Научная статья на тему 'Гигиеническая подготовка волонтеров по инфекционной безопасности при проведении xxvii Всемирной летней универсиады 2013 г'

Гигиеническая подготовка волонтеров по инфекционной безопасности при проведении xxvii Всемирной летней универсиады 2013 г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
436
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЛОНТЕРЫ / HYGIENIC TRAINING / VOLUNTEER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Людмила Германовна, Гасилин В. В., Хакимзянова М. В., Заляльдинова Л. М., Головлева Е. А.

В статье приведен опыт инновационной разработки по гигиенической подготовке волонтеров в области инфекционной безопасности и здорового образа жизни при подготовке и проведении массового международного мероприятия XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани. Рассмотрены современные образовательные технологии в области гигиенической подготовки волонтеров, которые были применены на Универсиаде. Представлены данные анализа процесса подготовки, проверки остаточных знаний и отзывов самих волонтеров. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что обучение волонтеров с использованием современных технологий позволило преподнести материал в доступной для волонтеров форме, структурировать полученные знания. Представленная образовательная технология является эффективной инновацией при обучении по инфекционной безопасности и пропаганде здорового образа жизни и может быть использована при гигиенической подготовке волонтеров и других специалистов, задействованных в массовых международных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Людмила Германовна, Гасилин В. В., Хакимзянова М. В., Заляльдинова Л. М., Головлева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hygienic training of volunteers on infection safety under holding of XXVII World Summer Students Games in 2013

The article considers experience of innovative development of in the field of infection safety and healthy life-style related to training of volunteers under organization and holding of such mass international event as XXVII World Summer Students Games in Kazan. The modern educational technologies are considered related to hygienic training of volunteers applied during Students Games. The data is presented concerning the analysis of training process, examination of residual knowledge and opinions of volunteers themselves. The results permit drawing a conclusion that training of volunteers using modern technologies made it possible to present material in teachable form for volunteers and to structure the received knowledge. The presented educational technology is an effective innovation under training related to infection safety and healthy style promotion. This approach can be applied under hygienic training of volunteers and other specialists involved into mass international events.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая подготовка волонтеров по инфекционной безопасности при проведении xxvii Всемирной летней универсиады 2013 г»

цинских технологий (34,9%); повышения квалификации персонала (24,9%); совершенствования организации ЛДП (19,7%); приобретения более качественных пломбировочных материалов (12,2%).

Заключение

Персонал является самым ценным и важным ресурсом любой медицинской организации, поэтому необходимо предусмотреть, чтобы условия его труда, профессиональная подготовка и трудовая мотивация способствовали индивидуальному росту, обучению, лучшему взаимодействию с коллегами и стремлению совершенствовать ЛДП. От этого во многом зависят производительность и качество его труда, а значит, эффективность лечебного учреждения в целом. Проведенный социологический опрос позволил изучить мнение медицинских работников об организации ЛДП и качестве оказываемой стоматологической помощи в муниципальном и частном секторе здравоохранения. Полученные данные можно использовать при

решении задач совершенствования стоматологической помощи, повышения удовлетворенности работой и трудовой мотивации медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вялков А.И., Кучеренко В.З., Райзберг Б.А. и др. Управление и экономика здравоохранения: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.

2. Полесский В.А., Мартынчик С.А., Запорожченко В.Г., Мар-тынчик Е.А., Кучеренко В.З. Эволюция моделей системы качества: международная практика. Экономика здравоохранения. 2005; 8: 25—36.

REFERENCES

1. Vyalkov A.I., Kucherenko V.Z., Rayzberg B.A. et al. Healthcare Management and Economics: Training Manual for Higher Education. 3-rd ed. Moscow: GEOTAR-Media; 2009. (in Russian)

2. Polesskiy V.A., Martynchik S.A., Zaporozhchenko V.G., Martyn-chik E.A., Kucherenko V.Z. Evolution of the models of a quality system: international practice. Ekonomika zdravookhraneniya. 2005; 8: 25—36. (in Russian)

Поступила 24.09.14 Received 24.09.14

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.446-057.71

ИВАНОВА Л.Г., ГАСИЛИНВ.В., ХАКИМЗЯНОВА М.В., ЗАЛЯЛЬДИНОВА Л.М., ГОЛОВЛЕВА Е.А., ГАВРИЛОВА Н.А., АЛЯВЕТДИНОВ Р.И.

