Научная статья на тему 'Формирование условий труда и проблемы гигиенической оценки факторов производственной среды в железнодорожных тоннелях'

Формирование условий труда и проблемы гигиенической оценки факторов производственной среды в железнодорожных тоннелях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
247
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ТРУДА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТОННЕЛИ / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ / WORKING CONDITIONS / RAILWAY TUNNELS / HYGIENIC ASSESSMENT OF FACTORS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Куренкова Галина Владимировна, Лемешевская Е. П.

Тоннели являются неотъемлемой частью пути и искусственных сооружений железной дороги. Объективная оценка условий труда является важным моментом, так как действующие нормативные документы не позволяют дать однозначную гигиеническую оценку некоторым факторам производственной среды тоннелей. Цель работы: выявить особенности формирования условий труда в железнодорожных тоннелях с последующей их гигиенической оценкой для разработки профилактических мероприятий. Измерения факторов трудового процесса и производственной среды проведены с помощью сертифицированной аппаратуры утвержденными гигиеническими и санитарно-химическими методами на рабочих местах в тоннелях Восточно-Сибирской железной дороги. Показано, что специфические условия труда формируются за счет конструктивных решений, климато-географического расположения, протяженности железнодорожных тоннелей, состава горных пород, через которые проходит тоннель, характера проводимых работ по обслуживанию тоннелей, вентиляционной системы, частоты следования и вида проходящего подвижного состава. Установлено, что все рабочие основных профессиональных групп обследованных тоннелей подвергаются воздействию высоких концентраций аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, химических веществ, уровней шума, неблагоприятного микроклимата (низкая положительная и отрицательная температура воздуха, высокие относительная влажность и подвижность воздуха), отсутствию естественного освещения, низким уровням искусственной освещенности, высокой степени тяжести труда (физическая динамическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве). Дополнительно высокие уровни общей вибрации, неионизирующего и ионизирующего излучения характерны для рабочих мест Байкальского и Северо-Муйского тоннелей. Предложен алгоритм гигиенической оценки микроклимата, световой среды на рабочих местах в зависимости от времени проведения работ в подземных условиях и конструктивных особенностей тоннелей, методика учета доз облучения персонала от природных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Куренкова Галина Владимировна, Лемешевская Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of working conditions and the problems of hygienic assessment of industrial environmental factors in railway tunnels

Tunnels are an integral part of the ways and artificial constructions of the railway. Objective assessment of working conditions is important, because current regulations fail to allow to give a definite hygienic assessment of some factors of the production environment of the tunnels. Objective: to reveal the peculiarities of the formation of working conditions in railway tunnels with the subsequent hygienic assessment for the development of preventive measures. Measurement of the factors of working process and working environment is carried out with the use of the certified equipment for the approved the hygienic and sanitary-chemical methods in workplaces in tunnels of the East-Siberian railway. Specific conditions were shown to be formed due to constructive solutions, climate and geographical location, the length of railway tunnels, the composition of the rocks through which the tunnel, the nature of the maintenance tunnels, ventilation system, repetition rate and type of passing rolling stock. All employees from occupational groups from examined tunnels were established to be exposed to high concentrations of aerosols with predominantly fibrogenic action, noise levels, adverse climate (low positive and negative temperatures, high relative humidity and mobility of air), the lack of natural lighting, low levels of artificial light, hard exertion of labor (dynamic physical load, working position, the slopes of the body, movement in space). Additionally, high levels of the vibration, nonionizing and ionizing radiation were typical for jobs of the Baikal and the North-Muya tunnel. There is proposed the algorithm of hygienic assessment of the microclimate, light environment at the working places depending on the time of the works in the underground conditions and constructional features of tunnels, methods of accounting personnel dose rates from natural sources.

Текст научной работы на тему «Формирование условий труда и проблемы гигиенической оценки факторов производственной среды в железнодорожных тоннелях»

более низкий уровень МСНС, общего белка в сыворотке крови, а также полиморфный вариант ответной реакции на фторид натрия в виде как угнетения, так и активации миграции лейкоцитов.

Финансирование. Работа выполнена в рамках средств, выделяемых для выполнения государственного задания ФБГНУ ВСИМЭИ.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литер ату р а

1. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В., Кузьмина Л.П., Соркина Н.С., Бурмистрова Т.Б. и др. Современные аспекты сохранения и укрепления здоровья работников, занятых на предприятиях по производству алюминия. Медицина труда и промышленная экология. 2012; (11): 1-7.

2. Шаяхметов С.Ф., Лисецкая Л.Г., Меринов А.В. Оценка токсико-пы-левого фактора в производстве алюминия (аналитический обзор). Медицина труда и промышленная экология. 2015; (4): 30-5.

3. Шалина Т.И. Гигиеническая оценка риска здоровью населения в зоне влияния производства алюминия. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2009; (8): 128-9.

4. Измеров Н.Ф. Медицина труда. Введение в специальность: пособие для последипломной подготовки врачей. М.: Медицина; 2002.

