Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — P.T. Бевз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are presented the investigation results on the effect of experimental studies at the preparatory departments of music schools involving compulsory rhythmic lessons on the development of the locomotor system in preschool children. The investigation carried out in dynamics for 4-, 5-, 6-year children demonstrated that musical and aesthetic education of children had a favorable effect on the development of the locomotor system and functioning of the cardiovascular system.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАНЯТИЙ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ»

6. Комплексная программа химизации народного хозяйства СССР на период до 2000 года. — М„ 1985.

7. Мошлакова Л. А., Браун Д. Д. // Гиг. и сан. — 1982, —№ 4, —С. 68—71.

8. Методические указания по осуществлению государственного санитарного надзора за производством и применением полимерных материалов класса полиолефи-нов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами; № 4149—86. — М., 1987.

9. Станкевич К■ И. Справочник по гигиене применения полимеров. — Киев, 1984.

10. Телешов В. А., Точин В. Л. // Пласт, массы. — 1984. — № 7, —С. 10—13.

11. Токсикология и гигиена применения полимерных материалов в пищевой промышленности / Ковшило В. Е., Станкевич В. В., Гснель С. В. и др. — М., 1980.

12. Черницына М. А., Браун Д. Д.// Гиг. и сан.— 1986.— № 6. — С. 54—57.

13. Шефтель В. О. Полимерные материалы: Токсические свойства: Справочник. — Л., 1982.

14. Шицкова А. П. //Там же. — 1986. — № 11. — С. 4—8.

Поступила 25.03.87

Summary. Proceeding from the analysis of technologic characteristics, sanitary and chemical research results and toxicologic experiments, hygienic assessment of new and progressive composition materials of polyolephin type (polyethylene and polypropylene of activated and polymerized loading) used in food industry is presented. Utilization of these plastic products is regulated according to temperature.

УДК 371.73:[377.5:78

Р. Т. Бевз

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАНЯТИИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ШКОЛ

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца

Достаточная двигательная активность (ДА) — необходимое условие для гармоничного развития ребенка. Степень реализации биологически необходимого уровня ДА определяет в конечном счете уровень развития основных систем и органов индивидуума. Так как в настоящее время наметилась тенденция к снижению суточного уровня ДА, что неблагоприятно сказывается на динамике физического развития и состояния здоровья ребенка дошкольного возраста [2—4], актуальным вопросом является привлечение детей к социальным формам деятельности, связанных с дополнительной двигательной нагрузкой.

На Украине в экспериментальном порядке были организованы подготовительные отделения при музыкальаых школах, к занятиям на которых привлекались дети с 4-летнего возраста.

Принципиально новая форма обучения (программа предусматривала осуществление методики музыкального, художественного и ритмического воспитания) требовала специального изучения: с одной стороны, привлечение детей дошкольного возраста к ритмической деятельности на занятиях расширяет возможности воспитания двигательных навыков, является средством борьбы с гиподинамией, с другой — дополнительная умственная нагрузка может привести к утомлению детей. Поэтому была поставлена задача — дать гигиеническое обоснование занятий на подготовительных отделениях музыкальных школ по новым программам. В процессе работы проводилась оценка состояния здоровья детей экспериментальных групп в течение 3 лет обучения в сравнении с контрольным контингентом детского сада как показатель возможного изменения резистентности организма под влиянием систематических занятий. Исследовали динамику рабо-

тоспособности детей с целью определения адекватности умственной нагрузки физиологическому потенциалу ВИД индивидуума, а также изучали изменения двигательной дееспособности (ДД) дошкольников как показатель уровня развития локомоторных функций организма.

Цель настоящей работы — изучение влияния различных форм занятий в системе музыкально-эстетического воспитания на развитие локомоторной сферы у детей дошкольного возраста.

Для реализации намеченной цели решались следующие задачи: 1) оценка степени адекватности двигательной нагрузки на занятиях физиологическому потенциалу детей; 2) гигиеническая оценка различных вариантов методики проведения этих занятий; 3) установление эффективности новой системы обучения на подготовительных отделениях музыкальных школ.

Для оценки уровня и динамики развития ДД использовался комплекс показателей, которые при достаточной информативности были просты и доступны для детей исследуемого возраста: челночный бег, прыжки в высоту и длину с места; удержание рук на уровне плеч — как показатель выносливости статического усилия. Исследования проводили в начале и конце учебного года. Учет ДА на занятиях проводился методом хронометрирования, шагометрии: реакцию детей на двигательную нагрузку — регистрацией изменения частоты сердечных сокращений — ЧСС (средний уровень, максимальное отклонение, физиологическая кривая). Мышечную силу и жизненную емкость легких измеряли 1 раз в год.

