Научная статья на тему 'ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АСБЕСТСОДЕРЖАЩЕГО БАЛЛАСТА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ'

ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АСБЕСТСОДЕРЖАЩЕГО БАЛЛАСТА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of a study of the gravimetric and counting concentrations of respirable asbestos fibers while working with sand-and-crushed stone mixtures, obtained from the concentration of chrysotile asbestos, at distances of 25, 50, and 100 m from the working place, as well as in a car saloon when the electric train passes along the area of these operations following an hour, a day, and a year after the completion of work, in warm and colds seasons of a year. It is concluded that the use of asbestos-containing sand-and-crushed stone mixtures on the railway leads to a higher anthropogenic asbestos load on the population living in the railway right-of-way, on railway workers and passengers. In this connection, it is necessary to evaluate risk factors of asbestos induced diseases among the above contingents. The authors consider that due to the fact that asbestos-containing sand-and-crushed stone mixtures are well wetted with water, followed by the formation of a firm surface crust that prevents dust formation, as well as the short duration and rare frequency of operations relating their change, it is necessary to irrigate the repair areas with water or surfactant liquids after work termination.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АСБЕСТСОДЕРЖАЩЕГО БАЛЛАСТА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ»

ны" (13 и 33 мБк/дм3), ОАО "Рот-Фронт" (30 и 20 мБк/дм3), ОАО "Красный Октябрь" (20 и 30 мБк/дм3). Следует подчеркнуть, что во всех опробованных скважинах содержание техногенных радионуклидов в 100—1000 раз ниже уровня вмешательства (УВ вода), регламентируемого НРБ—99.

Выводы. 1. На территории Москвы проведено комплексное изучение химического и раднонук-лидного состава снежного покрова, поверхностных и подземных вод. Такое комплексирование методов оказалось эффективным и доказывает целесообразность их дальнейшего широкого использования. Четко выявляются источники загрязнения и ореолы их влияния.

2. Подземные воды, используемые для водоснабжения города, часто содержат широкий круг компонентов в концентрациях, превышающих ПДК. Это определяется естественными факторами (Бг, Р, Ва, В) и техногенным загрязнением (минерализация, жесткость, окисляемость, А1, Мп, Р043", Рео6ш И ДР-)-

3. Необходимо продолжить комплексные геологические и медико-экологические исследования для установления причинно-следственных связей между качеством воды и здоровьем населения.

4. Целесообразно провести ревизию артезианских скважин в пределах столичного мегаполиса с целью надежного обеспечения водоснабжения го-

рода за счет подземных вод при возникновении экстремальных ситуаций.

Л итература

1. Клименко И. А., Поляков В. А., Соколовский Л. Г. Экологическое состояние природных вод московского региона. — М., 1999.

2. Клименко И. А., Поляков В. А., Соколовский Л. Г. и др. // Отечественная геология. — 2000. — № 6. — С. 63-71.

3. Кутепов В. В., Осипов В. И., Кожевникова И. А. и др. // Геоэкология. - 1999. - № 5. - С. 472-479.

4. Сидоренко Г. И., Новиков С. М. // Гиг. и сан. — 1999. - № 11. - С. 3-6.

5. Соболев В. И. Состояние и пути совершенствования нормативной базы гидрогеохимических исследований при разведке месторождений подземных вод. — М„ 2000.

Поступила 09.09.02

Summary. The paper presents the results of examination of the chemical and radionuclide composition of natural waters and snow cover in Moscow. Areas with abnormal contents of tritium are found in the underground and surface waters and snow cover. The high concentrations of strontium, boron, fluorine, and barium are ascertained to be associated with natural factors. Areas of technogenically polluted underground waters are identified. Recommendations are given for further studies. Particular emphasis is laid on that the artesian wells that are a reservoir source of water supply under emergency are to be revised.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 614.72:691.2761:656.2

В. А. Капцов, С. В. Кашанский, С. Г. Домнин, Т. С. Тихова, Е. В. Трофимова, Т. А. Новоселова, Г. Б. Богданов

ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АСБЕСГСОДЕРЖАЩЕГО БАЛЛАСТА НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

ВНИИ железнодорожной гигиены департамента здравоохранения МПС РФ. Москва; ФГУН Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Минздрава РФ, Екатеринбург; Федеральный центр Госсанэпиднадзора. Москва; ОАО "НИИпроектасбест", Асбест

