал) и продолжительности двигательного компонента в суточном бюджете времени

(12,6±0,5 %, в норме 15—20 %).

Низкий уровень ДА характерен не только для учащихся, находящихся под наблюдением, но и для большинства школьников. Очевидно, что современная организация физического воспитания и учебно-воспитательного режима не в полной мере удовлетворяет биологическую потребность детей в движении. В связи с этим возникла необходимость разработки и внедрения экспериментального двигательного режима (ЭДР), который должен повысить уровень ДА до гигиенических норм и способствовать активному развитию функций, значимых для трудового обучения.

Разработанный режим отличался от традиционного тем, что в нем были предусмотрены введение спортивного часа (как дополнительной формы фи-

Суточная двигательная активность учащихся групп сравнения при различной организации физического воспитания

на протяжении 3 лет обучения (М+т)

Класс Группа Число локомоций (шагов) Энерготраты, ккал Двига-тел ьный компонент, %

5-й кгм 1 1 379.4±380,3 2268,2±84,8 12,6±0,5

огм 17 423.1 ±545,3 3028,2±86,9 16,3±0,7

кгд I 1 379,44-380,3 2190,7±83,2 1 2,6±0,5

огд 16 506.04-654,4 2982,9±98,9 16,9±0,3

6-й кгм 1 1 981,1 ±227,9 2374,0±88,9 13,1 ±0,4

огм 18 527,0±394,2 3055,4±78,5 17,2±0,3

кгд 1 1 504,1 ±240,3 2222,7±84,8 12,5±0,3

огд 16 491,24-254,8 2937,1 ±76.9 16,9±0,2

7-й кгм 12 433,4± 132,8 2552,9±81.1 12,8±0,6

огм 18 823,04-147,1 3115,1 ±90,2 17,8±0,6

кгд 1 1 424,4± 168,5 2315,5±83,9 1 2,6±0,4

огд 17 482.4± 154,5 3021,6±81,7 1 6,9±0,6

Примечание. КГМ — контрольная группа мальчиков,

ОГМ — опытная группа мальчиков, КГД — контрольная

•группа девочек, ОГД — опытная группа девочек.

зического воспитания), высокая интенсивность занятий физической культурой с уровнем моторной плотности до 75 % при частоте сердечных сокращений в основной части урока 170—180 в минуту, введение элементов ППФП во все формы физического воспитания в объеме 30—40 % от общего

объема упражнении, применение специальных и спортивных тренажеров на уроках физической культуры и трудового обучения — диска «Грация», тренажеров типа «Мозаика», кинестезиомет-ра, систематическое использование оздоровительных форм физического воспитания. Внедрение ЭДР осуществлялось поэтапно. На первом году обучения (5-й класс) был повышен уровень ДА, а со второго года были дополнительно введены элементы ППФП и тренажеры.

Такой двигательный режим обеспечил повышение уровня ДА до гигиенических норм по числу локомоций, энерготратам и продолжительности двигательного компонента (см. таблицу).

Функция, значимые для трудового обучения, определяли на основе анализа программ по трудовому обучению, данных литературы, результатов экспертной оценки, проведенной мастерами, данных хронометража уроков труда. В результате был сделан вывод, что к наиболее важным для трудового обучения школьников 5—7-х классов могут быть отнесены- функции высшей нервной деятельности (латентный период зрительно-моторной реакции — ЛПЗМР, сила и подвижность нервных процессов), двигательного анализатора (статическая выносливость мышц кисти, координация движения рук, точность воспроизведения мышечного усилия, мышечно-суставное чувство — кине-зия), зрительного анализатора (линейный глазомер), физическая работоспособность.

Анализ изменений ЛПЗМР у учащихся контрольной группы выявил возрастную динамику, описанную в литературе. У учащихся в условиях ЭДР наблюдалась стабилизация периода латен-ции, а к концу исследований он оказался достоверно (р<0,001) короче, чем в контрольной

группе (соответственно 246,4±3,2 и 292,4±4,1 мсу мальчиков, 266,64=3,6 и 295,6±4,4 мс у девочек).

