Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ ПРИ ОБМЫВКЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ ПРИ ОБМЫВКЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors analyze the hygienic problems related to utilizing the recirculation water supply for washing freight care. Hygienic standards for water quality in open systems of technical water supply to railway enterprises, fust developed in 1994, are presented. Measures aimed at prevention of discharge of the remainder of freight into waste water are proposed, including the collection and realization thereof.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ ПРИ ОБМЫВКЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ»

ных мероприятий необходимо строго соблюдать меры безопасности.

Технические станции. Они подразделяются на пассажирские и товарные технические станции, которые располагаются обычно в пределах города или железнодорожной станции. Независимо от назначения технические станции легко заселяются грызунами, так как на их территории производится круглосуточная работа, постоянно товарные вагоны очищаются от мусора и навоза, а на пассажирских — выбрасываются из вагонов пищевые отходы, оставшиеся от пассажиров. Видовой состав здесь довольно разнообразен: полевки, лесные мыши, в зданиях обитают серые крысы и домовые мыши. Через поверхностные выходы канализации грызуны могут попадать на территорию технической станции из города и, наоборот, в город. Таким образом, завезенные в пассажирских или товарных вагонах зверьки из других регионов могут быть причиной возникновения среди городской популяции синантропных грызунов эпизоотии особо опасных инфекций и распространения их среди людей. При дератизации технических станций особое внимание слсдуст уделять уборке мусора, навоза и пищевых отходов, которые должны немедленно вывозиться с их территории. Из истребительных мер наиболее эффективны химические методы, среди которых особого внимания заслуживает приманочный.

Железнодорожные тоннели. Здесь грызуны находят благоприятный климат (исключение составляют нсобогревасмые тоннели в зоне сурового климата), нормальную кормовую базу за счет пищевых отходов, выбрасываемых пассажирами и работниками ресторана поезда и просыпания зерна из товарных вагонов. В тоннелях также достаточно воды и укромных мест для отдыха (дренажные канавы, ниши и пр.). Все эти условия способствуют размножению серых крыс, численность которых особенно высока в южных районах России и государствах Закавказья. Из

других видов в небольших количествах отлавливаются домовые мыши, полевки и хомячки.

В связи с особыми условиями (наличие воды, круглосуточное движение поездов, определенные сложности при работе дезинфекторов и т. д.) в тоннелях наиболее целесообразно применять долговременные точки отравления грызунов, число которых определяется протяженностью тоннеля (из расчета на каждые 1000 м 5 долговременных точек). Из отравленных приманок лучше всего подходят стеариновые (парафиновые) брикеты, зоосорбцид и пенокумарин.

Линейные объекты. Все сооружения и устройства, находящиеся в непосредственной близости от железнодорожного пути, но не на территории станций, относятся к линейным объектам (элск-троподстанции, путевые будки, насыпи, блокировочные шкафы и т. д.). В этих объектах могут накапливаться самые различные виды грызунов, но наибольшее значение имеют серые крысы, которые грызут кабель. Большая протяженность участка и удаленность объектов от железнодорожной станции затрудняют частое их посещение дезинфекторами, поэтому здесь, как и в тоннелях, целесообразно применять долговременные точки отравления грызунов с использованием отравленных приманок того же состава.

Л и т е ра тура

1. Апановский Л. Н., Осипов» Т. Б., Никольский О. А. //Актуальные вопросы совершенствования дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. — М.. 1990. — Ч. 3. — С. 65-69.

2. Туров И. С. // Проблемы дезинфекции и стерилизации. — М.. 1977. - 4. 2. - С. 99-100.

3. Фелькенштейн Б. Ю., Осипова Т. В. // Ьюл. ВНИИ защиты растений. — 1976. — Т. 36. — С. 50—54.

4. Шилов И. А. // Современные направления медицинской дезинсекции и дератизации. — М., 1981. — С. 173—175.

5. Шилсхш С. А. // Проблемы дезинфекции и стерилизации. — М.. 1977. - Ч. 2. - С. 103-104.

6. Шилова С. А. II Современные направления медицинской дезинсекции и дератизации. — М.. 1981. — С. 175—176.

Поступила 21.1)4.95

> КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1495 УДК 614.777:756.21-074

В. Г. Клубков, М. В. Богданов, Ю. А. Ноаров, Ю. Н. Недомерков, Н. Д. Полохов, В. М. Спчцына ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ ПРИ ОБМЫВКЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва, ММЛ им. И. М. Сеченова; ВрачеОно-санитарное управление МПС РФ. Москва, Санитарная служба Приволжской железной дороги

• Важнейшим вопросом охраны водоемов при обмывке грузовых вагонов является проблема внедрения оборотного водоснабжения. Это позволяет экономить громадное количество чистой водопроводной воды и снижать сброс загрязнений в водоемы. Однако при внедрении оборотного водоснабжения необходимо обеспечить такое качество технической воды, которое безопасно для здоровья работающих, так как при обороте происходит накопление как химических загрязнений, так и микробов и вирусов.

В настоящее время качество оборотной воды на железнодорожном транспорте регламентиру-

ется Временными технологическими требованиями, которые абсолютно не учитывают безопасность работающих с ней. В связи с этим нами впервые разработаны санитарно-гигиенические нормативы для качества сточной воды, подаваемой в открытые системы технического водоснабжения железнодорожных предприятий (см. таблицу). В данных нормативах резко снизились по сравнению с технологическими показателями по нефтепродуктам и взвешенным веществам и добавились показатели химического (ХПК) и биологического (БПК) потребления кислорода, содержание синтетических повер-

Гигиенические критерии качества сточных вол, подаваемых в открытые системы технического водоснабжения железнодорожных предприятий

Показатель Допустимые уровни и сточных кодах

бМ'ГОВЫХ городских поверхностных производственных

Запах, баллы 3 2 3 -

Окраска, отсутствие

в столбике, см 10 10 8 Гг .

