Февраль №2 (251) знсо
39
g
g
УДК 613.96
ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА
Л.А. Проскурякова1, Е.Н. Лобыкина2, Ю.А. Толмачев3, Н.Н. Митина3 'Новокузнецкий филиал-институт ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; 2ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» МЗ ; 3ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе, г. Новокузнецк
Проведен анализ условий обучения студентов в вузах г.Новокузнецка за период с 2005 по 2010 гг. В настоящее время санитарно-эпидемиологический надзор за вузами ведется без анализа учебной деятельности (расписания учебных занятий, режима труда и отдыха студентов), отсутствует шкала трудоемкости дисциплин специальностей, получаемых в высших учебных заведениях. Ключевые слова: студенты, здоровье, санитарно-гигиенические условия обучения, вуз.
L.A. Proskuryakova, E.N. Lobykina, U.A. Tolmachev, N.N. Mitina □ HYGIENE AND SANITARY EDUCATION CONDITIONS ASSESSMENT IN UNIVERSITIES OF NOVOKUZNETSK □ Novokuznetsk branch-institute of SEI HPE Kemerovo State University; FBEI APE Novokuznetsk state Institute for medical improvement», Ministry of Health; FBHI Center of hygiene and epidemiology in the Kemerovo region, Novokuznetsk and Novokuznetsk area, Novokuznetsk
□ Students educational conditions analysis was carried out from 2005 to 2010 years period. Currently, sanitary and epidemiological university inspection is working without learning activity analysis (studying, schedule, work-rest regime) and the difficulty scale of disciplines studying in universities are also being absent. Key words: students, health, hygiene and sanitary education conditions, university.
Важнейшей социальной задачей высшей школы является охрана здоровья учащихся в процессе получения профессионального образования, формирование у студентов мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни (ЗОЖ), содействие овладению ими навыков самосохранительно-го поведения [3, 5]. Известно, что одним из факторов риска нарушения здоровья в период получения высшего и среднего профессионального обучения является несоблюдение санитарно-гигиенических требований к процессу обучения. Между тем, на высшее учебное заведение (вуз), которое должно проходить санитарно-эпидемиологический контроль один раз в 5 лет, ложится ответственность не только за обучение и воспитание учащейся молодежи, но и за их здоровье [1—4].
Цель исследования: изучить условия обучения студентов в ведущих вузах г. Новокузнецка за период с 2005 по 2010 гг.
Материалы и методы. Условия обучения студентов изучены в 3 ведущих вузах г. Новокузнецка: Сибирском государственном индустриальном университете (СибГИУ), Новокузнецком филиале Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ), Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА). Санитарно-гигиеническая оценка вузов проводилась на основании собственных исследований, отчетов по экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению, полученных вузом в процессе аккредитации, аттестации и лицензирования, и материалов (протоколов) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе. Учебная нагрузка и санитарно-гигиеническая оценка учебного процесса проводилась на основании материалов архивных документов и отчетов учебно-методических отделов вузов, содержащих информацию о расписании учебных занятий студентов, рабочих учебных программ по направлениям подготовки студентов, составивших репрезентативную выборку исследования (всего 1 797 человек). Статистический анализ осуществлялся с помощью пакета программ
SPSS 13.0, достоверность различий оценивалась t-критерием Стьюдента (критический уровень значимости р < 0,05), Манна-Уитни, с поправкой Бонферрони, х2, Крускала-Уоллиса.
Результаты и их обсуждение. КузГПА располагает 8 корпусами, разбросанными по двум районам города, что значительно увеличивает продолжительность учебного дня для студентов за счет перемещения между корпусами. Во всех вузах площади помещений, озеленение, огражденность соответствуют санитарно-гигиеническим нормативам. Хозяйственные зоны всех земельных участков имеют самостоятельный въезд с улицы, на каждом участке на железобетонных плитах установлено по 2 контейнера для сбора мусора. Набор помещений позволяет организовать в вузе учебный процесс. СибГИУ состоит из четырех учебных корпусов, блоков поточных аудиторий (переход между главным /постройка 1963 г./ и металлургическим /постройка 1985 г./ корпусами) и лабораторий. Материально-техническая база редакционно-технических отделов и библиотек в полной мере обеспечивает потребности образовательного процесса, не имеет значимых особенностей в рассматриваемых вузах.
