функциональная и психологическая реабилитация с использованием средств физической культуры
УДК/UDC 796:614.215
Поступила в редакцию 12.09.2019 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко1 Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко2 Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Ульянов2
1 Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани
2 Волгоградский государственный университет, Волгоград
PHYSICAL EDUCATION FOR FUNCTIONAL AND PSYCHOLOGICAL REHABILITATION
Dr.Biol., Professor A.P. Shklyarenko1 Dr.Hab., Professor T.G. Kovalenko2 PhD, Associate Professor D.A. Ulyanov2
1 Slavyansk-on-Kuban branch of Kuban State University
2 Volgograd State University, Volgograd
Аннотация
Цель исследования - теоретическое обоснование использования средств физической культуры при сколиотической болезни у детей и подростков в условиях детского ортопедического санатория, базирующееся на принципах мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств растущего организма.
Методика и организация исследования. База исследования - ГБУЗ «Детский санаторий им. Н.И. Пирогова» (г. Геленджик). Объект исследования - девочки 8-16 лет с диагнозом «Сколиотическая болезнь» (СБ) I, II и Ill степени. На первом этапе были выполнены психолого-социологические исследования методом анкетирования. Изучали показатели физического развития и физической работоспособности, а также двигательной активности (ДА) и психологической устойчивости. Регистрировали в процессе курсового лечения силовую выносливость прямой мышцы живота и мышц, выпрямляющих туловище. На втором этапе апробирован ряд реабилитационных мероприятий с использованием средств физической культуры и изучена их эффективность. На заключительном - оценивали эффективность курсового лечения в санатории до и после экспериментального периода. Результаты исследования и выводы. Оптимальный уровень ДА в режиме дня детей с диагнозом СБ различной степени тяжести способствует сохранению их функциональной и физической работоспособности в пределах генетически обусловленных возрастных параметров. Эффективность занятий, включающих различные корригирующие упражнения, при длительном и целенаправленном их применении в возрасте 8-11 лет выше, чем в подростковом (12-16 лет). Следует отметить, что физиологически обоснованное использование в период интенсивного костного роста средств лечебной физической культуры с учетом этиологии СБ II-III степени позволяет приостановить прогрессирование болезни, а при определенных условиях - достичь положительных результатов в косметической составляющей осанки (до 17%). При начальном диагнозе СБ III степени возможность нивелировать последствия формирования деформаций позвоночника существенно ограниченна.
Ключевые слова: физическая культура, сколиотическая болезнь, физические упражнения, уровень психологической устойчивости, физическая работоспособность.
Annotation
Objective of the study was to theoretically substantiate the use of the means and methods of physical education applied in conditions of the children's orthopaedic sanatorium to children and adolescents diagnosed with scoliotic diseases under the principles of mobilization of the adaptive, protective and compensatory mechanisms of a growing body. Methods and structure of the study. The study was carried out at the basis of the Children's Sanatorium named after N.I. Pirogov (Gelendzhik). Sampled for the study were the 8-16 year-old females diagnosed with the I-III degree scoliosis. At the first stage, we conducted psychological and sociological research using a questionnaire survey to study the subjects' levels of physical development and physical working capacity, as well as their motor activity and psychological stability levels. In the course of treatment, we tested the patients' strength endurance of the rectus abdominis muscle and erector muscle of the spine. At the second stage, a set of rehabilitation measures with the use of the physical culture means and methods and their effectiveness was examined. At the final stage, we assessed the effectiveness of the protracted sanatorium treatment before and after the experiment.
Results and conclusions. The optimal level of motor activity in the day regimen of children diagnosed with different degrees of scolitic disease helps them maintain the functional and physical working capacity within the genetically determined age characteristics. The effectiveness of training sessions involving various corrective exercises, providing long-term and targeted performance, was higher in the 8-11 year-olds than in the teenagers (12-16 years of age). It should be noted that the physiologically substantiated use of physical therapy in the period of intensive bone growth, taking into account the etiology of the II-III degrees of scoliosis, makes it possible to slow down the progression of disease, and, under certain conditions, to achieve positive results in the esthetic component of the body posture (up to 17%). The stage of initial diagnosis of the III degree of scoliosis showd that the possibility to mitigate the negative effects of spine deformations is significantly limited.
Keywords: physical education, scoliotic disease, physical exercise, level of psychological stability, physical working capacity.
