Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДИХЛОРАНТИНА И ПРОДУКТА ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ ДИМЕТИЛГИДАНТОИНА В ВОДНОЙ СРЕДЕ'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДИХЛОРАНТИНА И ПРОДУКТА ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ ДИМЕТИЛГИДАНТОИНА В ВОДНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — А.А. Королев, В.Е. Василенко, М.В. Сидорова, О.В. Здорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДИХЛОРАНТИНА И ПРОДУКТА ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ ДИМЕТИЛГИДАНТОИНА В ВОДНОЙ СРЕДЕ»

70 мг/м3, шума от 90 до 100 дБ А, высокой температуры воздуха — 25—27 °С и относительной влажности воздуха 80—96 %.

Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности за последние 6 лет показал, что ведущими заболеваниями у работниц данного производства являются хронические бронхиты, острые респираторные инфекции, гинекологические заболевания, нервные и кожные болезни.

Учитывая данные литературы и анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, мы провели спнро-графическое обследование 40 работниц (чесальщицы, прядильщицы) различного возраста и профессионального стажа.

Функциональное состояние аппарата внешнего дыхания исследовали с помощью оксиспирографа «Мета-1-25». Расчет н обработку спирографических показателей проводили по методике, разработанной ВНИИ пульмонологии Минздрава СССР (1972). Материалы изучения систематизировали по возрастному и половому признакам.

Полученные показатели сравнивали с нормальными для данной возрастно-половой группы (по Г. Л. Хасису! и с рекомендациями Всесоюзного симпозиума по клинической физиологии дыхания (1973). В результате исследований установлено, что в группах работниц со стажем до 15 лет и более такие показатели, как частота дыхания, объем дыхания и минутный объем дыхания, незначительно выше, чем у лиц соответствующих контрольных групп. Наличие гнпервентиляции, по-видимому, можно связать с компенсаторными реакциями системы дыхания. Частое неглубокое дыхание несвойственно больным астмой, оно скорее всего характерно для больных с пневмосклерозами и эмфиземой, у которых нарушены эластические свойства легких.

Показательными являются понижение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), максимальной вентиляции легких (МВЛ), отношений ЖЕЛ/ДЖЕЛ и МВЛ/ДМВЛ (в процентах). Так, ЖЕЛ в возрастной группе 29—30 лет уменьшается на 900 мл (±28,4), а в группе 40—59 лет — на 746,1 мл (±27,3).

Максимальная вентиляция легких изменяется соответственно на 8,5 и 9,6 л/мин. Значительно изменяются показатели отношений ЖЕЛ/ДЖЕЛ на 20,6 % в группе со стажем до 15 лет и на 32,3%—после 15 лет. Отношение МВЛ/ДМВЛ изменяется соответственно на 11,9 и 16,1 Все эти изменения, по-видимому, являются следствием по-

ражения легочного аппарата у лиц вышеуказанных кон-тингентов, в частности нарушения эластичных свойств легочной ткани, что позволяет предположить существование процессов пневмосклеротического характера, которые могут привести к возникновению биссиноза. В данном случае изменения механики дыхания проявляются по ограничительному типу нарушений. Поражая одно из структурных образований аппарата вентиляции, эти процессы не затрагивают или почти не затрагивают бронхиального дерева. Естественно, что они находят свое выражение прежде всего в уменьшении ЖЕЛ. Скоростные же показатели (объем форсированного выдоха за 1 с, МВЛ) понижаются в меньшей мере. Показатель скорости движения воздуха незначительно увеличивается — соответственно на 6,5 и 3,7 л/(мин-л) в группах со стажем до 15 лет и с 15 лет и более.

Таким образом, результаты наших исследований свидетельствуют, что воздействие пыли указанного производства не только является причиной профессиональной патологии органов дыхания, но и в определенной мере способствует развитию некоторых «общих» заболеваний с временной утратой трудоспособности — сердечно-сосудистой патологии, гинекологических, нервных и кожных болезней.

