Научная статья на тему 'Психосоматическое здоровье школьников как показатель адаптации к экстремальным условиям Северо-Востока России'

Психосоматическое здоровье школьников как показатель адаптации к экстремальным условиям Северо-Востока России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
231
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоровых Г. А., Башкиров А. А.

В работе изучено психосоматическое здоровье школьников, постоянно проживающих вблизи аэропорта г. Магадана. Показано, что под влиянием экстремальных природно-климатических, техногенных факторов внешней среды с возрастом снижается соматическое и психическое здоровье школьников. Проведение в школе эксперимента по развивающему обучению создает дополнительные экстремальные условия для детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федоровых Г. А., Башкиров А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Schoolchildren's psychosomatic health as a parameter of adaptation to extreme conditions of northeast of Russia

This work dials with the studying of schoolchildren s psychosomatic health. Several age groups were examined. It was shown that the health of schoolchildren is getting worse in connection with social, economic and ecological factors. According to the researches the maturation of schoolchildren at the north east (Magadan area) has its own peculiarities, which depend of complex ecological and social conditions. The total effect of social and climate conditions forms a specific stress factor for a growing oiganism.

Текст научной работы на тему «Психосоматическое здоровье школьников как показатель адаптации к экстремальным условиям Северо-Востока России»

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ АДАПТАЦИИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

Г.А. Федоровых, A.A. Башкиров

Экологический факультет, Российский университет дружбы народов, Подольское шоссе,

8/5, 113093, Москва, Россия

В работе изучено психосоматическое здоровье школьников, постоянно проживающих вблизи аэропорта г. Магадана. Показано, что под влиянием экстремальных природно-климатических, техногенных факторов внешней среды с возрастом снижается соматическое и психическое здоровье школьников. Проведение в школе эксперимента по развивающему обучению создает дополнительные экстремальные условия для детей и подростков.

В экстремальных условиях существования актуальным является изучение приспособительных возможностей организма к внешней среде.

Адаптационные возможности организма отражает состояние здоровья человека (Баевский P.M., 1996; Lee J., Hawtin N.. 1998). В литературе показана зависимость здоровья взрослых и детей от кл имато - географических, социально-экономических, психосоциальных и экологических факторов внешней среды. На это указывают в своих работах Авцын А.П., Жаворонков А.А., 1985; Агаджанян НА, Марачев А.Г., 1998; Меерсон Ф.З., 1993; Башкиров АА., 2000; Батуев А.С., 2000; Bener A., 2000; Monis A.S., Steinbeig L.,2002 и другие.

Влияние экстремальных условий Северо-Востока России на биологическую адаптацию взрослой популяции показывают Чернуха АД., 1992; Баевский P.M., 1996; Соловенчук Л.Л., 1998; Шуберт Э.Е., 2000 и другие.

Данные об особенностях психологической адаптации взрослой популяции в экстремальных условиях Северо - Востока России приводят в своих работах Аршавский В.В., Ротенберг B.C., 1980, 1988; Березин Ф.Б., 1980 и другие.

В современной литературе представлены показатели здоровья мигрантов в зависимости от срока проживания в условиях Крайнего Севера и Северо-Востока России (Государственный доклад.., 2000; Казначеев В.П., 1980; Казначеев В.П. и др., 1980; Чернуха А.Д., 1992). Но в последнее десятилетие в этом регионе наблюдается снижение темпов миграции. В Магаданской области складывается устойчивая популяция потомков мигрантов из средней полосы России. Состояние соматического и психического здоровья новой формирующейся популяции мало изучено. Все это и послужило основанием для выбора темы исследования.

Цель исследования: определить особенности биологической и социальнопсихологической адаптации школьников разных возрастных групп к экстремальной природной, техногенной и социальной среде на Северо-Востоке России.

