ФОРМИРОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кротова В.Ю., Гоигорьев О.А.
Воронежский государственный педагогический университет
г. Воронеж, Россия
FORMATION AND CHILD HEALTH PROMOTION PRESCHOOL MEANS OF MEDICAL PHYSICAL EDUCATION
Krotova V.Yu., Grigoryev O.A.
Voronezh State Pedagogical University
Voronezh, Russia
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на формирование осанки у детей дошкольного возраста и актуальные аспекты формирования у них привычки к здоровому образу, представлен анализ отношения родителей к здоровью у дошкольников.
Summary.The article examines the factors influencing the formation of posture in children of preschool age and actual aspects of formation of their habits to healthy, presents an analysis of the relationship to the health of parents of preschool children.
Период дошкольного детства является наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка, формирования представления о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ), формирования определённых черт характера, приобретения необходимых знаний и навыков [2, с. 5].
Одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и семьи является охрана и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного развития дошкольника. В условиях ДОУ необходимо правильно организовать физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками при активном участии родителей [6, с. 144-145; 1, с 34].
Важно отметить, что возраст 4-7 лет является наиболее важным периодом для формирования правильной осанки. Следовательно, основными задачами ДОУ и семьи являются: формирование и закрепление правильной осанки, профилактика и коррекция нарушений осанки, повышение сопротивляемости организма к повышающимся физическим нагрузкам и общей физической работоспособности до возрастной нормы, гармонизация физического развития ребенка, развитие двигательных навыков и физических качеств [6, с. 144-145].
Так, проведенное нами исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ) «Центр развития ребенка -детский сад № 188» и МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 144»
г. Воронеж выявило: нарушение осанки у 22 детей из 101 осмотренного ребенка.
Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе была проведена диагностика детей ДОУ на предмет нарушения осанки и составлен список для занятий лечебной физической культурой (ЛФК).
Применение ЛФК при нарушении осанки основано на механизмах лечебного дей-ствия физических упражнений. Так, повышение общего жизненного тонуса, улучшение течения нервных процессов, активизация деятельность всех органов и систем организма, обмена веществ, укрепление защитных сил, происходит благодаря механизму обще тонизирующего действия [4, с. 17].
На втором этапе проводилось анкетирование родителей дошкольников. На третьем - осуществлен повторный осмотр дошкольников, обработано и проанализировано проведенное анкетирование.
Так, общее физическое развитие детей проходит в соответствие с возрастом, лишь в 2 % случаев отмечается задержка, а средний возраст начала посещения детского сада колеблется от 2,5 до 5,5 лет. Частота заболеваемости у детей 5-7 лет зависит от возраста дошкольников. В возрастной группе 5-6 лет, дети болеют от 2 до 8 раз в год, а в возрасте 6-7 - от 2 до 5.
Следует отметить, что у детей дошкольного возраста для формирования внутренней картины здоровья очень важно отношение родителей к его здоровью. Адекватная оценка родителями здоровья ребенка в значительной степени отражается на особенностях его поведения и самочувствии.
Уровень знаний и представлений ребенка об окружающем мире, который формируется в процессе общения с родителями и другими взрослыми, отражается на особенности его представлений о собственном теле, внешнем облике, самочувствии. Важно отметить, что только к 7 годам у детей наблюдаются собственные суждения о своем здоровье, например: «Я здоровый, потому что не болел» [9, с.252].
Среди источников знаний о физическом воспитании детей отмечают: чтение специальных книг, передачи по телевидению и радио, статьи в журналах, специалисты ДОУ, лекции и беседы, детские врачи, родственники и друзья, личный опыт.
ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно [10, c. 20].
Так, 94% опрошенных утверждают, что их образ жизни можно назвать здоровым, а у 38 из 65 нет вредных привычек. 61 из 65 родителей воздействуют на детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни.
Одним из составляющих здоровья детей является показатель правильной осанки.
Так же необходимо отметить, что при правильной осанке у ребенка создаются оптимальные условия для формирования и функционирования как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. При этом поддержание тела в устойчивом вертикальном положении происходит с наименьшей затратой энергии.
