Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ НАТРИЕВЫХ СОЛЕЙ ДИГИДРОПЕРЕКИСЕЙ МЕТА-ПАРА-ДИИЗОПРОПИЛБЕНЗОЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ НАТРИЕВЫХ СОЛЕЙ ДИГИДРОПЕРЕКИСЕЙ МЕТА-ПАРА-ДИИЗОПРОПИЛБЕНЗОЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC STANDARDIZATION OF SODIUM SALTS OF METAAND PARA-DIISOPROPYLBENZOL DIHYDROPEROXIDES IN WATER BODIES

The author studied the effect of sodium meta-diisoprophylbenzol (Na-m) dihydroperoxide and sodium para-diisopropylbenzol (Na-p) dihydroperoxide on the sanitary regimen of water bodies, the organoleptic properties of water and on the body of warm-blooded animals. The subthreshold concentrations of Na-m amounted to 2.7 and 0.5mg/l and that of Na-p were 2.7 and 1.0 mg/l accordingly. The suggested value of the maximum permissible concentration of Na-p equals 1 mg/l and that of Na-m equals 0.5 mg/l. The limiting index of noxiousness is sanitary-toxicologic.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ НАТРИЕВЫХ СОЛЕЙ ДИГИДРОПЕРЕКИСЕЙ МЕТА-ПАРА-ДИИЗОПРОПИЛБЕНЗОЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ»

In persons under observation there were determined the threshold value of smell, the latent period of the reflex motor reaction and the bioelectric activity of the cerebrum to the action of DMD. The effect of DMD on the blood, the cardiovascular and the nervous systems was investigated in experimental animals. A prolonged continuous inhalation of DMD at concentration of 0.35 and 0.01 mg/m3 proved to have an unfavorable effect on the blood, the cardiovascular and nervous systems. Judging by the changes noted in the blood of the content of cholesterin and ji-lipoproteides and the signs of depolymerization of the main substance of the aorta wall DMD may be considered to be a potential atherogen. Concentrations of DMD ineffective for man were at a level of 0.01 mg/m3 and that for animals at 0.04 mg/1; they are suggested to be the maximal permissible concentrations of DMD in the atmosphere.

УДК 613.32:547.535.1

Канд. мед. наук А. Г. Иличкина

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ НАТРИЕВЫХ СОЛЕЙ ДИГИДРОПЕРЕКИСЕЙ МЕТА-ПАРА-ДИИЗОПРОПИЛБЕНЗОЛА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

При производстве резорцина и гидрохинона в сточные воды попадают натриевые соли дигидроперекиси мета-диизопропилбензола (Ыа-м) и ди-гидроперекиси пара-диизопропилбензола (Ыа-п). При спуске в водоемы эти стоки могут нарушать его санитарный режим. В связи с этим возникла необходимость гигиенического нормирования Ыа-м и Ыа-п в воде водоемов.

Натриевые соли дигидроперекисей диизопропилбензола представляют собой белые аморфные порошки со слабым аптечным запахом; растворимость в воде этих веществ 0,04%.

Статистический анализ результатов одорирования методом вариационной оценки позволил установить порог ощущения запаха Ыа-п и Ма-м при 20° в концентрации 40 мг/л, при нагревании водных растворов до 60° интенсивность запаха в 1 балл также находилась в пределах значительных концентраций — 30 мг/л. Провоцирования запаха хлорированных растворов Ыа-м и Ыа-п не обнаружено.

Выдерживание натриевых солей дигидроперекисей м—п-диизопро-пилбензола (ДИИПБ) в концентрациях 10 мг/л и более сопровождалось появлением через 2—3 сут розовой окраски, переходящей в бурую. Растворы, содержащие исследуемые вещества до 7 мг/л, не окрашивались, реакция воды и ее вкусовые свойства не изменялись.

