M. A. Габрилович, О. A. Мусатова
Из практики предупредительного санитарного надзора за проектированием МТС в Белорусской ССР
Из государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения БССР и кафедры гигиены Минского медицинского института
В порядке предупредительного санитарного надзора в области планировки населенных мест нами рассмотрено и проанализировано 160 проектов усадеб МТС. Из этого числа 158 МТС расширяются и реконструируются на старых участках, а 2 строятся вновь.
До последнего времени в Белорусской ССР вопросам планировки и благоустройства МТС не уделялось должного внимания. Застройку усадеб в большинстве случаев проводили беспланово; производственные помещения размещали без учета санитарно-гигиенических требований. Большинство рабочих проживало в деревнях, окружающих МТС, или в жилых поселках при МТС, причем жилые дома были переуплотнены, что создавало тяжелые жилищно-бытовые условия.
Площадь, занимаемая всей усадьбой МТС, составляет в проектах в среднем 12 га, максимальный размер участка — 15 га. При разработке проектов планировки усадеб МТС Белорусский государственный институт проектирования сельского строительства руководствовался инструкцией по планировке и застройке сельских населенных мест, утвержденной Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР 23/1 1948 г. и согласованной с Всесоюзной государственной санитарной инспекцией.
Проектом каждой усадьбы МТС предусматривается зонирование территории на 2 сектора: производственный с транспортно-хозяйствен-ным двором и жилой с культурно-бытовыми учреждениями. Кроме того, на территории усадьбы выделяются участки для нефтебазы и подсобных хозяйств. Планировочное решение отдельных секторов дается в соответствии с типовой схемой планировки усадьбы МТС на 75 тракторов. В состав жилого и культурно-бытового сектора включаются жилые дома для постоянных рабочих и служащих, общежития для курсантов и временных рабочих и постройки культурно-бытового назначения.
Постоянный штат МТС принимается в количестве 54, временный— 100 человек. Общее количество постоянного населения принимается 135 человек из расчета коэфициента семейности 2,5. Детей в возрасте до 7 лет принимается 35 человек, или 24,6% от всего постоянного населения. Расчет количества школьников не производится. Проектируется расселение в самостоятельном поселке МТС только 70—75% всего постоянного населения. Остальное население размещается в ближайших колхозных селах.
Само собой разумеется, ' что в соответствии с постановлением сентябрьского Пленума ЦК КПСС в приведенные расчеты должны быть внесены коррективы, так как штат МТС увеличен, большинство рабочих являются постоянными и должны быть обеспечены жилплощадью на территории усадьбы МТС.
Норма жилой площади на одного человека принимается в 8,25 м! при среднем составе семьи 5 человек. Нужно отметить, что до настоящего времени принимались к строительству типовые проекты жилых домов № 108-2, 108-4 с жилой площадью 31,7 м2. Таким образом, фактически площадь на одного человека составляла лишь 6,3 м2. Для временного населения предусматриваются общежития комнатной системы (типовой проект № 2302-А на 50 человек). Принятый проектом набор подсобных помещений, размеры площадей и оборудования не отвечают са-
2*
Î9
нитарным правилам для общежитий, утвержденным Главным государственным санитарным инспектором 'СССР 10/У 1949 г.
Жилой сектор проектируется в виде 2—3 улиц с одно-двусторонней застройкой. Ширина улиц принята 9—12 м. В связи с тем что расширение и реконструкцию МТС производят на старых участках с существующими постройками, часто вынужденно проектируется экваториальное направление улиц, имеются случаи неблагоприятной ориентации жилых домов, не вызванные необходимостью в планировочном отношении. В 29 проектах усадеб МТС жилые улицы служат проезжими дорогами на территорию производственного сектора, что недопустимо, так как движение тракторов и других сельскохозяйственных машин создает шум и загрязняет воздух в жилой зоне.
Индивидуальные усадебные участки проектируются размером 0,08—0,15 га. Ширина участка по улице составляет в среднем 25 м. При жилых домах предусматривается хозяйственный двор с надворными хозяйственными постройками, уборной и мусорным ящиком. Перед главным фасадом проектируется палисадник; кроме того, выделяется участок для огорода и фруктового сада с пасекой.
В состав зданий культурно-бытового назначения входят: детский сад-ясли на 40 детей, баня на 6 помывочных мест, клуб-курсы, столовая на 36 посадочных мест и магазин.
По проектам планировки МТС, для детского учреждения выделяется самостоятельный участок размером 0,3—0,4 га, который максимально озеленяют. К строительству принимается типовой проект объединенного детского сада и детских яслей на 40 детей. Надо отметить, что проект детского сада-яслей имеет ряд недостатков санитарного порядка: в нем занижены размеры туалетной и кроватной комнат, отсутствует санитарный узел для персонала, неудачно размещен изолятор.
В связи с увеличением населения в поселках МТС в настоящее время мы считаем необходимым проектировать детский сад и детские ясли в самостоятельных зданиях.
В проектах по 11 МТС размещение детского сада-яслей неудачно: в трех радиус обслуживания превышает 400 м, а в одном детский сад-ясли размещаются около электростанции, в 7 ориентация веранд и групповых комнат допускается на запад, что в географических условиях Белорусской ССР является нежелательным.
