Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

тенсивно загрязненных перекрестков города на содержание основных компонентов отработавших газов автомашин. После операции работники СЭС совместно с представителями других организаций статистически обрабатывают и анализируют полученные сведения, выявляют закономерности, которые в дальнейшем используют для более рациональной организации работ по охране атмосферного воздуха.

Важное место в деятельности отделения отводится работе с общественностью, подготовке общественных санитарных инспекторов по охране окружающей среды. Если до организации отделения СЭС не было подготовлено ни одного общественного санитарного инспектора природоохранного профиля, то в течение 1985—1987 гг. в деятельности горСЭС по разделу гигиены окружающей среды участвовало ежегодно 21—27 инспекторов. Общественные санитарные инспекторы совместно со штатными работниками СЭС участвуют в обследовании промышленных предприятий, операции «Чистый воздух», месячнике «Листва и воздух», осуществляют экологическую пропаганду.

За период 1984—1987 гг. сотрудниками отделения окружающей среды совместно с обществом охраны природы издано типографским способом 12 листовок, буклетов и памяток общим тиражом 44 тыс. экземпляров, которые распространяются среди населения. Ежегодно публикуются статьи по вопросам гигиены окружающей среды. В «Медицинской газете», «Экономической газете», «Рабочей газете», «Ворошиловградской

© Н. М. ЛИПСКИЙ. 1991 УДК 613.954

Формирование здорового образа жизни — комплексная проблема, требующая внимания медицинских работников, педагогов, психологов.

По мнению Ю. П. Лисицына и Г. И. Царегородцева [3], в определении понятия «здоровый образ жизни» необходимо подчеркнуть, что это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья. Вместе с тем любой способ жизнедеятельности, в том числе и лежащий в основе здорового образа жизни, предполагает взаимодействие организма с окружающей средой. Вот почему, по-видимому, проблему формирования здорового образа жизни можно рассматривать с позиций управления этим взаимодействием. Такой подход важен и с точки зрения гигиены детей и подростков, для которой изучение взаимоотношения растущего организма с окружающей средой является одной из важнейших задач [5].

Система управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов, разработанная А. Г. Сухаревым [1], может служить предпосылкой для определения основных задач гигиены детей и подростков по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. В частности, влияние гигиены детей и подростков на формирование окружающей ребенка среды осуществляется путем обоснования и контроля за соблюдением ее параметров, оптимальных с точки зрения здоровья. В то же время гигиенически обоснованные рекомендации по организации режима дня, питания, обучения и воспитания с учетом состояния здоровья, индивидуальных осо-

правде» и других органах печати были опубликованы критические статьи о положении дел в Коммунарске, что имело большое значение и позволило значительно активизировать природоохранную работу в городе.

В целом деятельность отделения гигиены окружающей среды СЭС во взаимодействии с другими государственными и общественными природоохранными организациями дала положительные результаты. За период 1983—1987 гг. достигнуто общее по городу сокращение в 3,3 раза сброса загрязненных сточных вод в открытые водоемы бассейна Черного и Азовского морей. Уменьшены выбросы в атмосферу фенола, формальдегида и сероуглерода. В этот период снижены выбросы окиси углерода в атмосферу от государственного автотранспорта в 2 раза и индивидуальных автомобилей на 25%.

Таким образом, накопленный опыт работы свидетельствует о целесообразности организации отделений гигиены окружающей среды в структуре СЭС в наиболее экологически неблагополучных промышленных городах. С целью повышения эффективности работы такого отделения необходимо включить и его состав инженера по охране окружающей среды, оснастить СЭС подвижными контрольно-измерительными лабораториями, позволяющими проводить экспрессное определение загрязнений окружающей среды.

Поступила 28.02.89

бенностей организма позволяют расширить возможности адаптации ребенка к изменяющимся условиям окружающей среды. Таким образом, значение гигиены детей и подростков (как науки составной части госсаннадзора) в формировании здорового образа жизни состоит в обеспечении такого динамического равновесия между ребенком и окружающей средой, при котором окружающая среда создает оптимальные условия для его роста и развития, а адаптационные возможности организма расширяются, повышая уровень здоровья.

