Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ДЕРАТИЗАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ВОПРОСЫ ДЕРАТИЗАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — А.И. Рахманов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ДЕРАТИЗАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

V Л. И. РЛХМЛИСЖ. 1995 УДК 614.449:656.211.5

А. И. Рахманов

ВОПРОСЫ ДЕРАТИЗАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС РФ, Москва

Видовой состав грызунов на объектах железнодорожного транспорта в основном представлен синантропными видами — серыми крысами и домовыми мышами. Лишь на разъездах и небольших станциях, расположенных среди естественных и сельскохозяйственных угодий, с наступлением холодов в помещениях встречаются полевые и лесные виды грызунов.

Синантропныс грызуны в процессе эволюции приобрели ряд адаптивных особенностей, обусловивших их тесную связь с человеком. В заселенных ими строениях они постоянно имеют в достатке пищу и защищены от вредного влияния сурового климата, поэтому в регионах с экстремальными климатическими условиями синантропныс грызуны практически не могут жить вне построек человека.

Стратегия дератизации ставит перед собой задачу практически полного освобождения железнодорожных объектов от грызунов. Практика определяет пути и средства борьбы, наиболее соответствующие конкретной обстановке, принимая во внимание биологические особенности грызунов, наличие имеющихся средств их уничтожения и категорию объекта.

Однако при любом искусственном воздействии на популяцию грызунов и наличии обильной пищи включаются компенсирующие реакции, обеспечивающие восстановление оптимальной плотности за счет повышения плодовитости и изменения поведения зверьков, что значительно усложняет борьбу с грызунами. Серая крыса является ярким примером, подтверждающим высказанные соображения.

Серая крыса проявляет большую устойчивость ко всем существующим традиционным методам ее уничтожения (применение остродействующих фосфористых и фтороорганических соединений, антккоагулянтов кумаринового и индандионового ряда, обеспечивающих одномоментную гибель грызунов). Изученные нами остаточные популяции серых крыс в объектах железных дорог, находящихся в различных регионах России и бывших советских республик, подвергающихся постоянной дератизации и выжившие после истребления основной популяции этих зверьков, в силу приобретенной повышенной оборонительной реакции (плохое поедание отравленной приманки, недоверие к расставленным ловушкам и т. д.) или возникшей в результате неполного отравления резистентности к яду, проявляют тенденцию к интеграции и повышенной плодовитости.

Предотвратить быстрое восстановление численности серых крыс после истребления можно следующим образом. Во-первых, на объектах должны быть постоянные точки отравления грызунов, на которых следует периодически сменять

отравляющие приманки с различными их составами. При этом если пищевая основа поедается крысами охотно, то следует менять только ратицид. С помощью этого можно избежать появления резистентности в популяции грызунов к яду, который применяется в смеси с пищевой основой. Во-вто-рых, следует уделять большое внимание профилактическим мерам (постоянная уборка мусора, пищевых остатков, заделка отверстий и т. д.). В-третьих, нужно шире использовать при изготовлении отравленных приманок аттрактанты (сахар, укропное масло, слабый раствор спирта, селедочный рассол и другие ароматические вещества) и консервирующие вещества, повышающие сохранность и эффективность препаратов.

Для повышения эффективности борьбы с домовыми мышами следует шире и умело использовать их экологические особенности. Общеизвестно, например, что в существовании популяции грызунов большое значение имеет групповое поведение, в частности агрессивность. Семья домовых мышей представляет собой относительно замкнутую группировку с жестким иерархическим ранжированием ее членов. Территория, на которой живет и размножается семья, охраняется от вторжения посторонних особей этого вида одним самцом, первым поселившимся на этом участке. При встрече двух самцов на территории, которая предварительно была освоена одним из них, агрессивность хозяина резко возрастает. Это делает его потенциальным основателем семьи. Отношение к освоенному участку как к фактору, усиливающему агрессивное поведение, обусловлено врожденными особенностями центральной нервной системы животного. Самцы со слабым типом центральной нервной системы не способны охранять свою территорию, а следовательно, не могут быть основателями семьи. Ярко выраженный территориализм домовой мыши необходимо учитывать при определении организации дератизационных мероприятий на железнодорожных объектах, заселенных домовыми мышами.

Таким образом, высокоранговые особи занимают наиболее благоприятные участки, имеют преимущество участия в размножении, использовании кормовых ресурсов и т. д. Наряду с этим выявляется разница в уровне обмена веществ, обычно более интенсивного у высокоранговых особей. Последнее обстоятельство имеет и прямое практическое значение: у высокоранговых особей некоторые яды быстрее метаболи-зируются и выводятся из организма — явление, которое лежит в основе формирования "остаточных популяций" при проведении истребительных мероприятий. Если к тому же учесть, что такие особи имеют преимущества в размножении и оставляют больше потомства, то становится

понятной роль популяционной структуры и возникновении устойчивых к ратицидам линий у грызунов.

