Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА МЫШЬЯКОМ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА МЫШЬЯКОМ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА МЫШЬЯКОМ»

с. 25. — Гулямов У. Г. Атомная энергия, 1972, т. 33, в. 4, с. 862. — Дубин-скаяН. А., МихельсонГ. Г., ПелекисЛ. Л. В кн.: Нейтронно-ак-тивационный анализ. Рига, 1966, с. 97. — Л у ч к и н Б. Г., МаленченкоА. Ф. Изв. АН Белорусок. ССР. Серия физико-энергет. наук, 1970, № 2, с. 38. — Мельник А. Д. .РябухинЮ. С., МатвеенкоЕ. Г. и др. Мед. радиол., 1971, т. 16, № 1, с. 12. — П е л е к и с 3. Э., П е л е к и с Л. Л., Т а у р е И. Я. Изв. АН Латвийск. ССР. Серия физ. и техн. наук, 1971, № 6, с. 9.— Р и е к с т и н я Д. В., К и з а и е Г. К. Там же, 1971, № 4, с. 27. — Р у с т а м о в Р., О р е с т о в а И. И., ХаматовШ. и др. Атомная энергия, 1972, т. 33, в. 6, с. 975. — Фомин А. А., Мельник А. Д. Гиг. и сан., 1971, № 12, с 68. — Ш ар и п о в Э. Б., А б д у -л а е в А. А., Ж у к Л. И. и др. Изв. АН Узбекск. ССР. Серия физ.-мат. наук, 1972, № 5, с. 62. — Ш т а н ь А. С. Атомная энергия, 1972, т. 33, в. 4, с. 858.

Поступила 19/1II 1973 г.

За рубежом

УДК б 1-4.72:546.19

В. Бенцко

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА МЫШЬЯКОМ

Институт гигиены и эпидемиологии, Прага (Чехословакия)

Проблема загрязнения атмосферного воздуха крупными электростан-• циями некоторых районов Словакии имеет большое гигиеническое значение,

поскольку в выбросах станций, помимо золы и окислов серы, содержится мышьяк. Нами были проведены эпидемиологические исследования с целью выяснения возможного неблагоприятного воздействия выбросов электростанции на состояние здоровья населения, проживающего на различных (до 30 км) расстояниях от источника. У детей (группы по 25 человек) колориметрическим методом (УэБак и Бес^уес) определяли содержание мышьяка в волосах и моче. Зависимость содержания мышьяка в волосах детей от расстояния до источника загрязнения атмосферного воздуха не является простой.

Результаты обследования хорошо согласуются с теоретическими представлениями о распространении выбросов из высоких дымовых труб и подтверждают возможность использования метода определения содержания мышьяка в волосах как чувствительного теста. Подобным же образом исследовали содержание мышьяка в моче. Однако такое обследование явля-ь егся гораздо более трудоемким, получение и транспортировка материала

при нем сложнее, а результаты менее доказательны.

Известно, что мышьяк обладает кумулятивным действием. Кумулятивный эффект этого вещества мы изучали на экспонированных кроликах в условиях ингаляционного поступления его в организм и в лабораторных условиях на бесшерстных мышах при пероральном введении мышьяка. Экспонируемых кроликов забивали через 1, 2, 3, 6, 8 и 12 месяцев. Это давало возможность проследить накопление мышьяка в органах животных в динамике в течение 1 года. После фазы постоянного повышения количества мышьяка в конце опыта отмечено понижение его содержания в мышцах, печени и легких. Наибольшее количество вещества обнаружено в почках, шерсти и когтях.

У кроликов, забитых непосредственно после рождения, определить мышьяк во внутренних органах не удалось: лишь в коже находили неболь-I шое количество его.

Вопрос о кумуляции мышьяка наиболее полно изучался нами в лабораторных условиях. Бесшерстные мыши получали мышьяк с питьевой водой в концентрациях 5, 50 и 250 мг/л. Определение его проводили в коже и печени животных. Две первые концентрации вводили ежедневно в течение * 250 дней, третью (самую высокую) — в течение 32 дней. По потреблению питьевой воды были установлены ежедневные дозы 0,8—1,4—8 и 10—15 мг А$3+/кг веса мыши. Максимум накопления мышьяка в органах животных достигался к 16-му дню затравки. С 32-го дня отмечалось его понижение, причем у группы, получавшей мышьяк в количестве 50 мг/л, снижение его продолжалось до конца опыта.

В конце затравки животные были забиты и проведено гистологическое исследование их кожи, печени, почек, селезенки и яичек. Патологические изменения при затравке мышьяком в концентрации 5 мг/л обнаружены во всех исследованных органах, кроме яичек. У мышей, подвергавшихся затравке мышьяком в концентрации 50 мг/л, произошло углубление этих из- ф менений и, кроме того, наблюдалось тяжелое повреждение эпителия яичек.

Ингаляционную затравку животных проводили в специальных аэрозольных камерах (Вепско и Бутоп). Бесшерстных мышей подвергали затравке аэрозолем золы с дисперстностью до 10 мк, содержащим 1 % мышьяка. Мыши находились в пылевой контрольной камере по 6 часов в день 5 дней в неделю в течение 6 недель. Мы исследовали динамику кумуляции мышьяка в печени и на коже.Содержание вещества в органах животных повышалось до 2-й недели затравки (средняя концентрация мышьяка 179,4 мкг/м3, пыли 15, 16 мг/м3). Со 2-й по 4-ю неделю затравки произошло резкое снижение количества мышьяка в печени. Меньшее снижение его отмечено в коже, что, по-видимому, зависит от характера относительно постоянной связи мышьяка с серой кератина кожи. В обоих случаях (при пероральном и ингаляционном введении) процесс кумуляции мышьяка был одинаков, т. е. период повышения содержания мышьяка в органах и тканях животных сме- '

нялся фазой понижения его. Постоянно высокие уровни наблюдались в коже и почках.

