Научная статья на тему 'Санитарно-эпидемиологическое благополучие общеобразовательных учреждений и здоровье учащихся с дисплазией соединительной ткани'

Санитарно-эпидемиологическое благополучие общеобразовательных учреждений и здоровье учащихся с дисплазией соединительной ткани Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
250
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ / ДИСПЛАЗИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ / SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGIC WELL-BEING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / HEALTH OF TEENAGERS / DYSPLASIA OF CONNECTING TISSUE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванова Екатерина Андреевна, Плотникова Ольга Владимировна, Демченко Владимир Григорьевич, Глотов Андрей Васильевич

Для оценки возможности негативного влияния комплекса средовых факторов на здоровье подростков с дисплазией соединительной ткани (ДСТ) проведена оценка санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) общеобразовательных учреждений г.Омска по методике А.Г. Сухарева и Л.Я. Каневской. К первой группе СЭБ отнесены 15%, ко 2-й 77% и к 3-й 8% школ. Частично соответствовали гигиеническим требованиям организации медицинского обеспечения 45% общеобразовательных учреждений. При расчете относительного и непосредственного риска с использованием четырехпольной таблицы сопряженности выявлены связи нарушений здоровья с воздействием причинного фактора. У подростков с ДСТ риск ухудшения здоровья по так называемым школьным болезням (миопия, нарушения осанки, патология желудочно-кишечного тракта) выше, чем у детей без ДСТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванова Екатерина Андреевна, Плотникова Ольга Владимировна, Демченко Владимир Григорьевич, Глотов Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGIC WELL-BEING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND HEALTH OF PUPILS WITH DYSPLASIA OF CONNECTING TISSUE

For an estimation of possibility of negative infl uence of a complex factors on health of teenagers with dysplasia of connecting tissue the estimation of sanitary-and-epidemiologic well-being of educational institutions of Omsk has been conducted. Th e fi rst group of sanitary epidemiological well-being amounts to 15 %, the 2nd 77 % and 3rd 8 % of schools. 45 % of educational institutions only partially corresponded to hygienic requirements of the organization of medical maintenance. In calculation of relative and immediate risk with use of associativity tables the communications of disturbances of health with infl uence of the causal factor have been revealed. In the teenagers with dysplasia of connecting tissue risk of deterioration of health because of so-called school illnesses ( myopia, posture disturbances, pathology of gastroenteric tract) is higher, than in children without signs of dysplasia of connecting tissue.

Текст научной работы на тему «Санитарно-эпидемиологическое благополучие общеобразовательных учреждений и здоровье учащихся с дисплазией соединительной ткани»

ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЭКОЛОГИЯ

© ИВАНОВА Е.А., ПЛОТНИКОВА О.В., ДЕМЧЕНКО В.Г., ГЛОТОВ А.В. — 2011 УДК 613.955:611.018.2-007.11+371.6

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЗДОРОВЬЕ

УЧАЩИХСЯ С ДИСПЛАЗИЕЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ

Екатерина Андреевна Иванова, Ольга Владимировна Плотникова, Владимир Григорьевич Демченко, Андрей Васильевич Глотов (Омская государственная медицинская академия, ректор — д.м.н., проф. А. И. Новиков, кафедра медицины труда и профзаболеваний, зав. — д.м.н., проф. В. Г. Демченко)

Резюме. Для оценки возможности негативного влияния комплекса средовых факторов на здоровье подростков с дисплазией соединительной ткани (ДСТ) проведена оценка санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) общеобразовательных учреждений г.Омска по методике А.Г. Сухарева и Л.Я. Каневской. К первой группе СЭБ отнесены 15%, ко 2-й — 77% и к 3-й — 8% школ. Частично соответствовали гигиеническим требованиям организации медицинского обеспечения 45% общеобразовательных учреждений. При расчете относительного и непосредственного риска с использованием четырехпольной таблицы сопряженности выявлены связи нарушений здоровья с воздействием причинного фактора. У подростков с ДСТ риск ухудшения здоровья по так называемым «школьным болезням» (миопия, нарушения осанки, патология желудочно-кишечного тракта) выше, чем у детей без ДСТ.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений, здоровье подростков, дисплазия соединительной ткани.

