УДК 613:377(470.620) Кубанский научный медицинский вестник № 2 (125) 2011
А. М. АСЛОНЬЯНЦ
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Кафедра гигиены с экологией ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет», Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. (861) 262-45-98. E-mail: [email protected]
В работе представлены материалы изучения условий организации учебного процесса студентов, обучающихся в учреждениях среднего специального медицинского образования Краснодарского края, выполненного в 2007-2009 годах на базе 3 наиболее крупных медицинских колледжей. Показано, что по санитарно-эпидемиологическому благополучию все они относятся ко 2-й группе. Отмечены наиболее существенные недостатки условий обучения студентов.
Ключевые слова: медицинские колледжи, учебные помещения, микроклимат, освещенность, СО2, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
A. M. ASLONJANTS
HYGIENIC ESTIMATION OF CONDITIONS OF TRAINING OF STUDENTS IN ESTABLISHMENTS OF AVERAGE MEDICAL EDUCATION OF KRASNODAR REGION
Chair of hygiene with ecology Kuban state medical university,
Russia, 350063, Krasnodar, Sedin street, 4, tel. (861) 262-45-98. E-mail: [email protected]
In work materials of studying conditions of the organization of educational process of the students trained in establishments of average special medical education of Krasnodar territory, executed in 2007-2009 on the basis of 3 largest medical colleges are presented. It is shown that on sanitary and epidemiologic well-being all of them concern 2-nd group. The most essential lacks of conditions of training of students aren’ted.
Key words: medical colleges, educational premises, a microclimate, light exposure, СО2, sanitary andepidemiologic well-being.
Введение
Известно, что образовательная среда активно участвует в формировании здоровья учащихся. При этом доля влияния факторов этой среды составляет 21-27% [4, 8]. Наиболее подверженными деформирующему влиянию факторов образовательного процесса на состояние здоровья оказываются студенты-первокурсники. Это связано с переходом подростков от традиционно школьного к среднему специальному (или высшему) образованию. Уже на первом курсе оно отличается повышенными учебными нагрузками (до 42 и более учебных часов в неделю), необходимостью восприятия и переработки большого объема информации в условиях дефицита времени, выполнением значительной части работы (в том числе домашнего задания) в вечернее время и др. На фоне интенсификации обучения, изменяющихся форм, методов преподавания и организации самого учебного процесса (в том числе изучения дисциплин по модульному принципу) у подростков происходит формирование нового динамического стереотипа, сопровождающееся адаптивными функциональными изменениями, значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма, что может непосредственно сказываться на состоянии соматического и психического здоровья учащихся.
В связи с этим одной из наиболее важных задач системы среднего профессионального образования является обеспечение оптимальных условий для эффективной адаптации организма учащихся к комплексу
новых факторов, специфичных для колледжей и других средних специальных учебных заведений [3, 7].
В Краснодарском крае изучения условий проведения образовательного процесса с позиций их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям и нормам не проводилось.
В этой связи целью работы были изучение и гигиеническая оценка условий обучения студентов медицинских колледжей.
Материалы и методы исследования
На Кубани подготовка среднего медицинского персонала проводится в 14 государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ГОУ СПО) департамента здравоохранения Краснодарского края. Из этих учреждений 8 аккредитованы как медицинские колледжи (МК) с четырьмя филиалами и 2 - как медицинские училища. В них проводится подготовка средних медицинских работников по специальностям 060101 «Лечебное дело» (фельдшер), 060102 «Акушерское дело» (акушерка), 060106 «Стоматология ортопедическая» (зубной техник), 060108 «Фармация», 060109 «Сестринское дело» (медицинская сестра), 060110 «Лабораторная диагностика» (медицинский лабораторный техник). По первым трем специальностям обучение осуществляется на базе 11 классов, по остальным - на базе 9 и 11 классов общеобразовательной школы.
