Научная статья на тему 'О нормах проектирования и оборудования участков для яслей и детских садов'

О нормах проектирования и оборудования участков для яслей и детских садов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О нормах проектирования и оборудования участков для яслей и детских садов»

Д-р мед. наук А. Я. ГУТКИН (Ленинград)

О нормах проектирования и оборудования участков для яслей и детских садов1

Уже при создании Комитета по строительству при ОНК СССР, а затем в своем постановлении от 27.VI.1938 г. «О типовых проектах детских садов, яслей и родильных домов» ОНК СССР отметил ряд излишеств, допущенных ведомствами в типовых проектах детских учреждений, что «значительно удорожало и растягивало ¡строительство и тем самым тормозило рост сети детских садов, яслей и Родильных домов-».

«Проектирование детских яслей и родильных домйв,—говорится в этом постановлении,,-—-производилось ¡на основе установленных НКЗдравами СССР и РСФСР многочисленных, в большинстве случаев совершенно необоснованных, а иногда и прямо вредительских правил и норм (пожарных, врачебных, педагогических и др.)... ¡Все это приводило к непроизводительной трате значительных государственных средств и создавало тормоз для 'быстрого роста сети детских учреждений...»

Новые типовые проекты, детских учреждений, утвержденные СНК СССР, в значительной степени устраняют необоснованные требования ведомств.

Однако, весьма углубленно занимаясь Проектированием зданий, ведомства и учреждения игнорируют вопросы планировки и оборудования участка!, имеющего- для детского учреждения чрезвычайно большое оздоровительное и воспитательное значение и составляющего немалую долю в общей стоимости строительства.

До настоящего времени проектирующие организации и; государственная санитарная, инспекция руководствуются нормами ОСТ, введенными в действие с Г5.Х.1935 г. для яслей (ОСТ № 8274) и с 15.VII.1935 г. для детских садов (ОСТ № 8217)2.

Согласно этим нормам размер земельного участка должен быть для детского сада не менее 50 м2 на 1 ребенка, для яслей — не менее 60 "м*. Нормъг эти ориентируются на давно отмененные типы детских учреждений (с изоляционными группами и многочисленными входами и боксами—-в яслях, со стальными и специальными комнатами для занятий и пр.—в детских садах), но до сих пор не отменены. В развитие норм ОСТ для яслей НКЗдрав РСФСР; опубликовал 26.11.1938 г. за № 112/23 свои нормы! размеров участков3, также ориентирующиеся на старые типовые проекты! и устанавливающие для яслей на 88 детей '68,1 ма на 1 ребенка, на 132 ребенка—- 64,4 м2; и эти нормы» никем не отменены.

1В 1938 г. мы ознакомились со строительством детских учреждений в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Минске, Москве. Мы хорошо знаем участки и степень их 'использования э Ленинграде. И мы позволяем себе,утв^рждать, что участки'названных размеров представляют собой редкое явление и что освоение больших участков имеет место в единичны«: -случаях.

1 Предлагаемые установки и нормативы для проектирования- участков, яслей и детских -садов разра-ботацы нами по предложению Ленинградского архитектурного экспертного совета, рассмотрены рядом комиссий и с их замечаниями и дополнениями -поступили на утверждение вышестоящих организаций.

2 ¡Нормы проектирования непромышленного строительства. Стандартные нормы 1936 г.

3 «Бюллетень НКЗдрава РСФОР», № 3, 1938 г.

\

В Ленинграде мы обследовали участки почти всех детских садов» построенных в 1937 г. Распределение их по размерам дает следующую картину (табл. 1).

Таблица 1

Участки детских садов Ленинграда (строительство 1936—1937 гг.)

