Научная статья на тему 'К вопросу об условиях труда в тоннелях Байкало-Амурской магистрали Восточно-Сибирской железной дороги'

К вопросу об условиях труда в тоннелях Байкало-Амурской магистрали Восточно-Сибирской железной дороги Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ / ГИГИЕНА ТРУДА / RAILWAY TUNNEL / OCCUPATIONAL HEALTH

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Куренкова Г. В.

На Восточно-Сибирской железной дороге эксплуатируются железнодорожные тоннели различной протяженности и глубины заложения. Условия труда в тоннелях Байкало-Амурской магистрали зависят, в том числе, от гидрогеологических и инженерно-геологических условий, местных метеорологических факторов, конструкции и обделки тоннеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Куренкова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT WORKING CONDITIONS IN THE TUNNEL OF BAIKAL-AMUR RAILWAY OF EAST-SIBERIAN RAILROAD

Railway tunnels of varying length and depth of laying are operated by the East-Siberian railway. Working conditions in the tunnels of the Baikal-Amur Railway depend, inter alia, on the hydrogeological and engineering geological conditions, local meteorological factors, structures and lining the tunnel.

Текст научной работы на тему «К вопросу об условиях труда в тоннелях Байкало-Амурской магистрали Восточно-Сибирской железной дороги»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВСНЦ СО РАМН, 2010, № 4 (74) УДК 625.1:613.64

Г.В. Куренкова

К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВИЯХ ТРУДА В ТОННЕЛЯХ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)

На Восточно-Сибирской железной дороге эксплуатируются, железнодорожные тоннели различной протяженности, и. глубины, заложения. Условия труда в тоннелях Байкало-Амурской магистрали зависят, в том. числе, от. гидрогеологических и инженерно-геологических условий, местных метеорологических факторов, конструкции и обделки, тоннеля..

Ключевые слова: железнодорожный тоннель, гигиена труда

TO THE QUESTION ABOUT WORKING CONDITIONS IN THE TUNNEL OF BAIKAL-AMUR RAILWAY OF EAST-SIBERIAN RAILROAD

G.V. Kurenkova Irkutsk State Medical University, Irkutsk

Railway tunnels of varying length and depth, of laying are operated, by the East-Siberian railway. Working conditions in the tunnels of the Baikal-Amur Railway depend, inter alia, on the hydrogeological and. engineering geological conditions, local meteorological factors, structures and lining the tunnel.

Key words: railway tunnel, occupational health

При прокладке железнодорожного полотна, сооружении мостов и тоннелей строители Байкало-Амурской магистрали (БАМ) успешно решили сложнейшие научно-технические проблемы. Магистраль проходит по огромным пространствам вечной мерзлоты, непроходимой тайге. Сегодня освоение мощностей БАМ, его полная загрузка стали импульсом для развития масштабных экономических задач, так как это самый короткий железнодорожный выход к портам Тихого океана, в Якутию и другие восточные районы России [1].

Поддержание железнодорожных тоннелей в рабочем состоянии осуществляется соответствующей организацией по обслуживанию тоннелей. При этом основными профессиями являются бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, обходчик пути и искусственных сооружений, ремонтник искусственных сооружений, тоннельный рабочий, мастер тоннельный, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, электромеханик, электромонтер.

В течение ряда лет изучаются условия труда в железнодорожных тоннелях Восточно-Сибирской железной дороги — Байкальском, Мысовых, Севе-ромуйском, обходных Северомуйских, Кодарском.

Мысовые, обходные Северомуйские, Кодар-ский тоннели небольшой протяженности (до 2,5 км) и характеризуются сходными параметрами производственной среды. Температура воздуха как в холодный, так и в теплый периоды года, колеблется от 1 до 12 °С, относительная влажность воздуха 50 — 87 %, скорость движения воздуха на рабочих местах зависит от искусственной вентиляции, прохождения железнодорожного состава и находится в пределах 0,2 — 6,7 м/с, что существенно превышает нормативные значения.

В железнодорожных тоннелях предусмотрено искусственное освещение. Источником света являются лампы накаливания системы общего освещения, а также индивидуальные фонари рабочих. При этом уровни освещенности, как правило, соответствуют нормируемым значениям и составляют 31—37 лк у поверхности земли.