Все учреждения среднего медицинского образования Краснодарского края имеют необходимое
оснащение, оборудование и клинические базы для высококачественной подготовки среднего медицинского персонала. Они обеспечены функционально зонированными земельными участками, размещены в 2-3-этажных благоустроенных зданиях. Учебные помещения в них, как правило, имеют предметно-функциональную направленность и достаточно хорошую оснащенность. Все они лицензированы и аккредитованы в установленном порядке, имеют санитарно-эпидемиологические заключения Роспотребнадзора, свидетельствующие о соответствии условий проведения в них образовательной деятельности установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям. Кроме того, наполняемость колледжей не превышает лицензионных показателей на ведение образовательной деятельности по аккредитованным специальностям и составляет в разные годы от 73% до 97%. Работа выполнялась на базе 3 наиболее крупных медицинских колледжей: Краснодарского краевого базового медицинского колледжа (ККБМК), Кропоткинского (КМК) и Лабинского (ЛМК) медицинских колледжей.
Изучали условия проведения образовательного процесса, в частности, достаточность площади на 1 студента в учебных классах, показатели микроклимата (температура воздуха, относительная влажность, скорость движения воздуха), освещенности, скорости движения воздуха стандартными приборами и общепринятыми в гигиенических исследованиях методами, концентрацию СО2 (шприцевым методом).
Кроме этого проводили комплексную оценку санитарно-эпидемиологического благополучия колледжей.
При статистической обработке полученного материала пользовались методом параметрической статистики с расчетом коэффициента Стьюдента, при этом статистически достоверным считали различия при р<0,05 [6].
Результаты исследования и их обсуждение
1. Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима в колледжах
Краснодарский край, в частности, те районы, в которых выполнялись исследования, согласно СНиП 2301-99 «Строительная климатология» относится к Ш-б строительно-климатической зоне и характеризуется относительно продолжительным периодом со среднемесячными температурами атмосферного воздуха выше 00 С, его относительной влажности более 70% и колебаниями скорости ветра от 1,9 до 3,8 м/с (рисунок).
Климатические условия Краснодарского края, расположенного на юге Европейской части России, формируются близостью теплых морей - Черного и практически незамерзающего Азовского. Они отличаются обычно мягкой зимой, когда температура воздуха в отдельные дни всех зимних месяцев может подниматься до 180 С и более, и относительно жарким летом - уже в мае температура воздуха может достигать до 300 С, а в июне - 370 С. Обычно воздух в крае достаточно прогревается в сентябре-октябре. Эти особенности климата обусловливают хорошее прогревание почвы, а также конструкций жилых и общественных зданий и отражаются на их воздушно-тепловом режиме.
Известно, что состояние микроклимата воздушной среды помещений может оказывать влияние на показатели здоровья, в том числе работоспособность человека [1, 2, 5].
Показатели микроклимата в основных учебных помещениях колледжей изучались нами только в холодный период года, так как в теплый период воздушнотепловой режим помещений, в которых отсутствует система кондиционирования воздуха, определяется погодными условиями.
Были показаны статистически достоверное (р<0,05-0,001) повышение средних величин температуры и относительной влажности воздуха к концу занятий
1° С
30
25
20
15
10
-5
Февр. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек.
- 90
}_ 80
70
60
50
: 40
30
20
10
0
5
0
Годовой ход температуры (Г ф, относительной влажности (ОВ,%) и скорости движения воздуха (V, м/с) в Краснодарском крае (средние многолетние наблюдения)
Кубанский научный медицинский вестник № 2 (125) 2011
Кубанский научный медицинский вестник № 2 (125) 2011
Таблица 1
Показатели температуры (1°, С) и относительной влажности (ОВ, %) воздуха в основных учебных помещениях колледжей в холодное время года
Учебные помещения Медицинские колледжи
ККБМК Кропоткинский Лабинский
Мт - Мах М±т Мт - Мах М±т Мт - Мах М±т
