Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧACTКА ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧACTКА ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC REQUIREMENTS FOR ARRANGEMENT OF A CHILDREN’S INSTITUTION LOT

The paper deals with the main hygienic requirements for arranging the lots of a children’s institution. Special attention is paid to its scheming with due regard to the favorable effect of natural environmental factors. The lot of a children’s institution should be regarded as a continuation of the recreation hall and its equipment should be in compliance with requirements of the corresponding age-groups of children.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧACTКА ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

CERTAIN CHANGES OF ACETYLCHOLINE METABOLISM IN ACUTE AND CHRONIC POISONING WITH CARBON DISULPHIDE

I. L. Kulinskaya

In chronic intoxication with carbon disulphide at a concentration of 10 mg/m3 certain periodical changes were noted in the cholinegric system of the blood and the acetylcholine content. After chronic intoxication for a period of 1 l*/a months a fall of acetylcholine concentration was noted in the cerebrum, the liver, the kidneys and the spleen and there was noted a certain tendency to decrease the acetylcholinesterase activity in the sleen. The noradrenalin content in the cerebrum and the heart and the adrenalin content in the suprarenal glands presented no significant changes. However, noradrenalin was discovered in the suprarenal glands in mome of the rabbits.

After a two-hour acute poisoning with carbondisulphide (12 500 mg/m3) the acetylcholinesterase activity decreased in the blood and increased in the cerebrum; the concentration of acetylcholine in the spleen diminisched. An acute carbon disulphide poisoning brought about a pronounced fall of catacholamines content in the cerebrum, the haert and the suprarenal glands.

On the whole, more pronounced shifts of the cholinergic system developed in chronic intoxication and in the sympathico-adrenal system in acute poisoning. The acetylcholine system is a sensitive test for detecting functional changes in the action of noxious industrial factors of small intensity.

УДК 613.953.4 + 613.951.41:613.55

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТКА1ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

К. И. Лучина Министерство здравоохранения СССР

Создание комфортных микроклиматических условий на участке дошкольного учреждения имеет первостепенное значение для нормального роста и развития детей. Это особенно важно, потому что они проводят здесь довольно много времени. Только правильная организация участка, его размещение, благоустройство, оборудование и содержание позволяют эффективно использовать благоприятные природные факторы и одновременно оградить микроклимат от возможного вредного влияния окружающей среды.

Однако, как показали результаты наблюдений и выборочных обследований выстроенных за последние 3 года 134 детских яслей — садов на 90, 135, 140,185 и 280 мест (проведенных местными органами и учреждениями сан-эпидслужбы), благоустройство и оборудование их участков далеко не отвечают СНиП. Главной причиной этого является невыполнение мероприятий, предусмотренных типовыми проектами.

Обращает на себя внимание прежде всего недостаточная площадь участков — более чем у 1/3 детских учреждений она не соответствовала нормам (СНиП, II-K 2-62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования), составляя 35—40 м2 на 1 место.

При недостаточной площади участков, как правило, отмечается низкое их благоустройство, многие элементы его, предусматриваемые нормами (СНиП, П-л, 3-62) и проектами, оказываются невыполненными, что отрицательно сказывается на объеме и качестве воспитательной и оздоровительной работы с детьми. Так, в 53% яслях и детских садах нет спортплощадок, в 58% — бассейнов. Живые уголки отсутствуют почти на всех обследованных участках; кольцевых дорожек нет в 69% детских учреждений, даже хозяйственные дворы отсутствуют почти в половине их.

Крайне недостаточно озеленение участков. Только 40% из них озеленены в соответствии с установленными нормами, что снижает оздоровительное значение участков в наиболее благоприятное время года. Недостаточное

2 Гигиена и санитария № 1

за

озеленение участков яслей — садов, выстроенных в IV строительно-клима-тической зоне (Ашхабад, Чарджоу, Баку, Ереван, Тбилиси и др.). значительно ухудшает условия температурно-влажностного режима территории детских учреждений. К тому же очень редко устраиваются теневые навесы. Например, в 2 обследованных яслях — садах Ашхабада на 360 мест оказалось по 8 навесов, из 15 яслей — садов Еревана, Ленинакана и Кирово-кана на 90 и 135 мест только в 2 было по 2 навеса. Навесы отсутствуют и в других строительно-климатических зонах. Так, в 7« обследованных детских учреждений вообще нет навесов, а в 23% количество их не соответствует количеству детских площадок. Отсутствие же теневых навесов на групповых площадках при крайне низком озеленении участков отрицательно сказывается на тепловом состоянии детей (И. С. Кирьянова).