5. Рослая Н.А., Бушуева Т.В., Дулина Т.Р. Цитокиновый профиль у больных профессиональными заболеваниями органов дыхания в производстве тугоплавких металлов. Медицина труда и промышленная экология. 2008; (9): 47-8.

6. Фомина В.С., Кузьмина Л.П. Оценка содержания матриксных ме-таллопротеиназ (про-ММП-1, ММП-2,8) и их ингибитора (ТИМП-1) у больных профессиональными заболеваниями легких. Медицина труда и промышленная экология. 2010; (7): 29-3.

7. Шугалей И.В., Гарабаджиу А.В., Илюшин М.А., Судариков А.М. Некоторые аспекты влияния алюминия и его соединений на живые организмы. Экологическая химия. 2012; 21 (3): 175-86.

8. Шаповалова В.П., Рыжова Т.В., Рыжов В.М. Состояние липидного обмена при воздействии шума и алюминиевой пыли. Медицина труда и промышленная экология. 2010; (7): 18-20.

9. Коротенко О.Ю., Панев Н.И., Захаренков В.В., Филимонов С.Н., Се-

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1145-1149

Оriginal article

менова Е.А., Панев Р.Н. Хроническая фтористая интоксикация как фактор риска развития атеросклероза. Гигиена и санитария. 2015; 94 (5): 91-4.

References

1. Izmerov N.F., Bukhtiyarov I.V., Prokopenko L.V., Kuz'mina L.P., Sorki-na N.S., Burmistrova T.B. et al. Contemporary aspects of maintenance and promotion of health of the workers employed at the aluminum production enterprises. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2012; (11): 1-7. fin Russian)

2. Shayakhmetov S.F., Lisetskaya L.G., Merinov A.V. Evaluation of toxic dust factor in aluminum production (analytic review). Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2015; (4): 30-5. (in Russian)

3. Shalina T.I. The hygienic estimate of the risk for human health among the population in the areas connecting with aluminum production. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk). 2009; (8): 128-9. fin Russian)

4. Izmerov N.F. Occupational Medicine. Introduction to the profession: A Handbook for postgraduate training of doctors [Meditsina truda. Vvede-nie v spetsial'nost': posobie dlya poslediplomnoy podgotovki vrachey]. Moscow: Meditsina; 2002. (in Russian)

5. Roslaya N.A., Bushueva T.V., Dulina T.R. Cytokine profile in individuals having occupational respiratory diseases and working in refractory metals production. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2008; (9): 47-8. (in Russian)

6. Fomina V.S., Kuz'mina L.P. Evaluation of matrix metaloproteinases (pro-MMP-1, MMP-2,8) and their inhibitor (TIMP-1) contents in patients with occupational lung diseases. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2010; (7): 29-3. (in Russian)

7. Shugaley I.V., Garabadzhiu A.V., Ilyushin M.A., Sudarikov A.M. Some aspects of the effect of aluminum and its compounds on living organisms. Ekologicheskaya khimiya. 2012; 21 (3): 175-86. (in Russian)

8. Shapovalova V.P., Ryzhova T.V., Ryzhov V.M. Lipid metabolism state under exposure to noise and aluminium dust. Meditsina truda i pro-myshlennaya ekologiya. 2010; (7): 18-20. (in Russian)

9. Korotenko O.Yu., Panev N.I., Zakharenkov V.V., Filimonov S.N., Semenova E.A., Panev R.N. Chronic fluoride intoxication as a risk factor for the development of atherosclerosis. Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (5): 91-4. (in Russian)

Поступила 14.06.16 Принята к печати 04.10.16

О КУРЕНКОВА Г.В., ЛЕМЕШЕВСКАЯ Е.П., 2016

УДК 613.6:331.4

Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЯХ

ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 664003, Иркутск

Тоннели являются неотъемлемой частью пути и искусственных сооружений железной дороги. Объективная оценка условий труда является важным моментом, так как действующие нормативные документы не позволяют дать однозначную гигиеническую оценку некоторым факторам производственной среды тоннелей. Цель работы: выявить особенности формирования условий труда в железнодорожных тоннелях с последующей их гигиенической оценкой для разработки профилактических мероприятий. Измерения факторов трудового процесса и производственной среды проведены с помощью сертифицированной аппаратуры утвержденными гигиеническими и санитарно-химическими методами на рабочих местах в тоннелях ВосточноСибирской железной дороги. Показано, что специфические условия труда формируются за счет конструктивных решений, климатогеографического расположения, протяженности железнодорожных тоннелей, состава горных пород, через которые проходит тоннель, характера проводимых работ по обслуживанию тоннелей, вентиляционной системы, частоты следования и вида проходящего подвижного состава. Установлено, что все рабочие основных профессиональных групп обследованных тоннелей подвергаются воздействию высоких концентраций аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, химических веществ, уровней шума, неблагоприятного микроклимата (низкая положительная и отрицательная температура воздуха, высокие относительная влажность и подвижность воздуха), отсутствию естественного освещения, низким уровням искусственной освещенности, высокой степени тяжести труда (физическая динамическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве). Дополнительно высокие уровни общей вибрации, неионизирующего и ионизирующего излучения характерны для рабочих мест Байкальского и Северо-Муйского тоннелей. Предложен алгоритм гигиенической оценки микроклимата, световой среды на рабочих местах в зависимости от времени проведения работ в подземных условиях и конструктивных особенностей тоннелей, методика учета доз облучения персонала от природных источников.