В литературе описаны факторы, влияющие на формирование осанки. В настоящее время установлено множество внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов [5, с. 18-19], влияющих на осанку. Из эндогенных факторов наиболее существенными являются следующие: наследственность по антропометрическим признакам (длина тела, туловища, верхних и нижних конечностей ширина таза, бедер, плеч и т.д.); тип физической конституции; степень развития костного скелета, связок, мышц. Важным является и уровень развития физических качеств (сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость), уровень развития координации движений, темпы роста, двигательный режим.
Огромную роль на формирование осанки оказывает наследственность, достаточно часто дети перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении и письме.
Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой системы, дыхательного аппаратах. Именно ЛФК способствует гармоничному развитию всего организма ребенка и, в том числе, формирует мышечный корсет, увеличивает выносливость организма, формирует стереотип правильной осанки, создает условия для стабилизации позвоночника и коррекции нарушения осанки. Главным средством ЛФК являются специально подобранные физические упражнения, подобранные в соответствии с особенностями нарушения осанки, при определенном темпе и последовательности, оказывают многогранное физиологическое воздействие [5].
Таким образом, в дошкольном возрасте осанка легко поддается различным воздействиям внешней среды, как положительным, так и отрицательным. Так, в 6-7 лет чаще всего мы встречаемся с вялой неустойчивой осанкой, особенно у детей с плохо развитой мускулатурой и недостаточным физическим развитием. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение - она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.
Среди экзогенных факторов важно отметить: любые заболевания, перенесенные в раннем детстве (особенно рахит, частые вирусные инфекции), экологические факторы среды обитания, характер и режим питания, социальные факторы, недостаточное или неправильное физическое воспитание, нерациональные занятия спортом; нарушения
гигиены труда и учебы, двигательный режим, навязанный родителями и обществом.
Среди причин, которые ведут к заболеваниям, 28% родителей относят недостаточное физическое воспитание в детском саду и семье. В то же время, 68% родителей считают, что причиной заболевания являются наследственность, предрасположенность и сниженный иммунитет дошкольника.
Обращая внимание на состояние здоровья и физическую культуру ребенка, важно учитывать соблюдение режима и рациональное питание (76% опрошенных), пребывание на свежем воздухе, благоприятная психологическая атмосфера, спортивные и детские площадки.
К третьей группе факторов относят сочетанное воздействие внешних и внутренних факторов. В различные периоды жизни преобладающее значение могут иметь то одни, то другие факторы [4, с. 12-13].
Для профилактики заболеваний важно отметить роль закаливающих мероприятий. Только 28 родителей из 65 проводят закаливают детей дома. Среди закаливающих процедур, которые наиболее приемлемы для дошкольника, отмечают: облегченная форма одежды в группе и на прогулке (25%), обливание ног контрастной водой (38%), хождение босиком (26%), систематическое проветривание группы (86%), прогулки (82%), полоскание горла (26%), умывание шеи и рук (23%).
Так, 95 % опрошенных согласно, сто на формирование двигательной активности ребенка оказывают влияние родители, воспитатели, сверстники. 58 родителей отмечают, что двигательная активность ребенка проявляется в гимнастике, прогулках, играх на воздухе, купании и плавании, катании на коньках и санках, ЛФК.
74% родителей дошкольников отмечают, что 53 детей из 65 интересуются двигательными и играми с элементами спорта. В то же время, только у 32% детей есть дома спортивный уголок и инвентарь.
При оценке физических качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость) 24% родителей отмечают, что их ребенок выделяется на фоне других. Следует отметить, что 58 родителей отмечают двигательную активность своих детей высокой. Так, пешком до детского сада добирается 48% дошкольников. А после посещения детского сада гуляют только 83% детей.
Помимо занятий в ДОУ, дополнительные занятия по общей физической подготовке посещает 62% дошкольников. 96 % дошкольников в свободное время предпочитают игры с игрушками, конструирование, просмотр книжек, игры на воздухе, рисование, пение, музыку, прогулку, игры с мячом. Так, 48 из 65 детей в выходные дни играют с подвижные и настольные игры, занимаются дыхательной гимнастикой, профилактикой заболеваний, коррекцией осанки и профилактикой плоскостопия.
