Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т.А. Семенищенкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prevalence of preneurotic abnormalies was studied in senior schoolboys from 4 Bryansk regional areas with different levels of radiation contamination. The study is aimed at elucidating the correlation between the rate of development of preneurotic abnormalities and the level of radiation load in the environment. The study used the data of questionnaire surveys among schoolchildren, school medical records, the results of Aizenok, Spilbftrger-Klianin, and Lusher tests, the data of the Bryansk Center for Hydrometereology and environmental monitoring. There has been no significant relationship of studied psychological parameters to the radiation contamination of an area where the pupils live; however, there is a tendency for deviation from the optimum level of anxiety in senior schoolchildren who reside in radioactively polluted area. While implementing a package of preventive measures, it is necessary to pay a particular attention to the psychological atmosphere in the family of pupils and to the pattern of their learning load.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Анализ результатов физиометрических исследований свидетельствует о неблагоприятном влиянии аэротехногенных загрязнителей окружающей среды на функциональное состояние кардиореспираторной системы детей. В данной группе обследованных детей отмечаются более низкие уровни ФР, чем у детей контрольной группы. В районах с интенсивным загрязнением атмосферного воздуха меньше детей с повышенным уровнем ФР (Северо-Западный район г. Кирова 6,3%; Кирово-Чепецк 6,8%; контрольный район 9,5%) и больше детей с пониженным уровнем ФР (Северо-Западный район г. Кирова 14,5%; Кирово-Чепецк 12,4%; контрольный район 8,5%). Интегральным показателем аэробной мощности является МП К, характеризующее основное качество ФР — общую выносливость организма. Проведенные исследования позволили установить статистически значимое снижение МПК у мальчиков, проживающих в районах с интенсивным загрязнением атмосферного воздуха. Результаты спирометрических исследований показали, что у детей, проживающих в районах с интенсивным загрязнением атмосферного воздуха средние величины были несколько меньше, чем у детей контрольного района (Северо-За-падный район г. Кирова 0,91 ± 0,02 л; Кирово-Чепецк 0,92 ± 0,02 л; контрольный район 1,08 ± 0,03 л). Сравнительный анализ данных динамометрических исследований выявил достоверно большую мышечную силу (10,15 ± 0,15 кг) у мальчиков контрольного района по сравнению с таковой у мальчиков Северо-Западного района (9,72 ± 0,10 кг). Аналогичные результаты получены и для девочек.

Таким образом, анализ результатов исследования, основанный на сравнительном методе и построении математических моделей, позволил установить зависимость между физическим развитием детей и степенью загрязненности атмосферного воздуха промышленными выбросами в местах их постоянного проживания. Выявленная зависимость позволяет использовать соматометриче-ские и физиометрические показатели развития детей в качестве диагностических критериев при оценке влия-

ния аэротехногенных загрязнителей окружающей среды на здоровье детского населения, что необходимо учитывать при разработке территориальных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Выводы. I. У детей, проживающих в районах с интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, по сравнению с детским населением контрольной территории наблюдаются статистически значимые изменения в со-матометрических показателях физического развития.

2. Среди детского населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах, детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием в 1,5 раза больше, чем в контрольном районе.

3. ФР, МПК, мышечная сила, ЖЕЛ у детей из районов с интенсивным загрязнением атмосферного воздуха снижены по сравнению с показателями их сверстников, проживающих на контрольной территории.

4. Выявленная зависимость между морфофункцио-нальными показателями состояния здоровья и степенью аэротехногенной нагрузки позволяет рассматривать показатели физического развития в качестве диагностических критериев при оценке влияния атмосферных загрязнителей на здоровье детского населения.

Л итература

1. Баранов А. А. // Экологические проблемы педиатрии. - М„ 1997. - С. 5-15.

2. Болотова Н. В. и др. // Пятый конгресс педиатров России. - М., 1999. - С. 66.

3. Ишуова П. К., Абдрахманов К. Б. // Там же. — С. 185.

4. Масюк В. С., Болотникова И. А., Романов А. Ф. // Современные проблемы педиатрии: Материалы 8-го конгресса педиатров России. — М., 1998. — С. 45— 46.