В процессе обогащения хризотил-асбеста на российских горно-обогатительных комбинатах производится многотоннажная попутная продукция: щебень, песок и различные песчано-щебеноч-ные смеси (ПЩС). ПЩС состоят из серпентинита с примесью серпентинизированных перидотитов, карбонатов, магнезита и хризотил-асбеста. Основу ПЩС составляют гидросиликаты магния с небольшой примесью окислов алюминия, кремния, железа, кальция и других элементов (табл. 1). Содержание свободных хризотил-асбеста и кристаллического диоксида кремния в ПЩС не превышает соответственно 0,5 и 1%. По химическому и минералогическому составу, расчетному индексу токсичности, отсутствию миграции компонентов в контактирующие среды ПЩС относятся к категории нетоксичных промышленных отходов добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности [11]. По радиационным свойствам ПЩС относятся к 1-му классу и могут применяться во всех видах строительства и производства без ограничений [6].

ПЩС образуют прочную связь с цементом и битумами, устойчивы к погодным воздействиям и истиранию, а также хорошо смачиваются, поглощают воду и набухают. Перечисленные свойства ПЩС обеспечили им широкое применение в строительной отрасли промышленности. ПЩС используют-

ся в качестве заполнителей во всех видах бетонных строительных конструкций и растворов, в производстве асфальтобетонных дорожных и аэродромных наружных покрытий, а также для устройства оснований и покрытий железных дорог.

На российских железных дорогах ПЩС применяются более 60 лет. На 1 января 1997 г. 35 тыс. км главных и 9,5 тыс. км станционных путей 19 железных дорог страны были забалластированы ПЩС, в том числе на Свердловской 9,5 тыс. км, Западно-Сибирской 6,5 тыс. км; Южно-Уральской 4,0 тыс. км, Московской 3,5 тыс. км, Горьковской дороге 3,1 тыс. км [3|. В 1988—1996 гг. ежегодные объемы потребления ПЩС составляли 2—5,4 млн м3.

Процесс снятия старой и укладки новой ПЩС в путь сопровождается образованием и выделением в атмосферный воздух асбестсодержащей пыли продолжительностью до 1,5 ч в смену (2, 10]. Повторяемость операции — каждые 5—10 лет. Поэтому важно оценить величину пылевой экспозиции не только рабочих, но и населения, проживающего в полосе отчуждения железных дорог в период проведения работ с ПЩС, а также пассажиров в поездах, следующих через участок ремонтных работ в это время.

Замеры гравиметрических и счетных концентраций респирабельных волокон (РВ) асбеста при

- и -

Химический состав ГПЦС, %

Горно-обогатительный комбинат

Оксид

Ураласбест Оренбургасбест Туваасбест

SiOj 39,8 21,1 35,7

MgO 37,2 51,1 41.2

AUO, 2.1 7,9 0,64

CaO Ниже предела чувствительности

1,3 0.57 метода

FeA 4.0 4,2 5.94

Na20 0.2 Следы 0,24

К20 0,05 Следы 0,04

CrA 0,13 0,67 0,39

NiO 0,1 0,51 0.15

MnO 0,03 0,104 0,03

PbO 0,01 0,22 0,011

CuO 0.0019 0,013 0,0017

ZnO 0,006 0,045 0,007

CoO 0,0002 0,022 0,00028

v,o5 Ниже предела чувстви- 0,019

TiO, тельности метода

0,03

Потери при

прокаливании

16,4

12,8

14,1

работах с ПЩС проведены в холодный, переходный и теплый периоды года (волокно — частица с соотношением длины к диаметру не менее чем 3:1. РВ — волокно длиннее 5 мкм и тоньше 3 мкм [8]). Пробы отбирались на расстоянии 25, 50 и 100 м от места работ с наветренной стороны при устойчивом направлении и скорости ветра. Определение запыленности в пассажирском салоне при прохождении электропоезда по участку ремонтных работ проводились через 1 ч, 1 сут и через год после завершения этих работ, в теплый и холодный сезоны года. В теплый период года пробы отбирались при открытых окнах, а в холодный при закрытых.

