Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка внутришкольной среды городских и сельских общеобразовательных учреждений'

Гигиеническая оценка внутришкольной среды городских и сельских общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
580
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМАЛЬДЕГИД / ОКСИД УГЛЕРОДА / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INTRA-ENVIRONMENT / FORMALDEHYDE / CARBON MONOXIDE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мыльникова Инна Владимировна

Проведено исследование с целью оценить показатели внутришкольной среды в городских и сельских общеобразовательных учреждениях (ООУ). Дана гигиеническая оценка микроклимата, освещенности и качества воздуха учебных кабинетов, установлено, что в учебных помещениях сельских школ температура снижена до 16-17 °С в 19,0±8,6% учебных помещений, влажность повышена до 63,1% в 25,7±7,4%учебных помещений. В 49,6±4,4% учебных помещений городских школ влажность была снижена до 23,3±0,3%, в 20,8±5,4% кабинетов повышена до 71,9±0,9%. Коэффициент естественной освещенности в сельских школах был снижен до 0,86-1,4% в 33,9±14,2% учебных помещений, в городских школах в 25,1±2,3% учебных помещений его уровень оказался ниже нормативных значений 0,32-1,3%. Отмечено, что в кабинетах информатики показатели естественной освещенности значительно ниже, чем в учебных помещениях по основным предметам. Установлено, что искусственное освещение в городских школах ниже гигиенических нормативов на партах в 1,9 раза, у доски в 2,2 раза. Получены статистические подтверждения связи нарушений здоровья городских школьников с факторами внутришкольной среды. Микроклимат обследованных спортивных залов сельских ООУ отличался пониженной температурой и повышенной влажностью воздуха. Гигиеническая оценка загрязнения воздушной среды учебных помещений проведена по ряду химических веществ: формальдегид, оксид углерода, диоксид азота, диоксид серы, взвешенные вещества. В воздухе учебных помещений городских школ концентрации формальдегида, диоксида азота, взвешенных веществ оказались выше, чем в сельских школах. В последних по сравнению с городскими школами оказались повышенными концентрации оксида углерода. В воздухе учебных помещений одного из городов обнаружено специфическое для его атмосферы химическое вещество фтористый водород, в концентрациях превышающих максимально разовую предельно допустимую концентрацию в 3-3,5 раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мыльникова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of intraschool environment in rural and urban secondary school institutions

The purpose of the research is to assess the intra-environment indices in urban and rural secondary schools. In the course of special studies there was given the hygienic assessment of the climate, illumination and air quality of classrooms. In classrooms in rural schools microclimate indices were established to fail to meet hygienic requirements mainly on the temperature and humidity parameters. In rural schools, the temperature was decreased to 16-17 °C in 19.0 ± 8.6% of classrooms, humidity was elevated to 63.1% in 25.7 ± 7.4% of classrooms. Among urban schools the humidity in 49.6 ± 4.4% of classrooms reduced to 23.3 ± 0.3%, in 20.8 ± 5.4% of offices it was increased to 71.9 ± 0.9%. The coefficient of the natural illumination in rural schools has been reduced to 0.86-1.4% in 33.9 ± 14.2% of classrooms. In 25.1 ± 2.3% of classrooms in urban schools the level of natural light ratio was below the normative values and varied in the range of 0.32-1.3%. It is noted that in the offices of informatics natural light indices are significantly lower than in the classrooms for core subjects. The artificial lighting in urban schools was found to be lower than hygienic standards on the desks by 1.9 times, 2.2 times at the board. There were obtained statistically significant handshaking health problems of urban schoolchildren due to intraenvironmental factors. The c dimate in surveyed gyms in rural schools is different in the low temperature and high humidity. The hygienic assessment of the air pollution classrooms' medium was executed for a range of chemicals: formaldehyde, carbon monoxide, nitrogen dioxide, sulfur dioxide, particulate matter. Concentrations of formaldehyde; nitrogen dioxide, suspended solids in the air in classrooms in urban schools appeared to be higher than in rural schools. Carbon monoxide concentrations in classrooms in rural schools was found to exceed their values in urban schools. The air in classrooms of the one of the cities was found to be differed by a specific atmosphere for its chemical hydrogen fluoride, in concentrations exceeding the maximum allowed concentration by 3-3.5 times.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка внутришкольной среды городских и сельских общеобразовательных учреждений»