5. Савватеева В. Г. и др. // Пятый конгресс педиатров России. - М., 1999. - С. 448.

Поступила 20.06.02

С Т. А. СЕМЕНИЩЕНКОВА. 2003 УДК 613.955:« 16.891 -036.3-02:614.8761-07

Т. А. Семенищенкова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского

К актуальным проблемам охраны здоровья детей и подростков относится предупреждение невротических расстройств. По данным различных авторов, процент школьников средних и старших классов, имеющих невротические отклонения, колеблется от 20 до 66,7 [6, 18].

На формирование отклонений в психическом состоянии людей оказывает влияние комплекс различных факторов: личностная предрасположенность, особенности социального окружения, экономические проблемы, образ жизни, наличие соматических заболеваний и др. [2, 3, 12, 14].

Влияние экологических факторов, в частности радиационного загрязнения, на психический статус людей изучено недостаточно, и сведения, полученные разными исследователями, противоречивы.

Ряд авторов отмечают негативные эффекты длительного воздействия малых доз радиации на психологическое состояние взрослых и детей [5, 10].

В то же время многие исследователи считают, что ухудшение психологического состояния населения, проживающего на радиационно загрязненных территориях, не всегда можно связать именно с негативным влиянием малых доз радиации, нарушения могут быть обусловлены и другими причинами [7, 11, 17].

Для предупреждения развития отклонений в психическом статусе необходимо выявление преневротических нарушений. В литературе этот вопрос представлен единичными исследованиями [1,4, 16].

С целью выявления преневротических отклонений в психологическом состоянии школьников, проживающих в районах с повышенным техногенным радиационным фоном, и разработки рекомендаций по предупреждению невротических расстройств нами выполнено комплексное психологическое обследование старшеклассников в причинно-следственной связи от различных социально-экономических факторов и уровня радиационного загрязнения района проживания.

Для выявления преневротических отклонений у старшеклассников проведена скрининговая оценка их психологического состояния с использованием тестов, выявляющих уровень тревожности и нейротизма, которые могут отражать непатологические преневротические нарушения [1,8]. Среди множества других нами были отобраны тесты Спилбергера—Ханина для определения ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности, Айзен-ка для определения экстраверсии и нейротизма и Люше-ра для диагностики переживаний на неосознаваемом уровне. По тесту Люшера рассчитывались такие показа-

Таблица I

Средние значения психологических показателей изучаемых групп школьников (обследуемые из полных семей со средним уровнем дохода)

Группа I Группа II Группа III Группа IV

Показатель

л М±т л М± т л М±т л М± т

э 51 17,1 1 0,57 13 18,85 1 1,02 20 18,70 1 0.86 17 17,06 1 1,01

Нейротизм 51 9,82 1 0,66 13 9,92 1 1,2 20 10,8 1 1,23 17 11,71 1 1,63

Ложь 58 3,55 1 0,24* 14 3.64 1 0,36 26 4,12 1 0,42* 24 5,17 1 0,46*

СТ 58 37,29 1 0,98 14 37,64 1 2,31 25 37,04 1 1,71 20 37,40 1 1,55

ЛТ 58 36,59 1 1.04 14 33,43 1 2,0 25 36,28 1 1.98 20 36,65 1 1,65

СО 31 14.84 1 1.08 12 16,08 1 1,64 26 13,54 1 0,96 24 14,83 1 1,3

ВК 31 0.99 1 0,06 12 1,01 1 0,16 26 1,01 1 0,08 24 1,02 1 0,11

КТ 31 2,32 1 0,47 12 2,58 ± 0,85 26 1,42 1 0,46 24 2,67 1 0,67

При ме ча нис. Звездочка — различия с показателями IV группы достоверны, р < 0,05.

тели, как суммарное отклонение (СО) от аутогенной нормы (стандартной последовательности выбора цветов); вегетативный коэффициент (ВК), основанный на оценке положения цветовых пар: красного и желтого, синего и зеленого цветов в выборе испытуемого; показатель выраженности компенсаций и тревог (КТ), равный сумме "!". Всего обследовано 224 школьника. Обработка результатов теста Люшера проводилась с помощью "Программы обработки результатов по тесту Люшера".