Отбор проб на общую запыленность выполнен по утвержденным методикам на фильтры АФА-ВП-20 со скоростью 15—20 л в 1 мин 111. Одновременно на фильтры "Millipore АА-0,8 цт" (США) проведен отбор проб воздуха со скоростью 1 —2 л в 1 мин продолжительностью до 60 мин. Отобранные фильтры "Millipore" разрезали пополам. Одну половину фильтра использовали для определения счетных концентраций РВ асбеста и дисперсного состава витающего пылевого микста методом фа-зово-контрастной оптической микроскопии (ФКОМ) на микроскопе "LEICA DMLS" (Германия) с окулярным измерителем "Walton-Beckett" (Великобритания) при общем увеличении 500 раз (4, 5]. Вторую половину фильтра использовали для изучения качественного состава волокнистых частиц методом сканирующей электронной микроскопии (СЭМ) на микроскопе "JEM-2000 ЕХ" (Япония), оснащенном рентгеноспектральным микроанализатором "LINK AN-10000" (Великобритания) |4, 9]. Препараты просмотрены при 1000-кратном увеличении, в случае необходимости увеличение поднимали до 10 тыс. раз.

В ходе работ отобрано 170 фильтров, из которых 120 использовапи для определения счетных концентраций РВ и дисперсного состава методом ФКОМ, а также качественного состава методом СЭМ.

При проведении замеров на удалении 25, 50 и 100 м от участка работ по снятию старого, уплотненного (за счет пропитки атмосферными осадками, маслами и другими жидкостями в процессе эксплуатации железной дороги) асбестсодержаще-го балласта, а также при выравнивании призмы полотна фейдером, определено, что массовые концентрации на всех замерных точках были повышены по сравнению с фоновыми (табл. 2). При сопоставлении уровней запыленности, замеренных в разные периоды, наибольший подъем концентраций отмечен в теплый период года. При этом максимальные концентрации на расстоянии 25 м достигали 2 мг/м3, 50 м — 2,5 мг/м3, 100 м — 1,2 мг/м3, а средние — 1,8, 2,1 и 1,0 мг/м3 соответственно. Наименьший подъем запыленности был определен в переходный период года.

Отсыпка новой ПЩС в путь сопровождалась более высоким подъемом запыленности. При этом операции, как и при удалении старого балласта, наибольшие концентрации были определены в теплый период года, а наименьшие — в переходный период, что, очевидно, связано с повышенной влажностью используемых ПЩС. Максимальные концентрации в теплый период года возрастали в 19 раз на расстоянии 25 м, в 29 раз — 50 м и в 10,7 раза — 100 м, средние показатели возрастали соответственно в 12,7, 23 и 7,3 раза.

Методом СЭМ установлено, что во всех изученных пробах присутствуют зернистые частицы серпентинита и серпентинизированных перидотитов, другие алюмосиликаты, а также волокнистые частицы, плавно изогнутые и не имеющие концевого огранения — хризотил-асбест. Амфиболовых асбестов и, в частности, тремолит-асбеста не найдено.

При определении счетных концентраций волокон асбеста установлено, что фоновые концентрации РВ на всех этапах исследований были в 6 раз ниже ПДК асбестсодержащей пыли для атмосферного воздуха (0,06 волокон в 1 мл) [7] (см. табл. 2). При снятии старого балласта в холодный и переходный периоды года счетные концентрации РВ хризотил-асбеста на всех точках замеров были в 2— 6 раз ниже ПДК, а в теплый период на расстоянии

Таблица 2

Массовые и счетные концентрации РВ асбеста в атмосферном воздухе при работах с ПЩС

Период года

Расстояние от места работ, м холодный переходный теплый

массовая, мг/м' счетная, волокна в 1 мл массовая, мг/м* счетная, волокна в 1 мл массовая. мг/м5 счетная, волокна в 1 мл

Снятие старых ПЩС

25 50 100

25 50 100

Фоновая

v/imniill- bifiuj/ил jiix^v

1,0/0,6 0,02/0,02 0,7/0,3 0,02/0,01 2,0/1,8 0,10/0,08

1,2/0,9 0,03/0,02 0,5/0,4 0,01/0,01 2,5/2,1 0,11/0,08

0,6/0,4 0,02/0,01 0,2/0,2 0,01/0,01 1,2/1,0 0,06/0,04

Отсыпка новых ПЩС

1,8/1,5 0,34/0,30 0,8/0,7 0,12/0,11 5,7/3,8 0,57/0,57 2,0/1,9 0,20/0,19 0,9/0,7 0,10/0,10 8,7/6,9 0,50/0,47

1,4/1,2 0,09/0,07 0,4/0,3 0,05/0,05 3,2/2,2 0,15/0,13

0,3/0,2 0,01/0,01 0,1/0,1 0,01/0,01 0,3/0,2 0,01/0,01

Примечание. В числителе максимальная, в знаменателе счетная концентрация РВ.