Введение. Одной из фундаментальных проблем, стоящих перед адаптивной физической культурой, является разработка физиологических принципов консервативного лечения сколиотической болезни (СБ) средствами физической культуры. В числе нозологических форм, вызывающих выра-
женные деформации в опорно-двигательном аппарате, особое место занимает СБ [1, 2]. Данную патологию связывают не только с генетическими аномалиями развития в онтогенезе, а также с факторами, связанными с урбанизацией, гиподинамией и нарушением экологии в современном общест-
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
ве [3, 4]. Актуальность, использования средств физической культуры для предотвращения выраженных деформаций фигуры у будущих молодых женщин, ограничивающих их генетические возможности в плане детородной функции и наносящих психологический стресс, не вызывает сомнений.
Цель исследования - обосновать с позиции адаптивной физической культуры функциональную и психологическую реабилитацию в условиях детского ортопедического санатория.
Методика и организация исследования. База исследования - ГБУЗ «Детский санаторий им. Н. И. Пирогова» (г. Геленджик). Объект исследования - девочки 8-16 лет с диагнозом СБ I, II и Ill степени. На первом этапе были выполнены психолого-социологические исследования методом анкетирования. Изучали показатели физического развития и физической работоспособности, а также двигательной активности (ДА) и психологической устойчивости. Регистрировали в процессе курсового лечения силовую выносливость прямой мышцы живота и мышц, выпрямляющих туловище. На втором этапе апробирован ряд реабилитационных мероприятии с использованием средств физической культуры и изучена их эффективность. На заключительном - оценивали эффективность курсового лечения в санатории до и после экспериментального периода.
Результаты исследования и их обсуждение. Вопросы психолого-социологического исследования были направлены на изучение субъективных данных о самочувствии, состоянии здоровья и отношении к занятиям физической культурой. Получили и проанализировали 1256 анкет. Возрастная градация анкетированных - 12-16 лет. Диагноз СБ I степени имели 19 %, II и III степени - 57 % и 24 % соответственно. В дошкольном возрасте нарушение осанки по сколиотическому типу диагностировали у 5 %, соответственно 12 % и 69 % -в младшем школьном и подростковом возрасте, остальные затруднились ответить.
Среди причин формирования сколиотической деформации анкетируемые отмечали плохую осанку (61%), в 17 % -с уровнем развития мышечного корсета и силой мышц спины, как фактор риска - наследственность отметили 11 %, остальные затруднились ответить.
Субъективная оценка здоровья с возрастом у опрошенных детей и подростков усугубляется, в первую очередь это связывают с негативными косметическими изменениями в фигуре. На это обстоятельство обращали внимание ЛА часть опрошенных девочек-подростков. На «хорошо» состояние своего здоровья оценили 35 %, соответственно 50 % и 15 % -на «удовлетворительно» и «плохо». 84 % опрошенных, оценивавшие своё здоровье как хорошее, имели в диагнозе СБ I или II степени, как плохое - СБ III степени с выраженными признаками деформации туловища.
Согласно опросу справка, освобождающая от посещения уроков физической культурой в школе, предоставлялась в % случаях, после выявления сколиотической деформации при медицинских осмотрах. Занятия физической культурой как средство укрепления собственного здоровья отмечали 92 % анкетированных детей и подростков, остальные затруднились ответить. Из них 11 % в течение одного года в прошлом посещали спортивные секции. Регулярно в домашних условиях рекомендованные врачом комплексы корригирующей гимнастики выполняли 35%, эпизодически - 49%, не выполняли 16 %. Большая часть девочек-подростков, ответивших положительно на данный вопрос, имели диагноз СБ II-III степени. Индивидуальную ДА как низкую отмечали 51 % респондентов, 36 % и 8 % соответственно как среднюю и низкую, остальные затруднились ответить. На первое место в рейтинговый ряд по эффективности в лечении СБ опрошенные дети и подростки поставили массаж (36 %), ортопедическое лечение (кор-
сетирование) и физиотерапию - соответственно 28 % и 17 % и только 14 % респондентов отметили занятия лечебной физической культурой, остальные затруднились ответить.
Анализ полученных ответов показал, что % девочек в возрасте 12-16 лет с диагнозом СБ различной тяжести (от I до III степени) психологически переживали факт фрустрации. При этом 28 % респондентов хотели, но не смогли посещать различные спортивные секции, музыкальные и танцевальные кружки - соответственно 25 % и 38 %. Их также беспокоят вопросы, связанные с созданием семьи и возможностью иметь здоровых детей в будущем. 87 % опрошенных девочек подросткового возраста опасаются развития уродств тела как следствия прогрессирования СБ во взрослой жизни.