Размещение бани проектируется на самостоятельном участке обычно вблизи открытого водоема, который предусматривается в качестве источника водоснабжения ее. К строительству принимается типовой проект бани на 6 мест, разработанный Сельхозстройпроектом в 1950 г. Этот проект не лишен недостатков; не предусмотрено устройство внутренней уборной, площадь мыльной мала, не разработаны вопросы водоснабжения, удаления и обезвреживания сточных вод. Рекомендуемый проектом вывоз банных вод из сборных резервуаров является нереальным. В свете новых требований, предъявляемых к МТС, такая баня мало пригодна.
Клуб на 56 мест проектируется рядом с общежитием на общем с ним участке. Принимается к строительству типовой проект, в котором не предусмотрены спортивные площадки. Кроме того, по проекту, в клубе отсутствует ряд помещений (вестибюль, гардероб, хозяйственные кладовые, уборные), занижены площади зрительного зала, фойе, сцены, бутафорской; недостаточны естественное освещение читальни и вентиляция зрительного зала. В таком виде проект применяться для строительства не может.
Столовая проектируется в отдельном здании из расчета на 36 посадочных мест. Рекомендуется для строительства типовой проект № 2332-Б. Расчетом предусматривается обслуживание только 50% населения, главным образом курсантов и временных рабочих, проживающих
на территории МТС. Предусматривается работа столовой в 3 смены. Сам проект столовой не удовлетворяет требованиям ГОСТ 2086-49, не предусмотрен ряд необходимых помещений (буфет, раздаточная, моечная, гардероб и др.), а площади обеденного зала, заготовочной, кладовой недостаточны.
В проектах производственный сектор включает 3 основные группы построек: мастерские и подсобные помещения для ремонта трактороз и сельскохозяйственных машин; помещения типа сараев и навесов для хранения тракторов и других сельскохозяйственных машин; транспортно-хозяйственный двор, включающий в себя гараж с пожарным депо и конюшню с сараем для конного транспорта.
Между жилым и производственным секторами предусматривается озелененный санитарно-защитный разрыв. Однако он не всегда бывает достаточных размеров. В одной МТС площадь обкатки тракторов находится в центре жилого сектора, в 20 м от жилых домов и детского сада-яслей, в другой — жилой сектор спланирован неудачно по отношению к производственному. Он размещен между нефтебазой и производственным сектором.
В большинстве проектов при размещении отдельных секторов, как правило, роза ветров совершенно не учитывается. Что касается использования рельефа местности, то в 138 МТС (86,2%) отметка уровней жилого сектора превышает отметку производственного. Однако в 22 МТС имеется обратное взаимоотношение. При размещении жилого сектора по рельефу ниже производственного в проекте не предусматривают отвода поверхностных вод, минуя жилую зону, в связи с чем все дождевые и талые воды будут стекать с производственной зоны на жилую, загрязняя ее.
В проектах планировки усадеб МТС большое место уделяется зеленым насаждениям. Предусматривается озеленение улиц, усадебных участков и участков, отведенных под общественные и производственно-хозяйственные постройки. Между домами и границами улиц проектируются палисадники с цветниками и кустами сирени и акаций. Вдоль улиц проектируется двусторонняя однорядная посадка лип, тополя, клена и березы.
В комплексе вопросов благоустройства МТС важное место занимают водоснабжение, канализация и очистка.
В проектах предусматривается строительство водопровода. Однако в первую очередь централизованное водоснабжение намечается только для производственных нужд.
В 42 МТС водопровод запроектирован для всей усадьбы. В качестве источников водоснабжения чаще всего принимаются скважины. Последние, однако, нередко размещаются на территории производственного сектора. Вокруг скважины с насосной станцией и водонапорной башни проектируется зона санитарной охраны. Территория зоны ограждается забором и озеленяется. В проектах реконструкции 20 МТС зоны санитарной охраны недостаточны по размерам. Имеются случаи размещения скважин по рельефу ниже производственного сектора. Водопроводом обеспечиваются только производственные здания (ремонтная мастерская и др.) а также здания общественно-коммунального назначения (столовая, общежития, детский сад-ясли, баня). Для прочих потребителей устанавливаются водоразборные колонки. Радиус обслуживания колонками в 15 МТС превышает 100 м, а в отдельных случаях доходит до 180—200 м.
В проектах, наряду с централизованным водоснабжением, предусматривается устройство канализации, в первую очередь для производственных построек и общественных зданий. Очистка производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в 15 МТС запроектирована на полях
подземного орошения с предварительным отстаиванием сточных вод. В 14 МТС намечен спуск сточных вод в фильтрующие колодцы, с чем нельзя согласиться. В 3 МТС предусмотрено отстаивание сточных вод с последующим хлорированием их и спуском в открытый водоем. В одном случае для собирания сточных вод запроектирован выгреб с периодическим вывозом этих вод, что практически неосуществимо и было отменено.
В проектах отдельная канализация бань решается примитивно. Очистка банных вод не проектируется, а спуск их осуществляется самостоятельным стоком в ближайшие овраги.