Результаты исследования. Исследование осуществлялось с 1994 по 2002 годы. Поставленные задачи могли быть решены с помощью следующих методов. Изучались документы, представленные экологическим кабинетом о выбросах отходов самолетного топлива. Проведено определение запыленности воздуха. Изме-

рялся уровень радиации с помощью дозиметра — радиометра. Изучены данные, предоставленные поликлиникой о здоровье взрослой популяции.

Соматическое здоровье изучалось по данным анализов крови, измерялась ЧСС в покое и после физической на1рузки, проводилось измерение АД, спирометрия, динамометрия, изучались данные углубленного медицинского осмотра, проводился анкетный опрос о состоянии здоровья. Психическое здоровье изучалось с помощью следующих тестов и методик: тест Айзенка, шкала тревоги Тейлора, шкала Спилбергера, Филлипс-тест по изучению школьной тревожности, тест Томаса, тест Павлова, опросник Леонгарда, а также анкет. Психосоматическое состояние школьников классов развивающего обучения осуществлялось с помощью 12 видов методик. Дополнительно к уже названным методикам проводилось исследование показателей памяти и операций логического мышления, самооценки личности, способности общаться, направленность обучения школьников (Фридман Л.М., 1995). Всего проведено 5353 обследования. Обследовано более 800 школьников средней школы. Из них около 53% мальчика и около 47% девочек. Результаты исследований обработаны методом вариационной статистики. Сбор данных производился два раза.

Исследование проводилось в условиях Магаданской области. Магаданская область расположена на Северо-Востоке России и относится к приполярным районам. Суровый климат области формируется в условиях высоких широт. Холодная зима, продолжительностью 226 календарных дней, многолетняя мерзлота, недостаток солнечной радиации и ультрафиолетовый дефицит, зимний холодный ветер с порывами до 20-40 метров в секунду, частые изменения геомагнитного поля и колебания атмосферного давления, высокий потенциал загрязнения атмосферы и низкая ее самоочищающая способность

- все это создает экстремальные условия для жизни человека.

Место проведения исследований - район аэропорта г. Магадана. На жителей данной местности действуют не только экстремальные природно-климатические условия, но и техногенные факторы внешней среды: запыленность воздуха, более высокий уровень радиации (до 18 мкр/ч), электромагнитное излучение от радаров, шумовое загрязнение при взлете и посадке самолетов. Топливо самолетных марок, разлагаясь при переработке, образует более 10 видов токсичных веществ, в том числе: оксид углерода (И), углеводороды, диоксид азота, альдегиды, кетоны, эфиры, частицы сажи, коксообразные вещества и нагар. За три месяца в летний период в воздух выбрасывается более 288 кг вредных веществ.

По данным поликлиники самые распространенные болезни у взрослой группы населения - болезни органов пищеварения (у 55% от общего числа больных), дыхания (у 19,5%), кровообращения (у 11,7%) и онкозаболевания (у 11,2%). Здоровье детей тесно связано со здоровьем родителей, поэтому возникла необходимость изучить состояние здоровья детской группы населения, проживающей в данных экологических условиях, так как детский организм характеризуется высокой восприимчивостью к экологическому неблагополучию окружающей среды.

Нами было изучено влияние экологических факторов внешней среды на соматическое здоровье, на психическое здоровье, а также влияние эксперимента по развивающему обучению на общее здоровье школьников. Все обследуемые родились и постоянно проживают в данном регионе.

Соматическое здоровье школьников. Система красной крови является информативным показателем влияния факторов окружающей среды на организм.

Среди старшеклассников, по сравнению с начальной школой, в 1,4 раза увеличивается число лиц с низким значением уровня гемоглобина крови.

Сердечно-сосудистая система является индикатором приспособительной деятельности организма в экстремальных условиях и критерием предболезненного состояния. Частота сердечных сокращений в покое отклоняется в сторону бра-дикардии у 32% подростков и у половины выпускников школы. При функциональной пробе этот показатель оказывается выше нормы у 84,8% подростков. Адаптация работы сердца детей и подростков обследуемых групп к внешним условиям с возрастом происходит в направлении замедления пульса (рис. 1).