При изучении стабильности этих солей и их влияния на процессы самоочищения водоемов использовали биологические тесты: выживаемость дафний и микрофлоры, динамические процессы биохимического потребления кислорода (ВПК) и нитрификации. Абсолютно смертельные концентрации Ыа-м и Ыа-п для дафний соответственно равны 10 и 25 мг/л. Динамика выживаемости дафний для обоих веществ идентична, гибель простейших прекращалась через 10 сут. Однако после 30—40-суточного стояния растворов солей с первоначальной концентрацией, превышающей 10 мг/л, вновь отмечалась гибель дафний. К этому же сроку появившаяся окраска приобретала наибольшую интенсивность. Этот факт свидетельствует, вероятно, о накоплении в водоеме через 30 сут продуктов превращения исследуемых соединений, являющихся также токсичными для дафний.

При дальнейших наблюдениях за динамикой самоочищения водоемов были получены результаты, вполне согласующиеся с биологическим эффектом, выявившимся при изучении стабильности. Установлено, что натриевые соли ДИИПБ практически не окисляются биохимически и тормозят процессы ВПК. Угнетение процессов ВПК на 40% и более отмечалось при концентрации Ыа-п и Ыа-м 6 и 4 мг/л соответственно. Не было различий в динамике и величинах ВПК контрольных и опытных водоемов на уровне 2 мг/л Ыа-п и Ыа-м. Можно полагать, что в основном происходят химиче

ский распад веществ и самоокисление. Эти химические процессы сопровождаются поглощением кислорода воды и к моменту побурения растворов, содержащих более 5 мг/л солей натрия ДИИПБ, концентрация растворенного кислорода в воде снижается до 4 мг/л.

При наблюдении за развитием сапрофитной микрофлоры бактерио-статический эффект выявлен при концентрации №-м 4 мг/л и Ыа-п 6 мг/л. Наиболее чувствительной к веществам и продуктам их превращения оказалась нитрифицирующая микрофлора. Задержка накопления на 40 сут отмечалась при концентрации солей 0,05 мг/л. В растворах, содержащих 1 мг/л исследуемых веществ, на протяжении 2 мес наблюдения нарастало количество аммиака. Параллельно с этим снижалось содержание растворенного кислорода и усиливалась интенсивность окраски. Возможно, в данном случае имеет место явление денитрификации. Добавление адаптированной нитрифицирующей микрофлоры из аэротенков станции биологической очистки сточных вод способствовало нормализации процессов минерализации в растворах, концентрация натриевых солей ДИИПБ в которых не превышала 2 мг/л.

Отсутствие в отечественной и зарубежной литературе сведений о токсических свойствах Ыа-п и Ыа-м послужило основанием для определения параметров их токсичности в остром, подостром и хроническом опытах. Результаты острых опытов были обработаны методом пробит-анализа по Литчфилду и Вилкоксону. Среднесмертельные дозы (ДЛ^,) Ыа-п и Ыа-м соответственно равняются для белых мышей 660 (550-=-792) и 415 (341-Н 4-504) мг/кг, для белых крыс — 1250 (833-Ы817) и 1050 (8004-1275) мг/кг, для кроликов — 450 (420^-580) и 320 (310-^615) мг/кг. При этом обращает на себя внимание тот факт, что гибель животных от доз на уровне ДЛ50 и выше наступала в первые 2 нед, а от доз ниже ДЛ50 — через 25—40 сут. Аналогичное биологическое действие мы наблюдали в остром опыте при отравлении животных близкими по химической структуре гидроперекисями (А. Г. Иличкина; А. Г. Иличкина и М. Н. Пасхина).

Подострое отравление 100 белых крыс исследуемыми веществами при пероральном введении их в течение 60 сут в дозах, равных '/!„, у)00, Узоо от ДЛ50, позволило выявить способность Ыа-п и Ыа-м к кумуляции. Индекс стандартизированного коэффициента кумуляции, рассчитанный по методу Б. М. Штабского и Ю. С. Кагана, равен 1,4.

№-м и Ыа-п в дозах 60 и 100 мг/кг (соответственно у1о и У,00 от ДЛИ вызывал значительные изменения в крови, выражавшиеся анемией, лейко пенией. Количество лейкоцитов снизилось до 26 000, уровень гемоглоби на — до 70—60%. Достоверные изменения отмечались в ингибиции ряда ферментов, увеличилось количество гликогена в печени, проявилось гипотензивное действие веществ. Введение исследуемых веществ в дозе 2,5 мг/кг сопровождалось снижением прироста веса тела и лейкоцитозом. Остальные показатели не изменялись.