1° воздуха в кабинетах биологии, химии, ОБЖ 18,1-22,2- п=54 19,8-23,2» п=54 20,5±0,12- 21,3±0,1« р<0,001* 18,8-22,3- п=36 19,6-22,9» п=36 20,8±0,14- 21,5±0,13» р<0,01* 20,2-22,8- п=36 21,6-23,7» п=36 21,3±0,1- 22,4±0,08» р<0,01*
Р воздуха в кабинетах информатики 18,6-21,8- п=36 19,8-22,7» п=36 19,7±0,13- 21,1±0,11» р<0,001* 18.5-20,8-п=18 19.6-21,4» п=18 19,4±0,14- 20,9±0,12» р<0,01* 19,2-20,6- п=18 19,9-21,1» п=18 19,8±0,1- 20,7±0,08» р<0,001*
Р воздуха в спортивных залах 17,7-19,3- п=18 19,1-21,3» п=18 18,2±0,1- 19,6±0,14» р<0,001* 17,3-20,0- п=18 18,9-20,8» п=18 18,0±0,18- 19,2±0,12» р<0,01* 16.8-19,6-п=18 17.9-20,7» п=18 18,3±0,18- 19,1±0,18» р<0,05*
ОВ воздуха в кабинетах биологии, химии, ОБЖ 56-72- п=54 62-72»п=54 64,3±0,48- 67,1±0,3» р<0,01* 49-72- п=36 65-72» п=36 63,9±0,9- 68,7±0,27» р<0,01* 45-74- п=36 60-73» п=36 62,8±1,14- 67,2±0,51» р<0,05*
ОВ воздуха в кабинетах информатики 54-68- п=36 63-71» п=36 62,7±0,51- 65,2±0,31» р<0,01* 49-69- п=18 58-68» п=18 62,2±1,3- 65,8±0,65» р<0,05* 47-70- п=18 46-69» п=18 61,5±1,49- 60,8±1,49» р>0,05
ОВ воздуха в спортивных залах 56-69- п=18 56-72»п=18 60,2±0,84- 64,3±1,04» р<0,05* 50-62- п=18 53-64» п=18 58,2±0,78- 60,7±0,71» р<0,05* 54-64- п=18 57-72» п=18 61,5±0,65- 64,2±0,97» р<0,05*
Примечание: -I - до начала занятий;
« - в конце занятий;
* - статистически достоверное различие показателей в столбцах.
практически во всех учебных помещениях и спортивных залах всех колледжей и вытекающая из этого необходимость коррекции режима их проветривания.
Так, в учебных кабинетах МК перед началом занятий температура воздуха составляла в среднем от 20,50 С до 21,30 С с колебаниями в отдельные дни от 18,10 С до 22,80 С, превышая гигиенические нормативы. В конце занятий средние температуры воздуха были ещё выше (табл. 1).
Нам представляется, что более высокие температуры воздуха в учебных кабинетах и спортивных залах колледжей связаны с достаточно хорошо работающими системами отопления в условиях мягкой зимы на Кубани и несоблюдением режима проветривания.
Относительная влажность воздуха во всех обследуемых помещениях по средним значениям находилась в пределах от 58% до 69% и редко выходила за рамки допустимых величин, при этом она практически всегда была выше во второй половине дня (табл. 1).
Скорость движения воздуха в основных учебных помещениях обследованных колледжей во время занятий находилась в пределах гигиенических нормативов и составляла в среднем 0,1-0,2 м/с.
2. Гигиеническая оценка освещенности учебных помещений
Большинство окон в учебных кабинетах и лекционных залах колледжей ориентировано на восток и юго-восток, как этого требуют СанПиН 2.2.1/2.1.1 1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Естественное освещение в основном боковое левостороннее, за исключением учебных кабинетов, расположенных в торцевой части учебного корпуса ККБМК, и спортивных залов колледжей, в которых естественное освещение двустороннее.
В большинстве учебных кабинетов колледжей обычно по 2 окна, в ряде кабинетов ККБМК (химии, микробиологии, информатики) - по 3 окна. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) находился в пределах гигиенических нормативов: в учебных кабинетах, расположенных на первых этажах, он был в пределах 1,5-3,2% при измерении на расстоянии 1 м от стены, противоположной светонесущей стене, а в учебных помещениях вторых этажей - от 1,8% до 4,6%. Колебания неравномерности естественного освещения по КЕО не превышали 3:1.
В холодный период года в утренние часы естественное освещение не обеспечивало достаточной освещенности учебных помещений, и в это время использовалось совмещенное (естественное и искусственное) освещение. Искусственное освещение в колледжах обеспечивается газоразрядными люминесцентными ртутными лампами низкого давления холодно-белого цвета (ЛХБ) или белой (ЛБ) цветности, вмонтированными по 2 лампы мощностью 40 Вт каждая, как правило, в светильники типа ЛС002-2х40 с низким уровнем шума пускорегулирующих аппаратов. Обычно светильники размещены равномерно по поверхности потолка параллельно светонесущей стене.
Санитарное состояние светильников удовлетворительное, испорченные лампы своевременно заменяются новыми.