SANITARY-AND-EPIDEMIOLOGIC WELL-BEING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND HEALTH OF PUPILS WITH DYSPLASIA OF CONNECTING TISSUE

E.A. Ivanova, O.V. Plotnikova, V.G. Demchenko, A.V. Glotov (Omsk State Medical Academy)

Summary. For an estimation of possibility of negative influence of a complex factors on health of teenagers with dysplasia of connecting tissue the estimation of sanitary-and-epidemiologic well-being of educational institutions of Omsk has been conducted. The first group of sanitary — epidemiological well-being amounts to 15 %, the 2nd — 77 % and 3rd — 8 % of schools. 45 % of educational institutions only partially corresponded to hygienic requirements of the organization of medical maintenance. In calculation of relative and immediate risk with use of associativity tables the communications of disturbances of health with influence of the causal factor have been revealed. In the teenagers with dysplasia of connecting tissue risk of deterioration of health because of so-called "school illnesses» ( myopia, posture disturbances, pathology of gastroenteric tract) is higher, than in children without signs of dysplasia of connecting tissue.

Key words: sanitary-and-epidemiologic well-being of educational institutions, health of teenagers, dysplasia of connecting tissue.

Здоровье современных школьников имеет устойчивую негативную тенденцию к ухудшению практически по всем классам болезней [1,6]. По данным Росстата, в 2010 году в общеобразовательных школах Российской Федерации обучалось около 13,5 млн. детей и подростков. Роль внутришкольных факторов в формировании здоровья детей и подростков очевидна, так как большую часть дня школьники проводят в общеобразовательных учреждениях. Средняя школа — самый массовый тип образовательного учреждения и срок обучения в нем максимален. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, вклад внутришкольной среды в процесс формирования здоровья у детей и подростков составляет от 20 до 27% [2].

В комплексе причин ухудшения здоровья детей значительное место занимают: несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений гигиеническим требованиям, значительные по объему и интенсивности учебные нагрузки, недостаточные возможности сохранения и укрепления здоровья учащихся [6,9,11].

В связи с этим, ряд исследователей обращают внимание на значимость диспластикозависимых структурно-функциональных нарушений органов и систем организма подростка и взрослых в процессах формировании у них соматической полипатологии [3,12,13]. Дисплазии соединительной ткани (ДСТ) — это наследственные нарушения соединительной ткани мультифакториаль-ной природы, объединенные в синдромы и фенотипы на основе общности внешних и/или висцеральных

признаков и характеризующиеся многообразием клинических проявлений от доброкачественных субклинических форм до полиорганной и полисистемной патологии с прогредиентным течением [7]. Несмотря на высокую распространенность (от 13 до 85,4%), дети и подростки с фенотипическими появлениями ДСТ часто выпадают из сферы внимания практических врачей. В силу анатомо-физиологических особенностей растущего организма, именно подростки в большей степени подвержены воздействию различных неблагоприятных факторов [2]. В этом возрасте (14-16 лет) происходит манифестация многих хронических заболеваний и максимальная реализация фенотипических признаков дис-плазии соединительной ткани [4].

Цель работы: проанализировать санитарно-эпидемиологическое благополучие общеобразовательных учреждений г. Омска для оценки возможности негативного влияния комплекса средовых факторов на здоровье подростков с ДСТ.

Материалы и методы

Проведена гигиеническая оценка 76 общеобразовательных учреждений г. Омска на соответствие СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Оценка показателей санитарно-

эпидемиологического благополучия осуществлялась по материалам форм статистической отчетности Управления Роспотребнадзора по Омской области, в том числе формы № 9-94 и № 9-05 «Сведения о санитар-

но — эпидемиологическом состоянии учреждений для детей и подростков».

Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных учреждений оценивался по методике разработанной А.Г. Сухаревым и Л.Я. Каневской [8]. Основой метода является оценка соответствия фактического состояния учебного учреждения существующим гигиеническим нормативам. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения в образовательном учреждении проводилась на основании анализа 10 показателей: санитарной ситуации территории образовательного учреждения; набора, площади и оборудования помещений; состояния внутренних систем водоснабжения, канализования и санитарного оборудования помещений; светового режима; воздушно-теплового режима; режима и организации учебно-воспитательного процесса; условий и организации физического воспитания; условий и организации питания; санитарно-противоэпидемического режима; организации медицинского обслуживания.

Степень риска показателя санэпидблагополучия для здоровья обучающихся оценивалась по трехуровневой шкале: 1) риск не выражен (сумма баллов от 100 до 95); 2) слабая степень риска (сумма от 94 до 65 баллов); 3) сильная степень риска (сумма баллов менее 65).