Выводы. 1. Санитарно-гигиенические условия-труда работниц канатного производства характеризуются воздействием комплекса неблагоприятных факторов.

2. В заболеваемости с временной утратой трудоспособности преобладают хронические бронхиты, гинекологические заболевания, нервные и кожные болезни.

3. У работниц со стажем более 15 лет значительно понижаются основные показатели внешнего дыхания, что указывает на нарушение эластичных свойств легочной ткани и существование процессов пневмосклеротического характера в легких, которые могут привести к возникновению биссиноза.

4. Низкая ЖЕЛ и малоизмененные относительные скоростные показатели позволяют заподозрить наличие ограниченного компонента нарушения вентиляции.

Литература. Хасис Г. Л. Показатели внешнего дыхания здорового человека. Кемерово, 1975, ч. 1—2.

Поступила 10.11.81

УДК 614.777:547.412.4

А. А. Королев, В. Е. Василенко, М. В. Сидорова, О. В. Здорова

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ДИХЛОРАИТИНА И ПРОДУКТА ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ ДИМЕТИЛГИДАНТОИНА

В ВОДНОЙ СРЕДЕ

I ММИ м. И. М. Сеченова

Дихлорантин — ДХА (1,3-днхлор-5,5-диметилгидантоин) представляет собой кристаллическое вещество белого цвета с резким запахом хлора, достаточно хорошо растворимое в воде (до 0,11 % при 20°С). В водной среде ДХА гидро-лизуется с образованием активного хлора и 5,5-днметилгн-дантоина (ДМГ).

Целью наших исследований являлось обоснование гигиенических нормативов содержания ДХА и продукта его трансформации ДМГ в водной среде. Все исследования проводились в сравнительном плане.

Стабильность ДХА и ДМГ в водной среде изучалась с помощью метода тонкослойной хроматографии. Исследовалось влияние рН в пределах от 5 до 9 и температуры воды в пределах от 4 до 20 СС на скорость разложения ДХА и ДМГ в модельных водоемах.

На основании результатов экспериментов рассчитаны коэффициенты регрессии квадратнческого уравнения, описывающего зависимость периода полуразложення ДХА в

водной среде от ее температуры и рН: У=5,52 + 0,143А"|— —0,097Х2 — 0,0036Х,^2, где X, — рН воды; Х3 — температура воды; У — период полуразложения ДХА.

В опытах по изучению стабильности ДМГ установлено, что он стабильнее ДХА. Так, если период полуразложения ДМГ колебался в пределах от 350 до 780 сут, то период полуразложения ДХА составлял 3—7 сут. Следовательно, ДХА и, особенно, ДМГ могут быть отнесены к высокостабильным соединениям.

Водные растворы ДХА имеют выраженный запах хлора. Практический порог ощущения запаха ДХА установлен на уровне 2,5 мг/л. Водные растворы ДМГ не имеют запаха, но придают воде горьковато-металлический привкус, порог ощущения которого в многочисленных опытах на волонтерах определен на уровне 1,3±0,32 мг/л. По данным Г. Т. Писько и соавт., пороговая концентрация ДМГ по привкусу — 0,1 мг/л.

Таблица 1

Величины ЛДде (в мг на 1 кг массы тела) ДХА и ДМГ для лабораторных животных

Животные ДХА ДМГ

Белые крысы 1220 (672—2196) 7 800 (6 000—10 140)

Морские свинки 1350 8 430

Кролики 1520 12 660

Пороговая концентрация ДМГ по влиянию на санитарный режим водоемов, как было нами установлено,— 80 мг/л.

В доступной литературе не обнаружено сведений о токсических свойствах изучавшихся соединений. Однако известно, что отравления препаратами группы гидантоинов характеризуются симптомами со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и картины периферической крови (Ф. Шварц). Установлено, что они хорошо всасываются в желудочно-кишечном тракте и экскретируются с мочой, желчью и калом в виде гидантоиновой кислоты, глюкуронидгидантоинов. а также в неизмененном виде (Маупег!; Ыакатига и соавт.).