Уровни освещенности на столах при включенном искусственном освещении в разных кабинетах колледжей колебались от 210 до 445 лк, при этом во всех учебных помещениях ККБМК они были выше 300 лк.
Наиболее низкие значения освещенности учебных помещений отмечены в спортивных залах, в учебном кабинете латинского языка Кропоткинского МК и в кабинетах биологии и ОБЖ Лабинского МК.
Данные о случаях недостаточной освещенности учебных помещений письменно доведены до сведения администраций колледжей.
3. Содержание в воздухе учебных помещений углекислого газа
Воздух в помещениях жилых и общественных зданий считается достаточно чистым, если содержание в
нем СО2 не превышает 0,07%. Предельно допустимой концентрацией СО2 считается 0,1% (1%0).
Проведенные нами исследования ни в одном из 36 замеров в основных учебных помещениях не выявили превышения предельно допустимой концентрации СО2, что свидетельствует о достаточном воздухообмене учебных помещений колледжей. При этом в конце занятий концентрация СО2 в воздухе учебных помещений составляла 0,05-0,06%. Только в учебном кабинете по ОБЖ в ККБМК, в котором площадь на 1 студента не отвечает санитарным требованиям и составляет 1,0 м2, концентрация СО2 в конце последнего занятия в 2 случаях была 0,09%, однако по средней величине она не выходила за рамки допустимых величин.
В холодное время года воздушно-тепловой режим в учебных помещениях обеспечивается системой отопления за счет централизованного теплоснабжения (теплоноситель - вода) и преимущественно естественной вентиляции. Удаление воздуха из учебных помещений осуществляется через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением с помощью вентиляционных каналов в конструкциях зданий.
В учебных помещениях МК коэффициент естественной вентиляции при двух открытых фрамугах составлял 1/45-1/50, что отвечает гигиеническим требованиям. Соблюдение режима проветривания учебных помещений (перед занятиями, на перерывах, после занятий посредством фрамуг, форточек и окон) способствует сохранению оптимальных микроклиматических условий и чистоты воздуха.
Сквозное проветривание учебных помещений в перерывах между занятиями в холодное время года
Таблица 2
Фактический уровень санитарно-эпидемиологического благополучия медицинских колледжей
№ Фактическое санитарно-гигиеническое состояние объектов Количество баллов
ККБМК КМК ЛМК
1 Построено по типовому проекту и полностью соответствует действующим санитарным нормам: участок здание санитарно-технические сооружения и условия содержания 6 (7) 6 (7) 6 (7) 6 (7) 6 (7) 6 (7) 5 (7) 6 (7) 5 (7)
2 Соответствие списочного состава проекту вместимости 10 (10) 10 (10) 10 (10)
3 Расположено в районе с отсутствием атмосферных загрязнений 7 (10) 7 (10) 7 (10)
4 Результаты лабораторных и инструментальных исследований среды соответствуют санитарно-гигиеническим нормам 7 (10) 7 (10) 7 (10)
5 Отсутствуют вспышки острых кишечных заболеваний и не регистрировались пищевые отравления 10 (10) 10 (10) 10 (10)
6 Низкий уровень острых инфекционных заболеваний и пропусков по болезни ниже средних по району 7 (10) 6 (10) 6 (10)
7 Организация физвоспитания и закаливания в соответствии с программой 6 (10) 6 (10) 6 (10)
8 Обеспечение медицинским и техническим персоналом в соответствии со штатным расписанием 4 (5) 4 (5) 4 (5)
9 Полноценное питание 4 (10) 4 (10) 4 (10)
10 Соблюдение режима воспитательно-образовательного процесса и отдыха 6 (10) 6 (10) 6 (10)
Итого 79 78 66
Примечание: в скобках - максимальное количество баллов.
Кубанский научный медицинский вестник № 2 (125) 2011
УДК 616-003.812.001.6 Кубанский научный медицинский вестник № 2 (125) 2011
осуществляется тогда, когда позволяют погодные условия. В теплые дни проводят занятия при открытых фрамугах. Рекреационные помещения проветриваются во время учебных занятий.
Все учебные помещения, оснащенные вытяжными шкафами, оборудованы исправно работающей механической вытяжной вентиляцией.