Дисперсный состав пыли, витающей в атмосферном воздухе при работах с ПЩС, %

Период года Расстояние от места работ, м Зернистые частицы Волокнистые частицы

всего до 5 мкм более S мкм всего до 5 мкм более 5 мкм

Снятие старых ПЩС

Холодный 25 99,1 98,5 1,5 0,9 59,4 40.6

50 99.3 98,3 1,7 0,7 52,4 47,6

100 99,7 97,8 2,2 0,3 45,6 54,4

Переходный 25 99.7 99,6 0,4 0.3 80,4 19.6

50 99,9 99,6 0,4 0,1 62,5 37,5

100 99,9 99,8 0.2 0,1 58,4 41,6

Теплый 25 98,0 97,3 2,7 2,0 57,5 42.5

50 98.8 96,5 3,5 1,2 41,4 58,6

100 99,4 99,4 0,6 0.6 39,6 60,4

Отсыпка ноаых ПЩС

Холодный 25 98,8 99,4 0,6 1,2 65,4 34,6

50 99,0 98,1 1,9 1,0 61,6 38,4

100 99,1 97,8 2.2 0,9 59,1 40,9

Переходный 25 99,7 99,5 0,5 0.3 55,5 44,5

50 99,7 99,1 0.9 0,3 52,3 47.7

100 99,8 99.5 0,5 0,2 48,7 51,3

Теплый 25 97.5 93,8 6,2 2,5 60,7 39,3

50 97,9 94,8 5,2 2,1 47,0 53,0

100 99,0 94,3 5.7 1,0 46.8 53,2

25 и 50 м превышали норматив в 1,7 и 1,8 раза соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При укладке свежей ПЩС максимальные и средние счетные концентрации РВ асбеста в разные периоды года и на всех точках повышались в 5—57 раз по сравнению с фоновыми концентрациями. При этом кратность превышения ПДК на расстоянии 25 м варьировала от 5,7 раза в холодный период года до 9,5 раза в теплый, на удалении 50 м — от 3,3 до 8,3 раза соответственно, а на расстоянии 100 м — в 1,5—2,5 раза. В переходный период на расстоянии 100 м от места проведения работ как максимальные, так и средние концентрации РВ хризотил-асбеста были ниже ПДК.

Все операции по снятию старого и отсыпке нового балласта независимо от периода года сопровождались образованием высокодисперсных аэрозолей дезинтеграции с преобладанием зернистых частиц (97,5-99,9%) до 5 мкм (93,8-99,8%) (табл. 3). Содержание волокнистых частиц на всех контрольных точках было незначительно и в средних показателях не превышало 2,5% (в теплый период года при отсыпке новой ПЩС на расстоянии 25 м). При этом доля РВ составила 19,6—60,4% всех волокон.

Во все периоды года при снятии строго и укладке нового балласта по мере удаления от места проведения работ количество зернистых частиц в пылевом миксте увеличивалось, а волокнистых — снижалось. При этом доля нереспирабельных волокон уменьшалась, а количество РВ увеличивалось.

При прохождении электропоезда по участку дороги через 1 ч и 1 сут после прекращения ремонтных работ состав снижает скорость до 10—20 км/ч. Турбулентными потоками происходит взвихривание приземных слоев атмосферы, вследствие чего с поверхности свежеуложенной призмы полотна уносятся пылевые частицы ПЩС, что обусловли-

вает повышение запыленности в салоне пассажирского вагона (табл. 4).

Гравиметрические концентрации пыли в салоне электропоезда в теплый период года при открытых окнах возрастали до 5 раз по максимальным и до 6 раз по средним показателям по сравнению с уровнями, установленными через один год после укладки ПЩС. Через 1 сут запыленность в салоне была незначительно ниже, чем через 1 ч после завершения работ. Запыленность в холодный период года при движении состава с закрытыми окнами, а также через год после завершения ремонтных работ как в теплый, так и в холодный период года была примерно одного порядка — 0,4—0,7 мг/м3.