Силу нервных процессов можно оценивать по степени выносливости нервной системы к длительно действующему раздражителю. Исходный уровень этого показателя в группах сравнения был одинаков. Через год обнаружено, что у учащихся группы вмешательства произошло достоверное увеличение выносливости нервной системы. Затем в обеих группах имела место стабилизация показателей, однако в группе вмешательства сила нервной системы сохранялась на более высоком уровне, чем в контрольной (р<0,01).

Анализ подвижности нервных процессов у детей проводили по числу срывов, допускаемых обследуемыми при изучении дифференцировочной зри-тельно-моторной реакции. Наблюдения за развитием этой функции у детей контрольной группы не выявили положительной динамики и определенных изменений в течение изучаемого периода. В группе вмешательства спустя 1,5 года после введения ЭДР установлено значительное уменьшение количества срывов: у мальчиков на 50 %, у девочек на 58 %. К концу исследований число ошибок у учащихся группы вмешательства было достоверно меньше, чем в группе контроля, что свидетельствует о более высокой подвижности

о

нервных процессов у этих детей.

При оценке функционального состояния нервно-мышечного аппарата большое значение придается мышечной выносливости, т. е. способности двигательного аппарата поддерживать заданное мышечное усилие на неизменном уровне как можно более длительное время. Лонгитудинальные исследования выявили, что в 12—13-летнем возрасте развитие этой функции идет значительно медленнее, чем в более старшем возрасте. Такой темп развития наблюдается и у мальчиков, и у девочек в обеих группах. При сопоставлении же межгрупповых величин показателей выносливости мышц кисти выявлены достоверные различия. Естественно, что и у учащихся группы контроля с возрастом наблюдался рост этого показателя. Однако в группе вмешательства темп роста был более интенсивным, и в результате к концу исследований выносливость мышц в группе вмешательства была на более высоком уровне — у мальчиков на 7,8 с, у девочек на 5 с больше, чем в контроле.

Изменение координации движений рук происходило в соответствии с возрастными особенностями этой функции. Достоверное изменение ее у учащихся группы вмешательства проявилось спустя 2 года после введения ЭДР. К концу исследований учащиеся группы вмешательства показали достоверно лучшую координацию движений рук. Следовательно, для активного развития этой функции необходимо длительное, не менее 2 лет, воздействие ЭДР.

Точность мышечного усилия кисти у учащихся контрольной группы достоверно снижалась — у мальчиков к 14 годам, а у девочек к 13,5 года.

Можно предположить, что на ухудшение этого показателя оказал влияние процесс полового созревания. В группе вмешательства на первом этапе введения ЭДР, т. е. только при увеличении объема ДА, положительная динамика также отсутствовала. Однако с введением в режим элементов ППФП и тренажеров точность мышечного усилия достоверно повысилась. Это выразилось в значительном уменьшении числа ошибок при воспроизведении заданного мышечного усилия. К концу исследований количество ошибок у учащихся группы вмешательства было значительно меньше, чем в группе контроля,— у мальчиков 0,72±0,05 и 1,82=1=0,1 кг, а у девочек соответственно 0,814=0,09 и 1,59±0,11 кг (р<0,001).

Динамика точности кинестезии в группе контроля была различной в зависимости от пола. У мальчиков практически не наблюдалось изменений с возрастом. У девочек к 13 годам происходило значительное ухудшение показателей этой функции, т. е. возрастало число ошибок при воспроизведении заданного движения. В условиях воздействия ЭДР такого ухудшения не наблюдалось. Со второго среза у девочек в обеих группах отмечено улучшение кинестезии. К концу исследований у девочек группы вмешательства выявлен более высокий уровень мышечно-суставной чувствительности. У мальчиков группы вмешательства значительно повысилась точность при воспроизведении заданного движения.