Площадь участков в м2 Число участков В % к итогу

1 300—2 000 ...... 5 8

2 320-3 000 ...... 17 27

3 001—4 000 ...... 13 20,5

4 001—5 QOO...... 12 19

Более 5 ОСО . . . 16 25,5

Итого • . . . 63 100

В Ленинграде чаще всего размеры участков детских садов на 100 ребят находятся в пределах 2 500—4 000 м2. 16 участков, имеющих более 5 000 м2, расположены либо на территориях, отошедших от Ленинградской области (бывшие пригородные участки), либо на периферии. Почти ни один участок внутригородских районов не имеет установленной О'СТ нормы.

Такую же картину мы имеем в отношении участков' яслей. Из обследованных нами 24 участков' только 6 по площади соответствуют нормам ОСТ или превышают их (Ср. Рогатка,- ст. Сортировочная и другие пригородные участки), в остальных же на ребенка приходится от 50 до 16 м2, причем даже эта площадь освоена лишь © единичных случает«. Пересмотр норм, установленных ОСТ 1935 г. и НКЗдра-вом РСФСР 1938 г., необходим в целях уменьшения площадей с соблюдением соответствующих гигиенических, архитектурных и во-спи-т ательско - произво дственных требований.

К проектированию и организации участка детского учреждения мы предъявляем следующие требования.

1. Участок должен составлять органическое продолжение детского учреждения, отражая своей планировкой его режим.

2. Ясли и- детский сад являются' учреждениями, раскрепощающими женщину от домашнего хозяйства», облегчающими ей и другим взрослым трудоспособным членам семьи непосредственное активное участие в производстве. Учитывая, эти соображения, на^о располагать' участок под строительство вблизи жилья, а также соответствующего предприятия». В особенности это откосится к яслям: для) детей до года. Естественно, что при этом необходимо соблюдать все гигиенические требования как в отношении чистоты; почвы, так .и отсутствия шума, газов, запахов и т. п.

3. Площадь участка надо озеленить' не менее чем на -50 % всей его территории, причем размеры отдельных насаждений и г|рупп их должны обеспечить, с одной стороны., создание тени и прохлады, а с другой — должньг служить оградой от соседей и пр.

4. При выборе1 xapaiKTqpa зелени и ее распределении следует руководствоваться принципами воспитательными (огород, цветники и т. д.), гигиеническими (создание зоны, защищающей участок от окружающей населенной территории) и учитывать декоративные требования. Надо приучать ребенка понимать: значение зелени, любить ее и охранять с тем, чтобы эти навыки проявили себя и на последующих этапах жизни, в частности, ¡в школе.

5. Ограждение участка должно 'быть увязано с архитектурой здания и общей планировкой, не создавая впечатления замкнутости- .и оторванности от квартала1, и вместе ¡с. тем способствовать охране

участка, а также его благоустройству. Наилучшим типом ограждения следует считать решетчатый забор, защищенный с обеих сторон густой растительностью (кустарником и вьющимися насаждениями). Наиболее рациональная высота решетки 1,5—2 м.

6. Здания яслей и детских садов нужно располагать на! участке экваториально, диагонально и в отдельных случаях меридианалъно при условии обращении детских комнат на восток. Во всех остальных вариантах детские комнаты следует ориентировать на ю:г и его, отклонения (юго-восток, юго-запад) с защитой их от перегрева (если в этом встречается надобность) шторами.

7. Высота зданий яслей и детского сада, как правило, не должна превышать двух! этажей.

8. Разрывы между детскими учреждениями и жилыми домами должны быть следующие: между торцом, здания для учреждения и фасадом жилого дома не менее 15—20 м, между торцом здания

Рис. 1. Проект планировки квартала с размещением детских учреждений в центре

для учреждения и торцом жилого дома не менее 15 м, между фасадами учреждения и жилого дома: принимается расстояние в- две высоты более ¡высокого здания.

9. Разрывы между площадками детских учреждений и путями движения следует установить в таком размере: между жилой улицей и игровой площадкой не менее 15 м; между внутриквартальными проездами и игровыми площадками не менее 10 м; между транзитными и пешеходными дорожками и границами игровых площадок не менее 5 ¡м:; остальные разрывы- —по согласованию с госсанинспекцией и УПО НКВД.