Для изучения социально-экономического положения школьников проведено анкетирование с использованием разработанной нами анкеты, содержащей 29 вопросов. Исследование проходили во II полугодии 2000/01 учебного года. Проведено тестирование юношей 10-х и 11-х классов, обучающихся в общеобразовательных школах Брянска (I группа), Новозыбкова (II группа), поселке городского типа Красная Гора (IV группа) и в клинцовской гимназии (III группа). Анализ данных Брянского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды показывает, что наиболее высокая плотность радио-нуклидного загрязнения окружающей среды на протяжении всего послечернобыльского периода имеет место в Новозыбковском районе. По состоянию на 1 января 2001 г. в Новозыбкове плотность загрязнения 137Cs составляла 13,63 Ku/км2, в Клинцах и Красной Горе плотность загрязнения была меньше (6,19 и 5,15 Ku/км2 соответственно), а Брянск находился на чистой местности (плотность загрязнения 0,28 Ku/км2),

Статистическая обработка материала проводилась при помощи программы STATISTICA 6.0.

Компьютерная обработка результатов подтвердила, что между данными, полученными с помощью тестов Спилбергера—Ханина и Айзенка, существует прямая корреляционная связь, а именно: между нейротизмом и СТ (г= 0,42), нейротизмом и ЛТ (г = 0,69), экстраверсией и СТ (г = -0,35), экстраверсией и ЛТ (г = -0,34), СТ и ЛТ (г = 0,49), СО и КТ (г = 0,80).

Для того чтобы сравниваемые группы были однородными по социально-экономическим параметрам, по результатам анкетирования были отобраны школьники, проживающие в полных семьях с месячным доходом на одного члена семьи от 500 до 3000 руб. Полученные результаты представлены в таблицах.

Как видно из табл. 1, среднегрупповой показатель нейротизма имеет диапазон колебаний от 9,82 ± 0,66 балла у школьников из радиационно чистого района до 11,71 ± 1,63 балла среди старшеклассников из школы пос. Красная Гора с плотностью радиационного загрязнения 5,15 Ku/км2. Наши результаты незначительно отличаются от данных литературы, согласно которым показатель нейротизма у мальчиков, проживающих в регионах с радионуклидным загрязнением, был равен 10,6 ± 0,73 балла (10]. Показатель СТ у учащихся всех районов существенно не различался, имея колебания от 37,04 ±1,71 балла у юношей III группы до 37,64 ± 2,31 балла у старшеклассников II группы. Среднее значение

показателя ЛТ также незначительно изменяется от 33,43 ± 2,0 балла у учащихся II группы до 36,65 ± 1,65 балла у школьников IV группы.

Колебания СО от 13,54 ± 0,96 балла в III группе до 16,08 ± 1,64 балла во II группе не отличаются от статистической средневыборочной нормы, которая равна 14— 20 баллам.

Изменения средних значений ВК от 0,99 ± 0,06 балла в I группе до 1,02 ± 0,11 балла в IV группе соответствуют диапазону 1 — 1,5 балла, который отражает оптимальный уровень активированности и увеличивает вероятность успешной деятельности в стрессовых условиях (19).

По результатам исследования не выявлено различий средних значений различных психологических показателей между изучаемыми группами школьников. Выявлено достоверное повышение среднего балла по шкале лжи теста Айзенка в IV группе по сравнению с I и II группами (см. табл. 1). Оценка различий проводилась по /-критерию Стьюдента. Так как не во всех случаях изучаемые показатели имели нормальное распределение, а объем выборки был небольшим, мы провели оценку различий между изучаемыми группами с помощью непараметрического метода по и-критерию Манна—Уитни. Этот ме-тоддал такие же результаты, т. е. выявил достоверное повышение уровня лжи по тесту Айзенка в IV группе по сравнению с таковым в I и II группах. Выявленные различия могут быть связаны с тем, что учащиеся IV группы (из пос. Красная Гора) реже сталкивались с ситуацией психологического тестирования, она является для них необычной и поэтому вызывает настороженность.

