Научная статья на тему 'ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГАЗИФИЦИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ'

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГАЗИФИЦИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
34
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГАЗИФИЦИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ»

ОБЗОРЫ

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГАЗИФИЦИРОВАННЫХ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИИ

Проф. В. 3. Мартынюк Из Львовского медицинского института

Контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг. предусматривается дальнейший рост добычи и производства газа в 1965 г. до 150 млрд. м3 по сравнению с 30 млрд. м3 в 1958 г., или в 5 раз, причем намечается удовлетворение всех потребностей населения в газе для коммунально-бытовых нужд. Количество газифицированных городов и квартир в них будет расти из года в год. Проникновение газа в быт совершенно правильно рассматривается как явление значительного технического и санитарного прогресса.

Природный газ — один из наиболее удобных источников теплозой энергии. По своим свойствам он далеко превосходит все ранее известные виды топлива. Основной составной частью природных газов таких месторождений, как Азербайджанского, Дашавского, Угерска, Ухты, Саратова, Мелитополя, Майкопского, Дагестанского районов и др., является метан.

Если допустить, что принятые в практике бытовые приборы для сжигания газов, основанные на принципе открытого сжигания, работают идеально и обеспечивают полное сгорание газа, то и тогда в воздушное пространство помещений будет поступать такое количество конечных продуктов окисления метана в виде ССЬ и водяных паров, которое поведет к резкому ухудшению гигиенических качеств воздушной среды. Проведенные на протяжении последних лет исследования во многих городах СССР (Москва, Ленинград, Киев, Львов, Саратов и др.) показали, что при открытом горении природного газа на плитах общепринятых конструкций практически почти никогда нет полного сгорания газа и в результате горения в помещениях накапливаются, кроме продуктов полного сгорания — углекислого газа и водяных паров, продукты неполного сгорания — окись углерода и в меньшей мере формальдегид и углеводороды.

По данным наших исследований и наблюдений М. И. Лифшица, концентрация окиси углерода (СО) в помещениях доходила до 0,375—0,567 мг/л. Исследования Л. И. Лося и А. Г. Садовииковой (1945) указывают на возможность накопления СО до 0,0426—0,2509 мг/л, в среднем до 0,113 мг/л. Д. Н. Калюжный и Л. Г. Дукарская (1948) в воздухе помещений при горении трехконфорной плиты Ленинградского завода обнаружили 0,56 мг/л СО. При горении двухконфорпой гачо-вой плиты типа «Юнкерс-Ру» найдено 0,42 мг/л СО. Инженер С. П. Сладков (1955) в Москве при обследовании 50 газифицированных квартир нашел в воздухе кухонь с различными систсмами вентиляционных приспособлений СО в количестве от 0,066 до 0,370 мг/л. М. Н. Троицкая (1958) в Ленинграде установила, что через один час горения че-тырехконфорной газовой плиты в условиях действующей вентиляции (вентиляционные каналы на кухне и смежной уборной извлекали до 140 м3 воздуха в час) концентрация окиси углерода составляла

5 Гигиена и санитария, № 12

81

0,1—0,3 мг/л. Приведенных данных достаточно, чтобы прийти к выводу, что в существующих условиях бытового использования газов при-принятых методах их сжигания и недостаточно эффективной вентиляции имеет место интенсивное загрязнение воздушной среды помещений различными продуктами горения и главным образом окисью углерода.

В связи с изложенным возникает вопрос, в какой мере указанные-загрязнения могут влиять на здоровье жильцов. Окись углерода принадлежит к веществам, вызывающим аноксемию. Имеется ряд данных [Варбург (Warburg), 1926; Ю. М. Кернер, 1930; Н. С. Правдин, 1943; Ю. П. Фролов, 1949, и др.], указывающих, что при поступлении в организм окись углерода соединяется не только с гемоглобином крови, но* оказывает прямое действие на течение окислительно-восстановительных, реакций, т. е. является клеточным ядом, непосредственно воздействующим на дыхательные ферменты, извращая их функцию. Исследования И. И. Даценко и Б. М. Штабского, проводимые в настоящее время зо Львове, дают убедительное Доказательство того, что как образование-карбоксигемоглобина в крови, так и прямое токсическое действие окиси углерода на некоторые ткани и системы организма проявляются при весьма небольшом содержании СО во вдыхаемом воздухе и даже предельно допустимая концентрация окиси углерода 0,002 мг/л для жилых помещений отнюдь не может быть отнесена к абсолютно безвредной. Если исходить из того, что имеющие место концентрации СО в воздухе' помещений часто превосходят предельно допустимые и в этом случае обладают уже явно выраженной биологической активностью, то неизбежно встанет вопрос о возможности хронической интоксикации.