На участках детских учреждений грубо нарушается принцип групповой изоляции. Нередко количество групповых площадок (в 17% обследованных яслей — садов) не соответствует числу групп, а в 15% их вообще нет. Это не дает возможности правильно организовать и проводить воспитательную и оздоровительную работу с детьми, оборудовать групповые площадки в соответствии с их возрастом и ростом. Главное не обеспечивается соблюдение установленных санитарно-противоэпидемических правил.

Такое положение свидетельствует о серьезных недостатках в осуществлении предупредительного санитарного надзора, а также о либеральном отношении к нарушителям гигиенических норм и правил. Видимо, санитарные врачи, осуществляющие контроль за строитедьством зданий детских учреждений, плохо знают проекты привязки, а также действующие нормы проектирования.

Поэтому нам представляется целесообразным остановиться на гигиенических требованиях к участкам детских учреждений.

Наиболее благоприятные условия для размещения этих учреждений создаются в новых микрорайонах, занимающих большие территории. В таких микрорайонах представляется возможность выделить для яслей — садов достаточные по площади, хорошо озелененные участки вдали от транспортных магистралей, обеспечить оптимальную инсоляцию игровых площадок. Общеоздоровительное воздействие инсоляции проявляется, когда на детской площадке не менее 3 часов в день наблюдается непрерывное, прямое солнечное облучение с 22/111 по 22/1X в районах южнее 60° и с 22/1V по22/У111 севернее 603 северной широты. Это достигается правильно выбранной ориентацией здания яслей — сада и достаточной удаленностью от границ участка детского учреждения жилых домов и зданий коммунально-бытового назначения; разрывы от границы участка до стены жилого дома должны быть не менее 10 м, а до зданий коммунальных предприятий — не менее 50 м.

Особое внимание при размещении дошкольного учреждения следует обращать на недопустимость расположения вблизи его участка зданий гаражей или открытых стоянок автомобилей. Необходимо строжайшее соблюдение санитарных разрывов: расстояние от здания гаража и открытой стоянки автомашин до ограждения участка должно быть не менее 50 м при наличии 21—50 автомобилей и не менее 25 м при наличии 20 автомобилей и менее.

Участок детского учреждения должен быть самостоятельным и иметь ограждение. Говоря об его озеленении, следует прежде всего отметить роль зеленых насаждений как фильтра: они очищают атмосферный воздух от пыли и газов; особенно наглядно проявляется их пылезащитная функция (Р. А. Бабаянц). Нельзя не учитывать также, что зеленые насаждения служат средством борьбы с уличным шумом, в частности с шумом городского транспорта (В. А. Осипов). Кроме того, зеленые насаждения имеют архитектурно-декоративное значение: они придают участку красоту, живописность и уют. Вызывая у детей положительные эмоции своим видом, цветом, игрой света и тени, ароматом, зеленые насаждения тем самым благотворно действуют и на психо-физиологическое состояние их организма (А. Н. Мар-

зеев). Поэтому зеленые насаждения должны занимать не менее 50% участка. Само собой разумеется, что расположение зеленых насаждений на участке, способствуя уменьшению шума, не должно препятствовать проникновению солнечного света, оно должно защищать от сильных ветров, одновременно обеспечивая определенную скорость движения воздуха, создавать тени, не затеняя окон здания яслей — садов и т. д. В связи с этим следует придерживаться определенных гигиенических требований. Так, участок по периметру должен иметь полосу зеленых насаждений шириной не менее 5 м (1—2 ряда деревьев), со стороны проезжих дорог она должна быть увеличена. Кустарник нужно высаживать не ближе чем в 5 м от здания, а высокие деревья — не ближе чем в 10 м. Групповые и игровые площадки должны быть изолированы кустарниками. В местах примыкания детских площадок к границам участка ширина полосы зеленых насаждений должна превышать 5 м.

По данным различных исследований, наиболее благоприятно влияют на микроклимат деревья с широкой и густой кроной — дуб, липа, клен, ясень, вяз, бук, осина, белая акация и каштан капский. Наилучшее шумо-поглощающее действие оказывают клен, тополь и липа. К дымо- и газоустойчивым породам деревьев относяся клен американский, тополь, вяз, акация белая и некоторые другие.

