2. Захарченко М. П., Закурдаев В. В., Захарченко М. М. и др. // Пробл. реабил. - 2000. - № 2. - С. 97-101.
3. Захарченко М. П., Хавинсон В. X., Морозов В. Г. и др. // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 2001. — Т. 2. — С, 84-88.
4. Захарченко М. П. // Медицинское образование XXI века. — Витебск, 2002. - С. 104-105.
5. Захарченко М. П., Бовтюшко В. Г., Хавинсон В. X., Губернский Ю. Д. Ионизация воздушной среды и здоровье. — СПб., 2002.
6. Захарченко М. П. Ц Гигиенические проблемы водоснабжения населения и войск. — СПб., 2003. — С. 53-55.
7. Захарченко М. П. // Гиг. и сан. — 2004. — № 6. — С. 8-10.
8. Иванова М. Н. Социально-гигиеническая характеристика здоровья студентов средних специальных учебных заведений социальной сферы в Республике Саха (Якутия) и обоснование путей улучшения медицинской помощи: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2004.
9. ЛясковикА. Ц. Научное обоснование концепции организации медицинской помощи детскому населению, проживающему в регионах Крайнего Севера с низкой плотностью населения: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — СПб., 2004.
10. Мухамбетова Л. X. // Итоги и перспективы научных исследований по проблеме экологии человека и ги-
гиены окружающей среды. — М., 2002. — С. 171 — 179.
11. Рахманин 10. А., Ревазова Ю. А. // Проблемы диагностики донозологических состояний в профилактической и клинической медицине. — М., 2003. — С. 106-108.
12. Фарино Н. Ф., Науменко Т. Е., Грушковская Т. Н., Науменко А. А. // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управленческие решения. — М., 2003. — С. 411 — 413.
13. Шелепов А. М., Топорков А. Т. //Актуальные проблемы организации медицинского обеспечения войск в XXI веке. - СПб., 2004. - С. 45-47.
14. Conway P., Gibson G. R., Macfarlane G. Т. Human Colonic Bacteria: Role in Nutrition, Physiology and Pathology. - Boca Raton, 1995. - P. 1-24.
15. Sources and Effects of Ionizing Radiation. UNSCEAR 200 Report to the General Assembly. — New York, 2000.
16. WHO. The European Health Report 2002. WHO Regional Office for Europe. WHO Regional Publications European Series, N 97. — Copenhagen, 2002.
17. Zakharchenko M. P., Khavinson V. Kh. // Gerontology (Int. J. Exp., Clin. Behav. Gerontol.). - 2001. - N 6. - P. 472.
18. Zakharchenko M. P. // Environment and Human Health. - St. Petersburg, 2003. - P. 295-297.
Поступила 22.04.05
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2006 УДК 614.72:622.367.6]-07
Э. Г. Плотко, К. П. Селянкина, С. В. Кашанский, В. В. Рыжов, М. В. Винокурова, М. В. Винокуров, А. В. Штоль
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАЙОНАХ ДОБЫЧИ И ПРИМЕНЕНИЯ ХРИЗОТИЛ-АСБЕСТА
ГУ Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Минздравсоцразвития РФ, Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург
Согласно классификации Международного агентства по изучению рака, асбест входит в группу веществ с канцерогенными свойствами, доказанными в многочисленных эпидемиологических и экспериментальных исследованиях для контингентов населения, имеющего профессиональный контакт с ним. В то же время экологический риск сравнительно небольших концентраций асбеста, характерных для внепроизводственной среды, по-преж-нему остается предметом дискуссий.
В настоящем сообщении излагаются результаты многолетних исследований по оценке опасности содержания хризотил-асбеста в атмосферном воздухе для здоровья населения.
Исследования проводились в районе добычи и переработки асбеста — г. Асбест (Свердловская область), районе размещения одного из крупнейших мировых производителей хризотил-асбеста ОАО "Ураласбест", а также в промышленных центрах, где асбестсодержащие материалы используются в гражданском строительстве (Екатеринбург и Первоуральск). Исследования в г. Асбесте охватывают несколько периодов с 1981 по 2003 г.