Также проводили количественную оценку степени риска в связи с воздействием предполагаемого причинного фактора. Рассчитывали показатели относительного риска (ОР) и непосредственного (НР) риска с использованием четырехпольной таблицы сопряженности при значении х2 > 3,84 [5]. Показатель относительного риска указывает, во сколько раз риск заболевания (или другого события) в исследуемой группе выше по сравнению с контрольной. Показатель непосредственного риска — это абсолютная разница в риске заболеваний для основной и контрольной групп.

Результаты и обсуждение

В проведенных нами ранее исследованиях выявлена достаточно высокая распространенность ДСТ среди учащихся 9 классов общеобразовательных школ г. Омска в возрасте 15-16 лет (средний возраст 15,2±0,68 лет), которая составила 35-38,5%. Наиболее распространенными внешними признаками ДСТ у подростков являлись нарушения осанки и сколиоз (59,9%), поперечное плоскостопие (68,7%), воронкообразная деформация грудной клетки (ВДГК) — 59,4%. килевидная деформация грудной клетки (27%), миопия (22,1%), крыловидные лопатки (6%), гипермобильность суставов (5%).

В структуре обследованных общеобразовательных учреждений основную долю составили средние общеобразовательные учреждения — 83%, гимназии и лицеи соответственно 10% и 7%. Многие школы, построенные до 1970 г, не имели необходимого набора помещений: недостаточно классных комнат, лаборантских при кабинетах, мастерских, спортивных залов. Санитарно-техническими инженерными системами были обеспечены все обследованные общеобразовательные учреждения.

Превышение проектной вместимости отмечено в 23 (30%) из 76 школ, в этих же школах выявлена перегрузка от 1,7 до 50,7%, в среднем на 18,9%. В 23 (30%) из 76 школ отмечено превышение наполняемости классов более 25 человек.

Оборудование спортивной зоны обеспечивало выполнение учебных программ по физическому воспитанию в 71 из 76 (93%) школ. Однако не всегда состав и площади физкультурно-спортивных площадок полностью соответствовали гигиеническим нормативам. Отсутствие необходимых для спортивных занятий помещений и оборудованных на пришкольном участке спортивных площадок не позволяет в полной мере удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, которая особенно необходима лицам с ДСТ.

Естественное освещение помещений соответствовало норме в классных комнатах, учебных кабинетах, аудиториях, кабинетах информатики и вычислительной техники, лаборанских, мастерских, кабинетах, обслуживающих видов труда в 50 (66%) из 76 школ. Снижение КЕО менее 1% на полу в спортивном зале отмечено в 24 (32%) из 76 школ. При комбинированной системе освещения освещенность составляла менее 70% от нормируемой в 40 (53%) из 76 школ. Светопроемы учебных помещений не всегда были оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами. В 15% измерений уровни освещенности не соответствовали гигиеническим требованиям. В 16% обследуемых кабинетов имелись занавеси, мешающие естественному освещению. В 3% школ использовались шторы из поливинилхлорид-ной пленки. Только 58% школ имели преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп типа ЛБ-40, ЛД-40. В остальных случаях применяли лампы накаливания. В 28% учебных кабинетов использовались люминесцентные лампы разного спектра, в 34% — замена перегоревших ламп производилась не своевременно.

Параметры микроклимата не соответствовали гигиеническим требованиям в 12,5% общеобразовательных учреждений. В классных помещениях, учебных кабинетах в 12,5% школ отмечены повышенные температуры воздуха. В 6% спортивных залов температура воздуха ниже нормируемой, в 3% — выше нормируемой. В учебных мастерских также отмечено нарушение температурного режима, превышение температуры выявлено в 3% помещений, и пониженная температура в 8%. В 4% кабинетов общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха составила 21,6%. В спортивных залах выявлено снижение относительной влажности в 15 из 76 (20%) школах в среднем на 12,3%. Искусственная освещенность спортивных залов на полу в 8 из 76 (11%) школах составила 116,7 лк, что ниже нормируемой. В половине школ периодически отмечались колебания температуры воздуха в спортивных залах, иногда выявлялось повышение содержания пыли в воздухе.

В 15 (20%) из 76 школ, рациональное питание основано на организации щадящего питания, со специальной кулинарно-технологической обработкой продуктов, и исключением из рациона острых приправ и жареных блюд. Случаи нарушения принципов щадящего питания выявлены в 61 (80%) из 76 школ в виде изменения объемов порций.