Физическая работоспособность, как известно, рассматривается как интегральный показатель состояния энергообеспечивающих систем — сердечно-сосудистой и дыхательной. Наблюдения за детьми контрольной группы не выявили положительной динамики этой функции, что, по нашему мнению, является следствием низкого уровня ДА. К такому выводу приходили и другие авторы [1, 2]. Совершенно иная картина наблюдается

в группе вмешательства. Здесь в результате повышения уровня ДА детей отмечалось увеличение показателей физической работоспособности

на 16—17 % (р<0,001).

Разработанный двигательный режим обеспечил возрастание уровня ДА учащихся до нижних границ гигиенических норм, рекомендуемых для данного возраста (12—14 лет) и равномерное распределение ее на протяжении недели; повышение физической работоспособности как у мальчиков, так и у девочек по показателю РШС^о на 1 кг массы тела и показателей основных свойств высшей нервной деятельности (сила и подвижность нервных процессов, ЛПЗМР,); увеличение выносливости мышц кисти по отношению к статическому напряжению, точности производимых движений и улучшение координации рук.

Анализируя динамику ПФФ при различной организации физического воспитания, мы пришли к выводу, что тренировка их имеет свои особенности. Для активного развития одних функций (характеризующих выносливость) достаточно по-

высить уровень ДА до гигиенических норм. Для других функций (характеризующих точность и координацию) необходимо дополнительное введение элементов ППФП и тренажерных устройств, а также длительное воздействие двигательного режима. В целом лучший эффект наблюдается при сочетании повышенного уровня ДА с элементами ППФП и использованием тренажерных устройств.

Как известно, одним из важнейших критериев, отражающих процесс адаптации учащихся к воздействию новых социальных условий обучения, является состояние здоровья. В качестве основных показателей состояния здоровья оценивают физическое развитие и заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ).

Повышение уровня ДА до гигиенических норм в группе вмешательства обеспечило более гармоничное физическое развитие детей. Количество мальчиков, имеющих избыток массы тела, в контрольной группе за 3 года увеличилось на 13,7 %, тогда как в группе вмешательства — на 3,2%. Аналогичные изменения отмечены и у девочек: процент имеющих избыток массы тела в группе вмешательства остался без изменений, тогда как в контрольной группе их стало больше на 6,2 %. Оценка физиометрических показателей выявила четкую положительную динамику их в группе вмешательства. К 14 годам жизненная емкость легких и у мальчиков, и у девочек в этой группе была достоверно больше, чем в контрольной,— у мальчиков соответственно 3,39±0,1 и 2,92 =Ь ±0,09 л, а у девочек 2,84=0,06 и 2,52=4=0,06 л (р<0,01). Благотворное влияние высокого уровня ДА на экскурсию грудной клетки проявилось у мальчиков уже к 13 годам, а у девочек к 14.

Анализ заболеваемости ОРВИ и наблюдения за детьми в динамике 3 лет обучения при различной - организации физического воспитания выявили положительное воздействие повышенного до гигиенических норм уровня ДА. Число случаев заболеваний у детей группы контроля практически не изменялось на1 протяжении 3 лет, тогда как в группе вмешательства число случаев болезни снизилось в 1,4 раза, а число дней нетрудоспособности по болезни — в 1,6 раза.

Эффективность проводимых мероприятий изучали также по выполнению контрольных заданий, оценивающих успешность овладения трудовыми навыками. Учащиеся группы вмешательства быстрее (за 20,674=0,61 мин) и более качественно (средний балл 4,42=1=0,08) справились с заданием по сравнению с детьми из контрольной группы (время выполнения 23,694=0,71 мин, средний балл 3,824=0,09).

При анализе успеваемости учащихся по физической культуре и трудовому обучению также отмечены лучшие результаты в группе вмешательства по сравнению с контролем.

Таким образом, доказана возможность активного развития функций, значимых для трудового обучения, у школьников 12—14 лет с помощью

средств физического воспитания. Разработанный двигательный режим можно оценить как рациональный, так как он обеспечивает улучшение состояния здоровья детей, повышение функциональных возможностей энергообеспечивающих систем, активное развитие функций, значимых для трудового обучения школьников [3].