Методом СЭМ установлено, что во всех пробах, отобранных в теплый период года, присутствуют частицы двух типов: зернистые частицы с неровными краями и хорошей базальной спайностью (серпентинит и серпентинизированные перидотиты) и частицы сложного химического состава за счет присутствия примесей, а также волокнистые, часто плавно изогнутые и не имеющие ясного концевого огранения (хризотил-асбест). 95% изученных волокон относились к хризотил-асбесту, а 5% были представлены волокнами животного и растительного происхождения. Амфиболовые асбесты, в частности тремолит-асбест, ни в одной из изученных проб не обнаружены. В холодный период года волокнистые частицы в салоне электропоезда не обнаружены.

В теплый период года счетные концентрации РВ в салоне электропоезда при движении по участку работ через 1 ч и 1 сут возрастало в 4,9—9,1 раза, превышая ПДК в 1,3—1,5 раза по максимапьным и в 1,2 раза по средним показателям (см. табл. 4). В холодный период года счетные концентрации РВ асбеста были ниже предела чувствительности метода ФКОМ.

Как в теплый, так и холодный периоды года в салоне электропоезда витали высокодисперсные аэрозоли дезинтеграции с преобладанием зернистых частиц до 5 мкм (94,1—99,8%) (табл. 5). В теплый период года содержание волокнистых частиц в пылевом миксте колебалось от 0,4 до 1,4%. Доля РВ составила 49,9—54,5% всех волокнистых частиц. В холодный период года волокнистые частицы не найдены.

Таким образом, в ходе проведенных исследований установлено, что работы с ПЩС на железных

Таблица 4

Массовые н счетные концентрации РВ асбеста в салоне электропоезда

Концентрации

Время отбора проб (после завершения работ) массовые, мг/м' счетные, волокна в 1 мл

колебания средняя колебания средняя

1 ч 1 сут 1 год

I ч 1 сут 1 год

Теплый период года

1,2-2,9 2,4 0,051-0,089 0,072

0,9-2,7 2.3 0,064-0,079 0,072

0,2-0,6 0,4 0,007-0,016 0,009

Холодный период года

0,5—0,7 0,6 Ниже предела чувстви-0,4—0,7 0,6 тельности метода

0,4-0,6 0,5

Дисперсный состав ныли, витающей в салоне электропоезда в разные периоды года, %

Время отбора Зернистые частицы Волокнистые частииы

проб (после завершения работ) всего до 5 мкм более 5 мкм всего до 5 мкм более 5 мкм

Теплый период года

1 ч 98,6 96.8 3.2 1,4 50,1 49,9

1 сут 98,6 94,1 5.9 1,4 50,7 49,3

1 год 99,6 96,6 3,4 0,4 45,5 54,5

Холодный период года

I ч 100,0 99,7 0,3 Ниже предела чувстви-

I сут 99,8 0,2 тельности метода

1 год 99,4 0,6

дорогах приводят к повышению гравиметрических и счетных концентраций РВ асбеста в полосе отчуждения во все периоды года, особенно в теплый. Максимальные концентрации при отсыпке свежего балласта в теплый период года возрастали в 19 раз на расстоянии 25 м, в 29 раз в 50 м и в 10,7 раза на удалении 100 м, усредненные показатели — соответственно в 12,7, 23 и 7,3 раза. Счетные концентрации РВ асбеста при отсыпке свежего балласта повышались в 5—57 раз по сравнению с фоновыми. При этом в воздухе были найдены только волокна хризотил-асбеста.

Все операции по снятию строго и отсыпке нового балласта сопровождались образованием высокодисперсных аэрозолей дезинтеграции с преобладанием зернистых частиц (97,5—99,9%) до 5 мкм (93,8—99,8%), содержание волокнистых частиц не превышало 2,5%, из них РВ составляли 19,6— 60,4%.

При прохождении электропоезда через участок ремонтных работ, проведенных с использованием ПЩС, в теплый период года через 1 ч и 1 сут после их завершения массовые концентрации в пассажирском салоне возрастали в 5—6 раз, а счетные концентрации РВ асбеста — до 9 раз. В холодный период года через те же интервалы времени массовые концентрации в салоне практически не изменялись, а концентрации РВ асбеста были ниже чувствительности метода ФКОМ. Через год показатели в оба периода года были одного порядка. При этом в салоне витали высокодисперсные аэрозоли дезинтеграции с преобладанием зернистых частиц размером до 5 мкм (94,1—99,8%).