Оптимальная организация ученического рабочего места является одним из ведущих факторов профилактики учебного утомления и сохранения учебного уровня учащихся [10]. Одно из основных ее условий — строгое соответствие антропометрических характеристик учащихся функциональным размерам школьной мебели [14,15]. Нарушения в обеспечении ученической мебелью выявлены в 55 (72%) из 76 обследованных нами общеобразовательных учреждениях. В 35 (46%) из 76 обследованных кабинетов мебель не комплектная, в 9 (12%) из 76 учреждений не осуществляется подбор мебели по возрасту и росту детей. Несоответствие ученической мебели росто-возрастным показателям детей в 4 школах (5%) выявлено в большинстве классов, единичные несоответствия зарегистрированы во всех школах. В 20 (26%) из 76 школах мебель не промаркирована, маркировка проведена неправильно также в 20 (26%) из 76. В 69 (91%) из 76 школах выявлены учебные классы, где используются парты нескольких номерных групп. При правильной расстановке ученических столов в 69 (91%) из 76 школ у светонесущей стены при левостороннем освещении, редко соблюдается расстояние от первых столов до доски, расстояние первого ряда от светонесущей стены, расстояние между рядами. Часто парты расставлены без учета из маркировки, не соблюдены размеры проходов и расстояния между предметами оборудования.

Таблица 1

Показатели относительного и непосредственного рисков здоровью подростков с ДСТ по сравнению с контрольной группой

Заболевания Распространенность р Относительный риск Непосредственный риск, чел/100 учащихся дополнительно

ДСТ (П=113) Контроль (П=128)

Чел. % Чел. %

Миопия 25 22,12* 15 11,71 0,03 2,39 11,0

Сколиоз 30 26,55* 6 4,69 0,000 6,67 21

Нарушение осанки 38 33,63* 17 13,28 0,0002 3,55 11,7

Хронический гастрит 12 10,62* 3 2,34 0,0008 4,95 8,28

Примечание: * — статистически значимые различия при сравнении между подростками с ДСТ и контрольной группой.

Нами проанализировано 132 расписания 9-х классов. В 8% общеобразовательных учреждений занятия во вторую смену начинались после 14.00 часов. В 8% случаях занятия первой и второй смен пересекались, что нежелательно. В 38% школ интервал между первой и второй сменами составлял 5 и менее минут. У 33% девятиклассников продолжительность урока составляла 40 минут, при рекомендуемой — 45 минут. В 5% расписаний учащихся 9-х классов нагрузка превышала нормируемую.

Подростки с ДСТ, нередко нуждающиеся в обучении в специальной или подготовительной группах, часто занимались вместе со всеми одноклассниками, либо им не уделялось должное внимание в течение занятия. Нередко отдельные занятия с детьми, имеющими отклонения в здоровье, в том числе и с подростками с ДСТ, вовсе выпадали из сетки расписания.

В 17 (22%) из 76 общеобразовательных учреждениях медицинское оснащение расценено как недостаточное. Во многих школах совмещены процедурный кабинет и кабинет врача. Неполный набор оборудования и инструментария, в том числе для выполнения скрининг тестов выявлен в 14 (18%) из 76 школ.

Подросткам с ДСТ с профилактической целью должны регулярно назначаться физиотерапевтические процедуры и комплексы ЛФК. Наличие процедурного кабинета, физиотерапевтического оборудования, условий для проведения ЛФК и специально подготовленного персонала отмечено в 17 из 76 школ (22%). Неполное оснащение оборудованием процедурного кабинета или отсутствие обеспечения физиотерапевтического лечения при наличии необходимого оборудования отмечено в 56 (74%) из 76 школ. Отсутствие условий для лечебно-оздоровительной работы и специально подготовленного для этого персонала зарегистрировано в 3 школах (4%).

Полнота охвата профилактическими осмотрами не менее 90% с обязательным определением объема необходимого обследования ребенка, с профосмотром врачом-специалистом, с дачей заключения о состоянии здоровья и определения группы здоровья зарегистрировано в 64 (84%) из 76 школы. В 12 школ (16%) при охвате осмотрами не менее 90% детей отсутствовал доврачебный этап (скрининг-диагностика). Нередко при наличии рекомендаций по диспансеризации подростков оздоровительные и корректирующие мероприятия проводились не в полном объеме.

Лицам с ДСТ противопоказаны некоторые виды работ, в т.ч. во вредных условиях труда, например, со значительными зрительными нагрузками. Наличие списка учащихся, подлежащих целевому медицинскому осмотру на выявление заболеваний и дефектов развития, ограничивающих профессиональную пригодность, с врачебно-профессиональным заключением и выполнение всех рекомендаций врача выявлено в единичных случаях, в большинстве случаев отмечено игнорирование школьниками врачебных рекомендаций.

