ISSN 1026-9428. Медицина труда и промышленная экология, № 1, 2014 УДК 351.777.6:69.035.4-032.676
С.В. Протас
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ПОДЗЕМНЫХ ПАРКИНГОВ
АСБЕСТОВОЙ ПЫЛЬЮ
ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии имени А.Н. Марзеева» Национальной академии медицинских наук
Украины, Киев, Украина
На основе проведенных гигиенических исследований и анализа литературных данных касательно загрязнения воздуха подземных паркингов респирабельными волокнистыми частицами, которые образуются во время эксплуатации автомобилей вследствие истирания фрикционных изделий (тормозные колодки, диски сцепления), сделано заключение, что уровень загрязнения воздуха волокнистыми частицами не превышает допустимые гигиенические нормативы и соответственно не составляет угрозы для здоровья работающих и посетителей подземных паркингов, что, в свою очередь, не требует усовершенствования существующих гигиенических требований к таким объектам в части профилактики асбестобусловленных заболеваний.
Ключевые слова: асбест, подземный паркинг, гигиеническая оценка, загрязнение воздуха, ас-бестобусловленные заболевания.
S.V. Protas. Hygienic evaluation of air pollution with asbestos dust in subway parkings
The State Institution «A.N. Marzeev Institute of Hygiene and Medical Ecology» of the National Academy of Medical Sciences of Ukraine, Kyiv, Ukraine
Hygienic research and analysis of literature on subway parkings air pollution with respirable fibrous particles that are formed during automobile exploitation due to attrition of friction parts (brake blocks, clutch plates) helped to come to a conclusion that level of air pollution with fibrous particles does not exceed allowable hygienic norms and accordingly does not harm health of workers and visitors of subway parkings, therefore there is no need in improvement of present hygienic regulations of such objects in view of preventing asbestos-induced diseases.
Key words: asbestos, subway parking, hygienic evaluation, air pollution, asbestos-induced diseases.
Доля подземных гаражей, которые располагаются в жилых и общественных зданиях, на сегодня уже составляет около 9% от общего количества мест хранения автомобилей. Как правило, они рассчитаны на 50—300 машино-мест. Кроме того, имеет место строительство подземных паркингов со сверхнормативной емкостью (более 300 машино-мест), и их доля в структуре проектируемых подземных паркингов составляет 5,9% [12]. Такая значительная концентрация транспортных средств в непосредственной близости со средой обитания человека вынуждает провести гигиеническую оценку неблагоприятных факторов, связанных с расположением и эксплуатацией таких объектов.
Наряду с физическими (шум, вибрация, радон) и химическими (отработанные газы автомобилей) факторами среды обитания не стоит забывать о потенциальном риске для здоровья человека вследствие канцерогенного воздействия пыли, содержащей волокна асбеста, образующейся при эксплуатации автомобилей в связи с истиранием фрикционных накладок и сцепления.
На протяжении более чем ста лет асбест используется в производстве фрикционных материалов (тормозных колодок, накладок для дисков и муфт сцепления для автомобилей). Это связано, прежде всего, с уни-
кальными свойствами этого природного материала, который позволяет придать фрикционным изделиям высокие эксплуатационные свойства, низкую себестоимость и большой ресурс эксплуатации. До недавнего времени такое производство было одной из наиболее распространенных отраслей асбестоперерабатывающей промышленности как в нашей стране, так и за рубежом. В мире для производства асбестсодержащих фрикционных изделий использовалось порядка 7% от общего объема потребления асбеста [11]. В Украине производство таких асбестотехнических материалов осуществляется на одном предприятии (ОАО «Три-бо», ранее Белоцерковский завод асбестотехнических изделий), которое использует около 1000 тонн асбеста в год, что составляет 1,5% от общего объема использования асбеста в стране [6, 9].