Как показал проведенный нами опрос детей и их родителей, первых признаков развития СБ они, как правило, не замечают, пока сколиотическая деформация позвоночника и её прогрессирование параллельно с подростковыми возрастными изменениями не сформирует стойкие негативные косметические изменений в фигуре больного ребенка.
В возрастном аспекте у девочек в возрасте от 12 до 14 лет с высокими рисками к прогрессированию сколиотической деформации позвоночника регистрировался низкий уровень в показателях физического развития и работоспособности (табл. 1).
Наблюдали прямую связь между возрастными рисками в прогрессировании СБ и динамикой индивидуальной двигательной активности, а именно, у девочек подросткового возраста (12-16 лет) с различной степенью деформации позвоночника (от I до III) генетически обусловленная потребность в ДА удовлетворяется в среднем на 40-45 %.
В структуру ежедневных занятий физической культурой в детском санатории включали: утреннюю гимнастику, оздоровительную ходьбу утром и вечером (терренкур), лечебно-корригирующие занятия с использованием различных вспомогательных средств (ортопедические мячи, валики, гимнастические снаряды и др.), силовую тренировку на спортивных тренажерах, функциональные занятия с использованием корригирующих упражнений в воде (в бассейне) или плавание в море (в летний период года). В регламентированное свободное время организовывали массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия (соревнования, конкурсы и др.) В учебный период (санаторий работает круглогодично) двигательный режим обучающихся детей и подростков дополнялся уроками физической культуры (по общей или специальной программе два раза в неделю), физкультурными паузами на большой перемене и минутками на уроках (с учетом ортопедического лечения). Активный отдых в свободное время в течение светового дня включал специальный комплекс подвижных и спортивных игр, проводимых под руководством воспитателей.
Апробированный в течение пяти лет двигательный режим в детском ортопедическом санатории, включающий широкий спектр занятий различными формами физической культуры корригирующей направленности, способствовал формированию устойчивости к негативным последствиям прогрессирова-ния СБ за счет раскрытия компенсаторно-приспособительных резервов в растущем организме (табл. 2).
Положительная динамика в функциональных показателя, характеризующих сердечно-сосудистую, дыхательную и нервно-мышечную систему, у обследованных на заключительном этапе характеризовалась повышением к концу курсового лечения ЖЁЛ на 290 мл, становой силы - на 9,1 кГ, силовой выносливости мышцы, выпрямляющей спину, - на 51 и прямой мышцы живота - на 38 с, а также относительной ФР - на 0,5 Вт/кг. На первом этапе эффективность курсового лечения по однотипным показателям была достоверно ниже (р>0,1).
70
http://www.teoriya.ru
№ 6 • 2020 Июнь | June
Таблица 1. Возрастная градация показателей физического развития и работоспособности у девочек с диагнозом СБ -II степени
Показатели Возрастная градация по возрастным периодам онтогенеза
8-11 (n=272) р 12-14 (n=468) р 15-16 (n=208)
M ±m M ±m M ±m
ЖЁЛ, мл 1780 33 <0,05 2380 37 <0,05 2506 36
Проба Штанге, с 24,3 0,7 <0,05 30,3 0,8 >0,1 32,9 0,8
Сила кисти, кГ 18,5 0,5 <0,05 25,5 0,7 <0,05 29,8 0,6
Показатель гибкости, см +2,2 +0,2 <0,05 +6,9 +0,3 <0,05 +9,8 +0,4
Становая сила, кГ 41,7 0,7 <00,5 65,4 0,9 <00,5 73,4 1,0
ЧСС, мин 94,1 0,8 <00,5 88,1 0,7 >0,1 86,2 0,9
PWC ■ Абсолютная, Вт Относительная, Вт/кг 60,2 1,97 2,2 0,02 <00,5 >0,1 100,8 2,04 2,4 0,02 <00,5 >0,1 110,3 2,02 3,2 0,02
Примечание. р - достоверность, M±m - между средними значениями в показателях соседних возрастных групп.