Хронический токсикологический эксперимент проводили на 25 кроликах и 50 белых крысах. Водно-крахмальную эмульсию исследуемых веществ вводили животным через зонд в течение 6 мес в дозах, равных для Ыа-п 0,5 и 0,05 мг/кг, а для Ыа-м, являющегося более токсичным, — 0,2 и 0,02 мг/кг. При этом наблюдали за весом тела, общим состоянием, услов-норефлекторной деятельностью, определяли количество эритроцитов, ре-тикулоцитов, уровень гемоглобина, активность каталазы, холинэстеразы, протромбиновый индекс сыворотки крови, содержание сульфгидрильных групп в крови. Реактивность организма оценивали по неспецифической острофазовой реакции, по содержанию Сх-реактивного белка после иммунизации животных через 100 дней хронического отравления.

Все внутренние органы после хронического опыта были подвергнуты патогистологическому исследованию. Результаты обработаны методами непараметрической статистики: Ван дер Вардена, Уайта или Вилкоксона.

У подопытных животных отмечалась тенденция к замедлению прироста веса тела, однако достоверное отставание в весе было при отравлении Ыа-м 0,5 мг/кг. При хроническом отравлении животных Ыа-п и Ыа-м в дозах 0,5 и 0,2 мг/кг соответственно достоверным было изменение состава периферической крови, динамика которого носила волнообразный характер. У подопытных животных через 45 сут опыта развились выраженный лейкоцитоз и анемия. Количество лейкоцитов увеличилось до 20 ООО, а уровень гемоглобина снизился на 37%. К началу 3-го месяца отравления различия в составе крови подопытных и контрольных животных отсутствовали, но в конце хронического опыта вновь проявились в такой же степени. При отравлении крыс и кроликов изученными веществами в дозах 0,05 и 0,02 мг/кг соответственно изменений в крови не было на протяжении всего периода наблюдения. Со стороны условнорефлекторной деятельности подопытных животных, ферментативной активности исследованных систем, содержания сульфгидрильных групп крови и гликогена печени у контрольных и подопытных животных различий не выявлено.

При отравлении натриевыми солями дигидроперекисей диизопропил-бензола в дозах 0,05 и 0,02 мг/кг не было также достоверной разницы в динамике нарастания Сх -реактивного белка, хотя наблюдалась некоторая тенденция к уменьшению его количества после иммунизации у подопытных и контрольных животных.

У животных, получавших Ыа-п и №-м в дозах 0,5 и 0,2 мг/кг соответственно, достоверно изменялась реакция организма на вводимую брюшнотифозную вакцину. При этом нарастание Сх-белка задерживалось на 2— 3 сут, максимальный уровень его был в 3,2 раза ниже, чем у контрольных кроликов, а спад белка тормозился на 6—8 сут.

Эмбриотоксическое действие изучали на курином эмбрионе. Введение 0,5 и 0,025% растворов Ыа-п и Ыа-м в объеме 0,01 мл в оплодотворенное куриное яйцо сопровождалось эмбриотоксическим действием. Оно проявлялось в том, что 14% эмбрионов цыплят погибли через 14—18 сут инкубационного периода после введения 0,5% раствора Ыа-п или Ыа-м преимущественно из-за патологии кровеносной системы. Кроме того, исследуемые вещества в указанной дозе, которая в пересчете на водопотребление и на 1 кг веса живого организма соответствовала концентрации 20 мг/л, вызывали рождение цыплят-уродов. Из выживших эмбрионов 17,2% имели уродства глаз и конечностей: были однопалые, шестипалые, с одной укороченной беспалой конечностью, одноглазые или с глазом на затылочной части черепа. В контрольном опыте при введении физиологического раствора в яйца, инкубированные без введения растворителя, уродств не было. В обеих контрольных группах количество неразвившихся зародышей составляло 0,8%. Не выявлено различий в развитии эмбрионов, подвергавшихся действию веществ в концентрации 1 мг/л (0,025% растворы, вводимые в объеме 0,01 мл).

