насморка и чихания, зуда и сыпи кожи. Количество жалоб зависит от степени атмосферного загрязнения. Частота проявлений и тяжесть симптоматики у населения зависят от возраста, пола и профессии. Чаще отмечаются жалобы у лиц моложе 40 лет, женщин и служащих.
2. Более частые повреждения ткани, изменение ее цвета около места повреждения и более частые жалобы на неприятный запах регистрируются в жилых районах, наиболее близко расположенных к ТЭЦ.
ЛИТЕРАТУРА
Курчатова Г., Аргирова М. Методы за определяне на атмосферни замърсители. София, 1969.
Поступила 18/1X 1978 г.
УДК 613.5:[613.155:683.94&
И. Хедене-Шомоди, профессора И. И. Даценко и Д. Биро
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГАЗИФИЦИРОВАННЫХ ЖИЛИЩ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Львовский медицинский институт, Печский медицинский институт (ВНР)
Целью настоящей работы являлось исследование воздушной среды и микроклимата жилищ г. Печ при использовании выпускаемых в ВНР плит для сжигания газа марки «Комфорт-ШТ» и влияния продуктов его сжигания на организм домашних хозяек.
Жилища подбирали с учетом наиболее характерных реальных условий жизни населения г. Печ. Были выбраны 2 десятиэтажных 80-квартирных дома. Исследования проводили на 1, 3, 5 и 9-м этажах. Все квартиры построены по типовому проекту, двухкомнатные, сообщающиеся кухней через коридор. Размеры кухонных помещений однотипны: площадь 6 мг, высота 2,65 м и кубатура 15,8 м3. Отопление квартир центральное. Вентиляция кухонь естественная и осуществляется лишь через форточки и окна. Исследования выполняли в разные сезоны, как в отопительный, так и в неотопительный период, при различных режимах горения газа. В I серии опытов пробы воздуха брали при закрытых окнах и дверях кухни с открытой форточкой, во II серии были открыты форточка и двери. До взятия проб воздуха квартиры проветривали в течение 10 мин. Параллельно с целью сравнительной оценки отбирали пробы атмосферного воздуха. После проветривания брали пробы воздуха в кухне и смежных комнатах на уровне 1,5 м от пола. Одновременно в этих помещениях определяли физические свойства воздушной среды. Аналогичные повторные исследования проводили после одночасового горения газа при использовании двух конфорок с нагрузкой (кастрюля с водой). В пробах воздуха определяли содержание окиси углерода с помощью инфракрасного газоанализатора, двуокись углерода (С02) — методом Реберга и суммарные углеводороды — методом сжигания. Результаты исследований приведены в таблице.
Данные таблицы свидетельствуют о загрязнении воздуха газифицированных квартир. Особенно высокие концентрации СО обнаружены в кухне, они значительно превышали ПДК при колебании от 21,5 до 53 мг/м3. Этажность при этом не играла существенной роли, что, вероятно, можно объяснить относительным постоянством исходного уровня СО, который практически не отличался от такового в наружном атмосферном воздухе. Воздух комнат, как правило, был менее загрязнен, однако выявленные в нем концентрации СО также превышали ПДК. Максимальное содержание его в воздухе комнат достигало 35 мг/м3.
Большое влияние на загазованность воздушной среды оказывает режим горения газа. Если после 1 ч горения газа средняя концентрация СО
Средние концентрации СО в воздухе газифицированных квартир в отопительный период
(М±т)
Концентрация СО. мг/м*
Этаж в атмосферном воз- исходная в кухне в кухне после 1 ч в комнате после
духе горения газа 1 ч горения газа
1-Й 18,7^0,8 18,7—4,0 33,9^:1,8 19,6—4,4
3-й 16,9^0,6 16,3^2,3 37,6—2,2 10,3—3,4
5-й 18,3—0,8 19,1—2,7 38,1 — 1,6 20,3^3,1
Э-й 19,1^:0,8 20,7—3,4 34,6—1,7 22,0—8,1
достигала 21,5 мг/м3, то продление горения до 2 ч создавало невыносимые условия, при которых этот показатель доходил до 53,5 мг/м3. Горение 3 горелок на протяжение 1 ч дает увеличение концентрации СО до 37 мг/м3, а если дополнительно горит газ в духовке, концентрация его достигает опасного уровня — 72 мг/м3. При открытых форточках и дверях концентрация СО в кухне уменьшалась с 35 до 21,5 мг/м3.
Необходимо заметить, что исходные концентрации СО после проветривания уже достигали ПДК, что объясняется интенсивным загрязнением наружного атмосфгрного воздуха.
Интенсивность загрязнения воздушной среды жилищ более выражена в летний период, что, вероятно, обусловлено большей загрязненностью наружного атмосферного воздуха и ухудшением воздухообмена вследствие меньшей разницы температур наружного воздуха и воздуха кухонь.
Содержание суммарных углеводородов в помещении кухонь колебалось в основном в пределах от 13,3 до 56,0 мг/л. При жарении 1 яйца в воздухе кухни количество их составило 53,3 мг/л, при жарении картофеля — 146,6 мг/л, а при жарении мяса — 280,0 мг/л. При использовании духовки в течение 1 ч этот показатель возрастал до 560 мг/л. Варка пищи происходила практически без образования углеводородов (13,3 мг/л). Открывание дверей во время жарения мяса уменьшало концентрацию углеводородов до 16,7 мг/л. Необходимо отметить, что количество углекислоты, как правило, не превышало 1,2 °/00.