Гигиеническая подготовка волонтеров по инфекционной безопасности при проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», 420061, Казань

В статье приведен опыт инновационной разработки по гигиенической подготовке волонтеров в области инфекционной безопасности и здорового образа жизни при подготовке и проведении массового международного мероприятия — XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани. Рассмотрены современные образовательные технологии в области гигиенической подготовки волонтеров, которые были применены на Универсиаде. Представлены данные анализа процесса подготовки, проверки остаточных знаний и отзывов самих волонтеров. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что обучение волонтеров с использованием современных технологий позволило преподнести материал в доступной для волонтеров форме, структурировать полученные знания. Представленная образовательная технология является эффективной инновацией при обучении по инфекционной безопасности и пропаганде здорового образа жизни и может быть использована при гигиенической подготовке волонтеров и других специалистов, задействованных в массовых международных мероприятиях.

Ключевые слова: гигиеническая подготовка; волонтеры.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (1): 39—43.

Ivanova L.G., Gasilin V.V., Khakimzyanova M.V., Zalyaldinova L.M., Golovleva E.A., Gavrilova N.A., Alyavetdinov R.I.

THE HYGIENIC TRAINING OF VOLUNTEERS ON INFECTION SAFETY UNDER HOLDING OF XXVII WORLD SUMMER STUDENTS GAMES IN 2013

The center of hygiene and epidemiology in the Republic of Tatarstan, 420061, Kazan, Russia

The article considers experience of innovative development of in the field of infection safety and healthy life-style related to training of volunteers under organization and holding of such mass international event as XXVII World Summer Students Games in Kazan. The modern educational technologies are considered related to hygienic training of volunteers applied during Students Games. The data is presented concerning the analysis of training process, examination of residual knowledge and opinions of volunteers themselves. The results permit drawing a conclusion that training of volunteers using modern technologies made it possible to present material in teachable form for volunteers and to structure the received knowledge. The presented educational technology is an effective innovation under training related to infection safety and healthy style promotion. This approach can be applied under hygienic training of volunteers and other specialists involved into mass international events.

Key words: hygienic training; volunteer.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii. 2015; 59(1): 39—43. (In Russ.)

Для корреспонденции: Иванова Людмила Германовна, зав. отделением; e-mail: [email protected] Corespondence to: Lyudmila Ivanova; e-mail: [email protected]

Во время проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани игры посетили 35 представителей международных федераций и послы многих государств (Канада, США, Австрия, Иран, Германия, Великобритания, Швейцария, Финляндия, Казахстан и другие), более 150 000 гостей и туристов из 160 стран мира, где эпидемиологическая ситуация различна. В некоторых странах мира сохранялось эпидемиологическое неблагополучие по холере, контагиозным геморрагическим лихорадкам, коронавирусной инфекции, потому приезд значительного числа людей из разных стран был связан с риском завоза и распространения инфекционных, в том числе особо опасных, заболеваний, представляющих угрозу для здоровья населения [1]. Наиболее вероятным признан риск завоза таких инфекционных болезней, как холера, малярия, лихорадка денге [2]. Сегодня мировые спортивные мероприятия не могут проводиться без участия волонтеров [3]. Следовательно, гигиеническая подготовка тренеров-волонтеров и волонтеров по инфекционной безопасности является одной из приоритетных задач в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Целью настоящего исследования стало изучение опыта применения инновационной разработки по подготовке волонтеров в области инфекционной безопасности и здорового образа жизни при проведении XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани.

В методы исследования вошли наблюдение за обучающимися в ходе занятия, проводимого специалистами, а также количественное анонимное анкетирование после очного занятия.

На основании данного исследования провели анализ процесса организации гигиенической подготовки волонтеров, подвели итоги образовательной деятельности.