Под наблюдением находилось 96 детей экспериментальной группы подготовительного отделения музыкальной школы, начавших обучение с

X

4

О X >о те

О «

+1 +1

+1 " Г -н

+ +1

+1 +1

— о

С*; —I —

■н +1

СО — + +1

+1 +1

оз — +1 +1

-Н +)

С4 —

+1 -н

„ +1 - с*

—« СП со

+1 -н

+1 -н

С1 —

— — о о

N Р) —. —.

+1 +1

—« 00

-Н +1 +1 +1

СО

СО — О! — +1 +1 о» —«

со —

М р) -ч —

+1 -н

+1 -н

СО —

+1 -н

—■ — ь-

+1 -н

• £

1Л с^ —

—. о

-н -Н

с» —•

+1 -н

<т>

о —

+1 -н

+ и

— СО

о —«

+1 +1

— со

— О!

41 +1

— с*

— —. «5 СО

+1 -н

о» — +1 +1 00 —

о +1 +1

—< — СО ю

5! 4

+1 +1

-Н +1 — 00

-Н +1

со со — ю

со

+1 м

со а

— о со

- СП

ОО —

■Н -Н

со ю

о СО

+1 +1 +1 +1

+1 -н

о — —■ —" — —

+1 -н -н -н -н -н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+1 +1 +1 -н +1+1 +! +1

— о»

5 4 5 4

56 . а 3

Е о

2 н

о> и

5

(О <

I X

О л

о §

X о.

V н

о а

х о

с; ас о

V я

V 4

I 2

2 «• £

_ с * о

О. |_ _ я 1—, т

Я1/Э1ВСВ>10и

4 лет, и столько же детей контрольной группы детского сада.

На первом этапе исследований предстояло оценить степень адекватности двигательной нагрузки физиологическому потенциалу детей на занятиях, проводимых по методикам, разработанным педагогами музыкальных школ. Дети 4-летнего возраста занимались 1 раз в неделю. Занятия продолжительностью 60 мин строились по принципу комплексности: каждый вид деятельности (пение, рисование, игры на простейших инструментах и т. д.) рассматривался как отдых от предыдущего. На занятиях внедрялись различные виды упражнений — как общеразвивающего характера, так и узкоспецифические, т. е. необходимые для совершенствования в дальнейшем профессиональных данных.

По данным хронометражных исследований общая плотность занятий свидетельствовала о хорошем медико-педагогическом обеспечении воспитательного процесса. Исследование ДД в начале и конце учебного года позволило выявить возросший уровень развития локомоторных функций у детей экспериментальной группы в сравнении с контролем: мальчики экспериментального контингента показали достоверно лучшее время челночного бега, чем их сверстники из детского сада. У девочек уровень ДД был выше по всем показателям (р<0,05), что свидетельствовало о положительном эффекте целенаправленной работы по воспитанию двигательных навыков у детей 4-летнего возраста. Анализ результатов исследования позволил также установить наличие половых различий в показателях ДД. Причем, если в начале года мальчики имели достоверно лучшие показатели как в контрольной группе (прыжки в длину, высоту с места), так и в экспериментальной (прыжки в высоту), то в конце учебного года половой диморфизм результатов исследования был выявлен только в контрольной группе (прыжки в высоту, время статической выносливости; см. таблицу). Приведенные данные подтверждают высказывание [1] о том, что различие в показателях ДД между мальчиками и девочками дошкольного возраста формируется в силу социальных причин, т. е. обусловлено более выраженной гиподинамией у девочек как более дисциплинированного контингента детского коллектива, и в процессе целенаправленной работы по воспитанию двигательных навыков создаются предпосылки для выравнивания уровней развития локомоторных функций у мальчиков и девочек. К недостаткам комплексных занятий следует отнести как невозможность интенсификации ДА детей (согласно медико-педагогическим наблюдениям, усвоение дидактического материала наиболее эффективно на фоне привычной для данного индивидуума двигательной нагрузки), так и возможность произвольного изменения педагогом времени проведения отдельных видов деятельности (по нашим наблю-

дениям, время статических видов деятельности на отдельных занятиях колебалось от 33,6 до 65,7%).

