Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ СССР'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ СССР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with a hygienic norm-setting for natural illuminance in pre-school children institutions in all light-climatic regions of the USSR. As a result of the investigations performed, the optical illuminance zone differing for various light-climatic regions has been established.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ СССР»

УДК 613.953.4/.6+в13.954.4]:в28.97:в13.11(47+57)

Т. В. Шумкова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ СВЕТОВОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ СВЕТОКЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСОВ СССР

Институт гигиены детей и подростков, Москва

Одним из важных вопросов проектирования и строительства детских дошкольных учреждений является рациональное устройство системы естественного освещения, обеспечивающей благоприятные условия для нормального роста и развития ребенка. В литературе имеется незначительное количество работ, посвященных изучению влияния искусственного освещения иа растущий организм (Л. В. Михайлова; Э. М. Демина, и др.). и почти отсутствуют исследования естественного освещения и его влияния на функциональное состояние детей дошкольного возраста.

В связи с этим задачей работы являлось гигиеническое нормирование световой среды в детских дошкольных учреждениях различных светокли-матических поясов СССР. Работу выполняли в натурных условиях ряда детских дошкольных учреждений I, III и V светоклиматических поясов, т. е. в Норильске, Москве и Ереване при различных условиях естественной освещенности. Под наблюдением находилось 260 детей дошкольного возраста 6—7 лет, прошедших офтальмологический осмотр и имеющих нормальные остроту зрения и цветоощущения.

Исследовали влияние различных уровней естественной освещенности на зрительную работоспособность детей дошкольного возраста в зависимости от светоклиматического районирования.

Рис. 1. Показатели устойчивости хроматического зрения (Л) и видимости (Б) у детей дошкольного возраста в зависимости от различных светоклиматических особенностей.

По оси абсцисс — освещенность (в лк); по оси ординат — устоПчн-вость хроматического зрения (в с) и видимость (в порогах). / <— 1 светоклиматнческнЛ пояс: 2 — III; 3 — V.

Изучение этого вопроса имело большое значение, так как различные уровни естественного освещения могут по-разному влиять на функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей дошкольного возраста, проживающих в различных климатогеографических зонах страны. Представлялось необходимым установить не только минимально необходимые, но и оптимальные уровни естественной освещенности, которые характеризуются высокими показателями всех функций зрительного анализатора и наименьшим зрительным утомлением.

На рис. 1 представлены показатели устойчивости хроматического зрения и видимости у детей дошкольного возраста при различных уровнях естественной освещенности в зависимости от различных светоклиматических особенностей. Наибольшее улучшение представленных физиологических показателей наблюдается при уровне освещенности 401—600 лк у детей проживающих в I и III светоклиматических поясах, и 601—800 лк у детей V светоклиматического пояса. При дальнейшем увеличении освещенности происходит улучшение исследуемых показателей до 1200 лк у детей I светоклиматического пояса, 1400 лк у детей III пояса и 1600 лк у детей V пояса. Таким образом, относительно благоприятные показатели зрительной работоспособности у детей дошкольного возраста наблюдаются при следующих уровнях естественной освещенности: I светокли-матический пояс — 600 лк, III—600 лк, V — 800 лк, которые следует считать нижней границей оптимальной освещенности, т. е. минимально необходимыми. Наилучшие параметры зрительных функций и работоспособности у детей отмечены при более высоких уровнях освещенности: для I светоклиматического пояса— 1200 лк, III — 1400 лк, V— 1600 лк, которые можно рассматривать как верхнюю границу зоны оптимальной освещенности.

Поскольку в процессе исследований нами были научно обоснованы гигиенические нормативы естественной освещенности для детей дошкольного возраста, проживающих в I, III и V светоклиматических поясах, мы считали правомочным методом интерполяции определить допустимые и оптимальные уровни естественной освещенности для двух других промежуточных светоклиматических поясов, т. е. II и IV. В результате установлено, что для II светоклиматического пояса допустимым уровнем естественной освещенности является 600 лк, а для IV — 700 лк; при этом

доТОО бОО 1000 J400 1800 2SOO 3500

2 4 6 в Ю 12 >4 re т го 22 24 Т

4 В 8 Ю /2 >4 16 /в 2С

2 4 6 в Ю 12 Г4 /6 1в 2022 в г

Z 4 6 в Ю1214 16 Ю W

4 S 6 Ю 12 14 16 1в 20

Рис. 2. Кривые наружной освещенности в различных светоклиматических поясах СССР.