95% родителей систематически обращают внимание на физическое воспитание ребенка. 86% родителей отмечают, что в домашних условиях ребенок не выполняет утреннюю гимнастику и физические упражнения.
Среди факторов, мешающих активно заниматься физически развитием ребенка, 48 родителей отмечают состояние здоровья, недостаток времени, продолжительный рабочий день, недостаток знаний и умений, домашние дела. И только 5 родителям дошкольников ничего не мешает.
Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование положительного отношения к здоровью требует системного подхода, включающего усилия общества, родителей и педагогов ДОУ.
Целенаправленно организованная работа, преемственность ДОУ и семьи дошкольника в работе по профилактике и коррекции нарушений осанки играет важную роль. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на профилактику и коррекцию нарушения осанки проводилось на родительских собраниях, консультациях, днях открытых дверей и практической демонстрации форм работы с детьми.
fn
Список литературы
Q
W
1. Арсеневская, О.Н. Мы играем, спинку укрепляем. Комплексы упражнений для коррекции осанки / О. Н. Арсеневская // Детский сад. Всё для воспитателя! - М, 2012. - № 5. - С. 34-40.
2. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / О. С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
3. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. Е.А. Епифанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2001. - 592 с.
4. Мукина, ЕЮ. Современные методы физической реабилитации при заболеваниях опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие / Е. Ю. Мукина; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. Гос. ун-т. им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - 47 с.
5. Потапчук, A.A. Осанка и физическое развитие детей / A.A. Потап-чук, М.Д. Дидур // Программы диагностики и коррекции нарушений С-Пб.: Речь, 2001. -166 с.
6. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте. / А.А. Потапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур - СПб: Речь, 2007. - 464 с.
7. Психология здоровья / Г. С. Никифоров, В. А. Ананьев, И.Н.Гурвич и др. Под ред. Г.С. Никифоров. - СПб.: Изд-во ун-та. 2000, 504с.
8. Психология отношений родителей с детьми в семье // Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. М.К. Тутушкиной. - 2000. - С. 241-284.
9. Филиппова, С. О. Культура здоровья дошкольников // Дошкольная
педагогика. - 2001.-№1. - С.4-6.
10. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб. пособие. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 407 с.
ш
w
_Q
References
1. Arsenevskaya, ON We play, back strengthening. A set of exercises for posture correction / OM Arsenevskaya // Kindergarten. All for teacher! - M., 2012. - № 5. - S. 34-40.
2. Vasilyeva OS Psychology of human health: standards, performance, installation: Proc. allowance for students. Executive. Textbook, institutions / OS Vasilyeva, FR Filatov. - M.: Publishing Center "Academy", 2001. - 352 p.
3. Therapeutic physical training: Handbook / Ed. Prof. EA Yepifanova. - 2 nd ed., Revised. and add. - M.: Medicine, 2001. - 592 p.
4. Mukinje, EJ Modern methods of physical rehabilitation in diseases of the musculoskeletal system: Proc. Benefit / EY Mukinje; M of arr. and Science, VPO "Thumb. Gos. Univ. them. GR Derzhavin. " Tambov: Publishing House TSU. GR Derzhavin, 2011. - 47 p.
5. Potapchuk, A.A. Posture and physical development of children / A.A. Potap-chuk, MD Didur// Diagnostic programs and correction of Saint-Petersburg .: Rech, 2001. -166 p.
6. Potapchuk, AA Therapeutic physical training in childhood. / AA Potapchuk, SV Matveev, MD Didur - St. Petersburg: Rech, 2007. - 464 p.
7. Health Psychology /GS Nikiforov, VA Ananiev, I.N.Gurvich et al., Ed. GS Nikiforov. - SPb .: Publishing house of the University. 2000 504c.
8. Psychology of relations of parents with children in the family // Practical Psychology for teachers and parents / Ed. MK Tutushkin. - 2000 - S. 241-284.
9. Filippova, SO Culture preschoolers health // Preschool Pedagogy. -2001.-№1. - S. 4-6.
10.Chumakov BN Valeology: Proc. allowance. - 2nd ed. Corr. and add. - M .: Russian Pedagogical Society, 2000 - 407 p.