В теплый период года содержание волокон увеличивалось до 1,4%, из них 49,9—54,5% были РВ. 95% волокон относились к хризотил-асбесту, а 5% составляли волокна животного и растительного происхождения. Амфиболовые асбесты, в частности тремолит-асбест, не обнаружены. В холодный период волокнистые частицы не найдены.

Выводы. 1 Использование асбестсодержащих ПЩС на железных дорогах ведет к увеличению антропогенной асбестовой нагрузки на население, проживающее в полосе отчуждения железных дорог, работников и пассажиров железнодорожного транспорта. В связи с чем необходимо провести оценку факторов риска развития асбестообуслов-ленных заболеваний среди указанных континген-тов.

2. Производителям ПЩС следует разработать мероприятия технологического характера, направленные на снижение содержания в них свободного хризотил-асбеста.

3. Министерству путей сообщения необходимо рассмотреть возможность перехода на новые, более совершенные типы пассажирских вагонов, оборудованных системами кондиционирования и очистки воздуха.

4. С учетом того, что асбестсодержащие ПЩС хорошо смачиваются водой с последующим образованием прочной поверхностной корки, препятствующей пылеобразованию, а также кратковременности и редкой повторяемости операции по их смене, целесообразно по завершении работ проводить орошение ремонтных участков водой или поверхностно-активными жидкостями.

Л итература

1. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Р 2.2.755—99. — М„ 1999. - С. 129-147.

2. Капцов В. А. // Асбест и здоровье: Сб. докл. и выступлений 1-й Всероссийской науч.-практ. конф. — Асбест, 1996. - С. 63-68.

3. Капцов В. А. // Сборник докл. и выступлений науч.-практ. конф. по безопасному использованию асбеста хризотилового. г. Ивано-Франковск, 1—4 июня 1998 г. - Асбест, 1999. - С. 60-62.

4. Коузов П. А. Основы анализа дисперсного состава промышленных пылей и измельченных материалов. -Л., 1987.

5. Методические указания по измерению концентраций волокон асбеста в атмосферном воздухе населенных мест. МУК 4.1.666—97 // Определение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. МУК 4.1.591-96-4.1.645-96, 4.1.662-97, 4.1.666-97. - М., 1999. - С. 432-454.

6. Пискунов Л. И. // Асбест и здоровье: Сб. докл. и выступлений 1-й Всероссийской науч.-практ. конф. — Асбест, 1996. - С. 83-86.

7. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. ГН 2.1.6.695-98. - М., 1998. - С. 38.

8. Работа с асбестом и асбестсодержащими материалами. СанПиН 2.2.3.757-99. - М„ 1999.

9. Шиммель Г. Методика электронной микроскопии. — М., 1972.

10. Штеренгарц Р. Я., Боярчук И. Ф., Дорфман А. А., Си-ряченко С. С. // Гиг. и сан. - 1995. - № 5. - С. 55-57.

11. KashanskyS. К, Shcherbakov S. У., Kogan F. М., Plotko Е. G. // Volume 19 of the Sourcebook on Asbestos Diseases: Industrial Wastes, Asbestos Policy, Women and Asbestos Mutations, Cell Death / Eds G. Peters, B. Peters. - 1999. - P. 181-191.

Поступило 25.09.02

Summary. The paper presents the results of a study of the gravimetric and counting concentrations of respirable asbestos fibers while working with sand-and-crushed stone mixtures, obtained from the concentration of chrysotile asbestos, at distances of 25, 50, and 100 m from the working place, as well as in a car saloon when the electric train passes along the area of these operatiojis following an hour, a day, and a year after the completion of work, in warm and colds seasons of a year. It is concluded that the use of asbestos-containing sand-and-crushed stone mixtures on the railway leads to a higher anthropogenic asbestos load on the population living in the railway right-of-way, on railway workers and passengers. In this connection, it is necessary to evaluate risk factors of asbestos-

induced diseases among the above contingents. The authors consider that due to the fact that asbestos-containing sand-and-crushed stone mixtures are well wetted with water, followed by the formation of a firm surface crust that prevents

dust formation, as well as the short duration and rare frequency of operations relating their change, it is necessary to irrigate the repair areas with water or surfactant liquids after work termination.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2003 УДК 613.32:616.6(571.63)

П. Ф. Кику, Л. В. Веремчук, А. В. Вязова

РИСК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРАХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения — Владивостокский филиал Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания СО РАМН

По российским данным, вода, подаваемая населению из поверхностных источников, составляет 68%, из подземных — 32% [10]. В Приморском крае аналогичная ситуация, с той лишь разницей, что процент использования подземных вод значительно ниже — до 10% [4—6].