Токсикологические свойства ДХА и ДМГ изучались в острых и подострых экспериментах. Параметры острой токсичности препаратов представлены в табл. 1.

Клиническая картина отравления животных ДХА и ДМГ в основных чертах оказалась одинаковой: одышка, усиленное слюноотделение, дискоординацня движений, сменяющаяся заторможенностью. Часть животных принимает боковое положение, дыхание становится редким. Животные погибают в основном в течение 1-х суток. На вскрытии у погибших животных отмечались полнокровие внутренних органов, инъекция сосудов мозга и брюшины, наличие экссудата в плевральных и брюшных полостях.

Оценка степени кумулятивности ДХА и ДМГ проводилась на белых крысах в условиях многократного введения препаратов. Подопытные животные в течение месяца получали препараты в 0,5 % растворе крахмала в дозах 'Д и '/во ЛД50. Из животных, получавших ДХА в дозе '/5 ЛД5о. 2 погибли на 25-й день затравки (суммарная доза 5 ЛД50). Из животных, получавших ДХА в дозе 'Д0 ЛД50 и ДМГ в дозах 'Д и 'До ЛД5о, не погибло ни одно.

Механизм токсического действия ДХА и ДМГ на организм теплокровных жизотных изучался в подостром эксперименте на белых крысах. Затравка животных проводилась перорально 6 раз в неделю в течение месяца дозами препаратов 'До и '/гбо ЛД5о. Состояние организма подопытных животных оценивали по глубине и степени изменения функций центральной нервной системы, печени, почек, а также показателей периферической крови. Результаты подострых опытов представлены в табл. 2.

Обращает на себя внимание тот факт, что количество измененных показателей у животных, получавших препараты в дозе 'До ЛДю, имело тенденцию к снижению на протяжении эксперимента. При этом у животных, получавших ДМГ, к 4-й неделе все изучавшиеся показатели приходят к уровню контроля. Такая динамика развития интоксикации может быть объяснена возникновением в организме подопытных животных компенсаторных реакций на препараты.

При анализе динамики изменения функционального состояния организма обращают на себя внимание некоторые различия в глубине нарушений у животных, получавших ДМГ и ДХА в испытанных дозах. ДХА вызывал стойкие нарушения функций центральной нервной системы и печени. Изменения аналогичных показателей у животных, получавших ДМГ, выражены меньше, кратковременны. Ведущим симптомом поражения организма животных в этом случае являлось нарушение функции печени.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: ДХА является умеренно токсичным соединением, а ДМГ — малотоксичным. Подострый

токсикологический эксперимент показал, что оба препарата обладают схожими токсикодннаиическими свойствами. При затравке животных малыми дозами препаратов наблюдалось развитие в организме компенсаторных реакций к их действию. Это позволяет считать ДХА и ДМГ соединениями со средней степенью кумулятивности.

Невысокая токсичность и малая выраженность кумулятивных свойств веществ позволили нам отказаться от проведенных хронических экспериментов. В соответствии с «Методическими указаниями по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов» (М., 1978) были рассчитаны величины максимально недействующих концентраций для обоих веществ по формуле: МНД=0,9 ЛД50 — 3,60, которые оказались равны для ДХА и ДМГ соответственно 0,15 и 0,75 мг на 1 кг массы тела (3,0 и 15,0 мг/л).

Мутагенная активность препаратов изучалась в условиях подострых опытов на белых крысах методом анате-лофазного анализа клеток костного мозга. На основании проведенных исследований установлено, что ДХА в дозе 5 мг на 1 кг массы тела (100 мг/л) и ДМГ в дозе 30 мг на 1 кг массы тела(600мг/л) мутагенной активностью не обладали.

При изучении эмбриотоксического действия ДХА (как более токсичного препарата) в дозе 5 мг на 1 кг массы тела (100 мг/л) установлено, что показатели эмбрионального развития у животных опытных и контрольной групп не имели статистически достоверных различий, на основании чего можно сделать вывод, что ДХА даже в значительных дозах (концентрациях) не обладает эмбриоток-сическим действием.