Среднее арифметическое значение показателя не полностью характеризует его, так как в имеющейся выборке могут быть отклонения от оптимального значения как в сторону более высокого, так и более низкого значения, которые взаимно компенсируют друг друга. Поэтому мы определили в каждой группе процент учащихся, имеющих разные уровни выраженности изучаемых психологических показателей. Границы уровней показателей выделяли согласно ключам к тестам |13, 15).

Как видно из результатов, представленных в табл. 2, среди старшеклассников всех изучаемых групп преобладают экстраверты, их доля колеблется от 95% среди учащихся III группы до 92,31% среди школьников II группы, т. е. и самый высокий, и самый низкий процент экстравертов выявлен у старшеклассников из радиационно загрязненных районов.

Высокая СТ регистрировалась от 15% в IV группе до 28,57% во II группе, школьники которой проживают на наиболее загрязненной территории. Однако самый большой процент высокой ЛТ (15,52) был отмечен у учащихся I группы, проживающих в относительно чистом районе. В целом это ниже, чем в данных литературы, согласно которым высокая тревожность имеется у 25—91% детей, проживающих на территориях с радионуклидным загрязнением [9].

Таблица 2

Сравнение психологических показателей изучаемых групп школьников (обследуемые из полных семей со средним уровнем дохода)

Пп1г"П!1Т#Л|. _ Группа 1 Группа II Группа III Группа IV

а 6с. % абс. % абс. % абс. %

И нтро-экстраверсия 51 13 20 17

Интроверсия 3 5,88 1 7,69 1 5 1 5,88

значительная 2 3,92 0 0 1 5 1 5,88

умеренная 1 1,96 1 7,69 0 0 0 0

Экстраверсия 48 94,12 12 92,31 19 95 16 94,12

умеренная 29 56.86 2 15,38 6 30 11 64,71

значительная 19 37,25 10 76,92 13 65 5 29,41

Нейротизм 51 13 20 17

Эмоциональная устойчивость 39 76,47 12 92,31 17 85 11 64,71

высокая 31 60,78 8 61,54 8 40 8 47,06

средняя 8 15,69 4 30,77 9 45 3 17,65

Эмоциональная неустойчивость 12 23,53 1 7,69 3 15 6 35,29

высокая 10 19,61 0 0 1 5 3 17,65

очень высокая 2 3.92 1 7,69 2 10 3 17,65

Ситуативная тревожность 58 14 25 20

низкая 10 17,24 3 21,43 7 28 4 20

умеренная 40 68,97 7 50 14 56 13 65

высокая 8 13,79 4 28,57 4 16 3 15

Личностная тревожность 58 14 25 20

низкая 11 18,97 4 28,57 8 32 5 25

умеренная 38 65,52 9 64,29 14 56 12 60

высокая 9 15,52 1 7,14 3 12 3 15

Умеренную СТ проявляли от 50% учащихся II группы до 68,97% старшеклассников I группы, а умеренную J1T — от 60% школьников IV группы до 65,52% учащихся I группы. По данным литературы, при изучении тревожности около 70% испытуемых находятся в зоне нормы, т. е. не проявляют ни повышенной тревожности, ни чрезмерного спокойствия (14]. Наиболее заметные отклонения от этой закономерности по показателю СТ наблюдались в III и II группах, где умеренный уровень тревожности имели соответственно 56 и 50% школьников, а по показателю ЛТ — в III группе, где нормальный уровень тревожности был у 56% детей. Это может свидетельствовать о некотором неблагополучии старшеклассников II и III групп, проживающих на радиационно загрязненной территории, по уровню тревожности.

Не выявлено достоверных различий по количеству учащихся, имеющих тот или иной уровень различных психологических показателей. Однако имеется тенденция к увеличению доли эмоционально устойчивых учащихся во II и III группах (на 15,84 и 8,53% соответственно) по сравнению с I группой, а также увеличению доли эмоционально неустойчивых школьников в IV группе (на 11,76%) по сравнению с контрольной. Обнаружена тенденция к уменьшению числа старшеклассников, имеющих оптимальную умеренную СТ, во всех группах по сравненйю с I группой и умеренную ЛТ в III и IV группах по сравнению с I группой. Отмечается увеличение доли учащихся, имеющих низкую СТ и ЛТ, во всех группах по сравнению с контрольной, особенно это заметно в III группе (на 10,76 и 13,03% соответственно). Выявлено некоторое увеличение доли старшеклассников, имеющих высокую СТ, и уменьшение числа школьников, имеющих высокую ЛТ, во всех группах по сравнению с I группой (см. табл. 2).

