УДК 615.917:678.043
МАТЕРИАЛЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ БРОММЕТИЛИРОВАННОЙ П-ТРЕТБУТИЛФЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНОЙ СМОЛЫ
Т. А. Козлова, Н. Н. Беляева, Л. С. Митина I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
В последние годы в резиновой промышленности широко применяются различные термореактивные смолы и их производные. Бромметилированная п-третбутилфенолформаль-дегидная смола—один из новых видов вулкалентов, используемых для вулканизации непредельных каучуков. По физико-химическим и технологическим качествам эта смола превосходит ранее известные вулкаленты, что делает ее весьма перспективной.
Немногочисленные сведения о токсических свойствах смол, сходных по составу с изучаемой, указывают на изменение под их воздействием разнообразных функций печени и появление у рабочих дерматитов аллергического характера (Р. С. Воробьева и Н. В. Мезенцева; Л. В. Гинзбург; А. П. Долгов и Л. В. Соловьева).
Токсические свойства бромметилированной п-третбутилфенолформальдегндной смолы изучались в экспериментальных условиях на мышах, крысах, кроликах и морских свинках при различных путях введения яда в организм. Острые опыты проведены на 200 мышах. Животным внутрижелудочно вводили взвесь смолы в растительном масле в количестве от 500 до 6000 .«г/кг. У животных, получавших дозы смолы от 500 до 20000 мг/кг отмечалась выраженная реакция возбуждения. При тактильном и звуковом раздражении мыши проявляли двигательное беспокойство и агрессивность. Стадия возбуждения сменялась угнетением. У животных, получавших смолу в дозе свыше 4000 мг/кг, стадия возбуждения практически отсутствовала, они были адииамичны, слабо реагировали на внешние раздражители. Сроки гибели мышей зависели от дозы токсического вещества. ЬДМ смолы для мышей, которую вычисляли статистическими методами, принятыми в токсикологической практике, составила 4050^ 225 мг/кг, минимально действующая доза — 1100^87 мг/кг.
Весовые коэффициенты печени, почки и селезенки подопытных животных после острой затравки превышали таковые у животных контрольной группы, что указывает на определенное токсическое действие изучаемой смолы. При патоморфологическом исследовании внутренних органов отмечены явления белковой зернисто-вакуольной дистрофии клеток печени, в слизистой оболочке и подслизистой желудка — выраженная клеточная реакция, в почках — набухание и зернистость клеток дистальных извитых канальцев.
Установлена зависимость патоморфологической картины от концентрации смолы, используемой для затравки животных. Наиболее выраженные изменения наблюдались у животных, подвергавшихся воздействию вещества в концентрациях свыше 3000 мг/кг.
В подостром опыте изучены кумулятивные свойства смолы. Трем группам животных вводили ее в количестве V5, V»o и 1/юо LD^. Вычисленный коэффициент кумуляции не превышал 1, что указывает на необходимость учета высоких кумулятивных свойств смолы при контакте с нею в производственных условиях. Подострый опыт (2 серии) проводили на крысах в течение месяца при внутрижелудочном и ингаляторном введении яда в организм. При том и другом методе затравки концентрация смолы составляла 200 мг/л.
У животных определяли белковый спектр крови, исследовали активность альдолазы я холинэстеразы, выявляли содержание холестерина и сахара в крови. Кроме того, производили полный клинический анализ крови и в динамике измеряли вес животных. Все полученные данные подвергали статистической обработке.
По мере затравки у крыс отмечались агрессивность в поведении, ухудшение аппетита, падение веса. Из биохимических показателей определены статистически достоверные изменения в содержании холестерина в крови: к концу затравки оно достигало 190^2,7 мг% против 118+6,8 мг% до начала ее. К концу затравки достоверно уменьшалось количество сахара в крови, снизилась активность альдолазы по сравнению с исходным уровнем.
Наиболее глубокие количественные сдвиги отмечены у животных при внутрижелудочном введении смолы по сравнению с ингаляционным воздействием. У животных обеих серий опытов выявлены статистически достоверное снижение содержания гемоглобина и числа эритроцитов, а также резкая потеря в весе, особенно к концу затравки.
При патоморфологических исследованиях внутренних органов найдены более глубокие изменения у животных, подвергавшихся внутрижелудочной затравке. В печени обнаружены выраженные явления зернистой дистрофии и пролиферация купферовских клеток; печеночные клетки вакуолизированы, с явлениями карнолиза и хроматолиза. В селезенке — выраженная гиперплазия лимфоидных фолликулов, в их реактивных центрах — отчетливая плазматизация. В протоплазме эпителия дистальных канальцев почек — умеренно выраженное набухание и зернистость. Данные подострого опыта указывают на нарушение функции печени.