В большинстве школ (73 из 76) профилактическая работа по контролю за условиями воспитания и обучения в

соответствии с перечнем функциональных обязанностей сведена к медицинскому контролю за организацией питания и санитарно-гигиеническим условиям в образовательном учреждении.

Четкой регистрации заболеваемости в первичных медицинских документах, ее учет и оформление статистического отчета по принятой форме в абсолютных показателях, расчет относительных величин этих показателей и их анализ нами ни в одном образовательном учреждении не отмечено.

По уровню санитарно — эпидемиологического благополучия обследованные нами образовательные учреждения распределились следующим образом: к первой группе отнесены 15%, ко 2-й — 77% и к 3-й — 8%. При отдельной оценке санитарной ситуации на территории общеобразовательных учреждений сильная степень риска отмечена в 5% обследованных общеобразовательных школ, и в 20% школ риск не выражен. В зависимости от набора, площади и оборудования помещений, а также от внутренних систем водоснабжения, канализации и санитарного оборудования зданий сильная степень риска выявлена в 10% общеобразовательных учреждений. Слабая степень риска средовых факторов для здоровья подростков выявлена при оценке светового и воздушно-теплового режима в 46%. При анализе режима и организации учебно-воспитательного процесса сильная степень риска выявлена в 35% случаев. Незначительные нарушения, укладывающиеся в слабую степень риска для здоровья обучающихся подростков, выявлены при изучении и анализе условий и организации физического воспитания и питания. 45% общеобразовательных учреждений лишь частично соответствовали гигиеническим требованиям организации медицинского обеспечения.

Проведено простое одномоментное обследование «случай-контроль» 241 школьника 9-х классов лицея №12 и 147 гимназии г. Омска, 134 девушек и 107 юношей. Подростки разделены на две группы — лица с ДСТ (п=113) и контрольная группа — лица без признаков ДСТ (п=128).

У подростков с ДСТ риск ухудшения здоровья по некоторым позициям выше, чем у детей без признаков дисплазии соединительной ткани, в частности, по так называемым «школьным болезням». Распространенность миопии у подростков с ДСТ статистически значимо выше, чем в контрольной группе (табл.1.), риск развития миопии при недостаточной освещенности у школьников с ДСТ в 5 раз больше, чем в контрольной группе, непосредственный риск в этом случае равен 11,0 /100 учащихся дополнительно (табл. 1.). Среди подростков с ДСТ суммарная частота выявления нарушений осанки и сколиоза превышает 60%. Относительный риск развития патологии позвоночника при неправильном подборе школьной мебели у лиц с ДСТ, по сравнению с контролем, более, чем в 6 раз выше (табл.1.). Нарушение режима и характера питания увеличит риск развития ДСТ-ассоциированной патологии желудочно-кишечного тракта у изучаемой когорты более чем в 3,5 раза.

Только в двух обследованных общеобразовательных учреждениях г. Омска условия обучения можно считать допустимыми. В остальных школах условия обучения являются умеренно опасными. Наиболее выражены отклонения режимных моментов в организации учебно-воспитательного процесса, медицинского обеспечения. Отмечен большой процент риска условий обучения для здоровья подростков с дисплазией соединительной ткани.

Учитывая значительную распространенность ДСТ среди школьников, значимые уровни относительного и непосредственного рисков, требуются дальнейшие усилия по улучшению условий обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях, усиление медицинского обеспечения данной когорты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 352с.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 437 с.

3. Горохов С.С. Функциональное состояние сердечнососудистой системы у мужчин призывного возраста с аномально расположенными хордами левого желудочка // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. — 2004. — №4. (прил 2). — С. 123.

4. Клеменов А.В. Недифференцированная дисплазия соединительной ткани: клинические проявления, возможности диагностики и патогенетического лечения. — М., 2005. — 136 с.

5. Корнышева Е.А. Платонов Д.Ю., Родионов А.А., Шабашов А. Е. Эпидемиология и статистика как инструменты доказательной медицины. — Тверь, 2009. — 80 с.

6. Кучма В.Р., Храмцов П.И., Сотникова Е.Н. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе // Гигиена и санитария. — 2006. — №3. — С. 61-64.

7. Наследственные нарушения структуры и функции соединительной ткани. Российские рекомендации // Дисплазия соединительной ткани: Журнал практикующих врачей. — 2009. — №2. — 24с.