80,0%

60,0%

40,0%

20,0%

0,0%

□ 11-12лет Ц 14-15лет ■ 16-17 лет

Норма

Выше

нормы

Ниже

нормы

Рис. 1. Значение пульса у школьников г. Магадана

Показатели артериального давления тесно связаны с различными природными факторами. По величине отклонений АД от нормы можно определить экологическое состояние региона. По нашим данным, смещение значений артериального давления в сторону гипертонии наблюдается более чем у 30% подростков (рис. 2, 3).

11-12лет

14-15лет

_____ 64,5%

35,5%'

□ Норма ШВыше нормы В Ниже нормы

58.04

4,0%

38,0%

Рис. 2. Систолическое артериальное давление у школьников г. Магадана

В обследуемой группе более 30% школьников имеют низкие показатели жизненной емкости легких и более половины — низкие показатели динамометрии. О напряжении адаптации свидетельствует динамика самых распространенных заболеваний: часто встречаются заболевания органов дыхания; с возрастом в 6,5 раз увеличивается число школьников с болезнями нервной системы; в 6,5 раз — органов пищеварения (рис. 4).

11-12пет

14-15легг

62,0%

41.9%,

58.1

□ Нзрма □ Вып в нормы В Нияс нормы

2.0%

36.0%

Рис. 3. Диастолическое артериальное давление у школьников г. Магадана

Распространение заболеваний различно у юношей и у девушек 15

16

лет: у юношей чаще встречаются заболевания ОПДС (опорно-двигательной системы), а у девушек чаще встречаются болезни нервной системы.

О О р г а н ы дыхания

б 0,0% 5 0,0 % 4 0,0 % Я 0 .0 % 2 0.0 % 1 0 .0 % о. о %

¡Органы зрения IНе р в н а я система

1Н а р у ш енияопорно-двигательного аппарата I Болезни пищеварения

I Болезни сердечнососудистой системы

Т уберкулезная инфицированность

7-10 лет 1 5 -1 6 п е т

Рис. 4. Распространенные заболевания у школьников г. Магадана

Анализ групп здоровья дает сведения о количестве здоровых подростков. В обследуемой группе с возрастом в 9,6 раз уменьшается количество учащихся с первой группой здоровья и растет число со второй и третьей группой.

Носителем туберкулезной инфекции является каждый второй выпускник школы. При этом, более половины старшеклассников курят, и более 80% употребляют спиртное, что свидетельствует об отсутствии мотивации на здоровый образ жизни (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п Показатель 13-14 лет (п=76) 16-17 (п=63) Всего (п=139)

1 Испытывают удовольствие от учебного процесса: а)да, б)нет а) 34.2% б) 65,8% а) 41,3% б) 50.8% а) 37,4% б) 59,0%

2 Испытывают раздражение 2,4% 69,8% 71,2%

3 Курящие 31.6% 55,6% 42,4%

4 Употребляющие алкоголь 53.9% 85,7% 68,3%

5 Имеют хронические заболевания 32.9% 20,6% 27,3%

Признаком нарушения адаптации называют повышение беспокойства за свое здоровье. Данные ранней диагностики здоровья по результатам анкетирования совпали с приведенными в работе данными углубленного медицинского осмотра. На первом месте стоят жалобы, связанные с состоянием нервной системы (у 41,2% обследуемых), на втором месте — с болезнями дыхания (32,9%), на третьем месте — с болезнями сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевы-делигельной систем (23,8%, 23,6%, 23,6 %).

До настоящего времени нет региональных норм здоровья Магаданской области для детей школьного возраста, родившихся и постоянно проживающих в экстремальных природных условиях. В литературе встречаются сопоставимые данные исследований для других регионов России (по г.г. Москва, Воронеж, Ростов-на-Дону) (Соболева И.В., Казазаева Н.К., 2000; Тарасова А.Ф. и др., 2001; Трушкин А.Г., 2000). В обследуемой группе у большого числа детей, а также у юношей и девушек старших классов заметно увеличение роста тела и массы по сравнению с ровесниками из южных регионов России. Но повышение массы тела у детей и подростков сопровождается снижением здоровья. Это подтверждают приведенные в этой работе данные.