10. Детские учреждения во вновь проектируемых кварталах жела»-тельно располагать :в центре последних с окружением их со всех сторон зелеными насаждениями и изоляцией друг от друга зеленью,

как это показано на проекте архитектурно-Планового отдела Ленинградского совета (рис. 1).

Перейдем теперь ¡к конкретизации устройства участков. Начнем с типовых »слей, яслей НКЗдрава СССР (проект архитектора Черняк).

1. Площадь участка яслей на 120 человек может быть ограничена 4 ООО—4 080 м2, или не менее 33 м^ на ребенка (по ОСТ—60 м2), площадь участка на 80 детей (типовые ясли НКЗдрава СССР, проект арх. Перелетит) — около 3 000 ;м2, т. е. не менее 37 м2 на ребенка.

2. Допускается вписывание в габариты жилых зданий яслей с расположением их в первых двух этажах при обязательном соблюдении санитарных и технических требований (изоляция участка и входа., возможность регулирования температур, обеспечение горячей водой, звукоизоляция и т. п.). В этом случае площадь участка может быть понижена до 28 м2 на ребенка.

3. Площадь земельного участка яслей составляется из следующих частей (табл. 2).

Таблица 2

Площадь земельного участка яслей на 120 и 80 детей в м2

Распределение площади На 120 человек На 80 человек

Под застройку......... 470 400

Проезды, проходы, отмостки . ■ 300 250

Площадки для грудных детей

(2x80).......... 160 160 (2X80)

Площадки для ползунков (1 х 100) 100 100 (1ХЮ0)

Площадки для средней и стар-

ших групп (Зх 150)...... 450 150 (1X150)

Дорожки для проходов и про-

гулок ............ 250 200

Хозяйственно-бытовая площадка 100 100

Зелень ............. 2 250 1 600

4 080 2 960

4. Ширина подъездов' к зданию принимается в 3—5 м, ширина проходов и дорожек—1,25—1,5 и 2,0 м. При планировке' ширины проездов пожарные соображения не принимаются во внимание, так как в случае пожара будут использованы для проездов' и площадки.

5. Площадок необходимо иметь возможно больше за счет уменьшения их размеров:, однако каждая из основных площадок не должна быть меньше 150 м2. Площадки следует непосредственно связать со зданием и располагать их близко одну к другой для облегчения наблюдения .за детьми и обеспечения возможности (сдваивания групп в случае необходимости. Если условия планировки не позволяют организовать большее число площадок, можно ограничиться четырьмя основными — для яслей на 120 человек (6 групп) и тремя — на 80 человек (4 группы).

Дети до (младших групп включительно 'пользуются участком:' не менее двух раз в день: примерно от 10 до 12—13 часов и от 3 до 161/2—17 часов; старшие группы — от 10 до 12—13 часов.

Деревья с широкой листвой, навесы (по одному на ¡площадку), трельяжи и зонты создают тень, защиту от дождя, декоративность и уют. На каждой площадке необходимо устроить навес. Одна площадка., достаточная для размещения двух групп, должна быть организована как солярий. В непосредственной близости от солярия и площадок для детей 'Старшего возраста желательно иметь душ- с горячей и холодной водой, а также проточный бассейн, позволяющий детям плескаться, играть, пускать резиновые игрушки и т. п. Бассейн можно объединить с декоративным ф'бнтанбм.

. йМййДО* |-

* Гигиена и санитария, № 10 ,

Формы площадок Допускаются различные. В габариты, последних входят манеж для площадок грудников и ползунков1, горки и песочницы Для средних и старших групп, шведская стенка различного устройства для старших детей и переходные декоративные мостики.