Учебные кабинеты в вузах оборудованы двухместными и четырехместными столами и стульями, что в целом соответствует росту обучающихся. Оснащение мебелью учебных аудиторий имеет недостатки во всех вузах. В большинстве случаев мебель некомплектная, имеет более 60—70 % износа (особенно учебные доски), недостаточный фонд компьютерных классов, видеопроектров. Расстояние между партами, первым рядом и батареями, первым учебным столом и доской, местонахождение стола для преподавателя, не соответствует размерам, установленным в санитарно-гигиенических требованиях к учебной мебели и оборудованию учебных помещений. Лаборатории «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Криминалистическая лаборатория» (НФИ КемГУ), «Лаборатория психологических исследований» (КузГПА), лаборатории «Энергогенерирующие технологии и
40
ЗНиСО Февраль №2 (251)
комплексы», Материаловедение», «Горное дело» (СибГИУ) имеют не весь набор требуемого оснащения. Однако, в последние годы в вузах осуществляется систематическая наполняемость аудиторий, кабинетов, компьютерных классов необходимым оборудованием. В учебном процессе СибГИУ и КузГПА используются интерактивные доски. Рациональным с санитарно-гигиенических позиций является то, что во всех учебных аудиториях ученические столы установлены с учетом левостороннего естественного освещения. Недостаточное оснащение инструментария в токарной, кулинарной мастерских (КузГПА), большая часть инструментария изношена. В КузГПА оборудованы 16 компьютерных классов, в 3 из них площадь помещения, приходящаяся на одно рабочее место (в норме 4 м2), не соответствует требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 п. 3.4.
Изучение параметров микроклимата (п = 462) и неионизирующих излучений на местах (п =365) показало их несоответствие нормативным величинам (в 3,5 и 5,4 % случаев соответственно). Естественное освещение в вузах осуществляется через окна, их целость не нарушена. Некоторые помещения не соответствуют требованиям санитарно-гигиенических норм естественной освещенности (часть аудиторий, рассчитанных на 75 и более посадочных мест, и некоторые компьютерные классы во всех вузах: особенно в поточных аудиториях СибГИУ и столовой, слесарной, швейной мастерских КузГПА за счет большой глубины помещения). Рабочие столы в компьютерных классах СибГИУ размещены без учета левостороннего естественного освещения. Искусственное освещение общее, представлено люминесцентными лампами и лампами накаливания, светильниками серии ЛПО. Уровни искусственной освещенности в среднем составляют 430—500 Лк (п = 401). В большинстве случаев уровень освещённости находится в допустимых нормативных пределах, но не достигает оптимальной величины (600 Лк и более). В некоторых компьютерных классах над столами нет локальных светильников, не все доски в лабораториях и некоторые станки в мастерских имеют собственное освещение.
Тепло, водоснабжение и канализация в вузах централизованное, 1 раз в год по графику профилактическое отключение горячей воды. Систематически в вузах проводятся энергосберегающие мероприятия, включающие модернизацию тепловых узлов (так, в 2008 г. модернизированы 2 узла в НФИ КемГУ), утепление и замена старых оконных блоков в корпусах. В период подготовки к отопительному сезону проводятся все необходимые мероприятия по промывке систем отопления, осуществляются гидравлические испытания тепловых узлов и участков теплотрасс зданий вузов. В зимний период параметры теплоносителей не соответствуют оптимальным величинам в НФИ КемГУ и КузГПА: было выявлено, что в 28,4 % случаев температура была ниже нормируемых величин. В жаркий период температура воздуха учебных аудиторий вузов в среднем соответствовала норме и находилась в пределах 21,2—24,3 °С (при норме 18—23 °С). Относительная влажность воздуха так-
же находилась в норме и соответствовала в среднем 33,5 % (при допустимых значениях не более 60,0 %). Вентиляция не соответствует нормирован- О ной величине в некоторых мастерских (КузГПА), 5? подвальных помещениях (НФИ КемГУ), столовой, лабораториях (СибГИУ).