8. Сухарев А.Г., Каневская Л.Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Метод. пособие. — М., 2002. — 208с.

9. Храмцов П.И. Особенности физического развития современных детей в оценке функциональных размеров ученической мебели. // Гигиена и санитария. — 2009. — №2. — С. 34-36.

10. Храмцов П.И., Молдованов В.В., Сотникова Е.Н. Школьная мебель и вариативные подходы к ее использованию. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХ1 веке. — М., 2004. — Ч.3. — С. 281-282.

11. Шим Н.Н., Токарев С.А. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи //Материалы всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. — М., 2006. — С.218.

12. Яковлев В.М., Глотов А.В., Ягода А.В. Иммунопатологические синдромы при наследственной дис-плазии соединительной ткани. — Ставрополь, 2005. — 234с.

13. Яковлев В.М., Карпов Р.С., Белан Ю.Б. Нарушение ритма и проводимости при соединительнотканной дисплазия сердца. — Омск: Курьер, 2001. — 160 с.

14. Milanese S., Grimmer K. К School furniture and the user population: an anthropometric perspective. // Ergonomics. — 2004. — Vol.47, N 4. — P.416-426.

15. Panagiotopoulou G., Christoulas K., Papanckolaou A., Mandroukas K. Classroom furniture dimensions and anthropometric measures in primary school. // Appl. Ergon. — 2004. — Vol. 35, N2. — P.121-128.

Информация об авторах: 644050, г. Омск, пр. Мира, д.9, кафедра медицины труда и профессиональных заболеваний, тел._(3812) 65-04-22, факс 65-04-22, e-mail: [email protected], [email protected] Иванова Екатерина Андреевна — ассистент, Плотникова Ольга Владимировна — к.м.н., доцент, Демченко Владимир Григорьевич — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, Глотов Андрей Васильевич — д.м.н., профессор.

© ОЮУНГЭРЭЛ Б., ОТГОН Г., НАРЬЯА, ЦЭРЭНДОЛГОР У., КОЗЛОВА Н.М., ИГНАТЬЕВА Л.П. — 2011 УДК:616.014.5-053(470.61)

АНАЛИЗ КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ТЕЛА МОНГОЛОВ

Б.Оюунгэрэл1, Г.Отгон2, НарьяаУ.Цэрэндолгор4, Наталья Михайловна Козлова5, Лариса Павловна Игнатьева5 ('Научно-Исследовательский Институт Монголии; 2Монгольский Государственный Медицинский Университет;

3Улан-Баторский Сонгдо госпиталь; 4Институт Общественного Здоровоохранения Монголии;

5Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. При обследовании 240 коренных жителей Монголии (монголов) установлено распределение по статусу питания. У больных, страдающих ожирением отмечено выраженное увеличение компонентных состава тела по сравнению у людей с нормальной массой тела. Полученные данные свидетельствуют о том, что определить компонентного состава тела может с успехом использоваться для больным с избыточным весом и с ожирением необходимо проведение оценки пищевого рациона и его коррекции с целью оптимизации лечения и профилактики осложнений.

Ключевые слова: компонентный состав тела, монголы, статус питания.

THE ELEMENT COMPOSITION OF BODIES OF MONGOLIAN PEOPLE

B.Oungerel, G.Otgon, Narjaa, U.Tserendolgor, N.Kozlova, L.Ignatjeva (Scientific Research Institute of Mongolia, Mongolian State Medical University, Ulan Bator Songdo Hospital, Itstitute of Public Health of Mongolia, Irkutsk State Medical University)

Summary. There have been examined 240 native inhabitants of Mongolia. In the patients with obesity the expressed increase in element composition of a body, as compared with the people with normal body mass, has been revealed. The data obtained show that definition of element composition of a body can be used successfully in the treatment of the patients with overweight and obesity. It is necessary to conduct the estimation of dietary intake and its correction with the purpose of treatment optimization and prevention of complications.

Key words: element composition of a body, Mongols, nutritional state.

Для более тонкой дифференцированной оценки статуса питания человека применяется анализ компонентного состава тела, под которым понимается количественное соотношение основных структурных элементов, обладающих различной метаболической и функциональной активностью (мускульный, костный, жировой, водный компоненты).

Были разработаны сложные модели, а именно трехи четырехкомпонентные модели. Эти модели подразделяют состава тела не только жировую массу и безжировую массу, а также в общую воду тела, костную массу и остаточную массу (Withers et al. 1996). Масса тела человека является суммой массы костей, мышц, внутренних органов, жидкости и жировой ткани. Вода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.