Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ'

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
50
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Макарова, Г.Н. Дегтева, О.Н. Коноплев, Л.И. Кудря, С.Н. Чупрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ»

данные свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий по улучшению экологической ситуации в Донецком регионе, совершенствованию учебно-производственных условий обучения, медицинского обслуживания и охраны труда учащихся, особенно в период профессиональной подготовки в угольных шахтах, иг осуществления целенаправленной профилактической и лечебно-оздоровительной работы по сохранению здоровья подростков и повышению защитных сил их организма. Особое внимание должно быть уделено учащимся техникумов, расположенных в городах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В результате проведенных исследований разработаны мероприятия по улучшению учебного процесса, профилактике заболеваемости, коррекции иммунобиологической резистентности организма, совершенствованию медицинского обеспечения учащихся и формированию у них активного отношения к своему здоровью.

Л итература

I. Агарков В. И., Северин Г. К., Шелех Г. П. и др. // Актуальные вопросы гигиены и эпидемиологии Донбасса. — Донецк, 1993. - С. 157-158.

2. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков / Под ред. Л. Т. Антоновой, Г. Н. Ссрдюковской. — М

1993.

3. Гребняк Н. П., Шелех Г. П., Заветаева Е. В.. Беломеря Т. А. // Актуальные вопросы гигиены и эпидемиологии Донбасса. - Донецк, 1993.-С. 161-162.

4. Kipeeea I. Ц Конгрес CbItoboi ФедерашГ украгнських л1карських товариств: Матер1али. — Дншропетровськ,

1994. - С. 55.

5. Комли к П.. Булага Л., Немирова О. и др. // Там же. — С. 147.

6. Сидоренко Т. П. // Охрана здоровья детей и подростков. — Киев, 1991. - Вып. 22. - С. 115-118.

7. Харковенко Н. М. Гигиенические основы организации профессионального обучения подростков в ПТУ угольной промышленности: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — Ростов-н/Д., 1988.

Поступила 30.04.96

Summary. The examinations indicated that the students of mining colleges from Donbass showed unfavourable changes in their health status, including those in their immunobiological resistance and functional status. There was a direct relationship between the levels of environmental pollution and the body's changes, i.e. those in the cardiovascular, respiratory, muscular, and nervous systems. Recommendations for health promotion in the students are given in the paper.

© коллектив авторов. 1997 удк 615.955:313.3

В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, О. Н. Коноплев, Л. И. Кудря, С. Н. Чупрова, Н. Н. Симонова СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ

НИИ медико-социальных проблем малых народностей Севера, Архангельск

Внедрению новых форм обучения в общеобразовательной школе и их влиянию на формирование здоровья детей школьного возраста посвящено достаточное количество работ [3—7, 10]. Изучение состояния здоровья школьников показало, что число детей I группы здоровья уменьшается вдвое [2], по данным других авторов (11 — на 9-13%.

В структуре заболеваемости у старшеклассников ведущими становятся патология органа зрения и опорно-двигательного аппарата [2], заболевания ЛОР-органов, функциональные изменения сердечно-сосудистой системы [1] и психоневрологической сферы.

Одним из наиболее объективных критериев здоровья являются уровень физического развития и степень его гармоничности. В исследованиях Г. В. Бородкиной [1] отмечено, что большинство учащихся сохраняют гармоничный высокий уровень развития независимо от профиля обучения. Наиболее благополучными в отношении состояния здоровья являются дети, имещие среднее гар-моничое развитие.

Отрицательная динамика в состоянии здоровья за время обучения в школе и высокая заболеваемость школьников свидетельствуют о необходимости коренной перестройки работы школы [9]. Эта проблема наиболее остро стоит сейчас, когда появилось множество учебных программ, учебных заведений с различными формами обучения и перегрузкой учащихся.

Целью исследования явилось изучение состояния здоровья учащихся общеобразовательной школы с использованием экспериментальных методик.

В течение 1994/95 учебного года проведено обследование 312 учащихся 1, 2, 10 и 11-х классов одной из городских школ. В работе использованы метод комплексной оценки здоровья, осмотры специалистами, психологическое тестирование (опросник Фидлера, опросник уровня субъективного контроля, тест Люшера, опросник реактивной и личностной тревожности Спилбергер— Ханина, опросник акцентуаций характера Шми-шека, опросник Айзенка, теппинг-тест, социометрия, тест "Нарисуй человека", активациометрия, кинематометрия, тест по таблице Платонова — объем внимания), электрокардиография, ритмо-кардиоинтервалография.