Уровень артериального давления (АД), измеряемый в начале и конце года в покое, достоверно не отличался от такового в контрольной группе. Отмечена некоторая тенденция к увеличению АД в конце года в обеих группах детей, что, очевидно, связано с возрастными сдвигами и сезонными колебаниями.

На 2-м году обучения (5-летний возраст) в силу естественного хода эксперимента изучали целесообразность проведения отдельных занятий по ритмике продолжительностью 22 мин каждое (1 раз в неделю). На занятиях по музыкальной грамоте и художественному творчеству также включались двигательные элементы, носившие вспомогательный характер.

Характер изменений показателей ДД детей (5 лет) под влиянием изучаемой формы занятий не позволил с необходимой степенью достоверности утверждать, что данная модель ритмического воспитания оказывает положительное влияние на развитие локомоторных функций детей экспериментальной группы, что можно объяснить неадекватностью физической нагрузки потенциальным возможностям организма детей данного возрастного периода: на занятиях по ритмике уровень ДА, средняя ЧСС, максимальный подъем пульсовой кривой были ниже рекомендуемых для создания тренирующего эффекта на занятиях по физической культуре [3, 4].

В деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС) также не выявлено существенных изменений.

В связи с этим совместно с педагогами мы разработали модель проведения занятий по ритмике, в которой удалось соединить специфику подготовки индивидуума к систематическим занятиям в музыкальной школе с интенсифицированной физической нагрузкой. Методика заключалась в следующем: 1) для обеспечения оптимальных форм физиологических кривых была изменена структура занятий; 2) включены танцевальные элементы с насыщенным ритмическим рисунком; 3) обязательным компонентом занятия стала подвижная игра, которая не только предусматривала кульминацию эмоционального состояния, но и предполагала движения на выработку ловкости, быстроты и скорости реакции и спонтанных танцевальных движений на предложенную музыкальную тему; 4) для закрепления двигательных навыков использовались домашние задания; 5) преемственность целенаправленной работы педагогов обеспечивалась ведением межпредметных карт. Методика была апробирована в экспериментальных группах 4-, 5- и 6-летних детей с применением индивидуализирующего и генерализирующего методов исследования.

Результаты исследований ДД детей по новой

программе в сравнении с контролем представлены в таблице. Как видно из таблицы, в конце 1-го учебного года отмечалась тенденция к улучшению показателей ДД детей экспериментальной группы: достоверное различие зарегистрировано в прыжках в высоту и челночном беге (у девочек), мальчики имели более высокие показатели в статической выносливости (р<0,05), что говорит о положительном влиянии предложенной нами методики проведения ритмических занятий на развитие локомоторных функций у детей 4-летнего возраста.

В начале 2-го года обучения по разработанной нами модели занятий (5 лет) мальчики экспериментальной группы демонстрировали лучшие показатели по сравнению с контролем прыжков в длину и высоту (р<0,05), а девочки— прыжков в длину (р<0,01). Очевидно, под влиянием спонтанной реализации двигательных навыков, полученных на ритмических занятиях в системе музыкально-эстетического воспитания на 1-м году обучения, происходит накопление скоростно-силовых качеств в период летнего отдыха.

На протяжении 2-го года обучения интенсификация двигательной нагрузки происходила за счет как удлинения времени видов динамической деятельности, так и их усложнения: детям предлагалось выполнение движений и танцевальных элементов, требующих сложно-координированных усилий, контролировалась точность и четкость исполнения движений. Доведенное до автоматизма исполнение простейших элементов танца реализовывалось в импровизациях с различным темпом и ритмом. Поскольку, кроме упражнений скоростно-силового характера (прыжки, подвижные игры), в занятия включались виды деятельности, тренирующие слухомо-торные связи (дирижирование) и дидактические элементы (знакомство с теорией музыки), предъявляющие менее значительные требования к энергообеспечивающим системам организма, средний уровень пульсовой кривой у детей на занятиях в динамике года был относительно невысоким, однако максимальное отклонение его от исходного уровня достигало величин, рекомендуемых для тренировки кардиореспираторной системы у детей исследуемого возраста (50,0— 86,7%).