Для уничтожения таких устойчивых популяций ряд авторов |2, 4-6] предлагают с помощью стерилянтов, фармакологических и других средств, нарушающих взаимоотношения внутри популяции животных, преодолеть основной механизм восстановления численности грызунов — увеличение темпов размножения, что приведет к снижению плотности на объекте и нарушению поведенческих механизмов, поддерживающих популяционный гомеостаз.

Методы борьбы с грызунами подразделяются на организационно-профилактические, химические, механические и биологические. Значение каждого из указанных мероприятий в борьбе с грызунами на железнодорожном транспорте неодинаково: наиболее важными являются организационно-профилактические и химические. Механический метод в основном применяется при учете численности грызунов перед и после истребительных мероприятий, а биологический (бактериальные культуры) — очень редко. Профилактические меры направлены против основных биологических условий существования грызунов и всегда должны предшествовать истребительным. Они лишают грызунов пищи, мест гнездования, отдыха, уменьшают плодовитость зверьков и оказывают непосредственное влияние на эффективность истребительных мер. Большое значение имеет улучшение санитарно-тех-ничсского состояния объектов.

Среди применяемых средств борьбы с грызунами основное значение имеют пищевые приманки, смешанные в определенной пропорции с ратицидами — зоокумарином, ратинданом (ди-фенацином), фосфидом цинка, фентолацином, бродифакулом и др., причем для крыс антикоагулянты более токсичны, чем для мышей. В связи с этим для истребления мышей чаще применяют яды острого действия: фосфид цинка, иногда фторацетат бария и др. Отравленные приманки обладают рядом положительных качеств: высокая эффективность действия (гибель грызунов иногда почти 100%), простота изготовления и раскладки отравленных приманок на заселенном грызунами объекте.

Успеху дератизации в немалой степени способствует не только выбор того или иного ядовитого вещества, но и его качество, состав пи-" щевой основы, которая должна обладать известной привлекательностью для грызунов. Установлено [1, 3], что обоняние у грызунов имеет решающее значение в отыскивании и выборе корма. Особенно капризны в выборе пищи крысы. В ряде случаев добавление запаховых и вкусовых аттрактантов улучшает поедаемость отравленной приманки и значительно увеличивает гибель грызунов. Из практики известно, что особую привлекательность имеют пастообразные приманки, включающие разнообразные компоненты пищи грызунов.

К недостаткам отравленных приманок следует отнести не всегда одинаковую поедаемость их грызунами, быструю порчу в процессе хранения и опасность отравления ядами полезных живот-

ных и человека при нарушении правил безопасности.

Эффективность дератизации во многом зависит также от категории объекта. Каждый объект имеет определенные экологические особенности для серых крыс и домовых мышей, поэтому одни объекты заселены грызунами, другие — нет. В связи с этим при проведении профилактических и истребительных мер это следует учитывать.

Под наблюдением профилактических отделений санитарно-эпидемиологических станций железных дорог находятся самые разнообразные объекты как непосредственно на территории железной дороги, так и в городе.

Административный н жилой сектор (управление железной дороги, общежития, жилые дома, гостиницы, комнаты отдыха). В течение всего года здесь могут обитать серые крысы или домовые мыши, соотношение которых в выловах бывает 1:5. Синантропные грызуны чаще всего заселяют подвалы и нижние этажи здания, хотя бывают и исключения. Заселенность грызунами объектов этой категории в большой степени зависит от их технического состояния. Здесь, как правило, отмечается небольшая численность этих зверьков и борьба с ними сравнительно проста, так как на административных объектах проводится плановая дератизация с применением различных химических (отравленные приманки, опыливание нор в подвалах) и механического методов.

Пищевые объекты (рестораны, столовые, элеваторы и др.). На этих объектах имеются исключительно благоприятные условия для обитания и размножения грызунов, так как они обычно расположены в строениях, требующих капитального ремонта, и содержат на складах продукты, а в контейнерах пищевые отходы. Здесь приходится часто проводить усиленную дератизацию с применением различных методов. Обычными видами на этих объектах является домовая мышь, нередко крыса. На ближайшей территории и в хранилищах овощей встречаются обыкновенные полевки и полевые мыши. Грызуны могут проникать в пищевые объекты не только самостоятельно, но и с поступающими продуктами.

Вокзалы. Эти строения довольно разнообразны — располагаются как в кирпичных, блочных, так и в деревянных зданиях. Заселенность их грызунами зависит от технического состояния объекта и его окружения. В городах и на крупных станциях в подвалах вокзалов обычно обитают серые крысы или домовые мыши, иногда полевки, на разъездах и мелких станциях чаще встречаются дикие грызуны. Условия обитания грызунов на вокзалах в принципе благоприятные, здесь они находят хорошее укрытие от непогоды и достаточно пищи. Заселенность этих объектов серыми крысами и домовыми мышами обычно значительная, лесные и полевые виды грызунов появляются обычно с наступлением холодов. Дератизация проводится с применением механического и химического методов. Однако вокзалы являются местом сосредоточения людей, поэтому при проведении истребитель-

ных мероприятий необходимо строго соблюдать меры безопасности.

