Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ'

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА . САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА

ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ

- -

К ВОПРОСУ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

К. И. Лучина

Главный инспектор по школьной гигиене Государственной санитарной инспекции СССР

Семилетним планом развития народного хозяйства СССР количество мест в детских дошкольных учреждениях должно быть увеличено в 2 раза. Все новое строительство детских дошкольных учреждений, как правило, должно проводиться по типовым проектам объединенных дошкольных учреждений — детских яслей-садов.

В настоящее время введены в действие типовые проекты детских яслей-садов на 50, 90 и 135 мест; эти проекты предназначены для строительства в небольших населенных пунктах. Учитывая намеченный на семилетие большой объем строительства детских дошкольных учреждений, Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства 14 марта 1960 г. утвердил новое задание на проектирование детских дошкольных учреждений, чтобы разработать новые, более рациональные в строительстве и эксплуатации и экономичные типовые проекты детских дошкольных учреждений для строительства в городах и на селе. Эти типовые проекты зданий должны отвечать основным гигиеническим и педагогическим требованиям объединенных детских учреждений. В этих целях заданием на проектирование предусмотрена разработка типовых проектов детских дошкольных учреждений вместимостью от 50 до 280 мест только с дневными или только с круглосуточными группами. Такое разделение детских дошкольных учреждений позволит правильно распределить детей по возрастному признаку и правильно организовать процесс воспитания. >

Учитывая, что размещение зданий детских садов-яслей с круглосуточными группами в составе жилых районов мало зависит от радиуса обслуживания, такие типовые проекты зданий намечается разрабатывать лишь вместимостью на 140, 280 мест. Строительство детских дошкольных учреждений в существующих жилых кварталах не исключает необходимости строительства отдельно стоящих зданий детских яслей или садов. Для этих случаев заданием намечается разработать новые типовые проекты отдельно стоящих зданий детских яслей и садов.

Таким образом, в ближайшее время намечается разработать новые типовые проекты для строительства зданий детских дошкольных учреждений двух типов: а) с дневными группами — детские ясли-сады (50, 90, 140 и 280 мест), детские ясли (80 и 120 мест) и детские сады (100 и 150 мест); б) с круглосуточными группами (дошкольные интернаты) — детские ясли-сады на 140 и 180 мест. Соотношение групп детей преддо-школьного возраста (ясли) и групп детей дошкольного возраста (сады) 1 : 2.

Здания детских дошкольных учреждений предусмотрены одно- и двухэтажные с высотой этажа от чистого пола до чистого пола вышележащего этажа в 3,3 м и должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, вентиляцией (с естественным побуждением), газоснабжением (для соответствующих районов), с электроосвещением, радио, телефоном, звуковой и световой сигнализацией.

Заданием на проектирование рекомендуется предусматривать такую организацию планов здания и такое решение его фасада, которые допускали бы постановку здания на участках с обеспечением наилучшей ориентации основных помещений — групповых, спален, веранд. В задании четко оговорено, что помещения детских групп, а также игровые площадки на участке должны быть изолированы друг от друга.

Удобная внутренняя связь между всеми группами, комнатой заболевшего ребенка и общими обслуживающими помещениями должна быть обеспечена без перехода через помещения других групп. Для IV климатического района допускается связь между помещениями детских групп и административно-хозяйственными помещениями через участок или по неотапливаемому переходу или галерее.

Для обеспечения наилучшей изоляции детей преддошкольного возраста каждая группа должна иметь самостоятельный вход. Допускается устройство общего входа в две группы преддошкольного возраста при расположении их на втором этаже и в три группы дошкольного возраста. Однако эти решения зависят от планировки здания и во многих случаях проектировщик может избежать такого решения при конкретном проектировании объекта.

В задании указывается примерное взаиморасположение отдельных основных помещений детских учреждений и возможная непосредственная связь их между собой. При этом: а) в группах преддошкольного возраста для наблюдения за детьми желательно устройство из игральной-столовой или приемной окна на веранду; б) в проектах для I, II и III климатических районов при выходе из помещений ясельной группы на холодную веранду предусматривается устройство тамбура с двумя рядами дверей; в) кроватная или встроенные шкафы должны иметь удобную связь с верандой.

Все помещения зданий детских дошкольных учреждений должны иметь непосредственное естественное освещение, допускается освещение вторым светом умывальной в дошкольных группах, бельевой и коридоров. В игральных-столовых и групповых комнатах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание. В проектах для I, II и III климатических районов допускается организация проветривания через приемную, раздевальную, спальню-веранду или лестницу.