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1193-1197

Оriginal article

О МЫЛЬНИКОВА И.В., 2016 УДК 613.956:616.1-02:614.72

Мыльникова И.В.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск

Проведено исследование с целью оценить показатели внутришкольной среды в городских и сельских общеобразовательных учреждениях (ООУ). Дана гигиеническая оценка микроклимата, освещенности и качества воздуха учебных кабинетов, установлено, что в учебных помещениях сельских школ температура снижена до 16—17 °C в 19,0±8,6%учебных помещений, влажность повышена до 63,1% в 25,7±7,4%учебных помещений. В 49,6±4,4% учебных помещений городских школ влажность была снижена до 23,3±0,3%, в 20,8±5,4% кабинетов повышена до 71,9±0,9%. Коэффициент естественной освещенности в сельских школах был снижен до 0,86-1,4% в 33,9±14,2% учебных помещений, в городских школах в 25,1±2,3% учебных помещений его уровень оказался ниже нормативных значений - 0,32-1,3%. Отмечено, что в кабинетах информатики показатели естественной освещенности значительно ниже, чем в учебных помещениях по основным предметам. Установлено, что искусственное освещение в городских школах ниже гигиенических нормативов на партах в 1,9раза, у доски в 2,2 раза. Получены статистические подтверждения связи нарушений здоровья городских школьников с факторами внутришкольной среды. Микроклимат обследованных спортивных залов сельских ООУ отличался пониженной температурой и повышенной влажностью воздуха. Гигиеническая оценка загрязнения воздушной среды учебных помещений проведена по ряду химических веществ: формальдегид, оксид углерода, диоксид азота, диоксид серы, взвешенные вещества. В воздухе учебных помещений городских школ концентрации формальдегида, диоксида азота, взвешенных веществ оказались выше, чем в сельских школах. В последних по сравнению с городскими школами оказались повышенными концентрации оксида углерода. В воздухе учебных помещений одного из городов обнаружено специфическое для его атмосферы химическое вещество - фтористый водород, в концентрациях превышающих максимально разовую предельно допустимую концентрацию в 3-3,5 раза.

Ключевые слова: общеобразовательные учреждения; внутришкольная среда; формальдегид, оксид углерода.

Для цитирования: Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка внутришкольной среды городских и сельских общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1193-1197. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1193-1197

Mylnikova I.V.

HYGIENIC ASSESSMENT OF INTRASCHOOL ENVIRONMENT IN RURAL AND URBAN SECONDARY SCHOOL INSTITUTIONS

East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research, Angarsk, 665827, Russian Federation

The purpose of the research is to assess the intra-environment indices in urban and rural secondary schools. In the course of special studies there was given the hygienic assessment of the climate, illumination and air quality of classrooms. In classrooms in rural schools microclimate indices were established to fail to meet hygienic requirements mainly on the temperature and humidity parameters. In rural schools, the temperature was decreased to 16-17 °C in 19.0 ± 8.6% of classrooms, humidity was elevated to 63.1% in 25.7 ± 7.4% of classrooms. Among urban schools the humidity in 49.6 ± 4.4% of classrooms reduced to 23.3 ± 0.3%, in 20.8 ± 5.4% of offices it was increased to 71.9 ± 0.9%. The coefficient of the natural illumination in rural schools has been reduced to 0.86-1.4% in 33.9 ± 14.2% of classrooms. In 25.1 ± 2.3% of classrooms in urban schools the level of natural light ratio was below the normative values and varied in the range of 0.32-1.3%. It is noted that in the offices of informatics natural light indices are significantly lower than in the classrooms for core subjects. The artificial lighting in urban schools was found to be lower than hygienic standards on the desks by 1.9 times, 2.2 times - at the board. There were obtained statistically significant handshaking health problems of urban schoolchildren due to intraenvironmental factors. The с dimate in surveyed gyms in rural schools is different in the low temperature and high humidity. The hygienic assessment of the air pollution classrooms ' medium was executed for a range of chemicals: formaldehyde, carbon monoxide, nitrogen dioxide, sulfur dioxide, particulate matter. Concentrations of formaldehyde; nitrogen dioxide, suspended solids in the air in classrooms in urban schools appeared to be higher than in rural schools. Carbon monoxide concentrations in classrooms in rural schools was found to exceed their values in urban schools. The air in classrooms of the one of the cities was found to be differed by a specific atmosphere for its chemical - hydrogen fluoride, in concentrations exceeding the maximum allowed concentration by 3-3.5 times.