В связи с изменяющимися анатомо-физиологическими возможностями организма ребенка на разных этапах онтогенеза необходимы возрастные гигиенические критерии, позволяющие оценить, на сколько соответствует имеющийся у ребенка способ жизнедеятельности здоровому образу жизни. С этой целью можно предложить использование 4 групп показателей: I) наличие привычки, положительного отношения к поддержанию оптимального двигательного режима, режима дня, питания, т. е. уровень развития соответствующих нравственно-воле-вых качеств, эмоциональной сферы; 2) параметры психического развития: 3) двигательные качества, антропометрические данные, т. е. уровень физического развития; 4) состояние здоровья.

Так, для детей среднего и старшего дошкольного возраста первая из указанных выше групп (с учетом действующей в детском саду программы воспитания и обучения) включает

Гигиенические основы здорового образа

жизни

Н. М. Липский

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Брестский педагогический институт

Таблица 1 Критерии оценки здорового образа жизни ребенка

Степень сформированное™ здорового образа жнзни

Возможные сочетания критериев

Высокая Средняя

Низкая

1в, 2в, Зг, I гр.

I в—1с, 2с, Зг, I—II гр.; 1с, 2в—2с, Зг, I—II гр.; 1 в, 2в, Зг,

II гр.

1в—1с—1н, 2в—2с—2н, Зг—Зд, III—IV гр.;

1 н, 2в—2с—2н, Зг—Зд, I—V гр.; 1в— 1с— 1н, 2н, Зг—Зд, I—V гр.; I в— 1с— 1 н, 2в—2с—2н, Зд, I— V гр.

Примечание. Развитие нравственно-волевых качеств, имеющих отношение к здоровому образу жнзни: 1в - высокое, 1с — среднее, 1н — низкое; психическое развитие: 2в — высокое, 2с — среднее, 2н — низкое, физическое развитие; Зг — гармоничное, Зд — дисгармоничное; группы здоровья: I гр., II гр., III гр., IV гр., V гр.

следующие показатели: наличие привычки к выполнению режимных моментов и положительное отношение к смене видов деятельности; желание и умение трудиться, доводить начатое посильное дело до конца, проявляя при этом инициативу и самостоятельность; наличие навыков культурного поведения и общения со сверстниками и взрослыми, навыков самообслуживания, культуры деятельности и навыков ее самоконтроля (умение планировать, организовать игру, труд, свободное время, направлять свои действия на достижение поставленной цели), привычек систематически выполнять физические упражнения, закаливающие процедуры.

Внедрение разработанных гигиенистами рекомендаций по формированию здорового образа жизни дошкольников во многом зависит от родителей, медицинских работников, воспитателей детского сада. В сзязи с этим в настоящей работе были исследованы уровень сформированное™ здорового образа жизни дошкольников, а также гигиенические факторы, влияющие на него в условиях детского сада и семьи.

С этой целью проведено анкетирование 486 воспитателей дошкольных учреждений УССР и БССР, изучена работа по формированию здорового образа жизни в 96 семьях, воспитывающих старших дошкольников, посещающих детские сады.

Среди опрошенных воспитателей имели стаж работы в дошкольном учреждении (ДУ) до 5 лет 38,2 %, от 5 до 10 лет 23,7%, более 10 лет 38,1 %. У 78,6% воспитателей было среднее специальное образование, у 9,9 % — высшее, а 11,5 % опрошенных воспитателей закончили педагогические классы. Около 63 % опрошенных воспитателей работали в городских ДУ, а 27 % — сельских.

Условия формирования здорового образа жизни изучены в городских семьях, дети из которых посещали старшие группы 2 детских садов, построенных по типовому проекту; возраст этих детей в момент обследования составлял 5 лет.

Среди изучаемого контингента детей 7,3 % относились к часто болеющим, 11,5% детей имели I группу здоровья, 84,4 % — II и 4,1 % - III.

Оценку психического развития детей проводили по методике, предложенной Киевским НИИ психологии |2]. С этой целью в ходе бесед с детьми, родителями, воспитателями определяли уровень познавательной активности, любознательности, владение элементами учебной деятельности, проявления произвольной регуляции поведения, готовность к преодолению трудностей, социальную активность, мышление и речь.

Физическое развитие оценивали с учетом рекомендаций IO. А. Ямпольской [6J, а состояние здоровья — по методике, утвержденной Минздравом СССР [4]. Комплексную оценку образа жизни ребенка давали по специально разработанной схеме (табл. 1).