Таким образом, те или иные породы деревьев следует применять в зависимости от конкретной окружающей обстановки и от того, для какой цели они предназначены (защита от пыли или газа, шума и др.). Желательно, чтобы на участке имелись и вечнозеленые деревья — ели, которые зимой придают участку нарядный вид и могут украшаться в новогодний праздник. Нельзя использовать на участке детского учреждения насаждения, имеющие ядовитые плоды и колючки. Необходимо выбирать породы деревьев и кустарников, а также цветы по преимуществу местные, устойчивые, с продолжительным разновременным цветением на протяжении всего вегетационного периода.

Для правильной организации воспитательной и оздоровительной работы с детьми участок должен быть достаточным по размерам. Действующими нормами предусматривается площадь его из подсчета 35—40 м2 на 1 место в детском учреждении, что можно считать вполне достаточным. Однако нельзя не учитывать некоторых условий размещения (большой город, сельская местность и др.). Например, в условиях многоэтажной застройки города, при наличии всех видов благоустройства, при проектировании участка яслей — садов можно исключить ряд элементов хозяйственного двора.

В условиях реконструкции крупных городов, особенно в центральных районах, иногда трудно получить участок необходимого размера. В таких случаях следует определить его рациональный минимум, тщательно подходя к решению вопроса о размерах каждой составной части участка в соответствии с гигиенической и педагогической целесообразностью. Наоборот, участок детского учреждения на окраине небольного города или в сельской местности может быть более крупных размеров с учетом того, что дети будут находиться там круглогодично, а часто и круглосуточно. Такой участок должен иметь некоторые дополнительные элементы — душ, солярий, фрук-тсвый сад, желательно, чтобы была увеличена площадь огорода-ягодника.

Участок детского учреждения должен иметь зону или зоны групповых площадок, зону общих детских площадок и хозяйственную зону. Зоны групповых площадок (по числу групп) нужно размещать вблизи выходов из помещений детских групп, они должны иметь удобную связь. Целесообразно, чтобы проходы на групповые площадки не пересекались.

На участке, как и в здании яслей — садов, действует закон групповой изоляции, площадки должны быть взаимоизолированы, причем площадки для детей ясельного возраста изолируются как от площадок для детей 3—7 лет, так и от общих площадок с учетом различного режима их использования. Групповые площадки изолируются ^т хозяйственного двора.

2*

3&

Групповые площадки для детей ясельного и дошкольного возраста отличаются друг от друга размещением и оборудованием. Первые должны примыкать к групповым комнатам, располагаться вдали от других площадок, в том числе общих. Оборудование групповых площадок для детей дошкольного возраста следует расставлять так, чтобы имелось как можно больше свободного пространства для подвижных игр. Нельзя загромождать участок большим количеством оборудования, это к тому же не безопасно для детей.

Площадь групповой площадки должна быть не менее 130 м2, при этом на ней надлежит устривать теневой навес (размером 30 м2 для детей ясельного возраста и размером 50 м2 для детей дошкольного возраста. Навес предназначен не только для создания тени, но и в равной мере используется как укрытие детей от непогоды, место организации сна, питания и игр. Все же основное назначение навеса—-укрытие от прямых солнечных лучей. Поэтому его конструкция, устройство конфигурации и применяемый для это цели материал должны обеспечивать достаточный экранирующий эффект, способствовать понижению температуры, усиливать или мало изменять подвижность воздуха, что особенно важно летом, в жаркие солнечные дни. Одновременно конструкция навесов должна быть такой, чтобы дети не испытывали действия сквозняка, она призвана защищать в необходимых случаях от сильных ветров и заноса снегом. В связи с этим устройство навесов, особенно их боковых стенок, нужно предусматривать возможность деформации. В зависимсоти от погоды или цели использования навесов (сон, игры, прием пищи) одна из боковых стенок или верхняя часть их должна открываться, с тем чтобы обеспечить сквозное проветривание.

Помимо групповых площадок, для детей от 3 до 7 лет следует создавать общие детские площадки и устройства, на которых можно было бы проводить с ними специальные занятия по физкультуре, прививать им навыки работы с землей и растениями, любовь к животным и птицам. Сюда в первую очередь относится физкультурная площадка из расчета 3 ж8 на 1 ребенка. Физкультурную площадку не рекомендуется располагать со стороны окон основных помещений детского учреждения. Это позволит оградить детские комнаты от шума, который естественно возникает во время игр на физкультурной площадке.