Keywords: educational institutions; intra-environment; formaldehyde; carbon monoxide.

For citation: Mylnikova I.V. Hygienic assessment of intraschool environment in rural and urban secondary school institutions. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(12): 1193-1197. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1193-1197

For correspondence: Inna V. Mylnikova, MD, PhD, Senior Researcher Laboratory of Ecological and Health Studies of East-Siberian Institute of Medical and Ecological Research, Angarsk, 665827, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Information about authors:

Mylnikova I.V., http://orcid.org/0000-0001-7685-9004 Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgement. The study had no sponsorship. Received: 27.06.2016 Accepted: 04.10.2016

Для корреспонденции: Мыльникова Инна Владимировна, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. эколого-гигиенических исследований ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск. E-mail: [email protected]

гиена и санитария. 2016; 95(12)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1193-1197_

Оригинальная статья

Введение

Одной из важнейших задач отечественной гигиенической науки и практики является создание безопасной для здоровья обучающихся образовательной среды. Существующие условия обучения в общеобразовательных учреждениях (ООУ) часто не соответствуют государственным стандартам [1, 2]. Недостаточная освещенность учебных помещений выявлена в 2,9-9,4% ООУ страны. В 3,8-9,2% российских ООУ не соблюдается температурный режим.

По данным ФС Государственной статистики Иркутской области, в 2012-2016 гг. количество ООУ в Иркутской области сократилось на 29,6-33,5% по сравнению с показателем 2005 г. Сокращение ООУ и переуплотнение существующих может повлечь за собой снижение качества условий обучения. В связи с изложенным важно изучить качество внутришкольной среды в городских и сельских ООУ Иркутской области.

Цель исследования - дать гигиеническую оценку внутриш-кольной среды городских и сельских общеобразовательных учреждений.

Материал и методы

Показатели микроклимата и освещенности в ООУ Иркутской области в 2005-2013 гг. проанализированы по данным мониторинга ФС Управления роспотребнадзора. В качестве модельных территорий выбраны промышленные города Ангарск, Саянск, Усолье-Сибирское, Шелехов и сельские населенные пункты Китой и Раздолье. Промышленность Ангарска представлена предприятиями теплоэнергетики, нефтехимии, строительной промышленности. В Усолье-Сибирском приоритетными являются предприятия химической промышленности, деятельность одного из крупнейших предприятий Усолье-Сибирское, выпускающих карбид кальция и кремнийсодержащих материалы, остановлена в 2012 г. Город Шелехов относится к монопрофильным городам и объединяет предприятия цветной металлургии по производству и переработке первичного алюминия. Город Саянск в отличие от других объектов изучения расположен в 9 км от промплощадки химического комбината, построенного с соблюдением гигиенических норм и требований. Сельские населенные пункты удалены от крупных промышленных центров: п. Китой на 9 км; п. Раздолье на 80 км.

Всего обследовано 11 общеобразовательных учреждений, в том числе 9 городских и 2 сельских. Обследованы классы средней и старшей ступеней образования, кабинеты по гуманитарным (литература, русский и иностранный языки, история) и точным предметам (математика, физика, химия, информатика). Всего обследовано по 14 кабинетов в каждом из учебных учреждений. Наполняемость классов составила в городских ООУ 23,5±1,3 человека, в сельских ООУ на пригородной территории -17,8±1,2 человека, в удаленном сельском населенном пункте 8,2±1,3 человека.