Комплексная оценка полученного материала позволила нам предложить ПДК для ДХА на уровне 3 мг/л (лимитирующий признак вредности — санитарно-токсикологиче-

Таблица 2

Влияние ДХА и ДМГ на организм животных в подостром

опыте

ДХА ДМГ

Показатель н ч О ч • * ч 1 ч

2 а •

- г-

Суммационно-пороговый пока- +

затель ± ± —

Ацетилхолин крови + — — —

Активность: +

холинэстеразы крови — ± —

АлАТ сыворотки + — ± —

АСАТ » + — + —

щелочной фссфат?зы + — ± —

ЛДГ ± — ± —

СДГ ± — — —

ГГТП » ± — ± —

Длительность гексеналового сна ± — ± —

Содержание: «

мочевины я сыворотке — — — —

общего азота в сыворотке — — — —

остаточного азота в сыво- +

ротке — — —

Число эритроцитов ± ± ± ±

Уровень гемоглобина ± ± ±

Число лейкоцитов — — — —

Динамика массы тела + — — —

Бляшки по Эрне - — — —-

Примечание. (-}-) — статистически достоверное действие; (—) — статистически не достоверное действие; (±) — действие есть, но статистически не достоверное.

ский), а для ДМГ на уровне 1 мг/л (лимитируюший признак вредности — органолептический). Установленные нами величины ПДК для ДХА и ДМГ одобрены секцией гигиены воды и санитарной охраны водоемов Проблемной комиссии АМН СССР и переданы на утверждение в Минздрав СССР в качестве общесоюзных нормативов.

Литература. Лисько Г. Т., Толстопятова Г. В., Беля-нина Т. В. и др.— Гиг. и сан., 1981, № 5, с. 69—70.

Швец Ф. .Фармакодннамика лекарств с экспериментальной и клинической точки зрения. Братислава, 1963, т. 1, с. 184—200.

Maynert Е. W. — J. Pharmacol, exp. Ther., 1960, v. 130, p. 275.

Nakamura К. et al. — Nannyn-Schmiedeberg's. Arch. Pharmacol., 1966, Bd 254, S. 406.

Поступила 30.10.81

УДК 613.68:612.015.6:577.184.2

В. С. Новиков, В. П. Петров

С-ВИТАМИННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОРГАНИЗМА МОРЯКОВ ПРИ ПЛАВАНИИ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ

Нами было исследовано состояние тканевой насыщенности витамином С у моряков и эффективность дополнительного приема ими аскорбновой кислоты во время плаваний в высоких широтах в различное время года.

1-е исследование было проведено в период 45-суточно-го плавания осенью, 2-е — в период 30-суточного плавания весной. В 1-м плавании обследовано 28 человек, из которых 14 на протяжении всего рейса получали по 150 мг аскорбиновой кислоты ежедневно; во 2-м — 40 человек, из которых 12 на протяжении всего рейса получали по 100 мг аскорбиновой кислоты ежедневно. Все обследованные были операторами 19—20 лет с полярным стажем 1—2 года. Содержание витамина С определялось до плавания, во время и после него. Гидрометеорологические условия в период плаваний были характерными для данных широт и времени года. Особенностью осеннего плавания являлось преобладание штормовой погоды с волнением моря 5—6 баллов. Гигиенические параметры судовых помещений в основном соответствовали нормативным показателям. Колебания температуры окружающей среды составляли 21—23 °С, колебания относительной влажности воздуха — 62—72 %.

Среднее содержание аскорбиновой кислоты в рационе обследуемых до плавания составляло осенью 96,9 мг, весной 53,4 мг (данные получены расчетным методом).