По оси абсцисс — время суток (в ч); по оси ординат — освещенность (в хлк). I —XII и т. д. — месяцы года; А — I светоклимати-ческиЯ пояс; 5 —II; В — III; Г — IV; Д — V.

оптимальный уровень соответственно составляет 1300 и 1600 лк. Такое различие в уровнях естественной освещенности для детей дошкольного возраста, проживающих в различных светокли-матических поясах, можно объяснить определен-* ной адаптацией к конкретным воздействиям светового климата, которая и определяет физиологические реакции соответствующих функциональных систем организма, в частности зрительного анализатора.

Так, дети, проживающие в I светоклиматиче-ском поясе, большую часть года находятся в условиях низкой естественной освещенности, в результате чего у них происходит адаптация зрительного анализатора к более низким уровням освещенности, т. е. 600—1200 лк. По мере повышения наружной естественной освещенности, которая характерна для других светоклиматиче-ских поясов, зрительный анализатор детей дошкольного возраста адаптируется к более высоким уровням освещенности: для II пояса — от 600 до 1300 лк, III—от 600 до 1400 лк, IV —от 700 до 1500 лк, V —от 800 до 1600 л к.

Следует отметить, что неодинаковые показате-^ ли основных зрительных функций у детей дошкольного возраста в различных светоклимати-ческих поясах при одинаковых условиях световой среды устойчивы к даному воздействию и их можно отнести к процессам адаптации.

Помимо адаптации к различным светоклимати-ческим условиям, большое значение при установ-

лении гигиенических нормативов естественного освещения для детей дошкольного возраста, проживающих в различных светоклиматических поясах, имеет и степень динамичности наружного естественного освещения, которая неодинакова в различных климатогеографических зонах страны

Для характеристики светового климата 5 све токлиматических поясов были проанализировань кривые наружной освещенности всех светокли матических поясов (рис. 2). Так, I светоклимати ческий пояс имеет пологие кривые наружной ос вещенности всех светоклиматических поясов, что и определяет низкую степень динамичности естественного освещения в светлой части суток. Для V светоклиматического пояса характерны высокие уровни естественной освещенности, которые отражают кривые с резким размахом колебаний. По условиям естественного освещения другие светоклиматические пояса (II, III, IV) занимают как бы промежуточное положение между I и V, световой климат которых характеризуется также динамическим освещением, но с меньшими колебаниями естественной освещенности.

Наши выводы о положительном влиянии динамического освещения на физиологические реакции детей дошкольного возраста согласуются с данными ряда авторов (Ф. М. Черниловская;

H. П. Гончаров), которые указывают, что при низкой степени динамичности и монотонном искусственном освещении работоспособность значительно ниже и утомление наступает гораздо раньше.

Таким образом, научно обоснованные параметры оптимальной зоны естественной освещенности для детей дошкольного возраста различных светоклиматических поясов обусловлены как процессами адаптации, так и разной степенью динамического наружного освещения.

Принятые в настоящее время значения коэффициента естественного освещения (КЕО), согласно СНиП II—4.79 «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования», для групповых комнат детских дошкольных учреждений с учетом светоклиматического районирования составляют для I пояса 1,62%, II —

I,65%, III —1,5%, IV—1,35% и V—1,2%. Следует отметить, что принятые значения КЕО научно не обоснованы, предложены путем светотехнических расчетов и поэтому нуждаются в гигиеническом обосновании.

Исходя из установленных нами абсолютных значений естественной освещенности для 5 светоклиматических поясов и пользуясь данными наружной освещенности, согласно световому климату СССР за ряд лет, мы провели расчеты среднего КЕО. Таким образом, чтобы обеспечить допустимый уровень естественной освещенности для I—III светоклиматических поясов 600 лк, для IV —700 лк и V —800 лк, необходим КЕО, равный для I пояса 2,9%, II —2,6%, III —2,5%, IV — 2,3 % и V— 1,5%. Для создания оптималь-

2 Гигиена и санитария № 10

— 33 —

ных условий естественной освещенности всех све-токлиматических поясов КЕО должен составлять для I пояса 5,8%, II и III —5,7%, IV — 4,9% и V —3,1 %.