Основной жилой массив г. Асбеста имеет компактную форму площадью около 15 км2 и прилегает к западному борту карьера комбината, вытянутого с севера на юг на 9 км. Обогатительные фабрики удалены на 3—4 км к северо-востоку от основного жилого массива.
Гигиеническая оценка атмосферного воздуха в г. Асбесте проведена по результатам комплексных исследований, включающих анализ среднесуточных концентраций поллютантов на ведомственных постах наблюдения; мониторинг на специально оборудованных нами временных стационарных постах, размещенных в селитебной
зоне на различном расстоянии от главного карьера; моделирование приземных концентраций расчетным путем.
При изучении эмиссии волокон асбеста из используемых асбестсодержащих материалов, разрешенных к применению в гражданском строительстве в соответствии с перечнем ГН 2.1.2/2.2.1.1009—00, в Екатеринбурге и Первоуральске отбирались скрининговые пробы атмосферного воздуха над шиферной кровлей в селитебной зоне и внутри общественных зданий.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что среднегодовые концентрации асбестсодержащей пыли в атмосферном воздухе и счетные концентрации респира-бельных волокон хризотил-асбеста, вычисленные из среднесуточных величин в г. Асбесте в 80-е годы превышали среднесуточные ПДК в 2,3 и 2 раза соответственно (см. таблицу).
Проведение мероприятий по сокращению асбестсодержащих промышленных выбросов в атмосферный воз-
Динамика среднегодовых уровней запыленности атмосферного воздуха г. Асбеста
Период наблюдения
Показатель 1981- 1986- 1991- 1996- 2001-
1985 1990 1995 2000 2003
Массовая концен-
трация, мг/м3 0,250 0,190 0,160 0,038 0,036
Счетная концентра-
ция волокон/мл 0,088 0,043 0,040 0,017 0,022
дух на комбинате "Ураласбест" обусловило их значительное снижение к концу 90-х — началу 2000 г.
Распространение асбестсодержащей пыли по всей селитебной территории города было достаточно равномерным. Среднемесячные концентрации в пробах, отобранных на стационарных постах наблюдения, установленных на расстояниях 1, 2 и 2,5 км от карьера, практически не отличались и были ниже допустимых уровней. Такая же ситуация и по волокнам хризотил-асбеста.
В отдельных среднесуточных пробах наблюдалось некоторое превышение ПДК асбестсодержащей пыли, но количество таких проб в общем массиве данных составляло менее 15—20%.
Необходимо отметить, что в воздушном бассейне присутствовали и другие поллютанты, характерные для любых промышленных центров: диоксид серы и азота, бенз(а)пирен, железо, алюминий, никель, магний, хром и др. Однако и их среднемесячные концентрации были ниже гигиенических регламентов как в холодный, так и в теплый период года, хотя в отдельные дни наблюдения среднесуточные концентрации диоксидов серы и азота, хрома и магния в километровой зоне от комбината превышали соответствующие регламенты.
В целом по комплексному показателю Р уровни загрязнения атмосферного воздуха по результатам натурных наблюдений оцениваются как допустимые.
Результаты моделирования приземного загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами, выполненного для самых неблагоприятных режимов работы комбината и метеоусловий, которые достаточно хорошо согласуются с данными натурных исследований и свидетельствуют об отсутствии превышений гигиенических регламентов по максимальным разовым и среднегодовым концентрациям. Аналогичная ситуация и по волокнистым частицам
Установлено, что кумуляция токсических веществ (алюминий, железо, марганец, никель) в снежном покрове носила зональный характер, но суммарный уровень загрязнения снежного покрова на всех расстояниях оценивался как низкий.
Процессы эмиссии респирабельных волокон хризотил-асбеста из асбестоцементных материалов, применяющихся в гражданском строительстве, выражены слабо. Концентрации суммы респирабельных волокнистых частиц, в том числе хризотил-асбеста, в атмосферном воздухе над шиферной кровлей и в зоне дыхания человека ниже ПДК, установленной для волокон хризотил-асбеста в атмосферном воздухе. Загрязнение воздуха селитебной зоны городов кислыми газами (диоксид серы, оксиды азота) и срск эксплуатации асбестоцементных кровельных материалов не оказывает существенного влияния на процессы эмиссии волокон хризотил-асбеста.