В связи с канцерогенными свойствами асбестовой пыли, которая образуется при эксплуатации автомобилей вследствие стирания фрикционных накладок тормозов и сцепления, в 1980-х гг. отмечается тенденция к отказу от использования асбеста, в том числе и в производстве фрикционных материалов, и замена его альтернативными материалами. Тотальный запрет асбеста в США был введен в 1988 г., но уже через три года апелляционный суд отменил запрет. В странах Европейского союза сначала было запре-
щено использование амфиболовых асбестов, а с января 2005 г. запрет на любое новое использование был распространен и на хризотиловый асбест — единственную разновидность асбеста, разрешенную к использованию в Украине [8].
Как известно, в природе существует два вида асбестовых волокон. Это группа амфиболов (амозит, крокидолит, тремолит, антофиллит и другие) и группа серпентинов (хризотиловый асбест), которые существенно отличаются по физико-химическим свойствам и имеют различное биологическое действие [6, 11]. В частности, волокна хризотилового асбеста длиннее, чем волокна амфиболов, они не являются кислотоустойчивыми, в связи с чем быстро разрушаются и выводятся из легких, что и определяет их низкую биологическую активность и много меньший, чем у амфиболов, канцерогенный потенциал.
Именно поэтому в Украине [3], как и в других странах постсоветского пространства (Россия, Казахстан и др.) [6], а также в Канаде, Бразилии и Индии [11] запрет использования касается исключительно амфиболовых асбестов и не распространяется на хризотиловый асбест (хризотил).
Поиск литературы, в т. ч. проведенный в интерактивном режиме в Интернете, практически не выявил работ, связанных с гигиенической оценкой загрязнения воздуха подземных паркингов асбестовой пылью. Все публикации, которые были найдены, касались исключительно исследований, связанных с определением уровней загрязнения атмосферного воздуха асбестовыми волокнами вдоль автомагистралей.
С целью гигиенической оценки загрязнения воздуха подземных паркингов респирабельными волокнистыми частицами, а также определения необходимости усовершенствования существующих гигиенических требований к размещению и эксплуатации таких объектов в части профилактики асбестобусловленных заболеваний, были проведены натурные исследования по определению концентрации респирабельных волокон асбеста методом оптической фазово-контрастной микроскопии (ФКОМ) в воздухе подземного паркинга.
Материалы и методы. Отбор проб воздуха для определения концентрации респирабельных волокон («респирабельное волокно — волокнистая частица длиной > 5 мкм, диаметром < 3 мкм и соотношением длины к диаметру > 3/1) осуществлялся через фильтры с помощью пробоотборника «Тайфун Р-20—2 2078» в 4 точках существующего подземного паркинга, построенного в соответствии с существующими требованиями и расположенного в жилом здании в г. Киеве (Украина), в частности:
1) в помещении на рабочем месте парковщика;
2) на парковочном месте для автомобиля;
3) на въезде в паркинг;
4) на выезде из паркинга.
Параллельно был также проведен отбор пробы воздуха у автострады для определения фоновых концентраций волокон асбеста.
Время отбора фиксировалось секундомером механическим С0Ппр-2а-2—010. Метеорологические факторы атмосферного воздуха измерялись термо-
гигрометром Testo 605-Н1 и барометром-анероидом 92. Атмосферное давление воздуха при отборе проб составляло 743 мм рт. ст., а температура воздуха колебалась в пределах от 20,3 °С до 23 °С.
Определение концентрации респирабельных волокон в отобранных пробах воздуха было проведено методом ФКОМ в соответствии с методикой МВИ № 081/12-0673-10 «Методика выполнения измерений счетной концентрации волокон асбеста в воздухе рабочей зоны и атмосферном воздухе методом оптической микроскопии» и РД 52.04.186—89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы» [7, 10].
Предел обнаружения метода составлял 0,001 ре-спирабельного волокна в миллилитре воздуха (в/мл).
Относительная погрешность определения концентрации респирабельных волокон методом оптической микроскопии фильтров составляла не более 30%.