Таким образом, свойственная детскому дошкольному возрасту морфологическая и функциональная незавершенность развития всех систем организма обусловливает определенный характер функционального состояния зрительного анализатора, что диктует необходимость специального гигиенического нормирования естественного освещения детских дошкольных учреждений.

Выводы. 1. При гигиеническом изучении влияния различных уровней естественной освещенности в диапазоне 100—3000 лк на зрительную работоспособность детей дошкольного возраста была выявлена определенная динамика зрительных функций и работоспособности детей при одинаковых условиях световой среды в зависимости от светоклиматической зоны.

2. Сравнительный анализ изменений основных параметров оптического анализатора и работоспособности детей дошкольного возраста, проживающих в различных светоклиматических поясах, позволил обрунажить более низкий абсолютный уровень физиологических реакций у детей I светоклиматической зоны и наиболее высокий — у детей V зоны.

3. Относительно благоприятные показатели зрительной работоспособности у детей дошколь-

Summary. The paper deals with a hygienic norm-setting for natural illuminance in pre-school children institutions in all light-climatic regions of the USSR. As a result of the

ного возраста, проживающих в различных светоклиматических поясах, наблюдаются при следующих уровнях естественной освещенности: для I—III поясов — 600 лк, IV —700 лк и V — 800 лк, которые следует считать нижней границей зоны оптимальной освещенности, т. е. минимально необходимыми. Наилучшие параметры зрительных функций и работоспособности у детей отме- ^ чены при более высоких уровнях освещенности: для I пояса 1200 лк, II — 1300 лк, III — 1400 лк, IV— 1500 лк и V— 1600 лк, которые можно рассматривать как верхнюю границу оптимальной зоны.

4. Согласно данным светового климата различных светоклиматических поясов для обеспечения минимально необходимых и оптимальных уровней естественной освещенности в групповых комнатах детских дошкольных учреждениях КЕО должен быть равен для I пояса от 2,9 до 5,8%, II — от 2,6 до 5,7 %, III — от 2,5 до 5,7 %, IV — от 2,3 до 4,9 % и V —от 1,5 до 3,1 %• р

Литература. Гончаров Н. П. — В кн.: Исследования по строительной физике. М., 1975, вып. 10, с. 94—100.

Демина Э. М. — В кн.: Республиканская конф. по вопросам гигиены детей и подростков. 4-я. Труды. М., 1963, с. 48— 52.

Михайлова Л. В. Гигиеническая оценка люминесцентного освещения классной комнаты. Лвтореф. дне. канд. М., 1950.

Черниловская Ф. М. Освещение промышленных предприятий и его гигиеническое значение, л., 1971.

Поступила 30.06.8)

investigations performed, the optical illuminance zone differing for various light-climatic regions has been established.

4

УДК 613.954:371.71

Л. Ф. Бережков, Е. К. Глушкова, Н. М. Попова

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЕГО

ОРГАНИЗАЦИИ

Институт гигиены детей и подростков, Москва

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22'ХН 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» в настоящее время в школах союзных республик создана достаточно широкая сеть подготовительных классов. В решениях XXVI съезда КПСС предусматривается «создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных

1 Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года. М., Политиздат, 1981, с. 66.

школ»'. В соответствии с этими важными государственными документами, а также с решениями объединенных сессий общих собраний АМН и Академии педагогических наук СССР (1971, 1978). Институт гигиены детей и подростков совместно с НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР, институтами медицинского (Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. И. Марзеева, НИИ ^ санитарии и гигиены им. проф. Г. М. Натадзе Минздрава Грузинской ССР, кафедра гигиены детей и подростков Ереванского медицинского института, Белорусский санитарно-гигиенический институт, Республиканская и Городская СЭС Минздрава Латвийской ССР) и педагогического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.