Что касается очистки территории МТС от мусора и твердых нечистот, то проектируется вывоз их из дворовых уборных и помойных ям, оборудованных водонепроницаемыми выгребами. Нечистоты и отбросы будут использоваться в качестве удобрения на приусадебных участках или вывозиться на поля запахивания или ассенизации, которые предусматриваются проектами планировки МТС.
В целях более правильной оценки проектов планировки усадеб МТС при их рассмотрении органы государственной санитарной инспекции обязательно требовали от проектной организации заключения местной санитарной службы о соответствии отведенных участков санитарным нормам. При выявлении недостатков в рассмотренных проектах государственная санитарная инспекция направляла их для переработки, 8 проектов было отклонено.
Контроль за строительством усадеб МТС осуществляется в основном местными органами санитарной службы. Проведенная проверка хода строительства 125 МТС Ьоказала, что в первую очередь идет строительство производственных секторов, в частности, мастерских для оемонта тракторов, гаражей. Мастерская Мозырской МТС была предъявлена к сдаче, но из-за большого количества недоделок по настоянию санитарной службы не была принята.
В жилых секторах идет строительство жилых домов, общежитий. Только в 2 МТС строят столовые, в одной МТС построена баня.
Строительство в МТС ведется в соответствии с проектами, однако дать санитарную оценку застройки усадеб МТС еще не представляется возможным, так как осуществление проектов в натуре находится пока в начальной стадии.
Выводы
1. Разработанные Белорусским институтом проектирования сельского строительства 160 проектов планировки усадеб МТС не удовлетворяют в полной мере санитарно-гигиеническим требованиям.
К недостаткам отдельных проектов следует отнести:
а) неудачное размещение жилого и производственного сектора МТС без учета рельефа, розы ветров и основных проездов;
б) использование жилых улиц в качестве главных проезжих путей для тракторов и других сельскохозяйственных машин;
в) отсутствие физкультурных площадок на территории жилой зоны МТС;
г) размещение артезианских скважин на территории производственного сектора без соблюдения необходимых границ зоны санитарной охраны для них;
д) отсутствие во многих проектах централизованного водоснабжения и канализации.
2. Исходя из конкретных задач, поставленных сентябрьским Пленумом ЦК КПСС, и учитывая местные естественные условия Белорусской ССР, при разработке проектов планировки усадеб МТС и их строительстве должны быть учтены следующие основные санитарные требования:
а) при выборе места для строительства новых МТС подлежат учету особенности естественных условий БССР (высокое стояние почвенных вод и наличие заболоченности), требующие в отдельных случаях проведения мероприятий по санитарной мелиорации;
б) учитывая, что основными санитарными вредностями производственного сектора МТС является шум и загазованность воздуха, большое значение приобретает правильное зонирование усадьбы на жилой и производственный сектор с обеспечением санитарных разрывов между ними не менее 50 м, заполненных зелеными насаждениями;
в) при планировке улиц и дорог особое внимание должно быть обращено на создание проездов для машин в производственный сектор не через жилую зону;
г) рекомендуемые для строительства типовые проекты общественных зданий должны быть пересмотрены с учетом полного обеспечения культурно-бытовых нужд населения МТС;
д) в связи с массовым развитием физкультуры и спорта на селе при разработке проектов усадеб МТС следует предусматривать создание в них спортивных площадок в общем комплексе организованного обслуживания населения;
е) основными элементами благоустройства усадеб МТС следует считать водоснабжение и канализацию, причем централизованное водоснабжение должно обеспечивать не только производственный сектор, но и жилой.
Лучшим способом очистки сточных вод в условиях БССР является обезвреживание их на полях надземного или подземного орошения и фильтрации, так как почвенные условия в большинстве случаев Ьесьма благоприятны для этой цели.
ЛИТЕРАТУРА
Инструкция по планировке и застройке сельских населенных мест, Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР, 1948. — Ф е д ы н с к н й В. И., Ря бов В. Н., Лун'ц Л. Б, Гигиена колхозного села, М., Медгиз, 1952. — Шиф-р и н Н. К. и Г е й м а н с о н И. Э., Гигиенические основы планировки колхозного села, Горький, 1948. — М а р т ы н о в Г. М., Князев К. Ф, Планировка, благоустройство колхозного села, М., 1948. — Краткое руководство по планировке и за-атройке сельских населенных мест, Управление по делам архитектуры при Совете Министров Белорусской ССР, Минск, 1946.
* ★ *
О. Л. Данецкая
Применение токов высокой частоты и других агентов для деканцерогенизации высокотемпературной сланцевой
камерной смолы
Из Ленинградского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболеваний
Предыдущими нашими исследованиями была выявлена высокая канцерогенная активность сланцевой камерной смолы, получаемой путем пиролиза горючих сланцев в камерных печах при 900°. Непосредственное частое соприкосновение рабочих с камерной смолой на газосланцевых заводах, а также широкое распространение сланцевых смол, в том числе и камерной, в различных отраслях промышленности (металлообрабатывающей, резиновой, текстильной и др.) заставляет подумать о