Психическое здоровье школьников. Незавершенная адаптация проявляется в снижении психической устойчивости (Баевский P.M., 1979). При длительном действии стрессовых факторов возникают изменения в психологическом состоянии личности человека: наблюдается эмоциональная неустойчивость, умственное переутомление, нарушение памяти, невротические срывы, конфликты в групповой деятельности, увеличивается тревожность.

У одной трети обследуемых наблюдается высокая тревожность личности. Среди девочек высокая тревожность встречается чаще, чем среди мальчиков.

По результатам исследования более 30% школьников имеют высокие показатели нейротизма и являются экстравертами (рис. 5).

□ 13-14 лет

2000г.

II 4-1 5 л е г 2001г.

II 5-1 6л ет

2002г.

Рис. 5. Динамика экстраверсии и нейротизма у школьников г. Магадана

Признаком нарушения психологической адаптации является низкая способность к компромиссному поведению, снижение умения сознательно контролировать свое поведение, реакция напряженности и склонность к неудовлетворительной оценке любой ситуации. По нашим данным в обследуемой группе преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации является

противоборство, что свидетельствует о психологическом напряжении школьников в социальной среде.

Одним из показателей психологической адаптации к условиям внешней среды является функциональная асимметрия мозга (Аршавский В.В., 1988). Изучение функциональной асимметрии мозга показало, что в обследуемой группе преобладают личности с доминированием правого полушария мозга. Они составляют более 70% от числа всех обследуемых. Нами выявлено, что в данной группе школьников функциональная асимметрия мозга в онтогенезе сдвигается в сторону доминирования правого полушария быстрее у девочек, чем у мальчиков, что расходится с показателями по средней полосе России. С возрастом растет процент школьников с доминирующим правым полушарием. У правополушарных возрастает межполушарная интеграция, это способствует адаптации к экстремальным условиям Северо-Востока. При нарушении адекватности межполушарнош взаимодействия и переносе информации из правого полушария в левое развивается хроническая незавершенная адаптация.

Уровень психического здоровья взаимосвязан со степенью выраженности акцентуаций характера. По нашим данным выраженные акцентуации характера имеют более половины обследуемых школьников. Акцентуации чаще встречаются у девочек, чем у мальчиков. Психическое здоровье, как и соматическое, чаще снижено у девочек (рис. 6).

Рис. 6. Распространение акцентуаций у школьников разного возраста в г. Магадане

К одной из закономерностей роста и развития детей относится гетеро-хронность — неравномерность созревания разных морфологических структур и функциональных систем. Поэтому определяют сензитивные периоды, как сроки оптимального развития функциональных систем в определенном возрасте. Так, например, согласно исследованиям Агаджаняна H.A. у подростков 14-15 лет наблюдается уменьшение способности к адаптации, связанное с возрастными перестройками в работе основных систем (Агаджанян Н.А., 1997). По результатам наших данных также в возрасте 14-15 лет адаптационное напряжение наиболее выражено. Об этом свидетельствует заметное снижение психосоматического здоровья у школьников 14-15 лет по сравнению с другими возрастными группами. Распространенность наиболее характерных заболеваний для обследуемой популяции в 14-15 лет достигает максимальной величины: туберкулезной инфицированности достигает 57,7%; заболеваний органов дыхания — 37,4%; органов зрения — 61,5%; нервной системы — 19,5%; опорно-двигательной системы — 46,2%; сердечно-сосудистой системы

— 11,5%. В этом возрасте чаще встречаются личности с высокой тревожностью (56,5%) и высоким нейротизмом (57,1%), чем в других возрастных группах.