Результаты. В ходе проведенных исследований установлено, что счетные концентрации респира-бельных волокон в пробах воздуха из подземного паркинга в 100% случаев не превышали действующий в настоящее время в Украине гигиенический норматив для воздуха рабочей зоны — 1,0 в/мл согласно с ГОСТ 12.1.005—88. «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» [2] (концентрации варьировали от 0,005 в/мл до 0,03 в/мл) (табл.).
Таблица
Уровни загрязнения воздуха подземного паркинга респирабельными волокнами (среднее / разброс)
Место отбора проб воздуха Счетная концентрация, в/мл
Рабочее место парковщика (помещение) 0,017 ± 0,013 0,009-0,03
Парковочное место для автомобиля 0,009 ± 0,001 0,008-0,01
Въезд в паркинг 0,013 ± 0,002 0,011-0,015
Выезд из паркинга 0,007 ± 0,001 0,005-0,008
Характерно, что концентрация волокон увеличивается в местах торможения и маневрирования автомобилей на въезде в паркинг и парковочном месте, а также в закрытом помещении на рабочем месте парковщика, где отсутствует сквозное проветривание.
Концентрация респирабельных волокон в атмосферном воздухе у автострады составила 0,007 в/мл, что соответствует фоновому уровню загрязнения атмосферы волокнами асбеста и не превышает максимально разовую предельно допустимую концентрацию (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест (0,06 в/ мл), установленную в Украине согласно с ГСП-201—97 «Государственные санитарные правила охраны атмосферного воздуха населенных мест (от загрязнения химическими и биологическими веществами)» [4].
Вместе с тем требует дополнительного обсуждения вопрос нормирования уровней загрязнения воздуха подземных паркингов, поскольку существует два
разных гигиенических норматива, которые существенно отличаются, — в частности, для воздуха рабочей зоны установлен норматив 1,0 волокно/мл, а для атмосферного воздуха — 0,06 волокна/мл. В Украине принято использовать во время гигиенической оценки загрязнения воздуха закрытых помещений жилых и общественных зданий гигиенические нормативы установленные для атмосферного воздуха, поскольку воздух в закрытых помещениях по качеству не должен отличаться от атмосферного. Однако время пребывания в паркинге посетителей (владельцев автомобилей), как правило, не превышает 5—15 минут, а работников паркинга (парковщиков) на своих рабочих местах — не более 8 рабочих часов. Таким образом, с точки зрения гигиенической оценки правильным будет использование для определения уровня загрязнения воздуха подземных паркингов нормативов, установленных для воздуха рабочей зоны.
Кроме того, анализ имеющейся информации о результатах научных исследований в этой сфере свидетельствует о том, что асбестосодержащие фрикционные материалы для автомобилей изготавливаются исключительно из хризотилового асбеста, который, как уже упоминалось, существенно отличается по своей биологической активности от амфиболовых асбестов. Вместе с тем исследование, проведенное при поддержке Агентства по охране окружающей среды США (EPA), показало, что в среднем 99,7% волокон хризотила, которые выделялись в окружающую среду в результате трения фрикционных материалов при эксплуатации автомобилей, под действием высоких температур превращались в совершенно другие вещества — оливин и форстерит, которые не являются канцерогенами [6, 11].
Данные медицинской статистики свидетельствуют о невысокой канцерогенности хризотилового асбеста при производстве изделий из него — случаи профессионального асбестобусловленного рака легких и злокачественной мезотелиомы плевры за последние 25 лет в Украине не зарегистрированы [1].
Российские специалисты на основании более чем 50-летнего опыта исследования хризотилового асбеста, а также детального анализа экологической ситуации на загруженных магистралях Москвы утверждают, что контролируемое использование хризотила безопасно для здоровья человека. Это подтверждается результатами гигиенической оценки использования асбестосодержащих изделий в автотранспорте. Зафиксированные на улицах Москвы концентрации волокнистых частиц, в т. ч. волокон асбеста, находились на уровне, который считается фоновым для атмосферного воздуха крупных городов — 0,001 в/мл. В большинстве случаев концентрации волокон хризотила были ниже данного уровня [5].