Ключевые слова: условия труда; железнодорожные тоннели; гигиеническая оценка факторов.

Для цитирования: Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П. Формирование условий труда и проблемы гигиенической оценки факторов производственной среды в железнодорожных тоннелях. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1145-1149. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1145-1149

дигиена и санитария. 2016; 95(12)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1145-1149_

Оригинальная статья

Kurenkova G.V., Lemeshevskaya E.P.

FORMATION OF WORKING CONDITIONS AND THE PROBLEMS OF HYGIENIC ASSESSMENT OF INDUSTRIAL ENVIRONMENTAL FACTORS IN RAILWAY TUNNELS

Irkutsk State Medical University, 664003, Irkutsk, Russian Federation

Tunnels are an integral part of the ways and artificial constructions of the railway. Objective assessment of working conditions is important, because current regulations fail to allow to give a definite hygienic assessment of some factors of the production environment of the tunnels. Objective: to reveal the peculiarities of the formation of working conditions in railway tunnels with the subsequent hygienic assessment for the development of preventive measures. Measurement of the factors of working process and working environment is carried out with the use of the certified equipment for the approved the hygienic and sanitary-chemical methods in workplaces in tunnels of the East-Siberian railway. Specific conditions were shown to be formed due to constructive solutions, climate and geographical location, the length of railway tunnels, the composition of the rocks through which the tunnel, the nature of the maintenance tunnels, ventilation system, repetition rate and type of passing rolling stock. All employees from occupational groups from examined tunnels were established to be exposed to high concentrations of aerosols with predominantly fibrogenic action, noise levels, adverse climate (low positive and negative temperatures, high relative humidity and mobility of air), the lack of natural lighting, low levels of artificial light, hard exertion of labor (dynamic physical load, working position, the slopes of the body, movement in space). Additionally, high levels of the vibration, non-ionizing and ionizing radiation were typical for jobs of the Baikal and the North-Muya tunnel. There is proposed the algorithm of hygienic assessment of the microclimate, light environment at the working places depending on the time of the works in the underground conditions and constructional features of tunnels, methods of accounting personnel dose rates from natural sources.

Keywords: working conditions; railway tunnels; hygienic assessment offactors.

For citation: Kurenkova G.V., Lemeshevskaya E.P. Formation of working conditions and the problems of hygienic assessment of industrial environmental factors in railway tunnels. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(12): 1145-1149. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1145-1149

For correspondence: Galina V. Kurenkova, MD, PhD, DSci., associate Professor, Professor of the Department of occupational hygiene and food hygiene, Irkutsk State Medical University, 664003, Irkutsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Information about authors:

Kurenkova G. V., http://orcid.org/0000-0001-8604-3965; Lemeshevskaya E. P., http://orcid.org/0000-0003-1407-4724

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received: 08.06.2016

Accepted: 04.10.2016

Введение

Создание условий труда, отвечающих требованиям безопасности, и постоянный мониторинг за ними являются главным моментом сохранения здоровья и благополучия работающих, что отражено в концепции «Здоровье работающего населения России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [1]. Условия труда работников являются основным фактором, влияющим на формирование профессиональной и профессионально обусловленной патологии. Оценка уровня вредного воздействия отдельных факторов производства и трудового процесса на работников в процессе их трудовой деятельности и выработка механизмов управления ими позволяет сохранять профессиональное здоровье работающих и ведет к сбережению трудовых ресурсов [2]. Изучение условий и характера труда, выявление несоответствия их гигиеническим нормативным документам являются начальным этапом гигиенической оценки условий труда на рабочих местах [3].

Тоннели являются неотъемлемой частью пути и искусственных сооружений железной дороги, стратегическими объектами [4]. В сложных геологических и климатических условиях Восточной Сибири эксплуатируются и обслуживаются железнодорожные тоннели различной протяженности и глубины залегания (общая протяженность тоннелей составляет около 34,5 км), что наряду с интенсивностью прохождения составов обусловливает специфические условия труда работников. Объективная оценка условий труда является важным моментом, так как действующие нормативные документы не позволяют дать однозначную гигиеническую оценку некоторым факторам, характерным для рабочих мест (р.м.) в тоннелях. Цель исследования: выявить особенности формирования условий труда в тоннелях железной дороги с последующей их гигиенической оценкой.

Для корреспонденции: Куренкова Галина Владимировна, д-р мед. наук, доц., проф. каф. гигиены труда и гигиены питания Иркутского государственного медицинского университета, 664003, Иркутск. E-mail: [email protected]

Материал и методы

Гигиенические исследования проведены с помощью сертифицированной аппаратуры по утвержденным методикам в тоннелях ВСЖД (Кодарский, два Обходных Северо-Муйских, основной Северо-Муйский, четыре Мысовых, Байкальский, Коршуновский, тоннели Слюдянского участка (Ангасольский, Култукский, тридцать восемь Кругобайкальских)).