Установить клинически наличие хронического отравления можно путем наблюдения за некоторыми сдвигами функций организма. Эти сдвиги наступают вследствие длительного, повторного действия СО и проявляются рядом субъективных, неприятных ощущений, т. е. изменением эмоционального состояния человека, которое в конечном счете является следствием сложной реакции организма в ответ на экстеро- и интеро-рецептивные импульсы. Окись углерода, как известно, изменяет состав крови, воздействуя таким образом на нервную систему и ткани других органов и систем. Поэтому не удивительно, что в клинике хронического карбокситоксикоза жалобы человека на состояние здоровья и на плохое самочувствие занимают большое место и характеризуются чрезвы чайным обилием и многообразием.

Большое число авторов (Ж. Л. Апфельбах, 1925; В. А. Бахтиаров. 1939; М. М. Виленский, 1924; С. П. Виноградов, 1928; 3. Г. Вольфсон, 1951; А. Д. Воробейчиков, 1927; И. Д. Гадаскина, 1932, и др.) в исследованиях по изучению влияния малых концентраций СО на организм признают наличие хронического отравления и отмечают ряд изменений со стороны самочувствия и состояния людей. Все авторы прежде всего указывают на жалобы, связанные с деятельностью центральной нервной системы. Они проявляются первыми по времени и, как правило, отмечаются всеми, кто подвергается хроническому воздействию малых количеств СО. Чаще всего высказываются жалобы на головные боли, головокружение, быструю утомляемость, угнетенность, раздражительность, бессонницу или сонливость, ослабление памяти, невралгические боли, повышенную чувствительность к звуковым раздражителям, апатию, тоску, шум в ушах, различные психические расстройства. При хронической интоксикации СО могут возникать изменения психики со зрительными и слуховыми галлюцинациями, навязчивыми идеями (С. П. Ви ноградов), ослаблением психических функций [Оливер и Путцеис (Oliver, F. Putzeis, 1908)], неврозами (А. Д. Воробейчиков, М. М. Виленский и Е. В. Деменко, 1924), истероневрастенией (М. М. Виленский). Ряд авторов (Н. В. Лазарев и П. И. Астраханцев, 1938; Л. М. Любин--ская и Л. К. Пташный, 1946; Н. Н. Пильман, 1935, Н. А. Тарадина)

функциональные изменения нервной системы описывают более конкретно и отмечают нарушения координации движений, тремор, судороги больших пальцев и мускульную дрожь, невралгические боли, которые могут быть тупыми или острыми, постоянными или периодическими, во всем теле и в отдельных частях, часто отмечаются сердцебиения, боли в области сердца колющего или ноющего характера, чувство сжатия в груди, иногда ночные приступы болей в области сердца, понижение или отсутствие аппетита, боли в подложечной области, тошнота, иногда рвота, запоры или поносы и другие диспепсические расстройства. Функции органов дыхания, на первый взгляд, мало изменяются. По крайней мере жалобы встречаются значительно реже. Однако отмечаются одышка [М. М. Виленский, Гарвей (Harvey) и Сутер (G. Suter, 1938)], замедление дыхания (А. Ф. Эккер, 1900), жалобы, указывающие на развитие катаров верхних дыхательных путей (М. М. Виленский).

Некоторые исследователи (П. П. Лазарев, Н. Н. Пильман и А. С. Гамбурцева, 1935; Д. М. Натансон, 1931; О. И. Шершевская и Е. М. Рахальская, 1950, и др.) находили при хроническом карбокси-токсикозе понижение остроты зрения, сужение поля зрения, нарушение цветоощущения. Н. Н. Пильман (1935) и Н. А. Тарадина отмечали наличие жалоб на появление «летающих мушек», невозможность чтения в вечернее время, на кажущуюся окраску всех предметов в серые тона.