Ввиду кумулятивных свойств смолы и более выраженных сдвигов в организме при попадании яда per os можно было ожидать ран бол ее глубоких изменений у животных при хронической пероральной затравке животных. Хронический опыт ставился на кроликах-самцах; в течение 4 месяцев им вводили смолу в дозе 70 мг/кг. У них изучали ряд биохимических показателей (содержание холестерина и сахара крови, уровень общего белка и его
фракций), определяли активность альдолазы и холинэстеразы. В динамике изучали картину крови и вес животных. Все полученные данные подвергали статистической обработке.
К концу затравки у животных зарегистрировано резкое падение веса; средний вес их после опыта составлял 2200^ 150 г против 2800— 100 г дотачала его. У животных развились выраженная анемия и лейкопения. В крови достоверно увеличилось количество моноцитов и палочкоядерных лейкоцитов.
Наиболее существенными оказались сдвиги в содержании холестерина в крови. Если до затравки среднее количество холестерина составяло 60— 1,3 мг%, то к концу опыта оно превышало 100 мг%. Вдвое увеличилось содержание сахара в крови. Наблюдалось также изменение соотношений альбуминовой и глобулиновых фракций белка: отмечалось увеличение содержания alt а:, ß, ^-глобулиновых фракций и уменьшение содержания альбуминовой фракции. На протяжении всей затравки отмечались волнообразные изменения активности альдолазы и холинэстеразы, как правило, в пределах величин физиологического фона.
При патоморфологических исследованиях органов животных установлены явления белковой зернисто-вакуольной дистрофии клеток печени и почек, а также явления раздражения клеток селезенки.
Местное действие смолы на кожу изучено у 15 морских свинок. На участок кожи размером 2,5X2,5 см, освобожденный от волосяного покрова, в течение 10 дней наносили по 3 капли 50% взвеси смолы в подсолнечном масле. В течение 30 дней каких-либо изменений на коже не определено. Смола не вызывала какой-либо реакции и со стороны оболочек глаза.
Данные экспериментальных исследований указывают на то, что воздействие бромме-тилированной п-третбутилфенолформальдегидной смолы на организм влечет за собой нарушение белковой, гликогенообразовательной функции печени, нарушение липидного обмена, анемизацию и истощение организма. При оценке действия смолы на организм следует учитывать ее кумулятивные свойства.
ЛИТЕРАТУРА
Воробьева Р. С., Мезенцева Н. В. Гиг. труда, 1964, № 7, с. 39.— Долгов А. П., Соловьева Л. В. Гиг. труда, 1961, № 1, с. 23.
Поступила I4/VII 1970 г.
УДК 612.013.7-057.639.28
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ У РАБОЧИХ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ И ПЕРЕРАБОТКОЙ КРАБОВ
Е. Н. Аронова, Г. И. Бондарев, Д. А. Михельсон, О. А. Шовкопляс
Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта, Москва
Промысел и производство рыбопродукции в различных широтах Мирового океана связаны с частой сменой климата. В сохранении здоровья и высокого уровня сопротивляемости организма рыбаков действию неблагоприятных факторов внешней среды важное значение имеют гигиенические мероприятия.
Наряду с совершенствованием процессов производства и улучшением условий труда, отдыха и жилища членов экипажей судов особое внимание должно быть уделено их рациональному питанию. В условиях длительного промысла это весьма сложно, так как ограниченная площадь судов не позволяет иметь запасы продовольствия для обеспечения полноценного питания команды на весь период плавания.
Исследования, о которых идет речь в настоящей статье, были посвящены выявлению энерготрат у рыбаков различных профессий и определению на их основе потребности в питании, а также установлению необходимого количества продовольствия, обеспечивающего полноценное питание каждого члена экипажа. Для наблюдения были выделены 63 рабочих плавучего крабоперерабатывающего завода и 32 человека из команды судна. Все они имели хорошие производственные показатели, были одной возрастной группы и с одинаковым трудовым стажем. Исследования проводились в весеннюю крабовую путину в Охотском море на плавбазе «М. Тухачевский». Метеорологические условия в это время года характеризовались отрицательной температурой воды и воздуха, частыми штормами.
На основании немногочисленных литературных данных об энерготратах рыбаков (Г. И. Бондарев и соавт.), труд некоторых профессий, представляемых ими, может быть охарактеризован как тяжелый; поскольку исследования проводились в северных широтах, величина энерготрат зависела также от климатических условий промысла и типа судна.
У обследованных нами профессиональных групп рыбаков суточный бюджет времени изучен с помощью хронометража и детального учета по дневникам внепроизводственного периода. Команда судна работает 8 часов (две вахты по 4 часа с 8-часовым перерывом). Продолжительность рабочего дня промысловых рабочих зависит от объема добычи.
Виды деятельности во внерабочий период у команды судна и рабочих завода ограничиваются площадью плавбазы и существенных различий не имеют. Расход энергии при вы-