В Приморском крае около 90% используемых в питьевом водоснабжении поверхностных вод подвергается обработке [4—6]. Однако из-за повышенного загрязнения водоисточников нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими вредными примесями применяемые технологии водоподго-товки в некоторых случаях недостаточно эффективны. Несоответствие качества питьевой воды нормативным требованиям обусловливается главным образом отсугствием полного комплекта сооружений по очистке и обеззараживанию воды. В ряде населенных пунктов Приморского края старые водораспределительные системы, неэффективное хлорирование воды создают реальную угрозу возникновения различных заболеваний особенно мочевыделительной системы (МВС).

В Приморье в связи с некачественной очисткой загрязнение поверхностных вод техногенными выбросами создает повышенный риск возникновения заболеваний различного характера, в том числе болезней МВС. Необходимо отметить, что степень загрязнения поверхностных и подземных вод зависит не только от непосредственного выброса в воду промышленных отходов, но и от количества и специфики техногенных выбросов в атмосферу. Поэтому качественное состояние поверхностных (особенно крупные и средние реки) и подземных (почвенное загрязнение) вод во многом определяется объемом выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

Цель данной работы — установление зависимости заболеваемости МВС населения промышленных городов Приморского края от состояния водного бассейна. В основу оценки положены принципы расчета и анализа эпидемиологического и экологического риска. При расчете эпидемиологического риска использованы показатели уровня заболеваемости МВС и плотности населения (численность популяции), экологического — той же заболеваемости и качественного состояния поверхностных вод края.

В качестве объектов исследования были выбраны наиболее крупные промышленные центры Приморского края (Владивосток, Артем, Арсеньев, Дальнегорск, Дальнереченск, Лесозаводск, Находка, Партизанск, Спасск-Дальний и Уссурийск), находящиеся в разных природных, хозяйственно-про-

изводственных и экологических условиях (табл. 1). Базовым материалом для проведения расчета и анализа явились численность населения, распространенность и уровень заболеваемости МВС в различных возрастных группах населения (общая заболеваемость, нефрит, нефротический синдром, нефроз, инфекция почек, камни почек и мочеточников) по 10 городам края. Информация о заболеваемости, численности населения и загрязнении поверхностных вод взята из "Основных показателей медицинского обслуживания населения Приморского края" [8], "Статистического бюллетеня по численности населения Госкомстата России" [11], "Доклада о состоянии окружающей среды Приморского края" [4—6] за 1993-1998 гг.

Исследованием выявлено, что все представленные средоформируюшие факторы прямо или косвенно влияют на качество поверхностных вод. Высокая плотность населения создает условия повышенного загрязнения водоисточников через хозяйственно-бытовые выбросы. Наиболее интенсивно загрязняют водную среду выбросы промышленных предприятий с 1, 2 и 3-м классом вредности [12]. К городам с повышенной опасностью для здоровья производств относятся Владивосток, Артем, Дальнегорск, Находка, Спасск-Дальний, Партизанск, где сосредоточена энергетическая, угольная, химическая промышленность, цветная металлургия, стройиндустрия и др. В то же время производственные фонды промышленного производства, а следовательно, и объем выбросов в этих городах различны. Наиболее загрязненная по объему выбросов среда обитания во Владивостоке, Артеме, Находке и Уссурийске. В зависимости от специфики производств в водной среде концентрируются приоритетные показатели загрязнения, негативно влияющие на многие системы организма человека, и, в частности, на МВС (см. табл. 1).

В работе учитывались саморегулирующие возможности естественной природной среды, способствующие самоочищению или, наоборот, загрязнению окружающей среды. Так, возвышенный, расчлененный рельеф формирует условия повышенного скопления загрязняющих веществ в рельефных понижениях, а равнинный и долинный рельефы способствуют усилению аэрации воздушной среды. Саногенными свойствами обладает гидросфера, особенно морская. Она прекрасно очищает воздух в радиусе 1 км от побережья. Хорошо известны очищающие свойства городской и пригородной зеленых зон (см. табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.