Технические станции. Они подразделяются на пассажирские и товарные технические станции, которые располагаются обычно в пределах города или железнодорожной станции. Независимо от назначения технические станции легко заселяются грызунами, так как на их территории производится круглосуточная работа, постоянно товарные вагоны очищаются от мусора и навоза, а на пассажирских — выбрасываются из вагонов пищевые отходы, оставшиеся от пассажиров. Видовой состав здесь довольно разнообразен: полевки, лесные мыши, в зданиях обитают серые крысы и домовые мыши. Через поверхностные выходы канализации грызуны могут попадать на территорию технической станции из города и, наоборот, в город. Таким образом, завезенные в пассажирских или товарных вагонах зверьки из других регионов могут быть причиной возникновения среди городской популяции синантропных грызунов эпизоотии особо опасных инфекций и распространения их среди людей. При дератизации технических станций особое внимание следует уделять уборке мусора, навоза и пищевых отходов, которые должны немедленно вывозиться с их территории. Из истребительных мер наиболее эффективны химические методы, среди которых особого внимания заслуживает приманочный.

Железнодорожные тоннели. Здесь грызуны находят благоприятный климат (исключение составляют необогревасмые тоннели в зоне сурового климата), нормальную кормовую базу за счет пищевых отходов, выбрасываемых пассажирами и работниками ресторана поезда и просыпания зерна из товарных вагонов. В тоннелях также достаточно воды и укромных мест для отдыха (дренажные канавы, ниши и пр.). Все эти усло-вия способствуют размножению серых крыс, численность которых особенно высока в южных районах России и государствах Закавказья. Из

других видов в небольших количествах отлавливаются домовые мыши, полевки и хомячки.

В связи с особыми условиями (наличие воды, круглосуточное движение поездов, определенные сложности при работе дезинфекторов и т. д.) в тоннелях наиболее целесообразно применять долговременные точки отравления грызунов, число которых определяется протяженностью тоннеля (из расчета на каждые 1000 м 5 долговременных точек). Из отравленных приманок лучше всего подходят стеариновые (парафиновые) брикеты, зоосорбцид и пенокумарин.

Линейные объекты. Все сооружения и устройства, находящиеся в непосредственной близости от железнодорожного пути, но не на территории станций, относятся к линейным объектам (элск-троподстанции, путевые будки, насыпи, блокировочные шкафы и т. д.). В этих объектах могут накапливаться самые различные виды грызунов, но наибольшее значение имеют серые крысы, которые грызут кабель. Большая протяженность участка и удаленность объектов от железнодорожной станции затрудняют частое их посещение дезинфекторами, поэтому здесь, как и в тоннелях, целесообразно применять долговременные точки отравления грызунов с использованием отравленных приманок того же состава.

Л и т е ратура

1. Апановский Л. Н., Осипов» Т. Б., Никольский О. А. //Актуальные вопросы совершенствования дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. — М.. 1990. — Ч. 3. — С. 65-69.

2. Туров И. С. // Проблемы дезинфекции и стерилизации. — М.. 1977. - Ч. 2. - С. 99-100.

3. Фелькенштейн Б. Ю., Осипова Т. В. // Ьюл. ВНИИ защиты растений. — 1976. — Т. 36. — С. 50—54.

4. Шилов И. А. // Современные направления медицинской дезинсекции и дератизации. — М., 1981. — С. 173—175.

5. Шилсхш С. А. // Проблемы дезинфекции и стерилизации. — М.. 1977. - Ч. 2. - С. 103-104.

6. Шилова С. А. II Современные направления медицинской дезинсекции и дератизации. — М.. 1981. — С. 175—176.

Поступила 21.1)4.95

> КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1495 УДК 614.777:756.21-074

В. Г. Клубков, М. В. Богданов, Ю. А. Ноаров, Ю. Н. Недомерков, Н. Д. Полохов, В. М. Спчцына ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ ПРИ ОБМЫВКЕ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

ВНИИ железнодорожной гигиены МПС, Москва, ММЛ им. И. М. Сеченова; ВрачеОно-санитарное управление МПС РФ. Москва, Санитарная служб:! Приволжской железной дороги

• Важнейшим вопросом охраны водоемов при обмывке грузовых вагонов является проблема внедрения оборотного водоснабжения. Это позволяет экономить громадное количество чистой водопроводной воды и снижать сброс загрязнений в водоемы. Однако при внедрении оборотного водоснабжения необходимо обеспечить такое качество технической воды, которое безопасно для здоровья работающих, так как при обороте происходит накопление как химических загрязнений, так и микробов и вирусов.

В настоящее время качество оборотной воды на железнодорожном транспорте регламентиру-

ется Временными технологическими требованиями, которые абсолютно не учитывают безопасность работающих с ней. В связи с этим нами впервые разработаны санитарно-гигиенические нормативы для качества сточной воды, подаваемой в открытые системы технического водоснабжения железнодорожных предприятий (см. таблицу). В данных нормативах резко снизились по сравнению с технологическими показателями по нефтепродуктам и взвешенным веществам и добавились показатели химического (ХПК) и биологического (БПК) потребления кислорода, содержание синтетических повер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.