На основании проведенной комплексной оценки выявлено,

что высокой степенью,«¡юрмир^аэдо^эд^здарового образа жизни обладало всего 5,2 %' старших"дошкольников,' средней — 21,9 % и низкой — 72,9 %. Это свидетельствует о существенных недостатках в работе по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Особенностью детей дошкольного возраста является высокая степень зависимости их образа жизни от поведения окружающих взрослых, создаваемых ими условий. При изучении организации двигательного режима детей установлено, что лишь 12,5 % родителей постоянно занимаются физическим воспитанием своих детей, не систематически — 62,5 % и вообще не занимаются — 25 %. В определенной степени, во-видимому, это связано с недопониманием родителями значения физической культуры. Об этом свидетельствует тот факт, что лишь 8,3 % родителей сами утром выполняют гимнастические упражнения, 51 % выполняют их не систематически, а 40,7 % вообще не делают утреннюю гимнастику. Родители зачастую не могут оказать помощь ребенку в овладении соответствующими возрасту двигательными навыками, так как 46,9 % опрошенных не знают возрастных требований к ним. Лишь 12,5 % родителей постоянно занимаются закаливанием детей в домашних условиях, не систематически — 46,9 %, а вообще не закаливают своих детей 40,6 % опрошенных родителей.

Недостатки в организации физического воспитания в семье зачастую не устраняются и в ДУ. Так, утреннюю гимнастику в детском саду проводили лишь 21,4% опрошенных воспитателей. Знали тесты по дозированию нагрузки на физкультурных

Таблица 2

Организация продуктивной деятельности дошкольников

Показатели организации продуктивной деятельности Городские и сельские ДУ. % Городские ДУ. % Сельские ДУ.%

Выполнение программы по трудовому

воспитанию, %:

90-100 16,0 11,5 24,2

70-89 65,7 61,5 73,3

30-69 17,1 25,2 2,5

0-29 1,2 1,8 0

Причины невыполнения воспитателем

программы по трудозому воспита-

нию:

— отсутствие должного контроля

за организацией трудового вос-

питания 7,4 6,2 9,8

— плохое знание программы 11.4 9,3 15,4

— отсутствие материальной базы 53,8 55,4 50,5

— дефицит времени 22,5 23,8 19,8

— другие причины 4,9 5,3 4,5

Процент обеспеченности инвентарем

для хозяйственно-бытового труда:

70-100 82,0 91,7 64,2

30-69 18,0 8,3 35,8

0-29 0 0 0

Процент обеспеченности инвентарем

для труда на участке, ухода за

растениями:

70—100 37,2 36,2 39,2

30-69 31,4 27,1 39,2

0-29 31,4 36,7 21,6

Процент обеспеченности инвентарем

для конструирования:

70-100 78,4 85,8 65,0

30-69 13,6 6,0 27,5

0-29 8,0 8,2 7,5

Процент обеспеченности принадлежно-

стями для лепки:

70—100 83,7 80,7 89,2

30-69 8,6 9,2 7,5

0-29 7,7 10,1 3,3

занятиях 42 % воспитателей,(шоващтользоваям их практике еще меньше -- 26 %. Всего 45 % воспитателей знали методику проведения закаливающих процедур в детском саду, еще 16,8% ответили, что знают ее не в полном объеме. 48,9% воспитателей считают, что выполняют программу физвоспита-ния в детском саду не более чем на 70 %.

Большое значение для развития детей в раннем и дошкольном возрасте имеют пребывание их на свежсм воздухе. Вместе с тем, как свидетельствуют полученные данные, дети явно недостаточно находятся на свежем воздухе. Особенно это заметно в зимнее время, когда не бывает на свежем воздухе 42,7 % детей, находящихся в домашних условиях, в детском саду на прогулке в течение менее 2 ч бывает около трети детей. Это приводит к тому, что у детей старшего дошкольного возраста не формируется привычка к прогулкам на свежем воздухе, нарушен двигательный режим.