Проведены замеры уровней шума, общей и локальной вибрации, концентраций химических веществ и радона в воздухе рабочей зоны, уровней естественной и искусственной освещенности, параметров микроклимата, тяжести и напряженности трудового процесса, напряженности магнитного поля с расчетом коэффициента ослабления геомагнитного поля. Оценка производственных факторов и трудового процесса проведена на соответствие действующим гигиеническим нормативным документам. Класс условий труда по степени вредности и опасности определен по требованиям Р 2.2.2006-05 [5]. Технология ремонтных работ и работ по обслуживанию тоннелей, применяемые аппаратура, инструменты, оборудование, санитарное и бытовое обеспечение изучены по результатам натурных исследований, регламентов, технических документов, должностных инструкций.

Статистическую обработку данных проводили в программе Statists for Windows 7 с использованием параметрических критериев.

Результаты

Обслуживание всех железнодорожных тоннелей ВСЖД осуществляют рабочие основных профессиональных групп: обходчики пути и искусственных сооружений, тоннельные рабочие, ремонтники искусственных сооружений, слесари-электрики по ремонту электрооборудования, бригадиры по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений. В тоннелях большой протяженности (Байкальском и Северо-Муйском) в работе по их обслуживанию также задействованы машинисты дизелевозов (электровозов), электрогазосварщики, электроме-

ханики, машинисты компрессорных установок, монтеры пути, электромонтеры, слесари-ремонтники. Работники проводят осмотр пути на уровне рельса и обделки, ремонтные работы, переносят инструменты и материалы, комплекты фонарей, самоспасатели.

Форма организации труда - бригадная, работы проводятся на пикетах в транспортных тоннелях (ТТ), транспортно-дре-нажных штольнях (ТДШ) и на территории порталов тоннелей, в галереях и эстакадах обслуживаемых зон. Следует отметить разъездной характер работ бригад, которые обслуживают группы тоннелей, - Слюдянский участок, Мысовые и Обходные Се-веро-Муйские тоннели, а также значительное удаление места производства работ от мест проживания. Бытовое и санитарное обеспечение работников в соответствии с гигиеническими нормами предусмотрено у работников Слюдянского участка, Коршуновского, Байкальского, Северо-Муйского, Мысовых тоннелей.

Высокая степень тяжести труда (класс 3.1-3.2) отмечена у большинства работников (более 70%) и обусловлена перемещением в зоне обслуживания тоннеля (от 8 до 13,5 км), физической динамической нагрузкой (от 48 760 до 55 127 кг*м), рабочей позой (неудобной при исполнении задания, стоя - свыше 80% рабочей смены), наклонами корпуса (более 100 за смену).

Напряженный труд 1-й степени характерен для электромехаников (Северо-Муйский, Мысовые, Байкальский тоннели) по показателям «интеллектуальные нагрузки» (решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам; восприятие информации и оценка с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями, заключительная оценка фактических значений параметров; работа в условиях дефицита времени), «эмоциональные нагрузки» (несет ответственность за функциональное качество основной работы; высокая степень риска для собственной жизни и за безопасность других лиц). Перечисленные выше показатели, а также «сенсорные нагрузки» (плотность звуковых и световых сигналов и сообщений, нагрузка на слуховой анализатор) создают высокую напряженность труда у машинистов внутритоннельного транспорта Северо-Муйского и Байкальского тоннелей.

Анализ содержания химических веществ на р.м. в тоннелях позволил выявить в Кодарском тоннеле углерода оксид (34,3±0,5 мг/м3) в концентрациях, превышающих предельно-допустимые (ПДК) в 1,7 раза, коэффициент суммации веществ однонаправленного неблагоприятного действия на организм (углерода оксид и азота оксидов (2,2±0,2 мг/м3) - 2,2, класс условий труда оценен как 3.2 (вредный 2-й степени). На р.м. Байкальского тоннеля концентрации углерода оксида (12,3±1,1 мг/м3) и азота оксидов (2,3±0,1 мг/м3) не превышают норм, однако коэффициент суммации этих веществ более единицы, что обусловило вредный класс условий труда (3.1).

На разных участках тоннелей в ходе проведения ремонта необходимы сварочные работы, при этом в зону дыхания работников выделяются марганец (до 0,5±0,02 мг/м3), дижелеза триоксид (до 12,0±0,8 мг/м3), озон (до 0,28±0,01 мг/м3), что значительно превышает ПДК и определяет класс условий труда по химическому фактору как вредный 2-й степени (3.2) на р.м. электрогазосварщиков Байкальского, Северо-Муйского, Мысовых тоннелей.