Результаты обследования подвергнуты статистической обработке с помощью пакета программ "8(а1§гар111с5".

Анализ представленных анкет показал, что обследованные дети родились от отцов и матерей, находившихся в оптимальном детородном возрасте (от 18 до 33 лет). Ученики 1, 10, 11-х классов начали обучение с 7-летнего возраста, среди учащихся 2-х классов преобладали дети, пришедшие в школу до 7 лет. Несомненно, что состояние здоровья детей зависит от состояния здоровья родителей: неблагоприятная наследственность выявле-

- зз -

на у 60% детей 1-х классов, 48,4% детей 2-х классов и 50,4% подростков.

По степени физического развития дети были разделены на 3 группы: группу среднего развития и 2 группы с отклонениями в физическом развитии (выше среднего и ниже среднего). Негармоничное физическое развитие зафиксировано у 61,1% первоклассников, 10,9% второклассников, 15,6% подростков. Вероятно, низкий уровень физического развития и выраженная дисгармоничность его у учащихся начальных классов обусловлены недостаточностью физического воспитания в дошкольных учреждениях [8|. С возрастом у ребенка появляются самосознание и потребность к повышенной двигательной активности. И если 80—90% подростков эпизодически или систематически занимались спортом, то это, несомненно, сказалось и на результатах физического развития: 82,6% подростков имели среднее развитие и только 15,6% были негармонично развиты.

По результатам психологического обследования оказалось, что число акцентуированных личностей среди старшеклассников составило 72%, а неакцентуированных — 28%. Сравнить полученные данные с показателями по другим регионам не представлялось возможным, так как, с одной стороны, имеющиеся исследования немногочисленны, с другой — все они посвящены подростковому возрасту. Преобладали следующие типы акцентов: застревающие (чрезмерная стойкость аффекта, склонность к формированию паранойяльных и сверхценных идей) — 14%; циклотим-ные (частая смена настроения, иногда без видимых внешних причин, чувства могут быть не очень глубокими, но выражаются ярко) — 12,7%; гипергимные (активные, энергичные, склонные к лидерству, общительные, самоуверенные) — 12,7%; эмотивные (большая эмоциональная возбудимость, чувствительность и впечатлительность) — 12%. Дистимическая акцентуация (преобладание пониженного настроения) встретилась лишь в 0,7%.

Большой процент (68%) составили полиакцен-туированные личности. По данным некоторых исследований [14, 25. 26], увеличение полиакцен-туированности — один из прогностических признаков развития первичной артериальной гипер-тензии. Среди обследованных старшеклассников выраженная экстраверсия (экстраверт общителен, предпочитает движение и действие, импульсивен, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив, его эмоции и чувства строго не контролируются) наблюдалась лишь в 32%.

Отмечен высокий уровень нейротизма (66%), который свидетельствует о высокой эмоциональной возбудимости, подвижности эмоциональных реакций, неуравновешенности нервно-психической деятельности, приводящих в стрессовых ситуациях к появлению невротических симптомов. Фактор нейротизма должен рассматриваться как проявление врожденной лабильности вегетативной нервной системы.

Степень выраженности такого качества личности, как склонность к избыточной тревожности, сопровождается и максимумом вегетативных сдвигов как в покое, так и при воздействии различных стимулов [10]. У здорового человека существуют определеные психовегетативные взаи-

моотношения, лежащие в основе формирования различных форм его адаптации. При этом "психическое" оказывает максимальное влияние на фоновые вегетативные показатели и их изменения при воздействии значимых стимулов (умственная деятельность, стресс). При патологии нарушается взаимодействие психовегетативных процессов. У обследуемых старшеклассников имелось преобладание среднего и высокого уровня тревожности (как личностной, так и реактивной). У лиц с высоким уровнем тревожности имеется большой риск развития психовегетативных расстройств, так как, во-первых, у них имеется максимум вегетативных сдвигов в покое [10], во-вторых, период ранней юности — период перехода от кризисного (с точки зрения психологии) подросткового возраста к зрелости, и при воздействии неблагоприятного фактора (например, повышенная умственная деятельность, стресс) может нарушиться психовегетативное взаимодействие (психика в переходный период бывает очень уязвима). Высокий уровень реактивной тревожности наблюдался в 49%, личностной — в 46%. Получена достоверная корреляция между шкалами опросника Фидлера и показателями артериального давления (систолического, диастолкческого), данными ритмокардио-интервалографии; выраженностью иитернальио-сти (общей, в отношении здоровья и болезни) и вегетососудистой дистопией (установленной клинически), систолическим артериальным давлением; шкалами теста Люшера и состоянием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы по ритмокардиоинтервалографии; тревожным, эмотивным типами акцентов и вегетососудистой дистонией (установленной клинически).

