4. Для «зрелых» детей характерен благоприятный тип умственной работоспособности (повышение уровня в течение всего учебного дня), для «среднезрелых» — повышение исходного уровня до середины дня и сохранение этого уровня до конца дня, для «незрелых» характерен неустойчивый тип умственной работоспособности (повышение уровня к середине учебного дня до третьего урока с последующим понижении к концу дня).
ЛИТЕРАТУРА. Антропов^М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. — В кн.: Функциональные и адаптационные возможности детей и подростков. М., 1974, с. 68—70. — Тромбах С. М. — «Гиг. и сан.», 1969, № 9, с. 48—52. — СердюковскаяЛ. Н., ЧурьяноваС. И. — Там же, 1974, № 5, с. 70—73.
Поступила 7/1V 1976 г.
DYNAMICS OF MENTAL WORKING CAPACITY OF PUPILS IN JUNIOR CLASSES DEPENDING ON THE STATE OF «SCHOOL MATURITY»
E. B. Krivogorsky, T. A. Sapeshko
Against the acceleration background there is a group of children that judging by its development is not capable to fulfil the conditions of school teaching and regimen. According to our data, the number of children that have not attained «school maturity» at the age of 6 yrs amounts to 31.3 per cent. The adaptation of children to school takes place unequally. The restoration of indices of mental working capacity in «mature» children required one month, and that in «immature» ones took 3 months. The mental working capacity was directly dependent on the state of «school maturity». The working capacity of «mature» and «average mature» children in all age groups was higher than that of the «immature» ones. The «mature» children as a rule present a favorable type of mental working capacity: an improvement of the level in the course of all the school day. The «average mature» children present an improvement of the initial level till midday and^'preservation of the level till the end of the day. The «immature» children usually presented an unstable type of mental working capacity: an improvement of the level till the midday and its deterioration by the end of the day.
УДК 616.71 1-007.55-053.2-082:362.78
Доктор мед. наук Е. М. Вайнруб, канд. мед. наук А. С. Волощук
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БОЛЬНЫХ СКОЛИОЗОМ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены
им. А. Н. Марзеева
В общей системе учебно-оздоровительных учреждений в нашей стране значительный удельный вес занимают школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осанки и больных сколиозами. В школах-интернатах для детей с нарушениями осанки и больных сколиозом учащиеся приобретают не только основы общеобразовательных знаний по обычной школьной программе, но и получают нравственное, физическое и эстетическое воспитание. Одновременно обеспечиваются лечение и направленная компенсация основного заболевания. Совершенно очевидно, что для успешного усвоения учебной программы без ущерба для здоровья больных детей наряду с использованием специальных средств коррекции необходимы определенные гигиенические условия и особый режим занятий.
Если учесть, что наличие тех или иных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата влечет за собой изменение всего хода развития отдельных функций и систем больного ребенка, то вполне понятно, какое важное значение для эффективного проведения лечебно-педагогического воздействия имеют гигиенически рационально организованные условия и режим обучения. При этом разработка научных основ режима учебно-трудовой деятельности детей с нарушениями осанки и больных сколиозом
должна осуществляться с учетом закономерностей и особенностей развития этих детей. Между тем эта проблема до последнего времени еще мало разработана с гигиенических позиций. Имеются лишь отдельные исследования, которые затрагивают только некоторые вопросы и, естественно, не охватывают проблему в целом.
Мы преследовали цель на основании изучения состояния здоровья, особенностей опорно-двигательного аппарата, изменения общего функционального состояния и работоспособности детей, больных сколиозом, а также условий обучения и особенностей педагогического процесса разработать гигиенические рекомендации к рациональной организации условий и режима обучения таких детей в специальных школах-интернатах.
Работа проводилась в школе-интернате Киева при непосредственном участии сотрудников Киевского научно-исследовательского института ортопедии и травматологии (А. А. Путилова). Под наблюдением находились учащиеся 1, 4 и 7-го классов. Наряду с определением состояния здоровья и физического развития школьников по общеустановленной методике исследовалась работоспособность школьников по результатам выполнения динамической (работа на эргографе усовершенствованной конструкции) и статической (удержание груши гидродинамометра) физической работы, а также корректурных проб с помощью модифицированных нами таблиц В. Я. Анфимова. В лабораторных условиях для оценки возрастно-половых особенностей работоспособности детей использовались методики эргогра-фии, электрокардибграфии, артериальной осциллографии, оксигемографии и пневмографии.
В естественных условиях учебной и трудовой деятельности мы стремились вести наблюдения за динамикой работоспособности детей, не нарушая привычных условий их жизни. С этой целью были использованы методики дозированных во времени заданий, тремометрия, определение оптической хронаксии, статической выносливости и пр. Наблюдения за поведением учащихся и хронометраж их деятельности являлись неотъемлемым дополнением во всех исследованиях.