Концентрации пыли на всех р.м. превышают ПДК в 2,0-3,4 раза. Р.м. Кодарского и Обходных Северо-Муйских тоннелей относятся к классу условий труда 3.2, так как концентрации пыли составляют 13,6±0,1 и 12,6±0,5 мг/м3. В Северо-Муйском, Мысовых, Байкальском, Слюдянских тоннелях на р.м. концентрации пыли 11,1±0,9, 10,3±0,5, 9,4±0,4 и 10,0±0,3 мг/м3 соответственно, класс условий труда - 3.1. Коршуновский тоннель характеризуется самыми низкими среди тоннелей концентрациями пыли (9,3±0,2 мг/м3). В воздухе рабочей зоны Кодарского тоннеля зафиксированы неполные продукты сгорания топлива в виде сажи (6,6±0,8 мг/м3).

Пылевая нагрузка на органы дыхания работников превышала контрольную (КПН25) в Кодарском и Обходных Северо-Муй-ских тоннелях в 3,4 и 3,2 раза (класс условий труда - 3 (вредный) 2-й степени); в Северо-Муйском, Мысовых, Байкальском, Кор-шуновском тоннелях и тоннелях Слюдянского участка - в 2,4, 2,6, 2,0, 2,3 и 2,5 раза соответственно (класс условий труда - 3 (вредный) 1-й степени).

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1145-1149

Original article

Шум в тоннелях генерируют вентиляторы, компрессоры, звуковая сигнализация, ремонтное оборудование, ручной механизированный инструмент, прохождение составов и другой железнодорожной техники. Уровень шума (фоновый), создаваемый работающим оборудованием и движением воздуха, не имел значимых различий в тоннелях и был на уровне 57-60 дБА. При прохождении поезда уровни звука достигали 87-95 дБА, при работе ручного инструмента - 109 дБА. Класс условий труда на всех р.м. вредный 1-3-й степеней (3.1-3.3).

Применение ручного виброинструмента рабочими основных профессий, сопровождается воздействием на них вибрации, которая превышает допустимые значения до 7 дБ (класс 3.2-3.3). Превышения общей вибрации на 1,7-7,3 дБ ПДУ отмечены на р.м. машинистов тоннельных дизелевозов и электровозов (класс 3.2) Байкальского и Северо-Муйского тоннелей. Перевозка работников Байкальского и Северо-Муйского тоннелей внутри-тоннельным транспортом на удаленные от порталов участки для проведения работ также сопровождается влиянием общей вибрации (класс 3.1).

Показатели микроклимата в железнодорожных тоннелях ВСЖД относятся к вредным как в холодный, так и в теплый периоды года. Полученные данные свидетельствуют, что в Байкальском тоннеле температура воздуха колебалась от 2,0 до 9,7 °C, относительная влажность воздуха - от 46 до 95%, скорость движения воздуха достигала 4,0 м/с. В Северо-Муйском тоннеле температура воздуха на разных пикетах колебалась от 5,0 до 22 °C, относительная влажность воздуха от 53 до 99%, скорость движения воздуха достигала 3,2 м/с.

Температура воздуха в холодный период года в Кодарском тоннеле (-28,6±0,7 °C), Обходных Северо-Муйских (-28,6±0,6 °C), Мысовых (-20,2±0,8 °C), Коршуновском тоннелях (-22,6±1,2) и тоннелях Слюдянского участка (-15,5±0,9 °C) напрямую зависела от температуры воздуха открытой местности. В теплый период температура воздуха не поднималась выше 14 °C. Выявлены значительные вариации относительной влажности воздуха: в Кодарском тоннеле от 59,0 до 82,0 (70,2±3,9)%, Обходных Северо-Муйских - от 46,0 до 80,0 (64,0±4,5)%, Мысовых - от 56,0 до 90,0 (71,3±5,9)%, Коршуновском от 48,0 до 84,0 (63,7±5,0)%, тоннелях Слюдянского участка -от 50,0 до 80,0 (71,7±6,3)%).

Подземные условия обусловливают проведение работ при отсутствии естественного освещения (КЕО < 0,1%). Проведенные исследования показали, что уровни искусственной освещенности на основных р.м. находились в пределах 17-35 (28,0±2,3) лк в Кодарском тоннеле, от 47 до 65 (57,8±2,0) лк в Обходных Северо-Муйских тоннелях, от 43 до 66 (52,7±2,2) лк в Северо-Муйском тоннеле, от 11 до 44 (28,8±3,4) лк в Мысовых тоннелях, от 11 до 65 (27,6±2,3) лк в Байкальском тоннеле, от 43 до 67 (60,1±2,7) лк в Коршуновском тоннеле и от 58 до 78 (66,8±2,7) лк в тоннелях Слюдянского участка.

В Северо-Муйском тоннеле коэффициент ослабления геомагнитного поля различен по всей длине тоннеля и достигает 3,2, что выше нормируемого значения в 1,2-1,6 раза.

В Байкальском и Северо-Муйском тоннелях имеются естественные источники ионизирующего излучения. Объемная активность радона и его дочерних продуктов распада в этих тоннелях достигает 26 600 Бк/м3 и более, на отдельных участках природный радиоактивный газ превышает нормируемые величины эквивалентной равновесной объемной активности (ОА) радона 310 Бк/м3 до 43 раз.

Итоговая оценка и классы условий труда по факторам на р.м. в тоннелях ВСЖД представлена в таблице.