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза соответствия санитарным нормам и правилам зданий, территорий, строений, помещений, ¡—И оборудования вуза проводится без учета замеров Ед уровней шума и вибраций в компьютерных клас- ^ сах и специализированных производственных ла- ЕЕ бораториях. Анализ факторов учебной среды по 3
санитарно-гигиеническим параметрам (освещен- ■_
ность, температура, микроклимат, электромагнитные поля) не показал статистически значимых различий между анализируемыми вузами.
При изучении организации питания, было выявлено, что в анализируемых вузах г. Новокузнецка горячее питание осуществляется в столовых, которые работают до 15—17 ч, что достаточно для обеда студентам и преподавателям любой смены обучения. Так, например, в КузГПА на 8 учебных корпусов имеется 2 столовых (156 посадочных мест) и 4 буфета. Однако такое количество не обеспечивает полноценным горячим питанием всех участников образовательного процесса вуза. Система организации питания сотрудников и студентов в НФИ КемГУ включает 2 столовые (учебные корпуса № 1, 4), 2 кафе и 3 буфета в учебных корпусах, обеспечивающие обслуживание в течение полного учебного дня до 18 ч с общим числом посадочных мест — 307.
В СибГИУ столовая (на 1 000 посадочных мест) является отдельным структурным подразделением с собственным кондитерским цехом, новым холодильным, кухонным оборудованием. В течение рабочего дня столовая обслуживает до 1 500 человек. Кроме этого, в СибГИУ работают 4 буфета и кафе, имеющие не постоянное местонахождение, их ассортимент представлен в основном кондитерскими изделиями, газированными напитками, выпечкой (пицца, пирожки и т. д.) — т. е. продуктами, которые могут употребляться в качестве дополнительного, но не основного питания. Ценовая политика в столовых вузов щадящая, по результатам анкетирования 928 студентов в 2009— 2010 гг., 19,6 % студентов не могут позволить себе питаться в столовых и употребляют нерациональную, несбалансированную пищу буфетов. Среди опрошенных студентов 1,5 % не питаются в вузе по материальным причинам.
Во всех 3 вузах объемно-планировочные решения столовых соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, предъявляемым к организации общественного питания. В столовых — все необходимые помещения, оборудование, меню с указанием пищевой ценности блюд. Особенностей в меню и диетах в сравниваемых вузах не выявлено.
Организация физической культуры (ФК) и медицинского обслуживания студентов не показала значимых отличий в рассматриваемых вузах. В КузГПА в трех из восьми учебных корпусах созданы условия для занятий ФК (имеются
Февраль №2 (251) знисо
41
g
спортивные и тренажерные залы), функционирует валеологическая лаборатория, кабинет ЛФК. В НФИ КемГУ и СибГИУ имеются собственные спортивные комплексы с тренажерными и спортивными залами, буфетами, фитобарами. Это позволяет рационально организовать проведение ФК на всех курсах обучения студентов и оздорав-ливать учащуюся молодежь в удовлетворительных санитарно-гигиенических условиях.
Выводы. Санитарно-гигиенические условия обучения в трех вузах г.Новокузнецка можно оценить как удовлетворительные. Несоответствия санитарным требованиям и нормам проявляются в недостаточной площади (КузГПА) в неприспособленных для учебы аудиториях (подвальные помещения); в значительном износе мебели и нерациональным с гигиенических позиций ее размещением в аудиториях; в недостаточном по количеству и устаревшем оснащении некоторых лабораторий и компьютерных классов (во всех вузах). В 4,5 % случаев выявлены несоответствия в соблюдении воздушно-теплового режима, параметрах неионизирующего излучения, естественной освещенности поточных аудиторий (СибГИУ), столовой, мастерских (КузГПА). Мастерские (КузГПА), подвальные помещения (НФИ КемГУ), столовая, некоторые лаборатории (СибГИУ) плохо вентилируются. Горячее питание возможно только в столовых в первую смену, 19,6 % студентов не могут позволить себе питаться в них и употребляют нерациональную, несбалансированную пищу буфетов.