Для организации гигиенической подготовки волонтеров была создана рабочая группа, в которую вошли сотрудники ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Минздрава Республики Татарстан, Департамента по работе с волонтерами АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани» (далее Департамент по работе с волонтерами), автономной благотворительной некоммерческой организации «Новый век». Разработан детальный учебно-тематический план гигиенической подготовки волонтеров, привлеченных к проведению Универсиады 2013 г., подготовлено методическое руководство «Гигиеническая подготовка волонтеров» по организации гигиенической подготовки тренеров-волонтеров, волонтеров в области инфекционной безопасности [4]. Организована и проведена фокус-группа по апробированию методического руководства в области инфекционной безопасности с целью выяснения мнения информантов о целостности, структурированности, доступности изложения методического пособия для волонтеров (в начале процесса разработки пособия и на заключительном этапе).

Разработаны пять видов инфографиков для дистанционного курса «е-Leaming» по актуальной проблематике: профилактика воздушно-капельных, особо опасных, острых кишечных инфекций, инфекций, передающихся половым путем (ИППП). Инфографик включает следующие основные разделы: классификация заболеваний, основные симптомы, алгоритм действий волонтеров при возможном выявлении больного с подозрением на инфекции. Также подготовлен инфографик по здоровому образу жизни.

На Универсиаде были задействованы 19 970 волонтеров. Гигиеническую подготовку волонтеров проводили в течение 3 мес с использованием современных передовых образовательных технологий, вызывающих положительную реакцию со стороны молодежи.

Волонтеры дистанционно знакомились с тематической информацией, выложенной в виде инфографиков в «личный кабинет» волонтера в сети Интернет. Как информировал Департамент по работе с волонтерами, они неоднократно обращались к материалам дистанционного курса, т. е. статистика открытия инфографиков составила более 30 000 раз.

Департамент по работе с волонтерами по специальным критериям отобрал 16 тренеров, для которых с целью наибольшей эффективности доведения информации члены рабочей группы разработали однодневный практический тренинг в игровой форме. Участники тренинга инсценировали ситуации встречи гостя, подозрительного на инфекционное заболевание, с помощью красок и прочих реквизитов показывали, какие симптомы могут быть при том или ином заболевании, решали сложные задачи по вопросам их профилактики, прорабатывали алгоритм действий волонтеров при подозрении на инфекционное заболевание. По завершении тренинга проводили анонимное анкетирование для изучения усвоения материала тренерами. Участникам предлагалось ответить на вопросы по разработанной нами анкете. Анкета включала 19 вопросов по группам инфекционных заболеваний и алгоритму действий при подозрении на инфекции. Результаты анкетирования тренеров представлены в табл. 1.

Как видно из представленных в табл. 1 данных, 92,3% правильно указали перечень социально значимых заболеваний (чахотка, ВИЧ-инфекция, гепатиты, ИППП); 7,7% отнесли к социально значимым инфекциям дифтерию, коклюш, скарлатину. 84,6% респондентов правильно определили, что потенциально опасная жидкость, выделяемая человеческим организмом и передающая вирус ВИЧ/СПИДа, — мужская сперма; 15,4% выбрали слюну. 84,6% в качестве путей передачи возбудителя холеры выбрали водный, пищевой, контактно-бытовой. 100% респондентов ответили правильно на 9 вопросов из предложенных 19 — о путях передачи ВИЧ-инфекции; характерных признаках ИППП; симптомах холеры; заболеваниях, относящихся к группе острых кишечных инфекций; основном пути передачи воздушно-капельных инфекций; инфекционных заболеваниях, относящихся к воздушно-капельным; действиях, которые необходимо предпринять в случае обращения больного, подозрительного на воздушно-капельную инфекцию; действиях, которые необходимо предпринять в случае обращения больного, подозрительного на особо опасную инфекцию.

92,3% правильно указали перечень острых кишечных инфекций (дизентерия, сальмонеллез, иерсиниоз, брюшной тиф) и их первые симптомы. 92,3% верно указали, что продукты следует приобретать в местах санкционированной торговли; 7,7% считают, что покупать можно везде. 76,9% тренеров правильно указали основной метод выявления туберкулеза — флюорографию.