Таким образом, длительное влияние экстремальных факторов затрудняет биологическую и социально-психологическую адаптацию. Вместе с тем, в обследуемой группе около 30% школьников характеризуются показателями, соответствующими норме для здоровых школьников из других регионов страны, а также интровертированностью личности, уравновешенностью нервной системы, низкой тревожностью. При этом показатели функциональной асимметрии мозга аналогичны наблюдаемым показателям у коренного населения Северо-Востока.

Итак, в ходе исследований было выяснено, что ответная реакция организма школьников на действие экологических факторов внешней среды имеет разнонаправленный характер: у одних детей и подростков происходит развитие устойчивой адаптации при сохранении здоровья (до 17,8% от общего числа — это школьники с 1 группой здоровья), у других — развивается незавершенная адаптация и предболезненное состояние, у третьих — наблюдается срыв адаптации — биологическая и социально-психологическая дезадаптация и развитие заболеваний (82,2% — это школьники со второй и третьей группой здоровья).

Психосоматическое состояние школьников в условиях развивающего обучения.

В современном образовании широко распространены новые (инновационные) программы и технологии обучения. Одной из них является система Занкова Л.В. Целью обучения в данной системе служит достижение оптимального развития познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы личности ребенка при сохранении здоровья (Занков Л.В., 1990). Нами изучалось влияние эксперимента по развивающему обучению (система Занкова Л.В.) на здоровье школьников в средней школе г. Магадана с 1996 по 2001 год. Было выяснено, что у подростков в экспериментальных классах в 1,5 раза чаще встречаются болезни сердечно - сосудистой системы, в 5 раз чаще заболевания нервной системы, чаще встречаются болезни органов зрения и ОПДС, чем в контрольном классе. В то же время наблюдаются признаки более успешного сохранения здоровья, например, реже встречается туберкулезная инфицированность (табл. 2).

Таблица 2

Распространение заболеваний в экспериментальном и контрольном классах__

Классы Возраст Заболевания систем органов

ОПДС зрение дыхание ссс нервная система туб. инфицир.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Класс Р.О. 8-9 лет 23,0% 23.0% 19.2% 3,8% Нет данных Нет данных

14-15лег. 46,2% 69,2% 30.8% 11,5% 19,5% 30,8%

Контрольн. класс 8-9 лет 19,2% 7.6% 23,0% 3,8% 3,8% Нет данных

14-15лет. 30,8% 61,5% 57.7% 7,6% 3,8% 57,7%

Исследование психологического состояния детей и подростков экспериментального класса свидетельствует о том, что психологическая адаптация у них не является однозначной. С одной стороны, школьники имеют более высокие показатели познавательной деятельности, таких как память, логическое мышление, успеваемость по сравнению с их ровесниками из контрольного класса с традиционной системой обучения. В экспериментальном клас-

поведения в конфликтной ситуации чаще является сотрудничество. С другой стороны, в экспериментальном классе в 1,6 раза чаще встречается высокая тревожность, в 2 раза чаще — эмоциональная неуравновешенность личности.

Следовательно, в условиях сложной экологической обстановки эксперимент в школе приводит организм детей и подростков в состояние дополнительного напряжения и срыва адаптации. Приспособление учащихся к условиям данного эксперимента достигается ценой определенной биологической и психологической платы (цена адаптации).

Развитие есть способность к индивидуальной адаптации. «Любое изменение состояния в среде воспринимается человеком как стрессор» (Меерсон Ф.З., 1993). В процессе онтогенеза организм ребенка испытывает постоянные стрессы, так как все время изменяется под действием внутренних факторов роста. Но экстремальные условия среды (природные, техногенные и социальные) действуют как внешние стрессоры. Поэтому в таких условиях растущий организм испытывает многократное стрессовое воздействие.

Приведенные результаты исследований предоставляют возможность задуматься над таким фактом. На Всероссийской конференции «Российский вуз. В центре внимания — личность» (Ростов н/Д, 1999 г., 24-26 мая) была провозглашена современная парадигма образования: «Система образования сегодня должна готовить, в первую очередь, гражданина страны, во вторую очередь — человека, способного сохранить и укрепить свое здоровье, и, в третью очередь — специалиста».