Санитарно-эпидемиологический надзор за вузами ведется без анализа учебной деятельности (расписания учебных занятий, режима труда и отдыха студентов), и отсутствует шкала трудоемкости дисциплин специальностей, получаемых в вузах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин //Гигиена и санитария. 2005. № 3. С. 48—52.
2. Блинова Е.Г. Научные основы социально-гигиенического мотиринга условий обучения студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Дис. ... д-ра мед. наук. М., 2010.
3. Ерофеев Ю.В., Михеева Е.В., Новикова И.И., Поляков А.Я. Результаты гигиенической оценки здоровья современных школьников / Ю.В. Ерофеев, Е.В. Михеева, И.И. Новикова, А.Я Поляков //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 10—12.
4. Кучма В.Р., СухареваЛ.М. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков в современных условиях: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 4—6.
5. Сафонкина С.Г., Молдованов В.В. Научно-методическое обоснование подходов к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях / С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249). С. 37—39.
6. Сенашенко В.С., Ткач Г.Ф. О тенденциях реформирования российской высшей школы / В.С.Сенашенко, Г.Ф. Ткач //Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 21—24.
Контактная информация:
Лобыкина Елена Николаевна, тел.: 8 (923) 612-00-82, e-mail: LEN67@mail.ru
Contact Information: Lobykina Elena, phone: 8 (923) 612-00-82, e-mail: LEN67@mail.ru
УДК 615.9
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ БИОХИМИЧЕСКИХ И ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ, ПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ С ПОВЫШЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ МАРГАНЦА
Н.В. Зайцева1, М.А. Землянова1, Д.Л. Мазунина1,2 'ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», г. Пермь; 2ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь Исследования по оценке изменений биохимических и гематологических показателей у детей, потребляющих питьевую воду с повышенным содержанием марганца на уровне до 3,3 ПДК, позволили идентифицировать в 54 % проб крови обследованных детей повышенную концентрацию марганца (превышение референтного уровня в 1,3 раза). Доказана связь выявленных негативных эффектов со стороны центральной нервной системы (повышение глутамата, ГАМК), системы крови (понижение железа, гемоглобина, повышение НЖСС), усугубляющихся дисбалансом окислительно-антиоксидантной системы (повышение гидроперекиси липидов, МДА, 8-OHdG, понижение ГлПО, Cu/Zn-СОД, ОАС), с повышенной концентрацией марганца в крови. Ключевые слова: марганец, питьевая вода, детское население, негативные эффекты.
N.V. Zaitseva, M.A. Zemlyanova, D.L. Mazunina □ ESPECIALLY CHANGES OF BIOCHEMICAL AND HEMATOLOGIC INDICATORS IN CHILDREN DRINKING POTABLE WATER WITH HIGH CONTENT OF MANGANESE □ Federal Scientific Center for Medical and Preventive Health, Perm; Perm State National Research University, Perm □ Studies to assess changes in biochemical and hematological indicators in children drinking potable water with high content of manganese at 3.3 to MPC allowed to identify 54 % of the examined blood sample children increased manganese (exceeding the reference level in 1.3 times). Reliable dependence of identified negative effects of the central nervous system (increased glutamate, GABA), the blood system (a decrease iron, hemoglobin, increased TIBC), exacerbated by an disbalance of the oxidant - antioxidant system (increase of lipid hydroperoxides, MDA, 8-OHdG, a decrease GPx, Cu/Zn-SOD, TAS), with high content of manganese in blood was proved. Key words: manganese, potable water, children population, negative effects.
В современных условиях стабильного загрязнения объектов среды обитания особую значимость приобретает качество питьевой воды, подаваемой населению из источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
По данным Федерального информационного фонда (2012 г.), в промышленно развитых регионах Российской Федерации за последние три года доля проб воды из водопроводной сети, не соответствующей гигиеническим нормативам по химическим