Таким образом, выявленные психологические особенности и достоверная корреляция их с рассмотренными клиническими, функциональными данными свидетельствуют как о психологическом неблагополучии, так и о риске возникновения психопатий, вегетативных расстройств.

Резистентность организма к факторам внешней среды оценивалась по признаку заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями. Следует отметить, что все обследованные дети имели нормальный уровень функционирования иммунной системы. До посещения дошкольного учреждения 26,7% первоклассников, 21,9% второклассников и 21,1% подростков относились к группе часто болеющих детей, что соответствует общебиологической закономерности — функциональной и морфологической незрелости иммунной системы в раннем возрасте; в дошкольном и школьном возрасте ни один из обследованных детей не имел частых острых респираторных заболеваний.

Соматический статус ребенка характеризовался нарушением функции сердечно-сосудистой системы у 16,0% первоклассников, у 33,6% второклассников и 23,8% подростков, нарушением функции мочевыделительной системы у 14,7% первоклассников, 12,5% второклассников, 15,6% старшеклассников (10—11-й классы). Патология дыхательной системы не занимала ведущего места. Значительный удельный вес приходился на долю эндокринной патологии (1-й класс — 5,3%, 2-й класс — 8,6%, 10—11-й классы — 8,3%). Напряженность школьной жизни в период нейрогу-

моральной перестройки организма не могла не сказаться отрицательно на характере нервной регуляции сердечно-сосудистой системы, что выразилось развитием у многих детей вегетососуди-стой дистонии и ее увеличением к старшим классам: 1-й класс — 18,7%, 10—11-й классы — 33,9%.

При измерении артериального давления в начальных классах не выявлено артериальной ги-пертензии, но отмечался высокий процент детей с низким систолическим (1-й класс — 34,7, 2-й класс — 35,1) и диастолическим (1-й класс — 24, 2-й класс — 25,8) артериальным давлением. Проводилось измерение артериального давления 1 у подростков: у 22,9% из них выявлена артериальная гипертензия, что значительно превышает этот показатель по данным литературы. Распределение по полу: мальчики — 74,2%, девочки — 25,8%. Изолированное повышение систолического артериального давления выявлено у 54,8% подростков, изолированное повышение диастоличе-ского давления — у 16,2%. В ходе исследования было проведено анкетирование детей с артериальной гипертензией и получены следующие данные: у 92,3% обследованных отягощена наследственность по артериальной гипертензии и другим заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Показатели ритмокардиоинтервалографии у обследованных детей согласуются с нормативными региональными показателями.

Результаты осмотра детей 1-х классов хирургом-ортопедом показали высокий процент отклонений опорно-двигательного аппарата. Однозначно, что одной из основных причин явилось несоответствие школьной мебели антропометрическим параметрам ребенка — неправильная рабочая поза, создающая дополнительное статическое напряжение, приводящее к формированию дефектов скелета, к обшей утомляемости, нарушению функций различных органов и систем.

Таким образом, в результате клинического обследования детей хронические заболевания выявлены у 9,3% первоклассников, у 12,5% второклассников. К старшим классам количество детей с хронической патологией увеличилось до 22%. Комплексная оценка здоровья позволила распределить всех детей на 3 группы: 1-я — здоровые дети (1-й класс — 2,7%, 2-й класс — 3,1%, 10— 11-й класс — 1,8%); 2-я — группа риска (1-й класс — 88%, 2-й класс — 78,1%, 10— 11-й класс — 70,6%); 3-я — больные дети, требующие диспансерного наблюдения (1-й класс — 9,3%, 2-й класс - 18,8%, 10-11-й класс — 27,6%).