Микроклимат внутришкольной среды оценивали по параметрам температуры, влажности и скорости движения воздуха учебных помещений. Температуру, влажность измеряли прибором ТКА-ТВ, скорость движения воздуха - анемометром, освещенность - люксметром ТКА-ПКМ. В каждом помещении выполнено по 10 замеров, всего 1540 замеров. Отборы проб воздуха в школах проводили на высоте 1,2 м от уровня пола по трем точкам: у доски, в центре и конце класса. Показатели микроклимата оценивали на соответствие требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Измерение искусственной освещенности проводили в темное время суток или при естественном фоне освещенности, не превышающем 10% от искусственной освещенности в обследуемой точке. Учитывая, что не всегда возможно попасть на объекты в ночное время, значения искусственной освещенности в учебных помещениях получили расчетным способом по методу удельной мощности. Метод основан на расчете суммарной мощности всех источников света (W) в помещении и определении удельной мощности ламп (P) путем деления W на площадь помещения (S): (P = W/S, Вт/м2). Искусственную освещенность рассчитывали умножением удельной мощности ламп на коэф-

Таблица 1

Удельный вес ООУ, не соответствующих гигиеническим нормативам по факторам внутришкольной среды (%)

Фактор Годы

внутришкольной среды 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Российская Федерация Микроклимат 10,9 13,8 11,8 11,2 10,5 11,6 11,2 н/д н/д Освещенность 20,1 20,7 19,4 18,9 17,1 16,9 16,2 19,7* н/д

Иркутская область

Микроклимат 9,1 9,0 7,5 7,4 10,9 13,7 11,3 12,3 9,6

Освещенность 14,2 17,0 11,4 10,3 16,8 19,7 20,8 20,8 24,6

Примечание. * - данные по Сибирскому федеральному округу.

фициент е, показывающий, какую освещенность (в лк) дает удельная мощность, равная 1 Вт/м2. Значение е для помещений с площадью не более 50 м2 при напряжении в сети 220 В для ламп накаливания мощностью менее 100 Вт равно 2,0; для ламп 100 Вт и более - 2,5; для люминесцентных ламп - 12,5 [3].

Освещенность учебных помещений оценивали по СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». Исследование проведено в весенний период.

Для оценки качества воздуха учебных помещений определяли концентрации наиболее значимых в эколого-гигиеническом отношении веществ: формальдегида, оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы, взвешенных веществ. В атмосферном воздухе г. Шелехова определяли специфичные для города вещества (фтористый водород и фенол). Объем исследований составил 1928 проб, в том числе 1540 проб воздуха учебных помещений и 388 проб атмосферного воздуха.

Для выявления связи между параметрами микроклимата и состоянием здоровья учащихся использовали результаты специальных профилактических осмотров учащихся городов Ангарска, Саянска, п. Китой, п. Раздолье. Медицинский осмотр проведен с участием педиатра, офтальмолога, оториноларинголога, невролога, ортопеда, эндокринолога. Обследование учащихся проведено с информированного согласия родителей (опекунов) и одобрено комитетом по биомедицинской этике ФГБНУ ВСИ-МЭИ (заключение № 4 от 14.11.12).

Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием методов параметрической статистики (средние значения и ошибки M±m, относительные показатели на 100 обследованных и ошибки показателя P±p) при помощи пакета прикладных программ Statistica (StatSoft Inc., версия 10.1). Достоверность различий между группами оценивали по /-критерию Стьюдента для несвязанных выборок. Критической величиной уровня значимости различий для отличающихся по численности групп с учетом поправки Бонферрони считали 0,017. При оценке силы связи между характеристиками микроклимата учебных помещений и состоянием здоровья учащихся использовали коэффициент корреляции Пирсона (p < 0,05).

Результаты

Оценка воздушно-теплового режима и освещенности учебных помещений. Гигиеническая оценка теплового режима в ООУ Иркутской области в 2005-2013 гг. показала, что удельный вес ООУ с условиями обучения, не соответствующими гигиеническим нормативам по параметрам микроклимата, существенно не изменялся - 10,5-13,8% (табл. 1). Отмечено, что анализируемый показатель был ниже общероссийского уровня в 20052008 гг. на 1,8-4,9% и сравнялся с ним в 2009-2011 гг. Отклонение воздушно-теплового режима от гигиенических нормативов проявлялось как снижением, так и повышением температуры. В сельских ООУ в период 2005-2013 гг. температура в учебных помещениях была снижена в 30-58,1% случаев от общего числа проб; превышение температуры выявлено в 5% случаев.