Отмечено также ухудшение микроклиматических параметров, обусловленное открытым сжиганием газа. Так, достаточно одночасового горения 2 конфорок для увеличения температуры воздуха кухонь до 37°С у потолка, до 27°С на уровне дыхания человека и до 21°С на уровне пола. Относительная влажность в кухнях к концу варки достигала в среднем 44,2±1,4%, в то время как исходные данный в среднем не превышали 37,0±1,96%. Движение воздуха в кухнях было в среднем 0,088—0,011 м/с. Разницы между этим показателем в кухнях и комнатах не было (/=2,000). Кратность воздухообмена в кухнях равнялась в среднем 3,27±0,48 м/с.
С целью выяснения влияния продуктов сжигания газа на самочувствие люден мы проанализировали жалобы опрошенных женщин, проживающих в газифицированных квартирах. На плохое общее состояние жаловались 20,4%, на диспепсические явления — 37,8%, на головную боль, головокружение и шум в ушах— 81,3%, на раздражительность и угнетен-тенность — 66,5%, на боли в области сердца и одышку — 55,2%. При всем разнообразии жалоб преимущественное значение имела головная боль, на которую указывало 137 обследованных.
Объективные доказательства воздействия СО на женщин, проживающих в газифицированных квартирах, мы получили при определении у них содержания карбоксигемоглобина спектрофотометрическнм методом.
Из 249 обследованных женщин количество карбоксигемоглобина 10% установлено у 61%, у остальных этот показатель достигал 15% и более,
3*
67
что могло обусловить возникновение хронической интоксикации (И. И. Да-ценко и В. 3. Мартынюк; Л. А. Тиунов и В. В. Кустов). Корреляционной зависимости между возрастом и количеством карбоксигемоглобина при статистической обработке данных не выявлено.
Существенных сдвигов в картине периферической крови также не обнаружено. Наметилась тенденция к снижению артериального давления крови. Показатели, характеризующие температуру кожи, оказались умерено повышенными.
ЛИТЕРАТУРА
Даценко И. И., Мартынюк В. 3. 1нтоксикац1я окисом вуглецю та шляхи 11 послабления. Ки1в, 1971. Тиунов Л. А., Кустов В. В. Токсикология окиси углерода. Л., 1969.
Поступила 25/Х 1978 г.
Краткие сообщения
УДК 613.632:613.155.3:665.637.7]-074
Доктор мед. наук Б. А. Курляндский, Н.И. Невзорова, Ф. Д. Машбиц,
М. В. Мулина
ПОДХОДЫ к ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЭФФЕКТИВНЫХ БЛАСТОМОГЕННЫХ ДОЗ ХЛОРПАРАФИНА ХП-470
Московская городская санэпидстанция
Одним из путей гигиенической профилактики неблагоприятных химических воздействий на организм человека является ограничение содержания вредных веществ в изделиях и материалах (А. Н. Боков). Оно может быть использовано и с целью количественного ограничения содержания блгстомогенных веществ в изделиях, исходных и промежуточных продуктах. Важное гигиеническое значение в связи с этим приобретает определение вероятностных эффективных и безопасных доз и концентраций химических соединений.
В настоящей работе представлены результаты изучения канцерогенной активности трех образцов применяемого в качестве стабилизатора хлорпарафина марки ХП-470, исходным сырьем для получения которых послужили жидкие парафины с различной степенью очистки, определяемой по суммарному содержанию в них ароматических углеводородов (АУВ): 0,8, 1,3 и 2,3%.
На приборе ДФС-12 определяли содержание бенз(а)пирена (БП) в образцах ХП-470. Очистку и выделение БП проводили методом тонкослойной хроматографии на незакрепленном слое окиси алюминия. Количество БП в исследованных образцах не зависело от степени очистки и составляло 1,6—1,8 мкг/л.
При внутрижелудочном однократном введении образцов хлорпарафина белым мышам и крысам в дозах до 12 г/кг гибели животных не наблюдалось. Кумулятивными свойствами изученные образцы ХП-470 не обладали.
Канцерогенные свойства трех образцов хлорпарафина исследовали путем применения накожных аппликаций мышам-самцам линии С57В1 и подкожного введения беспородным крысам-самцам с исходной массой 150 г (Л. М. Шабад). Каждый образец хлорпарафина марки ХП-470 с соответствующим содержанием АУВ наносили на кожу межлопаточной области 50 мышам. Смазывание проводили 2 раза в неделю в течение мес (всего 55 раз). Контрольным 50 животным наносили подсолнечное масло. Подкожно каждый из трех образцов ХП-470 вводили по 0,5 мл 2 раза в неделю в виде 2% эмульсии в растительном масле в течение года 3 группам крыс по 40 животных на каждый образец. За время введения каждое животное получило 13,5 мл исследуемого продукта. Контрольным 120 животным подкожно вводили подсолнечное масло. Все животные находились под наблюдением до их естественной гибели.
При патоморфологическом исследовании внутренних органов подопытных животных, получавших накожные аппликации образцов ХП-470, изменений, достоверно от-