Оценка производственного шума на основных рабочих местах позволила установить, что источником шума являются железнодорожная техника, составы, а также оборудование и вентиляционные системы тоннелей. При прохождении поезда уровни звука колеблются от 87 до 94 дБА. Вместе с тем, эквивалентные уровни звука на рабочих местах зависят от времени нахождения рабочего в тоннеле, используемого ручного инструмента и количества пройденных составов (78 — 85 дБА).

Производственная вибрация оценивалась на рабочих местах машинистов электровозов, мотовозов, а также тоннельных рабочих при использовании виброинструментов, причем эквивалентный корректированный уровень вибрации, как правило, не превышает предельно-допустимых уровней.

Уровни электромагнитных полей промышленной частоты (50 Гц) на электрифицированных участках соответствуют санитарным правилам и нормам. Так, напряженность электрического поля колеблется от 0,85 до 1,78 кВ/м, а магнитная индукция — от 2,0 до 17,5 мкТл.

Основные химические вещества в воздухе рабочей зоны, определяемые при гигиенических обследованиях тоннелей — азота диоксид, углерода оксид — не превышают предельно-допустимые концентрации. На рабочих местах машинистов электровозов и компрессорных установок обнаружены углеводороды алифатические предельные

(С1 — С10), масла минеральные в концентрациях ниже допустимых уровней. Однако, при проведении сварочных работ в тоннеле могут обнаруживаться повышенные концентрации марганца в сварочных аэрозолях, трижелезо диоксид, озон.

Работники тоннеля подвергаются воздействию пыли, содержащей кремний диоксид ^Ю2 от 2 до 10 %), концентрация которой возрастает в воздухе рабочей зоны при прохождении железнодорожной техники и достигает 50 мг/м3 при допустимых концентрациях 4 мг/м3. В эти периоды пылевая нагрузка превышает расчетную допустимую на всех рабочих местах в несколько раз.

Тяжелые (вредные) условия труда на рабочих местах в Кодарском, обходных Северомуйских, Мысовых железнодорожных тоннелях определяются по показателям «рабочая поза», «вынужденные наклоны корпуса», «физическая динамическая нагрузка при перемещении груза вручную на расстояние более 5 м».

Наиболее сложным в обслуживании и гигиеническом отношении следует считать Северомуйский тоннель. Он самый протяженный на рассматриваемом участке (более 15 км). Условия труда работающих имеют ряд отличий в связи с наличием комплекса неблагоприятных производственных факторов, ведущими из которых, кроме физических (шум, отсутствие естественного освещения, тяжесть трудового процесса и др.), являются повышенные концентрации радона в зоне дыхания (максимальная зафиксированная эквивалентная равновесная объемная активность радона 13300 Бк/м3 в 2008 г. при нормируемой величине 310 Бк/м3 для населения), охлаждающий микроклимат с высокой влажностью (до 99 %) и подвижностью воздуха (до 2,6 м/с), пыль ^Ю2 от 2 до 10 %) до 24,6 мг/м3 при ПДК - 4 мг/м3 [4].

На рассматриваемом участке Восточно-Сибирской железной дороги во втором по протяженности Байкальском тоннеле (6,7 км) имеются подобные Северомуйскому тоннелю условия труда (максимальная зафиксированная эквивалентная равновесная объемная активность радона 5820 Бк/м3 в 2010 г., колебания температуры воздуха от 2,2 до 9,2 °С, относительной влажности до 89 %, скорости движения воздуха до 2,5 м/с, высокие концентрации пыли после прохождения подвижного состава и т.д.).