Условия труда по степени вредности и опасности факторов рабочей среды и трудового процесса в Кодарском тоннеле бригадира по текущему содержанию пути отнесены к классу 3 (вредные) 3-й степени, тоннельного рабочего, обходчика пути и ИССО, слесаря-электрика - к классу 3 (вредные) 4-й степени; в Обходных Северо-Муйских и Коршуновском тоннелях все рабочие места отнесены к классу 3 (вредные) 3-й степени; в Северо-Муйском и Байкальском тоннелях все рабочие места отнесены к классу 3 (вредные) 4-й степени; рабочие места ремонтников ИССО Мысовых тоннелей и тоннелей Слюдянского участка отнесены к классу 3 (вредные) 4-й степени, остальные рабочие места - к классу 3 (вредные) 3-й степени.

гиена и санитария. 2016; 95(12)

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1145-1149_

Оригинальная статья

Гигиеническая оценка условий труда по степени вредности и опасности на р.м. в тоннелях Восточно-Сибирской железной дороги

Факторы производственной среды и трудового процесса

Железнодорожный тоннель химический АПФД шум вибрация общая вибрация локальная неионизи-рующие излучения ионизирующие излучения микроклимат световая среда тяжесть труда напряженность труда общая оценка

Кодарский 3.2 3.2 3.2-3.3 1 1-3.2 1 1 3.3-3.4 3.1-3.2 2-3.2 2 3.3-3.4

Обходные Северо-Муйские 2 3.2 3.1-3.2 1 1-3.2 2 1 3.2-3.3 3.1-3.2 2-3.2 2 3.3

Северо-Муйский 2-3.2 3.1 3.2-3.3 3.1-3.2 1-3.3 2-3.1 2-3.3 3.4 3.2 3.1-3.2 2-3.1 3.4

Мысовые 2-3.2 3.1 3.2-3.3 1 1-3.2 2 1 3.2-3.3 3.1-3.2 2-3.2 2-3.1 3.3

Байкальский 3.1-3.2 3.1 3.2-3.3 3.1-3.2 1-3.3 2 2-3.2 3.4 3.2 2-3.2 2-3.1 3.4

Коршуновский 2 3.1 3.2-3.3 1 1-3.2 2 1 3.2-3.3 3.1-3.2 2-3.2 2 3.3

Слюдянский участок 2 3.1 3.2-3.3 1 1-3.3 2 1 3.2 3.1 2-3.2 2 3.3-3.4

Обсуждение

Выполненные гигиенические исследования позволили установить условия формирования особенностей рабочей среды в железнодорожных тоннелях ВСЖД.

Высокая доля ручного труда при проведении ремонтных работ в тоннелях с применением механизированного и немеханизированного инструмента, а также большая протяженность рабочей зоны (несколько километров), которая охватывает территорию тоннеля (подземные условия) и припортальную зону (открытая территория), формируют высокую степень тяжести трудового процесса.

Протяженность тоннеля, вид проводимых ремонтных работ и используемый ручной инструмент, наличие/отсутствие электрической тяги, частота следования поездов и железнодорожной техники, конструкция проходящих вагонов, применяемые режимы вентиляции, высокая относительная влажность значительно влияют на накопление и концентрации АПФД и химических соединений в воздухе рабочей зоны. В подземных условиях рассеивание вредных веществ затруднено вследствие ограниченного объема производственного сооружения.

Вид и время проведения работ в тоннелях, интенсивность движения составов (от одной пары поездов за 2 ч в Кодарском тоннеле, до 10 пар за 1 ч - на Слюдянском участке) являются определяющим фактором в оценке эквивалентных уровней звука. Продолжительность ремонтных работ с помощью ручного виброинструмента, несовершенство в гигиеническом отношении применяемого оборудования также определяют вредный класс условий труда по вибрации.

Выполненные исследования показали, что на формирование микроклимата оказывают влияние не только присущий подземным условиям комплекс факторов (подземные термальные источники, виды грунтов и их обводненность, наличие участков выхода дренажных вод на поверхность обделки, зоны вечной мерзлоты), но и климатогеографическая зона расположения тоннеля (высокогорье, метеорологические явления, близость крупных водоемов). Работники за смену подвергаются влиянию метеорологических факторов открытой территории (работы в припортальной зоне) и микроклимату подземных условий, имеются перепады температуры воздуха по горизонтали в течение рабочего дня (более 50С), что необходимо расценивать как дополнительный вредный показатель при оценке микроклимата на соответствие требованиям СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений".

Гигиеническая оценка условий труда по параметрам микроклимата для работников, обслуживающих железнодорожные тоннели, в соответствии с разделом 5.5 "Микроклимат" Р 2.2.2006-05 не предусматривает специфику конструктивных особенностей железнодорожных тоннелей, так как указанный документ определяет класс условий труда либо для помещений, либо для открытой территории. В Байкальском тоннеле запроектирована механическая вентиляция с подогревом воздуха, воздушно-тепловыми завесами, в параллельной тоннелю ТДШ имеются ворота. В Северо-Муйском тоннеле имеются автома-

тические портальные ворота, через три вертикальных шахтных ствола проводится вентиляция выработок. По нашему мнению, такие конструктивные особенности Байкальского и Северо-Муйского тоннелей позволяют проводить оценку условий труда по параметрам микроклимата, нормируемым для производственных помещений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условия труда в остальных тоннелях небольшой протяженности затруднительно отнести к условиям труда помещений или открытой территории. Такие тоннели занимают промежуточное положение - подземные сооружения.