Ответы на вопрос: «Какие действия необходимо предпринять в случае обращения к вам больного, подозрительного на острую кишечную инфекцию?» — выявили разные позиции. Так, 76,9% тренеров написали, что необходимо сообщить врачу, изолировать заболевшего от здоровых людей и ограничить контакты до минимума, соблюдать правила личной гигиены;

Таблица 1

Результаты анкетирования тренеров при подготовке к проведению XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани

Вопросы анкеты

Абс.

%

Вопросы анкеты

Абс. %

11 2

13

13

13

84,6 15,4

100

100

Какие заболевания относятся к группе социально значимых:

туберкулез (чахотка), ВИЧ-инфекция, гепатиты, 12 92,3 ИППП

дифтерия, коклюш, скарлатина 1 7,7

дизентерия, сальмонеллез, иерсиниоз, брюшной тиф

Назовите потенциально опасные жидкости, выделяемые человеческим организмом, которые передают вирус ВИЧ/СПИДа: мужская сперма слюна пот

Какими путями передается ВИЧ-инфекция: воздушно-капельный, воздушно-пылевой через кровь, от матери к ребенку, половой пищевой, водный, контактно-бытовой

Характерными признаками ИППП являются: жидкий стул, тошнота, рвота, повышение температуры

необычные выделения из половых органов, зуд, жжение, чувство дискомфорта при мочеиспускании

ухудшение самочувствия, ночной пот, повышение температуры, снижение аппетита и работоспособности

Пути передачи возбудителя при холере:

водный 2 15,4

пищевой

контактно-бытовой

водный, пищевой, контактно-бытовой 11 84,6

Симптомы холеры:

понос, рвота, жалобы больных на сухость во 13 100

рту, жажду, недомогание, слабость, температура часто нормальная

высокая температура, сыпь, головокружение, спутанность сознания, бессонница желтушность кожных покровов, кожные кровоизлияния, боли в подреберье

Пути передачи лихорадок Ласса, Марбург и Эбола: воздушно-капельный и контактный пищевой, водный, воздушно-капельный воздушно-капельный

Какие заболевания относятся к группе острых кишечных инфекций:

дифтерия, коклюш, скарлатина дизентерия, сальмонеллез, иерсиниоз, брюшной тиф

сыпной тиф, туляремия, лептоспироз

Какие первые симптомы острых кишечных инфекций вам известны:

головная боль, повышение температуры

сильные боли в животе 1 7,7

жидкий стул, тошнота, рвота, повышение 12 92,3

температуры

Где нужно покупать продукты:

везде 1 7,7

в магазине, на рынке, на улице

в местах санкционированной торговли 12 92,3

Каков основной путь передачи воздушно-капельных инфекций:

через воздух 13 100

через руки через воду

Какой основной метод выявления туберкулеза:

анализ крови 3 23,1

61,5 30,8

100

флюорография 10 76,9

такого метода не существует

Какие инфекционные заболевания относятся к воздушно-капельным:

корь 13 100

дизентерия

сальмонеллез

Какие инфекционные заболевания относятся к воздушно-капельным*:

грипп 13 100

гепатит А

сальмонеллез

Какие действия необходимо предпринять в случае обращения к вам больного, подозрительного на воздушно-капельную инфекцию:

сообщить врачу; использовать одноразовые 13 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

маски для себя и заболевших; изолировать

заболевшего от здоровых людей и ограничить

контакты до минимума

использовать одноразовые маски для себя и

заболевшего; направить заболевшего в аптеку

померить температуру; ограничить контакты

заболевшего со здоровыми людьми до

минимума

Какие действия необходимо предпринять в случае обращения к вам больного, подозрительного на острую кишечную инфекцию:

соблюдать правила личной гигиены; не 3 23,1

допускать появление насекомых и грызунов в помещениях для приготовления пищи

сообщить врачу; изолировать заболевшего 10 76,9

от здоровых людей и ограничить контакты до минимума; соблюдать правила личной гигиены дать совет употреблять безопасные воду и продукты питания