Литература

1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е., Малова H.A. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков.— М., 1983.— С. 116—126.

2. Абросимова Л. И., Байбикова Л. С., Симонова Л. А. и др. // Гиг. и сан.— 1985.— № 9.— С. 44—46.

3. Использование средств физического воспитания для совершенствования трудового и профессионального обучения школьников: Метод, указания.— М., 1988.

4. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ.— М., 1982.

5. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков.— М., 1980.

6. Полиевский С. А. // Теор. и практ. физ. культуры.— 1981.— № 10.— С. 44—46.

7. Сухарев А. Г. // Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков.— М., 1980.—С. 16—22.

8. Сухарев А. Г., Шелонина О. А. // Гиг. и сан.— 1985.— № 7.— С. 58—61.

Поступила 01.12.89

П. К. ПРУСОВ, 1991 УДК 612.661-055.15

П. К. Прусов

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКОВ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

У МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ

Республиканский врачебно-физкультурный диспансер Минздрава РСФСР, Москва

Данные о половом созревании детей и подростков, в том числе о сроках появления первых признаков оволосения, представляют интерес в практическом и теоретическом отношении для педиатрии, педагогики, спортивной, профессиональной, судебной медицины. Они имеют важное значение для суждения о динамике процесса эпохальной акселерации, а также для оценки индивидуальных темпов биологического развития детей и подростков.

У представителей мужского пола сроки появления первых признаков оволосения в процессе полового созревания изучали ряд авторов [2, 4, 5] в 60-х — начале 70-х годов. Количественную оценку признака проводили по возрасту появления оволосения у 50 % обследуемых (мода). В то же время для более широкого применения в практической и научной деятельности, разработки математически обоснованных критериев оценки необходима информация о распределении вариационного ряда обсуждаемого параметра и основных его характеристиках: средней величине, вариативности, асимметрии и др. Решение поставленной задачи осуществимо при наличии индивидуальных данных о сроках появления первых признаков оволосения, которые можно получить только в результате динамического наблюдения.

Обследование было проведено с 1983 по 1989 г. на базе школ № 1 1 и 38 Витебска. Ежеквартально у мальчиков 5—10 классов (182 человека

в начале наблюдения) определяли отсутствие или наличие волос на лобке и в подмышечной впадине. Три человека в связи со сменой постоянного места жительства или другими обстоятельствами выбыли из эксперимента, поэтому при обработке

обсле-

проанализированы данные 179 человек. Часть учащихся, закончивших обучение в школе после 8-го класса, находилась под наблюдением в домашних условиях.

Данные вариационного распределения дуемых по срокам появления изучаемого признака представлены на рисунке в виде полигона распределения частот и линии, характеризующей накопленные частности (кумулята). Следует отметить, что у 94,5 % обследуемых признаки оволосения раньше появились на лобке, у 2,2 % — в подмышечной впадине и у 3,3 % — одновременно на лобке и в подмышечной впадине. Средняя арифметическая величина и дисперсия составили соответственно 12,79 и 0,98 года. Наиболее раннее появление первых признаков оволосения отмечалось в возрасте 10,6 года, а наиболее позднее — в 16,2 года. Размах варьирования составил 5,6 года, коэффициент асимметрии--[-0,527 и при данном объеме выборки превышал допустимые значения [1] для вероятности 0,99, что указывает на правостороннюю асимметрию распределения вариационного ряда. Кривая распределения полигона частот показывает нарастание числа случаев появления первичного оволосения с возрастного интервала 10,5—11,0 года до возраста наибольшей частоты — 12,5—13,0 года, мода соответственно равна 12,75 года, после чего число случаев появления оволосения за одинаковый временной интервал начинает снижаться. Правый «хвост» рисунка, отражающий распределение полигона частот, оказался более вытянутым по сравнению с левым, что наглядно указывает на наличие провосторонней асимметрии распределения. При анализе кумуля-ты отмечается постепенное нарастание накоплен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.