Приведенные данные убедительно доказывают, что хроническое воздействие малых количеств СО на организм не является безразличным для человека. Ряд перечисленных субъективных недомоганий сигнализирует о сдвигах функций, которые имеют место в разных органах и системах. Однако следует подчеркнуть, что в условиях труда и быта человека с различным состоянием способности организма к сопротивлению по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды все эти жалобы могут проявляться по-разному. Крайнее разнообразие клинической картины хронической оксиуглеродной интоксикации порождало некоторое сомнение в причине ее возникновения. Требовался более достоверный, более объективный, а стало быть, и более доказательный метод определения оксиуглеродной интоксикации. Таким объективным показателем интоксикации являлся карбоксигемоглобин, но существовавшие методы его определения отличались большой неточностью и непригодностью для массовых исследований, ибо только в этом случае речь может идти о безусловной доказательности. В результате упорной и многолетней работы нашим сотрудникам доцентам X. В. Сторощук, (1951), В. В. Попову (1953) удалось разработать фотометрический метод. Он широко описан и нашел применение в лабораториях Львова, Киева, Ростова и др. Применение его позволило провести массовые обследования населения и установить наличие хронической оксиуглеродной интоксикации.

Следовательно, в реальных условиях современного газифицированного жилища при существующих методах эксплуатации бытовой газовой аппаратуры имеет место загрязнение воздушной среды помещений продуктами горения газов, а отсюда и возможность возникновения у жильцов хронической оксиуглеродной интоксикации, и в настоящее время, по нашему мнению, речь должна идти не о поисках новых доказательств недопустимости такого положения, а о поисках путей для его устранения. В связи с этим должны быть обсуждены следующие вопросы.

1. Степень физиологического обоснования предельно допустимой концентрации окиси углерода для жилых помещений.

Этот вопрос может составить тему специального сообщения и лдесь не представляется возможным на нем подробно остановиться Можно лишь отметить, что часто приходится встречаться с замечанием.

6*

83

что установленная норма окиси углерода для жилых помещении в 0,002 мг/л независимо от ее физиологической обоснованности нереальна и практически недостижима, ибо городской атмосферный воздух, как показывают многочисленные исследования, в том числе и наши собственные, настолько загрязняется окисью углерода в результате промышленных выбросов и деятельности автотранспорта, что концентрация СО в нем во много раз выше, чем это предусмотрено для закрытых помещений. Против такой постановки вопроса говорит следующее: во-первых, главным источником загрязнений атмосферного воздуха улиц является не столько промышленность, сколько автотранспорт. Промышленность может явиться источником загрязнений для жилых районов, если будут грубо нарушены существующие санитарные правила размещения предприятий и охраны атмосферного воздуха. Что касается второго источника — автотранспорта, то такая высокая степень загрязнений воздуха имеет место главным образом в районах автотранспортных магистралей, крупных гаражей, автомастерских и т. д., остальная же во много раз большая часть селитебной территории в этом отношении находится в относительно удовлетворительном состоянии.

Во-вторых, мы живем в эпоху бурного технического прогресса и надо полагать, что наши инженеры в недалеком будущем найдут способ устранить вредное влияние выхлопных выбросов в атмосферу. Отрадные сведения о возможности этого опубликованы в журнале «Химическая наука и промышленность», поместившем специальный доклад о способе дожигания выхлопных газов автотранспорта при помощи окисляющего катализатора, сделанный на Международном энергетическом конгрессе.

2. Принципиальная недопустимость открытого сжигания газов в бытовых приборах с выбросом продуктов сжигания в воздушную среду помещений. ч

Роль жилища в жизни человека с гигиенической точки зрения настолько велика, что забота о создании в нем надлежащих санитарно-гигиенических условий должна явиться главнейшей обязанностью как врачей, так и инженеров и можно утверждать, что независимо от качества сжигания газов продукты горения, в каком бы виде они не поступали в воздушную среду помещений — окисленном или недоокислон-ном, резко ухудшают санитарные условия среды и, следовательно, правильным решением вопроса будет недопустимость открытого сжигания природных газов в помещениях без полного отвода продуктов горения.

3. Санитарно-гигиенические качества бытовой газовой аппаратуры и эффективность существующих средств воздухообмена жилых помещений.

По этому вопросу создалось в высокой степени странное положение. Возникла и развивается новая отрасль промышленности — производство газовой аппаратуры, создаются различные конструкции газовых плит — двух-, четырехконфорных, с духовками и без духовок, сооружаются целые газовые «комбайны», где в одном агрегате сочетаются и плита, и духовка, и холодильник, создаются различные типы водонагревателей, колонок, каминов и т. д. Все это конструируется, производится и внедряется в жилище в полном отрыве от тех, кто строит жилища. А они в свою очередь проектируют и строят без учета тех загрязнений, которые будут внесены в воздух жилищ и которые не в состоянии будут удалить применяемые средства вентиляции и воздухообмена, застывшие на уровне конца прошлого столетия. Мы этим не хотим сказать, что новое жилищное строительство не улучшается, но почти не изменились подходы к вопросам воздухообмена. Жизненная важность правильного решения этого вопроса, особенно в условиях I а-зификации, очевидна. Контакт между строителями и конструкторами

газовой бытовой аппаратуры необходим, так же как постоянная санитарно-гигиеническая консультация.