Нам представляется, что оценивать условия труда по параметрам микроклимата следует следующим образом. Для протяженных тоннелей с системой тепловентиляции независимо от периода года использовать таблицу 7 Р 2.2.2006-05 «Классы условий труда по показателю температуры воздуха при работе в помещении с охлаждающим микроклиматом». Для тоннелей, не оборудованных системой тепловентиляции, в зимний период применять таблицы 10 и 11 Р 2.2.2006-05 «Классы условий труда по показателю температуры воздуха, °С (нижняя граница) для неотапливаемых помещений», с использованием поправки на ветер (среднесменная скорость движения воздуха в тоннеле) - 2,5 °С на 1 м/с для расчета эквивалентной температуры воздуха на р.м. по приложению 17 Р 2.2.2006-05, а в теплый период года руководствоваться таблицей 7 Р 2.2.2006-05. При проведении работ и в тоннеле, и на открытой территории необходимо определять результирующий класс условий труда по МУК 4.3.2756-10 «Методические указания по измерению и оценке микроклимата производственных помещений». При отсутствии производственного контроля микроклимата в тоннелях небольшой протяженности можно использовать данные метеослужбы или многолетние среднемесячные величины температуры воздуха по СНиП «Строительная климатология» за самый холодный месяц года.

В нормативно-методических документах нормы освещенности в железнодорожных тоннелях при проведении осмотров, ремонтных работ искусственных сооружений, пути и др. отсутствуют. В СНиП «Тоннели железнодорожные и автодорожные» отмечается, что «горизонтальная освещенность в железнодорожных тоннелях на уровне головки рельсов и в сервисных штольнях на уровне чистого пола должна быть не менее 1 лк», что по нашему мнению недостаточно для проведения указанных выше работ. В ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта» по табл. 5.1. «Нормы освещенности искусственных сооружений» указана та же норма на уровне головки рельса 1 лк. В то же время в табл. 5.2. «Нормы освещенности для плановых ремонтно-путевых и строительно-монтажных работ, выполняемых в темное время суток» указана норма 50 лк для «ремонтных работ в тоннелях: осмотр и обмер обделки; удаление слабых камней; расшивка швов; перекладка деформированных частей обделки; замена рельсов, шпал; очистка дренажных лотков». Нам видится, что следует установить нормативное значение для основных профессиональных групп работников, обслуживающих железнодорожные тоннели не ниже 50 лк.

В соответствии с МУК 4.3.2812-10 «Инструментальный контроль и оценка освещения р.м.», выбор критериев оценки естественного и искусственного освещения должен быть произведен также во взаимозависимости от измеренных величин КЕО и показателей искусственного освещения, а оценка условий труда по фактору «световая среда» должна производиться в соответствии с действующими нормативными и методическими документами санитарного законодательства. Класс условий труда по фактору «освещение» по Р 2.2.2006-05 следует устанавливать с учетом возможности компенсации недостаточности или отсутствия естественного освещения путем создания благоприятных условий искусственного освещения и при необходимости компенсации ультрафиолетовой недостаточности.

Оценка класса условий труда по освещенности нами проведена с учетом времени нахождения на участках с разными условиями и уровнем освещенности (МУ 2.2.4.706-98/МУ ОТ РМ 01-98 «Оценка освещения р.м.»): класс условий труда 3.1-3.2.

Следует отметить, что в тоннелях Слюдянского участка применены современные энергосберегающие лампы. Однако проведенные исследования [6] указывают, что доза синего света через ганглиозные клетки, центры гипоталамуса, гипофиз и надпочечники в значительной степени влияет на концентрацию кортизола в течение рабочего дня человека. Всплески кортизола приводят к расширению зрачка человека. Существует опасность поражения сетчатки глаза и ее быстрой деградации при светодиодном освещении (при отсутствии синего с длиной волны 480 нм), а также нарушается нормальное управление диаметром зрачка глаза (при большой дозе синего на 460 нм). При выборе источников света в тоннелях целесообразно предусмотреть меры по исключению эффекта «меланопсинового креста», который присутствует во всех ныне существующих энергосберегающих источниках света.

Для Северо-Муйского тоннеля характерно гипогеомагнит-ное поле, причем коэффициент его ослабления максимален на участках, где применены чугунные тюбинги кольцевого очертания.