Какие действия необходимо предпринять в случае обращения к вам больного, подозрительного на особо опасную инфекцию:

ограничьте вход и выход из помещения;

соблюдать правила личной гигиены; 13 100

сообщить врачу; изолировать заболевшего от

здоровых; использовать одноразовые маски

для себя и заболевшего; контактировавших с

больным изолировать в отдельное помещение;

соблюдать правила личной гигиены;

сообщить врачу; использовать одноразовые

маски для себя и заболевшего

Какие действия необходимо предпринять, если тебе в личной беседе доверят информацию о сомнительном половом контакте:

порекомендовать обратиться в аптеку за 2 15,4

лекарственными препаратами для профилактики заражения ИППП

следует объяснить, что не надо откладывать 11 84,6

обращение в медицинское учреждение изолировать собеседника в отдельное помещение; соблюдать правила личной гигиены

К каким последствиям приводит нездоровый образ жизни:

к заболеванию неинфекционными и 4 30,8

некоторыми инфекционными болезнями, в том числе ИППП; бесплодию, абортам

к травмам и отравлениям, избыточной массе 1 7,7

тела

верно все 8 61,5

Примечание. * — вопрос "Какие инфекционные заболевания относятся к воздушно-капельным?" — включен в анкету дважды с целью провоцирования тренеров на сомнения в правильности выбранного ими ответа.

23,1% считают, что надо соблюдать правила личной гигиены, не допускать появление насекомых и грызунов в помещениях для приготовления пищи.

Наибольшие сложности у тренеров вызвали следующие вопросы: «К каким последствиям приводит нездоровый образ жизни?» и «Пути передачи лихорадок Ласса, Марбург и Эбола». 61,5% выбрали воздушно-капельный и контактный пути передачи; 30,8% — пищевой, водный и воздушно-капельный; 7,7% воздержались от ответа. Видимо, причиной затруднения ответов на эти вопросы является то, что лихорадки Ласса, Марбурга и Эбола относятся к особо опасным инфекциям, изучение которых представляет сложности для усвоения лицами с немедицинским образованием.

На вопрос: «Какие действия необходимо предпринять, если тебе в личной беседе доверят информацию о сомнительном половом контакте?» — 84,6% тренеров ответили правильно, отметив, что не надо откладывать обращение в медицинское учреждение.

По ответу на вопрос: «К каким последствиям приводит нездоровый образ жизни?» — мнения разделились. 30,8% респондентов решили, что это приводит к неинфекционным и некоторым инфекционными болезням, в том числе ИППП, бесплодию, абортам; 7,7% — к травмам и отравлениям, избыточной массе тела; 61,5% выбрали ответ «Все верно».

По окончании анкетирования эксперты с тренерами обсудили вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения при ответе.

Также провели анализ информации по обратной связи с тренерами. В опросе приняли участие 11 тренеров. 9% считают, что тренинг полностью соответствовал потребностям тренера; 73% полагают, что в основном он соответствовал; 9% — в основном не соответствовал; 9% — не соответствовал. 36,6% респондентов отметили, что большая часть информации, полученной на тренинге, была для них новой; для 45,4% часть информации оказалась новой, а другая часть позволила усовершенствовать уже имеющиеся знания, навыки, умения; для 9% часть информации была новой, значительно усовершенствовать свои знания и навыки не удалось; для 9% новой информации практически не было.

На вопрос: «Как вы считаете, те знания, которые вы получили на семинаре-тренинге, полезны для вашей работы на Универсиаде?» — 9% тренеров ответили, что не будут в будущем волонтерами; для 73% все знания, умения, навыки, безусловно, будут полезны и найдут применение в их деятельности; для 9% знания, умения и навыки полезны, но не все из них применимы в их деятельности; 9% дословно считают так «Я сомневаюсь в полезности большей части этих знаний. Надо просто срочно обратиться к врачу. Вот основная функция». Тренеров попросили оценить каждый аспект семинара по 5-балльной системе. Результаты оценки аспектов семинара представлены в табл. 2.