Содержание витамина С в тканях исследовали по методике Rotter, сущность которой заключается в том, что интрадермалыю введенный раствор 2,6-днхлорфенолиндо-фенола (раствор краски Тильманса) под влиянием аскорбиновой кислоты обесцвечивается. По скорости обесцвечивания образующейся на месте введения реактива «лимонной корочки» судят о степени обеспеченности тканей аскорбиновой кислотой. При обесцвечивании в первые 5 мин насыщение тканей аскорбиновой кислотой считается хорошим, через 6—10 мин — удовлетворительным. Если обесцвечивание краски наступает в более поздние сроки, тканевая насыщенность аскорбиновой кислотой считается недостаточной. Наряду с этим во время осеннего плавания у всех обследованных исследовали состав периферической крови по общепринятой методике (Е. А. Кост и Л. Г. Смирнова).

Результаты исследований, проведенных в осенний период, показали, что до плавания насыщенность тканей витамином С была у всех обследованных удовлетворительной. Во время плавания С-витаминная обеспеченность организма существенно снижалась. Уже в первые 2 нед она уменьшилась на 22,3 %. Об этом свидетельствовало увеличение времени обесцвечивания раствора краски Тильманса с 6,40±0,29 до 7,83±0,32 мин (Я<0,01). В последующем насыщенность тканей аскорбиновой кислотой продолжала ухудшаться, что сопровождалось появлением клинических симптомов гиповитаминоза (Я. Б. Эйдинов и М. С. Серегин).

Через месяц плавания удовлетворительная насыщенность тканей аскорбиновой кислотой была только у 7 человек,

а после плавания — у 1. Время обесцвечивания раствора краски Тильманса увеличилось к концу плавания почти в Ч2 раза и составило 15,44±0,80 мнн. Изменение С-вита-минной обеспеченности организма в плавании можно рассматривать в основном как результат воздействия клима-тогеографических факторов и гидрометеорологических условий. В частности, только одно укачивание способно обусловить нарушение С-витаминного баланса вследствие нарушения резорбтивных процессов в кишечнике (Р. О. Файтельберг и Т. В. Гладкий). Однако нельзя не учитывать особенностей трудовой деятельности моряков, характеризующейся своеобразным режимом труда и отдыха, гиподинамией, сенсорным голодом, высоким психоэмоциональным напряжением и непрерывным действием многообразных судовых факторов, возможность адаптации к которым зависит как от их параметров, так и от продолжительности непрерывного плавания. Следовательно, выявленные изменения нужно рассматривать как следствие сочетанного воздействия комплекса неблагоприятных факторов на интимные стороны обменных процессов. Можно полагать, что в данном случае в организме мо-„ ряков имеют место окисление и повышенный распад аскорбиновой кислоты.

Существенным изменениям у обследованных со сниженной С-витаминной обеспеченностью организма подвергались гематологические показатели. Изменения лей-кограммы характеризовались достоверным увеличением в начале плавания числа нейтрофилов и моноцитов, а в последующем — тенденцией к нейтропении и лимфоцитозу. Особенно показательными были изменения абсолютного содержания лейкоцитов, число которых в начальном периоде плавания увеличилось с 6430±120 до 7080±150„ а в конце снизилось до 5940±100 (Я<0,001).

В основной группе С-витаминная обеспеченность организма на протяжении первого месяца плавания не изменялась, а в конце плавания незначительно снизилась. Однако неудовлетворительные показатели пробы Роттера регистрировались только у 3 человек. У остальных обследованных насыщенность тканей аскорбиновой кислотой была удовлетворительной. Адаптивные изменения показателей системы крови были в этой группе незначительными и к концу плавания не отличались от фоновых данных (Р< 0,5).

В дорейсовый период весной насыщенность тканей аскорбиновой кислотой у 7 человек была хорошей, у 21 — удовлетворительной и у 12 — неудовлетворительной, что, вероятно, является следствием снижения содержания витамина С в пищевом рационе. Во время плавания снижения С-витаминной обеспеченности организма у лиц с хорошей и удовлетворительной насыщенностью тканей аскорбиновой кислотой не наблюдалось. Наоборот, отмечалось увеличение числа обследованных с хорошей насыщенностью тканей аскорбиновой кислотой.

В основной группе, включающей обследованных с неудовлетворительной насыщенностью тканей аскорбиновой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.