Изучение влияния отдельных компонентов режима дня и учебной нагрузки на работоспособность учащихся с нарушением осанки и больных сколиозом проводилось ежедневно до уроков, после 2-го и после всех уроков, до и после самостоятельных занятий в течение недели в середине каждой четверти учебного года. Ознакомление с режимом дня в школе-интернате показало, что для всех классов существует строго установленный распорядок, согласно которому первая половина дня отводится на учебные занятия и лечебные процедуры, а вторая — на самостоятельные занятия и воспитательную работу с детьми. Основное место в суточном бюджете времени детей всех возрастных групп занимают учебные занятия в школе и последующие самостоятельные занятия. Отсутствие в распорядке дня школы-интерната установленного времени для отдыха на свежем воздухе до занятий в школе и перед сном, а также большая насыщенность режима в течение дня не обеспечивают достаточного пребывания детей на открытом воздухе, т. е. неотъемлемого и основного элемента в общей системе лечебных мероприятий. Хронометраж суточного бюджета времени детей в динамике недели свидетельствует о том, что учащиеся с III и IV степенями сколио-тической болезни больше времени расходуют на самообслуживание, самостоятельные занятия, отход ко сну и т.д., нежели дети с начальными проявлениями этого заболевания. В связи с этим режим дня в школе-интернате должен быть дифференцированным с учетом не только возрастных особенностей детей, но и степени характера поражения опорно-двигательного аппарата.
Нашим институтом с лечебной целью был предложен дифференцированный режим обучения детей в процессе урока: дети с IV степенью сколиоза (и некоторые с 111 степенью) соблюдали строгий режим во время устных и письменных уроков (режим Б).
«• 9 П15 Ю V 24 27 ЭОЗЗ 36394245
Рис. 1. Динамика активности на уроках учащихся 4-х классов, занимаю" щихся в положении сидя за партой
(Л) и лежа (£). По оси ординат — количество отвлечений; по оси абсцисс — время урока (в мин): / — 1-й урок; 2 — 3-й урок: 3 — 5-й урок.
Остальные же дети во время устных уроков лежали в соответствующем положении на лежаках, а на письменных уроках сидели за партой (режим А).
Изучение работоспособности детей, больных сколиозом, с учетом особенностей их обучения (в положении лежа или сидя) позволило выявить закономерности изменения их функционального состояния организма в динамике дня и недели (рис. 1). При обучении лежа со второй половины 3-го и 5-го уроков резко нарастает количество двигательных реакций, сменяющихся к концу 5-го урока по мере утомления реакциями торможения (вялость, сонливость, побледнение лица), которые, как правило, сопровождались субъективными ощущениями усталости и головной болью. При обучении больных детей в положении сидя за партой мы также отмечали с середины 3-го и особенно 5-го уроков увеличение отвлечений посторонними делами (разговоры, потягивание, частую смену положения тела), но это проявлялось в меньшем проценте случаев. Анализ динамики показателей работоспособности учащихся в течение недели при обучении лежа и сидя позволяет отметить, что для детей с III и IV степенями сколиотической болезни более благоприятные показатели точности воспроизведения активного движения и их пространственной оценки, статической выносливости и оптической хронаксии были получены при щадящем режиме для опорно-двигательного аппарата. Следовательно, в таких случаях речь должна идти об облегченном режиме дня с продолжительностью урока не более 35—40 мин и рациональной его организацией. Важным средством в предупреждении переутомления учащихся, больных сколиозом, в процессе урока и всего учебного дня является рациональная организация «физкультминуток».
Проведенное посещение более 112 уроков позволило отметить, что в специальной школе-интернате широко используется этот физиологический стимулятор повышения работоспособности детей. Четко определен комплекс управлений (дыхательный и для мышц верхних конечностей), что обеспечивало более высокий уровень показателей работоспособности этих детей по сравнению с теми классами, в которых «физкультминутки» не проводились (контроль).
Особенностью построения учебного дня в специальной школе-интернате является то, что, кроме общеобразовательных предметов, предусмотренных программой обучения, в расписании еще ежедневно по 1—2 ч отводится на лечебную физкультуру и плавание в бассейне. В силу этого в 1-м классе ежедневно по расписанию планируется по 5 уроков, в 4-м — 5 раз в неделю по 6 уроков и в 7-м — 4 раза в неделю по 6 уроков и 2 раза в неделю по 7 уроков. Таким образом, сетка учебных часов значительно превышает общеустановленную для средних школ.
Отсутствие научно обоснованных решений о целесообразном размещении лечебно-коррекционных мероприятий в режиме детей, больных сколиозом, и обусловило то разнообразие решений, которые мы наблюдали в школе-интернате. В расписании занятий лечебная физкультура и плавание в бассейне приходились на первые часы, на середину или в конец учебного дня. Все это создало условия для естественного эксперимента и позволило выявить оптимальное решение этого вопроса.