В конце 2-го года обучения дети экспериментальных групп превосходили своих сверстников из детского сада по всем показателям ДД. Достоверного различия не выявлено лишь в статической выносливости у девочек. Поскольку статическая выносливость является интегральным показателем, характеризующим не только силу плечевого пояса, но и особенности высшей нервной деятельности индивидуума, можно предположить, что у девочек как более подчиняющихся организации элементов в осенне-зимний период создаются возможности тренировки ста-

тической выносливости за счет преобладания статических видов деятельности в режиме дня детского сада.

Результаты исследования ДД шестилеток как в начале, так и в конце 3-го года обучения убедительно демонстрируют более высокий уровень развития локомоторных функций у детей экспериментальных групп в сравнении с контрольным контингентом.

Поскольку специфика подготовки к музыкальному образованию предусматривала развитие мелких мышц кисти, представилось интересным изучить мышечную силу (МС) в динамике 3 лет обучения и в сравнении с контрольной группой детей. При однородности исходных данных в начале обучения у девочек экспериментальных групп на 2-м году обучения показатели МС были достоверно выше, чем у их сверстников из детского сада (как левой, так и правой кисти). У мальчиков при сохранении общей положительной тенденции к накоплению данного качества достоверное различие между экспериментальной и контрольной группой зарегистрировано только в показателе МС левой кисти, поэтому можно предположить, что сложнокоординированные движения при овладении игрой на музыкальном инструменте обеспечивают тренировочные нагрузки для обеих рук, что менее выражено в предлагаемых видах деятельности на занятиях в детском саду.

В процессе занятий на подготовительных отделениях музыкальных школ практиковалось введение специальных дыхательных упражнений, которые использовались не только для регуляции частоты дыхания, но и позволяли тренировать проприорецепторы дыхательной системы для постановки правильного дыхания при воспроизведении мелодии голосом.

По данным спирометрии у детей экспериментальной группы на 2-м году обучения отмечалось несущественное увеличение жизненной емкости легких в сравнении с таковой в контроле; достоверного различия в показателях не выявлено и на 3-м году обучения у девочек. Однако у мальчиков различие было достоверным {р< <0,01). Различия в жизненной емкости легких в зависимости от пола обнаруживались уже у детей 4-летнего возраста как контрольной, так и экспериментальной группы и сохранялись у детей подготовительного отделения на 2-м и 3-м годах обучения. Очевидно, занятия на подготовительных отделениях музыкальных школ способствуют реализации анатомо-функционально-го потенциала дыхательной системы детей дошкольного возраста, особенно мальчиков.

Динамика изменения АД и ЧСС в покое свидетельствует о том, что в конце 3-летнего цикла обучения у детей экспериментальной группы

было зарегистрировано некоторое увеличение систолического давления и урежение пульса (р<0,05), что говорит о положительных сдвигах в функционировании ССС у детей экспериментальной группы подготовительного отделения музыкальной школы в сравнении с контролем.

В отличие от контрольной группы отмечена также тенденция к улучшению состояния здоровья экспериментального контингента за период обучения в подготовительной группе музыкальной школы.

Выводы. 1. Физические нагрузки на подготовительном отделении музыкальных школ соответствуют функциональным возможностям детей.

2. Занятия на подготовительных отделениях музыкальных школ могут стать средством по-вышения двигательной активности детей. Щ

3. Так называемые «комбинированные» заия- "" тия не обеспечивают полной реализации двигательного потенциала индивидуума и могут быть расценены как паллиативные мероприятия по обеспечению биологически необходимого уровня суточной двигательной активности для ребенка дошкольного возраста.

4. Занятия по апробированной методике способствуют совершенствованию функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, гармоничному развитию морфофункционального потенциала организма дошкольников.

5. Наиболее оптимальным вариантом подготовки в системе музыкально-эстетического воспитания с целью использования данной социальной формы для ликвидации двигательного долга являются занятия по предложенной и успешно апробированной нами методике.

Литература

1. Морфофункциональное соеревание основных физиологи- Ж ческих систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М., 1983.

2. Силина О. В. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. — М., 1980.

3. Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек П. Г., Уварова 3. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М, 1978.

4. Юрко Г. П. // Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях. — М., 1984. — С. 86—137.

Поступила 05.05.87

Summary. There are presented the investigation results on the effect of experimental studies at the preparatory departments of music schools involving compulsory rhythmic lessons on the development of the locomotor system in preschool children. The investigation carried out in dynamics for 4-, 5-, 6-year children demonstrated that musical and aesthetic education of children had a favorable effect on the development of the locomotor system and functioning of the cardiovascular system.

- 26 —

■й

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.