Таблица 2. Эффективность курсового лечения в санатории до и после экспериментального периода по функциональным показателям у девочек 12-16 лет с диагнозом СБ II-III степени
Показатели Разница между средними значениями до и после курсового лечения
Первый этап (n=114) Заключительный этап (n= 123) р
ЖЕЛ, мл +120 +290 <0,05
Становая сила, кГ +2,9 +9,1 <0,05
Силовая выносливость прямой мышцы живота, с +22 +38 <0,05
Силовая выносливость мышцы, выпрямляющей туловище, с +29 +51 <0,05
Относительная ФР, Вт/кг +0,1 +0,5 <0,05
Примечание. р - достоверность, M±m - между средними значениями.
СБ I степени (n=423) СБ II степени (n=297) СБ III степени (n=98)
4% 1
8% 15% 11%
# *
77%
79%
74%
Градация уровня психологической устойчивости у девочек 12-16 лет в зависимости от тяжести СБ
Примечание. Представлены данные психологических опросов, проведенных в начале и в конце лечения в санатории в течение пяти лет.
Вышеизложенные функциональные показатели эффективности апробированной структуры ежедневных занятий физической культурой в детском санатории сочетались с общесанаторной статистикой, составленной на основе заключений врачей-ортопедов при выписке.
Возрастная динамика уровня психологической устойчивости у девочек 12-16 лет в зависимости от тяжести СБ в процессе курсового лечения представлена на рисунке.
«Высокий» уровень психологической устойчивости регистрировали у 15 из 98 девочек (15 %) с заболеванием СБ III степени при тестировании в конце курса лечения в санатории. На высказывание: «Я уверена, что занятия физическими упражнениями помогут мне остановить прогрессирование сколиоза» - 90 девочек подросткового возраста ответили «почти всегда», 5 - «часто», 3 - «иногда» и никто не выбрал вариант ответа - «почти никогда».
Вывод. Оптимальный уровень ДА в режиме дня детей с диагнозом СБ различной степени тяжести способствует сохранению их функциональной и физической работоспособности в пределах генетически обусловленных возрастных параметров. Эффективность занятий, включающих различные корригирующие упражнения при длительном и целенаправленном их применении в возрасте 8-11 лет, выше, чем в подростковом (12-16 лет). Следует отметить,
что физиологически обоснованное использование в период интенсивного костного роста средств лечебной физической культуры с учетом этиологии СБ II-III степени позволяет приостановить прогрессирование болезни, а при определенных условиях - достичь положительных результатов в косметической составляющей осанки (до 17 %). При начальном диагнозе СБ III степени возможность нивелировать последствия формирования деформаций позвоночника существенно ограниченна.
Литература
1. Герцен Г.И. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях / Г.И. Герцен, А.А. Лобенко. - М.: Медицина, 1991. - С. 175-188.
2. Стёпкина М.А. Система диагностических и консервативных лечебных мероприятий при нарушениях осанки и деформациях позвоночника у детей и подростков [Текст]: монография / М.А. Стёпкина, В.К. Федотов, А.П. Шкляренко. - Омск: ООО «Издательский дом "ЛЕО"», 2009. - 240 с.
3. Шкляренко А.П. Сколиоз и физическая культура [Текст]: учебно-метод. пособие / А.П. Шкляренко. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2007. - 196 с.
4. Шкляренко А.П. Функциональная коррекция сколиотической болезни средствами физической культуры у детей и подростков [Текст]: монография / А.П. Шкляренко, Т.Г. Коваленко, Д.А. Ульянов. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. - 232 с.
References
1. Gertsen G.I., Lobenko A.A. Reabilitatsiya detey s porazheniyami oporno-dvigatelnogo apparata v sanatorno-kurortnykh usloviyakh [Rehabilitation of children with musculoskeletal injuries in therapeutic resort conditions]. Moscow: Meditsina, 1991. pp. 175-188.
2. Stepkina M.A., Fedotov V.K., Shklyarenko A.P. Sistema diagnosticheskikh i konservativnykh lechebnykh meropriyatiy pri narusheniyakh osanki i deformatsiyakh pozvonochnika u detey i podrostkov [System of diagnostic and conservative treatment measures for posture disorders and spinal deformities in children and adolescents]. Omsk: OOO « LEO»» 2009. 240 p.
3. Shklyarenko A.P. Skolioz i fizicheskaya kultura [Scoliosis and physical education]. Teaching aid. Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House, 2007. 196 p.
4. Shklyarenko A.P., Kovalenko T.G., Ulyanov D.A. Funktsionalnaya korrektsiya skolioticheskoy bolezni sredstvami fizicheskoy kultury u detey i podrostkov [Functional correction of scoliotic disease by means of physical education in children and adolescents]. Volgograd: VolSU publ., 2016. 232 p.