Метаболическое потребление кислорода гемогенатом паренхимы печени мышей, как и дегидрогеназная активность этого субстрата, служит чувствительными показателями токсического действия мышьяка. Эти тесты мы использовали в эксперименте. Метаболическое потребление кислорода гомогенатом паренхимы печени (МЭК) определяли методом Варбурга у мышей, подвергавшихся затравке мышьяком в концентрациях 5,50 и 250 мг/л. По 10 мышей каждой группы забивали после 1, 2, 4, 8, 16, 32, и 64-го дней затравки. Помимо МБК определяли весовые коэффициенты внутренних органов животных.

У животных 1-й группы (получавших мышьяк в концентрации 5 мг/л) не обнаружено статистически достоверных изменений по сравнению с контролем; у мышей 2-й группы (получавших мышьяк в концентрации 50 мг/л) отмечали относительное повышение веса печени и снижение веса селезенки а

в конце опыта. В этой группе животных установлено статистически значимое понижение МБК в печени. Концентрация 250мг/л вызывала постоянное, значительное снижение тканевого дыхания. Результаты опытов дают основание считать концентрацию мышьяка 5 мг/л пороговой, концентрацию 50 мг/л надпороговой и концентрацию 250 мг/л токсической.

У группы мышей, получавших с питьевой водой мышьяковистый натрий в дозе 50 мг/л, на 4, 16 и 64-й дни эксперимента изучали задержку радиоактивного мышьяка (Аэ74), вводимого животным парентерально в количестве 5 мг/кг веса. Накопление мышьяка в печени и почках наблюдали в течение 1, 5, 3, 6, 12 и 24 часов после его однократного введения. У мышей с 4-дневной и 16-дневной экспозицией по сравнению с контрольными отмечали повышение, а у животных с экспозицией в 64 дня — значительное снижение содержания мышьяка в исследуемых органах. Описанный метод удобен для изучения процесса метаболизма мышьяка в организме. •

ЛИТЕРАТУРА. Bencko V., Csl. Hyg., 1966, т. 11, с. 539. - Ben-с к о V., С ш а г к о V., Р а 1 а п Там же, 1968, т. 13, с. 18. — В е п -с к а V., S у шоп К-, J. Hyg. Epidem. (Praha), 1969, т. 13, с. 18. — I d е m. Atmospheric Environm., 1970, v. 4, p. 157. — В e n с к о V., Dobisova A., Ma-CajM., Ibid., 1971, v. 5, p. 275. — В e n с к о V., NemeckovaH., J. Hyg. Epidem. (Praha), 1971, т. 15, с. 94. — В e n с к о V., Ibid., 1971, т. 16, с. 41.— Smith Н., Forensic Sci. Soc., 1964, v. 4, p. 192. — S u t t о n O. G., Microme-teorology. New York, 1953. — V a s а к V., S e d i v e с V., Chem. Listy., 1952, т. 46, с. 341.

Поступила 18,'IV 1973 г.

УДК в 14.898.1:661.1851:666.1.036.23

О. Бухта

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МОЮЩИХ СРЕДСТВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТЕКЛОПЛАСТИКОВ

Ковона Карвина, ЧССР

Обработка вязких полиэфирных или эпоксидных смол при производстве стеклопластиков имеет специфические особенности с точки зрения технологии и гигиены.

Несмотря на стремление к максимальной механизации производства и герметизации производственного цикла, большая часть стеклопластиков в настоящее время производится еще ручным методом наслаивания. В производстве полиэфирных слоистых стеклопластиков путем контактного отверждения полиэфира изготавливается более 60% общей продукции. При этом возможно соприкосновение полиэфирного связующего с кожей рук работника, закладывающего в формы отдельные слои и одновременно соединяющего их ручным способом смолой при помощи кисточки или валика.

Но и при механизированном способе производства, например, путем намотки или центробежного литья, рабочий должен очень часто манипулировать пальцами с вязкой смолой и креплением и сразу же обслуживать рычажной механизм, например, накатной машины.

Опасность непосредственного контакта кожи с полиэфиром не возникает лишь при отверждении полиэфирных смол в условиях высокой температуры и под давлением в закрытых металлических формах.

Таким образом, при манипуляции с вязкой смолой в производстве стеклопластиков ручным или даже машинным способом нельзя полностью предотвратить загрязнения кожи.

Применяемый до сих пор способ устранения остатков этих смол, попавших на кожу рук, сводился к мытью рук щелочным мылом или сапонатом. Полиэфирная смола, попавшая на кожу рук, в вязком состоянии с большим трудом удаляется мылом. Под воздействием мыла гидролиз полиэфира происходит весьма медленно.

Частое мытье, а работники названных цехов моют руки от 8 до 15 раз в смену, вызывает утрату естественного жирового покрова кожи, который не может заменить никакой восстановительный крем. При этом очень часто на коже остаются остатки гидролитических продуктов полиэфира вследствие неполного смывания мылом. Такие остатки раздражают кожу еще более интенсивно, чем сама смола. Если же кожа отмывается от полиэфира или продуктов его гидролиза не полностью систематически, то даже при использовании самого лучшего восстановительного крема очень часто возникают кожные заболевания.

К моющим средствам относятся различные сапонатные пасты с разными наполнителями, например, кремнистая и пробковая пыль, деревянные опилки и т. п. Наполнители, содержащиеся в сапонатных моющих средствах, в процессе мытья могут вызвать микроранения кожи и тем самым способствуют проникновению вредных веществ под кожу и в кровеносную систему. Наполнители сильно обезжиривают кожу.Несмотря на то, что они устраняют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.