Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ АВТОСЛЕСАРЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ АВТОСЛЕСАРЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ АВТОСЛЕСАРЯ»

Как выяснилось при расследовании, вынужденный забой теленка был произведен скотником этого хозяйства утром, на лугу; теленок был сильно истощен. До убоя его не осматривал ветеринарный работник. Тушу теленка везли на телеге до ближайшего села 4—5 часов. Мясо осмотрел ветеринарный фельдшер, диагностировавший у забитого теленка бронхопневмонию. Телятину положили на ночь в пристройке к молочнотоварной ферме, а на утро отвезли ее в холодильник фабрики. От момента забоя теленка до сдачи туши на холодильник прошло 30—32 часа. Из холодильника телятину выдавали в столовую без предварительного бактериологического исследования.

Остатков мяса и пищи при расследовании не было обнаружено. Для бактериологического изучения были взяты смывы с мест хранения мяса (лавка в пристройке молочнотоварной фермы, стеллажи холодильника), выделения и кровь больных. Из смывов, а также промывных вод, кала и крови больных была выделена культура Б. ег^егШсПв ОаНпеп. На 8—12-й день после вспышки пищевой токсикоинфекции сыворотки крови больных агглютинировали диагностикум Б. егйегШсНБ в разведении 1:400, а выделенную со смывов культуру в разведении 1:800 и чаще 1:1600.

Отсутствие остатков пищи и продуктов, из которых она была изготовлена, не явилось препятствием к установлению этиологии токсикоинфекции — Б. е^егШсНэ Саг1пеп.

Поступила 30/ХП 1964 г.

УДК 371.7.035.3:656.130)71.8

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИИ

АВТОСЛЕСАРЯ

Т. П. Рудейко (Ленинград)

Гигиенические условия производственного обучения учащихся старших классов профессии автослесаря были изучены на 8 автобазах города. На каждом из них одновременно занималась группа из 10—15 детей; они по 2—3 человека были распределены в цехах — карбюраторном, моторном, агрегатном, механическом и электроцехе. Для наблюдения было отобрано 72 практически здоровых мальчика в возрасте 15—16 лет.

Фактическая продолжительность производственного обучения в 9-м классе составляет 4—5 часов в день, в 10—-11-х классах — 5—6 часов (в том числе теоретические занятия 3—4 часа в 9-м классе и 2 часа в 10—11-х классах и часовой перерыв на обед). Характер работы учащихся в цехах сводится к выполнению ими слесарных и сборочных работ по ремонту и изготовлению отдельных деталей и узлов автомобиля под руководством рабочего. В ремонтной зоне, где учащиеся работают эпизодически, производится установка отремонтированной детали или узла на автомашину с помощью рабочего.

Во всех цехах, где работали учащиеся, вентиляция, как правило, эксплуатируется неудовлетворительно, особенно зимой, когда в помещения подается неподогретый воздух. Освещенность рабочих мест крайне неравномерная: в глубине цехов она в пределах 10—50 лк, вблизи светонесущих стен 160—200 лк, а в зонах технического обслуживания 10—80 лк. Уровень громкости шума в некоторых местах достигает 102 дб. Исследования воздушной среды, проведенные жилищно-коммунальным отделением лаборатории Ленинградской санэпидстанции в холодное время года в 8 цехах и 2 ремонтных зонах на 2 автобазах (цехи и участки на всех 8 автобазах находились в идентичных условиях), показали, что температура воздуха в 3 цехах колеблется в пределах допустимых норм, в 7 цехах — от 9,2 до 15°. В зонах технического обслуживания она не превышает 14°, но там учащиеся постоянно не работают, а бывают эпизодически (когда нужно снять с машины неисправную или установить на ней отремонтированную деталь). Относительная влажность в цехах и в зонах технического обслуживания была в пределах 26—60%. Движение воздуха в цехах составляет 0,048—0,6 м!сек, в зонах технического обслуживания — 0,09—1,75 м/сек, превышая предельные нормативы в некоторых помещениях в 2—5 раз.

Содержание окиси углерода в цехах и в зонах технического обслуживания в пределах допускаемых нормативов. Содержание паров бензина в цехах колеблется от 0,05 до 0,5 мг/л, а в зонах технического обслуживания — от 0,1 до 1 лг/л (концентрация, превышающая 0,3 мг/л, обнаружена в воздухе 3 цехов). В воздухе 8 цехов обнаружены смолистые вещества в различных концентрациях (от 0,0015 до 20 мг/м3), что свидетельствует о проникновении туда выхлопных газов из ремонтной зоны. Концентрация смолистых веществ зависела от количества машин в ремонтной зоне, объема их ремонта и режима работы вентиляции.

Полученные данные свидетельствуют о некомфортабельных условиях работы (низкая температура воздуха, наличие в воздухе паров бензина и смолистых веществ, недостаточная освещенность рабочих мест).

Работают учащиеся в основном в положении стоя, для коррегирования их роста имеются подставки. В ремонтной зоне рабочие позы бывают всевозможные (стоя, сидя на полу, на корточках, лежа на спине и т. п.). Норма выработки не установлена.

Наблюдения показали, что школьники по-настоящему заняты работой непродолжительное время, врабатываемость их незначительна. Труд учащихся, как правило, организован неудовлетворительно, этим и объясняются большие колебания в плотности их рабочего времени (от 44,6 до 97,6%). Оптимальная плотность рабочего времени отмечена только в 16% случаев, у половины обследованных она не превышает 55%.

Кратковременных перерывов в работе школьников нет. Во время обеденного перерыва учащиеся, как правило, не принимают пищи; они проводят этот перерыв в учебной комнате, где играют в домино или шахматы, читают книги.

До начала работы и в конце рабочего дня у учащихся проведены исследования пульса и проба Штанге на задержку дыхания. У 52 детей отмечено учащение пульса на 3—8 ударов к концу рабочего дня, у 4 — замедление пульса на 3—5 ударов; у 16 частота пульса остается прежней. Анализ данных пробы Штанге показал уменьшение времени задержки дыхания к концу рабочего дня у 34 мальчиков, некоторое увеличение у 26, у 12 школьников время задержки дыхания остается прежним. Таким образом, большинство обследованных к концу рабочего дня имеет в том и другом отношении худшие показатели, чем в начале работы. Ухудшается как скорость, так и точность работ. Патологических изменений в состоянии здоровья учащихся, связанных с производственным обучением, за 2 учебных года не обнаружено.

На основании полученных данных предложен ряд мероприятий по рационализации режима производственного обучения (правильная организация труда, равномерная физическая нагрузка в течение всего рабочего дня, устройство кратковременных перерывов, улучшение работы вентиляции, переоборудование искусственного освещения в цехах и учебных помещениях, герметизация процессов мойки деталей и др.). Производственное обучение учащихся на автобазах допустимо лишь при выполнении предложенных мероприятий.

Поступила 12/1II 1965 г.

6 Гигиена и санитария, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.