Во всех колледжах проводится работа по укомплектованию учебных помещений сплит-системами для оптимизации микроклимата в теплый период года. Так, в ККБМК сплит-системами оснащено более 20% всех учебных помещений.
4. Обследование МК выявило существенные дефекты организации питания студентов (объемно-планировочные решения буфетов-раздаточных не отвечают требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, питание неорганизованное, отсутствуют примерные меню-раскладки, горячие блюда, через свободную торговлю реализуются только мучные кондитерские и булочные изделия, ассортимент продуктов недостаточный и др.) и медицинского обслуживания (не достаточные по площади медпункты и их недоукомплектованность).
Учитывая, что в МК основным контингентом являются лица женского пола, как существенный недостаток необходимо отметить их низкую оснащенность кабинами личной гигиены для девочек (согласно СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» они должны быть оборудованы из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м2).
5. Комплексная оценка условий обучения в обследованных медицинских колледжах Краснодарского края показала, что все они относятся ко второй группе по санитарно-эпидемиологическому благополучию (табл. 2), при этом 1-й группе по санитарно-эпидемиологическому благополучию отвечает сумма баллов 100-96, 2-й группе -
сумма баллов 95-61 при условии, что нет случаев абсолютного невыполнения из критериев № 1-6, 3-й группе -при сумме баллов 60 и менее или при условии, что хотя бы один из критериев № 1-5 не выполняется полностью.
Таким образом, изучение условий обучения студентов МК выявило ряд отклонений от СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», которые могут способствовать ухудшению здоровья учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. - Киев: Госкомиздат,1956. - 146 с.
2. Гигиенические аспекты качества воздуха помещений: отчеты и исследования // Евр. рег. бюро ВОЗ. - М., 1981. - № 21. - С. 42.
3. Курлыкина С. В. Адаптация подростков, обучающихся по различным программам в условиях гимназии // Материалы межрегион. науч.-практ. конфер. «Здоровье и образование в XXI веке. Здоровье населения - среда обитания». - Майкоп, 2006. - С. 113-115.
4. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: Учебник для вузов. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 480 с.
5. Кучма В. Р. Подходы к оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений для детей и подростков / В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина // Гиг. и сан. -2004. - № 3. - С. 47-50.
6. Мерков А. Н. Санитарная статистика / А. Н. Мерков, Л. Е. Поляков. - Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1974. - 384 с.
7. Севрюкова Г. А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособности в процессе обучения // Гиг. и сан. -2006. - № 1. - С. 72-74.
8. Степанова М. И. Трудность школьных учебных предметов как гигиеническая проблема / М. И. Степанова, И. Э. Александрова, А. С. Седова // Здоровье и образование в XXI веке: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Майкоп, 2005. - С. 18-24.
Поступила 06.12.2010
А. Т. БЕЛИКОВА, В. Б. БРИН, К. М. КОЗЫРЕВ
НОВАЯ МОДЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО АМИЛОИДОЗА
Кафедры нормальной физиологии и патологической анатомии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава, Россия, 362019, РСО — Алания, г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 40, тел. 8672534617.
E-mail: [email protected]
Для создания модели экспериментального нефропатического типа генерализованного амилоидоза у сирийских хомяков использовался способ однократного подкожного введения нативной человеческой плазмы вместе с адъювантом Фрейнда в равных пропорциях по 0,1 мл в 5 точек. Показали, что однократное введение вышеописанной смеси приводит к функционально и морфологически подтвержденному генерализованному амилоидозу нефропатического типа.
Ключевые слова: амилоидоз, экспериментальная модель, нефропатия.
A. T. BELIKOVA, V. B. BRIN, K. M. KOZYREV A NEW MODEL OF EXPERIMENTAL AMYLOIDOSIS
Departments of normal physiology and pathological anatomy SEIHPE NOSMA Roszdrava,
Russia, 362019, RNO - Alania, Vladikavkaz, Pushkinskaya street, 40, tel. 8672534617. E-mail: [email protected]
To create the model of nephropatical type of experimental systemic amyloidosis in Syrian hamsters was used method of single subcutaneous introduction mixture native human plasma with Freund’s adjuvant in equal proportions for 0,1 ml to 5 points. Showed, that a single injection of this mixture leads to functionally and morphological confirmed nephropatical type of systemic amyloidosis.
Key words: amyloidosis, experimental model, nephropatia.