6. Хозяйственно-бытовая площадка: и проезды: должны удовлетворять следующим требованиям. На хозяйственном дворе ставятся сарай для хранения кухонных дров, вещей, нуждающихся в: ремонте, автотранспорта, детских санок и т. п., ледник (при отсутствии постоянного пКкафа-ледника внутри яслей). Из соображений архитектурных желательно отказаться от сарая: и обеспечить хранение названных предметов в подвале или цоколе (типовые проекты этой возможности не дают), машина может стоять под навесом. Для от-

Рис. 2. Проект планировки участка детских яслей на 120 детей. Под зданием — 470 м2;. общая площадь — 360 м3; под дорожками и площадками для прогулок —300 м2; под

зеленью и цветами — 1 913 м2; норма на 1 ребенка 30 м2 / — днор (180 м2); 2—проезды и проходы (324 м2); 3— площадки для кормления детей матерями (24 м2); 4 — площадки для грудников (105 м2); 5 — площадки для ползунков (114 м2); 6' — площадки для детей-старшего возраста (250 м2)

бросов нужны специальные баки, устанавливаемые на бетонированной площадке и ежедневно (или через день) сменяемые.

Все дорожки, проезды и игровые площадки следует утрамбовать. На участке должен быть стояк для поливки.

На рис. 2 показан проект планировки участка яслей, составленный планировочным отделом Ленинградского совета на основе высказанных выше соображений.

Детский сад должен удовлетворять следующим требованиям^:

1. Площадь участка детского сада может быть ограничена 37 м" на ребенка, или на 100 детей 3 700 мг (по ОСТ — 5 000). Для детского сада менее. 100 детей норма повышается! до 40 м2, а выше 100—'До 200 человек — уменьшается до 35 м-2 на ребенка. Для встроенных в габаюиты зданий детских садов норма понижается до 32—33 мг.

Указанная площадь детского сада на 100 человек составляется из следующих частей1:

1 Нормы указаны применительно к типовому проекту на 100 человек (Архитектурная ассоц. и арх. Гинцберг при нашем участии), утвержденному СИК СССР постановлением от 27.VI.1938 г. и одобренному IV пленумом союза совет-

ских архитекторов в январе 1939 г.

Площадки для среднего и старшего возрастов .... 300 м2

Площадки для младшего возраста..........150 »

Общеигровая площадка..............150 »

Площадки у бассейна и солярия ..........100 »

Площадки для чтения рассказов и т. п.......100 »

Дорожки для прогулок и игр.......... . 250 »

Застройка (в том числе 2 открытые террасы как

части здания)................. 530 »

Проезды, проходы, отмостка ....... ... 220 »

Хозяйственно-бытовые площадки..........100 »

Зелень (в том числе огород) ........... 1 860 »

3 760 м2

Площадь застройки составляет около 14% (по ОСТ — 20%)/

3. Число площадок должно обеспечить как общегрупповые занятия (1 группа состоит из 25 детей), так и раздельные (мелкогрупповые, учитывая любовь детей к организации различных игровых «уголков» и ¡необходимость с воспитательной точки зрения развивать ;в детях стремление к инициативности и самостоятельности. Исхода из этих соображений, желательно организовать 5—6 площадок, но в1 крайней случае можно ограничиться тремя основными (не меньше чем. по 200 м2 каждая) и; несколькими, дополнительными «площадками-уголками». Они должны находиться в непосредствен ной близости к зданию и быть связанными с групповыми внутри здания, т. е. каждая площадка должна являться как бы .про дол же ние.м групповой, «врастая»® нее своей зеленью, оформлением и оборудованием и отвечая своей организацией (оборудованием, планировкой) режиму детских групп в их возрастной дифференциации.

На участке детей надо держать примерно с 10-до 12—13 часов и с 16У2 до 17%—18 часов. В хорошие дни на участке производится и прием детей.

Озеленять площадки надо не только по периметру, но и внутри в виде трельяжей, декоративных зонтов-деревьев, зеленых навесов и т. п., позволяющих организовать творческие игры детей.

На каждой площадке необходимо .иметь навес для тени (в до-, полвевие к естественной тени листвы), и защиту от дождя в виде простейшего устройства с тентовым покрытием, различно расположенные скамейки (в частности, в нишах из зелени), а на площадках средней и старших групп — столы, врытые в землю, песочники в виде огражденных заборчиком песочных насыпей (своего рода искусственных пляжей), бассейн («лягушатник»), детские аттракционы и ворота.