В воздухе общественных зданий концентрации респирабельных волокнистых частиц не превышали 0,5 ПДК и не зависели от срока их эксплуатации.
Состояние здоровья населения изучалось в сравнительном плане в г. Асбесте и юго-западном районе Екатеринбурга и г. Сысерти, в которых отсутствуют промышленные источники поступления асбеста в атмосферный воздух (районы сравнения).
В качестве интегральных показателей состояния здоровья использовались смертность населения всех возрастных групп и заболеваемость детей по обращаемости за медицинской помощью в возрасте от рождения до трех лет.
При расчете смертности учитывались субпопуляции, имевшие и не имевшие на протяжении жизни профессиональный контакт с асбестом. В целом за изучаемый
период кривые смертности всего населения и населения, не работавшего с асбестом, в г. Асбесте и городе сравнения очень близки друг другу.
В то же время в г. Асбесте показатели смертности населения, имевшего профессиональный контакт с асбестом, в возрастных группах старше 50 лет до 2 раз выше, чем в возрастных группах, не имевших профессионального контакта с асбестом.
В связи с признанными канцерогенными свойствами асбестового волокна особый интерес представляет сравнение интенсивности смертности от онкологических заболеваний, особенно органов дыхания. Интенсивные показатели смертности населения в г. Асбесте, не работавшего с асбестом, практически не отличаются от таковых в городе сравнения. В то же время смертность всего населения г. Асбеста в отдельных возрастных группах превышала контрольный уровень в 1,7 раза. Такое различие сформировалось за счет смертности населения, работавшего в асбестовом производстве. Смертность мужчин от злокачественных новообразований системы дыхания, занятых в производстве асбеста, по сравнению с остальными в 1,7—2 раза выше в возрасте 60—85 лет; у женщин эта разница еще более существенна в возрасте от 50 до 85 лет.
Повышенные уровни загрязнения атмосферного воздуха асбестсодержащей пылью, имевшие место в 80-х годах, оказывали неблагоприятное воздействие на здоровье детского населения Асбеста. У детей в возрасте до 1-го года обнаруживалась повышенная острая респираторная заболеваемость. Частота неинфекционных заболеваний верхних дыхательных путей в 1,3 раза превышала показатели по Екатеринбургу. Заболеваемость бронхитами и пневмониями была в 3—4 раза выше у детей г. Асбеста по сравнению с контролем.
В 90-х годах XX века по сравнению с 80-ми в 1,7—2 раза снизилась общая заболеваемость детей в возрасте от рождения до трех лет, что связано в основном со снижением респираторной заболеваемости детей и в целом по классу болезней органов дыхания.
Характерно, что между концентрациями асбестсодержащей пыли в атмосферном воздухе и кривыми респираторной заболеваемости детей на протяжении 2 десятилетий выявлена выраженная регрессионная зависимость.
В целом показатели общей заболеваемости по всем классам болезней детей 1 -го года жизни в г. Асбесте не превышают данных района сравнения (Екатеринбург).
Сотрудниками Уральского регионального центра экологической эпидемиологии (Л. И. Привалова, Б. А. Кацнельсон, С. А. Воронин и др.) показано, что суммарный популяционный канцерогенный риск для здоровья населения, рассчитанный по результатам моделирования загрязнения атмосферного воздуха выбросами комбината "Ураласбест", несущественный и составляет менее 1 случая на протяжении жизни (0,00911).
Таким образом, результаты многолетних наблюдений за содержанием асбестсодержащей пыли в атмосферном воздухе и изменениями показателей, характеризующих состояние здоровья населения, позволяют сделать вывод о том, что проведение природоохранных мероприятий на комбинате "Ураласбест" улучшило экологическую ситуацию и обусловило снижение показателей заболеваемости детей раннего возраста. Это подтверждает тезис о том, что "наилучшей стратегией" в отношении асбеста является его контролируемое использование при постоянно осуществляемом экологическом надзоре и проведении природоохранных мероприятий.
Поступила 22.04.05