Взвешенные

вещества, мг/л 3 3 10 20

ВПК,, мг/л 6 3 - -

XI I К. мг/л 50 30 so 100

Нефтепродукты, мг/л - - 1,5 5,0

СПАВ, мг/л - - - 1,0

Специфические ин-

гредиенты, мг/л:

фенол - - - 0,5

хром - - - 0.5

свинец - - - 0,1

Коли-индекс, кл/л 100 100 1000 1000

Индекс коли-фагов.

1ЮЕ/л 100 100 1000 1000

хностно-активных веществ (СПАВ), специфических ингредиентов — фенол, хром, свинец. Весьма важно, что введен бактериологический норматив.

Остановимся на основных путях загрязнения водоемов при обмывке грузовых вагонов на пунктах обмывки (ППВ). Перед подачей в ремонт на пути в депо грузовые вагоны должны быть очищены от остатков груза. На ППВ проводится внутренняя и наружная обмывка грузовых вагонов и при этом в сточные воды поступают остатки минеральных удобрений, красок, сажи, цемента, карбида, комбикормов, рыбной муки и др., а также нефтепродуктов, поступающих при обмывке нижней части вагона. Количество стоков на этих объектах составляет сотни кубических метров в сутки с концентрацией загрязнений до десятков грамм на 1 л. Положение осложняется тем. что в вагонах, поступающих на обмывку, имеются остатки перевозимых грузов, которые целесообразно собирать до обмывки и использовать по назначению. В настоящее время эти остатки, составляющие по стране громадное количество и представляющие большую ценность, просто смываются и служат дополнительным источником загрязнения, главным образом водоемов.

В связи с этим вызывает определенный интерес разработанная ВНИИЖТ схема очистных сооружений, которая обеспечивает возможность при соответствующей доработке организации оборотного водоснабжения. Очистка стоков по этой схеме происходит в 2 стадии: предварительное 3-5-минутное отстаивание и окончательная очистка путем коагуляции, вторичного отстаивания и флотации. Предварительное отстаивание позволяет выделить из воды основную массу механических загрязнений, не допуская их в отводящие лотки и трубопроводы, а затем в основные очистные сооружения. Предусмотрено механическое удаление осадка насосом. Большим недостатком этой разработки является обязательное накопление в оборотной воде растворенных органических, а особенно неорганических загрязнений (минеральные удобрения и др.). В такой схеме необходимо предусмотреть предваритель-

ное удаление из вагонов остатков грузов, о чем мы уже говорили.

Другой важнейшей проблемой является постоянное загрязнение территории ППВ твердыми отходами, которые к тому же являются вторичным источником загрязнения поверхностных и грунтовых вод.

Сразу напрашивается 2 профилактических и весьма выгодных мероприятия — организация сбора остатков ценных грузов (минеральные удобрения, краски, цемент, комбикорма, рыбная мука и др.) в специальные хранилища с последующей реализацией, а также сухая вакуумная очистка вагонов до обмывки. Нами были изучены многие ППВ и выявлено, что нередко полностью отсутствуют очистные сооружения, а сточные воды просто изливаются на территорию. На многих ППВ стоки очищаются в примитивных отстойниках, которые часто выходят из строя, так как быстро переполняются осадками, а лотки, трубы и колодцы засоряются. Отсутствует также механизация по их обслуживанию.

В заключение следует отмстить, что с целью охраны водоемов от загрязнения и экономии воды питьевого качества следует предусмотреть на ППВ оборотное водоснабжение. Качество оборотной воды должно соответствовать гигиеническим требованиям. В случае невозможности достижения гигиенических требований оборотной воды следует организовать обмывку вагонов в условиях закрытого водопользования, т. е. без присутствия человека, в том числе систему автоматизированной механической обмывки. Иначе следует отказаться от оборотного водоснабжения. В условиях оборотного водоснабжения на ППВ в связи с особой сложностью очистки сточных вод от растворенных в них минеральных удобрений следует обмывку вагонов из-под них выделить в отдельный контур. Для этих вагонов необходимо проводить особенно тщательную сухую уборку перед обмывкой с применением вакуумных отсосов. Возможно изыскивать пути реализации этой воды, обогащенной минеральными удобрениями, для полива сельхозугодий (технические культуры, цветы). Необходимо организовать на ППВ сбор и хранение с последующей реализацией остатков грузов из вагонов — краски, цемента, минеральных удобрений, сажи, комбикормов, рыбной муки и др. после согласования с соответствующими надзорами. Это исключит перегрузку очистных сооружений, снизит загрязнение окружающей среды и принесет определенный экономический эффект. С целью предупреждения загрязнения поверхностных и грунтовых вод следует забетонировать или заасфальтировать территорию, на которой производится сбор ливневых стоков с этой площади и их подачу на очистные сооружения. Для сбора твердых отходов необходимо иметь на каждой дороге собственный полигон не только для их хранения, но и для обезвреживания и утилизации.

Поступила 24.02.45

Summary. Flic authors analyze the hygienic problems related to utilizing the recirculation water supply for washing freight cars. Hygienic standards for water quality in open systems of technical water supply to railway enterprises, first developed in 1994, are presented. Measures aimed at prevention of discharge of the remainder of freight into waste water are proposed, including the collection and realization thereof.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.