Одну площадку надо выделить для физкультурных упражнений и соответственно ее оборудовать. К ней должна примыкать небольшая солнечная площадка с душем. Вблизи следует ставить уборную.

Потребность в душе (с подогревом воды) вызывается отсутствием его внутри детского сада, а потребность в уборной—зксплоатац,ионной трудностью обслуживания детей, играющих на участке, внутренними санитарными узлами как не связанными непосредственно с участком.

4. На хозяйственном дворе, помимо сарая для хранения кухонных дров, 'нужна бетонированная площадка для установки ¡мусорных баков (сменных) под навесами с козырьком (как и для яслей). На д.ичие ледника на участке детского сада мы не считаем необходимым, чосколыку проектом Ленгороно предусмотрен герметизированный внутриетенный ледник-шкаф в кухне.

Все площадки в их утилитарной части, дорожки и проезды, используемые детыми для катания на тележках, роликах, велосипедах и т. п., надо утрамбовать.

5. Помимо газонов, кустов и трельяжей декоративного значения,

в указанную площадь включаются сад, огород, ягодник, виварий. Огород и виварий организуются в непосредственной близости от хозяйственной площадки.

Место расположения душа увязывается не только с физкультурной площадкой, но и с огородом. К ним должна быть подведена вода (что не представляет труда ввиду близости душа ;и поливных стояков) с устройством кранов или специальных выпусков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Желательны декоративные насыпи или холмики со скамейками к тентом на вершине; это будет иметь и игровое, в> особенности двигательное (моторное), значение. Внутри насыпи оставляется пространство для хранения игрового материала, которое можно оформить в виде грота и использовать в плане игры.

Приведенные выше нормативы мы считаем возможным1 рекомендовать как удовлетворяющие основным гигиеническим и воспитательным требованиям. Введение их с экспериментальной' целью в разных городах Союза вооружило бы нас обоснованными жизнью 'фактами для постановки вопроса об их внедрении в законодательном порядке.

Д-р мед. наук Г. М. ПОПОВ (Москва)

К вопросу о приспособлении больниц к работе в условиях ПВО

Больницы, расположенные в угрожаемой зоне, должны быть готовы в условиях ПВО к выполнению, следующих задач.

1. Защита 'больных от действия отравляющих веществ, пуль и осколков снарядов.

2. Прием, оказание квалифицированной медицинской ¡помощи и лечение пострадавших при нападении.

3. Осуществление общих мероприятий ПВО (светомаскировка, противопожарные и другие меры), а также создание внутреннего распорядка, обеспечивающего выполнение плана санитарно-гигиенической защиты и ликвидации .последствий нападения.

В настоящей статье мы коснемся лишь основных вопросов санитарно-гигиенического порядка.

Для з а щ и т ьг ичн д и виду а л ь н ы |м и с р е д с т в. а м и необходимо иметь для каждого больного противогаз. Противогазы нужны и при наличии коллективных средств защиты (газоубежища, герметизированные палаты) на случай эвакуации через зараженную 01В зону при разрушениях или пожарах.

Исследования, произведенные в различных больницах, показали, что большинство больных может находиться в противогазе типа БН до 2 часов в состоянии покоя и при ходьбе шагом. Больные дети грудного возраста переносят детские противогазы также достаточно длительно. Для больных пневмоникбв и сердечных, а также для раненных в голову, трахеотомированны'х и йр.; на случай вынужденной эвакуации 'через зараженную зону необходимо иметь специальные средства индивидуальной защиты, например, противогазы, с малым сопротивлением (не более 10 мм; водяного столба) или ноеилки-палатку.

Последняя представляет собой мешок внутренним объемом в 1¥г—2 м-3, изготовленный! из не пропускающей ОВ ткани, натянутой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.