Помещения детских дошкольных учрежделий должны иметь следующее встроенное и санитарно-техническое оборудование: а) в раздевальных комнатах — сушильные шкафы для сушки верхней одежды;

б) в игральных-столовых— мойки с подводкой холодной и горячей воды;

в) в туалетных преддошколькых групп — два детских умывальника, слив, детскую ванну или душевой поддон; г) в умывальных дошкольных групп — четыре детских умывальника, душевой поддон; д) в уборных дошкольных групп — 3 детских унитаза.

В зданиях детских дошкольных учреждений котельные не устраиваются, а предусматриваются тепловые пункты в расчете на подсоединение к районным котельным, теплофикационным сетям или хозяйственным корпусам. Для районов, не имеющих теплофикационных сетей, а также районных котельных следует предусмотреть в проектах котельные.

Площадь земельных участков принимается в соответствии с требованиями п. 226 правил и норм планировки и застройки городов (СН

Таблица 1

Название помещения

Площадь помещений (в квадратных метрах)

детские дошкольные учреждения с дневными детские дошкольные учреждения с кругло-

суточными группами

на 50 мест на 90 мест на 140 мест на 185 мест на 280 мест (а 140 мест 1а 280 мест

15 30 30 45 60 30 60

15x2 15x2 15x3 15x4 15X2 15x4

62 100 100 150 200 100 200

25+37 50x2 50x2 50x3 50x4 50x2 60 50X4 120

30x2 30x4

30 60 60 90 120

30x2 30x2 30x3 30X4

10 20 20 30 40 20 40

10x2 10x2 10x3 10x4 Юх2 10x4

117 210 210 315 420 210 420

15 30 60 75 120 60 120

15x2 15x4 15x5 15X8 15x4 200 15x8 400

50x4 50x8

62 124 248 310 496 200 400

62x2 62x4 62x5 62x8 50x4 50x8

5 10 20 25 40

5x2 5x4 5x5 5x8

14 28 56 70 112 56 112

14x2 14x4 14x5 14x8 14x4 14X8

96 192 384 480 768 516 1 032

_ _ _ 24 46

I6 6 10 12 16 _

I 6 8 10 10 8 10

6 6 8 8 8 8 8

— — 75 75 75 75 75

— — 8 10 12 8 12

4 6 8 8 10 8 10

18 4 30 40 46 30 -,6

4 6 8 10 12 8 12

А. Помещение для детей предшкольного возраста

Приемная......

Игральная-столовая . . Спальня-веранда . .

Веранда1 .......

балетная......

Итого. . .

Б. Помещение для детей дошкольного возраста

Раздевальная .....

Спальня-веранда . . . Групповая ......

Кроватная или встроенные шкафы........

Туалетные

Итого. . .

В. Административно-хозяйственные помещения

Изолятор.......

Комната для заболевшего

ребенка .....

Медицинская комната Кабинет заведующего уч

реждением.....

Музыкальная комната . Комната персонала . . Комната чистого белья

Кухня........

Кладовая сухих продук тов........

1 Веранды для остальных групп преддошкольного и дошкольного возраста могут быть допущены при строительстве детских учреждений, исходя из местных условий по согласо ванию с Госстроями союзных республик.

5 Гигиена и санитария. № ]0 55

Продолжение

Название помещения Площадь помещений (в квадратных метрах)

детские дошкольные учреждения с дневными группами детские дошкольные учреждения с круглосуточными группами

на 50 мест на 90 мест на МО мест на 185 мест не 280 мест на 140 мест на'280 мест

Туалетная персонала . . Прачечная-постирочнаи Хозяйственная кладовая 3 10 4 3 16 6 5 20 8 5 24 10 5 30 10 5 30 8 5 40 12

Ито го. . . 55 79 188 212 234 212 276

Всего. . . 268 481 782 I 007 1 422 938 1 728

Площадь помещений ( ратных метрах] в квад-

Название помещения детские ясли детский сад

на 90 мест на 120 мест на 100 мест на 150 мест

Комната заболевшего ребенка ........

Музыкальная комната . .

Кухня.........

Постирочная......

10 12

24 30

20 30

75 24 16

75 30 20

41-58). По границам участка устраивается ограждение и защитная зеленая полоса из древесных и кустарниковых насаждений шириной 5 м (1—2 ряда деревьев). В местах примыкания детских площадок к границам участка желательно увеличение ширины этой полосы до Юм.