Уменьшение числа учащихся, имеющих умеренную СТ или ЛТ, а также увеличение доли низкой и высокой СТ или ЛТ может свидетельствовать об ухудшении психологического статуса школьников, так как оптимальный умеренный уровень тревожности необходим для адекватной оценки имеющейся ситуации.

Было изучено влияние на психологическое состояние школьников некоторых социальных факторов.

По результатам анкетирования выявлена слабая прямая корреляционная зависимость между уровнем ЛТ и

временем, затрачиваемым старшеклассниками на просмотр телевизионных передач — г = 0,19, между экстраверсией и временем, затрачиваемым на прогулки и общение с друзьями — г = 0,31, а также между экстраверсией и временем, затрачиваемым школьниками на занятия спортом — г = 0,18. Имеется слабая обратная корреляционная зависимость между СТ и временем, затрачиваемым на посещение кружков, — г = 0,18, между экстраверсией и временем, затрачиваемым на просмотр телевизионных передач — г = -0,23 и чтение книг — г = -

0.21. а также между СТ и временем, затрачиваемым школьниками на занятия спортом, — г = -0,19.

Анализ влияния состава семьи на психологический статус обследованных школьников показал, что существует достоверное снижение среднего уровня экстраверсии у учащихся из неполных семей по сравнению со школьниками, которые являются единственным ребенком в полной семье.

Полученные нами результаты не дают основания для утверждения об отрицательном влиянии повышенного радиационного фона на возникновение преневротиче-ских отклонений у старшеклассников. Для выявления причин возникновения отклонений в психологическом статусе учащихся необходим тщательный анализ не только экологических, но и социально-экономических факторов, оказывающих зачастую более сильное воздействие на психологическое состояние школьников. Непатологические отклонения в психологическом состоянии школьников, которые обычно не замечаются педагогами, а часто и родителями, могут приводить к затруднениям адаптации учащихся к обучению в школе, вызывать трудности в общении с другими людьми и повышать вероятность возникновения более серьезных отклонений. В системе профилактических мероприятий необходимо обратить особое внимание на психологическую атмосферу в семьях учащихся и на характер испытываемой ими учебной нагрузки.

Литература

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. — М., 2000.

2. Антропов Ю. Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. — М., 2000.

3. Бережков Л. Ф., Бондаренко Н. М., ЗутлерА. С. и др. // Вестн. РАМН. - 1993. - № 5. - С. 8-15.

4. Гарбузов В. И. Неврозы и психотерапия. — СПб, 2001.

5. Головенко С. В. // Журн. неврол. и психиатр. — 1994. - № 4. - С. 62-65.

6. Дербенев Д. П. // Там же. - 1997. - № 8. - С. 48-52.

7. Козлова И. А., Нягу А. И., Королев В. Д. // Там же. — 1999. - № 8. - С. 12-15.

8. Кутепов Е. Н., Варфоломеева И. В., Чарыева Ж. Г. // Гиг. и сан. - 1999. - № 3. - С. 68-71.

9. Лакосина Н. Д., Сергеев И. И., Воскресенский Б. А. и др. // Журн. невропатол. и психиатр. — 1992. — № 5. - С. 69-72.

10. Лысенко В. И., Дриневский Н. П., Голубова Т. Ф. Ц Вопр. курортол. - 1995. - № 6. - С. 31-33.

И. Малыгин В. Л., Цыганков Б. Д., Атлас Е. Е. и др. // Журн. неврол. и психиатр. — 1998. — № 12. — С. 48-52.

12. Петраков Б. Д.. Цыганков Б. Д. Эпидемиология психических расстройств: Руководство для врачей. — М„ 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. - М„ 2001.

14. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., Воронеж, 2000.

15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. — М., 2000. — Кн. 1.

16. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. Н. // Гиг. и сан. — 1998. - № 4. - С. 35-39.

17. Сухотина Н. К., Каи/никова А. А., Прейс В. Б. и др. // Журн. неврол. и психиатр. — 1993. — № 3. — С. 64— 67.