Полученные данные, свидетельствующие об эмбриотоксическом и тератогенном действии веществ, вводимых в концентрации 20 мг/л, при более жестких условиях эксперимента с отсутствием элиминации яда, послужили основанием для проверки на теплокровных животных отсутствия эмбрио-токсического действия подпороговой концентрации (1 мг/л). Исследования проводили при хроническом пероральном отравлении крыс с различными сроками беременности. При этом Ыа-п и Ыа-м не вызывали эмбриотоксиче-ского или тератогенного действия. Не выявлено различий с контролем в весе крысят, их количестве, а также в анатомии и морфологии органов. Вещества практически не обладают кожно-раздражающим действием.

Сенсибилизирующие свойства соединений изучали на морских свинках и кроликах. Животных сенсибилизировали путем накожных 30-суточ-ных аппликаций с последующим нанесением разрешающей дозы антигена накожно и перорально с внутривенным введением разрешающей дозы вещества. Для выявления аллергии использовали микропреципитацию Уанье

и клеточные реакции. Однако при введении внутривенно и накожно разрешающей дозы антигена и применении методов определения антител в крови состояния аллергии у подопытных животных не выявлено. Можно полагать, что натриевые соли дигидроперекисей м- и п-диизопропилбензола не обладают аллергенными свойствами.

На основании полученных нами результатов исследования рекомендованы в качестве предельно допустимых концентраций Na-n и Na-м соответственно 1 и 0,5 мг/л. Лимитирующий показатель вредности — санитарно-токсикологический.

ЛИТЕРАТУРА. Иличкина А. Г. — «Гиг. и сан.», 1973, № 3, с. 108— 109. — Иличкина А. Г., Пасхина М. Н. — »Труды Ленинградск. сан.-гиг. мед. ин-та», 1974, т. 105, с. 33—35. — Штабский Б. М., Каган Ю. С. — «Гиг. и сан.», 1974, № 3, с. 65—67.

Поступила 3/Ш 1976 г.

HYGIENIC STANDARDIZATION OF SODIUM SALTS OF META-AND PARA-DIISOPROPYLBENZOL DIHYDROPEROXIDES IN WATER BODIES

A. G. llichkina

The author studied the effect of sodium meta-diisoprophylbenzol (Na-m) dihydroper-oxide and sodium para-diisopropylbenzol (Na-p) dihydroperoxide on the sanitary regimen of water bodies, the organoleptic properties of water and on the body of warm-blooded animals. The subthreshold concentrations of Na-m amounted to 2.7 and 0.5 mg/1 and that of Na-p were 2.7 and 1.0mg/l accordingly. The suggested value of the maximum permissible concentration of Na-p equals 1 mg/1 and that of Na-m equals 0.5mg/l. The limiting index of noxiousness is sanitary-toxicologic.

УДК 813.63 +615.9171:547.258. II

В. Т. Мазаев, А. С. Игумнов, В. Н. Цай, канд. мед. наук Т. Г. Шлепнина

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТОКСИКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОКСИДОВ АЛКИЛОЛОВА

1 Московский медицинский институт им. И. М Сеченова

В последние годы оловоорганические соединения (ООС) находят все большее применение в различных отраслях народного хозяйства. В связи с разработкой технологии их промышленного производства проведена гигиеническая оценка многих ООС, большинство из которых являются конечными целевыми продуктами производства. Однако большой интерес представляет изучение в гигиеническом аспекте ряда промежуточных продуктов, которые могут присутствовать в сточных водах, а в отдельных случаях являться продуктами трансформации ООС в среде обитания человека. Промежуточным продуктом получения всех дибутильных оловоорганических стабилизаторов ПВХ является дибутилоксидолово (ДБОО). В качестве био-цидных добавок к краскам для покрытия днищ морских и речных судов используют трибутильные соединения олова; промежуточным продуктом при их производстве является бис(трибутилолово)-оксид (ТБТО). Следует отметить, что ТБТО можно применять и как самостоятельный продукт для этих же целей. Указанные соединения обязательно содержатся в сточных водах производства ООС. В то же время в литературе очень мало сведений об их токсических свойствах и полностью отсутствует их гигиеническая характеристика.

В настоящей работе представлены результаты гигиенического изучения ДБОО и ТБТО с целью нормирования их содержания в воде водоемов.

ДБОО представляет собой белое порошкообразное не смачивающееся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.