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1193-1197

Таблица 2

Характеристика микроклимата учебных помещений городских и сельских общеобразовательных учреждений

Показатель

Городские ООУ

Сельские ООУ

256 8,2±1,7

21

19,0±8,6

17,1±0,1 16,5±0,3

Температура воздуха

Общее количество проб

Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, % (P±p)

Среднее значение температуры воздуха в нестандартных пробах, oC (M±m)

Относительная влажность воздуха, %

Общее количество проб n = 274 n = 35

Удельный вес проб, не отвечающих 70,4±2,7 25,7±7,4

гигиеническим нормативам, % (P±p)

Среднее значение относительной влажности 71,9±0,9 63,1±0,1 воздуха в пробах с превышением норматива, % (M±m)

Среднее значение относительной влажности 23,3±0,3 воздуха в пробах ниже норматива, % (M±m) (n = 136)

Скорость движения воздуха (м/сек)

Общее количество проб 295 25

Удельный вес проб, не отвечающих 0 0

гигиеническим нормативам, % (P±p)

Среднее значение скорости движения воздуха -в нестандартных пробах, м/с (M±m)

Установлено, что удельный вес ООУ с недостаточным уровнем освещенности кабинетов увеличился в 2005-2013 гг. на 10,4%. По сравнению с общероссийскими показателями в Иркутской области доля ООУ с недостаточной освещенностью кабинетов в 2005-2009 гг. была ниже на 5,9-8,6%, в 2010-2012 гг. -выше на 1,1-2,9%. В 2005-2013 гг. наиболее высокий удельный вес ООУ, не соответствующих гигиеническим нормативам по показателям освещенности учебных помещений, отмечен в сельских ООУ. В большинстве случаев недостаточная искусственная освещенность учебных кабинетов объясняется проблемами инженерно-технического обеспечения: устаревшей системой электроснабжения; нерациональным расположением светильников; отсутствием местного освещения над классными досками; оборудованием местного освещения без учета требований санитарных правил.

В табл. 2 представлены результаты специальных исследований микроклимата учебных помещений в некоторых ООУ городских и сельских населенных пунктах Иркутской области. Установлено, что показатели микроклимата в значительной части учебных помещений городских и сельских ООУ соответствуют гигиеническим нормативам. Тем не менее среди городских и сельских ООУ определенная доля замеров по отдельным характеристикам микроклимата (температура и относительная

t°C 30-1

2520-1510

5-| 0

23,8

21,5

._. 20 ._. 17

Городские Сельские ООУ ООУ

Городские ООУ

Сельские ООУ

Original article

Таблица 3

Показатели естественной и искусственной освещенности учебных помещений городских и сельских ООУ (M±m)

Городские ООУ Сельские ООУ

Учебные искусствен- искусствен-

помещения КЕО, % ное освеще- КЕО, % ное освеще-

ние, лк ние, лк

Кабинеты информатики:

на партах

у доски

Кабинеты по основным дисциплинам:

на партах у доски Рекреационная зона

1,5±0,4 296,9±16,3 (n = 75) (n = 32)

1,4±0,5 395,2±125,7 (n = 4) (n = 4)

1,1±0,1 225,4±16,1 0,6 ±0,3 266,0±85,2 (n = 75) (n = 33) (n = 4) (n = 4)

2,3±0,1 251,8±8,6 2,3±0,9 514,0±44,9

(n = 199) (n = 199) (n = 14) (n = 14)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,9±0,1 228,8±21,2 1,8±0,6 405,0±42,9

(n = 199) (n = 42) (n = 14) (n = 14)

2,1±0,5 244,4±17,2 1,0±0,2 293,8±46,2

(n = 54) (n = 41) (n = 13) (n = 13)

влажность воздуха) не соответствовала санитарно-гигиеническим требованиям. В сельских ООУ удельный вес проб с пониженной температурой воздуха оказался в 2,3 раза больше, чем в городских ООУ. Относительная влажность воздуха в городских ООУ была снижена в 49,3±3,0% учебных помещений, повышена - в 20,8±2,4% учебных помещений. В сельских ООУ отклонение показателя влажности воздуха отмечено в сторону превышения гигиенического норматива. Пониженная температура в сочетании с повышенной влажностью воздуха создает предпосылки для распространения инфекции в учебных помещениях воздушно-капельным путем [3]. Частота заболеваний верхних дыхательных путей на 100 осмотренных составила в городских школах 57,2±3,9, в сельских 31,9±4,9. Отмечена статистически значимая прямая корреляционная связь (г = 0,95, р = 0,048) между повышенной влажностью воздуха в учебных помещениях городских ООУ и количеством заболеваний верхних дыхательных путей среди обследованных учащихся (ринит, фарингит, тонзиллит). В сельских ООУ корреляционная связь не выявлена, так как превышение нормативных значений влажности было незначительным. Проведенные расчеты позволили выявить отрицательную корреляционную связь между пониженной влажностью воздуха учебных помещений городских школ и количеством заболеваний верхних дыхательных путей (г = -0,99, р = 0,031).