Каждая детская группа на участке должна иметь отдельную игровую площадку, изолированную от других площадок и огражденную кустарником или штакетни-Та блица 2 ком размер площадки

группы преддошкольного возраста 100 м2, группы дошкольного возраста 75 м2. Рядом с площадкой для грудных детей должна быть предусмотрена площадка для кормления. При каждой игровой площадке предусматривается огород-ягодник (25 м2) и навес: при площадке для детей дошкольного возраста— 50 м2, а при площадке для детей преддошкольного возраста — 30 м2. Кроме игровых площадок, на участке должны быть: а) физкультурная площадка из расчета 3 м2 на ребенка в возрасте старше 3 лет, но не более 250 м2; б) уголок для животных и птиц площадью 20 м2; в) бассейн — площадью 20 м2 с глубиной воды не более 25 см (в I—II климатических районах не обязательно).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общие и групповые игровые площадки для дошкольных групп следует по возможности изолировать от площадок для преддошкольных групп. Уголок для животных и птиц должен располагаться в глубине участка вблизи хозяйственного двора, фонтан-водоем размещается вблизи физкультурной плошадки. Все площадки и другие места пребывания детей дошкольного возраста должны быть связаны кольцевой дорожкой шириной 1 —1,5 м (для езды на велосипедах, педальных автомобилях и т. д.).

Хозяйственный двор должен быть изолирован от остальной территории и иметь самостоя|ельный въезд. Разрывы между зданием детского дошкольного учреждения и постройками на участке принимаются в соответствии с действующими противопожарными и санитарными требова ниями (СНиП, Н 102-54).

Данные о составе и площади помещений детских дошкольных учреждений приведены в табл. 1.

Для отдельно стоящих зданий детских яслей и садов площади основных помещений принимаются такие же, как для объединенных, при этом набор и площади вспомогательных помещений соответствуют набору и площадям детских яслей-садов на 90 и 140 мест, за исключением помещений, указанных в табл. 2.

Разработка новых проектов детских дошкольных учреждений, которая осуществляется при тесном сотрудничестве архитекторов и органов государственного санитарного надзора, позволит создать такие типовые проекты детских дошкольных учреждений, которые бы отвечали основным гигиеническим и педагогическим требованиям, а также были бы рациональными и экономичными типами зданий.

Поступила 19/!V 1960 г

-й- -й- -й-

БЛИЖАЙШИЕ ЗАДАЧИ ПО УЛУЧШЕНИЮ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛ УКРАИНЫ

Е. С. Лахно

Из Украинского научно-исследовательского института коммунальной гигиены

В Украинской ССР ведутся большие работы по строительству и переустройству сел. Неуклонное повышение благосостояния колхозного населения создает прочную основу дпя развития и улучшения жилищного строительства на селе. За 1945—1959 гг. в селах Украины восстановлено и построено свыше 2 млн. жилых домов. Наряду с жилищами строятся в больших масштабах общественные, административные и культурно-бытовые здания.

Зарегулирование рек и сооружение гидроэлектростанций, получившие широкое распространение на Украине, связаны не только с постройкой новых жилищ, но и с возникновением новых сел. Только на Днепре у пяти его водохранилищ будет построено несколько десятков сел. Огромный рост общественного колхозного продуктивного животноводства сопровождается расширением строительства хозяйственных дворов колхозов, в частности животноводческих ферм.

В соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства СССР подымается роль совхозов как ведущих социалистических предприятий в сельском хозяйстве. В сельских местностях Украины сооружаются новые предприятия, главным образом легкой и пищевой промышленности (мясокомбинаты, сахарные и межколхозные консервные заводы, пекарни и др.), предприятия по производству строительных материалов, электростанций.

Декабрьский (1959) Пленум ЦК КПСС наметил дальнейшие пути развития экономики колхозов, благосостояния сельского населения, развития сел и улучшения их санитарного состояния. Переустроенные и вновь созданные колхозные села Украины в основном отвечают современным запросам населения.

На примере сел, возникших у Каховского и Кременчугского водохранилищ, можно видеть, что они построены более компактно, чем старые. Приусадебный участок уменьшен до 0,25 и 0,15 га. Кварталы застроены с трех и четырех сторон, общественные здания размещены группами. Хозяйственные постройки колхозов расположены за пределами жилой зоны. Большинство сел приближено к водохранилищу. Наряду с закладкой общественных колхозных фруктовых садов получают раз-

4* 67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.