Таким образом, интенсивность обучения в школе отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей: уменьшается число здоровых, но значительно увеличивается число детей, представляющих группу риска и группу больных.

Примененная методика гигиенической оценки I расписания с помощью ранговой шкалы трудности свидетельствует о том, что в целом расписание составлено неудачно. В младших классах в ! большинстве случаев учебный день начинался с 8 ч 30 мин трудными предметами — математикой, иностранным языком. Практиковались сдвоенные уроки как по предметам повышенной трудности (математике, родному языку, чтению), так и по предметам динамического характера (физкультуре, труду). Причем физкультура и ритмика про-

водились как на первом, так и на последнем занятии, что снижало их положительный оздоравли-вающий эффект. Не учитывались в младших классах физиологические особенности биомоторики коры головного мозга и при построении недельного графика учебной нагрузки: во всех 1-х классах, 2-х классах б, г, д, е, 3-х классах б, г понедельник — один из самых тяжелых дней как по количеству, так и по трудности предметов, наоборот, мал по нагрузке один из наиболее благоприятных для учебы дней — вторник. Четверг является днем психологического переключения учащихся в связи с приближающимся окончанием недели и должен быть разгрузочным, однако в расписании многих классов это один из загруженных дней.

Учащиеся 5—11-х классов занимались по шестидневной учебной неделе, в ряде классов учебная нагрузка была распределена бессистемно, без учета гигиенических требований. Классы и кабинеты оснащены двухместными столами и стульями, что не позволяет обеспечить выполнение правил личной гигиены, а также не благоприятствует учебному процессу, не создает удобство учебной позы.

Данные успеваемости обнаружили значимую корреляционную взаимосвязь с правильностью посадки в 1-х классах, во 2-х классах выявлена корреляция правильности посадки за партой с заболеваниями костно-суставной системы и успеваемостью.

Таким образом, подтверждается положение о том, что психика и соматика человека тесно взаимосвязаны, и. как правило, успехи в познавательной сфере при неблагоприятных гигиенических условиях компенсируются ухудшением физического здоровья ребенка. Связь психики и сомати-ки прослеживается и в 10—11-х классах. Выявлена значимая связь между снижением зрения у старшеклассников и успеваемостью по предметам, требующим большой зрительной нагрузки (чтение необходимой учебной и дополнительной литературы). Установлены отрицательные взаимосвязи между систолическим артериальным давлением и акцентуацией личности по гипертимному типу, а также диастолическим давлением и слабым типом нервной системы. Выявлены отрицательные связи между успеваемостью по литературе и нейротизмом, акцентуацией личности по циклотимному типу и положительная связь между успеваемостью по алгебре, истории и акцентуацией личности по упорному типу.

Таким образом, изучение состояния здоровья школьников при экспериментальных формах обучения показало, что, имея низкий уровень здоровья перед поступлением в школу, в процессе обучения дети утрачивают его еще больше, о чем свидетельствует переход детей из группы риска в группу больных.

В структуре заболеваемости у детей ведущее место занимает патология сердечно-сосудистой системы. Напряженность школьной жизни в период нейрогуморальной перестройки организма не может не сказаться отрицательно на характере нервной регуляции сердечно-сосудистой системы, что выражается развитием у многих детей ве-гетососудистой дистонии (с 18,7 до 33,9%), артериальной гипертензии (22,9%), значительно пре-

вышающей выявляемость по данным литературы. На втором месте по частоте находится патология опорно-двигательного аппарата, причинами которой являются гиподинамия и несоответствие школьной мебели антропометрическим параметрам ребенка.

Выявленные психологические особенности и достоверная корреляция их с рассмотренными клиническими, функциональными данными свидетельствуют как о психологическом неблагополучии, так и о риске возникновения психопатий, вегетативных расстройств.

Все изложенное выше свидетельствует о том, что в школах, реализующих экспериментальные программы, наблюдение за здоровыми детьми должны осуществлять врачи—гигиенисты и физиологи. Целесообразно медицинское обеспечение в подобных учреждениях организовать по модели медико-санитарной части, имеющей медико-

© в.