18. Хамаганова Т. Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В., Семке С. Б. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 71-73.

19. Цветовой тест отношений: Метод, рекомендации. — СПб, 1995.

Поступила 10.01.02

Summary. The prevalence of preneurotic abnormalies was studied in senior schoolboys from 4 Bryansk regional areas with different levels of radiation contamination. The study is aimed at elucidating the correlation between the rate of development of preneurotic abnormalities and the level of radiation load in the environment. The study used the data of questionnaire surveys among schoolchildren, school medical records, the results of Aizenok, Spilberger-Khanin, and Lusher tests, the data of the Bryansk Center for Hydrometereology and environmental monitoring. There has been no significant relationship of studied psychological parameters to the radiation contamination of an area where the pupils live; however, there is a tendency for deviation from the optimum level of anxiety in senior schoolchildren who reside in radioactively polluted area. While implementing a package of preventive measures, it is necessary to pay a particular attention to the psychological atmosphere in the family of pupils and to the pattern of their learning load.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 613.955:371.31-055.25

Н. Н. Куинджи, Е. Д. Лапонова, М. А. Поленова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЕВОЧЕК В ОДНОРОДНЫХ ПО ПОЛУ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва

Многолетние лонгитудинальные наблюдения НИИ ГиОЗДиП за формированием здоровья школьников обнаружили на всех этапах исследований (в 60, 80 и 90-е годы) наибольшее неблагоприятное воздействие школьного обучения на состояние здоровья девочек |8, 10].

В 90-е годы сложилась ситуация, когда среди выпускниц московских школ только 6,3% были здоровыми, в то время как у 75% диагностированы различные хронические заболевания (против 35% среди юношей). Результаты этих исследований послужили прецедентом для поиска альтернативной организации учебного процесса в школе, которая снижала бы негативные последствия школьного обучения для здоровья девочек. С этих позиций заслуживает внимания довольно массовое распространение в школах страны раздельного обучения детей разного пола, осуществляемого в женских гимназиях, параллельных классах для мальчиков и девочек, мужских военных учебных заведениях.

Раздельное обучение мальчиков и девочек имеет серьезную физиологическую основу. Согласно электрофизиологическим и нейропсихологическим исследованиям, дети разного пола (особенно дошкольники и младшие школьники) имеют разную функциональную организацию мозга [5, 6, 11]. А по данным детских физиологов и гигиенистов, у мальчиков позднее формируется комплекс школьно-необходимых функций, чем у девочек [1,9].

Педагогические предпосылки дифференцированного обучения детей разного пола заложены в тендерном направлении педагогики, которое предусматривает индивидуализацию обучения мальчиков и девочек посредством коррекции школьных программ, базовых литератур-

ных образцов, распределения учебных предметов, применения разного языка изложения и поведения учителей [3]. Указывается, что тендерные подходы к обучению и воспитанию детей особенно продуктивны среди дошкольников и младших школьников, когда формируется по-лоролевая идентификация личности ребенка.

В настоящее время актуализация тендерного направления в педагогике приобретает особое значение в связи с проводимой модернизацией образования (2000 г.) и ее декларациями о личностной ориентации школьного обучения, приоритете сохранения здоровья обучающихся, вариативности типов, видов образовательных учреждений и применяемых в них программ обучения [7].

Целью работы было изучить влияние раздельного обучения девочек в начальной школе на их состояние здоровья, умственную работоспособность и ее вегетативное и эмоциональное сопровождение, успеваемость, особенности полоролевого поведения.

Исследования проводились в одной из московских массовых школ, где наблюдением были охвачены 160 учениц девичьих классов и 55 учениц из смешанных классов. Последние служили контролем.

Использовались широко применяемые в гигиене детей и подростков методы: корректурное тестирование умственной работоспособности по методике С. М. Гром-баха, регистрация пульса (ЧСС) и артериального давления (АД) до и после уроков, словацкие анкеты для школьников, родителей и учителей для выявления нев-ротизации детей и их психолого-педагогических характеристик, метод "цветописи" Лутошкина для оценки эмоционального состояния, индекс пропусков занятий по болезни, выкопировка из формы № 026у о результа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.