На р.м. тоннелей большой протяженности активность радона в десятки раз превышает допустимые значения. Нормативные документы учитывают расчетную максимальную потенциальную эффективную дозу в оценке ионизирующего излучения. Вместе с тем, ОА радона в зоне дыхания работников тоннелей вариабельна и зависит от многих факторов. Среди них следует выделить температуру воздуха, температуру радоносодержащей воды, поступающие через тектонические разломы [7], скорость движения по трещинам воздуха и воды [8], наличие «эффекта насоса» при механической вибрации почвы [9], «поршневого эффекта», режим работы вентиляционной системы [10]. В связи с чем нами предложена методика расчета и учета доз облучения работников тоннелей [11], которая в настоящее время используется для своевременного принятия эффективных мер по снижению дозовой нагрузки на персонал.

Заключение

Вышеизложенное свидетельствует, что железнодорожные тоннели являются сложными в инженерном отношении подземными сооружениями, имеющими специфические особенности формирования условий труда, которые являются неустранимыми. Условия труда на р.м. тоннелей Восточно-Сибирской железной дороги относятся к 3 вредному классу 3-4-й степени и характеризуются комплексом неблагоприятных факторов. Вредному действию пыли, шума, микроклимата, отсутствию естественного освещения, тяжести труда подвергаются в равной степени все профессиональные группы работников всех тоннелей ВСЖД. Дополнительно наличие химических веществ в концентрациях выше ПДК характерно для р.м. Кодарского и Байкальского тоннелей, высокие уровни общей вибрации, не-ионизирующего и ионизирующего излучения - для Байкальского и Северо-Муйского тоннелей. Даны предложения по гигиенической оценке параметров микроклимата, освещенности на р.м. в зависимости от конструктивных решений тоннелей и времени подземных работ.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1145-1149

Original article

Литература (п. 10 см. References)

1. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В. Концепция осуществления государственной политики, направленной на сохранение здоровья работающего населения России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. Здоровье населения и среда обитания. 2014; (9): 4-8.

2. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году». М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2015.

3. Измеров Н.Ф. Оценка профессионального риска и управление им - основа профилактики в медицине труда. Гигиена и санитария. 2006; 85 (5): 14-6.

4. Махутов Н.А. Защита объектов железнодорожного транспорта на базе оценки стратегических рисков тяжелых катастроф. Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2011; (2): 3-8.

5. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России; 2005.

6. Дейнего В.Н., Капцов В.А. Свет энергосберегающих и светодиодных ламп и здоровье человека. Гигиена и санитария. 2013; 92 (6): 81-4.

7. Молчанов В.С. История и технологии строительства Северо-Муйского тоннеля. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2005; (8): 100-10.

8. Воронов Е.Т., Галинов Ю.Н. Аэродинамические методы борьбы с радоном на урановых рудниках России. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2005; (1): 40-3.

9. Гендлер С.Г., Мироненкова Н.А. Радиационная обстановка в выработках Северомуйского тоннеля в первый период его эксплуатации. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2007; 2 (12): 196-205.

11. Куренкова Г.В., Лемешевская Е.П. Природные источники ионизирующих излучений на рабочих местах: проблемы оценки условий труда и радиационного риска. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013; (3): 59-63.

References

1. Izmerov N.F., Bukhtiyarov I.V., Prokopenko L.V. The concept of implementation of state policy aimed at maintaining the health of the working population of Russia for the period till 2020 and further prospect. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2014; (9): 4-8. (in Russian)

2. State report "On the state sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2014". Moscow: Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare; 2015. (in Russian)

3. Izmerov N.F. The occupational risk assessment and management is the basis of prevention in occupational medicine. Gigiena i sanitari-ya. 2006; 85 (5): 14-6. (in Russian)

4. Makhutov N.A. Protection of objects of railway transport on the basis of the evaluation of the strategic risks of severe accidents. Byul-leten' Ob"edinennogo uchenogo soveta OAO "RZhD". 2011; (2): 3-8. (in Russian)

5. R 2.2.2006-05. Guidance on the hygienic assessment of factors of working environment and labor process. The criteria and classification of working conditions. Moscow: Federal Centre of Sanitary Inspection Ministry of Health of Russia; 2005. (in Russian)

6. Deynego V.N., Kaptsov V.A. Light energy-saving and led lamp lighting and human health. Gigiena i sanitariya. 2013; 92 (6): 81-4. (in Russian)

7. Molchanov V.S. History and technology building North-Muya tunnel. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyy analiz. Modelirovanie. 2005; 4 (8): 100-10. (in Russian)

8. Voronov E.T., Galinov Yu.N. Aerodynamic methods of dealing with radon in uranium mines of Russia. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyy analiz. Modelirovanie. 2005; (1): 40-3. (in Russian)

9. Gendler S.G., Mironenkova N.A. The radiation situation in the workings of North-tunnel in the first period of its operation. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten ' (nauchno-tekhnicheskiy zhurnal). 2007; 2 (12): 196-205. (in Russian)

10. Schmid S., Wiegand J. The influence of traffic vibrations on the radon potential. Health. Phys. 1998; 74 (2): 231-6.

11. Kurenkova G.V., Lemeshevskaya E.P. Natural sources of ionizing radiation at the workplace: the problems of assessment of working conditions and radiation risk. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk). 2013; (3): 59-63. (in Russian)

Поступила 08.06.16 Принята к печати 04.10.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.