УДК

Анализ литературы последних лет, посвященной вопросам радиоактивной загрязненности среды, свидетельствует о переносе акцентов на воздействие нерадиационных факторов среды либо на оценку последствий массивного (но ушедшего в прошлое) "йодного удара". Вместе с тем проблема цезий-стронциевого загрязнения среды по-прежнему актуальна. Начиная с 1986 г. этот экологически новейший фактор, активно включившись в метаболизм биосферы, облучает (и будет облучать на протяжении предстоящего столетия) зачаточный материал громадных популяций, наносит тератогенные травмы, травмы новорожденным, детям различных возрастных групп.

Проблема недооценки размеров радиационного риска актуальна уже тем, что число случаев реальных или потенциальных загрязнений среды радионуклидами цезий-стронциевого ряда только по официальным источникам близко к 725 |14|. Известный выброс радиоактивности в среду громаден: 4 млн Ки — только от работы "Маяка" в озера Зауралья; 45 млн Ки — от ядерных испытаний на семипалатинском полигоне; 50 млн Ки — от Чернобыльской катастрофы, захоронения и транспортировки радиоактивных отходов [8, 28]. Приведенные (и по всей вероятности, неполные) размеры радиоактивного загрязнения среды тем не менее оправдываются [40, 44, 45]. Иллюстративна в этом плане работа Национального радиа-ционно-эпидемиологического регистра Чернобыля: из эпидемиологического анализа последствий катастрофы выброшены районы с громадными

гигиенический и психологический блоки с подразделениями для реабилитационных мероприятий.

Литература

1. Бородкина Г. В. // Педиатрия. — 1994. — № 4. — С. 77— 80.

2. Воротченкова Л. М., Островский И. М., Степанова А. Г. и др. Влияние биологических и социально-экономических факторов на состояние здоровья детей. — Донецк, 1989.

3. Глушкова Е. К. // Гиг. и сан. — 1990. - № 12. - С. 50.

4. Глушкова Е. К. // Там же. — 1993. — № 10. — С. 43.

5. Гребняк Н. П. // Там же. - 1990. - № 5. - С. 54.

6. Гребняк /У. П. Ц Там же. — 1993. - № 6. - С. 36.

7. Димитриев А. Д. // Там же. - 1994. - № 8. — С. 32.

8. Макарова В. И. Развитие и формирование здоровья детей дошкольного возраста в условиях Европейского Севера: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Архангельск, 1995.

9. Рапопорт Ж. Ж. Биологические и социальные влияния на здоровье детей. — Красноярск. 1989.

10. Чернякнна Г. С. // Гиг. и сан. — 1990. - № 5. — С. 63.

Поступила 0s.05.9fi

популяционными лучевыми нагрузками — Брянская, Калужская и Тульская области. Заболеваемость населения России сравнивается с заболеваемостью ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, получивших подострые лучевые травмы [7|.

Собственно, официально публикуемые размеры доз облучения населения также подлежат перепроверке. Так, в исследованиях В. Н. Васильева и соавт. [7] средняя величина дозы внутреннего облучения жителей с. Яловка не превышает 0,78 мЗв/год. В справочнике М. И. Балонова [36] эта же величина равна 0,41 мЗв/год. В наших пересчетах накопления радионуклидов в тканях организма (СИЧ) жителей этого же села, полученных по Русско-Германской измерительной программе [10|, доза внутреннего облучения 45% (обследовано 165 человек) близка к 10 мЗв/год. В соседнем с. Увелье (загрязненность среды та же) у 78% обследованных на СИЧ доза внутреннего облучения равна 25 мЗв/год. Как видим, различия в сообщениях (0,41 мЗв/год) и расчетах (до 25 мЗв/год) в одном и том же радиационном контуре требуют объяснений.

Достаточно близки к реальности показатели СИЧ Русско-Германской измерительной программы и Брянского областного диагностического центра [10, 36]. Они не всегда совпадают с показателями международного Чернобыльского проекта (МЧП) [21]. Так, в 1990 г. в с. Веприн (плотность загрязнения 24 Ки/км2) внутреннее облучение "усредненного" жителя (медиана) по данным МЧП составляла 3,8 мЗв/год, а по данным Рус-

Радиационная гигиена

П. МИХАЛЕВ. В. Л. АДАМОВИЧ. 1997 614.876-07

В. П. Михалев, В. //. Адамович ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Брянский государственный педагогический университет. Брянский областной центр санэпиднадзора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.