Известно, что освещенность рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, сохранения умственной работоспособности [4]. В обследованных ООУ значительная часть окон в учебных кабинетах ориентирована на восток и юго-восток в соответствии с требованиями Сан-ПиНа 2.2.1/2.1.1 1278-03. Естественное освещение в учебных

3-1

2-

3-1

2-

1-

---0,7

2,4

2,6

-0,4

Городские Сельские ООУ ООУ

Городские Сельские ООУ ООУ

Оценка воздушно-температурного режима (а), влажности воздуха (б), КЕО при естественном боковом освещении (в) и при совмещенном боковом освещении (г) в спортивных залах городских и сельских ООУ. Пунктиром обозначены верхняя и нижняя границы нормативных значений.

1гиена и санитария. 2016; 95(12)

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1193-1197

Оригинальная статья

я к

ч

£ О

г

^

3 2 в 2

Я

я -

о

и

Я ^

£ ¡в

К (и

Ч 14

3 2

& ¡5

¡а о

° о

° а

® я & &

щ Р

и е

о к

£5 о

£5 о

.8

* £ И =3 С

к

X

э

Я н я 5

3

а

я н

н а

я Н Я й

3 5

^ ы я Р

Я й

о о"

о

о

сч

о о"

о

о

о о"

о

-н о

о

©

сч о"

сч о"

я ч к

к

о

г-сч сч

о

о

сч о о

-н ю ю о о"

о

о

к

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч к

о и О

и ■с

¡5 Й

^ Я

2 и

а и

и 2

я 3

и 8

о К Л и

л

I

и

<4

X -

К Л

С

кабинетах преимущественно боковое левостороннее, в спортивных залах естественное освещение двустороннее. Оценка освещенности учебных помещений обследованных ООУ Иркутской области показала, что средние значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) при естественном боковом освещении в городских и сельских ООУ соответствуют требованиям СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1278-03 (табл. 3). Исключение составили кабинеты информатики в сельских ООУ: у доски КЕО был ниже гигиенического норматива в 2 раза. Недостаточное освещение выявлено в городских ООУ в 25,1±2,3% измерений (кабинеты физики, химии, русского языка, информатики, английского языка и начальных классов), в сельских ООУ в 33,9±14,2% (кабинеты истории, биологии, математики, информатики, медиакабинет). В сельских ООУ отмечены наиболее низкие уровни КЕО -0,5-0,86% (рекреационная зона). Искусственное освещение в учебных кабинетах было равномерным, в качестве источников света использовались люминесцентные лампы. Искусственная освещенность в учебных кабинетах сельских ООУ соответствовала гигиеническим нормативам, в городских ООУ была ниже норматива (на партах в 1,9 раза, у доски в 2,2 раза). Частота «школьных болезней» на 100 осмотренных составила: миопия 35,2±3,8 и 12,1±3,4 в городских и сельских школах, сколиоз 38,9±3,8 и 7,7±2,8 в городских и сельских школах соответственно. Установлено, что снижение уровня искусственного освещения на партах сопровождается повышением количества случаев миопии (г = -0,98, р = 0,016) и сколиоза среди учащихся (г = -0,94, р = 0,056).

Оценка температуры, освещенности спортивных залов. В связи с физиологическими особенностями реакций детского организма на физическую нагрузку гигиенические требования к микросреде спортивных залов отличаются от требований к другим учебным и рекреационным помещениям. На протяжении 2005-2013 гг. типовые спортзалы имеют в среднем 53±1,5% ООУ области, в 47±1,5% ООУ под спортзалы используют помещения, не предназначенные для занятий физической культурой. В 33,1±1,4% ООУ области спортивные залы нуждаются в ремонте. В сельских школах особенно остро стоит проблема с материально-техническим обеспечением учебного процесса, недостаточным количеством спортивных залов и необходимостью реконструкции имеющихся. В городских ООУ недостаточно места для занятий лыжным спортом, для этих целей используют пришкольные территории.