Динамика работоспособности учащихся в течение учебного дня
До уроков После уроков
Класс Показатели работоспособности Степень сколиоза Мг± J M,± 2 P
1-Й Интенсивность работы Качество работы I—II III—IV I—II III—IV 432,0±6,81 320,0^6,12 2,44—0,14 2,48—0,12 402,8—6,12 282,3—7,14 3,0—0,12 3,08—0,14 <0,05 <0,02 <0,05 <0,02
4-й Интенсивность работы Качество работы I—II III—IV I—II III—IV 718,6^8,02 608,4—8,60 1,62^=0,04 1,60^0,07 691,3^:8,60 550,4—7,42 1,96±0,05 2,04±0,06 <0,05 <0,001 <0,02 <0,01
7-й Интенсивность работы Качество работы I—II III—IV I—II III—IV 1040,0—7,21 906,8—7,22 l,62=t0,07 1,80^0,06 1018,0± 7,42 844,8^7,08 1,96—0,06 2,36—0,07 <0,001 <0,001 <0,01 <0,001
Проведенные физиологические исследования количественных и качественных показателей работоспособности учащихся 1-го, 4-го и 7-го классов в динамике дня и недели позволили выявить некоторые особенности больных детей (см. таблицу).
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень работоспособности детей (по исходным данным) определяется характером и степенью выраженности нарушений осанки и сколиотической болезни. Интенсивность работы у детей всех возрастных групп при I и 11 степенях сколиотической болезни значительно выше, чем у детей с III и IV степенями. Различия в интенсивности работы согласуются с показателями качества работы. Работоспособность школьников со сколиотической болезнью в динамике дня по всем изучаемым физиологическим показателям в основном повторяет закономерности, установленные для учащихся общеобразовательных школ (М. В. Антропова; С. М. Тромбах и соавт., и др.), т. е. несколько повышается ко 2-му уроку и затем к концу учебного дня значительно снижается Р<0,02 и /><0,001.
Особый интерес представляют исследования работоспособности учащихся 1, 4 и 7-го классов при различном размещении в режиме учебного дня лечебной физкультуры и занятий в бассейне (на первых уроках, на 3—4-м уроке и в конце учебного дня). При составлении физиологических показателей, характеризующих состояние высшей нервной, мышечной работоспособности и зрительного анализатора в динамике в те дни, когда лечебная физкультура проводилась на последнем уроке или в середине учебного дня, было отмечено, что в последнем случае работоспособность детей была значительно выше при аналогичных исходных данных (рис. 2). Активная мышечная деятельность в середине учебного дня способствует благоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы учащихся, улучшению координации движений, выносливости и качества работы, выполненной по корректурным таблицам.
Рис. 2. Работоспособность учащихся 1-х классов при различном размещении в расписании занятий лечебной физкультуры.
.'1ФК на 2-м уроке: / — интенсивность работы; 2 — качество работы; Я — статическая пыносли-вость; ЛФК на последнем/уроке; 4 — интенсивность работы; 5 — качество работы; б — стати-
Выводы
1. Организация специальных школ-интернатов для детей, больных сколиозом, способствует успешному проведению направленного лечебно-коррекционного воздействия и обучению детей по общепринятым учебным программам.
2. Изменения в функциональном состоянии организма учащихся, больных сколиозом, на протяжении учебного дня и недели зависят не только от возрастных особенностей детей, а в значительной степени обусловлены интенсивностью проявления болезни, особенностями режима обучения (сидя и лежа) и, наконец, характером построения расписания занятий с включением лечебной физкультуры и плавания в бассейне в начало, середину или в конец учебного дня.
3. Наиболее оптимальным для учащихся всех возрастных групп (1, 4 и 7-го классов) с III и IV степенями сколиотической болезни является режим обучения лежа с использованием во время урока специальных технических средств обучения и обязательным проведением в середине урока 5-минутной физкультпаузы.
4. Все виды коррекционного лечения целесообразно предусматривать на 5—6-м уроке, когда работоспособность учащихся резко снижается. Проведение этих мероприятий в начале учебного дня является гигиенически неоправданным и педагогически неэффективным.
5. При построении режима дня детей, больных сколиозом, следует максимально обеспечивать возможность индивидуального подхода к детям. Необходим широкий комплекс оздоровительных мероприятий. Большой удельный вес должны занимать физическое воспитание и повседневный медицинский контроль.
ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968, с. 250. —Се р -дюковская Г. Н. (ред.) Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975, с. 170.
Поступила 29/1II 1976 г.
HYGIENIC PROBLEMS OF RATIONAL ORGANIZATION OF THE TEACHING OF CHILDREN SICK WITH SCOLIOSIS IN SPECIAL BOARDING SCHOOLS
E. M. Vainrub, A. S. Voloschuk
The paper contains data, describing the peculiar features of the daily regimen and the working capacity of children sick with scoliosis when studying in special boarding schools. On the basis of studying the functional state of the children's body in case of various teaching regimens (lying on correcting beds, sitting at desks during written work) and by including into a time-table of the day (in the beginning, in the middle and at the end) and the week of medical physical culture, the authors determined the most optimal conditions, during which no significans fall of the working capacity was noted. Besides, the introduction of physical culture intervals into the dynamics of a lesson proved to be a good physiological stimulator for increasing the working capacity of children sick with scoliosis.