При оценке полученных результатов следует учитывать, что нами использовался метод ФКОМ, который позволяет определить концентрации всех витающих в воздухе частиц, отвечающих определению «респирабельного волокна», но не позволяет определить тип этих волокон. В упомянутом ранее исследовании при анализе проб воздуха методом ска-
нирующей электронной микроскопии с рентгенструк-турным микроанализом (СЭМ) содержание волокон хризотилового асбеста в изученных пробах атмосферного воздуха не превышало 25% от подсчитанного методом ФКОМ количества волокон. Остальные были представлены искусственными минеральными волокнами, а также волокнами животного и растительного происхождения. Но даже в этом случае необходимо принимать во внимание, что в настоящее время в большинстве современных автомобилей зарубежного производства используются фрикционные изделия, изготовленные с использованием различных неасбестовых волокон (стальные, медные волокна, искусственные минеральные, керамические и др.), многие из которых также могут оказывать неблагоприятное действие на здоровье человека, но не подвержены изменению структуры при одновременном воздействии высоких температур и давления.
Выводы: 1. Уровни загрязнения воздуха подземных паркингов респирабельными волокнами, в том числе и теми, которые образуются во время эксплуатации автомобилей вследствие стирания ас-бестсодержащих фрикционных изделий (тормозные колодки, диски сцепления), не превышают допустимые гигиенические нормативы и соответственно не составляют угрозы для здоровья работающих и посетителей подземных паркингов. 2. Фактор загрязнения воздуха подземных паркингов респира-бельными волокнами не требует усовершенствования существующих гигиенических требований к размещению и эксплуатации таких объектов в части профилактики асбестообусловленных заболеваний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Возможно ли безопасное использование хризотилового асбеста? Опыт Украины. — Киев: Авиценна. — 2008.
2. ГОСТ 12.1.005—88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
3. Государственные санитарные нормы и правила о безопасности и защите работников от вредного воздействия асбеста и асбестосодержащих материалов» от 1 октября 2012 г. № 762. — URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/z1776-12
4. Государственные санитарные правила охраны атмосферного воздуха населенных мест (от загрязнения химическими и биологическими веществами) от 9 июля 1997 г. № 201. —URL: http://mozdocs.kiev.ua/ view. php? id=803
5. Ковалевский Е.В. // Мед. труда. — 2009. — № 7. — С. 1-6.
6. Материалы совещания Всемирной организации здравоохранения «Национальные программы по ликвидации заболеваний, связанных с асбестом: обзор и оценка». —
2011. — URL: http://www.euro.who.int/_data/ assets/pdf_
file/0008/176336/National-Programmes-For-Elimination-0f-Asbestos-related-Diseases-Review-And-Assessment-Rus. pdf
7. МВВ № 081/12-0673-10. Методика выполнения измерений счетной концентрации волокон асбеста в воздухе рабочей зоны и атмосферном воздухе методом оптической микроскопии.
8. Методы асбестовых работ с низким уровнем риска для выполнения работ по демонтажу, реконструкции и обслуживанию (руководство). 2011. // http://www.sm.ee/ fileadmin/meedia/Dokumendid/Toovaldkond/TAO/Madala_ riskiga_asbestit%C3%B6%C3%B6de_meetodid_lammutus-_
renoveerimis-_ja_hooldust%C3%B6%C3%B6de_tegemiseks_
RUS. pdf
9. Общественная организация «Женщины в Европе за общее будущее» (WECF). 2008. — URL: http://www.wecf.eu/ download/2008/2008_inventory_asbestos_ rus_10.11.pdf
10. РД 52.04.186—89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы.
11. Хоскинс Дж. А., Ланге Дж.Х. // Исследование проблем здравоохранения, связанных с производством и применением высокоплотных изделий на основе хризотила. — 2005. — URL: http://chrysotile.ru/ru/site/index/ Safety_and_health/Medicinskie_issledovanija
12. Янко Н. М., Протас С. В., Яриггн А. В., Сте-бл'ш Н.М. // Гиг. населенных мест. — 2011. — № 57. — С. 7-42.