В обследованных городских ООУ спортивные залы соответствуют требованиям СНиПа 11-Л.4-62 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования". Оценка воздушно-температурного режима в спортивных залах показала, что в городских ООУ температура воздуха превышает гигиенические нормативы в среднем на 3,80С, в сельских ООУ - на 1,50С (рис. 1, а). В одном из обследованных сельских ООУ занятия физической культурой проводятся в рекреационном помещении. Влажность воздуха в спортивных залах сельских ООУ была выше нормативных значений в среднем на 1%, в городских ООУ -ниже на 8,2% (рис. 1, б). Сравнительная оценка освещенности по КЕО при естественном и совмещенном боковом освещении спортивных залов выявила соответствие требованиям к освещению учебных помещений для обучения по физической культуре (рис. 1, в и г).

Оценка качества воздушной среды в ООУ. Результаты оценки качества воздуха учебных помещений в обследованных ООУ области представлены в табл. 4. Установлено, что в 99,7±0,1% измерений концентрации анализируемых веществ в учебных помещениях не превышают максимально разовые ПДК. Установлено, что в городских ООУ концентрация диоксида серы в воздухе кабинетов по информатике превышает максимально разовую ПДК в 21,9±6,4% проб.

Сравнительная оценка качества воздуха в учебных помещениях городских и сельских ООУ выявила некоторые различия. Концентрация формальдегида в воздухе учебных помещений сельских ООУ достоверно ниже, чем в городских ООУ (р = 0,000). Содержание одного из высокотоксичных веществ диоксида азота было достоверно выше в городских ООУ по сравнению с сельскими школами (р = 0,000). Обращает внимание тот

факт, что максимальные концентрации оксида углерода отмечены в сельских ООУ При этом концентрация оксида углерода в воздухе основных учебных помещений сельских школ выше, чем в городских ООУ (p = 0,000). Содержание взвешенных веществ достигало максимальных значений в городских ООУ. Установлено, что концентрация взвешенных веществ в воздухе кабинетов городских школ выше, чем в сельских (p = 0,000). Отмечено, что специфической особенностью воздуха учебных помещений г. Шелехова является присутствие в воздухе учебных помещений фтористого водорода и фенола в концентрациях 0,066 и 0,006 мг/ м3 соответственно. Установлено, что во всех пробах воздуха концентрации фтористого водорода в 3-3,5 раза превышали максимальную разовую ПДК. Содержание фенола во всех пробах воздуха не превышало уровня максимальной разовой ПДК.

Обсуждение

Анализ данных мониторинга Роспотребнадзора показал, что в значительной части городских и сельских школ Иркутской области для учащихся созданы нормальные условия обучения. Тем не менее собственные материалы свидетельствуют, что в отдельных ООУ имеются отклонения по различным характеристикам микроклимата и качества воздуха учебных помещений. Полученные нами данные сопоставимы с результатами исследований Т.Н. Прониной и соавт. (2015), установивших в 63% городских ООУ уровень влажности 30% и ниже [5]. Углубленные медицинские профилактические осмотры учащихся ООУ с некомфортным микроклиматом позволили выявить увеличение специфичных нарушений здоровья при недостаточном искусственном освещении - миопии и сколиоза; при повышенной и пониженной влажности - заболеваний верхних дыхательных путей [6]. Отклонение влажности воздуха от нормативных значений в обследованных помещениях можно объяснить некачественной работой системы вентиляции или в некоторых случаях ее отсутствием. Решением проблемы может стать использование приборов для увлажнения или осушения воздуха.

Полученные нами результаты оценки параметров микроклимата и качества воздуха совпадают с данными, полученными R. Schulte, B. Bridges, D. Grimsrud при мониторинге качества воздуха в 8 школьных зданиях штата Миннесота (США). Отклонения анализируемых показателей авторы наблюдали в исключительных случаях: при отключении системы вентиляции по просьбам учашцхся или в связи с техническим обслуживанием; из-за работающих на газе горелок в кабинетах химии; при использовании работающего на природном газе оборудования для приготовления пищи в кабинетах домоводства; в помещениях, расположенных вблизи перекрестков с интенсивным транспортом [7].