Несомненно, значимым гигиеническим фактором в Северомуйском и Байкальском тоннелях является радон, основная часть которого поглощается и выделяется из организма через органы дыхания. Продукты распада радона оседают в легочной ткани, и высокие концентрации радиоактивных элементов могут вызвать повреждение ткани легкого. По сравнению с гамма- и рентгеновским излучением, а- и р-частицы оказывают более выраженное повреждающее действие на ткани, так как создают значительно более высокую плотность ионизации. Если внешнее облучение можно прекратить или уменьшить, убирая или экранируя источник, то внутреннее облучение от инкорпорированных в организм радионуклидов, продолжается непре-

рывно до их полного выведения или распада и не поддается регулированию. Ряд зарубежных работ показывает связь между загрязнением воздуха жилых помещений продуктами распада радона и риском возникновения рака легкого. Литературные данные отечественных ученых свидетельствуют, что воздействие радона в сочетании с другими неблагоприятными факторами способствует росту заболеваемости и смертности от легочных, желудочно-кишечных и других заболеваний [2, 5].

Рабочие, обслуживающие железнодорожные тоннели, могут получать внутреннее облучение радоном и от местной воды, используемой для питьевых нужд, если не проводятся противорадо-новые мероприятия (отстой, барботаж и др.). Например, при изучении проб воды одной из скважин были зарегистрированы превышения активности радона в 96 раз.

В настоящее время проводится работа по организации учета эффективных эквивалентных доз работающих в железнодорожных тоннелях, конечным итогом которой должно стать, при получении предела доз, перемещение работающих на менее радоноопасные участки или перевод на работы, не связанные с воздействием ионизирующего излучения. Необходимо также учитывать, что лица, обслуживающие тоннели уже подверглись воздействию радона и дочерних продуктов его распада в течение ряда лет, что сказывается на состоянии их здоровья (по данным ЗВУТ и периодических медицинских осмотров) [3].

Следует учитывать и биологический фактор, воздействующий на рабочих, обслуживающих все тоннели, который возникает в результате прохождения пассажирских поездов и загрязнения железнодорожных путей продуктами жизнедеятельности человека при несоблюдении правил «санитарной зоны».

При исследовании геомагнитного поля в железнодорожных тоннелях выявлены участки с увеличением его интенсивности и существенным ослаблением (более 2). Величина геомагнитного поля напрямую зависит от типа использованного при строительстве материала. Например, на Северомуйском тоннеле было возведено 24 типа обделки (чугунные и железобетонные тюбинги, бетон, железобетон и др.).

Таким образом, при гигиенических исследованиях в железнодорожных тоннелях БАМ ВосточноСибирской железной дороги (Кодарском, Северомуйском и обходных, Мысовых, Байкальском) было установлено, что работающие в подземных условиях подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов, основными из которых являются охлаждающий микроклимат с высокой скоростью движения воздуха, повышенные уровни шума, физические нагрузки, пылевой и биологический факторы, отсутствие естественного освещения. Наличие радона и его дочерних продуктов распада в зоне дыхания рабочих характерно для наиболее протяженных тоннелей (Северомуйского и Байкаль-

ского), где создаются «благоприятные» условия для его накопления. Ослабление геомагнитного поля встречается на отдельных участках железнодорожных тоннелей, где для внутренней обделки используются металлические конструкции.

ЛИТЕРАТУРА

1. БАМ — вечное достояние державы. — Красноярск : Сиенит-КрАЗ, 2009. — 19 с.

2. Ильин Л.А., Книжников В.А. Гигиенические проблемы радиационного и химического канцерогенеза — М. : Медицина, 1979. — 33 с.

3. Куренкова Г.В. и др. Влияние условий труда на заболеваемость подземных рабочих железнодорожного тоннеля // Сиб. мед. журнал. — 2009. — № 8. — С. 119—122.

4. Куренкова Г.В. и др. Гигиеническая оценка факторов производственной среды и трудового процесса рабочих, обслуживающих подземную часть Северомуйского тоннеля // Сиб. мед. журнал. — 2009. — № 2. — С. 83 — 85.

5. Москалев Ю.И. Отдаленные последствия воздействия ионизирующих излучений. — М. : Медицина, 1991. — 464 с.

Сведения об авторах

Куренкова Галина Владимировна - к.м.н., ассистент кафедры гигиены труда и гигиены питания Иркутского государственного медицинского университета (664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 2; тел./факс: 8 (3952) 24-12-94, тел.: 8 (924) 621-37-38; е-таіі: gigtrud@rambler.ru, vladlad@rambler.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.