ЛИТЕРАТУРА

Авцын А.П., Жаворонков А.А. Патология человека на Севере. — 1985. — С.83-87. Агаджанян H.A. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. Т.23. 1997. №1. — С.93.

Агаджанян H.A., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. — М.,1998. - С.28, 32, 33, 34, 86-87.

Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. — Владивосток. 1988. — 136 с.

Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979. - 295 с.

Батуев A.C. Психическое и физическое здоровье молодежи // Валеология, 2000. №1. - С.44.

Башкиров A.A. Мультивариантный принцип адаптации организма к экстремальным воздействиям. В сб. «Актуальные проблемы экологии и природопользования». РУДН. М., 2000. - С. 106-114.

Березин Ф.Б., Аршавский В.В., Лагеев А.И., Ротенберг B.C., Рашидов И. Р. Результаты электорэнцефалограмных исследований адаптации человека и некоторые психофизиологические соотношения. В книге Психическая адаптация человека к условиям Севера. — Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1980. — С. 126.

Государственный доклад. «О санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ в 1998 году» // Экологический вестник России, 2000. — № 4-12.

Занков JI.B. Принципы экспериментальной дидактической системы // Избранные педагогические труды. — М., 1990. — С. 113-119.

Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 1980. — 192 с. Казначеев В.Л., Баевский P.M., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. — Л., 1980. — 208 с.

Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации. — М., 1993. - 138 с.

Соболева КВ., Казазаева Н.К. Психофизиологи чес кос исследование показателей функционального состояния школьников // Валеология. — 2000. — №2. — С. 51-55.

Саловенчук JI.JI. Миграционное поведение и адаптация человека в экстремальных условиях среды обитания. Психическая адаптация человека в условиях Севера. — Владивосток, 1980. — С. 173.

Тарасова А.Ф., Елецкая О.В. Колесникова О.А исследование здоровья учащихся школы Левобережного района г. Воронежа // Валеология. — 2001. — №3. — С. 43-45.

Трушкин AT. Комплексная оценка физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону // Валеология. — 2000. — №1. — С. 61.

Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. — М., 1995.—С. 30-36. Чернуха А.Д. Медико-экологические и социальные факторы здоровья городского населения Северо - Востока России. — Магадан. 1992. — С. 1- 49, 107.

Шуберт Э.Е., Горбачев А.Л. Методологические аспекты сохранения здоровья человека на Северо - Востоке России. Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения. Том 2. — Магадан, 1998. — С. 92.

Bener A, Uduman S.A, Qassimi Е.М.А., Khalaily G., Sztria L., Kilpelainen H., Obineche E. Genetic and environmentall factors associated with migaine in Schoolschildren. — Headache, 2000. - 40. № 2. - P. 152-157.

Lee J., Hawtin N. Our health in flux // New Sci. — 1998. — 160 № 2164. — P. 1-4.

Morris A. S., Silk J. S., Steinberg L., Sessa F. М., Avenevoli S., Essex M. J. Temperamental vulnerability and negative parenting as interacting predictos of child adjustment // Marriage and Family. — 2002. — 64, № 2. — P. 461-471.

SCHOOLCHILDREN’S PSYCHOSOMATIC HEALTH AS A PARAMETER OF ADAPTATION TO EXTREME CONDITIONS OF NORTHEAST OF RUSSIA G.A. Fedorovykh, A.A. Bashkirow

Ecological Faculty, Russian Peoples’ Friendship University,

Podolskaye shosse, 8/5, 113093, Moscow, Russia

This work dials with the studying of schoolchildren s psychosomatic health. Several age groups were examined. It was shown that the health of schoolchildren is getting worse in connection with social, economic and ecological factors. According to the researches the maturation of schoolchildren at the north east (Magadan area) has its own peculiarities, which depend of complex ecological and social conditions. The total effect of social and climate conditions forms a specific stress factor for a growing organism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.