Выявленные отклонения микроклимата и качества воздуха учебных помещений важно учитывать не только для их устранения в действующих ООУ, но и принимать во внимание при проектировании и вводе в эксплуатацию новых ООУ.

Заключение

Комплексная оценка микроклимата по показателям температуры, влажности, скорости движения воздуха и освещенности в учебных помещениях городских и сельских ООУ показала, что для сельских и городских школ сохраняется проблема обеспечения учащихся оптимальными для состояния здоровья и учебного процесса условиями обучения. Недостаточная освещенность определена в городских школах. В воздушной среде учебных помещений городских школ обнаружены наиболее высокие концентрации формальдегида и взвешенных веществ, в сельских -оксида углерода. Проведенное исследование выявило ряд отклонений параметров микроклимата, освещенности, которые могут способствовать ухудшению здоровья учащихся [8].

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1193-1197

Original article

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта

интересов.

Литература (пп. 4, 5 см. References)

1. Милушкина О.Ю. Динамика состояния здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие детских учреждений Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2011; 18 (2). Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/282/30/lang,ru/

2. Онищенко Г.Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Гигиена и санитария. 2012; 91 (4): 4-12.

3. Бойкова Н.Э. Нормализация слизистой оболочки полости носа как медико-социальная проблема. Лечащий врач. 2011; 8. Available at: http://www.lvrach.ru/2011/08/4525649/

6. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В. Оценка риска для здоровья подростков в зависимости от факторов окружающей среды и образа жизни. Казанский медицинский журнал. 2016; (5): 771-7.

7. Schulte R., Bridges B., Grimsrud D. Непрерывный мониторинг качества внутреннего воздуха в школьных зданиях. Вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, теплоснабжение и строительная теплофизика. 2005; 8. Available at: http://www. abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3075.

8. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдаванов В.В. Оценка связи между здоровьем детей, посещающих образовательные учреждения, и уровнем их санитарно-эпидемиологического благополучия. Научные ведомости. Серия: Медицина. Фармация. 2014; 28 (24-1): 73-6.

References

1. Milushkina O.Yu. The dynamics of health and sanitary-epidemiolog-ical well-being of the children's institutions of the Russian Federation. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2011; 18 (2). Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/282/30/lang,ru/ (in Russian)

2. Onishchenko G.G. Results and prospects of the sanitary and epidemiological welfare of the population of the Russian Federation. Gi-giena i sanitariya. 2012; 91 (4): 4-12. (in Russian)

3. Boykova N.E. Normalization of nasal mucosa as a medical and social problem. Lechashchiy vrach. 2011; 8. Available at: http://www. lvrach.ru/2011/08/4525649/ (in Russian)

4. Mott M.S., Robinson D.H., Walden A., Burnette J., Rutherford A.S. Illuminating the Effects of Dynamic Lighting on Student Learning. SAGE Open. 2012, 2 (2). Available at: http://sgo.sagepub.com/con-tent/early/2012/05/03/2158244012445585

5. Пронина Т.Н., Карпович Н.В., Ганькин А.Н., Бобок Н.В. Вну-тришкольная среда и состояние здоровья учащихся младших классов. Довктля та здоров'я. 2015; (3): 44-50. Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/dtz_2015_3_11 (in Russian)

6. Efimova N.V., Myl'nikova I.V. Assessment of risk for adolescent health, depending on environmental and lifestyle factors. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2016; (5): 771-7. (in Russian)

7. Schulte R., Bridges B., Grimsrud D. Continuous monitoring of indoor air quality in school buildings. Ventilation, heating, air conditioning, heating and building thermal physics. 2005; 8. Available at: http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3075. (in Russian)

8. Kuchma V.R., Safonkina S.G., Moldavanov V.V. Assessment of the linkages between health of children attending educational institutions, and their level of health and disease. Nauchnye vedomosti. Seriya: Meditsina. Farmatsiya. 2014; 28 (24-1): 73-6. (in Russian)

Поступила 27.06.16 Принята к печати 04.10.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.