Рядом с физкультурной площадкой желательно располагать плавательный (плескательный) бассейн и солярий. Известно, какую радость испытывает ребенок при виде воды. Тяга детей к воде не может быть удовлетворена созданием одного бассейна. Необходимо подвести воду и на групповые площадки. Это позволит организовать игры с водой (разлитой в ванночки, тазики и т. д.) гораздо чаще и более продолжительное время, особенно в жаркие летние месяцы. Кроме того, наличие воды на групповой площадке обеспечит проведение и водных процедур. Вода на участке служит и целям личной гигиены. Дети на участке имеют дело с землей (песком, глиной), и своевременное мытье ими рук по мере загрязнения имеет большое гигиеническое значение.

Площадка для животных и птиц размером 20 м2 должна быть максимально приближена к зоне хозяйственного двора, но удобно связана и с групповыми площадками. В программе воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится ознакомлению их с растениями, уходом за ними. Для этого организуется огород-ягодник (из расчета 0,5 м2 на 1 ребенка в возрасте 3—7 лет). Иногда создается один общий на весь участок детского учреждения огород-ягодник, а иногда такие огороды-ягодники устраиваются при групповых площадках (примерно по 15 м2). Устройство общего огорода-ягодника с секторами для каждой группы способствует сохранению чистоты на всем земельном участке. Размещение огорода-ягодника при каждой групповой площадке удобнее во многих отношениях: дети постоянно видят огород-ягодник, плод своих рук, у них нет необходимости уходить с отведен ного им участка, при этом не нарушается изоляция групп, реже контакт с др уги-ми группами и др.

Все площадки должны быть связаны кольцевой дорожкой достаточной ширины (1—1,5 м), используемой для езды на велосипедах, игрушечных машинах, самокатах, а зимой — на лыжах и санках («поездах»). Кольцевая дорожка строится с таким расчетом, чтобы не пересекать групповые площадки. Зона хозяйственного двора размещается вдали от площадок, желательно в глубине участка, и должна иметь самостоятельный въезд. Эта зона изолируется хорошим зеленым барьером. Устройство ее обязательно, независимо от степени санитарного благоустройства детского учреждения. Особенно четко следует продумать организацию хозяйственного двора в некана лизованных районах, когда надо разместить надворную уборную, помойки мусороприемник, с соблюдением необходимых разрывов от здания и детских площадок.

Изучение опыта эксплуатации участков детских учреждений, соблюдение основных гигиенических требований к ним позволят значительно повысить уровень предупредительного санитарного надзора.

Поступила 9/VII 1968 г.

HYGIENIC REQUIREMENTS FOR ARRANGEMENT OF A CHILDREN'S

INSTITUTION LOT

К. I. Luchina

The paper deals with the main hygienic requirements for arranging the lots of a children's institution. Special attention is paid to its scheming with due regard to the favorable effect of natural environmental factors. The lot of a children's institution should be regarded as a continuation of the recreation hall and its equipment should be in compliance with requirements of the corresponding age-groups of children.

УДК 813.648

К ВОПРОСУ О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Я. Я. Хвостов, М. С. Костяков (Москва)

Обоснованию предельно допустимых уровней загрязненности поверхностей радиоактивными веществами посвящено значительное количество работ (Dunster; Г. М. Пархоменко; Н. Н. Хвостов, и др.). При этом многие исследователи прямо связывают уровни загрязненности рабочих поверхностей с концентрациями радиоактивных веществ в воздухе (Dunster; Г. М. Пархоменко, и др.). Однако обращает на себя внимание тот факт, что эти авторы дают однозначные рекомендации, не учитывающие должным образом такие важные обстоятельства, как качество материала поверхности, характер и площадь загрязнения, особенности радиоактивного вещества, режим работы и др. Вот почему, очевидно, так существенно отличаются друг от друга данные различных авторов.

Мы на базе одной из горячих лабораторий (I класса) сделали попытку уточнить эти соотношения для конкретных условий. Характеристика лаборатории, в которой ставили эксперимент, достаточно полно представлена в работе Н. Ф. Правдюка. Исследования проводили в камере длиной 1,4 м, шириной 3,2 м и высотой 3 м, объемом 13,44 м3. Внутренние поверхности камеры покрыты следующими материалами: столешница нержавеющей сталью, а стены и потолок бетоном, покрытым кислотощелочеустойчивой краской. Основное оборудование, расположенное в камере, выполнено из нержавеющей стали. Дверь камеры чугунная, покрытая кислотощелочеустой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.