REFERENCES
1. Is safe use chrysotile asbestos possible? Experience of Ukraine. Kiev. Publishing house «Avitsenna». 2008. (in Russian)
2. State Standard 12.1.005-88. General sanitary hygienic requirements to the air of workplace. (In Russian)
3. «State Sanitary norms and regulations on safety and protection of workers from harmful effects of asbestos and asbestos-containing materials» № 762, October 1, 2012. // http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/z1776-12 (in Russian).
4. State Sanitary regulations on protection of ambient air of populated area (from pollution with chemicals and biologic substances) № 201, July 9, 1997 // http://mozdocs.kiev.ua/ view. php? id=803 (in Russian)
5. Kovalevskiy E.V. // Occupational medicine. 2009; 7: 1-6 (in Russian)
6. Materials of WHO Conference «National programs on liquidation of diseases associated with asbestos: review and
evaluation». 2011. http://www.euro.who.int/__data/ assets/
pdf_file/0008/176336/National-Programmes-For-Elimination-Of-Asbestos-related-Diseases-Review-And-Assessment-Rus. pdf (in Russian)
7. Method of measuring calculated concentration of asbestos fibers in air of workplace and ambient air through optic microscopy.
MVV № 081/12-0673-10.
8. Methods of asbestos works with low risk level, for dismantling, reconsuction and servicing (manual). 2011. http://www.sm.ee/ fileadmin/meedia/Dokumendid/Toovaldkond/TAO/Madala_
riskiga_asbestit%C3%B6%C3%B6de_meetodid_lammutus-_
renoveerimis-_ja_hooldust%C3%B6%C3%B6de_tegemiseks_ RUS. pdf (in Russian)
9. Public organization «Women in Europe for Common Future» (WECF). 2008. http://www.wecf.eu/download/2008/2008_ inventory_asbestos_ rus_10.11.pdf (in Russian)
10. Manual of control over atmosphere pollution. РД 52.04.186-89. (in Russian)
11. Hoskins J.A., Lange J.H. // Research of health care problems connected with production and usage of high-density products based on chrysotile. 2005 http://chrysotile.ru/ru/site/ index/Safety_and_health/Medicinskie_issledovanija (in Russian)
12. YankoN.M., ProtasS.V., Yarigin A.V., Stebliy N.M. // Hygiene of populated places. 2011; 57: 7-42. (in Russian)
Поступила 12.11.2013
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Протас Святослав Викторович,
аспирант лаборатории гигиены шума, жилых и общественных сооружений ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии имени А. Н. Марзеева» НАМН Украины. Е-mail: svprotas@ukr.net
УДК 613.644:616-009.12:616.379-008.64
В.А. Кирьяков, А.В. Сухова, А.В. Новикова
ВОПРОСЫ КОМОРБИДНОСТИ АНДРОГЕНОДЕФИЦИТА И СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ У БОЛЬНЫХ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, г. Москва
В статье представлены новые научные данные о влиянии производственной вибрации на распространенность андрогенодефицита у больных вибрационной болезнью, установлена взаимосвязь между уровнем андрогенодефицита и развитием общесоматической патологии у больных вибрационной болезнью, определены критерии ранней диагностики сочетанной патологии.
Ключевые слова: коморбидность, вибрационная болезнь, андрогенодефицит, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет.
V.A.Kiriakov, A.V.Soukhova, A.V. Novikova. Promlems of androgen deficiency associated with somatic diseases in vibration disease patients
FSSI "Federal Research Center Hygiene them. F.F. Erisman", Moscow
The article deals with new scientific data on influence of industrial vibration on prevalence of androgen deficiency in vibration disease pateints, correlation between androgen deficiency level and general somatic diseases in vibration disease patients, criteria of early diagnosis of the combined pathology.
Key words: associated morbidity, vibration disease, androgen deficiency, ischemic heart disease, arterial hypertension, diabetes mellitus