63,6% оценили общее качество проведенного тренинга как отличное, 27,4% — как хорошее, 9% — как удовлетворительное.

Завершал анкету такой вопрос: «Замечания и пожелания. Какие еще вопросы профилактики инфекционных заболеваний и здорового образа жизни хотели бы вы рассмотреть на семинаре? Что хотели изменить в данном тренинге?».

18,2% волонтеров выразили благодарность за тренинг; 9,1% дали оценку «+5»; 9,1% сказали: «Мне все понравилось. Тренинг включал много двигательных

Таблица 2

Результаты (в %) оценки семинара по 5-балльной системе

Показатель Балл

1 2 3 4 5

Актуальность темы 54,4 45,6

семинара-тренинга для

вас

Полезность семинара- 18 9 73

тренинга с точки зрения

перспектив применения

на практике

Оценка уровня издания 9 27 64

наглядных материалов

Работа тренеров- 9 18 73

преподавателей

Примечание. 1 балл — низший, 5 — высший.

упражнений, которые позволяют быть активным в течение всего тренинга»; 9,1% изменили бы форму и продолжительность упражнений. 9,1% предложили больше внимания уделять здоровому образу жизни и приводить больше примеров; 9,1% необходимо больше интерактива; 9,1% требуют соблюдать регламент при перерывах; 18,2% просят больше внимания уделять вопросам профилактики ИППП, так как работать им приходится в основном с молодежью; 9% желают, чтобы занятия проходили динамичнее, было больше разнообразных заданий, а также сократить время на их выполнение.

Предложения тренеров-волонтеров, высказанные при обратной связи, будут учтены при организации последующих массовых международных мероприятий. Мнения тренеров важны и ценны, поскольку эти люди являлись постоянно практикующими тренерами в период организации и проведения Универсиады 2013 г.

В дальнейшем под руководством Департамента по работе с волонтерами прошедшие обучение тренеры провели тренинги по принципу «Равный обучает равного», в которых принимали участие волонтеры, задействованные при выполнении функций атташе спортивных команд, волонтеры, занимающиеся размещением в деревне, а также вопросами питания. Для этих категорий волонтеров (атташе, "питание", "размещение"), работающих на эпидемиологически значимых объектах, провели очное 3-часовое обучение по основам инфекционной безопасности. По данным Департамента по работе с волонтерами, данный вид обучения прошли 1200 волонтеров. Кроме того, тренеры, прошедшие обучение, провели во время игр для всех категорий волонтеров дополнительные тренинги по вопросам инфекционной безопасности в 11 объектах Универсиады. Тренинги прошли 850 человек.

С целью доведения тематической информации до спортсменов, гостей, волонтеров и населения города были разработаны, изготовлены и распространены по актуальным вопросам профилактики инфекционных заболеваний и сохранения здоровья более 100 тыс. памяток на русском, английском и татарском языках.

Таким образом, в период проведения международных спортивных мероприятий подготовка волонтеров в области инфекционной безопасности является одной из важнейших задач для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Результаты анализа опыта организации гигиенической подготовки тренеров-волонтеров и волонтеров показали, что наибольшей эффективности можно добиться при исполь-

зовании комплексного подхода и разнообразных форм и методов гигиенической подготовки молодежи. Наработанные образовательные технологии и программы подготовки могут использоваться при гигиенической подготовке волонтеров, задействованных при проведении предстоящих массовых международных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новости о вспышках болезней http://www.who.int/csr/don/ агсЫуе/уеаг/2012/ги/т(1ехЛ1т1 (доступ 28 ноября 2012).

2. Онищенко Г.Г., Кузькин Б.П., Ежлова Е.Б., Смоленский В.Ю., Демина Ю.В., Паксина Н.Д. и др. XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в Казани. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Тверь: Триада; 2013.

3. Волонтеры "Казань 2013" — http://www.minsport.gov.ru/spor1/ high-sport/xxvii-vsemirnaya-1et/1528 (доступ 30 мая 2012).