Реализация мероприятий, направленных на снижение загрязнения воздушной среды окисью углерода, а следовательно, и на уменьшение опасности оксиуглеродных интоксикаций, потребует участия большого круга лиц, ведомств и учреждений и должна опираться на какую-то юридическую базу. Такой базой должен стать ряд официальных инструкций, указаний и положений. Инструкция о мероприятиях по снижению опасности оксиуглеродных интоксикаций среди населения должна быть разработана научно-исследовательскими институтами и издана Главной государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения СССР. Необходимо также развернуть санитарно-просве-тительную пропаганду профилактики оксиуглеродных интоксикаций в газифицированных жилищах. Шире должны публиковаться научные исследования по вопросу оксиуглеродных интоксикаций, тем более что, несмотря на значительное количество проведенных исследований, многое в этой области подлежит дальнейшему изучению и уточнению. Таким образом, проблема бытовых оксиуглеродных хронических интоксикаций потребует значительных усилий со стороны научных и практических инженерно-технических и санитарно-гигиенических организаций.

ЛИТЕРАТУРА

АпфельбахЖ. Л. В кн.: Дж. Кобер, В. Хенсон, Профессиональные болезни и гигиена профессий. М., 1925, в. 1, стр. 64. — Б ахти а ров В. А. Труды Свердловск. мед. ин-та и научн-исслед. ин-тов Свердловск, облздравотдела, 1939, сб. 12, стр. 271. — Ви ленский M. М. Уральское мед. обозр., 1924, т. 3, № 4—5, стр. 125.— Виноградов С. П. Московск. мед. журн., 1928, № 2, стр. 23. — Воробейчи-к о в А. Д. Труды научно-исслед. секции охраны труда Ленинградск. ГОТ, Л., 1927, т. 1, в. 1—2, стр. 394. — Гадаскина И. Д. Определение промышленных неорганических ядов в организме. Л., 1939. — Д е м е н к о Е. В кн.: Санитарные условия труда в газовом производстве. М., 1924, стр. 80. — К е р н е р Ю. М. Судебномед. экспертиза, 1930, кн. 13, стр. 3. — Лазарев Н. В., Астраханцев П. И. Химические вредные вещества в промышленности. Л., 1935, ч. 2. — Лазарев П. П., Пильман H. Н., Гамбурцева А. С. Труды и материалы Свердловск, ин-та экспер. мед., 1935, сб. 2, стр. 86. — Лось Л. И., Садовник ова А. Г. Гиг. и сан.. 1945, № 12, стр. 23. — Любинская Л. М., Пташный Л. К. Горючие газы и их сжугание в бытовых приборах. М,—Л., 1946. — Натансон Д. М. Врач. дело. 1931, № 9—10, стр. 480. — Пильман H. Н., Та ради на Н. А. Сов. вестн. офталь-мол., 1935, т. 7, в. 6, стр. 903.— Попов В. В. Укр. 6ioxiM. журн., 1953, т. 25, № 2, ггр. 227. — Правдик Н. С. Фармакол. и токсикол., 1943, т. 6, № 5, стр. 14. — Сторощук X. В. Укр. 6ioxiM. журн., 1951, т. 23, № 2, стр. 228. — Троицкая M. Н. Гиг. и сан., 1958, № 2, стр. 15. — Фролов Ю. П. Фармакол. и токсикоз., 1949, т. 12, № 4, стр. 12. _ Хронические оксиуглеродные интоксикации. Львов,

1957. — Шершевская О. И., Рахальская Е. М. Труды Новосибирск, ин-та усовершенствования врачей и Мед. ин-та. Новосибирск, 1950, в. 2, т. 26, стр. 215.— Эккерт А. Ф. Больничная газета Боткина, 1900, №'52, стр. 2373. — Beck H. G.. S u t е г G. M., J. A. M. A., 1938. v. 110, p. 1982. — Sommerfeld T., Putzeis F., Entwurf einer Liste der gewerblichen Gifte. Jena, 1908. — Warburg O., Biochem Ztschr.. 1926. Bd. 177, S. 471

Поступила 12/XII 1959 r.

V V

\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.