Большое значение в физическом и психическом развитии дошкольников, формировании привычек к трудовому усилию, нравственно-волевых качеств, имеющих отношение к здоровому образу жизни, имеет продуктивная деятельность (лепка, рисование, ручной труд и др.). В табл. 2 приведены данные об организации продуктивной деятельности дошкольников. Обращает на себя внимание то, что, по мнению воспитателей, в полном объеме программа по трудовому воспитанию в детском саду практически не выполняется; большинство воспитателей выполняет ее на 70—89 %. В городской местности в сравнении с сельской доля воспитателей, выполняющих в полном объеме программа по трудовому воспитанию, в 2,1 раза меньше (р<0,01). Это крайне отрицательно сказывается на формировании здорового образа жизни городских дошкольников, двигательная активность которых, как известно, остается недостаточной.

Среди факторов, которые обусловливают невыполнение программы по трудовому воспитанию, наиболее важным, по мнению воспитателей, является слабая материальная база ДУ. В то же время показательно, что в городской местности практически каждый десятый, а в сельской — каждый шестой воспитатель плохо владеет методикой организации трудового воспитания. Определенное значение имеет также и слабый методический контроль за его организацией, санитарно-гигие-ническими условиями.

По мнению опрошенных воспитателей, наименее благоприятные условия в детском саду складываются для труда на природе: практически в одной трети случаев таких условий нет вообще, а оптимальные условия имеются'еще в одной трети случаев. Примечательно также, что удельный вес городских ДУ, в которых отмечается неудовлетворительная обеспеченность инвентарем для труда на природе, в 1,7 раза выше, чем сельских (р<0,01). В то же время работа детей на участке

© м. ю. АНТОМОНОВ, УДК 6(3.155+613.6321-07:

Результативность многочисленных гигиенических исследований, включая определение пороговых и подпороговых уровней воздействия факторов окружающей среды, во многом определяется качеством используемого математического описа-

развивает крупные мышцы тела, что имеет большое значение для формирования правильной осанки, повышения двигательной активности.

Важными психогигиеническими факторами являются нормирование нагрузки на занятиях, связанных с преимущественно умственным напряжением, учет умственного развития детей при организации обучения. Этот принцип должен использоваться и при организации здорового образа жизни дошкольников, поскольку на его основе можно корригировать умственное развитие детей. В связи с этим была изучена информированность родителей о Знаниях, которые должен иметь их ребенок. Выявлено, что 76 % опрошенных родителей знают, какими математическими представлениями он должен обладать. Вместе с тем только 48 % родителей интересуются, какие стихотворения учат дети в детском саду, лишь 55 % имеют правильные представления о показателях умственного развития старших дошкольников. Это, по-видимому, служит одной из причин недостаточного внимания родителей к обучению детей в семье. Так, лишь 46 % опрошенных родителей занимаются с детьми ежедневно, еще 46 % — несколько раз в неделю, а 8 % родителей вообще не уделяют внимания обучению детей.

Установлено, что работники дошкольных и медицинских учреждений уделяют недостаточное внимание гигиеническому обучению родителей. Так, только 14 % опрошенных родителей получили информацию о физическом и психическом развитии детей от педиатров и 43 % — от работников детских садов.

В ходе проведенного исследования разработана методика комплексной оценки уровня сформированности здорового образа жизни у дошкольников, позволившая проанализировать организацию этой работы в старшем дошкольном возрасте с учетом гигиенических факторов. Литература

1. Гигиена детей и подростков.— М., 1986.

2. Кондратенко Т. Д., Котырло В. К., Ладывир С. А. Обучение старших дошкольников.— Киев, 1986.

3. Лисицын Ю. П., Царегородцев Г. И. // Полит, самообразование.— 1986,— № 10.— С. 30—37.

4. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.— М.. 1982.

5. Сердюковская Г. Н. 11 Всесоюзная науч.-практ конф.: Тезисы докладов,—М., Г989.— Ч. 1,—С. 3—12.

6. Ямпольская Ю. А. // Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельской местности СССР.— М„ 1986,— Вып. 4, ч. 1,— С. 11—22.

Поступила 07.06.90

ния функции доза (уровень фактора) — время — эффект и точностью оценки ее параметров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В практике современной гигиены существуют разнообразные приемы такого описания: для зависимости доза —

Методы исследования

1991

М. Ю. Антомонов

ВЕРОЯТНОСТНЫЙ подход К ОПИСАНИЮ ЗАВИСИМОСТЕЙ ДОЗА — ВРЕМЯ — ЭФФЕКТ

Республиканский научный гигиенический центр Минздрава Украинской ССР, Киев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.