4. Бариева Л.М., Гаврилова Н.А., Гасилин В.В., Головлева Е.А., Заляльдинова Л.М., Кочеткова С.А. и др. Гигиеническая подготовка волонтеров: методическое пособие для волонтеров и других специалистов, привлеченных к проведению Универсиады 2013. Казань: Центр оперативной печати; 2013.

REFERENCES

1. Disease Outbreak News. Available at WHO site: http://www. who.int/csr/don/archive/year/2012/ru/index.html (accessed 28 November 2012). (in Russian)

2. Onishchenko G.G., Kuz'kin B.P., Ezhlova E.B., Smolenskiy V.Yu., Demina Yu.V., Paksina N.D. et al. XXVII World Summer Universiade 2013 in Kazan. Ensuring of sanitary and epidemiological wellbeing [XXVII Vsemirnaya letnyaya Universiada 2013 goda v Kazani. Obespechenie sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya]. Tver': Triada; 2013. (in Russian)

3. Volunteers of "Kazan 2013". Аvaible at: http://www.minsport. gov.ru/sport/high-sport/xxvii-vsemirnaya-let/1528/?sphrase_ id=75204 (accessed 30 May 2012). (in Russian)

4. Barieva L.M., Gavrilova N.A., Gasilin V.V., Golovlyova E.A., Zalyal'dinova L.M., Kochetkova S.A. et al. Hygienic training of volunteers: handbook for volunteers and other professionals involved in the conduct of the 2013 Universiade [Gigienicheskaya podgotovka volonterov: metodicheskoe posobie dlya volonterov i drugikh spetsialistov, privlechennykh k provedeniyu Universi-ady 2013]. Kazan: Operational center print; 2013. (in Russian)

Поступила 25.03.14 Received 25.03.14

ОБЗОРЫ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.2:616-08-039.75-053.2

ПРИТЫКО Д.А., КЛИМОВ Д.Е., ГУСЕВ Л.И.

Паллиативная помощь детям. История развития, проблемы и пути их решения

ГБУ "Научно-практический центр медицинской помощи детям" Департамента здравоохранения Москвы, 119620, Москва

Излагается история появления и развития паллиативной медицины в странах Запада и Российской Федерации. Приведены существенные отличия между взрослой и детской паллиативной помощью, что требует различного подхода к лечению этих больных. Раскрыты проблемы, существующие в паллиативной медицине: острый дефицит обученного персонала и коечного фонда, низкая эффективность медикаментозного лечения, большие затраты на лечение детей, нуждающихся в такой помощи. Затронуты вопросы финансирования паллиативной медицины. Обоснована необходимость включения в стандарты педиатрической паллиативной помощи низкоинтенсивной лазерной терапии. Приводятся задачи, стоящие перед Центром детской паллиативной помощи в Москве и кафедрой детской паллиативной медицины.

Ключевые слова: детская паллиативная медицина; низкоинтенсивная лазерная терапия.

Для цитирования: Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 59 (1): 43—47.

THE PALLIATIVE CARE OF CHILDREN. THE HISTORY OF DEVELOPMENT, PROBLEMS AND MEANS OF SOLUTION

Prityko D.A., Klimov D.E., Gusev L.I.

The scientific practical center of medical care of children of the health department of Moscow,

119620, Moscow, Russia

The article expounds history of occurrence and development of palliative medicine in countries of the West and the Russian Federation. The significant differences between adult and children palliative care are presented. Hence, a different approach to treatment of these patients is required. The problems of palliative medicine are revealed. Among them are acute deficiency of trained personnel and beds' stock, low effectiveness of pharmaceutical treatment, large expenditures to treatment of children in need of this kind of care. The issues offinancing ofpalliative medicine are touched upon. The necessity of inclusion of cold laser therapy into standards ofpediatric palliative care. The tasks of the Center of children palliative care in Moscow and chair of children palliative medicine are presented.

Key words: children palliative medicine; cold laser therapy.

Citation: Zdravookhraneniye Rossiiskoy Federatsii. 2015; 59(1): 43—47. (In Russ.)

Для корреспонденции: Гусев Леонид Иванович, канд. мед. наук, зам. директора, e-mail: [email protected] Correspondence to: Leonid Gusev, MD, PhD, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.